организации использование эффективного методического приема - стратегической сегментации, то есть выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ). СЗХ - сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход. Первоначально формируется набор (группа) СЗХ. Затем осуществляется отбор более узкого круга СЗХ, управленческие решения по которым наиболее осуществимы на практике. Анализ СЗХ дает возможность оценить перспективы, открывающиеся в данной зоне для организации с точки зрения будущего развития, прибыли, стабильности, технологии, что, в свою очередь, позволяет ей выработать политику конкуренции.
После выбора СЗХ организация должна разработать номенклатуру продукции, с которой она собирается выйти на выбранный сегмент рынка.
список литературы
1. Бергереев М. Основы стратегического менеджмента // Человек и труд. 2007. № 6. С. 54-57.
2. Бабосов Е. М. Стратегическое управление // Е. М. Бабо-сов. Социология управления. Минск, 2002. С. 144-153.
3. Лапин А. Н. Развитие теории стратегического управления организацией // Стратегическое управление современной организацией. М, 2004. С. 7-19.
4. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 63-71.
5. Мескон М. Х. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.
6. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИФРА-М, 2003. 558 с.
7. Фатхутдинов Р. А. Концепция стратегического менеджмента // Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М., 2001. С. 16-34.
УДК 338.981
взаимосвязь устойчивого развития экономической системы и экономических интересов
А. А. ЛУКЬЯНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра экономической теории
В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования экономических интересов, их влияние на устойчивое развитие экономики. Экономические интересы являются отражением отношений между хозяйствующими субъектами, которые в настоящее время подвержены серьезным перестройкам к новым, рыночным условиям. Изучая экономические интересы, их взаимосвязи, условия реализации, можно понять сложную сеть экономических отношений и эффективно управлять ею, обеспечивая устойчивое развитие экономической системы.
Природа экономических интересов, проблема их взаимодействия как важного компонента устойчивого развития социально-экономической системы привлекали внимание ученых на разных этапах становления цивилизации. В отечественной экономической литературе дискуссии по этому вопросу активно велись в 70-80-е гг. прошлого столетия. Это было связано с поиском новых путей совершенствования административно-командной системы, обеспечения высокого и стабильного экономического роста. Важный вклад в изучение экономических интересов внесли такие ученые, как Л. Абалкин, А. Бажан, Б. Гершкович, А. Здра-вомыслов, И. Игнатовский, В. Камаев, В. Каманкин, Ф. Кошелев, Я. Кронрод, Т. Кулиев, Э. Миженская, В. Радаев, С. Рогачев, И. Суслов и др. Но практические выводы ученых о сущности, механизмах реализации и взаимосвязях экономических интересов требуют переосмысления и корректировки в соответствии с изменяющимися условиями хозяйствования.
С началом реформ в начале 90-х гг. ХХ в. внимание отечественных экономистов к проблеме интересов несколько уменьшилось, так как ученые сосредоточили усилия на выработке практических мер по стабилизации экономической ситуации. Однако противоречия системы экономических интересов не исчезли. Необходимость изучения интересов определяется их особой ролью в стабилизации экономики. Неслучайно в на-
стоящее время исследования активно возобновились. Этому посвящены работы И. Бочаровой, Д. Вишневского, Н. Воротиловой, А. Даниеляна, Е. Диесперовой, Е. Завриной, П. Канапухина, А. Краснова, О. Никулиной, А. Подгорной, С. Сюрковой, Д. Хабибуллиной,
Н. Чернецовой, В. Юрьева и др.
Вопросы, связанные с изменением системы экономических интересов, с ее влиянием на процесс воспроизводства и на устойчивость социально-экономической системы в целом, остаются недостаточно изученными. Необходимы исследования причин, фактов рассогласованности интересов субъектов хозяйствования и выработка действенных мер по корректировке взаимосвязи общественных, коллективных и личных экономических интересов.
Понятие «экономический интерес» среди множества категорий имеет особое значение. Именно интересы являются мощным стимулом к производству, побуждающей силой к обмену и удовлетворению различных потребностей, играя важнейшую роль в механизме функционирования и развития общества. На это, например, указывал еще А. Смит в своем знаменитом труде «Исследования о природе и причинах богатства народов»: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно... Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мяс-
ника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах» [6, с. 91].
