УДК 159.07
РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧ НОСТИ НА ПРИМЕР Е КУРСАНТОВ ВОЕННОГО И СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗОВ
Т О. Черноскутова
Рассмотрены психологическое понятие «эмоциональный интеллект» и научное обоснование данного явления. Приведены данные исследования уровня эмоционального интеллекта и волевых качеств личности. Сделаны выводы об условиях формирования этих психологических характеристик в зависимости от профессиональной направленности личности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, управление эмоциями, самомотивация, эмоциональная осведомленность, волевые качества личности.
В настоящее время одной из актуальных проблем психологии является развитие эмоциональной культуры человека. В современных психологических исследованиях подчеркивается актуальность для жизни и деятельности человека проблемы воспитания чувств. Ученые утверждают, что наряду с общей ориентацией в мире необходима также эмоциональная ориентация, которая заключается в способности непосредственно угадывать эмоциональные состояния других людей и непосредственно распознавать свои эмоциональные отношения с другими людьми. По их мнению, существует четкая зависимость функционирования индивида от точности его ориентации, в том числе и эмоциональной, которая особенно важна в период формирования личности1.
Более эффективной ориентации индивида в мире эмоций и чувств способствует развитие эмоционального интеллекта (ЭИ)2. В частности, военная деятельность относится к сфере «человек - человек», поэтому умение понимать на тонком эмоциональном уровне является необходимым для будущего военного.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта возникла в трудах Л. С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов3. Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние: аффекта на мышление, которое, в частности, проявляется в том, что, во-первых, «.. .во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее»4; во-вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания5. А. Н. Леонтьев показал также, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию6.
В настоящее время искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов отражает термин «эмоциональный интеллект», который определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой7. В настоящее время ак-
туальны исследования прогностического значения эмоционального интеллекта. Авторы модели способностей рассматривают его как предпосылку просоциального поведения8, сторонники «смешанных» моделей - как ключевой фактор успеха в общении и деятельности9. При проведении психологического эксперимента было обнаружено, что индивиды с высоким уровнем эмоционального интеллекта, в целом способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующей-ся личности.
Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них. Они принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, принципами и установками. При этом они обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми10. Можно отметить, что умение действовать, сохраняя внутренную среду эмоций и чувств, способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению.
Воспользуемся следующей структурой эмоционального интеллекта:
1) эмоциональная осведомленность - возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать истинные и ложные проявления чувств других людей;
2) управление своими эмоциями - умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоций;
3) самомотивация - умение эффективно действовать и принимать решения на основе эмоций;
4) эмпатия - способность понимать и сопереживать чувствам другого человека;
5) распознавание эмоций других людей - умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека с помощью вербальных и невербальных средств11.
Часто эмоциональный интеллект связывают с успешностью в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, в свою очередь, тесно связана с эмоционально-волевой сферой личности. В этой связи возникает потребность в рассмотрении взаимозависимости уровня эмоционального интеллекта и волевых качеств личности.
Изучение эмоционального интеллекта и волевых качеств личности на примере выборки курсантов военного и технического вузов. В исследовании уровня эмоционального интеллекта и эмоционально'-волевых качеств личности приняли участие курсанты Военного института (ВИ) - 134 человека (муж.) и студенты технического
института (ТИ) - 47 человек (муж.) возрастной категории 17-22 лет. При обработке данных был использован статпакет 8ТЛТ18Т1КЛу.7: метод корреляционного анализа и 1-критерий Стьюдента для определения различий .
Для выявления уровня эмоционального интеллекта была применена Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник БР)12. Методика, предложенная Н. Холлом, предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит следующие 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других.
Для выявления волевых качеств личности был использован опросник «Волевые качества личности», разработанный М. В. Чумаковым13. Опросник состоит из 78 вопросов и 9 шкал: ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность.
В ходе нашего исследования мы сочли некорректным включать такое качество, как внимательность, которое традиционно относится к познавательной сфере, в текст опросника. Поэтому в таблице данное качество не представлено.
Целью исследования было выявление и сравнение уровня эмоционального интеллекта и эмоциональноволевых качеств личности, в зависимости от условий, формирующих профессиональные качества.
В таблице 1 представлены средние значения уровня эмоционального интеллекта курсантов 1 и 5 курсов Военного института и студентов Технического института. Чем больше значение шкалы, тем выше уровень эмоционального интеллекта. В таблице 1 приведен средний ко-
эффициент эмоционального интеллекта по всем шкалам в баллах (максимальное значение по каждой шкале - 18).
Если сравнивать курсантов 1 и 5 курса, то значимых отличий в результатах не наблюдается (р > 0,05). Однако заметна положительная динамика развития данных качеств от младшего курса к старшему, за исключением шкалы «управление эмоциями»: 1 курс - 6,6 и 5 курс - 6,0.
При анализе результатов изучения качеств курсантов ВИ и студентов ТИ мы наблюдаем значимые отличия по шкале «Управление эмоциями»: 1 курс - 6,6; 5 курс - 6,0; ТИ - 3,1 (1 = 2,1). Положительная динамика наблюдается по шкале «самомотивация»: 10,8; 10,2 и 8,6 соответственно.
