Ю. В. КОСОВ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Ключевые слова:
энергетическая безопасность, экологическая безопасность, современный мировой экономический кризис, инновационная энергетика
В статье рассматриваются современные подходы к решению проблемы обеспечения глобальной безопасности в сфере энергетики и экологии. Автор подчеркивает взаимосвязь энергетической и экологической безопасности как на национальном, так и на глобальном уровнях. Решение проблемы исследователь видит в развитии инновационной энергетики, предполагающей использование экологически чистых видов энергии.
Современный мировой экономический кризис обострил многие проблемы, связанные с обеспечением глобальной безопасности в различных сферах, в том числе — в энергетике и экологии. Следует заметить, что существует несколько основных подходов к определению понятия «энергетическая безопасность». К сожалению, до сих пор не выработано единого определения данного понятия: дипломаты и эксперты из разных стран предлагают свою трактовку категории «энергетическая безопасность», исходя из их национальных
Key words:
energy supply security, environmental security, modern global economic crisis, innovative energetic
The article reviews current approaches to global security in energy and ecology. Deep interrelation of energy and environmental security is highlighted, both at national and global levels. The author suggests solving the problem by development of innovative energetic, involving the use of clean energy.
интересов и приоритетов. Кроме того, различаются варианты определения уровней обеспечения энергетической безопасности. В этой связи, в первую очередь, выделяют: национальный, региональный и глобальный уровни обеспечения безопасности. Существенно разнятся и концепции энергетической безопасности, соответствующие каждому из указанных уровней.
Начало употребления в мировой политике и международных отношениях термина «энергетическая безопасность» относят к 1973 г. — началу первого глобального энерге-
Косов Ю. В. Взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в условиях современного...
Политика и правовое государство
тического кризиса. В связи с этим важно напомнить, что данный энергетический (прежде всего нефтяной) кризис продемонстрировал зависимость экономик ведущих индустриальных стран от поставок энергоносителей. Такие страны, как США, Япония и государства Западной Европы встали перед необходимостью формирования общей энергетической политики.
Отметим, что до недавнего времени (начала 1980-х гг.) научные определения понятия «энергетическая безопасность» давались, как правило, в рамках одной страны, т. е. на национальном уровне и для «национальной энергетической безопасности». Такая безопасность обычно определялась как необходимое энергоснабжение для обеспечения жизнедеятельности нации и национальной экономики, т. е. особо выделялась энергетическая самодостаточность страны. В настоящее время национальную энергетическую безопасность все чаще рассматривают сквозь призму национальной безопасности в целом. Энергетическая безопасность понимается как одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Она трактуется как защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за взаимодействия негативных природных, техногенных, управленческих, со-
циально-экономических, внутри-и внешнеполитических факторов.
Толкование энергетической безопасности как энергетической обеспеченности на национальном уровне характерно для стран — импортеров газонефтяных ресурсов, заинтересованных в бесперебойных поставках энергоносителей, в снижении цен на них. Однако интересы таких стран часто не совпадают на мировом энергетическом рынке с интересами других его участников — государств — экспортеров энергоносителей, которые имеют другой подход к обеспечению глобальной энергетической безопасности.
В современных исследованиях по глобальной энергетической безопасности эти два противоположных подхода получили названия «вашингтонский консенсус» и «пекинский консенсус». Первый из подходов — это западная либеральная модель (так называемый «вашингтонский консенсус») управления энергетическими ресурсами, которая направлена, прежде всего, на устранение политических барьеров, ограничивающих доступ для иностранных инвесторов к источникам энергии и сырья, а также перспективным рынкам развивающихся стран. В данном случае прямые иностранные инвестиции используются в качестве инструмента для эффективной приватизации нефтегазового сектора в интересах
индустриально развитых стран-им-портеров. При этом энергоносители рассматриваются как обыкновенный товар и не проявляется стремление принимать во внимание требования стран-экспортеров.
Наиболее важные из этих требований сводятся к следующему. Во-первых, учитывать колоссальные финансовые затраты государств — производителей «черного» и «голубого золота» на разработку месторождений, создание новой и поддержание уже имеющейся транспортной инфраструктуры, которая имеет в ряде случаев трансконтинентальные масштабы. Новые месторождения, как правило, начинают разрабатывать во все более труднодоступных районах, что ведет к еще большим издержкам. Во-вторых, страны-экспортеры хотят получать от своих клиентов-потребителей твердые гарантии постоянных закупок энергоносителей в долговременной перспективе. Только при таком подходе экспортеры будут иметь уверенность, что их огромные затраты окупятся.
