Научная статья на тему 'Взаимосвязь потребления и развития человеческого потенциала региона'

Взаимосвязь потребления и развития человеческого потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / НАСЕЛЕНИЕ / CONSUMPTION / HUMAN POTENTIAL / HUMAN DEVELOPMENT / REGION / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катайкина Наталья Николаевна

В статье рассмотрен процесс потребления населением товаров и услуг и его влияние на уровень развития человеческого потенциала региона. Указана необходимость количественного определения потребительной способности населения в продовольственных и непродовольственных товарах, а также услугах, которая может служить ориентиром для производства, нацеливать последний на выпуск конкретного количества, качества материальных благ и услуг, необходимых для развития каждого человека, проживающего на территории данного региона, повышение человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF CONSUMPTION AND DEVELOPMENT HUMAN CAPACITY OF THE REGION

In article process of consumption by the population of goods and services and its influence on a level of development of human capacity of the region is considered. Need of quantitative determination of potrebitelny ability of the population in food is specified and nonfoods, and also services which can serve as a reference point for production aim the last at release of concrete quantity, quality of material benefits and the services necessary for development of each person, this region living in the territory, increase of human potential.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь потребления и развития человеческого потенциала региона»

УДК: 331.101.262:332 ББК: 65.00

Катайкина Н.Н.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Kataykina N.N.

INTERRELATION OF CONSUMPTION AND DEVELOPMENT HUMAN CAPACITY OF THE REGION

Ключевые слова: потребление, человеческий потенциал, человеческое развитие, регион, население.

Keywords: consumption, human potential, human development, region, population.

Аннотация: в статье рассмотрен процесс потребления населением товаров и услуг и его влияние на уровень развития человеческого потенциала региона. Указана необходимость количественного определения потребительной способности населения в продовольственных и непродовольственных товарах, а также услугах, которая может служить ориентиром для производства, нацеливать последний на выпуск конкретного количества, качества материальных благ и услуг, необходимых для развития каждого человека, проживающего на территории данного региона, повышение человеческого потенциала.

Abstract: in article process of consumption by the population of goods and services and its influence on a level of development of human capacity of the region is considered. Need of quantitative determination of potrebitelny ability of the population in food is specified and nonfoods, and also services which can serve as a reference point for production aim the last at release of concrete quantity, quality of material benefits and the services necessary for development of each person, this region living in the territory, increase of human potential.

На уровень развития человека, человеческого потенциала региона большое влияние оказывает процесс потребления населением продовольственных и

непродовольственных товаров, а также услуг. Способность общества к потреблению можно охарактеризовать как потребительную силу общества, которая нуждается в конкретизации как со стороны ее обусловленности потребительской природой самих благ, так и общественными нормами (стандартами), проистекающими из свойств социально-экономического и политического устройства общества. В первом случае потребность всегда предполагает предмет ее удовлетворения (потребность в чем-либо), зависит от него. Отсюда следует, что «потребление измеряется посредством самой потребительной стоимости»1. При этом объем потребности

1 Ельмеев, В.Я. Потребительная сила общества // Вестн. Мордов. ун-та. 1997. № 2/3. С. 47.

выражается количеством специфических благ (определенного качества, количества), которые служат потреблению.

Вопросу о месте категории потребления в политической экономии много внимания уделялось еще в ХГХ веке. Так, К. Маркс высказывался о необходимости включения индивидуального потребления в систему экономического и социального

воспроизводства. Он характеризовал потребление как второй вид производства, и называл его «потребительное производство», в котором производится и воспроизводится человек2. В трудах классиков потребление выступало в качестве необходимого момента общественного процесса производства. Потребительная способность общества зависит от распределения труда между двумя подразделениями производства. Кроме того,

2 Ельмеев, В.Я. Трудовая теория потребительной стоимости - новая парадигма экономической науки. -СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 81.

