ВДЭМ Ооыгпа! о! РвуоИо^ду and Рес^адодюв
2017 Уо!. 14 N0 1 52-63
http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics
Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика
DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-1-52-63 УДК 316.6 :159.9.072.432
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, Саратов, Россия, 410012
В статье представлены данные эмпирического исследования нравственного самоопределения, выполненного на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратове (п = 142) Показано, что старшеклассникам не безразлична нравственная оценка их поступков окружающими. Представления о значимости морали и нравственности у старшеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению «свои» — «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентрической направленности. Установлено, что в этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности. Выявлена низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов, которая объясняется слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке тренинговых программ развития нравственной сферы личности, а также превентивных программ снижения риска деструктивного поведения юношества.
Ключевые слова: нравственность, нравственные ориентации, нравственное самоопределение, доминирующая направленность, структурно-содержательные характеристики
Актуализация исследовательского интереса к проблеме нравственного самоопределения личности обусловлена прежде всего переустройством российского общества, связанным с глобальными изменениями в экономической и политической сферах. Эти изменения отражаются в целом и в сфере социальных отношений, а именно в переходе от проявления традиционного коллективизма к проявлению индивидуализма: отношения кооперации и сотрудничества все чаще замещаются отношениями прагматичного обмена. Данные обстоятельства не могут не влиять в дальнейшем на построение и становление нравственного самоопределения личности, в особенности представителей юношеского возраста, характеризующегося высокой сензитивностью к социальным воздействиям.
Многими исследователями (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004; Журавлев, Ку-прейченко, 2003; Кудинов, Белоусова, 2016, Купрейченко, Воробьева, 2013; Николаев, 2016 и др.) особо подчеркивается и тот факт, что нравственные ориента-
Е.Е. Бочарова
Введение
ции, определяя ядро личности, задают направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и себе в нем, раскрывая смысловую наполненность развития и становления гражданской позиции личности в современных условиях общества.
В целом, можно полагать, что нравственнее самоопределение выступает в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека, с одной стороны, а с другой — между его сознанием, деятельностью и поведением. И в этом случае нравственное самоопределение юношества позволяет определить степень его вовлеченности в общество, т.е. признание и воспроизведение общественно значимых нравственных ценностей.
В работах А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко (Журавлев, Купрейченко, 2003) предлагается понимание нравственного самоопределения как осознанного процесса поиска личностью нравственных принципов и ценностей, норм и правил, эталонов и идеалов, результатом которого является нравственная позиция, проявляющаяся не только в декларируемых этических принципах, нормах и убеждениях, но в системе отношений личности. Таким образом, на основе базовых нравственных эталонов и идеалов формируются нравственные оценки отдельных сфер жизнедеятельности, а также отношения нравственности (оценки, эмоции и готовность к нравственному поведению), связанные с отдельными объектами и явлениями этих сфер. Ключевой категорией нравственного самоопределения, как показано в ряде исследований, является «добро» (Журавлев, Купрейченко, 2003; Воробьева, 2014, 2016).
Обращаясь к изучению проблемы нравственного самоопределения, А.Б. Ку-прейченко характеризует нравственность как целостную систему воззрений на должную социальную жизнь, которая выражает понимание сущности человека и его бытия; определяет ценностный базис общества и имеет всеобщее значение, регулируя жизнедеятельность человека во всех сферах его социальных практик в целях достижения согласованности общественных, групповых и личных интересов (Купрейченко, 2003, 2013). Данное обстоятельство позволяет заключить, что нравственное самоопределение выступает основанием для выстраивания более частных видов самоопределения в различных сферах жизнедеятельности личности и общества: социальное, политическое, профессиональное, экономическое, этнонациональное, конфессиональное и т.д.
