5. Antsyferova L. I. Lichnost v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie zhiznennykh situatsiy i psikhologicheskaya zashchita (Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of living situations and psychological defense). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 1994, vol. 15, iss. 1. pp. 3-18.
6. Gushchina T. V., Kryukova T. L., Ekimchik O. A. Kul-tura, stress i koping: vliyanie sotsiokulturnogo konteksta na vybor tipa sovladaniya (Culture, stress and coping: influence of social-cultural context on choice of coping
УДК 316.6
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского. Е^Н: iv.999@list.ru
Представлен анализ характеристик социальной приспособленности личности и основных копинг-стрессовых стратегий учащихся старших классов. В результате анализа взаимосвязей стратегий преодоления трудностей и характеристик социализации обнаружено, что у более 65% испытуемых ведущее положение занимают копинг-поведенческие стратегии, ориентированные, во-первых, на решение задач, во-вторых, на эмоциональное решение проблем. В целом это позитивно влияет на эффекты социализации детей как с проявлением заболеваний, так и с их отсутствием. Корреляционный анализ свидетельствует о взаимосвязи стратегий преодолевающего поведения и характеристик социализации личности, позитивном или негативном влиянии копинг-стрессо-вых стратегий на формирование личности в процессе социализации на ее раннем этапе.
Ключевые слова: социализация личности, копинг-стрессовые стратегии, взаимосвязь социальной приспособленности и стратегий преодолевающего поведения, старшеклассники с ОВЗ.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-3-316-321
В российском обществе за последние 20 лет произошли значительные изменения, которые повлияли на все стороны жизни современного человека. Всё это не могло не отразиться и на основных личностных свойствах, адаптационных процессах. Изучение социализации личности в данном контексте приобретает особую актуальность, так как от эффективного вхождения в различные слои общества зависит психологическое и социальное благополучие каждого человека и государства в целом. При этом существенное
type). Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yu-venologiya. Sotsiokinetika (Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Yuvenologiya. Sociokinetics), 2014, vol. 20, iss. 4, pp. 73-81.
7. Moskacheva M. A., Kholmogorova A. B., Garanyan N. G. Aleksitimiya i sposobnost k empatii (Alexithymia and empathy ability). Konsultativnaya psikhologiya i psik-hoterapiya (Counseling Psychology and Psychotherapy). 2014, no. 4, pp. 98-113.
значение для развития современного общества имеет успешная социальная приспособленность на ранних этапах жизни, в частности у подростков с ограниченными возможностями здоровья, страдающих различными заболеваниями.
Социализация представляет собой процесс формирования личности с момента рождения и в течение всей жизни. По мнению А. Л. Журавлева, это процесс активного усвоения норм и ценностей общества и включение их индивидом в систему социальных установок, что определяет его позиции и поведение в качестве личности в общественной системе [1]. В настоящее время изучение особенностей социализации личности в разных её аспектах не должно ограничиваться только известными в психологии подходами. Всесторонне и комплексно исследовать проблему во многом позволяет системно-диахронический подход. Согласно Р. М. Шамионову, главными инстанциями, которые регулируют характер социальной активности личности и поведения человека, являются эффекты социализации. Динамический аспект в новом подходе предполагает изучение изменений, происходящих в личности на разных этапах ее социализации, т.е. системно-диахронический подход к анализу процессов социализации решает задачу отслеживания данных изменений. Благодаря этому происходят сдвиги в системе личности и формируются эффекты-явления, которые
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Малышев И. В., 2016
свидетельствуют о глубине социализации. Автор считает важным определить вехи социализации, периоды, когда диахрония составляющих личности достигает своего максимума и минимума, активизируя механизмы социализации. Это является элементом создания программ, направленных на формирование субъектной позиции личности, расширение ее возможностей, способствует ориентации в сложных социальных процессах с учетом разновекторности социальных воздействий в условиях развивающегося общества [2].
