Таблица 5
Степень сформированности умения составлять сложноподчинённые предложения
на основе вопроса
Правильно составили сложноподчиненное предложение Допустили ошибки при составлении сложноподчиненного предложения
45% 55%
Анализ выполнения данного задания показал, что более 50% учащихся допускают ошибки при употреблении в речи сложноподчиненных предложений. Приведем примеры составленных первоклассниками предложений, в которых имеют место различного рода речевые ошибки: Они надели, потому что, чтобы не было видно их ртов (Илья О.), Чтобы деньги вылетели (Трофим Б.).
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в подготовительный период обучения грамоте необходимо проводить индивидуальную диагностику речевого развития первоклассников, которая позволила бы выявить степень развития синтаксического строя речи детей и наметить возможные подходы к организации работы, направленной на эффективное развитие грамматического строя речи младших школьников.
Литература
1. Фомичева Г.А. Формирование синтаксического строя речи младших школьников.
Автореф.докт.дисс. - М., 1984 - 20 с.
А.В. Котова
ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ СО СВОЕЙ
МАТЕРЬЮ В ДЕТСТВЕ
Ключевые слова: стиль переживания беременности, готовность к материнству, ранней онтогенез материнства.
Современные психологические исследования показывают, что физиологическое течение беременности связанно с рядом психологических факторов, в первую очередь с общей готовностью женщины к материнству и с опытом ее взаимодействия со своей матерью в онтогенезе [2;3;5;7]. Однако, исследования особенностей такой взаимосвязи у женщин с разным течением беременности единичны.
Психическое состояние беременных женщин в значительной степени является
© Котова А.В., 2013
результатом взаимодействия двух основных факторов - экстрагенитальных, к которым следует отнести соматические заболевания и индивидуально-типические особенности физического статуса женщины, и собственно генитальных, к которым можно отнести физиологические особенности женской половой сферы и некоторые формы генитальной патологии, а также особенности течения беременности [1]. Степень осложнения течения беременности и выраженность сочетания различных факторов оказывают различное воздействие на формирование компенсаторно-приспособительных (адаптационных) механизмов к состоянию беременности, что может являться фактором риска, влияющим на репродуктивное здоровье [3, с. 16-26]. В связи с этим встает задача исследовать роль психических и соматических факторов в формировании нарушений психических состояний у беременных женщин и их связь с протеканием беременности.
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, стадия материнства [2;4;5]. Исследованию феномена материнства посвятили свои работы такие авторы, как Г.Г. Филиппова (1996), А.И. Бруси-ловский (1984), А. Бертин (1992), А.С. Батуев (2000), О.В. Грибкова (2003), М.Л. Лазарев (2002), О С. Васильева, Е.В. Могилевская (2001), Н.П. Лапочкина (1996), И.В. Добряков (2003), В.И. Брутман (1994-2000), Е.Х. Агнаева (2003), Т.В. Леус (2001), Н.Л. Ма-мышева (2000), А.И. Захаров (1982-1998), Л.А. Баз (2003), М.Ю. Чибисова (2003), И.В. Грандилевская (2003). Сочетание проявлений, отражающих состояние женщины в беременности (физическое и психическое), отношение к беременности, ребенку и своему материнству и готовность к материнству охарактеризованно Г.Г. Филипповой как стиль переживания беременности [5]. Стиль переживания беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамики переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
Цель нашего исследования: изучить стиль переживания беременности и выявить взаимосвязь переживании беременности с полученным опытом взаимодействия с матерью в раннем онтогенезе у беременных женщин здоровых и имеющих различные соматические осложнения. Для реализации цели исследования нами были поставлены следующие задачи: сформировать группы беременных женщин с различными соматическими осложнениями и без осложнений; выявить и описать особенности онтогенеза материнской сферы в каждой группе; выявить взаимосвязь стиля переживания беременности с полученным опытом взаимодействия с матерью в раннем онтогенезе. Гипотеза исследования: у беременных женщин выявится взаимосвязь стиля переживания беременности с полученным опытом отношений со своей матерью в раннем онтогенезе. У беременных женщин с соматическими осложнениями и угрозой невынашивания ребенка выявятся отличия в стиле переживания беременности и отношений с матерью в раннем онтогенезе по сравнению с группой здоровых беременных.
