УДК 339.923:061.1ЕС+3395:662.76
А.А. Кидямкин РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА СОВРЕМЕННОМ
МИРОВОМ РЫНКЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблемам обеспечения глобальной энергетической безопасности в условиях нарастающих кризисных явлений в мировой экономике. Проанализированы перспективы природного газа в структуре потребления первичных энергоносителей в ЕС. Выявлены основные направления развития энергетической политики ЕС с позиций увеличения газа в энергопотреблении региона.
Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), мировой рынок газа, энергетическая безопасность
Anatoiiy Kidyamkin ROLE OF THE EUROPEAN UNION IN THE MODERN
WORLD GAS MARKET IN THE CONDITIONS OF GLOBAL ENERGY SECURITY
Abstract. The article is devoted to problems of ensuring global energy security in the conditions of the accruing crisis phenomena in the world economy. Prospects of natural gas in structure of consumption of primary energy carriers in EU are analyzed. The main directions of development of power policy of EU from positions of increase in gas in region power consumption are revealed. Keywords: European Union, world gas market, energy security
В современных условиях энергетическую безопасность необходимо трактовать с учетом потребностей не только национальной, но и мировой экономики в целом. Так, национальная энергетическая безопасность связана с надежным и бесперебойным обеспечением потребителей необходимыми энергоносителями по тем ценам, которые приемлемы для инвесторов, транзитеров и производителей, что в конечном счете ведет к реализации концепции устойчивого социально-экономического развития. В свою очередь энергетическая безопасность мировой экономики в целом представляется как сложная иерархическая система отношений, связанная с потребностями глобального воспроизводства и вызовами отдельных национальных экономик [3, с. 7].
Последнее десятилетие развития мировой экономики связано с серьезным энергетическим кризисом, который носит глобальную и структурную окраску. Фундаментальными причинами этого кризиса являются:
— постепенное осложнение горно-геологических условий извлечения углеводородного сырья в условиях системного дефицита финансирования мировой топливно-энергетического комплекса в период невысоких цен на энергетические ресурсы при одномоментном обесценении доллара и росте инфляции;
— увеличение потребления энергии, прежде всего в Китае и Индии;
— отсутствие альтернативной энергетики как адекватной замены традиционнной.
В результате воздействия нарастающей турбулентности в области мировой энергетики, а также глобализации мировой экономики, проблемы энергетической безопасности обостряются с новой силой. Ключевыми проблемами в области глобальной энергобезопасности являются: низкая обеспеченность энергетическими ресурсами ряда стран; увеличивающийся спрос на энергетические ресурсы; локализация ресурсов по географическому признаку; условия транзита; экологические требования; тренды товарно-рыночной конъюнктуры; волатильность, цикличность и спекулятивный характер мировых цен.
Роль России в качестве независимого экспортера энергоносителей связана и с ее ответственностью за глобальную энергетическую безопасность. При этом наша страна должна действовать в
© Кидямкин А .А., 2014
рамках рентабельных и доступных ресурсов углеводородного сырья, равно как и обеспечивать свои интересы в настоящем и в будущем. Последнее будет способствовать закреплению ведущей роли нашей страны в качестве производителя и экспортера углеводородного сырья.
Очевидно, что на современном этапе в ЕС как одном из наиболее динамично развивающихся регионов мира сложился ряд негативных тенденций в области обеспеченности ресурсами углеводородного сырья. Так, налицо невысокая степень надежности энергетической базы региона, складывающаяся из ограниченности природных запасов энергоресурсов, что при одновременном росте потребностей ведет к актуализации проблемы энергетического сотрудничества России и ЕС. Выявлена ограниченность запасов и производства энергетических ресурсов в ЕС и, соответственно, ненадежность природной энергетической базы при растущей необходимости удовлетворения потребностей в энергоресурсах в целом по странам, что усиливает интерес Европейского союза к энергетическому сотрудничеству с Россией. Оценка же перспектив потребления первичной энергии в странах ЕС свидетельствует о серьезном увеличении возобновляемых источников энергии в структуре энергетического баланса региона.
Таблица 1
Перспективны потребления первичных энергоносителей в ЕС, млн т нефтяного эквивалента
Вид энергоносителя 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г.