Ориентируясь на комплексность диахронического подхода, М. В. Григорьева анализирует его возможности применительно к исследованию процессов социализации и социально-психологической адаптации. Автор определяет критерии диахронии и синхронии в процессе адаптационных взаимодействий личности и среды [3]. В другой работе М. В. Григорьева, делая акцент на исследовании психологической адаптации личности с точки зрения принципов диахронии, раскрывает данное явление как развивающийся процесс и результат оптимального и динамичного соотношения (взаимодействия) окружающей среды и личности [4].
Сегодня многие ученые раскрывают явление социализации с точки зрения преодоления трудных и стрессовых ситуаций. В наших исследованиях рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных ситуаций на примере студентов и школьников [5]. Также установлена взаимосвязь между стратегиями копинг-пове-дения и уровнем адаптированности личности в процессе социализации учителей школ [6]. Е. Е. Бочарова раскрывает стратегии совлада-ющего поведения применительно к выборке испытуемых подросткового и юношеского возраста. Автор отмечает, что наиболее часто подростки используют сочетание стратегий эмоционально ориентированного, конфронтаци-ионного копинга, копингов избегания и отвлечения, причем юноши применяют более широкий диапазон стратегий совладания [7]. В этой связи М. А. Кленова рассматривает зависимость личностных качеств и стратегий преодолевающего поведения, анализируя такие личностные характеристики, как психоэмоциональное состояние, самоотношение, готовность к риску, социальную адаптированность. Автор устанавливает корреляционную взаимосвязь между личностными качествами и выбором стратегий преодолевающего поведения [8].
Адаптационный аспект проблемы социализации на примере подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматривается
в наших исследованиях. Показано, что особенностями формирования ценностной сферы личности подростков с ОВЗ являются условия приспособленности их в семье и состояние здоровья [9]. Исходя из современного понимания проблемы, Л. Е. Тарасова рассматривает в качестве составляющих модели психологической помощи подросткам-инвалидам психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую поддержку и психокоррекцию. Автор анализирует психологические параметры личностного и психического здоровья слепых и слабовидящих подростков и раскрывает основные компенсаторные источники при слепоте и слабовидении [10].
Таким образом, можно в определенной мере говорить о разных аспектах проблематики социализации личности и подходах к ее изучению. Важной составляющей успешной социализации являются адаптационные возможности личности и способность противостоять трудным и стрессовым жизненным ситуациям, что указывает на взаимосвязь социальной приспособленности личности и копинг-стратегий поведения и свидетельствует о необходимости исследований проблематики адаптационной готовности личности в современных реалиях.
Исходя из этого, основной целью данного исследования является изучение взаимосвязи социальной приспособленности и стратегий преодолевающего поведения личности с точки зрения её адаптационных возможностей на примере учащихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика исследования
При изучении характеристик социальной приспособленности личности применялся «Опросник приспособленности» Х. Белла, шкалы которой определяют, где именно и в какой области взаимодействия с окружающими личность испытывает трудности. В качестве диагностического метода, направленного на исследование стратегий преодолевающего поведения личности, был выбран «Опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А. Крюковой). При статистической обработке данных использован корреляционный анализ по методу К. Пирсона. Выборку исследования составили учащиеся старших классов общеобразовательных школ и школы-интерната Саратовской области в количестве 80 человек в возрасте 15-16 лет. В первую группу вошли учащиеся, не имеющие каких-либо хронических заболеваний или ограничений по здоровью, во вторую группу - школьники с нарушениями зрения.
Результаты и их обсуждение
Анализ характеристик уровня социальной приспособленности старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья показал, что у 25% учащихся выявлен ее низкий уровень, 35% показали средний и 40% высокий уровень социализации. По шкале «приспособленность в семье» (среднее арифметическое значение - 4) лишь у 5% от общего числа опрошенных обнаружено снижение данного показателя, у 75% выявлены высокие значения и у 20% они находятся в пределах нормы. Такой результат можно связать с условиями, в которых живут и обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья: это пристальное внимание со стороны родителей к ним, обусловленное наличием у них определенных проблем со здоровьем, и индивидуальный подход к школьникам группы (в классах обучаются не более 10 человек, в отличие от их здоровых сверстников), что дает возможность педагогу уделять внимание каждому из присутствующих учеников. По шкале «сфера здоровья» (среднее арифметическое значение - 5,4) высокий уровень у 45% школьников, а у 25% низкий. Возможно, что слабовидящие и слепые дети не имеют повышенной тревожности по поводу своего здоровья. Обучаясь в среде, где все одноклассники имеют похожее заболевание, они неплохо приспособились к своему состоянию здоровья.
