Научная статья на тему 'Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности в аспекте ее адаптированности у разных этносов Поволжья'

Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности в аспекте ее адаптированности у разных этносов Поволжья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
характеристика социализации / уровень социальной приспособленности / ценностные ориентации / вза- имосвязь социализации и ценностных ориентаций / адаптация личности. / characteristic of socialization / level of socialization suitability / value orientations / relation of socialization and value orientations / adaptation of personality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

Представлен анализ характеристик социализации и ценностнойсферы личности представителей трех разных этносов (русские,татары и лезгины), проживающих на территории Поволжья(Саратовская область). Рассмотрены современные подходы кпониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений, адаптационных возможностей. В оценкерезультатов явлений у большинства испытуемых обнаруженыположительные тенденции, необходимые для успешной социализации в обществе, сюда относятся ценностные ориентации, отражающие счастливую семейную жизнь, уверенность всебе и т.д. При этом выявлена недостаточная значимость такихценностей, как «активная, деятельная жизнь», что сказываетсянегативно на личности испытуемых. У большинства представителей разных этносов Поволжья обнаружен хороший уровеньсоциализации личности и другие ее важные характеристики,позволяющие эффективно адаптироваться в современном обществе. В результатах корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между изучаемыми явлениями: в выявленныхвзаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют личность, общие и специфические черты представителей каждой из изучаемых национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation of Socialization and Value Orientations of a Personality in the Aspect of its Adaptability among Different Ethnics in Volga Region

A comparative analysis of characteristics of the social suitability and value orientations of a personality of representatives of three ethnics (Russians, Tatars and Lezghins) living in theVolga region (Saratov region) is represented. Modern approaches to the understanding of the the socialization of a personality and its social-psychological manifestations, adaptational possibilities are considered. In the results of the analysis of the phenomena among the majority of the probationers positive tendencies necessary for successful socialization in the now days society are noted, in particular, the orientation to the happy family live, self-reliance act. In the same time it is found the insufficient solemnity of the values like «active live», this brakes the positive source in the personality. Among the majority of the representatives of different ethnics a middle level of the social suitability and other important characteristics allowing to affectively adapt in the modern society are found. In the results of the correlational analysis a relation between the studied phenomena can be seen. So, in the discovered relations are visible stable tendencies that characterize the personality, common and specific features of the representatives of each of the studied nationalities

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности в аспекте ее адаптированности у разных этносов Поволжья»

И. В. Малышев. Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности

УДК 316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИРОВАННОСТИ У РАЗНЫХ ЭТНОСОВ ПОВОЛЖЬЯ

психологии

Малышев Иван Викторович -

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и психодиагностики, Саратовский государственный университет Е-mail: iv.999@list.ru

Представлен анализ характеристик социализации и ценностной сферы личности представителей трех разных этносов (русские, татары и лезгины), проживающих на территории Поволжья (Саратовская область). Рассмотрены современные подходы к пониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений, адаптационных возможностей. В оценке результатов явлений у большинства испытуемых обнаружены положительные тенденции, необходимые для успешной социализации в обществе, сюда относятся ценностные ориентации, отражающие счастливую семейную жизнь, уверенность в себе и т.д. При этом выявлена недостаточная значимость таких ценностей, как «активная, деятельная жизнь», что сказывается негативно на личности испытуемых. У большинства представителей разных этносов Поволжья обнаружен хороший уровень социализации личности и другие ее важные характеристики, позволяющие эффективно адаптироваться в современном обществе. В результатах корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь между изучаемыми явлениями: в выявленных взаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют личность, общие и специфические черты представителей каждой из изучаемых национальностей.

Ключевые слова: характеристика социализации, уровень социальной приспособленности, ценностные ориентации, взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций, адаптация личности.

DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-81-85

Внимание ученых все более обращено к социальным явлениям, происходящим в современном обществе, которые оказывают влияние на жизнь человека и будущих поколений. Изменения, которые произошли в мире и российском обществе за последние 15-20 лет, повлияли на все стороны жизни, что не могло не отразиться и на основных психических составляющих личности. Наибольшую значимость в этом контексте приобретает изучение социализации личности, которая является одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день. Важная составляющая социализации - адаптационный компонент личности, что указывает на взаимосвязь социально-психологической адаптации и социальной приспособленности и, в свою очередь, говорит о необходимости изучения адаптационной готовности личности в современных реалиях.

Наиболее актуальна сегодня проблематика социально-психологической адаптации личности в аспекте преодоления ею стрессовых, трудных ситуаций в разных условиях социализации, включающих как процесс обучения в вузе, так и профессиональную социализацию в экстремальных условиях деятельности.

На разных этапах профессиональной социализации личности весьма существенную роль в предпочтении стратегий копинг-поведения у учителей школ играет уровень адаптированности личности. В качестве субъектов образовательной среды школы они должны быть социально и профессионально адаптированы к ее условиям, что особенно важно для взаимодействия на необходимом уровне с другими участниками сложного процесса социализации (учащимися и своими коллегами). Результаты одного из наших исследований свидетельствуют о зависимости между социальной, психологической адаптацией и основными копинг-поведенческими стратегиями личности у учителей общеобразовательных школ, которые находятся на разных этапах профессиональной социализации [1].

По мнению Б. Д. Парыгина, социализация -это не только процесс автоматического принятия индивидом функций, ролей и требований, социальной среды, но и степень принятия (непринятия) им традиций и стандартов, которые зависят от самосознания личности, уровня развития общества [2].

Исходя из современных реалий, исследование характеристик процесса социализации личности в разных его аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологии подходов: необходимо изучать проблему многосторонне и комплексно. Использование системно-диахронического подхода к изучению данного явления представляется наиболее актуальным.

М. В. Григорьева в своем исследовании социализации выявляет эмоциональные, содержательные и оценочные характеристики представлений, составляющих образ России у молодых

© Малышев И. В., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

людей, определяет соотношение характеристик данных представлений [3]. Она установила взаимосвязь между условиями социализации и характеристиками образа России у молодых людей и выявила особенности социализации (гуманитарное и естественно-научное образование, формирующие сложный и адекватный требованиям культуры образ).

В анализе проблемы социализации личности важное место занимает и оценка ее психологических составляющих, а именно социальнопсихологических свойств личности. В процессе социализации индивидом усваиваются не только социальный опыт, но и определенная система норм и ценностей, позволяющих ему оптимально функционировать в системе социальных отношений. Так, в нашем исследовании рассматриваются ценностные ориентации, определяющие развитие личности студентов. Показано, что определенная иерархия ценностей положительно влияет на стабильность личности молодых людей с разными профессиональными интересами, а в дальнейшем (по окончании вуза) на их профессиональную и социальную адаптацию [4].

Е. Е. Бочарова, рассматривая ценностные предпочтения студенчества, отмечает, что современная молодежь обладает свойствами личности, обеспечивающими успешность саморегуляции активности, умение действовать самостоятельно; что ценностные предпочтения молодежи во многом связаны с самореализацией в профессиональной сфере и с последующим достижением материального благополучия. В то же время в представлениях учителей наиболее значимым для молодежи является сфера межличностных отношений [5].

Н. В. Усова, опираясь на системно-диахронический подход, определяет процесс социализации личности с точки зрения усвоения ею норм религии. Лица, находящиеся на низком уровне социализации в противоположность личностям, которые достигли высокого уровня социальной зрелости, более склонны соблюдать религиозные нормы и предписания. В результате приобретения социального опыта личность всё более социализируется и ее активность направляется во многие другие сферы деятельности. Религиозный опыт, таким образом, влияет на формирование зрелой личности [6].