она во многом обусловливается общим распределением труда между различными сферами производства, а также пропорциональностью такого распределения. Если общество при данном состоянии производительных сил на производство тех или иных потребительных стоимостей может затратить лишь строго ограниченное количество своего времени, то его совокупное потребление будет иметь строго определенные структуру и уровень. Например, от затрат особого вида земледельческого труда зависит степень обеспеченности всего населения продуктами питания. Следует согласиться с тем, что потребление и потребительная способность людей оказываются под влиянием разделения труда как в самом сельском хозяйстве, так и в обществе в целом.

Состояние потребительной силы общества зависит во многом от пропорций распределения производительного и непроизводительного труда. Причем можно обнаружить такую зависимость:

потребительная способность общества будет тем выше, чем больше труда выделяется на непроизводительную деятельность. В условиях социального распределения этих видов труда число лиц, занятых непроизводительным трудом, может значительно превосходить численность работников производительного труда. Количественное соотношение между ними зависит от разных обстоятельств. Число живущих на доход по сравнению с численностью производительных рабочих может быть велико потому, что, во-первых, значительная часть годового продукта идет на потребление, а не на воспроизводство материальных условий производства. Во-вторых, высокая производительность труда производительных рабочих позволяет иметь достаточно большой объем прибавочного продукта и содержать значительное количество непроизводительных работников. Существенное значение имеют и развитость потребностей, и потребительная сила общества: если они низки по уровню своего развития, то меньшим количеством прибавочного продукта можно содержать большее количество непроизводительных работников. Таким образом, когда различие производительной и непроизводительной

деятельности не закреплено их социальным разделением между различными людьми, общество будет более богатым в случае, если население уделяет материальному

производству сравнительно меньше времени, чем деятельности, укладываемой в свободное время.

Обычно блага имеют свою собственную природную меру: тяжесть, плотность, длину и т.д. Например, величину потребности в хлебе и хлебобулочных изделиях можно измерить в тоннах, которые одновременно являются мерой его полезности для населения определенного района, региона или страны в целом. Так, для населения Республики Мордовия полезным будет ежегодное потребление 81,85 млн кг, а не 160 млн кг хлеба и хлебобулочных изделий 16. Возникает необходимость рассмотреть разумные потребности, которые отвечают требованиям нормального воспроизводства населения Республики Мордовия и свободного всестороннего развития личности.

В случае, когда возникает проблема удовлетворения нужных для развития общества и человека потребностей, лучшим критерием могла бы служить разумность потребностей, характеризующихся

определенными научными принципами. Так, на основе данных физиологии, медицины, социальной гигиены, психологии,

экономической теории, социологии и других наук можно вычислить круг разумных потребностей и оптимальные нормы их удовлетворения для данного исторического периода. За рациональную норму можно принять разработанный Российской академией медицинских наук (РАМН) набор основных продуктов питания в расчете на одного члена семьи, содержащий не менее 300 тыс. калорий в год и достаточный для нормальной жизнедеятельности.

В последние годы интерес к проблеме потребительного производства заметно возрос, и уже появились первые обобщающие работы современных ученых. В этих работах авторы подчеркивают широкий смысл

потребительного производства. Так, В.Г. Панов указал, что потребительное производство не сводимо ни к физическому восстановлению человеческого

существования, ни тем более к

детопроизводству в рамках семьи1' Ю.К. Плетников отметил, что потребительное производство, реализующее создаваемые средства к жизни, имеет дело, прежде всего с воспроизводством личного фактора процесса труда - с человеком как субъектом всего общественного производства2. По мнению Н.С. Савкина, в этом процессе человек воспроизводится одновременно и как совокупность всех общественных отношений, и как человек в его общественных связях и отношениях, а это и делает потребление социальным производством3. Социальным оно становится потому, что превращает экономическое в социальное, вне которого не могут происходить экономические процессы.

