УДК 159.95 :61 - 057.875
А. Г. Маклаков, А. Н. Сорокина
Общий уровень интеллектуального развития как структурный
компонент адаптационного потенциала студентов-медиков
В статье на основе результатов эмпирического исследования проведен анализ взаимосвязи общего уровня интеллектуального развития и личностного адаптационного потенциала с успешностью обучения студентов медицинского техникума. Показано, что общий уровень интеллектуального развития является структурным элементом адаптационного потенциала человека. Установлены индивидуально-психологические и личностные качества, позволяющие прогнозировать успешность обучения студентов в медицинском техникуме.
Analyze of the correlation of the mental development's level and personality's adaptation potential and academic performance of medical technical school students (based on the results of empirical research) are given in the article. It was shown, that mental development's level is the structural component of personality's adaptation potential. The individual-psychological and personalities characteristics, that allow to predict the student's educational success were identified in the article.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальные способности, адаптация, личностный потенциал адаптации, индивидуально-психологические свойства личности, успешность в образовательном процессе.
Key words: intelligence, intellectual abilities, adaptation, personal potential of social and psychological adaptation, individual psychological properties of the personality, success in educational process.
В современном мире понятие «интеллект» вызывает не только большой интерес со стороны исследователей, но и самые различные споры в отношении того, что такое интеллект и как его изучать. До сих пор нет стандартного определения того, что именно можно считать «интеллектом». Некоторые исследователи полагают, что интеллект представляет собой особую способность, позволяющую человеку решать различные задачи. В то же время другим исследователям ближе позиция, согласно которой интеллект представляет собой набор целого ряда способностей, навыков и талантов. В Большом современном толковом словаре понятие «интеллект» характеризуется как устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию. Также можно сказать, что интеллект - это способности индивида, объединяющие его психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, воображение и мышление [1].
Весьма интересной «теорией интеллекта» является «теория множественного интеллекта», выдвинутая Ховардом Гарднером, который
© Маклаков А. Г., Сорокина А. Н., 2019
считал, что числовое выражение интеллекта не в полной мере характеризует психические познавательные способности индивида. Гарднер предложил описывать интеллект как совокупность восьми различных интеллектов, сформированных на основе традиций, навыков и способностей, характерных и имеющих особую ценность в различных культурах. К ним относятся: вербально-лингвистический и логико-математический интеллект; визуально-пространственный интеллект; межличностный и внутриличностный интеллект; музыкальный и натуралистический интеллект, а также телесно-кинестетический интеллект [9].
Роберт Стернберг охарактеризовал интеллект как «психическую деятельность, направленную на формирование психических процессов, отвечающих за адаптацию индивида к реальным условиям его жизнедеятельности». Он, как и Гарднер, считал, что интеллект гораздо обширнее, чем одна общая познавательная способность индивида, и предложил рассматривать ряд отдельных интеллектов Гарднера как выдающиеся способности индивида, которые развиваются с приобретением им опыта и формируют недоступный большинству людей навык (талант), позволяющий добиться наибольшего успеха в области его проявления. Стернберг обозначил свою позицию как теорию «успешного интеллекта».
Данная теория строится на трех аспектах проявления (трех факторов) интеллекта: аналитический ум - характеризующий способность индивида осуществлять процесс принятия решения; творческий интеллект - опирающийся на способность индивида решать возникающие проблемы, используя имеющиеся навыки и опыт, приобретенный за период активной жизнедеятельности; практический интеллект - характеризующий способность индивида адаптироваться к изменениям внешних факторов [10].
Вместе с тем среди всех, существующих в настоящее время теорий интеллекта особое внимание привлекает теория Ж. Пиаже. Он считал, то интеллект имеет адаптивную природу, т. е. развитие интеллекта происходит в процессе адаптации субъекта к внешним условиям. При этом интеллект сам по себе является важнейшим инструментом, обеспечивающим адаптацию [6].