Низкий уровень по шкале «субмиссивность» (среднее арифметическое значение - 5,1) имеют 30% старшеклассников, 20% опрошенных - высокий. Испытуемые с высоким уровнем этого фактора обычно уверены в себе и мало внимания обращают на мнение других, а с низким - склонны быть зависимыми и пассивными, недостаточно уверены в себе. Таким образом, можно сказать, что большинство старшеклассников с ОВЗ уверены в себе и в своих силах. Однако результаты также могут свидетельствовать о демонстративном проявлении детьми самостоятельности и активности в различных сферах деятельности. При каждом удобном случае они стараются продемонстрировать своё равенство со здоровыми детьми. При этом многие из них в какой-то степени проявляют пассивность и зависимость, что может быть вызвано ограничением, связанным с заболеванием. По шкале «эмоциональность» (среднее арифметическое значение - 4,6) у 70% старшеклассников высокий уровень и у 30% низкий. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся с ОВЗ эмоционально стабильны, в отличие от их здоровых сверстников. Итоги шкалы «враждебность» (среднее арифметическое значение - 5,7): показатели высокого и низкого уровней оказались равны, по 35%. Анализ полученных результатов
говорит о том, что высокие значения этого показателя могут быть обусловлены влиянием возрастного периода.
Приспособленность личности является важным аспектом в процессе ее социализации. Для того, чтобы адаптация была более эффективной, большую роль в данном процессе играют механизмы преодоления трудных ситуаций (копинг-стратегии), которые снижают риск возникновения дезадаптации личности. Результаты исследования показывают, что для большинства школьников с признаками нарушения здоровья характерна модель копинг-поведенческой стратегии «решение задачи - эмоции - избегание», где ведущую роль играет стратегия, направленная на решение сложившейся стрессовой ситуации. Необходимо отметить, что ориентация на эмоции является менее позитивной копинг-стратегией, нежели другие, однако при преодолении стрессов и трудных жизненных ситуаций старшеклассниками с ограниченными возможностями здоровья позволяет им лучше контролировать свои эмоциональные переживания, быть более приветливыми по отношению к окружающим, относиться к ним с пониманием и, если необходимо, с сочувствием. Сопоставив результаты уровня социализации и выявленной доминирующей копинг-стратегии, мы обнаружили, что у детей с ОВЗ и без ограничений с высоким уровнем социальной приспособленности преобладает копинг-стратегия, направленная на решение задач. Таким образом, можно говорить о наличии связи между уровнем социализации и выбором соответствующей копинг-стратегии поведения.
Для изучения взаимосвязей характеристик социализации личности и копинг-стрессовых поведенческих стратегий у здоровых старшеклассников и с ограниченными возможностями здоровья проводился корреляционный анализ по методу Пирсона. У старшеклассников с ОВЗ показатель социализации, отвечающий за здоровье, положительно взаимосвязан с копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи (г = 0,461, р < 0,05). Видно, что ориентация личности на наиболее приемлемую в трудных ситуациях ко-пинг-стратегию, ориентированную на решение задачи, влияющую на социальную активность, в том числе в учебной деятельности, позитивно воздействует на показатели заболеваемости, в частности, улучшая душевное и физическое самочувствие. Напротив, если этого не происходит, т. е. личность отягощена внутренними проблемами, не имеет полноценного взаимодействия с социумом, она в большей мере подвержена негативному воздействию стрессов, и риск заболеть психосоматическими заболеваниями резко возрастает.
Ориентация на решение задачи, по мнению ряда исследователей, является наиболее эффективной копинг-стратегией поведения, и это подтверждают полученные ранее результаты у старшеклассников. Учитывая, что большинство (более 65%) старшеклассников предпочитают именно ее при преодолении различных трудностей, полученные результаты подтверждают значение данного копинга для личности как эффективного фактора преодоления сложных жизненных ситуаций и длительных стрессов.