Следует отметить, что для правильного понимания потребительного производства (потребления) необходимо, прежде всего, разграничение обычного процесса потребления и таких процессов, посредством которых производится и воспроизводится социальное содержание жизни, социальная определенность человека. Так, В.Я. Ельмеев отметил, что потребительное производство не заменяет материальное производство, а выступает его превращенной формой и вместе со всем общественным производством участвует в производстве и воспроизводстве человека и общества. Причем потребительное производство следует не просто ставить рядом с производством орудий и жизненных средств, а видеть в них единство процессов опредмечивания и распредмечивания ' Отсюда, на наш взгляд, хозяйственный кругооборот следует изучать как взаимосвязанные фазы производства и потребления.

Необходимо выделить созидательную функцию потребления. Еще К. Маркс писал, что «потребление есть непосредственно также

1 Панов, В.Г. Что следует понимать под производством и воспроизводством непосредственной жизни общества // Философские науки. - 1963. - №3. С. 51.

2 Плетников, Ю.К. О природе социальной формы движения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 213.

3 Савкин, Н.С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование. - Саратов: Изд-во ун-та, 1984. С. 81.

4 Ельмеев, В.Я. Трудовая теория потребительной стоимости - новая парадигма экономической науки. -

СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 84.

и производство...»5. Но в литературе довольно часто потребление рассматривают как разрушение всего созданного производством, его завершающей стадией. Однако потребление не менее созидательный процесс, чем производительный труд. Поскольку процесс потребления порождает различные способности производителя, следовательно, здесь создаётся способность к труду. Отнесение потребления за сферу воспроизводства или его ограничение производительным потреблением,

восстанавливающим рабочую силу человека, произошло под влиянием меновой стоимости. Следует отметить, что даже закон стоимости признает равенство стоимости потребляемых жизненных средств и стоимости воспроизводства на этой основе рабочей силы. Что же касается потребления и потребительной деятельности, то они по своей созидательной силе стоят выше силы созидательного стоимость труда, поскольку в реализации жизненных средств в виде потребительной стоимости рабочей силы заложена творческая сила производительного труда, его способность производить не только эквивалент стоимости рабочей силы, но и избыток труда.

Возможность создания новой человеческой силы заключена в потреблении -в развитии человеческих способностей. Потребление завершает акт производства только в том смысле, что уничтожает вещно-самостоя-тельную форму производства. Этим потребление продолжает

воспроизводственный процесс, так как повышает посредством потребности в повторении способность, развитую в первом акте производства до степени мастерства. Следовательно, потребление не только тот завершающийся акт, благодаря которому продукт становится продуктом, но и тот, благодаря которому производитель становится действительным производителем. Именно через потребление индивид возвращается к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя человек. Отсюда следует, что потребление является моментом процесса производства, производством высшего, главного его результата - человека.

5 Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46. Ч.1. С. 27.

Однако без производства продукта потребление беспредметно, следовательно, первое является исходным и господствующим моментом, а потребление выступает продолжением производительной

деятельности.

Следует отметить, что потребление можно рассматривать как особую деятельность, в которой реализуется потребительная сила общества. Одной своей частью она расходуется в производстве продукта в процессе производительного потребления, в котором человеком затрачиваются способности к труду, а другой частью - в непроизводительном потреблении, в котором восстанавливаются и расширяются человеческие способности.

Непроизводительное потребление в этом отношении совпадает с непроизводительным трудом. Потребительные силы не теряют своей созидательной роли и, следовательно, нет необходимости называть их производительными силами.

Потребление можно охарактеризовать как второй после производительного труда источник воспроизводства человека. Для исследования этой деятельности необходимо наряду с изучением ее субъективных форм проявления (потребностей, интересов, ценностных ориентаций) уделять внимание и объективному содержанию, посредством которого первые формы, с одной стороны, связываются с материальным производством, а с другой - воспроизводятся. Здесь необходимо выделить, что именно потребление воспроизводит потребность, а, как известно, производства нет без потребности. Поскольку потребление создает потребность в новом производстве, следовательно, оно выступает идеальным внутренне побуждающим мотивом производства, является его предпосылкой.