Проблема адаптации - это одна из самых глобальных проблем современной науки, которая изучается самыми разными научными отраслями. Адаптацию человека изучают с позиции биологии и физиологии, медицины и социологии, психологии и др. Поэтому в современной научной литературе существует большое количество работ, посвященных самым разным видам адаптации. При этом какого-то одного, общепринятого определения адаптации не существует. К определению термина и, соответственно, описанию процесса адаптации обращались многие исследователи [2-5; 7].
Так, в Большом психологическом словаре понятие «адаптация» -это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [1].
А. Г. Маклаков считает, что адаптация - это одновременно процесс, который заключается в обеспечении гомеостаза организма со средой и способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Говоря о сложных механизмах адаптации, автор выделяет несколько уровней: физиологической, психической и социальной адаптации. При этом он подчеркивает, что существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих уровнях. Три уровня протекания адаптации взаимосвязаны между собой, постоянно оказывают друг на друга воздействие, в результате которого формируется общий уровень функционирования всех систем организма, который с позиции физиологии принято называть функциональным состоянием организма.
Функциональное состояние в значительной степени определяется двумя группами факторов: особенностями условия среды, в которой осуществляется деятельность человека, и его адаптационными способностями. По мнению А.Г. Маклакова, адаптационные способности человека во многом зависят от психологических особенностей личности, а личностный адаптационный потенциал (как важнейшая характеристика развития адаптационных способностей) является одним из основных факторов, обусловливающих успешность деятельности в различных условиях [4].
Адаптация студентов к обучению в профессионально образовательном учебном заведении - одна из наиболее актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования. Процесс обучения является новым этапом в жизни студента и требует от него большей самостоятельности и активности в приобретении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, умения строить конструктивные связи, быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия, а также справляться с появляющимися препятствиями и распоряжаться личным эмоциональным состоянием.
Б. Рубин и Ю. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности, усматривая главный момент этого процесса в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной им профессии и специальности с помощью учебного процесса [8]. Результатом адаптации студента, по их мнению, является положительное отношение его к избранной профессии, поглощенность ею, и этот результат, как правило, фиксируется показателями академической успеваемости.
Успеваемость обучаемого характеризует степень реализации реальных и запланированных итогов учебной деятельности, которая, как
правило, выражена в балльной оценке. При этом одним из наиболее важных условий успеваемости является общий уровень обучаемости, т. е. некая способность индивида к овладению знаниями и способами действий, а также с приобретением опыта и навыков к переходу на более сложные уровни обученности. В этом случае обучаемость является характеристикой общих способностей индивида, отражающих активность психических познавательных процессов субъекта и определяющих его способности к усвоению новых знаний. Но при этом необходимо отметить, что обучаемость зависит не только от интеллектуальных, но и личностных характеристик, в том числе от уровня развития волевых качеств, особенностей мотивационной сферы и др.
Таким образом, уровень обучаемости конкретного человека складывается из уровня развития психических познавательных процессов -ощущения, восприятия, представления, памяти, воображения и мышления; особенностей развития мотивационно-волевой сферы; степени целенаправленного осмысления учебного материала (желания разобраться в полученной информации) и др.
Следовательно, адаптационный потенциал студента, как субъекта образовательной деятельности, включает в себя как личностный адаптационный потенциал, обеспечивающий адаптацию студента к условиям образовательной среды, так и уровень интеллектуального развития, обусловливающий успешность усвоения учебной программы и овладения необходимыми знаниями.
С целью анализа значимости индивидуально-психологических свойств личности для формирования и развития адаптационного потенциала сравнивались результаты обследования студентов семи учебных групп в течение их трехлетнего обучения, в период с 2015 по 2017 г., в Санкт-Петербургском бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Медицинский техникум № 9». Всего в обследовании приняло участие 218 студентов.
Успешность адаптации к условиям обучения в любом образовательном учреждении определяется не только личностными качествами студентов, но и, как было отмечено выше, их интеллектуальными способностями. Уровень развития психических познавательных процессов в проведенном исследовании оценивался с помощью методик, входящих в состав интеллектуальной батареи тестов КР-3-85: «аналогии», «арифметический счет» и «установление закономерностей».
