_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.9.07
Зыбина Людмила.Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, lyzybina@yandex.ru, Новосибирск
Кушнир Светлана Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами и ан-драгогики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета, kushnir_svll@mail.ru, Новосибирск
обусловленность самоактуализации
уровнем креативности личности (НА ВЫБОРКЕ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИя)
Аннотация. В статье раскрыты основные научные подходы и дана характеристика понятий самоактуализации и креативности личности. Теоретически обосновано влияние уровня развития креативности на самоактуализацию личности. Экспериментально подтверждена обусловленность самоактуализации личности уровнем креативности
Ключевые слова: самоактуализация, креативность, самореализация, способности, самосовершенствование, успешность, ценности.
Zybina Lyudmila Nikolaevna
Candidate ofpsychological sciences, associate professor of the department ofpsychology and history of psychology of faculty of psychology at the f Novosibirsk state pedagogical university, lyzybina@yandex.ru, Novosibirsk
Kushnir Svetlana Viktorovna
Candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the department of management of educational systems and andragogics of the faculty ofprofessional development and professional retraining of educators at the Novosibirsk state pedagogical university, kushnir_sv11@mail.ru, Novosibirsk
conditionality of self-updating level of creativity of the personality (ON SELECTION OF EDUCATORS)
Abstract. In article the main scientific approaches are opened and the characteristic of concepts of self-updating and creativity of the personality is given. Influence of a level of development of creativity on self-updating of the personality is theoretically proved. Conditionality of self-updating of the personality is experimentally confirmed with creativity level.
Keywords: self-updating, creativity, self-realization, abilities, self-improvement, success, values.
Понятие самоактуализации представляет собой сложное системное образование, включающее в себя «макро» и «мезо» уровни и частные теории [1]. Наиболее важными являются следующие: а) теория самоактуализированной личности как цели развития; б) теория мотивации, основанная на идее различения бытийных, дефицитар-ных и мета-мотивов и ценностей; в) теория пиковых переживаний; г) теория развития
личности, основанная на связи мотивов развития, пиковых переживаний и проблемы выбора оптимального решения; д) теория терапии, центрированной на клиенте [7]. В отечественной психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода (П. А. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), а в дальнейшем -системного и акмеологического подходов
(Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, В. Н. Мясищев и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности.
Признание приоритета творческих способностей как фактора позитивного роста и самосовершенствования человека является ключевым положением гуманистической психологии. Этим объясняется интерес к рассмотрению феномена креативности совместно с феноменом самоактуализации. А. Маслоу одним из первых выделил креативность личности как важную характеристику самореализации и самоактуализации личности.
В психологических исследованиях природа креативности трактуется неоднозначно. Несмотря на огромное количество исследований, направленных на изучение многообразия проявлений аспектов креативности, остается недостаточно разработанной проблема обусловленностисамоактуализации-уровнем развития креативности личности. Профессиональная сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности. Многие ученые отмечают ее как ведущую сферу самоактуализации личности. В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического исследования особенностей креативности как одного из факторов самоактуализации личности в профессиональной деятельности.
Признание приоритета творческих способностей как фактора позитивного роста и самосовершенствования человека является ключевым положением гуманистической психологии. А. Маслоу ввел прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов. «Проблема креативности - это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, некреативного поведения и т.п.). Креативная личность - это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе»[4].
Следовательно, креативность выступает как важная характеристика самореализации и самоактуализации личности. При этом
«творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем функциям самовыражения», определяя креативность как качество, которое может быть применено к любой задаче в жизни человека, и соответственно, в профессиональной деятельности в том числе. Самоактуализация - желание человека стать тем, кем он может стать, то есть достичь вершины своего потенциала. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведения искусства. Самоактуализация - это высокий уровень иерархии потребностей людей. Все люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Некоторые люди не стремятся к самореализации потому, что могут не видеть своего потенциала, могут просто не знать о его существовании или не видеть пользы в самоактуализации. Может быть, социальное и культурное окружение подавляет тенденцию самоактуализации [8].
