РАЗДЕЛ X КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376
Булатова Ольга Владимировна
Доцент кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета, [email protected], Ханты-Мансийск
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Bulatova Olga Vladimirovna
Associate professor of the chair of pedagogic and psychology of Ugra state university, 0_bidatova@ugrasu. ru, Khanty-Mansiysk
PARTICULAR FEATURES OF COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER PUPILS WITH MENTAL RETARDATION
В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования (Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко, И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, и др.) полноценного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, если создаются адекватные условия обучения и развития, и наиболее полно учитывают имеющиеся у них отклонения и особенности развития [3; 6; 8; 10].
В исследованиях дефектологов констатируется пониженная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах воспроизведения, запоминания, мышления (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина, У. В. Ульенкова, Л. В. Кузнецова). Авторы считают, что у детей с ЗПР страдает общая способность к учению, и как правило, сопровождается сниженной познавательной активностью. Поэтому при оказании психолого-педагогической помощи младшему школьнику с ЗПР в школе большое значение приобретает формирование у него активного познавательного отношения к окружающей действительности, т. е. познавательного интереса [3; 5; 9].
Понимание познавательного интереса и активности как существенных личностных характеристик учащегося нашли свое отражение в большом количестве исследований, посвященных изучению учебной мотивации, познавательной активности, личного активного отношения к новому при нормальном и задержанном развитии (Е. Б. Аксенова, Л. Н. Белопольская, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко, А. О. Дробинская, Э. А. Баранова и др.). Они
отмечают, что формирование познавательного интереса у ребенка в обучении может способствовать становлению «субъекта обучения», активно усваивающего знания, умения, навыки и развивающегося в процессе овладения ими [1; 4; 7; 10].
Отдельные авторы (У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер,
Н. А. Цыпина, О. В. Булатова) подчеркивает важность развития познавательных интересов в коррекционной работе с детьми с задержанным развитием. По их мнению, это будет способствовать осознанию ценности деятельности для личности, мотивационной нацеленности на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на ее процесс и результат [2; 8; 9].
Мы изучили индивидуально-типические особенности познавательного интереса в структуре общей способности к учению у младших школьников. Экспериментальной работой было охвачено 74 младших школьника с ЗПР и 44 ученика с НУР. При организации исследования были использованы три методики: 1) «Вербальный выбор» (Э. А. Баранова, 2006); 2) «Выбери задачу» (Э. А. Баранова, 2006); 3) «Соедини значки и найди предмет» (Э. А. Баранова, 2006).
В нашем исследовании мы придерживаемся следующего определения понятия «познавательный интерес», предложенного Э. А. Барановой [1, с. 106], - интерес в структуре общей способности к учению как интегративное (эмоционально-интеллектуально-деятельностное) психическое образование, выражающее субъектное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности.
Обозначенные структурные компоненты познавательного интереса одновременно характеризуют сферу субъективной активности личности в процессе познания и приобретения новых знаний. Они взаимосвязаны и являют собой в совокупности сложное интегративное психическое образование. В развитом виде это образование представляет собой сложное интегративное свойство личности, характеризующееся активной познавательной направленностью, спроецированной на ту или иную сферу бытия и выступающее в единстве эмоционально-интеллектуально-регулятивных процессов.
В зависимости от степени выраженности показателей были выделены пять уровней сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению. Первый уровень- субъектно-поисковый- характеризуется оптимальным образом реализованным возрастным потенциалом развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению. На втором уровне (продуктивно-поисковом) отмечается неустойчивость и эпизодичность проявления познавательного интереса. Он поддерживается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка проявляется меньшая активность по сравнению с 1-м уровнем. Третий уровень (инактивный, репродуктивный интерес) характеризуется отсутствием творческих проявлений, поисковая деятельность практически целиком направляется и кор-
ректируется соответствующими воздействиями взрослого. На четвертом уровне («зачаточном, элементарном») активность ребенка, характеризуются заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, но при этом весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе. Фактическое отсутствие познавательного интереса характеризует пятый уровень. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
1) Анкета «Вербальный выбор» позволила выявить степень выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности как мотива. Ребенок ставился в ситуацию выбора мотивов ведущей и неведущей деятельности, а также иных мотивов. Проанализировав сделанные нашими испытуемыми выборы в отношении позиционированных мотивов, пришли к выводу, что игровой мотив (предпочтение общения со сверстниками в целях игры) у младших школьников с ЗПР занимает ведущее место (39,2%). Примерно треть (33,7%) выборов говорит о важности мотива получения оценки, свидетельствующего о стремлении младших школьников с ЗПР получить одобрение со стороны учителя, родителей, получить хорошую отметку за свои успехи. Этот факт говорит о том, что у них преобладают узколичностные (игровой и мотив получения оценки) мотивы, не связанные с учебной деятельностью, что характерно для детей дошкольного возраста. В то же время аргументация предпочтения, связанного с игровой мотивацией, была у некоторых детей весьма своеобразной: дети маскировали истинные мотивы выбора, не подчеркивая привлекательность игры для себя, говоря, например, следующее: «Мне нравится общаться с друзьями», «это хороший друг».