Нами было обследовано 191 беременная женщина (в возрасте от 17 до 43 лет) на втором и третьем триместрах беременности, посещавшие женскую консультацию и находящиеся на лечении в отделении патологии беременных при ГКБ. Данная выборка была разделена на 5 групп на основе акушерско-гинекологического анамнеза: гестоз, экстрагенитальные заболевания, здоровые беременные: 1 группа - контрольная группа «Норма», женщины без патологии в беременности (п=31); 2 группа - беременные женщины с гестозом и экстрагенитальними заболеваниями (п=72); 3 группа - беременные
женщины с гестозом (п=69); 4 группа - женщины, с экстрагенитальными заболеваниями (п=19); 5 группа, женщины с «угрозой прерывания беременности» (п=47).
Методики исследования: 1) специально разработанная анкета с данными о женщине и медицинским анамнезом; 2) методика «Онтогенез материнской сферы» Г.Г. Филипповой. В опроснике содержатся вопросы об особенностях развития материнской потребностно-мотивационной сферы женщины в онтогенезе: отношение с матерью, стиль отношения матери, качество привязанности, особенности сепарации. Методика позволяет выявить особенности онтогенеза материнской сферы [4]; 3) Опросник на восприятие шевеление ребенка Г.Г. Филипповой позволяет оценить наличие субъектного отношения матери к еще неродившемуся младенцу на этапе беременности, проанализировать материнскую компетентность. А также вопросы методики позволяют выявить стиль переживания беременности [6]; 4) Интервью по стилям переживания беременности (Г.Г. Филиппова) [5]. При статистической обработке данных и проверке гипотезы использовались методы непараметрической статистики (Н- критерий Крускала-Уоллиса, критерий ^Стьюдента).
Анализ полученных результатов показал, что в группу «норма» входят беременные женщины соматически здоровые, у них выявлено по результатам методики онтогенеза материнства прочное качество привязанности с матерью (Н=4,75 при р<0,01), адекватная сепарация с мамой (Н=6,57 при р<0,01). Беременные женщины этой группы достаточно уверенны в себе, у них прочная привязанность, способность принимать самостоятельные решения. По результатам опросника на восприятие шевелений ребенка в группе исследуемых женщин адекватный стиль переживания беременности (Н=2,36 при р<0,01). В этой группе ответы женщинами давались полные, раскрытые, эмоции и ощущения от первого шевеления ребенка положительно окрашены («радость», «удивилась, улыбнулась», «было необъяснимо», «что-то зашевелилось»). Кажущиеся шевеления отмечались «невыразимо приятными» и «весьма приятными», иногда отмечались «болезненными», разница в шевелениях в течение дня выраженная (различие в баллах не менее двух). В группе «норма» у женщин выявленно сознательное и бессознательное принятие ребенка.
Во второй группе беременных женщин с заболеваниями экстрагенитальными и акушерско-гинекологическими выявлены высокие значения избегающего качества привязанности к матери (Н=1,06 при р<0,01), скорее всего, в результате конфликтных отношений со своей матерью (Н=2,16 при р<0,01) по результатам методики «онтогенез материнской сферы». Тревожный стиль отношения матери во второй группе (Н=1,15 при р<0,01) мог возникнуть вследствие конфликтных отношений с ней, что возможно спровоцировало ряд соматических заболеваний имеющихся у беременных женщин этой группы. Женщины испытывают неуверенность в помощи близких, избегают контактов с матерью в эмоционально значимых ситуациях. У женщин был выявлен амбивалентный и тревожный стили переживания беременности (Н=6,49 при р<0,01). В ходе исследования, изучая отношение женщин в группе к беременности, выявилось, что собственный стиль переживания беременности коррелирует с тревожным стилем отношения матери к женщинам этой группы. У будущих мам второй группы сочетается сознательное принятие ребенка с бессознательным отвержением его.
Для третьей группы будущих мам с «гестозом» характерен тревожный тип привязанности с матерью (Н=2,78 при р<0,01). Это означает, что у будущих мам присутствует неуверенность в себе, потребность в обязательном присутствии и помощи близких людей. В этой группе выявленны игнорирующий и амбивалентный стили переживания беременности (Н=3,71 и Н=2,18 соответственно при р<0,01). Игнорирование факта
беременности, либо депрессивное состояние будущей мамы отражает не принимающее или отвергающее отношение к беременности. Характерное для этой группы раннее соматическое ощущение шевеление плода сочетается с амбивалентным отношением к беременности и психологической неготовностью к материнству у женщин этой группы, и выражается в непринятии соматических переживаний шевеления. Это свидетельствует о конфликтном отношении к беременности и ребенку и проявляется в форме соматизации беременности - «гестоза».
