5. The order of the Government of the Russian Federation of 04.09.2014 N 1726-p. "About the statement of the Concept of development of additional education of children", available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/.
6. The Federal law of December 4, 2007 N 329-FZ "Aboutphysical education and sports in the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/12157560/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2019
УДК 798.22
ВЗАИМОСВЯЗЬ «ТРЕНЕР-ВСАДНИК-ЛОШАДЬ» КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА
Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К.
Анохина, Москва
Аннотация
В работе анализируется роль тренера как узлового механизма в суперсистеме «тренер-всадник-лошадь» на пути идеального исполнения элемента выездки парой «всадник-лошадь». Целью работы являлось теоретическое, с позиции теории П.К. Анохина, представление взаимосвязи «тренер-всадник-лошадь» как модели социальной функциональной системы, направленной на получение полезного спортивного результата. Ставится задача системного обоснования роли тренера в формировании двигательного навыка у всадника и лошади в выездке. На основании полученных данных сформулированы основные физиологические критерии педагогического мастерства тренера, сделаны выводы о роли тренера в рассматриваемой цепи взаимодействий. Во-первых, эфферентный поток словесных инструкций тренера декодируется ЦНС всадника в его физическую активность, влияя на лошадь, а значит, и на спортивную пару в целом. Во-вторых, постоянно корректируя результаты двух функциональных субсистем, тренер закрепляет наиболее совершенные средства управления всадника лошадью и его мастерство по принципу сенсорных коррекций.
Ключевые слова: функциональная система, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, «тренер-всадник-лошадь», двигательный навык.
INTERCONNECTION "TRAINER-RIDER-HORSE" AS A SYSTEMIC PHENOMENON IN SPORT METHODOLOGY AND PHYSIOLOGY
Svetlana Nikolaevna Pigareva, the candidate of biological sciences, senior research associate, P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow
Annotation
In the article, the role of the trainer as a linking mechanism in the "trainer-rider-horse" supersystem on the way to the ideal performance of the dressage element by the "rider-horse" pair is analyzed. The aim of the study was theoretical, from the position of the theory of P.K. Anokhin, presentation of the "trainer-rider-horse" interconnection as a model of a social functional system aimed at obtaining a useful sports result. The task is to systematically substantiate the role of the trainer in the formation of motor skill at the rider and horse in dressage. Based on the obtained data, the basic physiological criteria of the pedagogical skill of the trainer have been formulated; the conclusions about the role of the trainer in the chain of interactions under consideration have been drawn. Firstly, the efferent stream of the trainer's verbal instructions is decoded by the rider's central nervous system into his physical activity, affecting the horse, and, therefore, the sports couple as a whole. Secondly, constantly correcting the responses of the rider and the horse, that is, the results of two functional subsystems, the trainer consolidates the most advanced rider's means of controlling and his skill, according to the principle of sensory corrections.
Keywords: functional system, P.K. Anokhin, A.N. Bernstein, "trainer-rider-horse", athletic skill.
ВВЕДЕНИЕ
В спорте высших достижений, как и в искусстве овладения редким ремеслом, свой путь совершенствования ученик или спортсмен проходят под всеобъемлющим направляющим влиянием
опытного мастера или тренера. Тонкое совпадение таланта, упорства, трудоспособности тренера и спортсмена приводят такой тандем к победе. В конном спорте тренер воздействует на спортивную пару «всадник-лошадь» посредством вербального инструмента, который, в свою очередь, преобразуется в язык тактильных сигналов общения животного и спортсмена. Выездка, или высшая школа верховой езды, отличается от всех других парных видов спорта тем, что в цепи «тренер-всадник-лошадь», последнее звено является исполнительным аппаратом и в то же время живым существом, формирующим окончательный образ, оцениваемый спортивными судьями. В понимании методологии и физиологии тренировки системности, на наш взгляд, должна отводиться ведущая роль. Великий отечественный физиолог П.К. Анохин [1] замкнутой динамической организации центральных и периферических механизмов, направленной на достижение приспособительного для организма результата дал определение - функциональная система (ФС), архитектуре которой присущи такие узловые механизмы как афферентный синтез, программа действия, акцептор результатов действия, обратная афферентация о полученных результатах. В зависимости от потребностей организма или общества выделяют поведенческие и социальные функциональные системы. К последним относится спортивная деятельность. Такой системный подход к работе тренера, всадника, лошади позволяет провести качественную оценку их взаимодействия. В связи с этим, целью нашей работы являлось теоретическое, с позиции теории П.К. Анохина, представление взаимосвязи «тренер-всадник-лошадь» как модели социальной функциональной системы, направленной на получение полезного спортивного результата. В задачи исследования входило: структурное отображение и исследование механизмов всех узловых звеньев функциональной системы «тренер-всадник-лошадь»; системное обоснование роли тренера в формировании двигательного навыка у всадника и лошади в выездке.
