_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Влюбленность же - это сильно выраженное непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. Любовная зависимость - это расстройство личности сексуального характера, имеющее в своей основе и невротическую потребность в любви и защите.
Список использованной литературы:
1. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. - Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. - 332 с.
2. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / Уч. пос. В 2-х кн. - Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005. - 362 с.
3. Егоров А. Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. № 2. - С. 64-81.
4. Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. - М.: Дрофа, 2007. - 112 с.
5. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
6. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения - М.: Мысль, 1976. - 244 с.
7. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу - М.: АСТ, 2010. - 960 с.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 162-171.
9. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПБ., 1998. - С. 561.
Ю.Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 152-161.
11.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. 1998. - 800 с.
12.Теофраст Парацельс. Магический Архидокс. - М.: Сфера, 2002. - 400 с.
13.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб: Академический проект, 2009. - 208 с.
14.Шичалин Ю. А. Пир // Новая философская энциклопедия - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - Т. 3 - с 232.
15.Шнейдер Л. Основы семейной психологии. - Воронеж: МОДЭК, 2010. - 928 с.
16. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты. - Минск: Поппури, 2010. - 448 с.
17.Фромм Э. Искусство любить исследование природы любви. Пер. Л.А.Чернышевой. - М: Педагогика, 1990. - 157 с.
© Кагарманов Д.И., Емалетдинов Б.М., 2016
УДК 159.9.072.43.
О. И. Кузьмина, канд. пед. наук., доцент кафедра физической культуры Иркутский национальный исследовательский технический университет
г. Иркутск, Российская Федерация А.В. Дружинина, студент институт кибернетики, информационные системы и технологии Иркутский национальный исследовательский технический университет
г. Иркутск, Российская Федерация
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В IV ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ
(спецмедгруппа Б)
Аннотация
В данной статье представлены оценки психоэмоционального состояния студентов ИРНИТУ,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе «Б».
Ключевые слова
Психоэмоциональное состояние, IV функциональная группа, студент, тест тревожности Спилбергера-Ханина, тест внушаемости, тест стрессоустойчивости, тест САН (самочувствия, активности и настроения).
Профессиональная пригодность будущего специалиста во многом зависит от условий его обучения, влияющих на психофизиологическое и эмоциональное состояние, а также имеющих непосредственное влияние на формирование личности.
Между тем, педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Это обстоятельство заслуживает внимания, тем более что по публикуемым материалам научных исследований увеличивается число больных студентов и растет процент студентов специальной медицинской группы [2, с. 54], что дает основание к поиску новых методических приемов в сфере физического воспитания. К примеру, внедрения лекционного курса, самостоятельной работы, а также выполнения реферативных работ по данному предмету. Отдавая должное ценности в оценке здоровья студентов таких показателей, как заболеваемость, физическое развитие, следует отметить, что изучение психоэмоционального состояния студентов, занимающихся физической культурой в разных медицинских группах, не нашло еще достаточного освещения. В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний органов сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений других органов у студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нарастания нервно-эмоциональных перегрузок [3, с. 15]. Следовательно, психоэмоциональные качества также являются основополагающими и для умственной работоспособности студента.
Цель исследования. Оценка психоэмоционального состояния студентов ИРНИТУ, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе «Б».
Задачи исследования.
1. Определить психоэмоциональное состояние студентов ИРНИТУ, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе «Б».
2. Провести сравнительную оценку психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы «Б» с первого по четвертый курс обучения в Иркутском национальном техническом университете (ИРНИТУ), используя методики изучения психологических состояний: тревожности (по тесту Спилбергера-Ханина); внушаемости, стрессоустойчивости; САН (самочувствия, активности и настроения).
Организация и методы исследования.
В эксперименте приняли участие 38 студентов с первого по четвертый курс обучения (67% - девушки, 33% - юноши) ИРНИТУ, которые по состоянию здоровья были определены в специальную медицинскую группу «Б» по предмету физическая культура. Спецгруппа «Б» означает замену физической культуры в учебном заведении на лечебную в медицинском учреждении с обязательным контролем выполнения заданий ведущим преподавателем. Методической основой для занятий физической культурой является написание реферативных работ.
Для оценки психоэмоционального состояния нами были использованы тесты: тревожности Спилбергера-Ханина [4, с. 23]; внушаемости, стрессоустойчивости; САН (самочувствия, активности и настроения) [1, с. 78].
Результаты исследования.