Существенный пласт теоретико-эмпирических исследований, связанных с разработкой проблемы нравственности, выполнен в аспекте нравственности профессионала и связан с выявлением механизмов, факторов и т.п. нравственного развития представителя конкретной выбранной исследователем профессии. В этом отношении особый интерес представляют работы А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко (2003), С.И. Кудинова и С.С. Белоусовой (2016), А.Е. Воробьевой (2014, 2016), В.Н. Грузкова и И.В. Грузкова (2012), А.В. Юревич (2012) и др.
Кроме того, научные изыскания исследователей в области нравственного самоопределения связаны и с выявлением социально-возрастных, учебно-профессиональных (Арендачук, 2016) и этносоциокультурных механизмов (Бочарова, 2016; Воловикова, 2004), задействованных в процессе становления нравственного самоопределения личности и ее групп.
Нельзя отставить без внимания и тот факт, что обращение к изучению проблемы нравственного самоопределения старшеклассников продиктовано современной модернизацией российского образования, основанием которой, согласно А.Г. Асмолову (2016), является прежде всего личностное развитие учащегося, его духовное становление в условиях образовательного процесса.
Резюмируя изложенное, отметим, что изучение проблемы становления духовно-нравственной сферы личности оказалась чрезвычайно востребованным в последнее время и с точки зрения теории, и с точки зрения психологической практики. Весьма существенным является выявление содержательного наполнения процессуальных и результативных характеристик нравственного самоопределения личности в условиях динамично изменяющегося общества.
В этой связи вполне обосновано наше обращение к изучению структурно-содержательных характеристик нравственного самоопределения личности старшеклассника общеобразовательных школ.
Программа исследования
Цель исследования заключается в изучении структурно-содержательных характеристик нравственного самоопределения личности старшеклассника общеобразовательных школ.
Нами выдвинуто предположение, что в структурно-содержательных характеристиках нравственного самоопределения старшеклассников отражается устойчивая ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к другим.
Исследование выполнено на выборке старшеклассников общеобразовательных школ г. Саратова, n = 142, средний возраст которых 16,6; SD = 0,87; женского (53%) и мужского (47%) пола.
В качестве психодиагностического инструментария применены следующие методики:
— методика диагностики нравственных ориентаций (Славинская, Наследов, Дворецкая, 2015). В соответствии с содержанием входящих в шкалы пунктов им были присвоены следующие названия: F4: «нравственная ориентация»; F1: «сострадание»; F2: «заботливость»; F3: «помощь»;
— методика «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой и А.Б. Купрейченко (2013).
Для обработки данных использовались методы описательной статистики, достоверность различий определялась с помощью критерия Стьюдента, выполнен корреляционный анализ по К. Пирсону с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.
Результаты и их обсуждение
Обратимся к изложению результатов исследования структурно-содержательных характеристик нравственных ориентаций старшеклассников. Основанием дифференциации нравственных ориентаций авторы методики (Славинская, На-
следов, Дворецкая, 2015) предлагают выделять соотношение таких нравственных ценностей, как «сострадание», «заботливость» и «помощь», каждая из которых отличается содержательной наполненностью. Соотношение их выраженности определяет доминирующую нравственную направленность личности.
К содержательным характеристикам ценности «сострадание» ^1) отнесены: сострадание, сопереживание, доброжелательность, благородство, милосердие. У старшеклассников в большей степени выраженность сострадания можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (М= 18), знакомым (М= 14,5) и к представителям своей национальности (М = 10,8). В меньшей степени сострадание проявляется к одногорожанам (М = 6,9), согражданам (М = 6,8), незнакомым (М = 6,6) и недругам (М = 3,8). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по ¿-критерию Стьюдента), свидетельствующие о достоверности различий в пользу выраженности проявления сострадания к родным, близким, друзьям, знакомым и представителям своей национальности ¿среднее = 1,98, прир < 0,05, чем проявления сострадание к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. Данный факт позволяет говорить о готовности старшеклассников проявить милосердие и благородство в поведении, вызванное и сопровождающееся доброжелательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близкому им кругу людей.
