УДК 37.013.77
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Обухова Н.М., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института
педагогики и психологии, Оренбург
Аннотация: в статье анализируются результаты исследования особенностей содержания страхов у старших дошкольников, имеющих различное статусное положение в группе детского сада. Автором выделяются пять групп дошкольников с разными социометрическим статусом и приводятся данные о содержании страхов у детей в каждой из выделенных групп. Исследование показало, что дети с «положительным» статусом в группе сверстников имеют меньшее количество актуальных страхов, чем старшие дошкольники с «отрицательным» статусом. Содержание детских страхов также различно при разном социометрическом статусе.
Ключевые слова: страхи, старший дошкольник, социометрический статус, содержание страхов, страхи детей при разном социометрическом статусе.
FEATURES OF THE CONTENT OF FEARS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE, WHO HAVE DIFFERENT STATUS IN THE GROUP OF THE CHILDREN'S GARDEN
Obukhova, N. M., 2018
Annotation: the article analyzes the results of a study of the features of the content of fears in older preschool children with different status positions in the kindergarten group. The author identifies five groups of preschool children with different sociometric status and provides data on the content of fears in children in each of the selected groups. The study showed that children with "positive" status in the peer group have fewer actual fears than older preschool children with a "negative" status. The content of children's fears is also different with different sociometric status.
Key words: fears, senior preschooler, sociometric status, content of fears, fears of children with different sociometric status.
Появление и активное развитие Я в дошкольном детстве определяет неустойчивый характер эмоциональной сферы, что может проявляться в переживании ребенком многочисленных возрастных (детских) страхов (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.Д. Кошелева). На фоне активных процессов социализации содержание страхов приобретает социальную обусловленность: дети боятся не оправдать ожиданий взрослых, потерпеть неудачу в общении со сверстниками и т.д. Особое значение к концу дошкольного детства начинает приобретать взаимодействие со сверстниками, в котором все более отчетливо начинает складываться дифференциация детей по их статусному положению. Негативные эмоциональные переживания и страхи на фоне низкого статуса в среде сверстников в дальнейшем могут отрицательно сказываться на освоении учебной деятельности при начале школьного обучения, в рамках которого, согласно ФГОС, важное место занимает умение детей выстраивать учебное сотрудничество друг с другом. Следовательно, выявление содержания страхов старших дошкольников с разным статусным положением в группе детского сада представляется актуальным.
В нашем исследовании страх понимается как эмоция, возникающая в результате предвосхищения ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности [1; 3; 4]. Отрицательная окрашенность эмоции страха негативно сказывается на развитии всей эмоциональной сферы ребенка, если страх переживается с высокой интенсивностью и длительное время. В старшем дошкольном возрасте в силу активного развития самосознания и включения ребенка в различные отношения с окружающими содержание страхов становится все более социально обусловленным. В ряду детерминант страхов старших дошкольников принято выделять различные аспекты отношений ребенка с миром, а именно: общение с родителями, особенности взаимодействия с воспитателем в ДОУ и общения со сверстниками [1; 2; 5; 6]. В качестве ведущей детерминанты наиболее интенсивно
переживаемых страхов можно выделить неадекватное восприятие ребенком самого себя через призму межличностных отношений со сверстниками, которые приобретают высокую значимость в силу возникновения потребности в идентификации себя с образцом, более понятным, близким и доступным для сравнения и подражания, чем взрослые [7; 9]. По данным А.Д. Кошелевой, Т.А. Репиной [6; 10], статусное положение ребенка в группе детского сада во многом определяет благополучие развития его эмоциональной сферы: предпочитаемые (социометрические «звезды») дети чаще демонстрируют отсутствие тревожных реакций, страхов, тогда как дети, находящиеся в статусе изолированных или отвергаемых, нередко показывают противоположные эмоциональные проявления. Однако в различных научных публикациях мы обнаружили дефицит эмпирических подтверждений данных положений, в связи с чем было организовано данное исследование.
Эмпирическое исследование проводилось с участием 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6,5 лет). Для получения эмпирических данных о статусном положении в группе сверстников использовалась социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской. Для изучения содержания страхов у детей применялись две взаимодополняющие методики: методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, А.И. Захарова и проективная рисуночная методика А.И. Захарова «Самое плохое событие в жизни». Оценка различий в группах детей проводилась с применением расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни.
На первом этапе исследования мы изучили социометрическую структуру в группах старших дошкольников по методике Т.Д. Марцинковской, получив следующее соотношение статусных категорий детей в выборке (табл. 1).
