УДК 37.015.3 : 61 - 057.876
А. Н. Сорокина
Взаимосвязь профессионально важных качеств и успешности обучения студентов медицинского образовательного учреждения
В статье раскрываются особенности поэтапного развития индивидуально-психологических и личностных свойств, характерных специальности «медицинская сестра (медицинский брат)», а также показана зависимость успешности обучения в медицинском учреждении от уровня их развития.
In the article the features of the phased development of individually-psychological and personal characteristics, psychological characteristic standard of the specialty "medical sister (medical brother)" and their impact on successful learning in a medical facility.
Ключевые слова: профессионально важные качества, психологический эталон специальности, коммуникативные и организаторские склонности, поведенческая регуляция и моральная нормативность.
Key words: professionally important qualities, the psychological standard of the specialty, communicative and organizational aptitudes, behavioral regulation and moral normativity.
Большой толковый словарь определяет профессию, как род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [1]. А.Е. Климов считает, что профессия в широком смысле слова - это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность) [7].
Проблема профессионального самоопределения встает перед каждым человеком, но особенно эта проблема актуальна при завершении школьного обучения и дальнейшем выборе учебного заведения. Вместе с тем не является секретом, что выбор профессии не всегда носит осознанный характер. Очень часто молодые юноши и девушки выбирают профессию под воздействием случайных или второстепенных факторов, не задумываясь о том, насколько та или иная профессия им подходит, каких профессиональных высот они могут достичь в той или иной профессии [8].
© Сорокина А. Н., 2018
Неслучайно Е.А. Климов писал, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся последующая жизнь» [4].
Каждая профессия предъявляет определенные требования к профессиональным способностям и психологическим качествам человека. Данные качества называются профессионально важными качествами. Соответствующий уровень развития этих качеств и обеспечивает способность специалиста эффективно решать возложенных на него задачи [6]. В современной научной литературе чаще всего под профессионально важными качествами понимается совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, соответствующих требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующих успешному овладению этой профессией. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа профессиональной деятельности и составления ее профессио-граммы и психограммы [2; 3].
Как мы говорили ранее, каждая профессия характеризуется профессиональными требованиями к человеку, но, пожалуй, только труд медицинского работника накладывает столь высокие и специфические обязанности на специалиста, предполагает высокую ответственность за оказанную им помощь пациентам. Медицинским работникам люди вверяют самое дорогое - здоровье и жизнь, свою и своих близких, и поэтому ждут от них полной самоотдачи. Необходимо также отметить, что профессия «медицинская сестра» относится к типу «человек-человек». В любом из направлений сферы «человек - человек» специалист помимо сугубо профессиональных знаний и умений должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми. Более того, успешное выполнение профессиональных обязанностей окажется невозможным, если не будет услышан и понят другой человек, не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Для успешного труда в профессиях этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области [5]. Однако медицинский работник должен быть не просто общительным, его навыки общения должны быть строго ориентированы на оказание помощи.
Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым. По его мнению, профессионально важные качества это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [10].
Причем, как считал В.Д. Шадриков, в процессе освоения личностью профессии происходит функциональная сонастройка отдельных психических функций, а отдельные профессионально важные качества развиваются, укореняются и приобретают свойства оперативности.
Таким образом, можно полагать, что в процессе профессионального обучения происходит развитие значимых качеств субъекта, т. е. развитие профессионально важных качеств тесно связано с педагогическим воспитанием личности и полученным ею образованием. От качественного развития профессионально важных качеств личности студента в процессе его обучения зависит и успешность его обучения, а в дальнейшей и трудовой деятельности.
Развитие профессионально важных качеств студентов представляет собой их профессиональную социализацию [9]. Так, приобретаемые студентами в процессе обучения профессионально важные качества, трансформируются в метапрофессиональные качества, под которыми понимается совокупность психологических качеств и способностей, которые способны обеспечить успешное овладение знаниями в рамках программы обучения для частных видов деятельности.
Проведенный анализ специальной литературы позволил выявить такие традиционные профессионально важные качества, характерные специальности «медицинская сестра (медицинский брат)», как: способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой; способность параллельно выполнять несколько видов деятельности; способность быстро реагировать на ситуации; способность работать в напряженных условиях; способность к самоконтролю и эмоциональная уравновешенность; способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Также необходимо отметить, что медицинский персонал обязан корректно и в рамках закона пользоваться доверенной ему информацией. Важно соблюдать основные права пациента, в том числе и связанные с информацией о его состоянии здоровья.
С целью выявления закономерностей развития индивидуально-психологических и личностных свойств, характерных психологическому эталону специальности «медицинская сестра (медицинский брат)», и выявления их взаимосвязи с успешностью обучения в медицинском учреждении было проведено исследование, в котором приняло участие 218 студентов Санкт-Петербургского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский техникум № 9».