Отмечается существенная выраженность доброжелательности и сострадания, что подтверждается данными сопоставительного анализа. Установлена достоверность различий в пользу выраженности показателей «доброжелательность» и «сострадание» ¿среднее = 2,62, прир < 0,01 по сравнению с выраженностью сопереживания, благородства и милосердия. Это означает, что у старшеклассников содержание «сострадание» раскрывается через характеристики доброжелательности и сострадания.
Содержательные характеристики нравственной ценности «заботливость» ^2) представлены параметрами «внимательность», «заботливость», «любовь», «жертвенность». В большей степени выраженность заботливости можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (М = 15,3), знакомым (М = 11,3). В меньшей степени проявление заботы наблюдается по отношению к представителям своей национальности (М = 6,9), к одногорожанам (М = 2,4), согражданам (М=4,7), незнакомым (М = 1,6) и недругам (М = 0,4). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа, свидетельствующие о достоверности различий в пользу выраженности проявления заботливости к родным, близким, друзьям, знакомым ¿среднее = 2,62, прир < 0,01 по сравнению с представителями своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают заботиться преимущественно о родных и близких и, возможно, проявлять равнодушие к людям далеким от их ближайшего окружения. Необходимо отметить, что к родным, близким и друзьям старшеклассники готовы проявить внимательность, заботу и любовь, жертвуя, возможно, своими интересами.
Отметим паритетность выраженности параметров содержательных характеристик «заботливости» ^2): внимательность, заботливость, любовь и жертвен-
ность, поскольку достоверно значимых различий не обнаружено. В целом, можно сформулировать вывод об их равнозначимости для старшеклассников.
Содержательные характеристики ценности «помощь» (F3) представлены параметрами «сочувствие», «благотворительность», «помощь», «прощение» в нравственных ориентациях старшеклассников в целом. Наибольшие значения выраженности ценности «помощь» можно наблюдать по отношению к родным, близким, друзьям (M = 14,0), знакомым (M = 10,8) и к представителям своей национальности (M = 10,82). В меньшей степени проявление помощи наблюдается по отношению к одногорожанам (M = 6,21), согражданам (M = 7,3), незнакомым (M = 7,84) и недругам (M = 0,96). Подтверждением тому являются данные сравнительного анализа (по ¿-критерию Стьюдента), свидетельствующие о наличии значимых различий в пользу выраженности проявления помощи к родным, близким, друзьям ¿среднее = 1,77, приp < 0,5 по сравнению с проявлением помощи к знакомым, представителям своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно говорить, что старшеклассники предпочитают проявлять помощь преимущественно в отношении родных и близких. Важно подчеркнуть наличие проявление слабой тенденции проявления помощи недругам.
Стоит отметить наибольшую выраженность параметра «сочувствие», показатели которого отличаются на достоверно значимом уровне от благотворительности, помощи, прощения. Сравнительный анализ по ¿-критерию Стьюдента показал достоверность различий в пользу выраженности показателя «сочувствие» к родным, близким, друзьям: ¿среднее = 2,63, при p < 0,01, причем сочувствие старшеклассники готовы проявить независимо от степени близости социального окружения: к родным, близким, друзьям, представителям своей национальности, к одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. В целом, можно заключить, что у старшеклассников приоритетными содержательными характеристиками нравственной ценности «помощь» являются сочувствие и помощь.
Представленные в табл. 1 данные позволяют констатировать, что в ценностных ориентациях старшеклассников сострадание имеет преимущественную выраженность, далее предпочтение отдается помощи и проявлению заботы. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненного по ¿-критерию Стьюдента.
Таблица 1
Выраженность параметров в структуре нравственных ориентаций старшеклассников (Intensity parameters in the structure of moral orientations of high school students)
Параметры M о Параметры f-критерий Стьюдента
Сострадание 67,4 3,19 Сострадание — Заботливость 3,49***
Заботливость 42,6 1,87 Заботливость — Помощь 2,68**
Помощь 57,93 2,19 Сострадание — Помощь 2,47*
Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.