Необходимо отметить, что до сих пор понятие экономического интереса является спорным и неоднозначным. В отечественной литературе выделяют два периода, а следовательно, два подхода в понимании данного вопроса. В соответствии с первым, более ранним подходом (1970-1975 гг.) экономические интересы отождествляются с экономическими потребностями. Так, по мнению Ф. Герштейна, «материальные интересы можно определить как объективно обусловленные экономическими отношениями потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование и развитие людей. Представляется, что материальный интерес и материальная потребность - тождественные категории» [4, с. 93]. Эту точку зрения разделяют, например, А. Бажан, Э. Миженская, С. Рогачев и др. [3].
Как видно из определения, собственное содержание экономического интереса теряется, смешивается с экономической потребностью. Ведь, в конечном счете, весь воспроизводственный процесс и возникающие в связи с его развитием производственные отношения ставят своей целью удовлетворение тех или иных экономических потребностей.
Весьма перспективным является второй подход к определению экономического интереса в более поздний (1976-1986 гг.) период. Суть этого подхода наиболее четко выражена профессором И. Сусловым, который трактует экономический интерес как «экономическую пользу, выгоду, которая предопределяет необходимость связей и соотношений и обеспечивает условия самоутверждения, самодвижения и саморазвития объекта интереса» [7, с. 5]. Предлагается рассматривать в качестве объекта интереса не сами экономические потребности, а условия их реализации. Интерес, несущий в себе побудительный мотив человеческой деятельности, является передаточным механизмом от потребности к производству, он нацеливает на производство того, что полезно человеку, что удовлетворяет его потребности. Эту точку зрения разделяют: Л. Абалкин, Я. Вильчко, А. Здраво-мыслов и др. [2].
Таким образом, до сих пор не сложилось единого, однозначного определения экономического интереса. Это связано с тем, что по мере развития экономики усложняется сущность экономического интереса, формы его проявления, возникают новые связи интересов и их носителей - хозяйствующих субъектов. Вместе с тем сохраняются те общие характеристики, которые выделяют это понятие из категорий, отражающих картину общественной жизни. Задача науки состоит в определении этих сущностных черт.
Мы придерживается следующего определения экономического интереса - это важнейшее свойство экономического субъекта, состоящее в целевой направленности экономической деятельности на повышение степени удовлетворения присущих ему потребностей
за счет эффективного применения находящихся в его распоряжении ресурсов [8, с. 50]. Стремление к эффективному распоряжению и использованию своих ресурсов является важнейшим фактором устойчивого развития экономики.
Диалектическая взаимосвязь интересов с устойчивым развитием экономической системы проявляется через экономические отношения. Во-первых, экономический интерес - это свойство экономического субъекта. Он соизмеряет свои затраты и результаты при реализации многообразных потребностей. На этой основе принимает решения о своей дальнейшей деятельности. Стремление к эффективному использованию своих ресурсов определяет выбор субъектом стабильной, наиболее эффективной подсистемы экономических отношений. Это является важнейшим фактором устойчивого развития экономики. Во-вторых, экономические интересы представляют собой содержательный момент стороны любого экономического отношения взаимодействующих субъектов на всех фазах воспроизводства. В то же время устойчивое развитие - это стабильный тип процесса воспроизводства. Это определенный порядок построения экономических отношений на базе сбалансированной системы интересов. Он обеспечивает социально-экономическое развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов страны и благоприятное состояние окружающей среды. В-третьих, для реализации взаимосвязи экономических интересов и устойчивого развития социально-экономической системы необходимо их сознательное, целенаправленное согласование. Это обеспечивает слаженность действий хозяйствующих субъектов в процессе расширенного воспроизводства.
В обществе, нацеленном на устойчивое развитие, функционирование экономических отношений осуществляется в рамках, очерченных экономическими законами, действие которых проявляется через интересы. Множество интересов взаимодействует с системой экономических законов и направляет деятельность субъектов на траекторию общественного прогресса, становясь элементом механизма устойчивого развития социально-экономической системы в целом (рисунок).
Таким образом, через анализ интересов, носителями которых являются субъекты экономики, можно изучать экономические отношения и вопросы обеспечения устойчивого развития экономической системы в целом.