Позиционный мотив - возможность занять новую социальную позицию, занимает третье место (12,2%). Не является привлекательным для детей процессуальный мотив (приобретение новых знаний) - 5,4%, и такой же процент (5,4%) детей указывает на то, что учение в школе обусловлено требованием родителей (внешний мотив). И мизерный процент детей с ЗПР социальный (4,1%), который отражает осознание общественной необходимости учения.
В то время как у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста позиционный мотив занимает первое место (27,3%), он связан с желанием занять новую социальную позицию; почти 22,7% выборов говорят о важности игрового мотива, свидетельствующего о предпочтении общения со сверстниками в целях игры. Этот факт говорит о том, что игровые мотивы на начальном этапе обучения тоже не утратили своей притягательной силы. Мотив познания также занимает третье место (18,2%), но выражен ярче, чем у младших школьников с ЗПР. Не является привлекательным для детей мотив получения оценки, который выражается в стремлении
получить одобрение со стороны учителя и родителей, получить хорошую оценку (13,6%). Также 13,6% детей указывают на то, что учение в школе обусловлено требованиями родителей (внешний мотив). Менее всего дети выбирали и социальный мотив (4,5%).
Сравнение полученных данных показало, что младшие школьники с ЗПР (39,2%>) достоверно предпочитают игровую деятельность, дети с НУР (27,3%) не обнаруживают доминирующей тенденции к игре у них, вскрывается нацеленность на познавательную деятельность.
Таким образом, у младших школьников с ЗПР по мере взросления не происходит становления заинтересованности в познавательной деятельности, они более ориентированы на игру, то есть не происходит смены тенденций в мотивационных предпочтениях и дети «застревают» в дошкольном возрасте.
2) Методика «Выбери задачу» была нацелена на изучение особенностей познавательного интереса в рамках актуализированных интеллектуальных процессов.
Анализ детских предпочтений разного типа задач (репродуктивного и продуктивного типа) показал, что большее число младших школьников с ЗПР, чем с НУР, отдает предпочтение продуктивному типу задач (19% против 18,2%). В то же время среди групп испытуемых к выбору такого рода задач более склонны испытуемые, имеющие значительно более низкие показатели сформированности данной сферы. На наш взгляд, этот факт можно соотнести с менее развитой у этих детей способностью к осознанию и адекватному оцениванию своих реальных возможностей, в силу чего они не могут объективно определить для себя степень сложности стоящей перед ними задачи и предвосхитить вероятность достижения объективного результата.
Необходимо отметить, что младшие школьники с ЗПР демонстрировали более низкие уровни сформированности познавательного интереса - 3-й (54,1%>) и 4-й (36,4%), где познавательный интерес характеризуется нейтральным эмоциональным отношением к принятию задачи, наличием отвлечений, инертностью, индеферентностью к результату и поисковая деятельность корректировалась воздействиями взрослого. Иная ситуация у младших школьников с НУР: здесь предпочтение задачам, требующим самостоятельного осмысления пути решения хотя и оказывается на велико, все же уровни сформированности познавательного интереса выше - 1-й (27,2%) и 2-й (59,1%), следовательно, лишь на этих уровнях познавательный интерес сопряжен с подлинной устремленностью на умственную деятельность.
3) Задание «Соедини значки и найди предмет» предполагало изучение особенностей проявления познавательного интереса в аспекте актуализации регуляционных процессов, т. е. выдвижения на передний план процессов саморегуляции.