Резюмируя сказанное, отметим, что предпочитаемым в системе нравственных ориентаций личности старшеклассника общеобразовательных школ является прежде всего параметр сострадание, выраженность которого отличает явное пре-
имущество в отличие от заботливости и помощи, что подтверждается на достоверно значимом уровне. В целом, можно говорить, что старшеклассники готовы проявить милосердие и благородство в поведении, сопровождающееся доброжелательностью, состраданием и сопереживанием, в большинстве случаев к близкому им кругу людей, а именно к родным, близким, друзьям, знакомым. Отмечается проявление сострадания и к представителям своей национальности. Это позволяет полагать, что для старшеклассников является существенным некая сплоченность с представителями своей национальности, страны, связанная со стремлением проявлять по отношению к ним сопереживание и милосердие.
Проявление заботы старшеклассников адресовано преимущественно родным и близким, при этом не исключено, что они готовы жертвовать своими интересами, временем в пользу близкого социального окружения и, напротив, возможно проявление равнодушия к людям далеким от их ближайшего окружения.
Между тем не исключено проявление сочувствия и помощи независимо от степени близости социального окружения — к родным, близким, друзьям, представителям своей национальности, одногорожанам, согражданам, незнакомым и недругам. Наблюдается выражение сочувствия даже к недругам и готовности прийти на помощь к незнакомым.
Обращаясь к изложению результатов исследования нравственного самоопределения старшеклассников, уточним, что в его структурной организации авторы методики выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и конатив-ный (Воробьева, Купрейченко, 2013).
Данные, представленные в табл. 2, показывают, что у старшеклассников на когнитивном уровне отмечается признание в представлениях о нравственности и морали критериев воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравственности как силы личности. Все параметры представлены практически равнозначно, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.
Среди нравственных стратегий, связанных с обязательностью соблюдения нравственных норм, преимущественную выраженность получает ее эмоциональный компонент в отличие от когнитивного компонента и конативного. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненного ¿-критерию Стьюдента: ¿ср. = 2,17, при p < 0,05.
Таблица 2
Выраженность параметров нравственного самоопределения старшеклассников (Intensity parameters of moral self-identification of high school students)
Шкала Среднее значение G
Представления о нравственности, морали
Происхождение нравственности 17,68 3,44
Значимость морали, нравственности для общества 21,12 4,03
Абсолютность/относительность нравственности 21,22 3,68
Воздаяние за добро и зло 21,84 3,63
Представление о нравственности как о силе или слабости личности 21,28 3,28
Природа нравственности личности 20,3 4,66
Окончание табл. 2
Шкала Среднее значение G
Нравственные стратегии
Обязательность соблюдения нравственных норм
Когнитивный компонент 9,55 2,62
Эмоциональный компонент 20,02 2,99
Конативный компонент 8,16 2,85
Активность/пассивность
Когнитивный компонент 7,94 1,75
Эмоциональный компонент 12,48 2,85
Конативный компонент 8,72 2,87
Взаимность/невзаимность нравственного поведения
Когнитивный компонент 7,01 1,92
Эмоциональный компонент 12,36 2,61
Конативный компонент 7,45 0,93
Нравственные ориентации личности
Эгоцентрическая ориентация 12, 38 3,34
Группоцентрическая ориентация 22,41 3,79
Гуманистическая ориентация 19,98 2,28
Миросозидательная ориентация 8,08 1,88
Наибольшую выраженность по критерию активности/пассивности нравственных стратегий отличается ее эмоциональный компонент в отличие от когнитивного компонента и конативного. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа, выполненного по ¿-критерию Стьюдента: ¿среднее = 2,12, при p < 0,05.
Наибольшую выраженность по критерию «взаимность/невзаимность нравственного поведения» получает ее эмоциональный компонент в отличие от когнитивного компонента и конативного. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сопоставительного анализа, выполненного по ¿-критерию Стьюдента: ¿среднее = 2,11, при p < 0,05.
Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Достоверные различия в средних значениях не обнаружены. Эгоцентрическая ориентация и миросозидательная ориентация у старшеклассников не входят в число предпочитаемых. Достоверность различий степени выраженности этих параметров подтверждена данными сравнительного анализа: ¿среднее = 2,10, при p < 0,05.
