Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативной компетентности приемных родителей и особенностей социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью'

Взаимосвязь коммуникативной компетентности приемных родителей и особенностей социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS / FOSTER PARENTS / FOSTER CHILDREN / FOSTER FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Емельянова Ирина Дмитриевна

Выдвигается предположение о взаимосвязи коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей в замещающих (приемных) семьях. Сопоставительный анализ показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей дошкольного возраста позволил определить их прямую зависимость. Выявленный у приемных родителей высокий уровень проявления общения в различных сферах (быт, познание, социальный мир, внутренний мир ребенка) соответствует высокому уровню социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью. Результаты диагностики приемных родителей, демонстрирующие ограничение общения по темам социальной направленности либо его отсутствие по каким-либо шкалам, соответствуют результатам, характеризующим низкий уровень сформированности структурных компонентов социализации у детей. Приемные родители, у которых ограничено содержание общения по темам социальной направленности, не смогут сформировать у детей полные, конкретные знания, умения и навыки социальной направленности. Проведенное диагностическое исследование подтверждает факт решающего значения для социализации детей в приемной семье коммуникативной компетентности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна, Емельянова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF FOSTER PARENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE AND THE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN ENROLLED IN A FAMILY

There is a speculation on the relationship of communicative competence of foster parents and socialization of children in substitute (foster) families. Comparative analysis of indicators of communicative competence of foster parents and socialization of children of preschool age allowed to determine their direct relationship. Identified in foster family high level of communication in different spheres (life, cognition, social world, inner world of a child) corresponds to the high level of socialization of preschool children enrolled in a family. The results of diagnosis of foster parents, demonstrating the restriction of communication on the topics of social orientation or the lack of it on any of the scales correspond to the results of characterizing the low level of formation of the structural components of socialization of children. Foster parents who have restricted the content of communication on the topics of social orientation, will not be able to give children complete, specific knowledge and skills of social orientation. The conducted diagnostic study confirms the crucial importance for the socialization of children in foster family communicative competence of parents. It is also an important condition for the correction of existing shortcomings of the communicative activities of children in a foster family. The obtained results of the diagnostic study suggest the need for correction of the behaviour of many parents in relation to their foster children.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативной компетентности приемных родителей и особенностей социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью»

УДК 373.2

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-162-168

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСТУПИВШИХ В СЕМЬЮ

А. Н. Пронина, И. Д. Емельянова

Елецкий государственный университет, Елец

Выдвигается предположение о взаимосвязи коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей в замещающих (приемных) семьях. Сопоставительный анализ показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей дошкольного возраста позволил определить их прямую зависимость.

Выявленный у приемных родителей высокий уровень проявления общения в различных сферах (быт, познание, социальный мир, внутренний мир ребенка) соответствует высокому уровню социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью. Результаты диагностики приемных родителей, демонстрирующие ограничение общения по темам социальной направленности либо его отсутствие по каким-либо шкалам, соответствуют результатам, характеризующим низкий уровень сформированности структурных компонентов социализации у детей. Приемные родители, у которых ограничено содержание общения по темам социальной направленности, не смогут сформировать у детей полные, конкретные знания, умения и навыки социальной направленности. Проведенное диагностическое исследование подтверждает факт решающего значения для социализации детей в приемной семье коммуникативной компетентности родителей.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социализация детей-сирот, приемные родители, приемные дети, замещающая семья.

Действующее законодательство предусматривает передачу ребенка - социального сироту - в приемную семью как одну из основных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Феномен замещающей (приемной) семьи и воспитания в ней детей изучается в современных психолого-педагогических исследованиях на предмет усвоения приемными детьми нравственных норм и моральных ценностей, особенностей поведения и др. (А. А. Аладьин, А. Я. Варга, В. Г. Ро-мек, Т. Ю. Синченко, В. В. Столин, Я. Т. Соколов, И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова и др.).