Целью исследования являлось выявление общих закономерностей изменения психических познавательных процессов и адаптационного потенциала личности студентов медицинского техникума.
С целью анализа особенностей развития интеллектуальных способностей студентов, в зависимости от продолжительности их обучения, проводилось сравнение показателя, характеризующего общий уровень интеллектуального развития на соответствующем курсе обучения.
Таблица 1
Различия показателей общего интеллектуального развития у студентов разных курсов обучения медицинского техникума
Шкалы Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр.
I курс II курс I курс III курс II курс III курс
Общий интеллектуальный уровень развития (ОИР) 55,71 ± 0,78 65,55 ± 1,18 3,45*** 55,71 ± 0,78 63,04 ± 0,75 3,41*** 65,55 ± 1,18 63,04 ± 0,75 3,31***
* - уровень значимости различий 0,05 (1-кр. < 1,96); ** - уровень значимости различий 0,01(Ы<р. < 2,58); *** - уровень значимости различий 0,001(1-кр. < 3,29).
Как видно из результатов, представленных в табл. 1, показатель, характеризующий общий интеллектуальный уровень развития у обучающихся, меняется от курса к курсу. В ходе анализа полученных данных выявлены достоверные различия у студентов первого и второго, третьего курсов, а также второго и третьего курса. По итогам проведенного исследования можно предположить, что в ходе адаптации студентов к условиям обучения в образовательном учреждении, ко второму году обучения, происходит увеличение показателя, характеризующего общий интеллектуальный уровень развития. Далее, к третьему году обучения, показатель незначительно понижается. Скорее всего, данный факт может быть объяснен тем, что максимальная интеллектуальная нагрузка в освоении образовательной программы, обусловленная получением принципиально новых знаний, приходится на первый и второй курс. На третьем курсе идет формирование умений и навыков на основе знаний, полученных на основе предыдущих лет обучения.
Однако структурные элементы интеллектуального компонента адаптационного потенциала имеют свою специфику изменения, свидетельствующую о степени задействования того или иного познавательного психического процесса на различных курсах обучения.
Таблица 2
Динамика изменения показателей субтестов методики КР-3-85
Курс I курс II курс III курс
«Аналогии» 17,33 ± 0,76 22,49 ± 1,01 18,11 ± 1,01
«Арифметический счет» 18,17 ± 0,97 18,33 ± 1,34 18,48 ± 0,42
«Установление закономерностей» 20,21 ± 0,61 24,73 ± 1,18 26,45 ± 0,82
Результаты исследования, представленные в табл. 2, показывают, что показатели, характеризующие психические познавательные про-
цессы, в целом количественно увеличиваются в зависимости от продолжительности обучения в учебном учреждении. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что усложнение программ обучения от курса к курсу по специальным дисциплинам и увеличение доли практических занятий непосредственно в лечебных учреждениях предъявляет требования к разным познавательным функциям. Это же указывает и на повышение активизации познавательных способностей студентов в процессе обучения.
Так, показатель, характеризующий функцию вербального логического (понятийного) мышления, увеличивается ко второму курсу и уменьшается к третьему курсу. Это, вероятнее всего, связано с тем, что именно со II курса студенты на практике начинают выполнять обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и при отсутствии достаточных знаний в области сестринского дела пользуются принципом, при определении существенного сходства - переносить эти признаки в новое решение (I и II курс - Т-критерий = 4,21 при р < 0,001). Показатель, характеризующий качество оперативной и кратковременной памяти, а также скорости мыслительных процессов фактически не изменяется на протяжении всего периода обучения от первого до третьего курсов, что, вероятнее всего, показывает отсутствие достаточного самостоятельного практического, а не учебного опыта в деятельности медицинской сестры (медицинского брата) (I и II курс - Т-критерий = 2,77 при р < 0,01; 1 и 3 курс - Т-критерий = 3,31 при р < 0,001). Показатель, характеризующий функцию логического мышления, возрастает с переходом на следующий курс обучения, что, скорее всего, связано с повышением профессионального уровня знаний, в том числе и практических в области сестринского дела (I и II курс - Т-критерий = 3,51 при р < 0,001; II и III курс - Т-критерий = 3,47 при р < 0,001).