По мнению Л. А. Коростылевой самореализация, как составляющий компонент самоактуализации личности, рассматривается «...как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [2, с. 140].
Таким образом, мы можем говорить о том, что самоактуализация предполагает сбалансированное, гармоничное развитие личности путем приложения необходимых усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. Следует отметить, что понятие «потенциал» многими учеными выделяется в качестве основного понятия, объединяющего зоны исследования креативности и самоактуализации личности.
Уровень и характер самоактуализации у разных людей различается в силу разных факторов (индивидуально-личностных, ситуативных факторов). В контексте нашего исследования это является важным, так как к индивидуально - личностным факторам может быть отнесена и креативность личности.
Различным аспектам креативности самоактуализирующегося человека посвящены работы таких учёных, как Л. Г. Брылева,
Е. А. Ларина, Н. И. Петрова и др., которые рассматривают её как универсальное качество самоактуализирующейся личности.
Также важно отметить, что, по мнению Н. В. Старинской, показателем самоактуализирующейся личности является креативность. Креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [1, с. 20]. Креативность в профессиональной деятельности должна проявляться в способности самостоятельно ставить цели, ориентироваться на результат, проявляться не только в энергичности, находчивости и непосредственности, но и в упорстве при достижении целей творчества [5].
Внутренними условиями успешности и эффективности творческой деятельности личности являются интеллектуальная дисциплина, организованность и систематичность в работе [7].
Креативность как показатель самоактуализирующейся личности проявляется в следующих знаниях, умениях, способностях: интеллектуальные умения (умения анализировать, сравнивать, выделять, описывать, доказывать, обосновывать оценивать, ранжировать идеи); умение модернизировать старые идеи, генерировать новые; умение импровизировать, способность к необыкновенным сочетаниям элементов (понятий, идей, оттенков, форм, отношений), способность находить проблемы в известном; способность наслаждаться не только результатом, но и процессом творческой деятельности; умение осуществлять самоконтроль, самодисциплина, собранность, упорство, терпение, организованность; умение ставить цели, планировать, оценивать результаты; умение организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, избегать конфликтов; стремлении к самовыражению, выражению своего «Я»; умение самопрезентации [3].
Таким образом, самоактуализация (самореализация) личности осуществляется посредством операции дивергенции, которая и понимается как основа креативности, а уровень ее развития обусловливает самоактуализацию личности.
Для подтверждения обусловленности самоактуализации уровнем креативности нами было проведено экспериментальное исследование на выборке сотрудников сферы образования, проходивших повышение квалификации на ФПК и НПРО НГПУ В исследовании приняли участие 46 человек в возрасте от 30 до 40 лет, стаж работы которых составил 8 - 12 лет.
Самоактуализация личности изучалась по методике «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазуткина в адаптации Н. Ф. Калина. Для изучения креативности личности использовали методику «Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник), которая позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) исклонность к риску (Р).
Общий анализ полученных данных по составляющим креативности выявил, что высокий показатель уровня креативности имеют 35 % испытуемых, это обеспечивается высокими показателями, превышающими методические нормы, таких составляющих креативности как склонность к риску, любознательность, сложность. Средний показатель - 38 %, низкий у 27 % испытуемых, который соответствует показателю воображение. Наиболее развита в группе респондентов составляющая креативности - склонность к риску. Менее - воображение.
На следующем этапе провели дифференциацию общей выборки испытуемых по критерию личностной креативности и сравнили показатели составляющих самоактуализацию между респондентами с высоким уровнем личностной креативности и с низким уровнем. Сопоставление средних величин по исследуемому параметру наглядно представлено на рисунке 2.
При сопоставлении показателей составляющих самоактуализациюреспондентов с низким и высоким уровнем личностной креативности, мы наблюдаем явные различия по составляющим: ориентация во времени, ценности, потребности в познании, креативность, самопонимание и аутосимпатия.