Социализация в дошкольном возрасте выступает одним из основных аспектов и показателей эффективного развития человека на данном возрастном этапе. Нарушения, затруднения, психологические проблемы социализации негативным образом сказываются на развитии личности ребенка-дошкольника. Многие исследователи, изучающие психологические аспекты и направления развития детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, негативным моментом развития таких детей называют нарушения социализации и ее составляющих (И. С. Бардышевская, Т. А. Аксененко, Л. В. Байбородова, В. И. Каверина и др.). В частности, исследователями отмечаются следующие нарушения и искажения процесса социализации детей-сирот дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей: фрагментарные, неполные знания о социальных нормах, правилах, недостаточно сформированные умения и навыки

социального общения и взаимодействия, непонимание смысла, направленности многих аспектов социально значимого поведения. Частыми причинами этих и других проблем социализации называют следующие: отсутствие социально значимых правильных образцов поведения и наличие искаженных образцов такого поведения (образ жизни и поведение родителей в неблагополучной семье), недостаток или отсутствие социального опыта взаимодействия с социумом вследствие ранней материнской депривации. Вместе с тем можно назвать в этом перечне еще одну немаловажную причину: отсутствие или недостаток коммуникации с ближайшим социальным окружением и недостаток коммуникативной компетентности людей - носителей правильных социальных образцов и норм.

Взаимосвязь социализации с коммуникацией отражена в исследованиях ученых, занимающихся проблемами развития речи, онтогенеза детской речи (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. И. Леп-ская, Н. Н. Поддьяков, К. Я. Сигал, С. Н. Цейтлин, Т. Б. Филичева и др.). Методологически значимыми для данной проблемы выступают следующие теоретические положения и идеи:

- определение языка как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия [1];

- речевая деятельность благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности, подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникаль-

ную возможность с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира [2];

- социальная функция языка [3];

- функция обозначения речи, которая заключается в правильном обозначении (назывании) словом правил, норм, поступков, действий, отношений, имеющих социальную направленность [4].

Образцы правильного общения носителей языка и их способность научить других владению средствами и формами взаимодействия способствуют эффективной социализации ребенка.

Коммуникативную компетентность как ключевую, обеспечивающую все стороны жизни и деятельности человека и необходимую для успешной самореализации личности отмечают В. И. Байден-ко, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Б. Оскарсон, Л. А. Петровская, М. В. Рыжаков, В. М. Соколов, В. В. Соколова, В. Хутмахер и др.

Анализ исследований в области педагогической психологии показал, что коммуникативная компетентность рассматривается как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми (Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Е. С. Кузьмин, Л. А. Петровская, П. В. Растянников и др.); нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к миру (В. Н. Введенский, И. А. Зимняя и др.); определенный уровень владения коммуникативными умениями, обеспечивающими личности комфортное, незатрудненное взаимодействие с окружающими (В. В. Соколова).

Решающее значение для социализации детей в приемной семье имеет коммуникативная компетентность родителей [5]. Она же, по мнению авторов, является важным условием коррекции имеющихся недостатков коммуникативной деятельности детей, воспитывающихся в приемной семье.

Опираясь на определение В. Н. Бушиной, коммуникативную компетентность приемных родителей авторы понимают как их способность целенаправленно создавать в эмоционально комфортном пространстве развивающую общность с ребенком, обеспечивающую становление его в качестве субъекта коммуникативной деятельности. В содержание коммуникативной компетентности родителей включены ценности, выраженные в цели воспитания, в отношении к ребенку, в стиле взаимодействия с ним, а также коммуникативные умения и навыки [5].

