ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ И ДИНАМИКИ УСПЕВАЕМОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Е.А. Сошников
Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093
Представлены эмпирические данные исследований за несколько лет, показывающие взаимосвязь процессов адаптации китайских студентов к экологии столичного мегаполиса с уровнем усвоения знаний и успеваемостью в системе высшей школы. Показано, что данная связь подтверждается полученными результатами теста по самооценке своего функционального состояния и изменениями соотношения уровней тревожности по тесту Спилбергера—Ханина в процессе обучения.
Ключевые слова: процессы адаптации, иностранные студенты, тревожность, функциональные состояния, успеваемость
На качество усвоения новых знаний в высших учебных заведениях и результат успешности влияют многие факторы окружающей среды [2]. Вкратце перечислим их. Это в первую очередь уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (социально-психологическая зрелость личности), индивидуально-психологические особенности студентов, возраст и семейное положение, материальное положение; система организации учебного процесса в вузе и научно-материальное оснащение; уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала и, безусловно, состояние здоровья самого студента.
У многих студентов обучение в вузе связано с комплексом разнообразных сложностей, имеющих социально-психологические, культурные корни, которые в первую очередь отражаются на полифункциональных системах. Это показывает динамику процессов адаптации студента, что в целом характеризует общее состояние здоровья индивида. Большие трудности в адаптации испытывают студенты, которые прибыли из других климатогеографических регионов земного шара, так как это кардинальным образом меняет жизнедеятельность прибывшего студента: изменение социальной роли, существенная смена режима труда, отдыха, питания и т.д. Насколько быстро и успешно он сможет адаптироваться в новой обстановке настолько в дальнейшем это будет сказываться на всем комплексе динамических процессов адаптации, имеющих разные уровни (психосоциальное, психофизиологическое, культуральное и т.д.) и безусловно будет влиять и на успешности освоение и усвоения профессиональных знаний и гармоничном развитии личности.
С этой целью нами в течение ряда лет проводится изучение динамики адаптационных процессов китайских студентов, обучающихся на разных факультетах и курсах (от подготовительного до четвертого) Российского университета дружбы народов.
В соответствии с указанной целью нами ведутся исследования, в которых изучаются взаимосвязи между уровнем адаптации и успешностью в учебной деятельности китайских студентов, определяется степень мотивации, уровень самооценки и личностные особенности иностранных студентов.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие 100 студентов китайской национальности (38 девушек и 62 юношей в возрасте от 18 до 25 лет).
Для сравнительного анализа были сформировано две группы: I группа — успешно обучающиеся студенты: 42 человека (24 девушек и 18 юношей); II группа неуспешные студенты: 58 человек (14 девушек и 44 юношей).
Уровень успешности обучения и динамика адаптационных процессов определялся с помощью средних значений по следующим направлениям:
— результаты сдачи двух экзаменационных сессий;
— экспертное мнение трех педагогов, работающих в данной группе;
— экспертное заключение трех одногрупников.
Данные были получены из документации и опросов экспертов. Экспертам предлагалась девятибалльная шкала оценки: отличная успеваемость (9—7 баллов), хорошая успеваемость (6—4 балла) удовлетворительная успеваемость (3—1 балла). Доминирующие оценки по выделенным критериям определяли уровень успешности учебной деятельности каждого студента.
На основе данных зачетных книжек учащихся, оценочных ведомостей, мнения педагогов и одногрупников (экспертная группа) была проведена оценка степени успешности в учебной деятельности китайских студентов, были получены рейтинговые списки, в которых выделены группы студентов, обучающихся на «отлично» и «хорошо» («успешные») и «удовлетворительно» («неуспешные»). Это разделение студентов на группы использовалось нами на всем протяжение исследовательской работы.
Для определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям использовали теппинг-тест Ильина [1]; с помощью психологического теста САН определяли состояние «самочувствие», «активность», «настроение»; уровень тревожности выявляли по тесту Спилбергера—Ханина. Были изучены наиболее выраженные корреляционные взаимосвязи, по которым можно судить о психологических факторах успешности китайских студентов.