Следует иметь в виду, что в потреблении процесс созидания самой потребности находит свою материальную основу. Процесс производства завершается потреблением, где продукты превращаются в действительный продукт. Именно потребление делает его продуктом для человека и наделяет свойством полезности, поскольку оно входит в производственную деятельность как необходимый момент и создает для продукта

субъект с его потребностями, ценностями, мотивами.

Обращение к человеку как к цели производства не означает, что он перестает быть в обществе в качестве потребителя, а остается лишь духовным существом. Потребление не только как процесс уничтожения продукта, но и как процесс воспроизводства субъекта, выступает материальным процессом. Следует отметить, что именно на его основе происходит расширенное воспроизводство потребностей, а также их постоянное возвышение.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости включения в предмет исследования общественных наук потребление в его полном объеме, что позволит подвести прочную основу для изучения потребностей и интересов, а также ценностных ориентаций человека. Для этого необходимо преодолеть недооценку отношений потребления как составной части производственных и всех общественных отношений. В настоящее время даже в специальных работах по изучению проблем потребления, звено, связывающее продукт с субъектом исключается из системы производственных отношений. А это означает, что потребительное производство или индивидуальное потребление предстает внеэкономической и внесоциальной стадией. В частности, И.Н. Шутов отметил, что на этой стадии потребления при использовании предмета ликвидируются его потребительные свойства в целях воспроизводства самого человека. Отсюда, по его мнению, личное потребление становится объектом

исследования биологии, медицины, психологии, то есть превращается во внеэкономическую стадию, которая определяется как потребительное

производство1.

Что касается современной

экономической литературы, то в ней почти не упоминается понятие «потребительное производство», им пользуются обычно философы. Это связано с делением производственных отношений (производство, распределение, обмен, потребление), которое хотя и дает формальное основание для помещения потребления в названый ряд

1 Шутов И.Н. Личное потребление при социализме. - М.: Мысль, 1972. С. 47.

экономических категорий, но лишает собственно экономического содержания. Потребление, поставленное рядом с производством, распределением и обменом, не может быть представлено экономическим отношением, если оно является отношением субъекта к потребительному продукту, к вещи, поскольку здесь отношения людей друг с другом по поводу потребления не обнаруживаются. Там, где обнаруживается такое отношение, оно принимается за отношения людей по поводу присвоения. «Последнее, осуществляясь на основе эквивалентного обмена, неизбежно поглощается отношениями собственности как классическими отношениями присвоения»1.

В результате получается, что в производстве создаются предметы, соответствующие потребностям человека, в распределении они распределяются между индивидами, в обмене они доводятся до каждого индивида, в соответствии с его потребностями, а в потреблении продукт из этого общественного движения выпадает, становится непосредственным предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее. Поэтому потребление, рассматриваемое в качестве конечного пункта и конечной цели, лежит, в соответствии с этой концепцией экономистов, вне политической экономии.

Предметом социально-экономических исследований, как известно, являются материальные производственные отношения, где в виде цели производства часто фигурирует удовлетворение потребностей. Отсюда, можно выделить еще одну причину исключения потребительного производства из вышеуказанных исследований. Отношения потребления, представленные в форме целевых отношений не могут включаться в материальные экономические отношения. Существуют высказывания, в частности Л.П. Евстигнеевой, что в фазе потребления личность становится как бы вне законов общества. В формах ее обычной жизнедеятельности все общественные отношения предстают в виде контактов личностей, их поведения и являются

1 Ельмеев, В.Я. Воспроизводство общества и человека. - М.: Мысль, 1988, С. 78.

результатом их свободного выбора . По этой причине потребительная деятельность во многих экономических работах остается без внимания, заменяется исследованием потребностей в сопоставлении с производством материальных благ, а не с их потреблением. В работах обычно доказывается первичность материального производства по отношению к потребностям.