Вторая модель обеспечения глобальной энергетической безопасности получила название «пекинский консенсус». По этому пути идут страны, входящие в группу БРИК, и государства — члены ОПЕК. В большинстве из них установлен государственный контроль над стратегическими отраслями национальной экономики, прежде
всего это касается энергетической отрасли с высокой эффективностью частного сектора. Сторонники «пекинского консенсуса» считают, что энергетические ресурсы не только должны быть государственной собственностью, но и стать одной из ключевых «опор» национальной безопасности. Доходы от экспорта энергоресурсов используются в этих странах для модернизации экономики и повышения жизненного уровня населения.
Таким образом, большинство индустриально развитых стран Запада ориентируются на первую модель обеспечения глобальной энергетической безопасности, тогда как Россия и Китай придерживаются второй модели. Например, США являются крупнейшим импортером энергоресурсов в мире. «Соединенные Штаты, — отмечает М. Бил-лиг, — зависят сейчас от экспорта нефти как никогда раньше. В 1950 г. их импорт составлял только десятую часть от их объемов потребления нефти. К 1973 г. доля импорта нефти выросла до одной трети. Сегодня Соединенные Штаты ввозят из-за рубежа две трети потребляемой ими нефти» [1, p. 3].
Кроме того, при исследовании вопросов энергетической безопасности важно также учитывать факторы нестабильности цен на мировом энергетическом рынке. Эта нестабильность усилилась в условиях современного мирового эконо-
Косов Ю. В. Взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в условиях современного...
Политика и правовое государство
мического кризиса. Причины этой нестабильности, по нашему мнению, следующие. Во-первых, прогнозные ресурсы нефти, оценки которых существенно различаются по критерию их экономической доступности. Во-вторых, достижения научно-технического прогресса в нефтяной промышленности, которые обеспечивают снижение издержек в отрасли и позволяют странам конкурировать на мировом рынке, успешно компенсируя исчерпание наиболее благоприятных по природным и геологическим условиям запасов нефти.
В-третьих, важным фактором колебания цен является то обстоятельство, что рост энергопотребления в определенные моменты опережает возможности по ее добыче. Необходимо учитывать, что геологические запасы неравномерно размещены по территории планеты и могут быть значительно удалены от потенциальных потребителей, которые остро в них нуждаются. Причем за последнее время появились новые центры потребления с высокими показателями темпов экономического развития и роста населения, такие как Индия и Китай. Так, директор Глобального института Маккинси Д. Фарелл отмечает: «Экономическая гонка между Китаем и Индией изменяет ведение бизнеса в современном мире. К 2050 г., согласно оценкам, эти два азиатских тяжеловеса будут произ-
водить около половины мирового валового внутреннего продукта, по сравнению только с 6% сегодня» [2, p. 30].
В-четвертых, продажа нефтяных фьючерсов на крупнейших энергетических биржах превратилась в сферу приложения спекулятивных капиталов. Наплыв этих капиталов ведет к несвязанному с увлечением потребления энергоносителей в мировом хозяйстве резкому росту цен, а их отток способствует ценовым обвалам.
Краткий анализ факторов ценообразования, приведенный нами выше, показывает, что необходимо серьезным образом изучать и предпринимать попытки регулирования соотношения между спросом на нефть, ее ценой и экономическим и демографическим ростом в современном международном сообществе. Существенно влияют на формирование глобальной энергетической безопасности опасения стран — поставщиков энергоресурсов. Они вкладывают колоссальные средства в создание инфраструктуры по добыче и транспортировке энергоносителей и хотят быть уверенными, что их продукция будет иметь гарантированный спрос. Указанные проблемы должны находиться под контролем международного сообщества, дабы избежать каких-либо кризисов и потрясений, связанных с неэффективностью самой мировой энергетической сис-
темы. Данные кризисы ведут к повышению нестабильности политических процессов в мире в целом.
Надо отметить особую роль России в обеспечении современной энергетической безопасности, а также лидирующее место нашей страны среди поставщиков энергии, обусловленное объемами этих запасов, транзитом энергоресурсов. Потенциал природно-энергетических ресурсов — один из самых больших в мире, что определяет стабильность и значительные объемы поставок. «В стране, где проживает менее 3% населения мира, принадлежит 26,6% мировых запасов природного газа, от 6,2% до 13% (по разным оценкам) разведанных запасов нефти, около 20% разведанных запасов каменного угля. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией. Сегодня более 90% экспортируемых российских энергоносителей поставляются в государства Европы»1.
Энергетическая безопасность занимает центральное место в системе глобальной безопасности и тесно связана с экологической безопасностью как на национальном, так и на глобальном уровнях.
1 The Evolution of the Global Energy Market // Russia in Global Affairs. 2007. № 1. URL.: http://eng.globalaffairs.ru/18/1084.html (дата обращения: 28.12.2010).