Помимо этого выявлена положительная взаимосвязь между показателем социализации «эмоциональность» и копинг-стратегией, ориентированной на решение задачи (г = 0,459,p < 0,05). Из этого следует, что позитивная выраженная копинг-стратегия личности создает предпосылки для эмоциональной стабильности в общении и деятельности. К тому же умение управлять своими чувствами, контролировать свои субъективные переживания позволяет личности лучше адаптироваться в обществе и активизирует целенаправленную активность. В то же время отсутствие эмоциональной стабильности отрицательно сказывается на установлении нормальных, прочных семейных отношений.
Другой, менее позитивный копинг - «ориентация на эмоции» - положительно взаимосвязан с такими характеристиками социализации, как «приспособленность в семье» (г = 0,542, p < 0,05), «здоровье» (г = 0,700, p < 0,01), «субмиссивность» (г = 0,685, p < 0,01), «эмоциональность» (г = 0,700, p < 0,01) и «враждебность» (г = 0,477, p < 0,05). Можно сказать, что данная стратегия поведения при преодолении трудных ситуаций у некоторых детей с ОВЗ помогает им лучше приспособиться к семейной жизни, дает ощущение комфорта в сфере здоровья, снижает излишний интерес к своему здоровью и плохому самочувствию, позволяет быть более уверенными в себе при установлении социальных контактов. Необходимо отметить, что ориентация на эмоции при преодолении стрессов и трудных жизненных ситуаций у ряда таких старшеклассников позволяет им лучше контролировать свои эмоциональные переживания, быть более приветливыми по отношению к окружающим, относиться к ним с пониманием и, если необходимо, с сочувствием. Также выявлена положительная корреляция между шкалой копинга «избегание» (отвлечение) и областью социализации «приспособленность в семье» (г = 0,446, p < 0,05). Нельзя исключать, что старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья, использующие данную (не позитивную) копинг-стратегию при преодолении разного рода жизненных проблем, стараются избежать суровой
реальности, связанной с семейной жизнью. При этом они испытывают потребность в любви и симпатии, счастливой семейной жизни.
В процессе исследования обнаружены отрицательные корреляции между уровнем « комплекса неполноценности» детей с ОВЗ и такими характеристиками социализации личности, как «здоровье» (г = -0,595, p < 0,01), «субмиссивность» (г=-0,722, p < 0,01), «эмоциональность» (г=-0,551, p < 0,05). Учитывая полученные ранее результаты, т.е. то, что значительное число старшеклассников ощущают себя полноценными во всех отношениях людьми, несмотря на имеющиеся заболевания, следует отметить, что сам по себе комплекс неполноценности не оказывает сильного влияния на характеристики социальной приспособленности, в частности при приспособленности в семье, в отношениях с окружающими, и не сказывается на возникновении депрессивных тенденций. Скорее всего, низкий уровень «комплекса неполноценности» или его отсутствие у большинства старшеклассников усиливает стремление обрести семью или указывает в целом на удовлетворительные отношения в семье, уверенность в себе и своих силах, адекватные отношения с окружающими и хорошую эмоциональную стабильность. Это относится и к группе здоровых детей, не имеющих хронических заболеваний: у них также обнаружены отрицательные корреляции между уровнем «комплекса неполноценности» и такими характеристиками социализации личности, как «субмис-сивность» (г = 0,407, p < 0,01) и «враждебность» (г = -0,323,p < 0,05). Можно сказать, что для здоровых старшеклассников с низким уровнем «комплекса неполноценности» характерны позитивные отношения с социальным окружением, легкое установление дружеских отношений, уважение и симпатия к людям, альтруистические тенденции.