Нефть 724 659 637 619 603 587 572
Газ 446 450 469 487 497 504 504
Возобновляемые источники энергии 123 177 213 248 284 320 356
Энергия атомных электростанций 260 239 217 204 204 204 204
Уголь 317 277 258 236 211 191 174
Источник: [4, с. 164].
Ситуация в энергетическом балансе ЕС все более усложняется в связи со снижением доли атомной энергии, поскольку само по себе усиление роли возобновляемой энергетики в энергобалансе сопряжено с существенными капиталовложениями, а также изменением собственного энергетического уклада развития ЕС. Пик в потреблении энергоносителей в ЕС приходился на 2004-2006 годы, но далее, под воздействием как роста мировых цен на энергоносители, так и в результате глобального финансового кризиса и соответствующего роста дефицитов бюджета и нарастания экономической напряженности в странах ЕС потребление первичных энергоносителей (по всем без исключения, включая газ) снизилось. Одновременно возросла зависимость ЕС от поставок энергоносителей извне, в первую очередь, из России. Указанная тенденция, по оценкам аналитиков, в ближайшие годы сохранится. В таблице 2 представлена географическая структура импорта первичных энергоносителей в ЕС по их основным видам - нефти и газу.
Таблица 2
Доля отдельных стран в импорте ЕС основных видов первичных энергоносителей
Основные страны-экспортеры 1. Нефть
2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
Россия 29,2 32,2 33,4 31,4 33,1 34,5
Норвегия 19,4 18,8 15,5 15,1 15,2 13,8
Ливия 7,5 8,8 9,2 9,9 9,0 10,2
Саудовская Аравия 10,1 11,3 9Д 6,9 5,7 5,9
Иран 4,9 6,3 6,2 5,4 4,7 5,7
2. Газ
Россия 45,0 43,8 39,3 37,6 34,3 31,8
Норвегия 26,2 24,9 25,5 28,9 30,7 28,2
Алжир 21,2 18,2 16,4 14,7 14,2 14,4
Катар 0,9 1,4 1,8 2,2 4,6 8,6
Нигерия 2,2 3,7 4,3 4,0 2,4 3,6
Источник: [1]
Указанное выше обстоятельство, равно как и воздействие других экзогенных факторов (таких, как рост конкуренции на мировом рынке энергоносителей, глобальный энергетический кризис, а также активизация на рынке игроков из США и ряда развивающихся стран, глобальное изменение климата), требуют от ЕС внедрения в жизнь принципиально новых инструментов наднациональной энергетической политики. Наднациональная энергетическая политика ЕС, с одной стороны, в последнее десятилетие является фактором обострения противоречий в регионе, но одновременно способствует консолидации национальных энергетических политик стран-участниц. Цели общей энергетической политики ЕС постепенно изменяются, что также важно для России как основного экспортера энергоносителей в ЕС.
Энергетическое сотрудничество является одним из направлений торгово-экономических и инвестиционных связей ЕС и России, причем это направление сотрудничества является одним из наиболее интенсивно развивающихся и характеризующихся углублением взаимозависимости. В долгосрочном аспекте ключевой задачей России должна являться выработка механизмов, способствующих оптимизации способов и направлений поставок энергоносителей; выходу нашей страны на наиболее платежеспособные и эффективные рынки. При этом, даже несмотря на то, что спрос ЕС на российские энергоносители будет неуклонно возрастать, наша страна объективно не может способствовать на основе своего природного потенциала нейтрализовать имеющиеся узкие места в энергетике ЕС, что связано с национальной энергетической безопасностью нашей страны, геополитическими барьерами и ресурсными ограничениями.
По данным Евростат, потребление энергии в ЕС за последнее десятилетие продолжало возрастать, хотя в кризисный период и отмечались некоторые тенденции к снижению. По подсчетам автора, по состоянию на 2012 г. 64% энергии, потребляемой в ЕС, приходится на четыре страны -Францию, Германию, Великобританию и Италию. Неравномерна и товарная структура энергетического баланса, в которой доминируют нефть и газ, на которые приходятся 37 и 24% всего энергопотребления в регионе соответственно. При этом за счет активного развития возобновляемой энергетики в таких странах, как Испания и Германия, а также ориентации Франции на развитие атомной энергетики зависимость региона от традиционных видов топлива ниже среднемирового уровня и находится на уровне 80%, тогда как в остальном мире - около 90%.