Как считает Н. В. Жигинас, «трудно переоценить значение детско-родительских отношений для адаптации ребенка в социуме и его способности к установлению контактов с другими людьми» [6, с. 165]. Следовательно, низкая коммуникатив-

ная компетентность приемных родителей приводит к проблемам, затрудняющим процесс социализации детей: эмоциональной холодности, замкнутости, нарушению речевого развития. Ведь умение общаться, строить отношения с различными людьми и в различных ситуациях является одним из показателей положительного коммуникативного опыта в семье, где умело выстраиваемые родителями ситуации общения и взаимодействия позволяют ребенку решать определенные коммуникативные задачи.

Цель исследования - определить, имеется ли взаимосвязь между коммуникативной компетентностью приемных родителей и социализацией детей дошкольного возраста, поступивших в семью.

Задачи эксперимента:

1. Определить уровень сформированности коммуникативной компетентности приемных родителей детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень социализации детей дошкольного возраста из приемных семей.

3. Установить наличие взаимосвязи между коммуникативной компетентностью приемных родителей и социализацией детей дошкольного возраста, поступивших в семью.

Было предположено, что высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности приемных родителей обеспечивает высокий уровень социализации детей дошкольного возраста, поступивших из детского дома.

Для проверки выдвинутой гипотезы был организован эксперимент, в котором приняли участие 40 приемных родителей и 58 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальной базой исследования выступили дошкольные образовательные организации г. Ельца и районов Липецкой области, которые посещали дети из приемных семей.

Исследование проводилось с декабря 2016 г. по апрель 2017 г.

Оценка коммуникативной компетентности приемных родителей осуществлялась на этапе поступления ребенка из детского дома в данную семью с помощью следующих методик: анкеты-опросника для взрослых, направленной на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»), Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашловой [7]; теста на выявление стиля педагогического общения (модификация теста Р. В. Овчаровой) [8], адаптированного к условиям эксперимента.

Анкета-опросник («ОСОР-В») Т. Ю. Андру-щенко и Г. М. Шашловой включает в себя 40 закрытых утверждений, которые выявляют содержание коммуникации приемных родителей с детьми дошкольного возраста в таких сферах жизни ребенка, как быт, познание, социальный и внутренний мир. Тест на выявление стиля педагогического общения (модификация теста Р. В. Овчаровой)

включает 10 вопросов с тремя вариантами ответов, которые определяют стиль общения приемных родителей - авторитарный, либеральный, демократический.

Анкетирование приемных родителей (анкета-опросник («ОСОР-В») Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой) позволило получить следующие результаты. В сфере «Быт» по шкале «Витальные потребности» (ВП) 22 % приемных родителей обсуждают с детьми вопросы физического самочувствия ребенка, выясняют предпочтения в питании, интересуются его физическим здоровьем, рассказывают ребенку о средствах гигиены, о реальных и возможных опасных ситуациях в быту и жизни и о способах их преодоления. 58 % родителей по данной шкале обсуждают с детьми только отдельные аспекты быта (физическое здоровье, питание, сон). Опрос 20 % родителей показал отрицательный результат алгебраической суммы баллов, что свидетельствует об отсутствии интереса к жизненно важным потребностям ребенка. По шкале «Ситуативно-бытовые действия» (СБД) респонденты (16 %) обсуждают с детьми их домашние обязанности, навыки самообслуживания, говорят с ребенком о бережном отношении к материальным вещам. 38 % родителей говорят с детьми только о некоторых аспектах бытовых действий. Большое количество приемных родителей (46 %) показывают низкие баллы по данной шкале, что свидетельствует о низкой коммуникативности родителей в сфере быта.

Анализ содержания общения ребенка и родителей по шкале «Формальные совместные занятия» (ФСЗ) показал: 32 % родителей постоянно разговаривают с ребенком в процессе чтения, рисования, письма, совместной игры, лепки, участвуют в совместном обсуждении телепередач; 56 % опрашиваемых участвуют только в отдельных аспектах такой коммуникации (игре, чтении); 12 % родителей получили отрицательные баллы по данной шкале.