Со временная экономика базируется на топливе, которое не только является невозобновляемым природным ресурсом, но и наносит серьезный ущерб окружающей среде и здоровью человека. Особое влияние на окружающую среду оказывают энергетические системы, которые изменяют климат. Это происходит потому, что энергетические системы выбрасывают ежегодно в атмосферу огромное количество углеводорода, более тонны на каждого жителя планеты. Таким образом, для обеспечения устойчивого существования международного сообщества необходима стратегия энергетиче ского развития, учитывающая экологическую безопасность. Особенно важна эта стратегия в условиях современного экономического кризиса. Реализация эффективной энергетической стратегии может стать важным инструментом для выхода международного сообщества из сегодняшнего кризисного состояния.
К настоящему времени стало очевидно, что для удовлетворения будущих энергетических потребностей нельзя рассчитывать ни на нефть, ни на уголь, ни на ядерную энергию. После нефтяных кризисов 1970-1980-х гг. было решено сократить зависимость экономики от нефти. К началу XXI в. цель была частично достигнута. Однако это произошло не за счет замещения нефти другими традиционными носителя-
Косов Ю. В. Взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в условиях современного...
Политика и правовое государство
ми. Программы производства бензина из угля или из сельскохозяйственных культур так и не оказали существенного влияния на развитие мировой энергетики. Сокращение зависимости экономики от нефти было достигнуто с помощью возросшей эффективности использования энергии.
В наше время дальнейшее снижение негативного воздействия мировой энергетики на глобальную экологическую систему, как нам представляется, может быть достигнуто двумя путями. Первый путь — краткосрочный. Это повышение эффективности использования энергии. Возросшая эффективность должна стать приоритетом в энергетической политике всех стран в ближайшие полтора-два десятилетия. Это позволит облегчить выход из современного кризиса и одновременно снизить экономический и экологический ущерб, наносимый современными энергетическими системами. Такая энергетическая политика позволит также выиграть время для введения в строй новых возобновляемых источников энергии.
Второй путь — долгосрочный. Он основан на постепенном расширении применения возобновляемых видов энергии и нацелен на избежание повторения новых экономических и энергетических кризисов. Одновременно этот путь имеет важную экологическую направлен-
ность. Пока возобновляемые источники энергии в большинстве своем уступают по экономичности традиционным, невозобновляемым энергоносителям. Этот разрыв в экономичности между невозобновляемыми и возобновляемыми источниками энергии постепенно будет сокращаться. Однако в наши дни пока выгоднее повышать эффективность уже введенных в эксплуатацию мощностей, чем применять новые технологии. Поэтому внедрение технологий возобновляемых видов энергии требует серьезной поддержки со стороны национальных правительств, международных организаций и бизнеса.
Создание жизнеспособной энергетической системы, в которой было бы ограничено применение ископаемого топлива, вполне реально. Однако на пути создания такой системы существуют серьезные препятствия. Например, противоречивость энергетической политики. В данной связи в целях проведения разумной энергетической политики, ориентированной на сохранение окружающей среды, правительства современных государств должны выделить приоритетные направления деятельности. Во-первых, важно создавать условия, необходимые для продолжения осуществления нововведений и коммерциализации новых энергетических технологий. Во-вторых, следует обеспечить более эффективное функционирова-
ние энергетического рынка и принимать в расчет при выборе энергетической политики ее широкое экологическое воздействие на окружающую среду.
Наиболее трудной проблемой охраны атмосферы является глобальное потепление, вызванное накоплением в ней газов, создающих парниковый эффект. Основным среди парниковых газов является двуокись углерода. Этот эффект проявляется на фоне ежегодного выброса в атмосферу 6—8 млрд т углерода, поступающего вследствие обезлесения и сжигания ископаемого топлива. Чтобы замедлить развитие парникового эффекта, необходимо повысить эффективность использования энергии, сократить площадь сведенных лесов и развивать технологии, базирующиеся на возобновляемых видах энергии. Проблема и ее решение носят глобальный характер. Таким образом, более рациональное использование энергии может стать эффективным средством для уменьшения загрязнений атмосферы и обеспечения глобальной экологической безопасности.
Посадка лесов в масштабах, позволяющих удовлетворять будущие потребности в древесине, древесном топливе и бумаге, стабилизирует почвы и гидрологический режим, а также способствует восстановлению равновесия углеводородного цикла путем переноса углерода из
атмосферы в наземные системы. В настоящее время мировые леса поглощают свыше 40% углерода, поступающего из-за выбросов. Дальнейшее расширение посадок быстрорастущих деревьев в мире позволит увеличить поглощение углерода.