Таблица 1 - Количество детей старшего дошкольного возраста с разным статусным _положением в группе сверстников_
Статусная категория Численность чел. (в %)
«Популярные» 11 (18,3%)
«Предпочитаемые» 20 (33,3%)
«Пренебрегаемые» 18 (30%)
«Изолированные» 6 (10%)
«Отвергаемые» 5 (8,4%)
Старшие дошкольники, имеющие социометрический статус «Предпочитаемые», - наиболее объемная группа детей в рассматриваемой выборке (33,3%). Дети данной группы имеют получили среднее и выше среднего значения суммы положительных выборов (до уровня показателя «популярных»). Вторую по объему группу в выборке составляют дети со статусным положением «Пренебрегаемые» (30%), которое выявляется при значениях ниже средней суммы положительных выборов. Статусная категория «Популярные» в рассматриваемой выборке старших дошкольников также встречается достаточно часто (18,3%) и определяется при привышении в 1,5-2 раза средней суммы положительных выборов. Менее широко в выборке представлены статусные категории «Изолированные» (10%) и «Отвергаемые» (8,4%). При таких социометрических статусах дети либо не получают никаких выборов со стороны сверстников, либо получают только отрицательные выборы. Последние две из названных статусных категорий по мнению множества исследователей [2; 8; 10], являются наименее благоприятными для развития личности старшего дошкольника, его эмоциональной сферы.
Далее в обозначенных группах старших дошкольников с разным статусным положением в группе сверстников нами анализировались особенности содержания страхов, изученные по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, А.И. Захарова и «Самое плохое событие в жизни» А.И. Захарова. Обобщенный анализ данных двух методик позволил выявить следующие соотношения количества актуальных (осознаваемых самим ребенком и остро переживаемых) страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом (рис. 1).
Бепеэ^ ■ 8ег1вз1
■ 8ег|ев1, «Изолированны «От вергае 7.4 мые»
«Пренебрегаем с>п«г4 ые», 5.8 е», 7. и
8ег1ез1, „ ' _ „ ' «Предпочитаем
3.9 ые», 4 .2
Рис. 1 - Среднее количество актуальных страхов у детей с разным статусным положением в
группе сверстников
По данным гистограммы (рис 1) мы можем видеть, что количество актуальных страхов у старших дошкольников тем больше, чем более низким является социометрический статус. Наблюдаемые различия в количестве страхов у детей с разным статусным положением в группе сверстников подтверждается также математически (с достоверностью 0,05 и 0,01 по ^Манна-Уитои при сравнении групп «Популярных» и «Предпочитаемых» с тремя другими группами). При этом, стоит отметить, что при сравнении групп «Популярных» и «Предпочитаемых» не обнаруживается значимых различий в показателях количества страхов, также как и при сравнении групп «Пренебрегаемых», «Изолированных» и «Отвергаемых» между собой. Так, мы можем говорить о том, что дети с «положительным» статусом в группе сверстников имеют меньшее количество актуальных страхов, в сравнении со старшими дошкольниками с «отрицательным» статусом в группе сверстников.
Далее нами анализировались содержательные категории страхов старших дошкольников с разным статусным положением в группе сверстников (табл. 2).
В целом, для большинства старших дошкольников характерны страх смерти, социально-опосредованные страхи и боязнь темноты. Данные страхи являются специфическим возрастными страхами [6].
В группе старших дошкольников с социометрическим статусом «Популярные» в числе наиболее часто встречающихся отмечаются страхи смерти (своей или близких), страх физического ущерба и социально-опосредованные страхи: эти страхи свойственны большему числу детей группы. При этом социально-опосредованные страхи сводятся в основном к боязни наказаний, осуждения со стороны взрослых и встречаются статистически достоверно реже, чем в других группах (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). Также в данной группе статистически достоверно реже, чем в других группах, встречаются страхи медицинского характера (преимущественно сводятся к боязни врачей и уколов; с достоверностью 0,05 и 0,01 по ^Манна-Уитои), страх темноты и кошмарных снов (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни), пространственные страхи (с достоверностью 0,05 и 0,01 по ^Манна-Уитои в сравнении с группами «Пренебрегаемых», «Изолированных» и «Отвергаемых»).
Таблица 2 - Частота встречаемости различных категорий страхов у старших дошкольников с разным статусным положением в группе сверстников (в %)
Содержательные категории страхов (обобщенно) «Популярные» «Предпочитаемые» «Пренебрегаемые» «Изолированные» «Отвергаемые»
Пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств) 0% 5% 22,2% 33,3% 40%
Боязнь животных 36,4% 30% 61,1% 33,3% 20%
Боязнь сказочных персонажей 18,2% 30% 44,4% 50% 0%
Медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни) 27,3% 55% 77,8% 66,7% 80%
Страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии и др.) 72,7% 70% 88,9% 100% 100%
Социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества, конфликтов, драки и др.) 54,5% 70% 94,4% 100% 100%
Страх темноты и кошмарных снов 45,5% 80% 77,8% 66,7% 100%
Страх смерти (своей или близких) 90,9% 90% 100% 100% 100%
Сходную картину содержания страхов можно видеть в группе старших дошкольников с социометрическим статусом «Предпочитаемые»: а первое место выходит страх смерти, второе место занимает боязнь темноты и кошмарных снов, третье - страхи физического ущерба и социально-опосредованные страхи. При этом медицинские страхи, страх физического ущерба, боязнь животных, сказочных персонажей, социально-опосредованные и пространственные страхи в группе встречаются реже, чем в группах «Пренебрегаемых», «Изолированных» и «Отвергаемых» (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).