На взаимосвязь устойчивого развития экономической системы и экономических интересов указывают многие российские ученые, например, Л. Абалкин, И. Бочарова, Д. Вишневский, Л. Гатовский, П. Игна-товский, В. Кушлин, Н. Чернецова и др. [1].
Множество экономических интересов представляет собой систему, поскольку ему присущи системные признаки: качественное различие элементов; целостность и ограничения; наличие разнообразных взаимосвязей, в том числе и противоречивых, на основе которых формируется структура, осуществляется самоорганизация, функционирование и развитие.
Рис. Взаимосвязь экономических интересов субъектов хозяйствования и экономических отношений
В систему экономических интересов входят личные интересы (интересы индивида как экономического субъекта в собственном расширенном воспроизводстве), коллективные (интересы коллектива предприятия в расширенном воспроизводстве) и общественные (интересы общества в устойчивом экономическом развитии и повышении благосостояния населения). Кроме того, существуют семейные, региональные, глобальные интересы и др.
С точки зрения системного метода экономический интерес, с одной стороны, представляет собой часть целостной экономической системы; с другой -интерес сам является самостоятельной подсистемой, состоящей из совокупности элементов и частей. Поэтому коллективный интерес трактуется как общее в личных интересах членов данного коллектива, а общественный интерес - как общее в интересах различных коллективов и тем самым всех членов общества.
Важную роль в обеспечении устойчивого развития играет вариант иерархии элементов в системе интересов. В течение длительного времени устойчивость социально-экономической системы в нашей стране связывалась с приоритетом экономического интереса всего общества в лице государства. На втором месте в структуре стояли коллективные, а завершали ее личные интересы. Данная структура отражала структуру форм собственности в советской экономике. Однако при этом не учитывались такие отрицательные последствия всеобщего огосударствления, как отчуждение трудящихся от средств производства и слабая реализация личных интересов.
Рыночной экономике иерархический подход не свойственен, так как и в правовом, и в экономическом положении субъекты рынка равноправны. Однако и в рыночной экономике сохраняется некоторая иерархичность общественных интересов. Это связано с необходимостью первоочередности в реализации потребностей и интересов по обеспечению национальной безопасности, в реализации достижений НТП, в осуществлении общественно значимых фундаментальных исследований, достижении социального согласия в обществе.
В экономической литературе рассматриваются разные формы общественного интереса: общенародный, национальный, государственный. Однако упот-
ребление этих понятий не всегда соответствует их сущности. Так, встает вопрос о правильности применения термина национальный интерес.
Основной вопрос, который стоит в центре современных дискуссий по рассматриваемой проблеме, кто является субъектом «национального интереса»? Под нацией понимается не совокупность граждан, проживающих на данной государственно организованной территории (т. е. народ), а некая культурно-этническая общность, отличающаяся от других общностей данного государства. Поэтому национальный интерес трактуется, прежде всего, как интерес одной из наций или этнических групп [5, с. 212].
Однако часто под национальным интересом понимается интерес всего населения страны. Чтобы избежать подобной подмены, иногда предлагают говорить не о национальном, а о государственном интересе. В устойчивых экономических системах государство и нация - это не два социальных субъекта, а один. но для нашей страны характерны системные трансформационные процессы и неустойчивость экономического развития. Поэтому сторонники другой (либеральной) трактовки понятия «национальных интересов» строго разграничивают категории «национального» и «государственного» интересов, так как в нынешней России еще не сложилось современное государство-нация, интересы развивающейся бюрократической системы не всегда совпадают с интересами общества.
В то же время, несмотря на существующие в нашем обществе проблемы, изучение национальных интересов необходимо. Важно осознавать реальность интересов, стоящих выше интересов различных классов, социальных слоев и групп. Данная категория фиксирует и выражает то общее, что объединяет интересы различных субъектов экономики: проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства, регионов; состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономи-ческие позиции в современном мире.
Таким образом, многообразие и сложность элементов системы экономических интересов требуют их оптимальной взаимосвязи. Нарушение связей между элементами системы интересов, чрезмерное преувеличение роли одной группы ведет к усилению противо-
речий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов и разбалансировке всей системы.
Противоречия экономических интересов выступают в полном соответствии с законами диалектики как источник движения. Полного согласования интересов быть не может. «... На практике нам еще не удавалось найти окончательное решение, причем мы оставляем открытым вопрос, удастся ли вообще когда-нибудь достичь полного согласования интересов», -отмечал Л. Эрхард [9, с. 137].