В своей работе Т. Н. Черняева и Е. В. Преображенская характеризуют социализацию как значимый процесс в образовательном пространстве детства. По их мнению, в качестве процесса и эволюционного явления, социализация сопровождает все этапы становления человеческого сообщества в процессе этногенеза [7].

И. В. Арендачук с позиций диахронического подхода показала, что профессиональную социализацию личности студента в образовательной среде вуза можно рассматривать как этап жизни, в котором он становится активным субъектом процесса профессионального развития. Профессиональная направленность преподавателей на альтруизм, труд, свободу и творческую самореализацию задает студентам ориентиры собственного профессионального развития [8].

Таким образом, можно в определенной мере говорить о разных аспектах проблематики социализации личности и подходах к ее изучению.

Сюда следует отнести и изучение социализации личности, ее адаптационной готовности во взаимосвязи с ценностной сферой на примере разных этносов, так как от их позитивного вхождения в общество зависят благополучие государства и психологический комфорт каждого человека. Исходя из этого, основной целью данного исследования является изучение взаимосвязи социальной приспособленности и ценностных ориентаций личности с точки зрения её адаптационных возможностей на примере представителей трех разных этносов, проживающих и тесно контактирующих на территории Поволжского региона (русские, лезгины, татары).

При изучении характеристик социализации личности применялся « Опросник приспособленности» Х. Белла, шкалы которой определяют, где именно и в какой области взаимодействия с окружающими личность испытывает трудности. В качестве диагностического метода, направленного на исследование ценностной сферы, использовалась методика «Уровень соотношения “Ценности” и “Доступности” в различных, жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. При статистической обработке данных использованы метод сравнения двух независимых выборок (^-критерий Стьюдента) и корреляционный анализ по методу К. Пирсона. В выборку исследования вошли представители трех групп, относящие себя по результатам опроса к этническим группам русских (30 человек), татар (30 человек) и лезгин (30 человек). Общий объем выборки - 90 испытуемых в возрасте от 25 до 40 лет.

Как следует из результатов проведенного исследования, уровень социальной приспособленности у 64% испытуемых, представляющих русский этнос, находится в пределах нормы, у 20% он высокий и у 16% - низкий. У 19% лиц, представляющих татарский этнос, выявлен высокий уровень социализации, у 54% он находится в пределах нормы и у 27% низкий. У 25% испытуемых, представляющих лезгин, обнаружен высокий уровень социальной приспособленности,

82

Научный отдел

И. В. Малышев. Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности

у 12% он низкий и у 63% находится в пределах нормы. Выявлены статистически значимые различия в группах русских и татар по шкалам «приспособленность в семье», «субмиссивность» (зависимость-независимость в социальных контактах) и «эмоциональность». Также выявлены различия в группах татар и лезгин по аналогичным шкалам («приспособленность в семье», «субмиссивность» и «эмоциональность»).

Анализ ценностных ориентаций личности у представителей трех разных этносов показывает, что ценность, характеризующая «уверенность в себе», является привлекательной у испытуемых всех трех групп, то же самое относится и к ценностям «счастливая семейная жизнь» и «здоровье» у лезгин и русских. У большинства представителей трех этносов заметно снижение активности как жизненной ценности и ценностных ориентаций, отражающих творчество и интерес к природе и искусству. В целом это затрудняет эффективность социальной-психологической адаптации в обществе, развитие адаптационных способностей, не способствует полноценному раскрытию личности. При анализе ценностной сферы необходимо обратить внимание на показатель дезинтеграции личности. В данном случаи он находится в пределах нормы, что во многом характеризует у значительной части всех групп испытуемых стабильность ценностно-мотивационной сферы и в целом личности.

