Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)
УДК 316.614
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИИ С САМОАКТУАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Е. В. Куприянчук
Куприянчук Елена Викторовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: elena-kupr@yandex.ru
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей взаимосвязи динамики социальных представлений о профессии современных студентов с уровнем и различными содержательными характеристиками их самоактуализации. Показано, что самоактуализация личности в профессии может рассматриваться с позиции теории социальных представлений, позволяющей учесть социокультурный контекст. Раскрыта взаимосвязь социальных представлений о профессии с динамикой самоактуализации личности студентов. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (n = 30, 17-19 лет, студенты 1-3-го курсов Института дополнительного профессионального образования - ИДПО - специальности «Менеджмент») с применением диагностического инструментария: проективного эссе на тему «Мое представление о профессии», «Самоакту-ализационного теста» (САТ) (Л. Е. Гозмана, Ю. Е. Алешиной, М. В. Загики, М. В. Кроза). Установлено, что в процессе обучения у студентов происходят изменения в системе взаимосвязей самоактуализации и представлений о профессии. Оптимистические представления о профессии у первокурсников подкрепляются достаточно высокими показателями по различным шкалам самоактуализации. На втором курсе амбивалентные представления о профессии подкрепляются снижением по некоторым шкалам самоактуализации; на третьем показатели самоактуализации повышаются, а представления о профессии становятся более скептическими. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Ключевые слова: социальные представления, групповое и индивидуальное сознание, профессиональные представления, самоактуализация личности, динамика самоактуализации, самоактуализация личности в профессии.
Введение
Современное российское общество переживает период динамических изменений, связанных с реформированием социальных, экономических, политических сфер, оказывающих различное влияние на молодую личность. В этом процессе преобразования задействованы все сферы социальной и духовной жизни, меняются общественные взаимоотношения и стратегии развития общества. Естественно, что следствием таких преобразований является ситуация нестабильности и неопределенности, что сказывается на системе
представлений, в том числе и профессиональных, и отношений студентов к действительности. Сами по себе профессиональные социальные представления развиваются постепенно, в процессе формирования личности, которая сталкивается с целым рядом проблем, затрудняющих свободное достижение личностью истинной «эго-идентич-ности» и плодотворности. Такому сложному процессу взаимосвязи социальных профессиональных представлений с динамикой самоактуализации личности студентов посвящено наше исследование.
Теоретический анализ проблемы
Одним из наиболее влиятельных направлений в мировой психологической науке является концепция социальных представлений, разработанная французским социальным психологом С. Мо-сковичи. Центральной идеей подхода Московичи является то, что «социальное представление не есть "мнение" отдельного человека, но именно -"мнение" группы, которое можно рассмотреть как ее своеобразную "визитную карточку"» [1, с. 209]. Можно сказать, что социальные представления рождаются в обыденном, повседневном мышлении с целью понять окружающий человека социальный мир, осмыслить и интерпретировать социальную реальность. Социальные представления - это не только конституирующие элементы обыденного знания, но и строительные блоки социальной реальности.
В отечественной социальной психологии социальные представления рассматриваются в более широком общенаучном контексте. В отличие от С. Московичи, К. А. Абульханова определяет их как механизм сознания личности. Предметом мышления личности является как вся социальная действительность, в совокупности с феноменологическими и сущностными характеристиками (социальными процессами, событиями, ситуациями, отношениями и поведением людей), так и ее собственная жизнь. Личность определяет социальные представления, их возникновение, особенности, а сами социальные представления участвуют в становлении личности [2]. Таким образом, методологический и исследовательский потенциалы теории социальных представлений делают возможным изучение не только группового, но и индивидуального сознания.
© Куприянчук Е. В., 2014
Е. В. Куприянчук. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии
Самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта жизнедеятельности и формирования жизненных стратегий (К. А. Абульханова), интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), свободного выбора активности (О. А. Конопкин, В. А. Иванникова), носителя ответственности, нравственности, веры (Б. С. Братусь), смысла (Д. А. Леонтьев).
