УДК 159.923.2 ББК 88.52 Ф 32
JI.B. Федина
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Столичный институт повышения квалификации специалистов»; E-mail: lllca@yandex.ru
Е.А. Соловьева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета; E-mail: selena7108@mail.ru Г.В. Кухтерина
Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета; т. 8 (3452) 40-36-27
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
( Рецензирована )
Аннотация. Профессиональное развитие будущих педагогов в современном образовании находится в состоянии открытого поиска. Наука и практика нуждаются в конкретных рекомендациях и разработках, позволяющих использовать различные образовательные ресурсы. Психологические исследования, изучающие современное студенчество, позволяют обосновать выбор методов, подходов и приемов обучения, имеющего целью развитие личности будущего специалиста, раскрытие его способностей и талантов. Наибольший интерес представляет выявление связей вну-триличностных характеристик студентов. В данной статье высказано предположение о возможных детерминантах личностного развития и самоактуализации будущего педагога его профессиональным мировоззрением. Практическое исследование рассматривает особенности проявления взаимосвязей между профессиональной направленностью и самоактуализацией студентов, осваивающих профессию учителя физической культуры. Установленные взаимосвязи имеют разнообразный характер. Полученные выводы дают основание более внимательно расставлять приоритеты в формировании личности будущего учителя.
Ключевые слова: самоактуализация, профессиональная направленность, профессиональное мировоззрение, будущие педагоги.
L.V. Fedina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Director for Educational and Methodical Work of Independent Noncommercial Organization of Additional Vocational Training "Capital Institute of Experts' Professional Skill Improvement"; E-mail: lllca@yandex.ru E.A. Solovjeva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Institute of Pedagogy and Psychology, Tyumen State University; E-mail: selena7108@mail.ru
— 70 -
G.V. Kukhterina
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Institute of Pedagogy and Psychology, Tyumen State University; ph.: 8 (3452) 40-36-27
RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ACTUALIZATION AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE FUTURE TEACHER
Abstract. Professional development of future teachers in modern education is in a state of open search. Science and practice need specific recommendation and researches, allowing the use of various educational resources. Psychological researches on modern students enable us to justify the choice of methods, approaches and techniques of teaching, aimed at the development of the personality of the future specialist and disclosure of his abilities and talents. Of great interest is the identification of linkages of intrapersonal characteristics of students. In this paper, a proposition is made on the possible determinants of personal development and self-actualization of the future teacher by his professional worldview. Practical study examines the peculiarities of manifestation of relationships between professional orientation and self-actualization of students learning the profession of physical culture teacher. Established relationships are varied. The findings give reason to carefully identify the priorities in the formation of personality of the future teacher.
Keywords: self-actualization, professional orientation, professional worldview, future teachers.
Профессиональное развитие как непрерывный процесс самоактуализации личности сопряжено с целым рядом проблем, затрудняющих формирование необходимых навыков, умений и личностных качеств у студентов, обучающихся в вузе. Самоактуализация обуславливается процессом перехода потенциального в актуальное: высшее образование призвано организовать учебный процесс таким образом, чтобы все имеющиеся внутренние резервы личности будущих педагогов направить на их личностный и профессиональный рост.
Самоактуализация педагога в его профессиональной деятельности определяется не только ее содержанием, но и характером установок, мотивов и потребностей, складывающихся в определенного рода направленность к профессиональной деятельности. То, что для педагога выделяется как наиболее важное, ценное в профессии, определяет характер его будущих взаимоотношений с учащимися, уровень достижений, собственного роста и развития.
Самоактуализация может осуществляться как спонтанный процесс (неосознанно) и одновременно управляемый процесс, что становится возможным лишь при осознании субъ-
ектом своего места, целей и задач в профессии.
Таким образом, особенно актуальными в современной системе профессиональной подготовки педагогов можно считать исследования, позволяющие открывать возможные связи, механизмы и закономерности, благодаря которым станет возможно установить, какие опорные точки в становлении личности учителя являются ключевыми и за счет чего возможно активизировать его личностное развитие.
В рамках исследования формирования профессионального мировоззрения мы предположили, что самоактуализация личности студента в процессе освоения педагогической профессии может определяться типом его профессиональной направленности.
Практическое исследование имело цель выявить особенности взаимосвязи между самоакутализацией личности будущего педагога и характером его профессиональной направленности.
Задачи, поставленные нами в ходе реализации исследования:
1. Изучить теоретические основания понятия «самоактуализация личности».
2. Изучить самоактуализацию и профессиональную направленность
как значимые характеристики педагогической деятельности.
3. Исследовать особенности самоактуализации и профессиональной направленности к педагогической деятельности студентов факультета физической культуры КГУФУСТ.
4. Выявить взаимосвязь компонентов самоактуализации и профессиональной направленности студентов КГУФКСТ.
Методы исследования: анализ литературы; тестирование (методика «CAT Э. Шострома, адаптированная Л.Я. Гозманом; «Оценка профессиональной направленности личности учителя», Е.И Рогов); методы математической статистики (корреляционный анализ по Присону, t-критерий Стьюдента).
