© 2007 г. Е.А. Кроткое, Н.В. Солодовникова
ВЗАИМОСВЯЗЬ РУССКИХ И УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА БЕЛГОРОДЧИНЕ (на примере обрядов весенне-летнего цикла)
Настоящая статья посвящена народным обрядам, бытовавшим на территории Белгородского края в русскоязычных и украинскоязычных сёлах, которые представляют древний пласт народной культуры. В русскоязычных сёлах в весеннее-летний период совершали обряд «Похороны и крещение кукушки», в украинских - «Купание дивки Марынки на Ивана Купалу». Здесь необходимо отметить несколько моментов. С одной стороны, несмотря на долговременное и тесное проживание русских и украинцев на одной территории, в этих обрядах не существовало заимствований - в русских селах никогда не было обряда с купанием куклы «дивки Марынки», в украинских - с куклой-кукушкой. С другой - оба обряда имеют схожую структуру и один символический смысл и функцию - они тесно связаны с важнейшими моментами в жизни девушки как будущей матери - продолжательницы рода. Поклонение обрядовым куклам-божествам и в том, и в другом случаях должно было уберечь и защитить девушку от невзгод в семейной жизни и бесплодия. В обоих обрядах также наблюдалось переплетение календарных и семейно-бытовых мотивов, которое соответствовало основам жизни человека -его заботам об урожае и семье. Уверенность, что можно таким образом действовать на природу, породила в сознании людей убежденность в необходимости выполнения обрядов и следовании определенным обычаям. И в том, и другом случаях весь комплекс действий, исполняемых песен, заклинаний призван был подсказать будущее, воздействовать на природу с тем, чтобы заручиться ее поддержкой и обезопасить себя от возможных невзгод. В обрядах смешаны дохристианские верования (поклонение земле, солнцу, воде, языческим божествам, культу умерших предков) и православные.
'Использованы фольклорные фонды Белгородского государственного центра народного творчества.
Похороны и крещение кукушки
(обряд, проводимый в русскоязычных сёлах)
Известно, что в давние времена наши предки поклонялись тотемным божествам. Одним из особо почитаемых была кукушка. Предположительно это связано с тем, что кукушка кукует не все лето, а с Егорь-ева дня и до Петрова.
Этот период времени так же короток, как «бабий» век. Женщина только до определенного момента может рожать детей, т. е. в понимании древнего человека - быть женщиной. Эта проводимая параллель, очевидно, и стала причиной поклонения кукушке. Само обрядовое действие похорон и крещения представляло собой не только поклонение кукушке как тотемному божеству, защищающему и оберегающему женский род, но и магическое воздействие на природу. В
языческие времена люди верили, что в жизни человека, как и в жизни природы, все взаимосвязано, находится в круговороте, умирает и вновь возрождается. Поэтому кукушку хоронили, а на следующий год откапывали и крестили. Это означало, что природа вновь ожила.
Строгого прикрепления обряда «Похороны и крещение кукушки» к определенной дате не существовало. Обрядовые действия с кукушкой совершались весной - и на Пасху, и на Николу-вешнего, и в семицкую неделю. Участвовали девочки 10 - 14 лет, в возрасте превращения их в девушку, что символически связывали с временами природы (в частности, переходом весны в лето). Но, несмотря на то, что почти повсеместно праздник считался девичьим, есть в Белгородской области районы (Волоконовский, Валуй-ский), где обрядовые действия совершали девочки и мальчики. Поскольку нет более ранних сведений, остается только предполагать, что это может быть более позднее нововведение, либо и в старину все-таки допускали к участию в обряде мальчиков такого же переходного возраста, как девочек.
Описание обряда «Крещение и похороны кукушки» мы даем на примере сел Волоконовского, Яков-левского, Прохоровского, Ракитянского, Корочанского, Губкинского, Красногвардейского, Старооскольского, Новооскольского, Валуйского районов, так как именно в них удалось наиболее полно записать обрядовые действа.