У младших школьников с ЗПР сфера саморегуляции характеризуется довольно низким уровнем: в начальной фазе дети допускали большее число
ошибок, постижение принципов деятельности происходило дольше, в процессе ее дети упускали из виду ключевую цель задания - найти «затерявшийся» предмет. Также у некоторых младших школьников с ЗПР наблюдалось соединение значков отдельными отрезками. В отличие от нормально развивающихся младших школьников, дети с ЗПР не удерживали в памяти итоговый результат, к которому следовало стремиться, утрачивали не только существенные детали работы, но и саму цель обнаружения среди значков неизвестного объекта и целиком концентрировались только на процессе соединения, т. е. на внешней стороне деятельности.
Вследствие неспособности должным образом организовать свою поисковую деятельность, эти дети в условиях актуализации регуляционного компонента способности к учению демонстрируют преимущественно третий уровень (60,8%) познавательного интереса. Данные факты однозначно говорят о несформированности субъектной позиции в интеллектуальной деятельности.
В целом на более высоком уровне демонстрируют возможности самоорганизации работы и самоотчета о проделанном младшие школьники с НУР (первый уровень - 59,1%): большинство из них способно к полноценному восприятию и осознанию основных принципов работы, их постижение происходит быстрее; реализация в деятельности предъявленного содержания задачи сопровождается меньшим числом ошибок; из виду не упускается ключевая цель деятельности; формулирование словесного отчета о ней вызывает существенно меньшие затруднения.
По завершении констатирующего среза был подведен итоговый уровень развития познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников с ЗПР, в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Для большинства младших школьников с ЗПР характерен третий уровень - 72,9%, меньшее количество испытуемых демонстрируют четвертый уровень (16,2%>) отличающийся слабой выраженностью изучаемой стороны психики, и наименьшее число детей показало высокий уровень познавательного интереса в условиях актуализации всех компонентов структуры общей способности учиться - 1-й (1,4%) и 2-й (9,5%).
Для детей младшего школьного возраста характерен второй уровень развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению. К нему было отнесено 63,6%) школьников. Только для 27,3% детей характерен первый уровень. Слабая выраженность развития познавательного интереса наблюдается у 9,1% младших школьников. Это третий уровень развития познавательного интереса. Четвертый и пятый уровни не выявлены.
Таким образом, типичными для младших школьников с ЗПР при выдвижении на первый план всех компонентов общей способности к учению являются характеристики инактивного интереса (3-й уровень), которому присущи выраженные недостатки в формировании мотивации на познавательную деятельность, а также ограниченные операционно-техничес-
кие и регуляционные возможности: фрагментарность проявления интереса в зависимости от формы предъявляемого задания, от конкретной ситуации эксперимента, отсутствие инициативности и неспособность к самостоятельному поиску решения познавательной задачи, ориентация на помощь извне, приверженность «практическому» способу осуществляемых действий, направленность на формальное достижение результата, недостаточная сформированность способности к регуляции процесса деятельности и неадекватность самооценки в ней.
Для нормально развивающихся детей показатели познавательного интереса в составе общей способности к учению заметно лучше - примерно равнозначное позитивное продвижение отмечается при актуализации всех составляющих этой способности. Однако изучение познавательного интереса в составе мотивационного компонента общей способности к учению показывает, что ему по-прежнему остаются свойственны нестабильность, эпизодичность и подвижность проявления.
Таким образом, полученные данные позволяют констатировать, что у подавляющей части детей с ЗПР в период обучения потенциал развития познавательного интереса остается нереализованным, соответственно, не происходит полноценного формирования младших школьников с ЗПР как субъектов познавательной деятельности, что, безусловно, не обеспечивает внутренних условий для их субъектного вхождения в учебную деятельность.
Библиографический список
1. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст]: дис. д-ра психол. наук / Э. А. Баранова. -Н. Новгород, 2006.
2. Булатова, О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у м младших школьников с ЗПР[Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук/ О. В. Булатова. - Н. Новгород, 2007. - 25 с.
3. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой,
В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акадок. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
4. Дробииская, А. О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией [Текст] / А. О. Дробинская // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб. пособие для студ. фак. психологии. - СПб: Речь, 2003. - С. 370-381.
5. Кузнецова, Л. В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук / JI. В. Кузнецова. - М., 1986. - 16 с.
6. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
7. Слепович, Е. С. Детская психология [Текст] / Е. С. Слепович. - М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 368 с.
8. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 230 с.
9. Ульенкова, У. В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников [Текст] / У. В. Ульенкова // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб. пособие для студ. фак. психологии. - СПб: Речь, 2003. -
С. 344-357.
10. Шевченко, С. Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР [Текст]: авто-реф. дис. канд. док. пед. наук / С. Г. Шевченко. - М., 1982. - 16 с.