Выбор утверждений, раскрывающих специфику общения родителей с приемными детьми в сфере «Познание», позволил установить, что по шкале «Содержание познания» (СП) 18 % опрашиваемых родителей беседуют с ребенком о писателях, поэтах, живой природе, законах природы. 66 % приемных родителей данные темы затрагивают редко. У 16 % анкетируемых в содержании общения с ребенком отсутствует подобная тематика.

По шкале «Процесс познания» (ПП) достаточно большое число родителей (44 %), которые посредством коммуникации удовлетворяют потребность детей в познании окружающих предметов и явлений, обсуждают с ними проявление любознательности, познавательного интереса, самостоятельно-

сти в познании окружающего мира. Однако 42 % опрашиваемых организуют коммуникацию только по некоторым аспектам познания (отвечают на вопросы, задаваемые ребенком), а 16 % не разговаривают с детьми об этих аспектах познания.

В сфере «Социальный мир» по шкале «Формальная деятельность в детском саду» (ФДД) лишь 18 % родителей обсуждают с детьми их успехи и достижения в детском саду, взаимоотношения с друзьями, интересуются их поручениями, участием на занятиях. 63 % родителей не беседуют с детьми по данным темам, а 19 % получили отрицательный суммарный балл по данной шкале. По шкале «Нормы социального взаимодействия» (НСВ) 33 % родителей выбрали ответы, касающиеся обсуждения последствий асоциального поведения людей (воровства, лжи, хулиганства), поведения ребенка, его поступков с точки зрения соответствия нормативным правилам и этическим нормам (честности, справедливости и т. д.). 52 % родителей разговаривают с детьми только по некоторым аспектам, обозначенным в шкале «Нормы социального взаимодействия». 15 % опрашиваемых данные вопросы с детьми не обсуждают.

Изучая содержание коммуникации родителей, касающееся сферы «Внутренний мир ребенка», установили по шкале «Мир мыслей ребенка» (ММР) следующее: 30 % родителей принимают участие в совместном обсуждении с детьми их проблемы, способы выполнения заданий, их мнение и представления о различных вещах; 42 % приемных родителей беседуют с ребенком только по некоторым аспектам этой шкалы, а 28 % - показали отрицательное суммарное количество баллов.

По шкале «Мир чувств ребенка» (МЧР) 24 % приемных родителей разговаривают с ребенком о причинах его переживания, настроения, симпатии и антипатии к другим людям. 25 % родителей ведут такие разговоры редко, а 51 % вообще не разговаривают с детьми по этому поводу.

Результаты выбора ответов по шкале «Я-кон-цепция ребенка» (ЯКР), входящей в сферу «Внутренний мир ребенка», небольшой процент приемных родителей (28 %) обсуждают с ребенком его отношение к себе, его изменения за определенный промежуток времени, сравнивают его достижения в прошлом, настоящем и будущем, представления о его индивидуальных особенностях и качествах, особенностях и возможностях. Большинство родителей вышеизложенные вопросы с детьми обсуждают редко (49 %), а 23 % вообще не разговаривают на эти темы.

Обобщенные результаты анкетирования приемных родителей по методике «ОСОР-В» (Т. Ю. Анд-рущенко и Г. М. Шашловой) представлены в таблице.

Результаты опроса приемных родителей по методике «ОСОР-В» (Т. Ю. Андрущенко

и Г. М. Шашловой), %

Уровень проявления Сфера общения с ребенком

Быт Познание Социальный мир Внутренний мир ребенка

ВП СБД ФСЗ СП ПП ФШД НСВ ММР МЧР ЯКР

Высокий 14 16 12 8 24 6 33 10 13 12

Достаточный 8 38 20 10 20 12 52 20 11 16

Низкий 58 46 56 66 42 63 42 25 46

Отсутствие 20 - 12 16 16 19 15 28 51 23

Для выявления стиля общения приемных родителей с детьми использовался тест на выявление стиля педагогического общения (модификация теста Р. В. Овчаровой).