При определении уровня психоэмоционального состояния были исследованы три основные его составляющие: самочувствие, активность и настроение [1]. Оценка результатов выявила средний уровень самочувствия (от 46±0,5 до 54±0,2 б.) у студентов с первого по четвертый курсы (табл.1). Причем у студентов первого курса оно сочеталось с высоким уровнем настроения (52±0,2 б.), самочувствия (52±0,4б.) и активности (50±0,2 б.). Однако следует отметить, что только у 7,2% студентов 1-го курса были выявлены средние показатели самочувствия, средний показатель настроения - у 14,3%, а 21,4 % первокурсников
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
показали среднюю степень активности. Из этого следует, что, несмотря на высокие показатели по тесту САН в целом, у студентов 1-го курса были зарегистрированы и низкие показатели самочувствия (3,8%), настроения (6,4%) и активности (7,1%) (Рис. 2). Вполне вероятно, что такие показатели связаны не только с заболеваниями учащихся, но и с увеличением умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок из-за адаптации к новому режиму в новом коллективе.
У студентов третьего курса наблюдался средний уровень активности (45±1,0 б.) и средний уровень настроения (48±0,4 б.).
Крайняя степень выраженности негативного полюса выявлена у 10% испытуемых, крайняя степень позитивного у 42%. Промежуточные значения рейтинговой шкалы выявлены у 48% испытуемых, что свидетельствует о средних благоприятных оценках психоэмоционального состояния, лежащих в диапазоне 50 - 55 баллов.
Таблица 1
Показатели психоэмоционального состояния обследуемых студентов (СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность; С - самочувствие; А - активность; Н - настроение;
В - внушаемость; Су - стрессоустойчивость)
Курс В баллах M±m
Спилбергер-Ханин САН Внушаемость, стрессоустойчивость
СТ ЛТ С А Н В Су
1-ый 39,5±3,4 40,1±2,3 52±0,4 50±0,5 52±0,2 10,4±0,4 12,5±0,5
2-ой 36,4±1,7 41,4±2,3 54±0,2 48±0,4 51±0,3 10,6±0,5 12,3±0,4
3-ий 44,1±2,4 49,2±1,9 50±0,4 45±1,0 48±0,4 10,8±0,6 12,0±0,6
4-ый 46,3±4,5 45,3±3,3 46±0,5 50±0,3 51±0,1 11,2±0,6 12,1±1,0
У студентов второго и четвертого курса эти показатели не были так однозначны (Рис.1). Высокий уровень самочувствия (54±0,2 б.) и настроения (51±0,3 б.) у студентов второго курса сопровождается средним уровнем активности (48±0,4 б.), а у студентов четвертого курса тест САН выявил высокую активность (50±0,3 б.) и настроение (51±0,2 б.), но уменьшение уровня самочувствия (46±0,5 б.) [1].
56 54 52 50 48 46 44 42 40
* 2 курс —■— 3 курс —*—4 курс
самочувствие
настроение
активность
Рисунок 1 - Показатели самочувствия, настроения и активности студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов курса специальной медицинской группы «Б»
Исследование ситуативной (актуальной) тревожности (СТ) студентов как состояния, возникающего в виде эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу), указывает на средний уровень ее проявления (от 36,4±1,7 б. на втором курсе до 39,5±34 на первом и 44,1±2,4 б. на третьем) и достаточно высокий на четвертом курсе - 46,3±4,5 б.
90,00% -|
80,00%----
70,00%---
60,00%--
50,00%--
40,00%--
30,00%--
20,00%--——|--
10,00%--- -— -
0,00% -I—- I I—,—--—,—---
низкие показатели средние высокие
показатели показатели
Рисунок 2 - Показатели самочувствия, настроения и активности студентов 1-го курса специальной медицинской группы «Б»
Личностная тревожность (ЛТ), как устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление об индивидуальных различиях предрасположенности студента к тревоге, оцениваемая также как и СТ по тесту Спилбергера-Ханина, имеет средние показатели у студентов первого и второго курсов (40,1±2,3 и 41,4±2,3 б. соответственно), что говорит об относительно устойчивой способности студентов данных курсов воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и адекватно реагировать на стрессовые ситуации повышением СТ. Однако студенты третьего (49,2±1,9 б.) и четвертого (45,3±3,3 б.) курсов имеют достаточно высокие показатели ЛТ, что свидетельствует о высокой степени вероятности появления тревожности в широком диапазоне ситуаций, которые воспринимаются ими как угрожающие, особенно ситуации оценки компетентности и престижа.