С целью выявления особенностей развития личностного адаптационного потенциала проведено сравнение показателя, характеризующего уровень личностного потенциала социально-психологической адаптации, по методике МЛО «Адаптивность» (1993).
Таблица 3
Различие показателей личностного адаптационного потенциала студентов медицинского техникума на разных курсах обучения
Шкала Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр. Х ± т 1-кр.
I курс II курс I курс III курс II курс III курс
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 67,01 ± 2,27 63,61 ± 2,32 3,39*** 67,01 ± 2,27 62,54 ± 1,64 4,50*** 63,61 ± 2,32 62,54 ± 1,64 1,10*
* - уровень значимости различий 0,05 (1-кр. < 1,96); ** - уровень значимости различий 0,01(Ы<р. < 2,58); *** - уровень значимости различий 0,001(1-кр. < 3,29).
Как видно из табл. 3 показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала (учитывая конструктивные особенности теста), от курса к курсу увеличивается.
Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что процесс адаптации студентов в образовательном учреждении на разных этапах обучения имеет свою специфику. Учитывая динамику показателей общего интеллектуального развития студентов первого и второго курсов, можно говорить о том, что основные изменения в условиях деятельности бывших школьников связаны с получением и необходимостью усвоения принципиально новых знаний. Именно в этот период отмечаются максимальные изменения показателей интеллектуального развития, что, в свою очередь, может свидетельствовать об увеличении нагрузки на психические познавательные процессы. В то же время увеличение от курса к курсу показателей по субтесту «Установление закономерностей» может свидетельствовать о позитивном процессе формирования профессионального мышления, а также об освоении профессиональных умений.
Позитивные изменения показателей личностного адаптационного потенциала, наблюдаемые на протяжении всего периода обучения студентов в медицинском техникуме, свидетельствуют о позитивных изменениях, происходящих в личности студентов: повышении ответственности, нервно-психической устойчивости, увеличении коммуникативного потенциала. Поскольку все эти изменения необходимы для успешной профессиональной деятельности медицинского работника, то выявленная динамика личностных характеристик свидетельствует о позитивном протекании процесса подготовки будущих профессионалов. Об этом свидетельствуют и результаты анализа показателей успеваемости.
В ходе исследования для изучения уровня освоения студентами образовательной программы на завершающем этапе каждого курса обучения была проведена контрольная оценка остаточных знаний по изучаемым дисциплинам. Средний балл каждой группы по предметам обучения представлен в табл. 4.
Таблица 4
Успеваемость студентов за период 2015-2017 гг.
Группа Средний балл по предметам обучения
I курс II курс III курс
1 3,3 3,9 3,7
2 3,1 3,9 3,7
3 3,2 3,5 4,2
4 3,1 3,9 4,3
5 2,9 3,2 4,1
6 2,9 3,0 3,8
7 3,3 3,4 3,7
Итого за курс 3,1 3,5 3,9
Сравнительный анализ результатов контроля знаний студентов медицинского техникума (табл. 4) показал увеличение среднего балла по предметам обучения от курса к курсу.
Для определения взаимосвязи между показателями развития психических познавательных процессов, личностного адаптационного потенциала и уровня освоения студентами образовательной программы, в первые три года их обучения в медицинском учреждении был проведен корреляционный анализ эмпирических данных.