В селе Фощеватово Волоконовского района на Вознесение девочки делали из кленовых веток куклу, которую называли кукушкой. Ее рядили, надевали платье и чапец, которые сами шили. Затем девочки ходили по селу с кукушкой и пели песню: Кукушечка-любушечка, Примай нас в зеленый сад. Кумитеся, любитеся, Целуйтеся, милуйтеся.
На этот день снимали хату у бедной односельчанки. Приносили ей продукты, она готовила обед. После обеда кукушку «кстили» (крестили). На стол ставили святую воду, подносили кукушку, обрызгивали ее святой водой и приговаривали: Благослови, Господи, Слава тебе, Господи, Слава тебе, Господи Вознесение Иисуса Христова, Вознеси и возлюби Весь мир наш, Господи, помилуй.
Менялись крестиками, спрашивали друг у друга разрешение поцеловаться. Поцеловавшись, девочки считались кумами всю жизнь. Затем несли кукушку в
сад, сажали ее на дерево, кланялись и говорили: «Слава тебе, Господи!» и пели песню: «Кукушечка - лю-бушечка».
В с. Афоньевка этого же района из веток клена делали не только кукушку, но еще и куколя. У кукушки шленка (шнурок) изображала длинные волосы, а куколь был завернут листьями. Несли их в сад, вешали на дерево и начинали кумиться. В этом селе удалось записать две версии кумления. В первом случае кумились только девочки, во втором - девочки и мальчики. Девочки кумились так: ставили в ряд грабли и на них вешали свои платки. Затем устраивали трапезу, а после снимали платки - кто чей. Чей платок взяла девушка - с той и покумилась. Неделю девушки считались кумушками, а потом возвращали друг другу платки.
Во втором случае кумились мальчики и девочки, они подходили к кукушке с просьбой:
Девочка: «Кукушечка-рябушечка, Будь моя кумушка».
Мальчик: «А ты куколь, Будь мой кумоль».
После кумления кукушку и куколя несли в лес хоронить. Хоронили их в «кучерявом» кустике, т.е. сажали на ветку дерева и там оставляли.
В с. Репьевка Волоконовского района делали кукушку и соловья. Кукушку делали из тряпочек, а соловья - из ветки черемухи. Шли в сад кумиться.
Интересный обряд записан в Прохоровском районе в с. Подольхи. На Вознесение дети закапывали в саду куклу, которую называли кукушкой. Когда ее хоронили, то наряжали, клали в маленький гробик и закапывали. При этом девочки плакали и приговаривали: «Милая наша деточка, как нам тебя жалко!» На Троицу девочки откапывали кукушку и несли в дом. В доме прикрепляли к потолку большой венок из зелени, в середину венка вешали крестик. Девочки подходили к венку с обеих сторон со словами:
- Кукла, кукла, Иди сюда.
- Зачем?
- Вынеси бердичко*.
- Какое?
- Десятневое.
- На что?
- Буду ткать холсты.
После этих слов девочки целовались через венок. Таким образом, проходило кумление. В этом же селе при кумлении произносили еще и другие слова
- Кума!
- Аю.
- Где ты?
- В раю.
- Иди сюда.
- Зачем?
- Покумиться, полюбиться,
Чтоб век не браниться.
*Бердичко - бёрдышко, бёрдо - часть ткацкого станка в виде гребенки.
Покумившись, шли в лес или сад поминать кукушку. В этот же день девочки носили по деревне ветку березы и пели песни «Ходила там красная девка», «Пойду, пойду я, молода», «Я по бережку похаживала». В с. Лучки девочки за десять дней до Троицы собирались в лесу, срывали кленовую ветку, наряжали ее. Наверх ветки сажали куклу, которую называли кукушкой и с песнями ходили по селу. Затем кукушку закапывали, а откапывали на Троицу. Шли с кукушкой в лес и там пели песни: «Ой, во саду соловей», «У батюшки в огороде», «Кукушечка, не кукуй».