По результатам тестирования выявлено наличие у 36,4 % родителей склонности к авторитарному стилю общения. Выбирая ответы на вопросы теста, такие родители считают, что ребенок должен оставлять свои переживания при себе, на них не стоит обращать внимание, уметь самостоятельно принимать решения, все его действия должны быть согласованы с родителями, нужно заставлять делать ребенка задание, даже если он этого не хочет, а ребенок должен быть благодарным взрослому за то, что он заботится о нем.

У 42 % приемных родителей выявлен либеральный стиль общения, который подтверждается выбором ответов на вопросы, отражающих, с одной стороны, похвалу и заботу о ребенке, а с другой -отсутствие участия в решении его проблем и жизни в целом.

Для 21,6 % тестируемых приемных родителей характерен демократический стиль общения, который выражается в стремлении к взаимодействию с ребенком, интересе к его переживаниям, толерантном отношении к его неудачам и промахам, стремлении оказать помощь в саморазвитии, самосовершенствовании, поддержке активности ребенка.

Для диагностики социализации детей дошкольного возраста из приемных семей применялись следующие методики: 1) беседа на выявление уровня сформированности знаний социальных норм и правил поведения (когнитивный компонент) (А. Н. Пронина); 2) решение проблемных ситуаций «Изучение эмоциональных проявлений детей» (эмоциональный компонент) (А. Д. Кошеле-ва); 3) наблюдение, направленное на выявление типа социального поведения (поведенческий компонент) (А. М. Щетинина).

Беседа с детьми проводилась по специально разработанным вопросам, содержание которых включало набор социальных норм и правил поведения, которые должны быть сформированы у ребенка в дошкольном возрасте (не драться, уважать

старших, быть вежливым, добрым и т. д.). Методика решения проблемных ситуаций «Изучение эмоциональных проявлений детей» представляла собой набор специально разработанных ситуаций из жизни, которые позволяли ребенку выразить определенное эмоциональное отношение к персонажам этих ситуаций (сочувствие, сопереживание, сора-дость и т. д.). Посредством наблюдений за приемными детьми выявляли асоциальный, антисоциальный, пассивно-социальный, активно-социальный типы поведения.

Были получены следующие результаты социализации детей. Беседа с детьми выявила, что у 30,8 % обследуемых детей имеются достаточные знания об основных социальных нормах и правилах поведения (высокий уровень сформированно-сти). Они могут называть эти нормы, раскрывать их содержание (например, объяснить, что такое вежливость, доброта, справедливость, милосердие, честность). Вместе с тем большинство детей (56 %) показали неполные и фрагментарные аналогичные знания (средний уровень сформирован-ности). В частности, они назвали основные социальные нормы и правила поведения (доброта, вежливость, уважительное отношение к старшим), но остальные понятия у них вызвали затруднения (справедливость, милосердие, щедрость, правила поведения в кино и театре, правила поведения в конфликтной ситуации). Только 13,2 % детей продемонстрировали низкий уровень сформирован-ности знаний. Эти дети знали некоторые основные социальные нормы, но не могли раскрыть их смысловое содержание.

Результаты решения проблемных ситуаций детьми дошкольного возраста из приемных семей позволили установить, что 34,8 % детей понимают эмоциональное состояние персонажей, попавших в конкретную проблемную ситуацию, его причину, выражают им сочувствие, сопереживание. 46 % детей называют эмоциональное состояние персонажа, но причину, вызвавшую данную эмоцию, определить не могут. Однако эти же дети в некоторых моментах проявляют сочувствие. 19,2 % детей правильно определяют эмоции персонажей, но не могут назвать причину таких эмоций. Вместо

сочувствия и сопереживания осуждают действия персонажей, указывают внешние обстоятельства и причины, которые отражают то или иное эмоциональное состояние (сама виновата, не надо было варежки снимать, тогда бы не замерзли руки и не плакала бы; не надо было суп разливать, чтобы все не смеялись).