Таблица 5
Корреляционная зависимость показателей психических познавательных процессов и личностного адаптационного потенциала с уровнем освоения образовательной программы
Профессионально важные качества Уровень освоения студентами образовательной программы
I курс II курс III курс
«Аналогии» 0,094 0,142* 0,108
«Арифметический счет» 0,087 0,101 0,114
«Установление закономерностей» 0,157* 0,194** 0,231**
Личностный адаптационный потенциал 0,903 0,148* 0,214**
* - уровень достоверности 0,05 (FKp. < 0,14);
** - уровень достоверности 0,01(FKp. < 0,18).
Проведенный анализ показал наличие положительной корреляционной связи между уровнем освоения студентами образовательной программы и показателем функции логического мышления (у студентов II курса - Fэмп=0,194 ^кр.=0,18, p<0,01); у студентов III курса -Fэмп=0,231 ^кр.=0,18, p<0,01)), а также показателем личностного адаптационного потенциала (у студентов III курса - Fэмп=0,214 ^кр.=0,18, p<0,01).
Следует также обратить внимание на то, что наиболее выражена корреляционная взаимосвязь успешности обучения с таким фактором интеллекта, как «установление закономерностей», и личностный адаптационный потенциал. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что такое свойство интеллекта, как способность выявлять закономерности в предъявляемом информационном ряде и на основании этого формировать алгоритм принятия решения является, наиболее значимым для успешного обучения в медицинском техникуме, а субтест «установление закономерностей» является наиболее прогностичным в отношении успешности обучения.
В свою очередь, взаимосвязь показателей успешности обучения с показателями развития личностного адаптационного потенциала (тест МЛО) также свидетельствует о роли личностных качеств в успешности освоения профессии медицинского работника, а тест МЛО является весьма прогностичным в отношении успешности обучения.
70
Завершая анализ полученных в ходе исследования эмпирических данных, можно с полным основанием говорить о том, что обучение в медицинском техникуме (особенно на первых курсах) сопровождается определенными адаптационными изменениями. Так, показатели, характеризующие общий интеллектуальный уровень развития и личностный потенциал социально-психологической адаптации, качественно увеличиваются от первого ко второму курсу. Вероятнее всего, именно в этот период происходит активизация внутренних резервов личности в ходе адаптации. Далее, к третьему курсу происходит спад показателя уровня интеллектуального развития, что можно характеризовать как спад общего напряжения либо как истощение или экономию внутренних ресурсов. Приводя полученные показатели к стадиям адаптационного синдрома по Г. Селье, фаза резистентности (сопротивления) может длиться продолжительностью до 1 года. В данном случае студенты сталкиваются с новыми требованиями и условиями на фоне возросшей информационной, психологической и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем качественное увеличение показателя, характеризующего уровень развития личностного адаптационного потенциала, связано со вновь появляющимися факторами для адаптации (первая практика в лечебном учреждении, выбор специализации и т. д.).
Исходя из вышеизложенного, есть основания утверждать, что обучение в медицинском техникуме сопряжено с адаптацией обучаемых к новым условиям деятельности. Следовательно, успешность обучения в значительной степени зависит от адаптационных способностей обучаемых. Поскольку основной вид деятельности обучаемых связан с усвоением принципиально новых знаний и последующим формированием на их основе новых умений, то уровень общего интеллектуального развития следует рассматривать в качестве одного из структурных компонентов адаптационного потенциала обучаемого.
Следует также отметить, что несмотря на то, что данное исследование проводилось с участием студентов медицинского техникума, можно предположить, что и для студентов других направлений подготовки уровень общего интеллектуального развития также является тем показателем, на основе которого можно прогнозировать успешность обучения. Соответственно, уровень интеллектуального развития для студентов любого образовательного учреждения является структурным компонентом адаптационного потенциала обучающегося. Также следует отметить, что с позиции данного утверждения существует реальная возможность осуществления прогнозирования успешности обучения конкретного человека с использованием психодиагностических методов уже на этапе его поступления в образовательное учреждение.
Список литературы
1. Большой толковый словарь - СПб.: НОРИНТ, 2000. - 1535 с.
2. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. - Иркутск, 1986.
3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - М., 1988.
4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
5. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегия). - Ереван, 1988.
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - Питер, 2004. - С. 6-8.
7. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 52 с.
8. Рубин Б. Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов н/Д., 1986. - 277 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002, - 272 с.
10. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.
Статья поступила: 15.05.2019. Принята к печати: 22.05.2019