Основополагающей для гуманистического направления в педагогике является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала является необходимым фактором полноценного развития человека. Е.Е. Вахромов, JI.M. Митина, В.Э.Чудновский, A.A. Бодалев, Г.А. Вайзер, H.JI. Карпова, A.B. Суворов считают, что потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей [1, 2].
Современные исследователи выделяют ряд условий, при которых достигается эффективность профессиональной самоактуализации педагогов:
— наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности;
— учет индивидуальных особенностей личности;
— осознание значимости гуманистической ценности творческой индивидуальности личности;
— специфическая организация обучения будущих педагогов;
— развитие способности студентов к осмыслению результатов своей деятельности;
— овладение знанием о явлении самоактуализации, путях самоактуали-
зации, о творчестве сочетается с его реализацией в педагогическом процессе [3: 191].
Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося и собственному развитию.
Самоактуализация определяется автором этого термина как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.», как процесс самореализации человеческих потенций [4: 150].
Теоретический анализ показал необходимость развития качеств личности педагога, которые будут способствовать его самоактуализации, а также возможную связь профессиональной направленности к деятельности как базовому основанию для ее реализации.
Проведенное исследование показателей самоактуализации у будущих учителей физической культуры показало (всего в исследовании приняли участие 65 человек — студенты 4 курса факультета физической культуры КГУФКСиТ г. Краснодара, из них — 45 юношей и 40 девушек), что в общей выборке средние значения по всем шкалам имеют близкие показатели и отражают средний уровень самоактуализации в целом. Наибольшую выраженность имеют шкалы: самопринятия, представления о природе человека, самоуважения, а наименьшую в свою очередь показывают: синергии, контактности, гибкости поведения, ориентации во времени и ценностной ориентации.
Результаты по шкале «ориентации во времени» характеризуют испытуемых в целом как неуверенных в завтрашнем дне, часто беспокоящихся о будущем, что может быть связано с приближающейся ситуацией завершения обучения и реализации себя как специалиста, что сопряжено с неопре-
деленностью. Также данные результаты могут объясняться незрелостью личности испытуемых, что отмечается в целом как тенденция в ряде практических исследований установок современных студентов (Л. В. Федина 2012, Е.В. Демкина, С.Н. Бегидова, 2013) [б].
Шкала гибкости поведения, измеряющая, как человек в зависимости от обстоятельств изменяет свое поведение, насколько оно может быть гибко, свидетельствует о значительной ригидности в выборе собственных реакций среди испытуемых, что может вызывать проблемы для студентов, будущих преподавателей. У испытуемых со средним показателем (56,6) присутствует спонтанность в поведении, но часто оно может быть наигранным, потому что этого требует данная ситуация, но это будет выглядеть неестественно, искусственно.
Низкие значения по данному показателю имеют 36,7%. Для них характерна стереотипность поведения, отсутствие спонтанности поведения. В обществе такие люди боятся быть «белой вороной». Обычно задумываются о том, насколько их поведение соответствует окружающим.
Показатели по шкале «ценностные ориентации» говорят о том, что большая часть испытуемых (46,6) характеризуется недоверием к себе, к окружающим людям, в основном ориентируются на мнения людей, боятся быть самим собой. Лишь для 16,7% присуща уверенность в себе. Такие студенты хорошо распознают полярные категории (добро и зло, мужественность и женственность), глубоко и тонко ощущают свои чувства и потребности.
Полученные результаты могут объясняться особенностями выборки: студенты физкультурного факультета достаточно хорошо представляют себе возможности и способности человека, а юношеский возраст и достижения, которые они уже имеют, позволяют им принимать и уважать себя за свои поступки.
Таким образом, можно выделить некоторые общие тенденции для всей группы испытуемых: они имеют
достаточно развитые познавательные потребности, что может объясняться осознаванием необходимости и важности обучения. Данная группа характеризуется также слабо развитой способностью к синергии (46,6% имеют низкие показатели по данному критерию), т.е. целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни. ТЕКЖ6 испытуемые не стремятся к контактности и открытости, отличаются сложностями в гибкости поведения, что может объясняться спецификой профессионально осваиваемой деятельности. Физическая культура устанавливает жесткие рамки выполнения соответствующих норм и, как следствие, развивает в людях подобные качества.
Сравнивая средние значения самоактуализации в данной выборке по тендерному аспекту, мы определили, что общие показатели имеют примерно одинаковую картину среди юношей и девушек. Достоверность различий по коэффициенту Стьюдента обнаружена лишь по шкале сензитив-ности, что логично может объясняться большей чувствительностью женщин, имеющих соответствующее воспитание и социальные установки. Чуть выше результаты у девушек и по шкалам поддержки и познавательных потребностей, что говорит о более серьезном отношении к обучению и ориентации на собственные цели и ценности.
Таким образом, девушки оказываются более направленными на себя по сравнению с юношами: стараются использовать собственные принципы и мотивы в качестве основы для своих суждений и действий. Их жизнь в большей степени отличается автономностью, самоподдержкой и свободой.