Снижение выбросов углерода, за счет уменьшения размеров потепления требует как значительного повышения эффективности использования энергии, так и изменения в структуре ее источников. В последние два десятилетия повышение эффективности энергетических систем сыграло основную роль в развитии энергетической промышленности. В будущем с внедрением инновационных технологий должен начаться переход к возобновляемым видам энергии. Специалисты подсчитали, что полуторапроцентный ежегодный прирост показателя эффективности энергетических систем наряду с целенаправленной политикой ограничения использования угля, сдерживания газов, приводящих к парниковому эффекту, и сокращения площади вырубки лесов может снизить предполагаемый рост температур к 2075 г. вдвое.
Возобновляемые виды энергии наряду с ядерной энергией также понижают содержание углерода в атмосфере, заменяя собой энергию ископаемых видов топлива. До 1986 г., когда произошла Черно-
Косов Ю. В. Взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в условиях современного...
Политика и правовое государство
быльская катастрофа, ядерная энергетика развивалась очень быстрыми темпами, что способствовало сохранению климата. Однако Чернобыльская катастрофа показала, что ядерная энергетика также может при определенных, чрезвычайных ситуациях быть очень опасной для человека и окружающей среды. В данной связи ее развитие в последние два десятилетия замедлилось в соответствии с сокращением количества вводимых в строй атомных станций. Некоторые страны, например, Швеция, приняли решение вообще отказаться от атомной энергетики и стали осуществлять ее постепенное свертывание. Последняя атомная станция в Швеции должна была быть закрыта в 2010 г. Несмотря на утверждения сторонников ядерной энергетики, в том числе экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), что этот вид энергии может помочь охране климата, технические, экономические и политические проблемы, связанные с этим видом энергетики, становятся достаточно острыми и сдерживают ее развитие.
Изменить ситуацию с парниковым эффектом в лучшую сторону мог бы быстрый и устойчивый рост использования возобновляемых видов энергии. Наиболее перспективным энергоресурсом является энергия, получаемая с помощью гидроэлектростанций. В течение
ближайшего десятилетия вероятно появление большого числа проектов геотермальных, ветровых и солнечных электростанций. В долговременной перспективе необходимо полагаться на возобновляемые виды энергии, чтобы преодолеть глобальный парниковый эффект.
Трудные проблемы стоят перед лицами, принимающими решения в сфере энергетической политики. Им необходимо найти десятки миллиардов долларов на охрану климата в то время, когда финансы требуются для удовлетворения множества социальных потребностей, связанных с образованием, здравоохранением и т. п. Особенно обострилась проблема финансирования новых проектов, в том числе и в энергетике, в условиях современного экономического кризиса. Однако, по мнению экспертов, большая часть денежных средств, предусматриваемых в целях обеспечения условий эффективного использования инновационной энергетики, может быть получена за счет перевода на эти цели финансовых средств, выделяемых на развитие традиционной энергетики. Специалисты отмечают, что новое направление мировой энергетики должно стать менее затратным и дорогостоящим, чем энергетика предыдущего поколения.
Осуществлять капиталовложения в охрану окружающей среды и климата от негативного воздействия энергетической промышленности в
настоящее время, по нашему мнению, могут, в первую очередь, наиболее заинтересованные и дееспособные субъекты политических процессов. К этим субъектам мы относим, прежде всего, правительства стран, ориентированных на сохранение окружающей среды. Например «Группа восьми» ^8) на саммите, который состоялся 8—10 июля 2009 г. в Италии в г. Аквила, приняла «Декларацию лидеров форума ведущих экономик по энергетике и климату». В ней подчеркнута взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в современных условиях. В этом документе гово-
рится о том, что по инициативе G8 создается глобальное партнерство для продвижения трансформационных низкоуглеродных, «дружественных климату» технологий. Помимо правительств в решении указанной проблемы могут принимать участие социально ориентированные корпорации; компании, занимающиеся развитием гидроэнергетики, а также компании, специализирующиеся на поставках древесного топлива. Кроме того, поддержку со стороны общественного мнения могут оказать национальные и международные экологические организации.
1. Billig V. The Venezuelan Oil Crisis. How to Secure American Energy // Foreign Affairs. 2004. Vol. 83. №. 5.
2. Farrell D. India Outsmarts China Alliance // Foreign Policy. 2006. January/February. № 152.
References
1. Billig V. The Venezuelan Oil Crisis. How to Secure American Energy // Foreign Affairs. 2004. Vol. 83. №. 5.
2. Farrell D. India Outsmarts China Alliance // Foreign Policy. 2006. January/February. № 152.
Косов Ю. В. Взаимосвязь энергетической и экологической безопасности в условиях современного...