В целом, можно заключить, что в выборке старшеклассников наблюдается признание нравственности и морали в соответствии с критериями воздаяния за добро и зло, значимости морали и нравственности как силы личности. Все параметры представлены практически равнозначно, и достоверно значимых различий в них не обнаружено.
В таких характеристиках нравственных стратегий, как обязательность соблюдения нравственных норм, активность и взаимность нравственного поведения
наибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием чего является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем. Часто у старшеклассников установки на обязательность соблюдения нравственности в любых ситуациях, на активное противодействие нарушению нравственных норм как по отношению к себе, так и к другим людям недостаточно дифференцированы, неустойчивы и ситуативны. Очевидно, это затрудняет их реализацию в стратегиях нравственного поведения. В этическом поведении, реализуя нравственные нормы в поведении, испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности, но не уверены в необходимости проявления активности в этическом поведении и обязательности взаимного соблюдения нравственных норм.
Доминирующей нравственной ориентацией в исследуемой выборке является группоцентрическая ориентация в сочетании с гуманистической ориентацией. Очевидно, что для старшеклассников существенным является ориентация на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых группами (референтными), членом которых они являются: своим надо помогать, необходимо защищать интересы друзей. В целом, можно полагать, что содержательная характеристика направленности нравственных ориентаций старшеклассников существенно ограничена выбором сфер ее реализации: семья, друзья, близкие, референтные группы.
В то же время следует обратить внимание на тенденцию сочетания группоцен-трической ориентация с гуманистической ориентацией. Данный факт является признанием старшеклассниками значимости морали для общества как основы социального сосуществования и сотрудничества.
Корреляционный анализ, выполненный по К. Пирсону между параметрами нравственных ориентаций и нравственным самоопределением личности старшеклассника, позволил выявить множество корреляционных взаимосвязей, среди которых нами особое внимание уделено описанию высокозначимых взаимосвязей (г > 0,28 прир < 0,001), составляющих ядро нравственного самоопределения старшеклассников.
Прежде всего необходимо констатировать наличие высокозначимых взаимосвязей между параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «значимость морали, нравственности для общества» (г = 0,28), «природа нравственности личности» (г = 0,28), эмоционального компонента стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (г = 0,28), «эгоцентрическая ориентация» (г = —0,27), «группоцентрическая ориентация» (г = 0,28), «гуманистическая ориентация» (г = 0, 28). Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что истоки представлений о значимости морали и нравственности связаны с проявлением сострадания к родным, близким, друзьям, которое связано с эмоциональным принятием обязательности соблюдения нравственных норм. Это, в свою очередь, способствует снижению эгоцентрической направленности и, напротив, поддержанию группоцентрической направленности и формированию гуманистической направленности. Другими словами, старшеклассникам не безразлична нравственная оценка окружающих людей их собственных поступков.
Обнаружены высокозначимые связи между «заботливость» и «воздаяние за добро и зло» (г = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (г = 0,28); и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (г = 0,29); и эмоциональным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (г = 0,33); и «гуманистическая ориентация» (г = 0,28). Полагаем, из этого следует, что проявление заботы, по мнению старшеклассников, должно быть взаимным. Возможно, эта установка является одним из оснований гуманистической направленности нравственных ориентаций старшеклассников.
Высокозначимые связи установлены между параметрами «сочувствие — родные, близкие, друзья» и эмоциональным компонентом стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм» (г = 0,36); и «группоцентрическая ориентация» (г = 0,38). Из этого следует, на наш взгляд, что соблюдение нравственных норм связано с проявлением сочувствия в сфере своего ближайшего окружения, что способствует развитию группоцентрической направленности нравственных ориентаций школьников.