Включение потребления в систему общественных отношений, в первую очередь производственных, основано на понимании самого производства как производства и воспроизводства человека. В этих условиях цель производства получает определенную форму реализации - реального человека с данным уровнем его потребностей, а отношения потребления обнаруживают себя в качестве одной из форм отношений людей по поводу собственного воспроизводства как субъектов. Исходя из этого, потребление и производство смогут предстать как две противоположные формы одной и той же сущности. И, этим преодолевается ограниченность по фазного деления общественного производства и

производственных отношений, а отношения потребления выявляют себя как их продолжение, их распространение на сферу потребительного производства.

Нормы рационального потребления можно охарактеризовать как рекомендуемые наукой размеры потребления отдельных материальных благ и услуг, необходимые для удовлетворения разумных потребностей человека. Они разрабатываются по основным продуктам питания (физиологические нормы), предметам одежды, а также по некоторым видам материальных услуг в основном производственного характера. По товарам длительного пользования имеются нормативы рациональной обеспеченности населения.

Рациональные нормы по продуктам питания, предметам одежды и отдельным видам услуг исчисляются в расчете на душу населения, а нормативы рациональной обеспеченности населения товарами длительного пользования - на 100 семей или на 1 000 чел. Физиологические нормы

2 Евстигнеева, Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1975. С. 49.

потребления продуктов питания

дифференцированы по половозрастным группам населения и природно-климатическим зонам. Используя данные рациональных норм потребления, например основных продуктов питания в среднем на душу населения, можно рассчитать потребность населения республики в продовольственных товарах. Для определения величины потребности в том или ином благе последнее умножается на численность потребителей. Таким образом устанавливается мера потребительной способности населения.

Меру потребительной способности общества можно рассчитать для любого региона, используя нормы рационального потребления для данного региона, а также зная численность постоянного населения. Потребность населения в

продовольственных товарах по Республике Мордовия можно рассчитать, используя нормы рационального потребления основных продуктов питания,

установленные для данного региона1, а также исходя из того, что численность постоянного населения республики (по данным Мордовиястата) на 1 января 2013 г. составила 818,5 тыс. чел. . Расчет потребностей населения Республики Мордовия в основных продуктах питания в 2013 г. в соответствии с рациональными нормами потребления приведен в таблице 1.

1 Чернова, Н.Н. Управление социально-экономическим развитием на потребительностоимостной основе (региональный аспект): дис. ... канд. экон. наук: 08.0005. СПб., 2000. С. 103.

2 Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. -Саранск, 2013. С. 23, С. 134.

Таблица 1 - Потребность населения Республики Мордовия в основных продуктах питания на

уровне рациональных норм потребления в 2013 г.

Наименование продуктов Рекомендова нные АМН рациональны е размеры потребления на душу населения по РМ, кг. в год Энергети ческая ценность продукто в питания в 100 г., ккал. Энергети ческая ценность продукто в питания в сутки, ккал. Потребн ость населени я, млн. кг. в год Фактическое потребление в год Отклонение фактического потребления от потребности населения

на 1 чел., кг. всего населени я, млн. кг. млн. кг. %

Хлебные продукты 100 235,75 654,86 81,85 99 81,03 -0,82 -1,00

Картофель 97,5 80 216,67 79,80 50 40,93 -38,88 -48,72

Овощи и бахчевые 130 37 133,61 106,41 74 60,57 -45,84 -43,08

Мясо и мясопродукты 72,5 244 491,39 59,34 68 55,66 -3,68 -6,21

Яйца, шт. 260 160 1 155,56 212,81* 175 143,24* -69,57* -32,69

Рыба и рыбопродукты 20 103 57,22 16,37 21 17,19 0,82 5,00

Сахар и кондитерские изделия 26 374 270,11 21,28 36 29,47 8,19 38,46

Масло растительное и другие жиры 11 899 274,69 9,00 9 7,37 -1,64 -18,18

Молоко и молочные продукты 330 58 531,67 270,11 244 199,71 -70,39 -26,06

*млн. шт.