МЕТОДИКА
В качестве объекта изучения была произвольно отобрана спортивная пара, состоящая из успешно выступающих на международном уровне мастера спорта по выездке и лошади уровня Гран-при, а также их тренер. Инструментом исследования являлись материалы публикаций П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, литературные и практические данные методики конного спорта, опубликованные нами и другими авторами работы по физиологии всадника и лошади в выездке, практический спортивный опыт авторов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ранее опубликованных нами работах рассматривались, с позиции теории П.К. Анохина [1], социальная функциональная система «всадник-лошадь» [2], а также ее субсистема, направленная на получение лошадью положительного подкрепления от всадника [3]. Однако, как сообщалось выше, спорт олимпийского уровня невозможен без участия еще одного «лица» - тренера. Представим взаимосвязь «тренер-всадник-лошадь» как функциональную систему со своей иерархией. Как отметил П.К. Анохин [4], не существует по-настоящему изолированных функциональных систем организма, важен результат, то есть центральный момент определенной системы на данном уровне иерархии систем. «Иерархия систем» - иерархия результатов. Итак, предположим, что в суперсистеме «тренер-всадник-лошадь» узловые механизмы принадлежат тренеру, а исполнительными приборами будут являться как субсистема «всадник-лошадь», так и всадник в отдельности. Системообразующий фактор и конечный результат здесь, очевидно, идеально выполненный элемент выездки спортивной парой, достигнутый посредством искусных средств управления всадника. Подвергнем физиологические механизмы суперсистемы «тренер-всадник-лошадь» более подробному анализу. Начальный узловой механизм - афферентный синтез (АС) состоит из 4-х форм афферентации корковых нейронов: 1) доминирующая мотивация - желание тренера получить качественное исполнение элемента выездки спортивной парой; 2) условный раздражитель - нечеткое, некачественное исполнение элемента выездки спортивной парой, неправильное использование средств управления всадником; 3) обстановочный стимул - обстановка тренировки, предполагающая ответственность тренера в роли педагога; 4) память или прошлый опыт. Последний пункт назовем педагогическим мастерством тренера, которое, основываясь на нашем практическом и теоретическом опыте, непременно, должно определяться следующими критериями: 1) собственный спортивный опыт успешной подготовки лошадей тренером; 2) способность ЦНС тренера задать правильную программу действий в форме адекватной для восприятия и исполнения спортсменом словесной формулировки; 3) способность ЦНС тренера сформировать акцептор действия (АД), где будут заложены верные критерии визуальной оценки всех мельчайших деталей воздействия всадника на лошадь и ответа лошади на эти воздействия, параметров идеального исполнения элемента выездки спортивной парой. В АС происходит
взаимодействие корковых афферентаций и последующее принятие решения (цель). В этот момент возникают два взаимосвязанных комплекса возбуждений: а) программа действий (интеграл эфферентных возбуждений), б) специфический аппарат предсказания результатов еще незаконченного действия - акцептор действия (см. выше). Обратная афферентация от исполнительных приборов информирует АД о параметрах реальных результатов действия, которые сопоставляются с заданными [1]. Информация в живых и технических объектах передается обычно с исключительно большим числом специфических звеньев, подчиняясь неизменному закону: между начальным и конечным звеном этой передачи необходима точная, адекватная информационная эквивалентность [4]. Следовательно, тренер располагает возможностью более выверенной перекодировки получаемой зрительной информации в эфферентный поток словесных инструкций, предназначающихся всаднику. В высшем центральном органе, как отмечал выдающийся ученый -основатель концепции движений Н.А. Берн-штейн [5] или, как полагаем, в акцепторе действия по П.К. Анохину [1], должно быть точное отображение того, что далее будет иметь место на периферии. В связи с этим, задача тренера - подобрать настолько адекватные словесные команды, которые заставят ЦНС спортсмена сформировать собственную субсистему и, пройдя через стадию афферентного синтеза, составить программу действия, дающую точную дозировку потока эфферентных импульсаций к необходимым мышечным волокнам его тела, которые, сокращаясь, воздействуют на тело лошади. Иначе говоря, слова тренера должны быть перекодированы нервной системой всадника в физическое действие. В АД спортсмена поступает поток афферентных импульсаций от нескольких источников: от собственных тактильных рецепторов, зрительного и вестибулярного аппарата, передающих информацию об изменении движения лошади; от проприорецепторов собственных мышц; от тренера, в виде отрицательных либо положительных словесных стимулов. Как полагаем, тренировочный эффект и двигательный навык вырабатываются тогда, когда фиксация положительного подкрепления от тренера ассоциируется у спортсмена в нужный момент с полученной афферентацией от собственных рецепторов тела. Цель тренировки достигнута, когда такое сочетание запечатлевается ЦНС в памяти всадника. В процессе эффективных постоянных тренировок диапазон чувствительности спортсмена к стимулам тренера увеличивается, расширяется его тактильное рецепторное поле, приобретается и закрепляется навык к более точной дозировке мышечных усилий, чувству ритма, темпа, баланса в седле. В свою очередь, всадник, воздействуя на лошадь, является условным раздражителем для образования ее субсистемы с полезным результатом - подкрепления от всадника и, следовательно, формирования качества движений. В силу динамичности ФС [1], при рассогласовании реальных результатов с заложенными в АД тренера, образуется новая, более совершенная функциональная система. То есть, по Н.А. Берн-штейну [5], каждое спортивное упражнение повторяет раз за разом не средства решения данной двигательной задачи, а процесс решения, каждый раз изменяя и совершенствуя средства. В противовес выработке условных замыканий путем настойчивого повторения стимулов, т.е. пассивности человека по отношению к ним, Бернштейн подчеркивал, что однообразное повторение не могло бы привести ни к чему, кроме запечатления неловких и неправильных движений начинающего.