В качестве экспертов выступали 10 сотрудников медицинских учреждений.
Исследование проводилось методом лонгитюда, в период с 2015 по 2017 гг.
Для построения идеального профиля профессии «медицинская сестра (медицинский брат)» был проведен опрос медицинских сестер (братьев) Городской больницы Святого Георгия (Санкт-Петербург), имеющих опыт успешной работы по соответствующей специальности не менее пяти лет.
По итогам проведенного исследования выявлено восемь профессионально важных качеств, присущих психологическому эталону специальности «медицинская сестра (медицинский брат)».
Таблица 1
Статистические показатели результатов опроса медицинских сестер Городской больницы Святого Георгия (Санкт-Петербург)
Номер вопроса Профессионально важное качество Среднее значение и среднеквадратическое отклонение
1 Эмоциональная устойчивость при принятии ответственного решения 2,88 ± 0,33
6 Способность к длительному взаимодействию с другими членами группы 2,63 ± 0,33
21 Способность действовать в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях 2,75 ± 0,44
23 Способность быстро принимать решение при изменении ситуации 2,50 ± 0,53
38 Способность найти подход к подчиненным 2,50 ± 0,53
51 Способность самостоятельно принимать решения 2,75 ± 0,46
76 Упорство в преодолении возникающих трудностей 2,50 ± 0,71
143 Соблюдение общепринятых норм поведения 2,50 ± 0,53
Вышеуказанные профессионально важные качества условно можно сгруппировать по следующим индивидуально-психологическим свойствам личности: поведенческая регуляция, моральная нормативность, коммуникативные и организаторские склонности.
Для рассмотрения поведенческой регуляции и моральной нормативности студентов была использована методика многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», разработанная А. Г. Маклако-вым и С. В. Чермяниным (МЛО «Адаптивность»), а для рассмотрения коммуникативных и организаторских склонностей - методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов тестирования студентов Санкт-Петербургского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский техникум № 9» по методикам многоуровневого личностного опросника «(Адаптивность» и КОС-2
Курс I курс II курс III курс
Поведенческая регуляция 35,6 ± 1,66 33,7 ± 2,22 33,2 ± 1,48
Моральная нормативность 9,1 ± 0,11 9,3 ± 0,27 9,3 ± 0,14
Коммуникативные и организаторские склонности 10,55 ± 1,56 14,1 ± 1,16 15,2 ± 1,26
Как видно из табл. 2, показатель, характеризующий «поведенческую регуляцию» от курса к курсу количественно уменьшается, что может указывать на снижение уровня социальной поддержки и периодического контроля со стороны педагогического коллектива учебного заведения, который, как правило, считает, что студенты становятся более самостоятельными, и требуют меньшего внимания. Повышение же показателя «моральной нормативности» свидетельствует о том, что у обучаемых, с увеличением продолжительности обучения, происходит развитие саморегуляции поведения по отношению к другим субъектам социума, в том числе и на профессиональном плане, ведь именно со II курса студенты на практике начинают выполнять обязанности медицинской сестры (медицинского брата). Этот же фактор влияет и на увеличение уровня развития «коммуникативных и организаторских склонностей» студентов, так как в ходе выполнения практических действий (манипуляций) в роли медицинской сестры (медицинского брата) они постепенно адаптируются в новой обстановке, вынуждены проявлять инициативу в общении с пациентами и самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
Таблица 3
Области достоверности различий показателей профессионально важных качеств студентов Санкт-Петербургского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский техникум № 9»
Шкалы Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр.
I курс II курс I курс III курс II курс III курс
Поведенческая регуляция 35,6 ± 1,66 33,7 ± 2,22 1,81* 35,6 ± 1,66 33,2 ± 1,48 3,39*** 33,7 ± 2,22 33,2 ± 1,48 0,50*
Моральная нормативность 9,1 ± 0,11 9,3 ± 0,27 1,21* 9,1 ± 0,11 9,3 ± 0,14 0,20* 9,3 ± 0,27 9,3 ± 0,14 0,03*
Коммуникатив. и организатор. склонности 10,55 ± 1,56 14,1 ± 1,16 3,73*** 10,55 ± 1,56 15,2 ± 1,26 3,69*** 14,1 ± 1,16 15,2 ± 1,26 1,40*
* - уровень значимости различий 0,05 (1-кр. < 1,96); ** - уровень значимости различий 0,01 (1-кр. < 2,58); *** - уровень значимости различий 0,001 (1-кр. < 3,29).
В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные отличия по шкале «Поведенческая регуляция» у студентов первого и третьего курса, а также отличия по уровню развития «коммуникативных и организаторских склонностей» у студентов первого и второго курса, а также первого и третьего курса.