В ходе анализа выявлено, что выяснив потребность населения Республики Мордовия (таблица 1), можно определить, сколько нужно произвести основных

продовольственных товаров, чтобы удовлетворить потребности населения региона в данных продуктах питания на уровне норм рационального потребления. Так, потребность всего населения в молоке и молочных продуктах в 2013 г. составила 270,11 млн. кг., т.е. в 2013 г. в республике должно быть произведено молока и молочных продуктов в количестве не менее указанной величины, чтобы удовлетворить население региона в указанных продуктах питания. Указанное в таблице количестве продуктов питания должно служить основой для удовлетворения потребностей населения на уровне рациональных норм потребления,

чтобы способствовать устойчивому развитию человека.

Определив меру потребительной способности населения Республики Мордовия, можно ориентировать производственную сферу на выпуск необходимого количества продуктов питания, непродовольственных товаров (предметов одежды, обуви, мебели, электробытовых приборов, посуды, постельного белья, предметов санитарии, лекарств, автомобилей, жилых домов и др.), а также на оказание непроизводственной сферой необходимого количества услуг индивидуального и общественного характера населению региона.

Потребительная способность общества служит ориентиром для того, чтобы способствовать развитию каждого человека,

и тем самым повышению человеческого потенциала региона. Фактическое потребление населением молока и молочных продуктов составляет 199,71 млн. кг., что значительно отличается от

потребности, рассчитанной на уровне рациональных норм потребления (-70,39 млн. кг. или 26,06% от потребности) (рисунок 1).

300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

со о

0

со оС

N

Ю

0

00, ,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 55

N О!

,3 1,

Ю N

N 00 ^

^ о4

12 2

0

N

2

0 0

СП 1>

|| ■ | Потребность Фактическое потребление

1 - хлебные продукты; 2 - картофель; 3 - овощи и бахчевые; 4 - мясо и мясопродукты; 5 - яйцо, млн. шт.; 6 - рыба и рыбопродукты; 7 - сахар и кондитерские изделия; 8- масло растительное и другие жиры; 9 - молоко и молочные продукты

Рисунок 1 - Потребность населения Мордовия в основных продуктах питания и их фактическое потребление в 2013 г., в кг.

Исходя из расчетов, делаем вывод, что фактическое потребление населением республики хлебных продуктов, картофеля, овощей и бахчевых, мяса и мясопродуктов, яиц, масла растительного и других жиров, молока и молочных продуктов в 2013 г. не удовлетворяет потребности населения на уровне рациональных норм потребления. В соответствии с потребностью населения Республики Мордовии в 2013 г. необходимо обеспечить население овощами и бахчевыми в количестве 106,41 млн. кг., яйцами - 212,81 млн. штук, маслом растительным и другими жирами - 9,00 млн. кг. и т.д. Итак, количественно определенная потребительная способность населения может служить ориентиром для производства, нацеливать последний на выпуск конкретного количества, качества материальных благ и услуг, необходимых для развития каждого человека, проживающего на территории данного региона. Государство должно

непосредственно участвовать в обеспечении

населения региона продуктами питания, непродовольственными товарами и услугами, способствовать развитию человека, повышению человеческого потенциала, однако, не порождая тем самым иждивенческие настроения, а давая возможность каждому человеку для удовлетворения его потребностей. Это возможно достичь через создание рабочих мест, повышение заработной платы, пенсии, снижение безработицы, контролируя цены на необходимые продукты питания, одежду, обувь, услуги жилищно-коммунального хозяйства, улучшая качество воды, воздуха, здравоохранения и т.д.