Средние значения эмоционального интеллекта позволяют сделать вывод: курсанты ВИ имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем студенты технического вуза.
Чем больше значение, тем более выражено данное качество (табл. 2). Значимых отличий по 1-тесту не было выявлено (р > 0,05). Среди курсантов 1 и 5 курсов присутствует положительная динамика развития всех волевых качеств, кроме целеустремленности: 1 курс - 7,0 и
5 курс - 6,7. При сравнении результатов исследования курсантов ВИ и студентов ТИ, представленных в табл. 2, видна разница по шкалам «ответственность», «самостоятельность» и «выдержка». У курсантов ВИ данные качества более выражены. Это позволяет говорить о том, что условия формирования волевых качеств, а именно те условия, в которых курсант проходит обучение будущей профессии, являются оптимальными для развития этих качеств.
Корреляционный анализ, представленный в табл. 3, показал положительную зависимость категории эмоци-
Таблица 1
ального интеллекта
Качество Показатель
1 курс ВИ 5 курс ВИ 5 курс ТИ
Эмоциональная осведомленность 6,8 7,7 6,6
Управление эмоциями 6,6 6,0 3,1
С амо мотивация 10,8 10,2 8,6
Эмпатия 8,8 8,8 8,8
Распознавание эмоций других людей 7,5 8,0 7,9
Среднее значение 8,1 8,14 7,0
Таблица 2
Средние показатели волевой сферы личности
Качество 1 курс ВИ 5 курс ВИ 5 курс ТИ
Ответственность 5,0 5,3 4,5
Решительность 5,2 5,0 4,9
Инициативно сть 4,9 5,3 4,4
Само стоятельно сть 5,4 5,6 5,1
Выдержка 6,5 7,0 6,3
Настойчивость 3,7 4,8 4,8
Энергичность 6,0 7,0 6,7
Целеустремленно сть 7,0 6,7 7,0
Среднее значение 5,5 5,8 4,2
онального интеллекта «управление эмоциями» от таких волевых качеств личности, как ответственность (0,52; р < 0,05); выдержка (0,43; р < 0,05). Шкала эмоционального интеллекта «самомотивация» имеет положительную взаимосвязь с таким волевым качеством личности, как энергичность (0,35; р < 0,05).
Итак, изучение уровня эмоционального интеллекта в структуре эмоционально-волевой сферы личности показало выраженность данной характеристики для будущего офицера по сравнению со специалистом технического профиля. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет распознавать тонкие эмоциональные реакции человека в условиях стресса, такие, как
страх, паника, отчаяние; помогает проявить сопереживание, оказать поддержку другому человеку; помогает принятию адекватного решения в сложной жизненной ситуации; обеспечивает контроль негативных эмоциональных реакций; мотивирует к эффективной деятельности. Научное исследование показало положительную взаимосвязь эмоционального интеллекта и таких волевых качеств личности, как ответственность, выдержка, энергичность. Эти составляющие являются важными для личности военного. Полученные данные позволяют говорить об оптимальных условиях развития эмоционального интеллекта и волевых качеств курсантов военного вуза.
Таблица3
Корреляционный анализ показателей значений уровня эмоционального интеллекта и волевых качеств личности (на основе выборки всех респондентов, п = 96)
Волевые качества личности Эмоциональный интеллект
эмоциональная осведомленность управление эмоциями самомотивация эмпатия распознавание эмоций других людей
Ответственность -0,215 0,516* 0,217 -0,156 -0,127
Инициативность -0,196 0,298 0,322 0,027 0,194
Решительность -0,183 0,254 0,099 0,124 0,082
Самостоятельность -0,058 0,181 -0,070 0,064 -0,071
Выдержка -0,004 0,428* 0,040 -0,014 0,016
Настойчивость -0,186 0,061 -0,103 0,190 0,043
Энергичность -0,068 0,300 0,354* -0,099 0,183
Целеустремленность 0,022 0,254 -0,009 0,096 0,066
Примечание. * - достоверные значения: p < 0,05
1 Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. М., 2000. Т. 2. С. 216.
2 Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: мат-лы III Междунар. науч. конф. Гомель, 18-19 октября 2006 г. / науч. ред. А. А. Лытко, И. В. Сильченко. Гомель, 2006. С. 2-4.
3 Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 2122, 357-358.
4 БлудовЮ. М. Надежность в спорте. М., 1985. С. 22.
5 Там же. С. 357.
6 Выготский Л. С. Указ. соч. Т. 2. С. 21-22, 357-358.
7 Леонтьев Д. А. Однопсишия. 2006. URL: http:// www.master-class.spb.ru/hum-leontiev (дата обращения: 25.06.2006).
8 Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 29-36.
9Mayer J. D. Emotional intelligence information. 2006. Р. 196197. URL: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/ (дата обращения: 25.06.2006).
10 Goleman D. Emotional intelligence. N.-Y, 1995. Р 221-222.
11 Андреева И. Н. Указ. соч. C. 3-6.
12 Mayer J. D. Op. cit.
13 Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169-178.