Анализ корреляционных взаимосвязей в группе испытуемых здоровых детей свидетельствует о положительных связях между копингом «ориентация на эмоции» и такими характеристиками социализации, как «субмиссивность» (г = 0,439, p < 0,01) и «эмоциональность» (г = 0,350, p < 0,01), т.е. большинство здоровых старшеклассников с ориентацией на эмоциональный копинг при преодолении стрессов испытывают больший эмоциональный комфорт, меньшие волнение, тревожность, робость. При этом они уверены в своих силах, общительны, инициативны и т.д. Однако, как видно из результатов, данная группа менее всего использует копинг-стратегию, ориентированную на решение задачи, и более всего опирается на непозитивную стратегию при преодолении трудностей, что снижает в целом шансы на успех и эффективную социализацию.
Выводы
В результате количественного и качественного анализа взаимосвязей стратегий преодоления трудностей и характеристик социализации учащихся можно сказать, что у более 65% испытуемых ведущее положение занимают копинг-поведенческие стратегии, ориентированные на решение задач, затем на эмоциональное решение проблем. В целом это позитивно влияет на эффекты социализации детей с ВОЗ и без ограничений. Корреляционный анализ, таким образом, свидетельствует о взаимосвязи стратегий преодолевающего поведения и характеристик социализации личности, позитивном или негативном влиянии копинг-стрессовых стратегий на формирование личности в процессе социализации на ее раннем этапе. Решающую роль в преодолении негативного воздействия стрессов, жизненных трудностей и эффективного социального приспособления играют активные позитивные модели копинг-стратегий. Все это во многом подтверждает предыдущие исследования, делает их более полными. В выявленных взаимосвязях заметны устойчивые тенденции, которые характеризуют личность, общие и специфические черты представителей каждой группы испытуемых. Налицо проблемы социализации, связанные с возрастными особенностями и условиями жизни в различных социальных группах (семья, интернат), т.е. отражающие уровень социальной активности личности в социуме.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.
Список литературы
1. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.
2. Шамионов Р. М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып 3. С. 236-241.
3. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 54-58.
4. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-263.
5. Малышев И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 69-74.
6. Малышев И. В. Социально-психологическая адаптация личности и адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития.
2013. Т. 2, вып. 1. С. 30-34.
7. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5 (49). С. 580-589. URL: : http://ej.soc-journal. ru/ (дата обращения: 21 января 2016).
8. КленоваМ. А. Влияние психоэмоционального состояния и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения.
2014. № 11. С. 43-54.
9. Малышев И. В., Абдулаев А. Ш. Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспекте ее адаптированности у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития.
2015. Т. 4, вып. 4. С. 326-333.
10. Тарасова Л. Е. Психологическая помощь подросткам-инвалидам // Социокультурная интеграция и специальное образование : сб. науч. ст. М., 2015. С. 333-341. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24404304 (дата обращения: 21.01.2016).
Correlation of Social Suitability and Overcoming Behavior Strategies of Personality in the Process of its Adaptation among Senior Pupils with Disabilities
I. V. Malyshev
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: iv.999@list.ru
An analysis of characteristics of social suitability of the personality and basic coping-strategy of senior pupils is represented. As the result of the analysis of the correlations of strategies of the difficulties overcoming and socialization characteristics, it was discovered that among more then 65% of tested, the leading state takes the coping-behavior strategy oriented to the solution of problems and to the emotional solution of problems. Generally this positively influences the effect of the socialization of children wit and without illness. The correlation analysis shows the connection of the strategy of overcoming behavior and characteristics of the person socialization, positive or negative influence of the coping-stressful strategies to the personality forming in the early stage of the socialization. Key words: socialization of personality, coping-stressful strategies, relation of social suitability and strategies of overcoming behavior, senior pupils with handicap.
References
1. Zhuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. O. Sotsial-nayapsikhologiya: ucheb. posobie (Social psychology: textbook). Moscow, 2006. 416 p.
2. Shamionov R. M. Sotsialnaya psikhologiya lichnosti: problemy i perspektivy (Social psychology of personality: problems and perspectivs). Izv. Saratov Univ.
М. В. Прохорова. Особенности структур мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин
(N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014. Vol. 3, iss. 3, pp. 236-241.
3. Grigoreva M. V. Diakhronicheskiy podkhod k issledo-vaniyu protsessov sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti (Diachronic approach to the study of the pro-cessesof social-psychological adaptation of personality). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2013. Vol. 13, iss. 1, pp. 54-58.