Анализ результатов по тесту Спилбергера-Ханина показал преобладание высокого уровня тревожности у 61,5% студентов, что указывает на необходимость формировать у таких студентов чувство уверенности в своих силах, успеха и смещать акцент с внешней высокой значимости в постановке задач на конкретное планирование деятельности по пунктам и содержательное ее осмысление. Для студентов, имеющих низкий уровень тревожности (35,5%), напротив, требуется акцентирование чувства ответственности в решении поставленных задач, побуждение к активности, подчёркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности. Средний уровень тревожности, выявленный у 3% студентов, указывает на способность таких студентов грамотно распределять учебную нагрузку, а также на стабильность их психологического состояния.
Средние показатели внушаемости (10,8±0,6 б.) и стрессоустойчивости (12,1± 1,0 б.) зарегистрированы у 60,7% и 82,1% студентов, соответственно. Бальная оценка у студентов всех курсов была практически одинаковой и находилась в пределах от 10,4 ±0,4 до 11,2±0,6. Однако следует отметить, что при анализе данных тестов у 3,5% студентов 2-го курса выявлен высокий уровень внушаемости (16 б.), а у 14% - низкий (3,8 б.). Также низкий уровень стрессоустойчивости выявлен у 7% студентов 1-го курса, у 6,3% студентов 3-го курса и у 3,2% у 4-го курса. Низкие показатели стрессоустойчивости свидетельствуют о том, что данные студенты еще не выработали привычку к ежедневному напряженному учебному труду. Стрессоустойчивость -непостоянное качество, которое можно развивать (повышать) посредством тренировок (психотренинг). Это позволит студентам переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (или перегрузки), обусловленные особенностями их учебной деятельности.
Выводы. Изучение психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы «Б» показало, что у большинства из них хорошее самочувствие (от 50±0,4 б. до 54±0,2 б.) и настроение (от 51±0,1б. до 52±0,2 б.). Это особенно отчетливо выражено у студентов первого курса (52±0,4 и 52±0,2 б.). Также студенты первого курса проявляют среднюю активность - 50±0,5 б. Однако число лиц с высокими показателями самочувствия постепенно уменьшается к четвертому курсу (46±0,5 б.), а показатель ситуативной (46,3±4,5 б.) и личностной (45,3±3,3) тревожности, напротив, увеличивается, что, вероятно,
□ Самочувствие
□ Настроение □Активность
обусловлено усталостью и ответственностью в связи с окончанием обучения в вузе. Благодаря опросу и аналитической обработке полученных данных удалось получить наглядную картину изучаемых явлений, разработать рекомендации. Исследование оценки психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы «Б» показало, что формирование адекватного уровня стрессоустойчивости студентов является залогом их психофизического здоровья и важным фактором обеспечения успешности освоения знаний и будущей профессии.
Список использованной литературы:
1. Вопросы психологии. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния/ В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников. В. Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - №6. - С. 141-146.
2. Казантинова Г. М. Здоровьесберегающие технологии для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» : учеб. пособие/ Г. М. Казантинова, Л. Б. Андрющенко; Волгоградская гос. С. -х. акад. - Волгоград : [б. и.], 2007. - 68 с.
3. Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М., Рыбина Л. Д. и др. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. пособие. - Иркутск. - 2013. - 300 с.
4. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожностью Г. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин; Ленингр. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л.: [б.и.], 1976. - 57 с.
© Кузьмина О. И., Дружинина А. В., 2016
УДК 159.923+376.3
О.В. Обласова
к. психол. н., доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
г. Барнаул, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье поднимается проблема понимания толерантности как основы инклюзивного образования.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, толерантность, этническая толерантность, социальная толерантность.
Одной из часто обсуждаемых проблем на сегодняшний день является проблема инклюзивного образования. Российским законодательством гарантируется создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") [4].
Инклюзивное образование предполагает, что лица с особыми образовательными потребностями могут обучаться не в специализированных, а в массовых общеобразовательных учреждениях. В основе его реализации имеется ряд принципов, важнейшие на наш взгляд:
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников [2]. Следовательно, такое образование позволяет решить одну из основных проблем лиц с ограниченными возможностями, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Выход за пределы, как правило, ограниченного семьёй социума, дает им возможность быстрее социализироваться, сформировать общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях.