Научная статья на тему 'Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте'

Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ К УЧЕНИЮ / МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / GENERAL ABILITY TO LEARNING / MOTIVATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна, Солянова Екатерина Сергеевна

В статье представлены данные экспериментального изучения психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Результаты показывают обусловленность общей способности к учению мотивацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the general ability to the learning and motivation in primary school age

The article presents the data of experimental studying of psychological features of interrelation of the general ability to the learning and educational motivation in primary school age. Results show conditionality of the general ability to the learning motivation.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 3 (18). С. 66-69

УДК 37.015.3; 372.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ И МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е. С. Солянова, О. В. Булатова

На сегодняшний день проблема общей способности к учению является актуальной, так как обусловлена потребностями практики. Во-первых, интерес исследователей прикован к названной проблеме в связи с изучением готовности детей к учению в школе, во-вторых, с возможностями формирования общей способности к учению в младшем школьном возрасте как основы для субъектного вхождения в учебную деятельность.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Н. А. Менчинская,

З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Ф. Демидова, О. В. Булатова) показал, что в период начального обучения возрастные возможности младших школьников реализуются слабо, и поэтому не у всех детей происходит индивидуализация учебной деятельности и формируется важное психическое новообразование - умение учиться самостоятельно. В этой связи основной задачей школы становится формирование общей способности к учению как основы субъектной позиции в учебной деятельности [1, 2, 5].

Общая способность к учению - это индивидуально-личностное свойство, характеризующее уровень развития общих способностей, проявляющихся как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучению). Ее основу, пишет З. И. Калмыкова, составляет система (ансамбль) интеллектуальных свойств, формирующихся качеств ума, образующих структуру общих способностей как ее компонентов. Различия же обучаемости у детей выражаются в темпе приобретения знаний [3, 4].

Вместе с тем исследователи отмечают, что на процессы мышления оказывают влияние мотивационные факторы (А. Н. Леонтьев, Ф. Р. Филатов, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, и др.).

Так, В. А. Шмакова, исследуя динамику структуры способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подчеркивает, что способности к деятельности обязательно включают в себя свойства личности, так как успешность деятельности предопределяется отношением человека к ней и лишь на основе позитивного отношения к предмету деятельности происходит формирование системы способов достижения значимых для человека целей [8].

У. В. Ульенкова также полагает, что становление ребенка как субъекта учебной деятельности непременно связано с достижением такого уровня развития, который позволяет ему принимать требования педагога в процессе организации обучения как свои собственные: «В этом и состоит основной путь формирования ребенка - субъекта учебной деятельности и в то же время важнейший путь формирования способности учиться (или обучаемости)», - пишет автор [7].

В соответствии с данными положениями У. В. Ульенкова рассматривает общую способность к учению как интегративное личностное образование, структура которого содержит три компонента: интеллектуальный и два неинтеллектуальных. Интеллектуальный выражен формирующимися у ребенка качествами ума, которые представляют собой качественные особенности собственно мышления (мыслительных операций). Неинтеллектуальные компоненты: положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности и более или менее упрочившиеся, и ставшие привычными способы самоконтроля на всех этапах деятельности - от принятия задачи до завершения работы. Указанные компоненты автор считает относительно устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности, несущими в себе определенные возможности для полноценного умственного развития и являющимися предпосылками к становлению субъектной позиции в учебной деятельности [6]. Поэтому нам представляется важным изу-

чение психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте.

Мы изучили психологические особенности взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте. Для этого использовались следующие методики: 1) Диагностика обучаемости А. И. Иванова; 2) «Вербальный выбор»; 3) Диагностика мотивов

Н. Г. Лусканова.

Результаты анализа способности ребенка к овладению новыми знаниями в содружестве со взрослым показали, что большинство детей имеют средний уровень обучаемости (36,5 %), у ребенка недостаточно сформированы способности к самостоятельному выделению обобщенного принципа, то есть не вызывают трудностей простые обобщения, но они затрудняются и нуждаются в некоторой помощи со стороны взрослого к формированию сложнообобщенных категорий. У меньшего количества младших школьников выявился высокий уровень обучаемости (34,3%), для которого характерна способность к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий. В наименьшей степени проявился низкий уровень обучаемости (29,2 %), который говорит о неспособности ребенка к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий.

Таким образом, из полученных результатов, можно сделать вывод, что высокие и средние уровни обучаемости будут способствовать продуктивному усвоению первоклассниками знаний, умений, навыков и учебной деятельности, следовательно, это позволит им сформироваться как субъектам учебной деятельности, а низкий уровень обучаемости говорит о не-усвоении учебной деятельности, и не реализации возрастных возможностей ребенка.