В группах «Пренебрегаемых», «Изолированных» и «Отвергаемых» нами было отмечено небольшое количество различий в содержании страхов. Здесь стоит отметить, что большинство рассматриваемых категорий страхов встречаются у большинства детей каждой из групп с «отрицательным» статусным положением в группе сверстников. Различия обнаруживаются только по категориям «боязнь животных» (более всего выражена в группе «Пренебрегаемых» в сравнении со всеми другими группами с достоверностью 0,01 по U-Манна-Уитни) и «боязнь сказочных персонажей» (не встречается в качестве актуальных страхов у детей из группы «Отвергаемые»).
Таким образом, проведенное исследование показало, что существуют особенности количества и содержания страхов у старших дошкольников, имеющих разное статусное положение в группе сверстников. Дети с «положительным» статусом в группе сверстников («Популярные» и «Предпочитаемые») имеют меньшее количество актуальных страхов, в сравнении со старшими дошкольниками с «отрицательным» статусом в группе сверстников («Пренебрегаемые», «Изолированные» и «Отвергаемые»). Содержание детских страхов также различно при разном социометрическом статусе: «Популярные» и «Предпочитаемые» дети, в основном, в числе выраженных имеют специфические возрастные страхи, содержание которых обусловлено закономерностями развития личности и эмоциональной сферы старшего дошкольника, а «Пренебрегаемые», «Изолированные» и «Отвергаемые» дети демонстрируют большое количество страхов разнообразного содержания (социально-обусловленные, медицинские, боязнь животных, сказочных персонажей и др.), в числе которых нередко встречаются страхи, связанные с различными ситуациями взаимодействия со сверстниками (конфликты, драки, ссоры и т.д.).
Список литературы
1. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологодина. - М.: «Феникс», 2006. - 106 с.
2. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Электронный ресурс] / А.И. Захаров. -СПб.: Союз, 2000. - 448 с. - URL: http://www.twirpx.com/file/66124/.
3. Прихожан, А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
4. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 123 с.
5. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Романов. - М.: Плэйт, 2003. - 112 с.
6. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста / А.А. Рояк // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 4650.
7. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
8. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 8290. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1998/983/983050.htm.
9. Семиотика страха. Сборник статей. - М.: Русский институт, 2005. - 456 с.
10. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, С.А. Козлова. - М.: Академия, 2003. 169 с.
УДК 373.2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДОУ У МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧАСТО
БОЛЕЮЩИХ
Мотылева В.В., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: статья посвящена анализу результатов исследования содержательных параметров адаптации к детскому саду у часто болеющих младших дошкольников. Автором в логике сравнительного анализа рассматриваются данные наблюдения таких параметров адаптации детей как аппетит, дневной сон, особенности контактов со сверстниками и преобладающего эмоционального состояния в группах часто болеющих и здоровых детей. Делается вывод о том, что в группе часто болеющих младших дошкольников выявляется большее количество сниженных параметров адаптации, указывающих на усложненную адаптацию и дезадаптацию в детском саду, в сравнении с группой здоровых сверстников.
Ключевые слова: младший дошкольник, адаптация к детскому саду, часто болеющий ребенок, особенности адаптации к детскому саду у часто болеющих детей, адаптация к детскому саду у младших дошкольников.
CONTENT PECULIARITIES OF ADAPTATION TO THE CHILDREN'S GARDEN IN THE JUNIOR PRESCHOOLERS WHO HAVE A PSYCHOSOMATIC STATUS OF FREQUENT
PATIENTS
Motyleva V.V., 2018
Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg
Annotation: the article is devoted to the analysis of the results of the study of the content parameters of adaptation to a kindergarten for often ill younger preschoolers. The author of the logic of comparative analysis considers the observation data of such parameters of adaptation of children as appetite, daytime sleep, peculiarities of contacts with peers and the prevailing emotional state in groups of often ill and healthy children. It is concluded that in the group of often ill younger preschoolers a greater number of lowered adaptation parameters are revealed, indicating a more complicated adaptation and disadaptation in the kindergarten, in comparison with a group of healthy peers.