4. Grigoryeva M. V. Ponyatiynyy apparat psikhologii adaptatsii lichnosti (Concept apparatus in psychology of personality's adaptation). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014. Vol. 3, iss. 3, pp 259-263.
5. Malyshev I. V. Vzaimosvyaz sotsialno-psikhologiches-koy adaptatsii lichnosti i koping-povedencheskikh strategiy uchashchikhsya i studentov (Interrelation of the social-psychological adaptation of a personality and the coping-behaviour strategies of pupils and students). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2012. Vol. 12, iss. 3, pp. 69-74.
6. Malyshev I. V. Sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti i strategii koping-povedeniya uchiteley shkol v protsesse professionalnoy sotsializatsii (Interrelation of the social-psychological adaptation of a personality and the coping-behaviour strategies of pupils and students). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2013. Vol. 2, iss. 1, pp. 30-34.
7. Bocharova E. E. Strategii sovladayushchego povedeniya lichnosti razlichnykh vozrastnykh grupp (Strategies for coping personality of different age groups). Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (Modern Research of Social Problems), 2015, no. 5 (49), pp. 580-589. Available at: http://ej.soc-journal.ru/ (accessed 21 January 2016).
8. Klenova M. A. Vliyanie psikhoemotsionalnogo sos-toyaniya i lichnostnykh kharakteristik na vybor strategiy preodolevayushchego povedeniya (The impact of psy-choemotional state and personality traits on the choice of coping behavior strategies). Psikhologiya obucheniya (Psychology of study). 2014, no. 11, pp. 43-54.
9. Malyshev I. V., Abdulaev A. Sh. Osobennosti tsennost-nykh orientatsiy i sotsializatsii lichnosti v aspekte ee adaptirovannosti u podrostkov s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorovya (Peculiarities of value orientations and personal socialization in adolescents with health limitations). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2015. Vol. 4, iss. 4, pp. 326-333.
10. Tarasova L. E. Psikhologicheskaya pomoshch podro-stkam-invalidam (Psychological help to young people invalids). Sotsiokulturnaya integratsiya i spetsialnoe obrazovanie: sb. nauch. st. (Social-cultural integration and special education: Collection of papers). Moscow, 2015. pp. 333-341. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=24404304 (accessed 21 January 2016).
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
Прохорова Мария Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. E-mail: personalgerente@mail.ru
Статья посвящена исследованию особенностей структур положительной и отрицательной мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин. Проведено эмпирическое исследование на выборке из 58 женщин и 58 мужчин с использованием метода ситуационного интервью, результаты которого обработаны с помощью таблиц сопряжённости 2x2 с применением непараметрического критерия Пирсона. Выявлено сходство в том, что женщины и мужчины предпочитают работать на этапах интенсивного роста и стабильности бизнеса, а также склонны отказываться от работы на этапе спада. Установлено различие в мотивации труда между женщинами, которые негативно относятся к работе на этапе формирования бизнеса, и мужчинами, которые скорее готовы работать на этом этапе. Показано, что структуры положительной мотивации труда и у женщин, и у мужчин более сложные, чем структуры отрицательной мотивации. Ключевые слова: структура мотивации трудовой деятельности, положительные мотивы, отрицательные мотивы, мотивация труда женщин, мотивация труда мужчин, организационное развитие.
Р01: 10.18500/1819-7671 -2016-16-3-321 -325
Актуальность исследования
Для повышения производительности труда и удовлетворённости важно найти индивидуальный подход к каждому работнику, в том числе учесть особенности профессионального поведения, обусловленные полом, что требует выявить особенности и сходство в структуре мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин. В проведённых исследованиях установлены отдельные аспекты в различиях трудовых мотивов женщин и мужчин, между тем целостные структуры не изучены [1-4]. Отсюда вытекает актуальность исследования, целью которого будет выявление особенностей и сходства в структуре мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин.
Методологической основой данного исследования послужили работы А. Маслоу [5],
© Прохорова М. В., 2016