В четвертой группе женщин с соматическими заболеваниями выявлена незавершенная сепарация с матерью, с сопротивлением зависимости (Н=2,6 при р<0,01). Характерен амбивалентный тип привязанности (Н=1 при р<0,01). Стиль отношения матери и сами отношения с ней очень сложные, с высокими значениями отвергающего стиля (Н=2,2 при р<0,01) и отстраненно холодными отношениями и низкими показателями по конфликтности (Н=2,5 и Н=0,6 соответственно при р<0,01). Требование поддержки от матери в сочетании с неуверенностью в ее адекватном оказании, недовольство собой и близкими, присутствующая неприязнь к проявлениям ребенка, одновременно стремление не быть похожей на мать - все эти качества свидетельствуют о психологической неготовности женщин к материнству в этой группе. Женщинам данной группы характерен игнорирующий (Н=4 при р<0,01) и эйфорический (Н=2,16 при р<0,01) стили переживания беременности. У них отсутствуют признаки тревоги, беременность интерпретируется как недомогание, выявленные стили переживания беременности могут говорить об общей личностной незрелости женщины, неготовности принять на себя ответственность за ребенка, что было выявлено по методике «онтогенез материнской сферы».
Для 5 группы исследуемых женщин с угрозой прерывания беременности характерны тревожный стиль отношения матери и избегающий тип привязанности с матерью (Н=1,12 и Н=1,02 соответственно при р<0,01). Такие качества, как полагание только на себя, нежелание принимать помощь, могли возникнуть вследствие гиперопеки матери, преувеличения ею внешней опасности, неуверенности в оказании помощи близкими. Все эти показатели по результатам исследования данной группы могли спровоцировать со-матизацию в виде угрозы прерывания беременности. По двум методикам в группе был выявлен тревожный стиль переживания беременности (Н=5,97 и Н=2,02 соответственно при р<0,01). Характерный избегающий тип привязанности с матерью у женщин группы с «угрозой прерывания» связан с усиленной эмоциональной реакцией при идентификации беременности. Первая эмоция при восприятии факта беременности у этих женщин - отрицательная (согласно выявленному стилю переживания беременности). В эту группу попадают женщины со свойственной им незрелой готовностью к материнству, которые пока не готовы перестроить свою жизнь, ориентироваться на ребенка, и как видно по диагнозам будущих мам пятой группы, их тело соматически сопротивляется беременности в форме угрозы невынашивания.
По результатам проведенного исследования можно сделать заключение, что опыт отношения со своей матерью в раннем онтогенезе влияет на особенности восприятия своего материнства беременными женщинами. И как видно по результатам исследования, стиль отношения матери к исследуемой особенности сепарации связан с неблагоприятными особенностями психосоматического состояния у женщин и неадекватным стилем переживания беременности. Данное исследование подтверждает важность работы перинатального психолога с женщиной на стадии беременности. Имея результаты по группам, разделенным по диагнозам течения беременности, психолог может воспользоваться диагностическими методиками, направленными на выявление характерных осо-
бенностей у женщин входящих в ту или иную группу, проанализировав которые, можно будет быстрее и эффективнее начать коррекционную работу с пациенткой (женщиной, находящейся на стадии беременности).
Литература
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.: СОТИС, 2001. - 320 с.
2. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
3. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал, 2003 г., том 24, № 6, стр. 16-26.
4. Филиппова Г.Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.
6. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
7. Kreisler L. L'enfant du desordre psychosomatique. Toulouse: Private, 1981.
Г.А. Магомедов
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Ключевые слова: содержание воспитания, профилактическая работа, готовность, трудный подросток.
Традиционно выделяются следующие элементы внеаудиторной работы: функции и основные принципы внеаудиторной работы, ее содержание, формы и методы, организация и планирование, критерии оценки результатов. В подготовке студентов к профилактической и коррекционной работе с трудными детьми внеаудиторной работе нами отводилась, прежде всего, роль психологической подготовки. Предполагалось формирование устойчивого положительного отношения, пробуждения или углубления интереса к социально-педагогическим проблемам детей и подростков, а также пополнение знаний студентов в этой области, овладение навыками самостоятельной исследовательской работы, раскрытие педагогических способностей студентов, воспитание их общественной и познавательной активности. Отмеченные функции внеаудиторной работы действуют через принципы, лежащие в ее основе.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику внеаудиторной работы, является органическая связь между учебной и внеучебной работой студентов. Внеаудиторная работа должна быть логически связана с учебным процессом и являться его про-
© Магомедов Г.А., 2013