Странам ЕС исторически не принадлежат большие запасы собственных энергоресурсов, в связи с чем возрастающие потребности внутренней экономики ведут к росту импорта, уровень зависимости от которого в среднем по ЕС составляет около 55% и продолжает нарастать. Существующие
оценки позволяют ожидать увеличения этой зависимости к 2020 г. до 75%. В свою очередь, в структуре чистого импорта энергоносителей доминирует нефть, доля которой составляет порядка 60% импорта энергетических ресурсов (но за последние 15 лет эта доля снизилась на десять процентных пунктов). Снижение доли нефти в импорте энергоносителей происходит за счет увеличения доли природного газа до 30%, который одновременно демонстрирует высокие темпы прироста импорта. Последнее отчасти объясняется резким снижением поставок Великобритании и Нидерландов в последние годы в связи с истощением месторождений этих стран в Северном море.
В 2012 г. объем потребления природного газа в странах ЕС достиг 47 млрд куб. м, одновременно возросла его зависимость от импорта природного газа. Среди внешних источников лидерство сохраняют Россия (24% против 23% в 2011 году), Норвегия (19%) и Алжир (9%). 14% в структуре поставок приходилось на сжиженный природный газ (СПГ), одним из крупнейших поставщиков которого был Катар (7%). При этом на поставки газа по магистральным трубопроводам приходится большая часть импорта, тогда как на СПГ приходится не более 15% поставок. Одновременно следует отметить, что политика ЕС в отношении диверсификации источников поставок природного газа, проводимая в последние годы, оказалась весьма плодотворной, поскольку еще в 2000 г. практически весь газ (около 99%), поставляемый в ЕС, приходился на три страны-экспортера - Россию, Алжир и Норвегию.
На современном этапе становится очевидным, что зависимость ЕС от импорта энергоносителей возрастает весьма интенсивно, эта тенденция, по всей видимости, сохранится в ближайшие годы, что является серьезной угрозой энергетической безопасности ЕС и требует принципиально новых мер в области энергетической эффективности и использования новых источников энергии. Еще в 2006 г. Комиссией ЕС была выпущена Энергетическая стратегия, обозначившая, что «Европа вступает в новую энергетическую эру» [2, с. 12], что сопряжено с рядом неотложных проблем, касающихся участия ЕС на мировом рынке энергоносителей:
— необходимость привлечения огромных инвестиций (около одного триллиона в ближайшие 20 лет) с целью удовлетворения возрастающего спроса на энергию и обновление инфраструктуры;
— значимость преодоления проблемы зависимости от импорта, поскольку к 2030 г. порядка 70% потребностей ЕС в энергоносителях будет удовлетворяться за счет импорта; при этом в числе части экспортеров будут регионы с политической нестабильностью;
— преодоление узкой географической концентрации в импорте газа, поскольку около половины потребления газа ЕС приходится на экспорт России, Алжира и Норвегии; в свою очередь, до 2030 г. предполагается рост импорта газа до 80% от совокупного его потребления в ЕС;
— повсеместное увеличение спроса на энергоносители в мире; так, предполагается, что мировое потребление энергии, а также выбросы углекислого газа, через 25 лет возрастут на 60%, а спрос на нефть также будет расти, хотя и не так значительно, как на газ и другие энергоносители;
— положительная динамика цен на мировом рынке энергоносителей;
— глобальное потепление и изменение климата на плане; по оценкам Группы по изменению климата, выбросы парниковых газов приведут к увеличению средней температуры на планете, что нанесет серьезный ущерб как экономикам, так и экологическим системам.
— проблема формирования конкурентного внутреннего рынка энергетических ресурсов в ЕС.
Библиографический список
1. Energy production and imports [Электронный ресурс]. - Режим досутпа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Energy_production_and_imports
2. EU. Energy Scenarios up to 2030, Brussels, 2006.
3. Бондаренко A.C. Энергобезопасность EC и итересы России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: РУДН, 2013.
4. Прогноз развития энергетики мира и России до 2035 года. - М.: ИНЭИ РАН, Российской энергетическое агентство, 2012.