Для изучения взаимосвязей социализации и ценностно-мотивационной сферы личности у представителей разных этносов проводился корреляционный анализ по методу Пирсона. Так, у лиц, представляющих русский этнос, показатель социализации «приспособленность в семье» отрицательно коррелирует с ценностью «интересная работа» (г = -0,398,p < 0,05). Можно предположить, что отсутствие субъективного переживания по поводу качества семейных отношений у данных испытуемых не актуализирует у них ориентаций, связанных с поиском интересной профессиональной деятельности. Показатель социализации, отвечающий за здоровье, положительно взаимосвязан с ценностями «свобода как независимость в поступках и действиях» (г = 0,409, p < 0,05) и по критерию доступности (г = 0,435,p < 0,05). Видно, что ориентация личности на социальную активность, в том числе в профессиональной деятельности, позитивно влияет на показатели заболеваемости, в частности, улучшая душевное и физическое самочувствие человека. Также показатель социализации «здоровье» имеет отрицательную связь с ценностью по критерию доступности «творчество» (г = -0,437, p < 0,05). Заметно, что отсутствие доступности

творческой деятельности негативно влияет на показатели здоровья. Показатель социализации «субмиссивность» отрицательно связан с ценностью по критерию доступности «уверенность в себе» (г = -0,376, p < 0,05), т.е. зависимость и пассивность в социальных контактах отрицательно сказывается на стабильности личности, отсутствии внутренних противоречий. С другой стороны, отсутствие уверенности в себе создает предпосылки для зависимого и пассивного поведения, что негативно отражается на взаимодействиях с социумом. Помимо этого выявлена положительная взаимосвязь между показателем социализации «эмоциональность» и ценностью по критерию доступности «активная, деятельная жизнь» (г = 0,381, p < 0,05) и отрицательная с ценностью по критерию доступности «счастливая семейная жизнь» (г = -0,392, p < 0,05). Из этого следует, что социальная активность личности, выраженная в ее ценностной ориентации, создает предпосылки для эмоциональной стабильности личности в общении и деятельности. К тому же умение управлять своими чувствами, контролировать свои субъективные переживания позволяет личности лучше адаптироваться в обществе и активизирует целенаправленную активность. Показатель социализации «враждебность» отрицательно связан с ценностью по критерию доступности «интересная работа» (г = -0,376, p < 0,05). Не исключено, что отсутствие любимого вида профессиональной деятельности или интереса к своей работе создает трудности в социализации и проявляется во враждебности и критичности в социальных контактах.

У испытуемых татарского этноса показатель социализации «приспособленность в семье» положительно коррелирует с ценностью «активная, деятельная жизнь» (г = 0,385, p < 0,05). Видно, что от приспособленности в семейных отношениях зависит нормальное существование личности в социуме, что проявляется в ее активности, с другой стороны, активность личности в обществе в целом позитивно сказывается на степени субъективного переживания качества семейных отношений. Показатель социализации «субмиссивность» отрицательно связан с ценностью «интересная работа» (г = -0,376, p < 0,05). Возможно, что зависимость и пассивность в социальных контактах снижает значимость ценностной ориентации «интересная работа». Кроме того, отсутствие интересной работы делает личность пассивной, неуверенной в своих силах. Также выявлены отрицательные связи между показателем социализации «эмоциональность» и ценностью по критерию доступности «наличие хороших и верных друзей» (г = -0,409,

Психология

83

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

p < 0,05) и с ценностью «познание» (г = -0,397, p < 0,05). Не исключено, что эмоциональная нестабильность личности, отсутствие умения управлять своими чувствами не создает предпосылки для возникновения надежных дружеских взаимоотношений, препятствует интеллектуальному развитию, расширению общей культуры. Ещё данный показатель социализации личности положительно коррелирует с ценностями по критерию доступности «материально обеспеченная жизнь» (г = 0,409, p < 0,05) и «творчество» (г = 0,435, p < 0,05). Видно, что на эмоциональную стабильность личности оказывают влияние отсутствие материальных затруднений и возможность заниматься творческой деятельностью. С другой стороны, эмоционально благополучная личность часто имеет высокий творческий потенциал, способна заниматься интересной творческой деятельностью и стремится обеспечить себя материально.

