данной задачи, мы воспользовались методом математической статистики (критерием Розенбаума). Показатели по всем трём отрицательным эмоциональным состояниям оказались в зоне незначимости. Здесь можно говорить о том, что неважно в какой раз учащийся проходит через процедуру сдачи ЕГЭ и какие знания у него присутствуют в данный момент, отрицательный эмоциональный фон присущ всем подросткам.
Полученные данные, могут использоваться в работе с подростками для устранения отрицательных эмоциональных состояний в период сдачи ЕГЭ. Результатами исследования могут воспользоваться как педагоги-психологи для работы в образовательном учреждении, так и родители для профилактики агрессии, тревожности и страхов в домашних условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюнина, Г. П. Школьный стресс / Г. П. Артюнина // Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Г. П. Артюнина. - М., 2009. - С. 410-417.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2006.
3. Потапова, Л. А. ЕГЭ и тревожность выпускников школы / Л. А. Потапова // Образование в современной школе. - 2005. - № 7. - С. 47-52.
4. Шкуратова, И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью нейротизмом и агрессивностью / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. -Ростов Н/Д : Фолиант, 2004. - С. 283-299.
УДК 159.9.07
Ю.М. Едиханова, Е.В. Шарыпова, г. Шадринск
Взаимосвязь отношения к сверстникам и уровня страхов в дошкольном
возрасте
В статье раскрывается понятие феноменов «отношение к сверстнику» и «страхи», дается анализ взаимосвязи этих феноменов в дошкольном возрасте.
Отношение к сверстнику, страхи, дошкольный возраст, взаимосвязь.
Y. M. Edikhanova, E. V. Sharypovu, Shadrinsk
The correlation between attitudes to peers and level of fears in the preschool
years
The article reveals the close notion of the phenomena of "attitude towards peers" and "fears", given the analysis of the relationship of these phenomena in preschool age.
Keywords: Attitude to peers, fears, preschool age, relationship
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок - подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка-дошкольника. Вместе с тем, в системе дошкольного воспитания имеют место такие негативные тенденции, как чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, которая ведет к недоразвитию эмоциональной и коммуникатив ной сфер, и как следствие этого - к формированию неадекватного отношения к сверстникам.
Уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека.
В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при
его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях.
Таким образом, чувство страха может носить как обоснованный характер и в этом случае служить биологическому выживанию человека, так и принимать патологические формы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта.
Категория «отношение» является отправной точкой при решении коренных вопросов жизни общества и человека. Психология изучает определенные стороны этой жизни, и поэтому исследование отношений, как психологической категории, открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания.
Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев [Мясищев, 2012] указывал на то, что психологический смысл данного понятия состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности социальных отношений общества, в котором он живет.
Выделяют так же три основных компонента отношений (А.А. Бодалев, Я.Я. Коломинский, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн):
а) гностический (когнитивный или информационный);
б) аффективный (эмоциональный, эмотивный);
в) поведенческий (практический).
Отношение к сверстникам изучали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и утверждали, что первый опыт отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Это позволяет утверждать, что дошкольное детство является ответственным периодом в развитии ребенка, так как в это время у него закладываются основные личностные механизмы и возникает первая модель мира.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой им опасности». [Дубровина,1998]
В. Штерн [Прихожан, 2010] разделял детские страхи на обусловленные опытом (обжегшийся ребенок боится огня) и страхи инстинктивного характера (боязнь темноты, грозы, воды). Правда тут же он оговаривался, что вторая форма страхов у многих детей не обнаруживается. Боязнь непривычного В. Штерн выделил в особый вид страха: при встрече ребенка с необычным, у него возникает удивление, любопытство или боязнь тревожного (последнее усиливается внезапностью наступления и сильной интенсивностью нового впечатления). По мнению В. Штерна, боязнь непривычного выполняет защитную функцию.
Данная тема актуальна в наши дни, так как далеко не всегда отношения с другими развиваются легко и гармонично, могут возникать конфликты, обиды. А от конфликтов и непонимания другого и своих эмоций может возникнуть чрезмерная тревожность, а как следствие неизбежно и появление страхов.
Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили провести исследование на базе ДОУ № 4 г. Шадринска и выяснить существует ли на самом деле взаимосвязь между изучаемыми показателями. Было обследовано 43 дошкольника старшей и подготовительной группы.
В ходе нашего исследования решались 3 задачи:
1. Выявить уровни страхов в дошкольном возрасте
2. Изучить уровни отношения к сверстникам
3. Определить взаимосвязь между уровнем отношения к сверстникам и уровнем страхов в дошкольном возрасте
Для решения первой задачи нами была использована методика А.И. Захарова «Страхи в домиках», «Нарисуй свой страх».