Анализ результатов профессиональной направленности студентов показал наибольшую выраженность «организованности», «мотивации одобрения» и «интеллигентности». Самый низкий показатель имеет шкала «направленность на предмет».
Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты факультета физической культуры в профессиональной
направленности отталкиваются скорее от специфики самой деятельности: уроки физической культуры требуют высокой организации, учителю особенно важно уметь следить за дисциплиной, организовать деятельность детей. Такие результаты являются скорее следствием того, что студенты, обучающиеся на данном факультете, большую часть жизни связывают со спортом, многие занимаются им профессионально.
Взаимосвязь профессиональной направленности и самоактуализации в данной группе испытуемых показала, что чем выше развиты у студентов такие качества, как высокий интеллект, общая культура и высокая нравственность, тем более они склонны воспринимать природу человека в целом как положительную и принимать себя такими, как есть, со всеми своими недостатками и слабостями.
Положительная связь обнаружена между мотивацией одобрения и познавательной потребностью, что может объясняться ориентацией самого познания среди студентов в данный момент на внешние социальные факторы: завершение образования, получение диплома, высокой оценки со стороны окружающих.
Отрицательные корреляционные связи обнаружены между показателями организованности и гибкости поведения, а также между мотивацией одобрения и креативностью. То есть при особенном внимании к организации профессиональной деятельности снижается способность быть более гибким и уметь быстро перестраиваться в неожиданных ситуациях. С другой стороны, оказывается, что стремление получить одобрение от окружающих мешает проявиться собственной творческой энергии, блокирует креативность.
Положительная связь между организованностью и сензитивностью в выборке девушек может означать, что они используют в планировании своей деятельности не только рациональный подход, но в значительной мере опираются на то, как чувствуют ситуацию.
Отсутствие такой связи у юношей говорит о том, что женщины более внимательны к собственным переживаниям и потребностям и поступают исходя из актуального состояния.
Профессиональная направленность на «интеллигентность» в данной подгруппе теряет связи, которые наблюдаются как в общей выборке, так и среди юношей, что может говорить о том, что стремление к самосовершенствованию, высокий интеллект, общая культура и высокая нравственность у девушек не зависят от особенностей их самоактуализации.
Среди юношей-студентов отсутствует связь между интеллигентностью и самопринятием, что характерно для общей выборки. То есть способность принимать себя такими, как есть, со всеми своими недостатками и слабостями определяются у юношей сферами, не связанными с профессией, что может объясняться возрастными приоритетами и интересами. Возможно, в другой возрастной категории и на новом этапе профессионального становления такая связь обозначится, поскольку в общей выборке она отмечена, следовательно, такая тенденция существует.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между самоактуализацией и типом профессиональной направленности личности у студентов, осваивающих педагогическую деятельность. Гендерные различия обнаружены незначительно, лишь по одному параметру, что может означать некоторую универсальность закономерностей освоения и развития в профессии как мужчинами, так и женщинами. Обнаруженные корреляции в общей выборке могут объясняться как особенностями юношеского возраста и его приоритетами, так и спецификой осваиваемой профессиональной деятельности (физическая культура).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что характер самоактуализации личности будущего педагога тесно связан с профессиональным мировоззрением, которое формируется в ходе получения профессии.
Особенности выявленных взаимосвязей необходимо грамотно использовать в процессе становления личности педагога, выстраивая целенаправленную тра-
екторию личностного роста будущего специалиста, создавая условия и предпосылки для его самореализации и самоактуализации .
Примечания:
1. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы второй Всерос. Internet-конф. / отв.ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С. 345-351.
2. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования)/ В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер [и др.] // Психологический журнал. 2004. Т. 25, №1.
3. Шинкоренко А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 г., г. Пермь. Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 189-192.
4. Maslow A. Motivation and personality. N. Y.: Harper and Row, 1970.
5. Демкина E.B., Бегидова C.H. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АТУ, 2013. Вып. 3 (123).
References:
1. Vakhramov Е.Е. Development of the theory of self-actualization in the national pedagogy and psychology) // The potential of personality: a complex problem. Proceedings of the second all-Russia Internet-conference / ed.-in-chief E.A. Uvarov. Tambov: Publishing house of TSU of Derzhavin G.R., 2003. P. 345-351.
2. The Role of life orientation and Acme in professional activities (experience of theoretical and experimental research) / V.E. Chudnovsky, A.A.Bodalev, G.A. Weiser [etc.] // Psychological journal, 2004, V. 25, No. 1.
3. Shinkorenko A.C. Self-actualization as a factor of the professional development of a teacher of a comprehensive school // Problems and prospects of development of education: proceedings of the Intern, scient. conf. April, 2011. Perm. V. I. Perm: Mercury, 2011. P. 189-192.
4. Maslow A. 1970. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1970.
5. Demkina E.V., Begidova S.N. Results of research on attitudes, thinking and behaviour stereotypes of modern Russian students // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: The ASU publishing house. 2013. Iss. 3.