Именно с позиции личностно ориентированного подхода современная система образования, в том числе и профессионального, рассматривает особенности становления профессионала (А. Г. Ас-молов, К. А. Абульханова, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.). В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности - творческой самореализации [2]. Действительно, профессиональное развитие как непрерывный процесс самоактуализации (А. Мас-лоу) сопряжено с целым рядом проблем, затрудняющих свободное достижение личностью истинной «эго-идентичности» (Э. Эриксон), «состояния плодотворности» (Э. Фромм), в которых интегративно, в гармоничном слиянии представлены различные компоненты Я-образа (К. Роджерс) [3].
Таким образом, изучение самоактуализации личности в профессии актуально с позиции социальных представлений, позволяющих рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социокультурного контекста. Недостаточная изученность взаимосвязи социальных представлений о профессии с динамикой самоактуализации личности студентов определила выбор темы настоящего исследования.
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось совместно с Г. Масловой на базе ИДПО в 2013 г., испытуемыми были студенты 1-3-го курсов специальности «Менеджмент», с профильным средним специальным образованием, 30 человек, студенты третьего курса - выпускники. Исследование проходило в три этапа: на первом изучались эмоционально-оценочные характеристики представлений студентов о профессии при помощи проективного эссе на тему «Мое представление о профессии»; на втором испытуемым была предложена методика САТ, исследующая динамику самоактуализации личности [4]; на третьем использовался корелляционный анализ, позволяющий определить взаимосвязи самоактуализации с представлениями студентов о профессии.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных эссе на заданную тему позволил вывести наиболее распространенные
категории, составляющие основу представлений студентов. Общая идея, объединяющая эти представления, состоит в понимании разносторонности характеристик профессии, обусловленных системой ситуативных отношений и переживаний личности. Представления о профессии студентов первого курса содержат следующие эмоционально-оценочные характеристики: «престижная», «высокооплачиваемая», «замечательная», «перспективная», «ненапряженная», «стабильная», «креативная», «свободная» и т. п. Однако в данной выборке имеется часть утверждений, отражающих некие неуверенность и безразличие: «без разницы», «все равно», «нет перспективы». Соотношение положительных и отрицательных характеристик составляет 8 к 3. Можно сказать, что содержание представлений о профессии у первокурсников достаточно позитивны.
Иные результаты демонстрировали студенты 2-го курса: соотношение позитивных и негативных характеристик составляет 5 к 5. Основная часть испытуемых давала такие характеристики: «без перспектив», «временная», «нет смысла работать», «по образованию не получится», «отсутствие стабильности». Вместе с тем имеются и положительные категории представлений о профессии: «позволит больше получать денег», «карьерный рост», «хороший социальный пакет». Такие результаты позволяют нам говорить об амбивалентном представлении о профессии у студентов 2-го курса.
Большинство испытуемых 3-го курса имеют негативные представления о профессии, выраженные ими в таких характеристиках: «не будет возможности работать по образованию», «беспредел руководства», «кризис», «нет постоянства», «нет возможности карьерного роста», «отсутствие социального пакета», «хотя бы с зарплатой». Соотношение положительны и отрицательных характеристик представлений о профессии у данной группы испытуемых 6 к 5.
Таким образом, позитивное отношение к ожидаемому от профессии уменьшается по мере продвижения студентов от первого к третьему курсу.
Рассмотрим динамику характеристик самоактуализации студентов 1-3-го курсов, являющуюся важным показателем становления личности, ее убеждений, ценностей, предпочтений (таблица).
Показатели первой характеристики студентов 1 и 3-го курсов близки между собой и отличаются от показателей второкурсников, что свидетельствует о способности первых жить настоящим («здесь и сейчас»), ощущая неразрывность прошлого, настоящего и будущего, воспринимая жизнь целостно. Именно такое восприятие времени свидетельствует о достаточно высоком уровне самоактуализации. Сходны данные и второй - «поддержка», третьей - «ценностные ориентации», четвертой - «гибкость поведения», седьмой - «самоуважение», восьмой - «самопринятие», двенадцатой шкал - «контактность».