Необходимо осуществлять управление социально-экономическим развитием

региона таким образом, чтобы фактическое потребление населения стремилось к сближению с потреблением на уровне рациональных норм и способствовало наиболее полному и всестороннему развитию человека, повышению индекса развития человеческого потенциала

0

5

7

1

2

3

4

6

8

9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Евстигнеева, Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1975. - 254 с.

2. Ельмеев, В.Я. Воспроизводство общества и человека. - М.: Мысль, 1988, - 235 с.

3. Ельмеев В.Я. Потребительная сила общества // Вестн. Мордов. ун-та. - 1997. - № 2/3. -С. 55-58.

4. Ельмеев, В.Я. Трудовая теория потребительной стоимости - новая парадигма экономической науки. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 136 с.

региона. Отсюда видна тесная взаимосвязь уровня потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг и уровня развития человека, его человеческого потенциала. Если общество строит социально-ориен-тированную

рыночную экономику, то для этого необходимо ориентировать всю экономику и социальную сферу на человека. Если общество провозгласило инновационную экономку, то также необходимо развитие человека, удовлетворение его потребностей, поскольку именно только развитый человек способен быть важным, одним из решающих факторов экономики1. В таком случае при управлении социально-экономическим развитием региона целью необходимо ставить человека, способность общества к потреблению. Для экономики, предназначенной служить лучшему удовлетворению потребностей человека, потребление и потребительная деятельность приобретают особое значение.

Если производство рассматривать как воспроизводство человека, то оно обязательно изучается в тесной связи с индивидуальным потреблением, причем последнее выступает его внутренним аспектом. В потреблении

воспроизводственный процесс возвращается к человеку, с которого, как со своей предпосылки, он начинается. Этот процесс от труда идет к продукту, а затем посредством потребления совершается переход уже от продукта к субъекту. Можно сказать, что этим процессом завершается общий цикл воспроизводства общества на уровне его наличного бытия. Следует отметить, что конечным пунктом

воспроизводства будет выступать не продукт, а человек как результат потребительного производства.

В России приняты законодательные акты, защищающие интересы потребителя, например: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В

нем закреплены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей продукции. В частности, определено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вреда имуществу потребителя. Потребитель имеет право на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество продукции, обращение в суд и другие государственные органы. В порядке развития этих положений в российском законодательстве в последние годы были приняты законы: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и др.

Из расчета потребности населения, представленного в приведенных выше

расчетах, видно,

необходимо

продовольственные,

в каком объеме производить непродовольственные

Катайкина, Н.Н. Развитие человеческого потенциала как условие формирования инновационной экономики региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. №1. С. 65.

товары, а также оказывать услуги для удовлетворения потребностей населения Республики Мордовия на уровне рационального потребления. Итак, количественная потребность населения, рассчитанная на основе рациональных норм потребления, способна служить ориентиром для производственной и

непроизводственной сфер экономики, нацеливать их на выпуск определенного количества продуктов питания,

непродовольственных товаров, а также на оказание нужного количества услуг, которые должны способствовать развитию человеческого потенциала региона.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) 2014

5. Катайкина, Н.Н. Развитие человеческого потенциала как условие формирования инновационной экономики региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - №1. - С. 65-73.

6. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

2-е изд. - Т. 46. Ч.1. - С. 3-508.

7. Мордовия: Стат. Ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2013. - 465 с.

8. Панов, В.Г. Что следует понимать под производством и воспроизводством непосредственной жизни общества // Философские науки. - 1963. - №3. - С. 50-57.

9. Плетников, Ю.К. О природе социальной формы движения. - М.: Изд-во Моск. унта, 1971. - 247 с.

10. Савкин, Н.С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование. -Саратов: Изд-во ун-та, 1984. - 148 с.

11. Чернова, Н.Н. Управление социально-экономическим развитием на потребительностоимостной основе (региональный аспект): дис. ... канд. экон. наук: 08.0005. - СПб., 2000. - 213 с.

12. Шутов, И.Н. Личное потребление при социализме. - М.: Мысль, 1972. - 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.