Психологические науки
УДК 159.9
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
Сергей Евгеньевич Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Петрович Жигадло, доктор педагогических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (ФГБОУ ВО «СибАДИ») г. Омск; Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Омский автобронетанковый инженерный институт, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ (ФГКВОУ ВО ОАБИИ), г. Омск
Аннотация
Рассматриваются связи динамики формирования навыков вождения у слушателей автошкол с их индивидуально-психологическими особенностями. Анализ корреляционных данных показал, что в отношении юношей характерными являются связи динамики формирования водительских навыков с такими свойствами, как сила нервной системы, баланс между внутренним возбуждением и торможением, а также ситуативная тревожность. У девушек же обнаружены связи с подвижностью торможения и личностной тревожностью. Характер корреляций между изучаемыми показателями дает основание утверждать, что у юношей навыки управления автомобилем формировались под воздействием более широкого комплекса индивидуальных особенностей, чем у девушек.
Ключевые слова: водительские навыки, индивидуально-психологические особенности, система «водитель - автомобиль - дорога - среда», обучение водителей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p275-279
INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL DRIVING SKILLS
FORMATION
Sergey Evgenyevich Bebinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ale-ksandr Petrovich Zhigadlo, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk; Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Omsk Panzer-Automobile Engineering Institute, Branch of the Military Academy of Logistics named after Army General of Russian Defense Ministry
A.V. Khrulev, Omsk
Annotation
We consider the dynamics relationship of driving skills formation among the driving school students taking into account their individual psychological characteristics. Correlation data analysis showed such distinguishing dynamics correlation properties of the juvenile driving skills formation as the force of nervous system, the balance between the internal excitation and inhibition as well as situational anxiety. Female students' correlations introduce the braking mobility and personal anxiety. The nature of the correlations between the studied parameters gives the reason to believe that the young men driving skills were formed under the influence of a wider range of individual characteristics than of girls.
Keywords: driving skills, individual psychological characteristics, the «driver - car - road - environment» system, driver training.
ВВЕДЕНИЕ
Существенное увеличение количества транспортных средств, а также обилие дорожно-транспортных происшествий повышают интерес к обеспечению надежности водителей.
Особенностью профессиональной деятельности человека в системе «водитель -автомобиль - дорога - среда» (ВАДС) является, с одной стороны, то, что он наиболее важное звено, а с другой - менее надежное. Данные, имеющиеся в литературе, показы-
вают, что частота отказов в системах управления по вине человека составляет от 20 до 95 % [7].
Успешность деятельности оператора обусловлена уровнем познавательных способностей. Водитель, управляющий современной техникой, оказывается в условиях дефицита времени, отведенного на принятие решений, которое в значительной степени индивидуально обусловлено и зависит от психологических особенностей личности субъекта. По этому поводу П.К. Анохин отмечал, что принятие решения переводит системный процесс афферентного синтеза в программу действий [1].
Современные условия труда водителей актуализируют поиск индивидуальных путей повышения эффективности обучения управлению автотранспортными средствами. Имеющиеся к настоящему времени данные определенно свидетельствуют, что люди с различными способностями, базируемыми на разных типологических особенностях, имеют неодинаковые учебные и производственные показатели [3].
В соответствии с этим задача исследования состояла в выявлении влияния индивидуально-психологических особенностей на процесс формирования навыков вождения у слушателей автошколы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте участвовали слушатели автошколы (юноши, п=42 и девушки, п=54) в возрасте от 18 до 27 лет. Исследовались психодинамические свойства темперамента (экстравертированность и нейротизм по Г. Айзенку), уровень ситуационной и личностной тревожности оценивался по методике, предложенной Ч.Д. Спилбергом в адаптации Ю.Л. Ханина [6], типологические особенности проявления основных свойств нервной системы (сила, подвижность торможения и возбуждения, внешний и внутренний баланс между возбуждением и торможением) определялись с использованием методик, разработанных Е.П. Ильиным [4].
В качестве контрольных тестовых показателей определялась динамика следующих основных водительских навыков [2]: навык начала движения на автомобиле с места (УДН), общая скоординированность управляющих автомобилем действий (СД), чувство переднего габарита (ПГ), чувство боковых габаритов (БГ), оценка зрительно-моторных ориентиров движения (ЗМО) и определение пространственных ориентиров движения задним ходом (ДЗХ).
Сформированность профессиональных навыков оценивалась экспертами, прошедшими специальную подготовку. Количество ошибок выражалось начислением штрафных баллов, являющихся средним арифметическим значением оценок, выставленных всеми экспертами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Динамика основных водительских навыков связана с индивидуально-психологическими особенностями, как у юношей, так и у девушек. В частности, динамика навыка чувства переднего габарита связана с уровнем ситуационной тревожности (г=0,36; р<0,05) (рисунок 1). Можно предположить, что это обусловлено проявлением повышенной осторожности в действиях обучавшихся, содействующей снижению количества ошибочных действий. У юношей с преобладанием торможения по внешнему балансу успешнее формировалось чувство переднего габарита автомобиля (г=-0,30; р<0,05).
Динамика навыка чувства боковых габаритов автомобиля отрицательно коррелирует с силой нервной системы (г=-0,41) и положительно с внешним балансом (г=0,30) и подвижностью возбуждения (г=0,34; р<0,05), т.е. юноши, имеющие более слабую нервную систему, преобладание внешнего возбуждения и подвижность возбуждения, имели более высокий темп формирования навыка чувства боковых габаритов.