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10) Динамика самоактуализации студентов, баллы
Шкалы самоактуализации Курс
1-й 2-й 3-й
Компетентность во времени 9,5 8,9 10
Поддержка 47 40 48,6
Ценностные ориентации 12,1 8,9 10,5
Гибкость поведения 10,8 8,7 13
Сензитивность к себе 5,8 6,5 7,3
Спонтанность 6,4 7,1 7,6
Самоуважение 10,6 8,3 10,5
Самопринятие 10,3 9 11,4
Представление о природе человека 7,7 7,8 6,6
Синергия 5 5,1 5,4
Принятие агрессии 8,7 8,8 9,4
Контактность 9 8,4 10,6
Познавательные потребности 5,1 6,2 5,6
Креативность 6,1 5,8 5,8
Первокурсники и третьекурсники более независимы, стремятся руководствоваться собственными целями, убеждениями, принципами, гибко приспосабливаются к изменениям, ценят свои достоинства, принимая себя такими, какие они есть, контактны, способны к целостному восприятию мира и людей, пониманию связанности противоположностей. Второкурсники более зависимы, конформны, несамостоятельны, с низким самоуважением и принятием себя, с более низким показателем контактности. Первокурсники превосходят всех по шкале «креативность», третьекурсники - по шкале «принятие агрессии». В соответствии с показателями шкал «сензитивность к себе» и «спонтанность» можно предположить, что второкурсники и третьекурсники отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их, не боятся вести себя раскованно, демонстрируя свои эмоции. Первокурсники, имея меньший социальный опыт, боятся вести себя естественно и раскованно. Таким образом, соотнесение показателей самоактуализации студентов разных курсов позволяет сделать вывод о том, что к середине обучения его уровень шкал снижается.
Корелляционный анализ позволил выявить взаимосвязи между шкалами самоактуализации и характеристиками представлений студентов разных курсов о профессии: у студентов первого курса таких связей двенадцать, что укладывается в двухъядерную структурную композицию корреляционной плеяды, ядрами являются шкалы «компетентность во времени» (Тс) и «поддержка» (I). Элементами композиции стали такие характеристики представлений: «престижная», с коэффициентом корреляции г = 0,579 и г = 0,504 соответственно; «стабильная» - г = 0,772 и г = 0,712; «перспективная» -
г = 0,625 и г = 0,671; «высокооплачиваемая» -г = 0,733 и г = 0,741; «без границы (безгранична для развития личности)» - г = 0,632 и г = 0,629; «нет перспективы» - г = 0,632 и г = 0,657. Двухъ-ядерная иерархическая структура представлена однородными характеристиками, оказывающими влияние друг на друга.
На втором курсе обнаружено шесть связей между шкалами самоактуализации и характеристиками представлений о профессии. В ходе анализа полученных данных обнаружились две разнородные корреляционные плеяды. Ядром первой стала характеристика представлений «без перспектив». Элементами полученной структурной композиции стали такие шкалы самоактуализации, как «ценностные ориентации» (г = 0,635), «гибкость поведения» (г = 0,624), «представление о природе человека» (г = 0,747). Ядром второй корреляционной плеяды стала шкала самоактуализации «познавательные потребности». Элементами данной плеяды стали такие характеристики представлений, как «временная» (г = 0,727), «карьера» (г = 0,687), «отсутствие стабильности» (г = 0,757). Таким образом, выявленная структурная композиция состоит из разнородных по своей сути характеристик, не связанных между собой.