Выявлены высокозначимые связи и между параметрами «помощь» и «природа нравственности личности» (г = 0,28); и эмоциональным компонентом (г = 0,35) и конативным компонентом (г = 0,28) стратегии «обязательность соблюдения нравственных норм»; и когнитивным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (г = 0,28); и эмоциональным компонентом стратегии «взаимность нравственного поведения» (г = 0,31). Из этого следует, что проявление взаимопомощи и взаимоподдержки является одним из критериев нравственности личности и является обязательным проявлением нравственных стратегий поведения.
Параметр стратегии нравственного поведения «обязательность соблюдения нравственных норм» на эмоциональном уровне имеет четыре высокозначимые взаимосвязи с параметрами «сострадание к родным, близким, друзьям», «заботливость», «сочувствие родным, близким, друзьям», «помощь». Данный факт еще раз подтверждает рельефность дифференциации проявления нравственных чувств по отношению «свои» — «другие».
Установлены высокозначимые связи между параметрами «доброжелательность» и «значимость морали, нравственности для общества» (г = 0,35); и «группоцентрическая ориентация» (г = 0,41). Высокозначимые взаимосвязи также обнаружены между параметрами «доброжелательность — родные, близкие, друзья» и «природа нравственности личности» (г = 0,36); и «группоцентрическая ориентация» (г = 0,35); и «гуманистическая ориентация» (г = 0,28). Из этого следует, что проявление доброжелательности в представлении старшеклассников, является критерием нравственности в обществе и выступает в качестве основы сосуществования и сотрудничества людей.
Выводы
Таким образом, исходя из анализа полученных эмпирических данных исследования нравственного самоопределения старшеклассника, можно сделать следующие выводы:
— зафиксирована устойчивость в ориентации на предпочтения нравственных ценностей, идеалов, стратегий поведения, разделяемых «своим» окружением и ситуативность в их проявлении к «другим»;
— установлено явное преимущество нравственной ценности «сострадание» в структурной организации нравственных ориентаций старшеклассников;
— показано, что представления о значимости морали и нравственности у старшеклассников связаны с обязательным и взаимным соблюдением нравственных норм на фоне выраженности их рельефной дифференциации по отношению «свои» — «другие», что в целом свидетельствует о доминировании группоцентри-ческой направленности;
— отмечено, что в таких характеристиках нравственных стратегий, как обязательность соблюдения нравственных норм, активность и взаимность нравственного поведения наибольшую выраженность имеет эмоциональный компонент. Возможно, низкая выраженность когнитивного и конативного компонентов объясняется еще слабой дифференциацией нравственных норм, следствием которой является затруднение в разрешении морально-нравственных проблем;
— выявлено, что в этическом поведении реализуя, нравственные нормы в поведении, старшеклассники испытывают чувство эмоционального удовлетворения, придерживаются стратегии взаимности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арендачук И.В. Взаимосвязь нравственного самоопределения и ценностных ориентаций личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 49—52. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества // Образовательная политика. 2016. № 2 (72). С. 3—18. Бочарова Е.Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи разных эт-ногрупп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 143—151. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004. 312 с.
Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение психологов, экономистов и рекламистов на ранних стадиях профессионализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 346—348. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 136—143.
ГрузковВ.Н., ГрузковИ.В. Духовно-нравственные основания профессиональной деятельности
педагога в системе образования // Образование и культура, 2012. № 3 (6). С. 121—125. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической
активности. М.: Институт психологии РАН, 2003. 360 с. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. 413 с. С. 5—21. Кудинов С.И., Белоусова С.С. Исследование духовно-нравственного сознания личности педагогов // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1 (24). С. 81—86. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 480 с.
Николаев А.Н. Особенности патриотизма студентов-выпускников вузов физической культуры // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2016. № 3. С. 168—174.
Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем, 2015. № 1. URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-1-37 (дата обращения: 12.12.2016).
© Е.Е. Бочарова, 2017
История статьи:
Поступила в редакцию: 25 декабря 2016 Принята к печати: 17 января 2017
Для цитирования:
Бочарова Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 52—63.