Анализ социального поведения (А. М. Щетинина) позволил выявить у 24,6 % детей из приемных семей активно-социальный тип поведения (помогает, организует, инициирует, показывает, исправляет), у 46,7 % детей - пассивно-социальный тип (наблюдает, не вмешивается, присоединяется) и у 28,7 % - антисоциальный тип поведения (конфликтует, нарушает нормы, разрушает, отнимает).

Сопоставление показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и уровней сформированности структурных компонентов социализации детей дошкольного возраста позволило получить следующие результаты. Высокий и достаточный уровень проявления общения приемных родителей, либеральный и демократический стили общения соответствуют высокому уровню социализации детей. Это, скорее всего, объясняется тем, что такая категория родителей тесно взаимодействует и общается с детьми на различные темы, содержание разговоров более полное и охватывает многие аспекты социализации детей (познание, социальный мир), что позволяет детям усваивать необходимые аспекты социализации. Либеральный и демократический стили общения стимулируют активность и самостоятельность ребенка в освоении содержания когнитивного и эмоционального компонентов социализации.

У приемных родителей с достаточным и низким уровнем проявления общения, с либеральным стилем общения дети демонстрируют средний уровень сформированности структурных компонентов социализации. Это свидетельствует о том, что передача в процессе коммуникации неполного содержания общения социальной направленности не позволяет ребенку освоить набор необходимых

знаний о социальных нормах и правилах, а также проявлений типов социального поведения.

Дети, у которых приемные родители показали низкий уровень проявления общения либо его отсутствие по каким-либо шкалам, демонстрируют низкий уровень сформированности структурных компонентов социализации. Авторы считают, что приемные родители, у которых ограничено содержание общения по темам социальной направленности, не смогут сформировать у детей полные, конкретные знания, умения и навыки социальной направленности. У приемных родителей с либеральным стилем общения дети демонстрируют фрагментарные, неполные знания о социальных нормах и правилах (низкий уровень), средний уровень сформированности эмоционального компонента социализации, так как в общении с ребенком присутствует безразличное отношение к обсуждению его переживаний, проблем, деятельности ребенка, что влияет на возникновение у него проблем в формировании социальных эмоций и переживаний.

Сказанное позволяет констатировать следующее: сопоставительный анализ показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей дошкольного возраста позволил обнаружить их прямую зависимость, тем самым подтверждая факт решающего значения для социализации детей в приемной семье коммуникативной компетентности родителей. Полученные результаты диагностического исследования могут дополнять технологии педагогического сопровождения социализации детей в приемной семье [9] и обогащать содержание программ подготовки обучающихся в системе высшего образования [10].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Липецкой области в рамках научного проекта № 16-16-48008 а(р) «Модернизация программ личностного развития приемных родителей как условие профилактики социального сиротства».

Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

2. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. С. 14-15.

3. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева, А. Л. Венгер, Н. Е. Ве-ракса, Э. С. Комарова, Т. Г. Максимова, В. А. Недоспасова; под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 262 с.

4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 2000. 148 с.

5. Бушина В. Н. Формирование коммуникативной компетентности родителей в условиях учреждения дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 148 с.

6. Жигинас Н. В. Стиль детско-родительских отношений как основное педагогическое условие формирования социально-адаптивной личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРУ Би!!ейп). 2017. Вып. 5 (182). С. 164-167. 00!: 10.23951/1609-624Х-2017-5-164-167.

7. Андрющенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет. М.: Академия, 2003. 96 с.

8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психол. факультетов ун-тов. М.: Академия, 2003. 448 с.

9. Пяткина Г. Н. Педагогическое сопровождение социализации детей в приемной семье: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 181 с.

10. Кузьмина Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 156 с.

Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия). E-mail: antipi-elena@yandex.ru

Емельянова Ирина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия). E-mail: iemtlyanova64@mail.ru

Материал поступил в редакцию 03.03.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-162-168

THE INTERRELATION OF FOSTER PARENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE AND THE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN ENROLLED IN A FAMILY

A N. Pronina, I. D. Emelyanova

Yelets State University named after I. A. Bunin, Yelets, Russian Federation

There is a speculation on the relationship of communicative competence of foster parents and socialization of children in substitute (foster) families. Comparative analysis of indicators of communicative competence of foster parents and socialization of children of preschool age allowed to determine their direct relationship. Identified in foster family high level of communication in different spheres (life, cognition, social world, inner world of a child) corresponds to the high level of socialization of preschool children enrolled in a family. The results of diagnosis of foster parents, demonstrating the restriction of communication on the topics of social orientation or the lack of it on any of the scales correspond to the results of characterizing the low level of formation of the structural components of socialization of children. Foster parents who have restricted the content of communication on the topics of social orientation, will not be able to give children complete, specific knowledge and skills of social orientation. The conducted diagnostic study confirms the crucial importance for the socialization of children in foster family communicative competence of parents. It is also an important condition for the correction of existing shortcomings of the communicative activities of children in a foster family. The obtained results of the diagnostic study suggest the need for correction of the behaviour of many parents in relation to their foster children.

Key words: communicative competence, socialization of children-orphans, foster parents, foster children, foster family.

References

1. Vygotsky L. S. Myshleniye irech'[Thinking and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (in Russian).

2. Zimnyaya I. A. Psikhologiya obucheniya nerodnomu yazyku [Psychology of teaching foreign language]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1989. P. 14-15 (in Russian).

3. Podd'yakov N. N., Govorkova A. F., Batishcheva N. P., Vehger А. L., Veraksa N. E., Komarova E. S., Maksimova T. G., Nedopasova V. А. Razvitiye myshleniya i umstvennoye vospitaniye doshkol'nika. Pod red. N. N. Podd'yakova, A. F Govorkovoy [The development of thinking and intellectual education of the preschool child. Ed. N. N. Podyakov, A. F. Govorkova]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985. 262 p. (in Russian).

4. Filicheva T. B. Osobennosti formirovaniya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta. Dis. dokt. ped. nauk [The peculiarities of the formation of speech of preschool children. Diss. dr. ped. sci.]. Moscow, 2000. 148 p. (in Russian).

5. Bushina V. N. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti roditeley v usloviyakh uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dis. dokt. ped. nauk [The formation of communicative competence of parents in conditions of institutions of additional education. Diss. cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2006. 148 p. (in Russian).

6. Zhiginas N. V. Stil' detsko-roditel'skikh otnosheniy kak osnovnoye pedagogicheskoye usloviye formirovaniya sotsial'no-adaptivnoy lichnosti [The style of child-parent relations as the basic pedagogical condition for the formation of a socially adaptive personality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 5 (182), pp. 164-167 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-164-167.

7. Andryushchenko T. Yu., Shashlova G. M. Krizis razvitiya rebenka semi let [The crisis of development of the child of seven years old]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 96 p. (in Russian).

8. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya studentov psikhologicheskikh fakul'tetov universitetov [Practical psychology of education: textbook for students of psychological departments of universities]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 448 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pyatkina G. N. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye sotsializatsii detey v priyemnoy sem'ye. Dis. kand. ped.nauk [Pedagogical support of socialization of children in foster family. Diss. cand. ped. sci.]. Tomsk, 2011. 181 p. (in Russian).

10. Kuz'mina E. M. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnostistudentovvuzov. Dis. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of students. Diss. cand. ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2006. 156 p. (in Russian).

Pronina A. N., Yelets State University named after I. A. Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).

E-mail: antipi-elena@yandex.ru

Emelyanova I D., Yelets State University named after I. A. Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation,

399770). E-mail: iemtlyanova64@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.