Анализ результатов исследования привели нас к следующим результатам: 22 человека из все выборки имеют большое количество страхов, которое не соответствует возрастной норме, т.е. находятся в преневротическом состоянии (это состояние перехода от благополучного психологического состояние к нарушению этого благополучия). Следовательно, 51% обследуемых детей находятся в зоне риске. Так же нами было выяснено, что наиболее распространенные страхи это страх сказочных персонажей и зомби. Данная тенденция прослеживается скорей всего из-за того, что в настоящее время появилось большое количество мультфильмов с участием данных персонажей. И многие дети не могу осознать, что монстров не существует. Либо такие результаты проявились из-за того, что многие родители смотрят фильмы ужасов вместе с ребенком и не задумываются о том, как этот фильм может повлиять на психику и состояние ребенка. Так же значительная часть детей в качестве объектов страха рисуют сказочных персонажей. Менее всего дети боятся пауков.
Для решения второй задачи экспериментального исследования мы применяли комплекс диагностических методик , так как отношение к другому-это комплексная характеристика состоящая из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента(беседа Н.Г. Утробиной, Е.О. Смирновой, методика « Подари открытку» Е.О. Смирновой, Н.Г. Утробиной, методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой).
Объединив, результаты по исследованию отношения к сверстникам можно сказать о том, что у большинства детей все компоненты отношения к сверстнику находятся на высоком уровне, а именно 26 детей имеют высокий уровень, что составляет 60%, средний уровень у 15 детей , что составляет 35%, низкий уровень был выявлен у 2 дошкольников, что составляет 5% от всех испытуемых. Высокий уровень характеризуется тем , что ребенок может адекватно оценить состояние сверстника, либо делал выбор в его пользу. Действие осуществлялось без колебаний, решение принималось одномоментно. Средний уровень говорит о том, что ребенок проявил негативное отношение к сверстнику и сделал выбор в свою пользу. Низкий уровень характеризуется тем, что дошкольники сомневались с выбором ответа и затруднялись с решение поставленной перед ними задачи.
Так же нашей задачей было изучение взаимосвязи показателей отношения к сверстникам и уровня страхов в дошкольном возрасте, задача реализовывалась при помощи метода математической статистики ( критерия ф). Изучаемый показатель попал в зону незначимости, т.е. было выяснено, что отношение к сверстнику не зависит от уровня страхов в дошкольном возрасте. Возможно, мы не учли ряд факторов, повлиявших на это, такие как маленькая выборка для отслеживания именно этого феномена, методики не соответствовали поставленной цели исследования.
Таким образов, можно сделать вывод о том, что хоть и изучаемые показатели не взаимосвязаны между собой, результаты полученные в ходе исследования могут быть
использованы педагогами, психологами, воспитателями и родителями в качестве учебно методического материала для оптимизации воспитательного и образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : ЛГУ, 2012. - 430 с.
2. Психокоррекцонная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1998.
3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М., Воронеж, 2010.
УДК 159.9.07
О.В. Коновалова, Н.А. Жданова г. Шадринск
Особенности стиля общения подростка
В статье рассматривается понятие «стиль общения», описаны результаты исследования коммуникативной, перцептивной стороны общения как характеристики стиля общения.
Стиль общения, коммуникативный стиль общения, перцептивный стиль общения.
O. V. Konovalova, NА. Zhdanovo.
Shadrinsk
Features of the communication style of a teenager
The article discusses the concept of "communication style", describes the results of research of communicative, perceptual aspects of communication, characteristics of communication style.
Keywords: Communication style, communication style of communication, perceptive communication style.
В настоящее время остро встает вопрос об эффективности общения подростков. Общение для подростка является ключевым моментом для его развития, являясь ведущим видом деятельности.
Каждый человек, обладает определенным целостным стилем общения, который отражается в отличительных чертах и характеристиках, проявляющихся в поведении и при взаимодействии с другими людьми. Стиль общения отображает индивидуальные особенности, которыми пользуется человек при взаимодействии с другими людьми. Стиль общения определяет то, каким образом человек понимает ну или иную ситуацию, тем самым влияя на его жизнь, формируя его отношения к людям и способы решения проблем.
В настоящее время проблема стиля общения в стилевом пространстве личности нашла свое отражение в работах: В.С. Мерлин, Г.М.Андреева, И.Л.Руденко, И.П.Шкуратова, С.П.Безносов, В.В.Латынов, В.А.Толочек, А.А.Адлер и т.д. Анализ