У студентов третьего курса было обнаружено девять взаимосвязей между шкалами самоактуализации и характеристиками представлений о профессии. Проведенный анализ позволил выявить двухъядерную структурную композицию. Первым ядром стала шкала самоактуализации «ценностные ориентации», вторым - такая характеристика представлений о профессии, как «достойная оплата труда». Элементами структурной композиции, связанными с первым ядром, стали характеристики представлений о профессии: «беспредел руководства» (г = 0,753), «нет постоянства»
158
Научный отдел
Е. В. Куприянчук. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии
(г = 0,622), «интересная» (г = 0,734), «кризис» (г = 0,623). Второе ядро корреляционной плеяды ориентировано на связи со шкалами самоактуализации: «поддержка» (г = 0,633), «ценностные ориентации» (г = 0,776), «самоуважение» (г = 0,654), «представление о природе человека» (г = 0,628), «принятие агрессии» (г = 0,654). Однако такие разнородные ядра связаны между собой (г = 0,683). Значит, в зависимости от ситуации они могут оказывать друг на друга трансформирующее воздействие. Таким образом, структурная композиция состоит из двух разнородных по сути характеристик, оказывающих влияние друг на друга.
Анализируя динамику корреляционных плеяд студентов 1-3-го курсов, мы обнаружили, что у студентов в процессе обучения происходят изменения в системе взаимосвязей самоактуализации и представлений о профессии. Очевидно, что оптимистические позитивные представления о профессии у первокурсников подкрепляются достаточно высокими показателями по различным шкалам самоактуализации: «компетентность во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «самоуважение», «самоприятие», «контактность», «креативность». На втором курсе амбивалентные представления о профессии подкрепляются снижением по шкалам самоактуализации: «компетентность во времени», «ценностные ориентации», «поддержка» и т. п. На третьем курсе показатели самоактуализации повышаются, особенно по таким шкалам, как «компетентность во времени», «поддержка», «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «самоприятие», «контактность», а представления о профессии становятся более скептическими, что свидетельствует о ситуативной обусловленности принятия окружающей социальной действительности. Можно предположить, что развитие и совершенствование самоактуализации личности обучающихся студентов, меняется в рамках профессиональной ориентации, сначала снижается, а затем начинает обусловливаться иными факторами.
Заключение
Динамика профессиональных социальных представлений различна у студентов в начале и в конце обучения. Большинство первокурсников конструируют позитивные содержательные характеристики профессии, второкурсники формируют свои представления на амбивалентной основе, на третьем курсе, в конце обучения, представления о профессии достаточно скептические. Динамика самоактуализации у студентов в начале и конце обучения различна по таким характеристикам, как «компетентность во времени», «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «самоуважение», «самопринятие». Характер содержания корреляционной плеяды студентов свидетельствует о том, что представления о профессии и показатели самоактуализации личности являются
взаимосвязанными, что свидетельствует об их взаимном влиянии. Внутренний ресурс первокурсников, помогающий надеяться на будущий профессиональный рост, связан с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, в эмоциональной гибкости, защитной работе воображения. Однако нельзя переоценивать значение внутренних ресурсов молодых: для периода взросления, личностного и профессионального, на всех его этапах, в нашем случае - на последнем, выпускном курсе наиболее важным ресурсом является способность осознания собственной психологической реальности, принятие этой реальности, понимание собственных возможностей и ограничений в различных сферах своей, прежде всего, профессиональной жизни.
На данном историческом этапе экономической и социальной нестабильности, в результате реформирования всех, в том числе и образовательных, структур социальные профессиональные представления молодежи, формирующие наше будущее, безусловно, зависят от развития и совершенствования их личностной самоактуализации. В этом процессе немаловажную роль играют внешние факторы, в том числе реформы высшей школы, трансляция социального опыта преподавателями вузов.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 139 с.
2. Абульханова К. А. Социальные представления личности // Современная психология : состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002. С. 88-103.
3. Шамионов Р. М., Тугушева А. Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи // Психологическая наука и образование. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu/ 2009. № 3 (дата обращения: 15.01.2014).
4. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений М.. 1987. С. 91-114.