Стоит отметить что, различия в показателях «моральная нормативность» у студентов всех курсов, «поведенческая регуляция» у студентов первого и второго курса, а также второго и третьего курса, «коммуникативные и организаторские склонности» у студентов второго и третьего курса значимы только на 0,05% уровне.
По итогам проведенных статистических исследований и матема-тико-статистической обработки данных можно сделать вывод, что у студентов, с увеличением продолжительности обучения в медицинском образовательном учреждении, в целом происходит развитие индивидуально-психологических свойств личности, соответствующих эталону специальности «медицинская сестра (медицинский брат)», которые в дальнейшем будут обеспечивать способность специалиста эффективно решать возложенные на него задачи.
Для сравнения уровня освоения студентами образовательной программы в первые три года их обучения в Санкт-Петербургском бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Медицинский техникум № 9», а в целом и для сравнении успешности их обучения на завершающем этапе обучения каждого курса, проведены срезы знаний. Средний балл каждой группы по предметам обучения представлен в табл. 4.
Таблица 4
Итоги среза знаний студентов Санкт-Петербургского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский техникум № 9» за период 2015-2017 гг.
Группа Средний балл по предметам обучения
I курс II курс III курс
91 3,3 3,9 3,7
92 3,1 3,9 3,7
93 3,2 3,5 4,2
94 3,1 3,9 4,3
95 2,9 3,2 4,1
96 2,9 3,0 3,8
97 3,3 3,4 3,7
Итого за курс: 3,1 3,5 3,9
Сравнительный анализ результатов контроля знаний студентов медицинского техникума (табл. 4) показал увеличение среднего балла по предметам обучения с увеличением продолжительности их обучения.
Для определения взаимосвязи между показателями развития профессионально важных качеств, соответствующих психологическому эталону специальности «медицинская сестра (медицинский брат)» и уровнем освоения студентами образовательной программы, в первые три года их обучения в медицинском учреждении проведен корреляционный анализ полученных данных.
Таблица 5
Корреляционная связь между показателями развития профессионально важных качеств и уровнем освоения студентами Санкт-Петербургского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский техникум № 9»
образовательной программы
Профессионально важные качества Уровень освоения студентами образовательной программы
I курс II курс III курс
Поведенческая регуляция 0,087 0,112 0,138*
Моральная нормативность 0,169* 0,146 0,142*
Коммуникативные и организаторские склонности 0,192** 0,238** 0,207**
* - уровень достоверности 0,05 (Fkp < 0,14); ** - уровень достоверности 0,01(Fkp < 0,18).
Проведенный анализ показал наличие положительной корреляционной связи между показателями уровня освоения студентами образовательной программы и уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей, в том числе у студентов I курса -Fэмп=0,192 ^кр=0,18, p<0,01); II курса - Fэмп=0,238 ^кр=0,18, p<0,01); III курса - Fэмп=0,207 ^кр=0,18, p<0,01). Таким образом, выявлена роль развития профессионально важных качеств для достижения успеха в учебной деятельности. Студенты II и III курсов имеют более высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Значит, действительно, высокие коммуникативные и организаторские склонности помогают успешно преодолеть сложности, возникающие в процессе приобретения знаний и навыков.
Еще в недавнем прошлом суть сестринского дела заключалась в точном выполнении предписаний врача, настоящее же понимание сестринского дела - это представление образа и личности сестры как активного, равного участника в лечебном процессе. Сестринское дело - это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом.
Как показывают результаты исследования, профессиональные функции медицинской сестры оказываются значительно шире, чем простое выполнение указаний врача. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать
уход, отвечающий потребностям отдельного пациента, а в ряде случаев быть способной быстро и гибко думать, принимать решения в условиях дефицита времени.
Вопрос о развитии профессионально важных качеств является одним из основных в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Брушлинским и другими отечественными психологами. В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие профессионально важных качеств выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности.
Таким образом, профессионально важные качества являются весьма значимыми как в обучении, так и в дальнейшей профессиональной деятельности субъекта труда так, как от них зависит успешность выполнения работы. При выборе профессионального учебного заведения без учета профессионально важных качеств возникают определенные сложности в процессе приобретения знаний и навыков. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, но в то же время они сами совершенствуются, развиваются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями. То есть в процессе обучения необходимо воздействовать на комплекс профессионально важных качеств каждого студента.
Список литературы
1. Большой толковый словарь - СПб.: НОРИНТ, 2000. - 1535 с.
2. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
3. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - М., 1988.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., МГУ, 2005.
6. Общая психология: учеб. / под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учеб. пособие. - М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
8. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.: ил.
9. Социальная психология образования / под ред. А.Н. Сухова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 359 с.
10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
Статья поступила: 28.02.2018. Принята к печати: 29.03.2018