Полученные результаты и их обсуждение
В ходе проведения тестирования по выявлению типа нервной системы были получены результаты, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение китайских студентов по типу нервной системы (%, п = 100)
Курс Тип нервной системы, %
слабый средне-слабый средний сильный
Подфак 16,3 61,4 18,1 4,2
I 18,1 54,4 19,3 6,2
II 21,5 47,1 24,1 7,3
III 19,2 57,2 19,2 4,4
IV 21,4 49,2 23,2 6,2
Из таблицы видно, что преобладающим типом в исследуемой выборке был средне-слабый тип, который по курсам имел разные значения: подготовительный факультет — 61,4%, I курс — 54,4%, II курс — 47,1%, III курс — 57,2% IV курс — 49,2%. Для данного типа нервной системы характерно быстрое снижение темпа работы, которое проявляется после первых 10—15 с. проставления точек карандашом в квадрате бумаги. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы.
Рассматривая тип доминирования какой-либо половины мозга мы выявили, что в исследуемой выборке 38,4% левши и 50,3% правши и 11,3% амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария.
Показатели распределения успеваемости обследованного контингента студентов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика успеваемости китайских студентов по курсам (в %, п = 75)
Курс I II III IV
«удовл.» «хор., отл.» «удовл.» «хор., отл.» «удовл.» «хор., отл.» «удовл.» «хор., отл.»
I 34,2 65,8 — — — — — —
II 35,3 64,7 31,1 68,9 — — — —
III 33,7 66,3 32,4 67,6 28,1 71,9 — —
IV 34,3 65,7 31,7 68,3 26,8 73,2 33,4 66,6
Приведенные в табл. 2 данные показывают соотношение успеваемости по курсам. Анализируя успеваемость всей исследуемой выборки студентов за первый курс, можно отметить, что процент китайских учащихся показывающий посредственные оценки («удовлетворительно») в течение четырех лет колебался в диапазоне от 26,8% (III курс), 31,7% (II курс), 33,4% (IV курс), 34,3% (I курс). Высокие оценки и успеваемость отмечены на III курсе (71,9% и 73,2%) и II курсе (68,9%; 67,6%; 68,3%).
Рассматривая динамику успеваемости по курсам и сравнивая с первым курсом, можно отметить (см. табл. 2), что соотношения успеваемости практически не менялось и оставалось в диапазоне от 33,7% до 35,3% («удовлетворительно») и от 64,7% до 66,3% («хорошо и отлично»).
Показатели самооценки своего функционального состояния (тест САН) имеют разные значения в среде китайских студентов и зависели от времени нахождения в России: от подготовительного по четвертый курсы обучения (табл. 3).
Таблица 3
Показатели самооценки функционального состояния китайских студентов (М ± т, п = 100) (баллы)
Курс Показатели самооценки (баллы)
самочувствия активности настроения
Подфак 3,14 ± 0,21 3,23 ± 0,22 4,32 ± 0,17 р < 0,05
I 3,31 ± 0,14 2,61 ± 0,13 3,01 ± 0,12 *0
II 5,12 ± 0,18*0 *1 3,13 ± 0,18 5,63 ± 0,21*0*1
III 4,97 ± 0,21*0 *1 4,75 ± 0,17*0 *1*2 4,87 ± 0,21*1
IV 4,21 ± 0,20 *0 *1 3,81 ± 0,14*0 *1 4,64 ± 0,20*1
Примечание: по сравнению с подготовительным факультетом; *1 с 1 курсом; *2 с 2 курсом оценка баллов: > 3...<4 — низкие (неблагоприятные); > 4...<5 — средние показатели; > 5 высокие (благоприятные).
Как следует из данных табл. 3, оценки по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» имеют достоверные отличие на II, III и IV курсах по сравнению с подготовительном и I курсом. По показателю шкалы «активность» достоверные отличия на III курсе имеются в отношении подготовительного, I, II и IV курсов по отношению к подготовительному факультету и I курсу. По показателю шкалы «настроение» достоверные отличия были зафиксированы в отношении Подготовительного факультета, I, II курсов.