В процессе обработки данных полученных на основе указанной методики было установлено, что у большинства младших школьников представлен учебный мотив (46,5 %) ребенок в основном положительно относится к обучению в школе, среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу знать все», в меньшей степени представлен социальный мотив (17 %), связанный с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа. В наименьшей степени мотив успеха (12,1 %) и игровой мотив (12,1 %), учебная деятельность воспринимается как игра. Мотив взрослости проявился у 7,3 % испытуемых, то есть стремление быть взрослым и самостоятельным, и внешний мотив (5 %) - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, выражены всех меньше.

Таким образом, у большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив) (53,5 %), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив) (46,5 %).

Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени. Мы проанализировали данные каждого испытуемого по шкале оценки, сообразно которой выделили 5 групп (5 уровней) в направлении от самого высокого к низкому: на 1-м (высоком) уровне присутствует достаточно устойчивая познавательная мотивация, последний (5-й) характеризуется доминированием внешней, либо устойчивой игровой мотивацией.

Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства испытуемых (41,4 %) преобладает 4-й уровень мотивации это доминирование иных мотивов учения, кроме познавательного, в числе которых могут присутствовать социальный, позиционный, мотив получения оценки; в меньшей степени у младших школьников выражен 1-й уровень - 34,1 %, для которого характерна достаточно устойчивая познавательная мотивация, выражающаяся в устойчивом троекратном выборе познавательного мотива с развернутым его обоснованием либо двукратный выбор познавательного мотива в сочетании с мотивом осознания обществен-

ной значимости учения; в наименьшей меньшей степени присутствуют 2-й (12,1 %) - относительно устойчивая познавательная мотивация, характеризующаяся двумя предпочтениями познавательного мотива в сочетании с иными факторами, обусловливающими учение; и 3-й (10 %) уровень мотивации - слабо выраженная познавательная мотивация, регистрируемая при однократно показанной устремленности на получение знаний и выбор других мотивов; у остальной части детей преобладающим является 5-й уровень мотивации (2,4 %) - доминирование внешней либо устойчивой игровой мотивации.

Сопоставление обучаемости и ведущих мотивов в младшем школьном возрасте показало, что у большинства младших школьников с высоким уровнем обучаемости выражен учебный мотив 12,1 %, в меньшей степени - мотив успеха 9,7 % и мотив взрослости 7,3 %, и в наименьшей степени - игровой мотив 2,4 % и социальный мотив 2,4 %; у детей со средним уровнем обучаемости наиболее выражен учебный мотив 19,5%, в меньшей степени - социальный мотив 9,7 %, и в наименьшей степени выражен - игровой мотив 7,3 %; для младших школьников с низким уровнем обучаемости характерен учебный мотив 14,6 %, менее выраженный - внешний мотив 4,8 % и социальный мотив 4,8 %, и в меньшей степени - выражен игровой мотив 2,4 % и мотив успеха 2,4 %.

Таким образом, у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив (31,7 %) хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив (14,6 %). По мнению исследователей это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует. Анализируя результаты, полученные по методике Н. Г. Лускановой выяснили, что у большинства младших школьников также высокий уровень мотивации (53,8 %), и у меньшего количества испытуемых - низкий уровень мотивации (19,5 %), в наименьшей степени испытуемые демонстрируют внешний уровень мотивации (14,6 %) и средний уровень мотивации (12,1 %). Данным результаты свидетельствуют, что у большинства первоклассников преобладает высокий уровень мотивации (65,9%), и в меньшей степени низкий уровень мотивации (34,1 %).

Сопоставив обучаемость и уровни мотивации в младшем школьном возрасте констатировали, что у младших школьников с высоким (22 %) и средним уровнем обучаемости (31,7 %) преобладает высокий уровень мотивации, а у детей с низким уровнем обучаемости доминирует низкий уровень мотивации (17,1 %).

Таким образом, у подавляющей части детей в период обучения реализуется возрастной потенциал развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. А он в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатова, О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР [Текст] : автореф. дис... канд. псих. наук / О. В. Булатова. - Н. Новгород, 2007. - 25 с.

2. Калмыкова, З. И. Обучаемость и принципы построения ее диагностики [Текст] / З. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащегося. - М. : Педагогика, 1975. - 208 с.

3. Калмыкова, З. И. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) [Текст] / З. И. Калмыкова ; под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. - М. : Педагогика, 1986. - 208 с.

4. Леонтьев, А. Н. Глава о способностях (рецензия на рукопись Н. С. Лейтеса) [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 7-13.

5. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская ; под ред. Е. Д. Божович // Избранные психологические труды. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 512 с.

6. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.

7. Ульенкова, У. В. Психологические особенности шестилетнего ребенка как субъекта мыслительной деятельности [Текст] / У. В. Ульенкова // Особенности формирования активности субъектов в познавательной деятельности и поведения. - Горький, 19S6. - 116 с.

S. Шмакова, В. А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном

возрасте и динамика их развития [Текст] : дис. ...канд. психол. наук / В. А. Шмакова. -Комсомольск-на-Амуре, 2001. -142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.