В селах Ракитянского района обряд крещения кукушки совершали на праздник Миколы (святого Николая-чудотворца), отмечаемый 22 мая. В обряде участвовали девочки 10 - 14 лет, в возрасте созревания, превращения из девочки в девушку. В с. Нижние Пены, Вышние Пены, Меловое кукушку делали из репья. Ее наряжали лентами, бусами и носили с песнями по селу. В с. Солдатское кукушку делали как куклу из тряпок «не дюже большая, сантиметров двадцать». Обойдя с песнями всё село, девочки шли в сад, сажали кукушку на дерево и начинали её крестить. В с. Меловое кукушку «кстили» (крестили) под песню «Да мы хотели кукушечку перекстить». В с. Нижние и Вышние Пены пели песню «Хочим, хочим да куку-шечку перекстить».
Перекрестив кукушку, девочки кумились. В с. Вышние Пены девочки снимали крестики, целовали их, целовались сами и снова вешали крестики на себя. При этом пели песню «Ой, кумушки, вы голубушки».
В с. Нижние Пены во время кумления девочки становились по двое друг против друга, целовались через венок, обменивались платками. Во время кумления пели песню «За речкою четыре двора, а всё кумовья».
В с. Солдатское девочки при кумлении обменивались фартуками и платками. Какую пели песню, старожилы сёл уже не помнят. Во всех селах Ракитянского района девочки устраивали праздничную трапезу. Приносили еду в складчину. Обязательно жарили на костре яичницу.
В с. Вышние Пены после праздника кукушку относили в пуньку (сарай). В других селах кукушку разбирали.
В с. Березовка Ивнянского района на «кукушку» красили яйца. Когда кумились, обменивались яйцами. В этом селе кукушку «кстили» (крестили) под песню «Горюн-воробей». В с. Драгунка пели песню «Перекстим ку-кушечку». После крещения кукушку закапывали в землю. Затем в доме устраивали обед. Приносили еду в складчину, жарили яичницу.
Встречается даже такой редкий случай, когда «кукушку» начинали отмечать на Пасху и заканчивали на Троицу, как в с. Двулучное Валуйского района. Здесь девочки 10 -12 лет собирались на Пасху и делали кукушку. Затем ее носили в дом к старенькой бабушке и просили покрестить. Они говорили: «Бабушка, покрести, благослови нашу кукушечку». Бабушка читала молитву: Пресвятая Троица, Благослови кукушку Летучую, бегучую. Пресвятая Троица, Очисти грехи,
Благослови её На долгую жизнь.
Окрестив кукушку, бабушка говорила детям: «А вы, девочки, будете теперь до самой смерти кумушками». Кукушку оставляли в доме до Троицы. На Троицу кукушка «умирала», её клали в гробик и на следующий день (второй день Троицы) несли в сад хоронить. Девочки при этом голосили: «Милая подруженька, милая ку-кушенька. Ты куковала, а теперь откуковалася».
После похорон кукушки устраивали поминальный обед в саду, обязательно с яичницей и окрошкой.
В с. Тимоново того же района «кукушку» отмечали на Вознесение, как и в большинстве районов Белгородской области. Ее делали из веток клена. Брали большую ветку, примерно 1 метр длиной, сгибали макушку, завязывали ленточками. Относили кукушку в сад или лес и сажали на дерево. После того начинался обряд кумления. На Троицу кукушку своеобразно хоронили - кидали её в колодец. В с. Борки Валуйского района кукушку делали из тростника, который в народе называют «куга». Плели её треугольной формы, с крылышками, головкой, ножками, украшали ленточками. Девочки носили кукушку по улице и пели: Кукушечка, любушечка, Научи меня летать, Не далеко, не высоко, Лишь бы милого видать.
Кукушку приносили в сад, сажали на дерево, крестили, а затем кумились. После шли с кукушкой в лес, сажали её на куст, пели песню «Кукушечка - любу-шечка», оставляли её там и уходили.