Таким образом, чем выше у испытуемы-хуровень личностной креативности, тем более для них характерно осознание ценности жизни «здесь и теперь». Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности,
40%-г 35%-
¿е:
38%
А
27%
Г
Высокий Средний
уровни креативности
Низкий
Ресунок 1 - Диаграмма, иллюстрирующая распределение процентной доли испытуемых по уровню креативности. Методика Е.Е. Туник
_0
О О X О о X го
ГО ^ X
О О
о о ^
со < с О ГО
О
Рисумок 2 - Диаграмма, иллюстрирующая сопоставление параметров составляющих самоактуализацию между респондентами с высоким и низким уровнем личностной креативности. Методика А. В. Лазукина в адаптсцииН. Ф. Калина
открыты новым впечатлениям, творчески относятся к жизни, не склонны подменять собственные вкусы т оценки внешними социальными стандартами.Для ответа на вопрос о том, статистически достоверны ли друг от друга отличия показатетей самоактуализации испытусмых с высоким уривнем креативности и испытуемых с низким уровнем креативности, применяли ^/-критерий Манна-Уитни.
В результате чего были обнаружены достоверные различия между яоказателями испытуемых с высоким и низким уровнем личностной креативности по 5 составляю-
щим показателей самоактуализации, которые отражены в таблице 1.
Выявлены достоверные различия пи 5-ти составляющим: ценности и =30; потребность в познании и =22; креативность
эмп 7 г
и =53, аутоиимпят тяи =22,5, отщий
эмп эмп
уровень самоактуализации и =5Т. Подтверждаем гипотезу Н1: уровень признака ценности, потребность в познании, креативность, ауееосимпатия, общий уровень самоактуализациив группе респондентов с высооим уровнем личностной креативности достоверно выше уровня признака в группе респондентов с низким уровнем лич-
Примечание: Знаком * - отмечены значимые корреляции
*** - высокий уровень значимости (р < 0,001); ** - средний уровень значимости (р < 0,01) * - низкий уровень значимости (р < 0,05)
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
Таблица 1 - Оценка достоверности различий показателей самоактуализации между испытуемыми с высоким и низким уровнем креативности
RankSum с высоким RankSum с низким иэмп Принимаемая гипотеза
Ориентация во времени 503 292 83 0,109301 н„
Ценности 419 76 30* 0,044358 Н,
Взгляд на природу человека 485,5 309,5 109,5 0,531437 Н0
Потребность в познании 607 98 22*** 0,000120 Н1
Креативность 546 249 53** 0,005315 Н.
Автономность 479 316 103 0,386987 Ц,
Спонтанность 253 152 77 0,068422 Н0
Самопонимание 383 242 97 0,277493 Н„
Аутосимпатия 607 98 25,5** 0,002274 Н1
Контактность 324 271 105 0,428670 Н„
Гибкость в общении 407 288 122 0,868427 Н„
Общий уровень самоактуализация 574 191 55** 0,008486 Н1
ностной креативности.
Обобщая проведенный выше анализ полученных достоверных различий, подчеркнем, что для личности с высоким уровнем креативности характерны ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, самодостаточность, открытость новым впечатлениям. В деятельности работников сферы образования данные ценности являются профессионально значимыми и определяют основу духовного удовлетворения от выполняемой деятельности.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют считать, что самоактуализация личности обусловлена уровнем развития креативности.
Библиографический список
1. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Сфера, 2001. - 348 с.
2. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности. - М.: Изд-во Речь, 2005. -222 с.
3. Лопатин Е. А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: дис. канд. пед. наук. - Рязань: 2009. - 278 с.
4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Речь, 1982. -155 с.
5. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. Реана А. А. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. -416 с.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М:Дайджест, 1994. - 425 с.
7. Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. - СПб., Питер,1998. - 677 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 2003. - 608 с.