Peculiarities of Interrelation between Social Views on Profession and Self-actualization of Students' Personality
Elena V. Kupriyanchuk
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: elena-kupr@yandex.ru
The article presents the results of theoretical and empirical studies of peculiarities of interrelation between modern students' social views on profession and the level and various meaningful characteristics of their self-actualization. The article shows that personal self-actualization in profession can be viewed from the point of view of theory of
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)
social views, which allows to take into consideration the socio-cultural context. The article reveals the interrelation between social views on profession and dynamics of students' self-actualization. It presents the results of empirical research, carried out on the students' sample (n = 30; 17-19 years old; first, second and third-year students of the Institute of additional professional education, specialization «Management») with the use of the following diagnostic tools: projective essay on the topic «My views on profession», dynamics of personal self-actualization test CAT (L. E. Gozman, Y. E. Aleshina, M. V. Zagica, M. V. Kroz). The article shows that in the process of training students undergo changes in the system of interconnection between self-actualization and views on profession. First-year students' optimistic views on profession are supported by a fairly high indices for different scales of self-actualization. During the second year ambivalent views on profession are supported by the decline for some scales of self-actualization. During the third year indicators of self-actualization are rising, and views on profession are taking a skeptical orientation. The applied aspect of the problem under study can be implemented in counseling practice of psychological services. Key words: social views, group and individual consciousness, professional views, personal self-actualization, dynamics of self-actualization, personal self-actualization in profession.
References
1. Andreeva G. M. Psichologiya sotsial'nogo poznaniya (Psychology of social knowledge). Moscow, 2000. 139 p. (in Russian).
2. Abul'khanova K. A. Sotsial'nye predstavleniya lichnosti (Social representations of the personality). Sovremennaya psikhologiya : sostoyanie i perspektivy issledovaniya. Ch. 3. Social 'nye predstavlenija i myshlenie lichnosti (Modern psychology : current status and prospects of research. Part. 3 : Social notion and individuals thinking). Moscow, 2002, pp. 88-103 (in Russian).
3. Shamionov R. M., Tugusheva A. R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i samoopredelenii molodezhi (Notions of social success and self-determination of young people). Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological science and education). Available at: http://psyjournals.ru/ psyedu/ 2009, no. 3 (accessed: 15 January 2014) (in Russian).
4. Aleshina Ju. E. Sotsial'no-psikhologicheskie metody issle-dovaniya supruzheskich otnosheniya (Socio-psychological research methods of the marital relationship). Moscow, 1987. p. 91-114 (in Russian).
УДК 316.37
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ И МОТИВАЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ЭМО»
М. А. Кленова
Милена Александровна Кленова - кандидат психологических наук, ассистент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: milena_d@bk.ru
В работе представлен теоретический анализ проблемы взаимосвязи понятий «риск», «доверие», «мотивация риска», показана перспективность изучения социально-психологических особенностей представителей молодежных субкультур на примере «Эмо». Применение психодиагностического инструментария («Экспресс-шкала доверия» М. Розенберга, авторская анкета для изучения выраженности мотивации риска) на выборке подростков-неформалов позволило выявить, что уровень доверия в этой группе очень низкий, он взаимосвязан с мотивами риска ради любви и интереса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован педагогами-психологами образовательных учреждений для диагностики и коррекции социально-психологических особенностей, в частности, уровня доверия в среде подростков-неформалов.
Ключевые слова: мотивация риска. субъективное доверие. молодежная субкультура.
Введение
Исследование молодежных субкультур представляет большой научный интерес для социальных психологов. Субкультура как сообщество людей, противопоставляющих себя обществу, несомненно, сталкивается с разного рода ри-
сками. Изучение риска, в свою очередь, также является одним из приоритетных направлений современной социальной психологии. В нашем исследовании осуществлена попытка изучения мотивации риска и ее взаимосвязи с таким социально-психологическим явлением, как доверие, на примере группы представителей молодежной субкультуры «Эмо».
Теоретический анализ проблемы
Риск и доверие довольно часто связываются, однако их соотношения недостаточно ясны. В исследовании Т. П. Скрипкиной доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими ценностями, потребностями, интересами и желаниями, т. е. собственной субъектностью, а с другой - той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие квалифицируют как социально-психологическое явление, механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя [1, с. 224-225].
Прежде чем переходить к результатам исследования, необходимо выяснить соотношение понятий «риск» и «доверие» и объяснить, почему
© Кленова М. А., 2014