В с. Колосково, того же района девочки, когда кумились, обменивались платками и приговаривали: «Давай, кума, кумиться, Чтоб век не браниться».
Платки носили с Вознесения до Троицы. Кукушку, сплетенную из «куги», оставляли на дереве. На Троицу приходили за ней и несли к реке, где её топили.
А вот в с. Насоново кукушку рядили в платье и сажали на куст боярышника, и она сидела там до Петрова дня. Когда кукушку крестили, девушки приговаривали: «Кукушка, кукушка, Пригладь нам макушку, А ты, поп, Пригладь нам лоб».
После крещения кукушки, девушки выбирали себе куму. Подходили друг к другу и говорили: «Будь моей кумой». Кумовьями в этом селе считались до самой смерти.
В с. Захарово, Русская Халань Чернянского района также сохранились сведения об этом обряде. Девочки либо с замужними женщинами, либо отдельно от них совершали обрядовые действия. Кукушку делали в виде куклы из тряпок (например, телогрейки) и несли её в сад, сажали на дерево. Тут же устраивали праздничную трапезу, пели песни, плясали.
В с. Ковылино девочки носили ряженую ветку берёзы и кукушку по улицам. В с. Русская Халань наряжали ветку сосны платками и бусами, её называли «несяньё». В конце дня кукушку хоронили - закапывали в землю.
В Вейделевском районе кукушку делали из кленовой ветки, наряжали лентами. Затем носили по селу с пенями. В с. Брянские Липяги пели: Кукушка кукуя,
Да нямножка тябе куковать.
От Егорьева дня до Петра.
Кукуй, кукушка, не умолкай,
Нямножко тябе куковать.
Обойдя с песнями все село, шли в лес хоронить кукушку - сажали её на ветку, чтобы никто не мог найти. Затем девочки кумились. В каждом селе это обрядовое действие проводили по-своему.
В с. Дегтярное девочки во время кумления обменивались крестиками и целовались друг с другом. В селе Белый Колодезь клали яйцо на дерево для того, чтобы его кукушка склевала. Вешали на ветку нательные крестики и платки. Затем их снимали и менялись ими, называя друг друга кумами.
В Краснояружском районе все обрядовые действия с кукушкой совершали только молодые замужние женщины. Девушки могли только устраивать праздничный обед отдельно от них. Женщины наряжали ветку клена, украшали её разноцветными лентами, тряпочками, бусами. Эту ветку называли кукушкой, с ней ходили по селу и пели песни.
В Борисовском районе праздник отмечали только девушки 10 - 14 лет. Делали куклу-кукушку из тряпок. Сажали её на куст, вокруг него водили хоровод и пели песни - это обрядовое действие называлось «крещение кукушки». Затем девочки кумились, обменивались платками, завязывали на руке цветную ленту, называли друг друга кумами. По ленте угадывали свою куму. Когда кумились, приговаривали: «Давай, кума, покумимся, три раза поцелуемся».
Обрядовые действия с дивкой Марынкой на Ивана Купала (обряд, проводимый в украинскоязычных селах)
Вот что представлял собой данный обряд в селах, где проживает украинское население. Главным персонажем была Морена - богиня плодородия, в народе ласково называемая дивкой Марынкой. Имя божества Морена имеет корень «мор», что значит смерь. Так как, по представлению древних людей, все в человеческой жизни и природе взаимосвязано и находится в постоянном круговороте, т.е. после жизни наступает смерь, а после смерти - рождение, то и имя Морена означало наивысший момент созревания плодов, после которого наступает гибель (смерть). Каждый народный обряд имел взаимное переплетение календарных и семейно-бытовых мотивов. Плодородие в природе и плодовитость женщины имели общий смысл. Богиня Морена должна была позаботиться и о плодовитости женщины, и о плодородии в природе. Поклонялись ей девочки, вступившие в пору полового созревания 12-15 лет. Девочек, совершивших обрядовые действия богиня наградит в будущем плодовитостью и защитит семейную жизнь от невзгод. Именно поэтому Морена особо почиталась. В каждом селе существовали свои особые местные традиции совершения обряда.