Полученные нами данные согласуются с ранее проведенными исследованиями [3; 5], в которых изучались разные аспекты индивидуально-психических особенностей студентов и уровни их успешности в учебной деятельности.
Анализ полученных данных по ситуационной и личностной тревожности теста Спилбергера—Ханина (табл. 4) показывает взаимосвязи с предыдущим тестом (САН): показатели ситуационной тревожности имеют высокие значения (средние и высокие уровни) на подготовительном, первом и четвертом курсах (56,3 и 38,3; 59,6 и 32,3; 58,2 и 27,2 соответственно). Что касается и личностной тревожности, то достаточно высокие показатели наблюдались у всей выборки китайских студентов.
Таблица 4
Изменение соотношения уровня тревожности китайских студентов по тесту Спилбергера—Ханина в процессе обучения (%, п = 100)
Курс Ситуационная тревожность Личностная тревожность
Уровень тревожности
низкая средняя высокая низкая средняя высокая
Подфак 5,4 56,3 38,3 7,1 62,4 30,5
I 8,1 59,6 32,3 9,3 64,6 26,1
II 18,3 44,4 27,3 11,1 71,6 17,3
III 35,3 41,5 23,2 14,7 74,2 11,1
IV 14,6 58,2 27,2 9,8 80,1 10,1
Таким образом, наиболее благоприятная ситуация по уровню тревожности наблюдается у студентов II и III курсов, что в принципе согласуется с данными исследований ряда авторов [6]. Если согласиться с мнением [4], что чувство тревоги — это ощущение потенциальной или мнимой угрозы, в основе которого лежит страх кого-либо (или что-либо) потерять и возникающее при этом состояние фрустрации, то установленная в наших исследованиях динамика этих показателей с ростом на IV курсе (выпуск бакалавров) свидетельствует об определенной степени нарастании социально-психологической дезадаптации китайских студентов.
***
В исследуемой выборке особенностью китайских студентов по типу силы нервной системы отмечено преобладание средне-слабого типа реагирования и в половине случаев встречаемость «праворукости» (50,3%). Это, в свою очередь, вероятно, оказало влияние на показатели самооценки функциональных состояний (тест САН) в выборке китайских студентов, которая находилась в зависимости
от времени нахождения иностранных учащихся в России. Отмечено, что по показателям «самочувствие», «активность», «настроение» низкие значения и, соответственно, неблагоприятное состояние китайских студентов отмечается на подготовительном факультете и I курсе. На II и III курсах показатели по тесту САН были в пределах средних и высоких границах (... > 4...<5; ... > 5), что создавало режим оптимального функционального состояния иностранным студентам. Затем на IV курсе показатели вновь падали, что можно объяснить будущим окончанием образования в вузе (бакалавратура) и неясностью своего будущего. Такая же тенденция отмечается и по тесту Спилбергера—Ханина, в котором показатели ситуационной и личностной тревожности падали к II и III курсов, что показывало успешностью адаптационных перестроек студентов, затем наблюдался рост тревожности на IV курсе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2003.
[2] Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. — 2001. — № 9. — С. 6—11.
[3] Конопкин О.А., Парыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их регуляции. — СПб.: Питер, 2006.
[4] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000.
[5] Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. — М.: Образование и наука, 2005.
[6] Wilton L., Constantine M.G. Length of residence, cultural adjustment difficulties, and psychological distress symptoms in Asian and Latin-American international college students // Journal of College Counseling. — 2003. — Vol. 6. — P. 177—186.
INTERRELATION OF ADAPTATION LEVEL AND DYNAMICS OF STUDY PROGRESS OF THE CHINESE STUDENTS
E.A. Soshnikov
Ecological Department People's Friendship University of Russia
Podolskoye shosse, 8/5, Moscow, Russia, 1150093
In work the empirical data of researches for some years, showing interrelation of adaptation processes of the Chinese students to ecology of a capital megacity with level of mastering of knowledge and study progress in an university is presented. It is shown that the given communication proves to be true the received results of the test on a self-appraisal of the functional condition and changes of a parity of uneasiness levels under the test of Spilberger-Hanin in the course of training.
Key words: adaptation processes, foreign students, uneasiness, functional conditions, study progress.