Сведения об авторе:
Бочарова Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Контактная информация: e-mail: BocharovaEE@sgu.ru
MORAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN A CHANGING SOCIETY
E.E. Bocharova
Saratov State University Astrakhanskay str., 83, Saratov, Russia, 410012
Abstract. The paper presents the findings of an empirical study of moral self-identification conducted on a sample of senior high school students from Saratov (N = 142). The study demonstrates that high school students are not indifferent to other people's moral evaluation of their actions. High school students' perceptions of the importance of morality and ethics are associated with compulsory and mutual observance of moral standards and with their /manifested differentiation in the relation to «In-group» — "Others", which confirms the dominance of their group-centric orientation. It was found that ethical behavior by implementing ethical standards in behavior, high school students have a sense of emotional satisfaction, adhering to the strategy of reciprocity. The study revealed a low severity of cognitive and conative components, which explains the weak differentiation of moral norms, the consequence of which is the difficulty in resolving moral problems. These findings can be applied in the development of the training programs aimed at developing an individual's moral sphere, as well as preventive programs aimed at reducing the risk of destructive behavior in young people.
Key words: morality, moral orientation, moral self-identification, predominant orientation, structurally-substantial characteristics
REFERENCES
Arendachuk, I.V. (2016) The Relationship of Moral Self-Determination and Values of the Person. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (3), 49—52. (In Russ.).
Asmolov, A.G. & Gusel'tseva, M.S. (2016) Education as a Potential Resource ofSociety Modernization. Educational Policy, 2 (72), 3—18. (In Russ.).
Bocharova, E.E. (2016) Moral Orientation and Subjective Well-Being of Young People from Different Ethnic Groups. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5 (2), 143—151. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-322-329 (In Russ.).
Gruzkov, V.N. & Gruzkov, I.V. (2012) The spiritual and moral bases of professional work of the teacher in the education system. Education and Culture, 3 (6), 121—125. (In Russ.).
Kudinov, S.I. & Belousova, S.S. (2016) Study of spiritual and ethical self-awareness of the teacher personality. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 1 (24), 81—86. (In Russ.).
Kupreychenko, A.B. & Vorob'eva, A.E. (2013) Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi. Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
Nikolaev, A.N. (2016) Special features of patriotism of graduating students of universities of physical. Bulletin of the Pskov State University. Series: Psycho-pedagogical science, (3), 168—174. (In Russ.).
Slavinskaya, I.S., Nasledov, A.D. & Dvoretskaya, M.Ya. (2015) Development of the diagnostic method of moral orientations. Modern Research of Social Problems, (1). Available at: http://dx.doi.org/ 10.12731/2218-7405-2015-1-37 (accessed: 12 December 2016).
Volovikova, M.I. (2004) Predstavleniya russkikh o nravstvennom ideale. M.: Institut psikhologii RAN, 312. (In Russ.).
Vorobyeva, A.E. (2014) Moral Self-Determination of Psychologists, Economists and Advertising Creators at the Early Stages of Professional Development. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 3 (4), 346—348. (In Russ.).
Vorobyeva, A.E. (2016) Moral Self-Determination ofyoung people of Different Professions. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 5 (2). 136—143. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-136-143. (In Russ.).
Zhuravlev, A.L. & Kupreychenko, A.B. (2003) Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoy activnosti. Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
Zhuravlev, A.L. & Yurevich, A.V. (2012) Nravstvennye problemy sovremennoy Rossii. In Zhuravlev A.L., Yurevich A.V (Eds.). Nravstvennost' sovremennogo rossiyskogo obshchestva: psikhologicheskiy analiz (pp. 5—21). Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).
Article history:
Received 25 December 2016
Accepted 17 January 2017
For citation:
Bocharova E.E. (2017). Moral self-identification of high school students in a changing society //
RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 14 (1), 52—63.
Bio Note:
Elena E. Bocharova — Ph.D. in psychology, associate professor, associate professor of Social
Psychology of Education and Development Chair of the Saratov State University of Russia. Contact
information: e-mail: BocharovaEE@sgu.ru