Однако при определенных условиях противоречия интересов перерастают в конфликт, что подрывает устойчивость экономики. Сглаживание конфликта требует поиска оптимальных форм сосуществования противоречивых интересов. Одной из таких форм является согласование интересов. Общественные интересы могут быть реализованы только через экономическое поведение отдельного индивида, поэтому должны быть органично вплетены в позитивные личные интересы экономических субъектов. В то же время реализация личного интереса должна служить во благо как отдельной личности, так и коллективу, и обществу в целом. Согласование интересов свидетельствует о слаженности действий экономических субъектов в процессе воспроизводства, что обеспечивает саморегулирование процесса воспроизводства, делает его не зависимым от простой случайности и придает устойчивость экономической системе в целом.
На наш взгляд, согласование экономических интересов - это отношения между экономическими субъектами по поводу поддержания кооперационных связей, предотвращения перерастания их в связи конфликтные. кооперационные связи возникают тогда, когда обеспечена однонаправленность интересов различных субъектов, на основе которой базируется формирование социальных, производственных, хозяйственных структур. конфликтные связи - это форма проявления противоречивости, внутренне присущей экономическим интересам. конфликтность может возникнуть там, где на один и тот же экономический объект (товар, ресурс, доход) претендуют многие субъекты хозяйствования, поэтому требуется выработка соглашений, обеспечивающих ее преодоление. конфликтные связи должны отслеживаться и находиться под пристальным вниманием управляющей системы, т. е. государства.
Согласование в системе интересов означает то, что каждый субъект рыночной экономики: домохозяйства, фирмы, государство - имеет возможность реализовать свои потребности, не ущемляя интересов других субъектов. критерием реализации всей системы экономических интересов на макроуровне может выступать Парето-оптимум.
Условия согласованной системы интересов при существующей социально-экономической системе, на наш взгляд, заключаются в следующем:
- равные социально-экономические возможности реализации экономических интересов для всех субъектов хозяйствования;
- взаимодействие интересов экономических субъектов на основе двусторонней связи и соблюдения принципов взаимной экономической выгоды;
- наличие механизмов, направляющих действия индивидов, преследующих личные интересы, в русло, где эти интересы будут соответствовать, а не противостоять целям и интересам всего общества.
Согласование экономических интересов обеспечивается соответствующим механизмом. Он представляет собой процесс определения целей и форм согласования интересов, выработку основных направлений государственного регулирования по достижению гармонизации интересов на всех уровнях экономической системы в целях ее устойчивого развития.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. № 7. 2003; Бочарова И. Ю. Содержание, формы согласования и реализации личных экономических интересов на промышленных предприятиях. М.: Высшая школа, 2004; Вишневский Д. Ю. Эволюция системы экономических интересов: понятие, механизм осуществления. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001; Гатовский Л. Реформа и интересы // Вопросы экономики. 1995. № 6; Игнатовский П. Экономические интересы, их противоречия // Экономист. 2002. № 3; Кушлин В. Движущие силы эволюции национальной экономики // МэиМО. 2003. № 8; Чернецова Н. С. Оптимизация структуры экономических интересов как фактор стабильности в России // Социально-экономический кризис в России. Проблемы и перспективы реформ. Материалы международной научно-практической конференции. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 1999.
2. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987; Вильчко Я. А. Проблема духовных интересов в марксистско-ленинском идейном наследии. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
3. Бажан А. Интересы в системе экономических отношений // Экономические науки. 1976. № 1. Миженс-кая Э. Ф. Личные потребности при социализме. М.: Мысль, 1972.; Рогачев С. В. Преимущества и резервы социалистической системы хозяйства. М: Мысль, 1968.
4. Герштейн Ф. Интересы, заинтересованность, стимулирование // Экономические науки. 1970. № 11.
5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.
6. Смит А Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. I // Антология экономической классики.
В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.: «Эконов-Ключ», 1993.
7. Суслов И. Ф. Методические вопросы анализа экономических интересов в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1986.
8. Чернецова Н. С. Теория и методология исследования экономических интересов. М.: МИЭТ: УЧЛИТВУЗ, 2001.
9. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991.