В с. Зозули Борисовского района на поляне возле разведенного костра устанавливали срубленное дерево, украшенное лентами. Выяснить, как называлось дерево, не удалось. Очевидно, это была верба, так как она упоминается в обрядовой песне и исследованиях уче-
ных, описывающих купальские обрядовые действия с Мореной. В народе дерево называли Мареною. Здесь же устанавливали высокий шест, к нему привязывали куклу, которую называли дивкой Марынкой. Вокруг костра, дерева и куклы водили хоровод и пели песню «У нашего Ивана»: У нашего Ивана Посреди двора Стояла верба. На вербе горели свечи, С той вербы капля упала, Озеро стало. В озере сам Бог купался. С детками, судетками.
Затем девушки обходили село, нося куклу, привязанную к шесту, и пели песни «Ой, наша царевна» и «Иван да Марья».
Ой, наша царевна
Иван да Марья
Ой, наша царевна, Иван да Марья Как солнце сияет. В реке купались. Ой, люли, люли. Где Иван купался,
Как солнце, сияет Берег колыхался. У нашей царевны Где Марья купалась, Коса золотая. Трава расстилалась.
Ой, люли, люли, Купала на Ивана,
Коса золотая. Купался Иван
Да в воду упал. Купала на Ивана. К сожалению, мелодию этих песен записать не удалось. В с. Зозули, как и повсеместно, в этот день начинали купаться в реках, существовал обычай париться в бане венками из цветов иван-да-марья. Во многих селах Борисовского района варили кутью.
А вот в Волоконовском районе с куклой совершали иные обрядовые действия. В украинском с. Грушевка шили куклу из тряпок - дивку Марынку. Ее делали большой, в рост человека. Одевали кукле и себе на голову венки. Марынку сажали на стул и так носили с песней по селу. Девочки пели:
Сегодня Ивана, завтра Купала. Дивка Марынка в воду упала. На бережочку сушилась, Всем подружкам хвалилась, Що у мэнэ коса до пояса, Що у мэнэ личико-яблочко, Що у мэнэ брови черненьки, Що у мэнэ губки красненьки.
Пройдя по всем улицам села, девушки несли куклу «до копанки» (земляной колодец, не очень глубокий, самокопанный, предназначен для стирки белья), которая находилась возле реки. Бросив дивку Марынку в воду, они старались как можно быстрее убежать. Ту девочку, которая убегала последней, называли ведьмой. Затем девочки снова возвращались, доставали куклу из воды и закапывали ее в саду. После похорон дивки Марын-ки девочки устраивали поминальный обед. Обязательным блюдом была яичница. После трапезы пели песни и прыгали через «будяки» (бурьян).
В Валуйском районе в украинских с. Борки, Собо-левка, Новопетровка, Мандрово и Уразово тоже было принято совершать обрядовые действия с куклой. Ее также мастерили из тряпок и называли Марынкой. Но куклу купали в реке, а не топили и пели песню: «Ивана Купала - Дивка Марынка в воду упала».
Искупав куклу, девочки кумились. Выбрав себе куму, менялись платками и платьями. Затем на берегу реки разжигали костер и устраивали праздничную трапезу обязательным блюдом, на которой была яичница.
Таким образом, обрядовые действия в русскоязычных и украинскоязычных селах на Белгородчине несмотря на различия (поклонение разным божествам, приуроченность обрядов к разным датам) имеют схожую структуру и смысл: 1) поклонение божествам, которым приписываются одни и те же магические функции; 2) обряд величания божества; 3) совершение обрядов девочками определенного возраста; 4) похороны или потопление божества; 5) праздничная трапеза.
Белгородский государственный университет
15 августа 2006 г.