ВЫВОДЫ
Таким образом, роль тренера как узлового механизма в суперсистеме «тренер-всадник-лошадь» заключается в двух аспектах. Во-первых, влияя на всадника посредством словесных инструкций, декодирующихся его ЦНС в физическую активность, тренер влияет на лошадь, а значит, и на спортивную пару в целом. Во-вторых, постоянно корректируя ответ всадника и лошади, то есть результаты двух функциональных субсистем, тренер закрепляет только качественный двигательный навык всадника, совершенствуя тем самым по принципу сенсорных коррекций его мастерство. Постепенно из фрагментарных навыков или функциональных подсистем тренер создает умение у всадника. Достижение двигательного навыка или идеального выполнения спортивного элемента -это, в первую очередь, тренировка ЦНС, это программа, которая пишется мозгом, каждый раз выбирая наиболее оптимальное решение, основанное на принципе сенсорных коррекций. В свою очередь, на основе этой программы совершенствуются физические и функциональные свойства нервно-мышечного аппарата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 448 с.
2. Пигарева, С.Н. Спортивная пара «всадник-лошадь» как модель функциональной системы / С.Н. Пигарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). -
С. 266-270.
3. Пигарева, С.Н. Системный анализ физиологических механизмов формирования двигательных качеств спортивной лошади / С.Н. Пигарева // Вестник АПК Ставрополья. - 2018. - № 4 (32). - С. 75-78.
4. Анохин, П.К. Избранные труды : Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин ; под ред. К.В. Судакова ; сост. В.А. Макаров. - М. : Медицина, 1998. - 400 с.
5. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 496 с.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.
2. Pigareva, S.N. (2018), "Sporting couple 'rider-horse' as a model of a functional system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 266-270.
3. Pigareva, S.N. (2018), "The system analysis of physiological mechanisms of the formation of a sporting horse's motion qualities", Agricultural Bulletin of Stavropol Region, Vol. 32, № 4, pp. 75-78.
4. Anokhin P.K. (1998), Selected Works: Cybernetics of Functional Systems, Medicine, Moscow.
5. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of Movement and Activity, Science, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
УДК 796.011.3:612
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ
СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА
Лариса Леонидовна Платонова, старший преподаватель, Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им.
М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В статье представлены выявленные показатели системы внешнего дыхания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Определено, что на 1 курсе в подготовительной группе на занятиях по физической культуре обучаются студенты условно отнесенные к 6 подгруппам: патологии опорно-двигательного аппарата (18%), заболевания органов зрения (23%), заболевания органов дыхания (15%), заболевания сердечно-сосудистой системы (8%), нарушения в деятельности нервной системы (29%), другие заболевания (7%). В результате, выполнения студентами четырех дыхательных проб с применением спирометрии определены частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания (абсолютные показатели), жизненная емкости легких при вдохе и выдохе, резервный объем вдоха и выдоха, максимальная вентиляция легких, форсированная жизненная емкость легких, объем форсированного выхода на 1 с (абсолютные и относительные показатели). Выявлено, что в среднем по группе некоторые полученные показатели системы внешнего дыхания, выраженные в процентах по отношению к расчетной должной величине, находятся в диапазоне от 79,69% до 96,06% (ЖЕЛвд - 88,14%, ЖЕЛвыд - 87,83%, РОвд - 80,77%, РОвыд - 81,09%, ФЖЕЛ -85,40%, ОФВ1 - 82,14%, МВЛ - 96,06%). Полученные данные свидетельствуют об умеренных отклонениях в функционировании системы внешнего дыхания, что необходимо учитывать при построении занятий по физической культуре со студентами подготовительной медицинской группы.
Ключевые слова: система внешнего дыхания, спирография, подготовительная медицинская группа, занятия по физической культуре.