У лезгин показатель субмиссивности (склонность быть зависимыми и пассивными в социальных контактах) положительно коррелирует с ценностями «активная, деятельная жизнь» (г = 0,497,p < 0,01), «свобода как независимость в поступках и действиях» (г = 0,373, p < 0,05) и отрицательно взаимосвязана с ценностями «здоровье» (г = -0,366, p < 0,05), «счастливая семейная жизнь» (г =-0,415, p < 0,05). Заметно, что относительно низкие характеристики социализации личности данных испытуемых активизируют ориентации на независимость в поступках и действиях, их социальную активность. В то же время невысокий уровень субмиссивности у ряда лезгин не сказывается отрицательно на здоровье и счастливой семейной жизни. Такой показатель социальной приспособленности, как «враждебность и критичность в социальных контактах» положительно коррелирует с ценностями «интересная работа» (г = 0,398, p < 0,05) и «наличие хороших и верных друзей» (г = 0,463, p < 0,01). Учитывая, что у большинства испытуемых данной социальной группы уровень враждебности сравнительно низкий, можно сказать, что этот показатель положительно влияет на преобладание у них ценностных ориентаций, связанных с выбором надежных и верных друзей и позитивной (интересной) сферы деятельности. Не исключено, что и наличие данных ценностных ориентаций оказывает положительное влияние на снижение уровня враждебности в социальных контактах.

Таким образом, корреляционный анализ свидетельствует о своеобразии значимых связей между характеристиками социализации личности и ее ценностной сферы у представителей трех разных этносов, проживающих на территории Саратовской области.

У значительной части представителей разных этносов обнаружены уровень социализации личности в пределах нормы и позитивные тенденции в иерархии ценностей. Однако при оценке основных составляющих социализации у большинства испытуемых выявлены изменения, связанные с повышенной эмотивностью, сложностями в управлении и контроле над своими чувствами. В целом система выявленных ценностей у испытуемых разных национальностей достаточно позитивно влияет на стабильность личности, что отражено в показателе ее дезинтеграционных процессов, который в данном случае сравнительно невысокий.

Своеобразие значимых корреляционных связей характеристик социализации личности и ее ценностной сферы у представителей трех разных этносов отражает не всегда устойчивые тенденции в развитии личности: наибольшее число корреляционных зависимостей у лезгин связано с показателем социальной приспособленности «субмиссивность», отражающим уровень зависимости и пассивности; у русских это - показатель здоровья и эмоциональной стабильности. У испытуемых татарского этноса наибольшее число корреляционных связей касается трудностей социальной приспособленности и показателя эмоциональной стабильности. Практически все ценностные ориентации отражают те или иные проблемы социальной приспособленности личности испытуемых разных национальностей. В выявленных взаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют личность, общие и специфические черты представителей каждой из изучаемых национальностей: существуют проблемы социализации, связанные с реализацией в профессиональной деятельности и общественной жизни (например, с повышением социального статуса), т.е. отражающие уровень социальной активности личности в социуме. В целом прослеживается взаимосвязь между социализацией и ценностными ориентациями личности на примере представителей разных этносов Поволжья. Достаточно хорошая социальная приспособленность и ценностная сфера личности испытуемых во многом отражают оптимальный уровень их адаптационной готовности и способность к позитивным изменениям в условиях динамично развивающегося общества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (грант № 15-06-10624а).

84

Научный отдел

И. В. Малышев. Взаимосвязь социализации и ценностных ориентаций личности

Список литературы

1. Малышев И. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1 (5). С. 30-34.

2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 352 с.

3. ГригорьеваМ. В.Значение понятия «Россия» у молодежи в зависимости от условий социализации // Уч. зап. Пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 2, № 1 (5). С. 9-15.

4. Малышев И. В. Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента // Уч. зап. Пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т 3, № 4 (12). С. 52-56.