У юношей прирост устойчивости двигательного навыка отрицательно коррелирует с такими личностными особенностями, как ситуационная (г=-0,30), личностная (г=-0,35) тревожность и нейротизм (г=-0,30; р<0,05).
Выявлена положительная корреляция динамики устойчивости двигательного навыка с силой нервной системы (г=0,38; р<0,05), т. е. юноши с сильной нервной системой имеют более высокий темп прироста в формировании данного навыка. В целом структура корреляций плеяд дает основание отметить, что динамика устойчивости двигательного навыка начала движения у юношей является как бы системообразующим фактором.
1 - прирост устойчивости двигательного навыка начала движения;
2 - прирост чувства переднего габарита автомобиля; 3 -прирост чувства боковых габаритов автомобиля; 4 -сила нервной системы;
5 - внешний баланс;
6 - подвижность возбуждения;
7 - нейротизм;
8 - ситуационная тревожность;
9 - личностная тревожность.
Линии, связывающие кружки, - достоверность связи: сплошная - положительная связь, пунктирная - отрица-ТбЛЬНЯЯ
Рисунок 1. Структура корреляций плеяд взаимосвя-
Одна линия - р<0,05; две - р<0,01
зи динамики основных водительских навыков и индивидуально-психологических особенностей у юношей по результатам формирующего эксперимента
У девушек динамика навыка общей координированности действий положительно коррелирует с силой нервной системы (г=0,26; р<0,05) и отрицательно с личностной тревожностью (г=-0,32; р< 0,05) (рисунок 2).
1 - прирост устойчивости двигательного навыка начала движения;
2 - прирост общей координированности управляющих автомобилем действий;
3 - прирост чувства переднего габарита автомобиля; 4 -прирост навыка оценки зрительно-моторных ориентиров движения;
5 - прирост чувства боковых габаритов автомобиля; 6 -сила нервной системы;
7 - подвижность возбуждения;
8 - подвижность торможения;
9 - внутренний баланс;
10 - личностная тревожность.
Линии, связывающие кружки: сплошная - положительная связь, пунктирная - отрицательная. Одна линия -р<0,05; две - р<0,01
О
V©
о о
о
Рисунок 2. Структура корреляций плеяд взаимосвязи динамики основных водительских навыков и индивидуально-психологических особенностей у девушек по результатам формирующего эксперимента
Более высокие темпы формирования устойчивости двигательного навыка начала движения у девушек отрицательно связаны с внутренним балансом между возбуждением и торможением (г=-0,26; р<0,05). Лица с преобладанием торможения имели более высокую динамику этого навыка. Темп прироста в формировании навыка в оценке зрительно-моторных ориентиров движения был выше у девушек с подвижностью возбуждения (г=0,43; р<0,01). Отрицательная связь динамики формирования навыка ЗМО наблюдается в отношении личностной тревожности (г=-0,26; р<0,05). У девушек с более низкой подвижностью торможения выше темп формирования навыков чувства переднего и боковых габаритов автомобиля (соответственно г=-0,27; г=-0,32 при р<0,05).
В целом анализ корреляционных данных показал, что динамика формирования основных водительских навыков, как у юношей, так и у девушек связана с индивидуально-психологическими особенностями. При этом характер и направленность связей несколь-
ко различаются. В отношении юношей характерными являются связи динамики формирования водительских навыков с такими свойствами, как сила нервной системы, баланс между внутренним возбуждением и торможением и ситуативной тревожностью.
Для девушек наиболее характерными являются связи с подвижностью торможения и личностной тревожностью. Характер корреляций между изучаемыми показателями дает основание утверждать, что у юношей навыки управления автомобилем формировались под воздействием более широкого комплекса индивидуальных особенностей, чем у девушек. В целом индивидуальные особенности личности отражают своеобразие и многообразие форм психологической обусловленности конкретной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имеющаяся в литературе информация [5] и полученные нами данные дают основание утверждать, что в процессе обучения формирование основных водительских навыков в определенной степени связано с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Если у юношей этому содействуют большая сила нервной системы и ситуативная тревожность, то у девушек - инертность торможения и личностная тревожность. В соответствии с этим в программе обучения необходимо учитывать вариативный компонент, что позволит наиболее полно реализовать индивидуально-психологические особенности, содействующие успеху в формировании профессиональных водительских навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 547 с.
2. Бебинов, С.Е. Стилевая направленность основных навыков управления автомобилем / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2011. - № 1 (55). - С. 110-115.
3. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика : избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -
464 с.
5. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.
- 701 с.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский [и др.] ; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2006. - 560 с.
7. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. - М. : Академия, 2002. -
224 с.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1968), Biology and neurophysiology of the conditioned reflex, Medicine, Moscow.
2. Bebinov, S.E. and Salnikov V.A. (2015), "Styles of basic driving skills", Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. "Jurisprudence" series, Vol. 55, No. 1. pp. 110 - 115.
3. Gurevich, K.M. (2008), Differential psychology and psychodiagnosis: selected works, Peter, St. Petersburg.
4. 4Ilyin, E.P. (2001), Differential psychophysiology, Peter, St. Petersburg.
5. Ilyin, E.P. (2004), Psychology of individual differences, Peter, St. Petersburg.
6. Balin, V.D., Gaida, V.K., Gerbachevsky, V.K. et al. (2006), in Krylova, A.A., Manicheva S.A. (Ed.), Workshop on general, experimental and applied psychology, 2nd ed. ext. and rev., Peter, St. Petersburg.
7. Romanov, A.N. (2002), Motor transportation psychology, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]