5. Бочарова Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т 1, вып. 4. С. 13-16.

6. Усова Н. В. Усвоение норм религии в процессе социализации // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Ч. 6. С. 1371-1374.

7. Черняева Т. Н., Преображенская Е. В. Социализация детства : образовательный контекст // Народное образование. 2014. № 9. С. 198-205.

8. Арендачук И. В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 348-353.

Relation of Socialization and Value Orientations of a Personality in the Aspect of its Adaptability among Different Ethnics in Volga Region

I. V. Malyshev

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: iv.999@list.ru

A comparative analysis of characteristics of the social suitability and value orientations of a personality of representatives of three ethnics (Russians, Tatars and Lezghins) living in theVolga region (Saratov region) is represented. Modern approaches to the understanding of the the socialization of a personality and its social-psychological manifestations, adaptational possibilities are considered. In the results of the analysis of the phenomena among the majority of the probationers positive tendencies necessary for successful socialization in the now days society are noted, in particular, the orientation to the happy family live, self-reliance act. In the same time it is found the insufficient solemnity of the values like «active live», this brakes the positive source in the personality. Among the majority of the representatives of different ethnics a middle level of the social suitability and other important characteristics allowing to affectively adapt in the

modern society are found. In the results of the correlational analysis a relation between the studied phenomena can be seen. So, in the discovered relations are visible stable tendencies that characterize the personality, common and specific features of the representatives of each of the studied nationalities.

Key words: characteristic of socialization, level of socialization suitability, value orientations, relation of socialization and value orientations, adaptation of personality.

References

1. Malyshev I. V Sotsialno-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti i strategii koping-povedeniya uchiteley shkol v protsesse professionalnoy sotsializatsii (Social-psychological adaptation of personality and strategy of coping-behavior of school teachers in the process of professional socialization). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 1 (5), pp. 30-34.

2. Parygin B. D. Osnovy sotsialno—psihologicheskoy teorii (Foundations of social-psychological theory). Moscow, 1971. 352 p.

3. Grigoreva M. V. Znachenie ponyatiya «Rossiya» u molodezhi v zavisimosti ot usloviy sotsializatsii (The meaning of the notion Russia among young people depending on their socialization). Uch. zap. Ped. in-ta SGU im. N.G.Chernyshevskogo (Academic Articles of Pedagogical Institute. Ser. Psychology. Pedagogy), 2009, vol. 2, no. 1 (5), pp. 9-15.

4. Malyshev I. V Kharakteristiki tsennostno-smyslovoy sfery v zavisimosti ot professionalnoy napravlennosti lichnosti studenta (Characteristic of value-science sphere in dependence on the professional orientation of student personality). Uch. zap. Ped. in-ta SGU im. N. G. Cherny-shevskogo (Academic Articles of Pedagogical Institute. Ser. Psychology. Pedagogy), 2010, vol. 3, no. 4 (12), pp. 52-56.

5. Bocharova E. E. Tsennostnye predpochteniya molodezhi v predstavleniyakh razlichnykh sotsialnyh grupp (Value preferences of young people in different social groups). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2012, vol. 4, iss.1, pp. 13-16.

6. Usova N. V Usvoenie norm religii v protsesse sotsializatsii (Understanding of the religious norms in the socialization process). Fundamentalnye issledovaniya (Fundamental research), 2013, no. 10, part 6, pp. 13711374.

7. Chernyaeva T. N., Preobrazhenskaya E. V. Sotsializatsiya detstva: obrazovatelnyy kontekst (Childhood socialization: educational context). Narodnoe obrazovanie (Public education), 2014, no. 9, pp. 198-205.

8. Arendachuk I. V. Professioanalnaya soysializatsiya lichnosti studenta vuza v kontekste diakhronicheskogo podkhoda (Professional personality socialization of high schools students in the context of diachronical approach). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2013. Vol. 2, iss. 4 (8), pp. 348-353.

Психология

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.