ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Данелян Полина Александровна ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, саморегуляция поведения.
В настоящее время социум предъявляет большие количество требований к его членам, среди которых особое внимание уделяется эффективному взаимодействию индивида, его социальной успешности. Ввиду перечисленного, возникает интерес к изучению способности человека к адаптации в обществе, что обусловлено управлению своим эмоциональным состоянием и поведением. Возникает интерес к внутренним ресурсам, обеспечивающим реализацию данных способностей.
Целенаправленную деятельность человека, адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды и совладения с трудными жизненными ситуациями обеспечивает контроль поведения. Особой областью в данном контексте является исследование индивидуальных ресурсов человека, осуществляющих контроль и понимание своего эмоционального состояния и поведения. Таким образом, эмоциональный интеллект и саморегуляция поведения - важные аспекты жизнедеятельности человека, а так же ресурсы развития успешной адаптации к условиям изменяющийся среды и эффективной коммуникации.
Цель исследования - выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения, выявить отличия между уровнем саморегуляции поведения и эмоциональным интеллектом у студентов младших и старших курсов.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- в теоретическом плане - провести анализ становления понятия «эмоциональный интеллект»; провести теоретический анализ моделей эмоционального интеллекта; провести теоретический анализ понятия «саморегуляция».
- в методическом плане - осуществить подбор методов и психодиагностических методик для исследования эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения.
- в эмпирическом плане - экспериментально изучить и определить взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения; выявить отличие уровня саморегуляции поведения и уровня эмоционального интеллекта студентов младших и старших курсов.
Объект исследования - эмоциональный интеллект и саморегуляция поведения.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения, отличие эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения студентов младших и старших курсов.
Гипотезы:
1) Существует взаимосвязь между уровнем саморегуляции поведения и уровнем эмоционального интеллекта;
2) Уровень саморегуляции поведения и уровень эмоционального интеллекта у студентов младших курсов отличается от уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта у студентов старших курсов.
В качестве основных методов исследования выступали:
1. Теоретические: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по данной проблеме, обобщение и систематизация полученной информации.
2. Математико-статистические: тестирование, статистические методы обработки и анализ полученных данных.
Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:
1. Тест эмоционального интеллекта Д.В.Люсина;
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
Выборку данного исследования составили студенты 1 и 4 курса факультета клинической психологии, Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Общий объем выборки составил 60 человек - 30 студентов 1 курса, 30 студентов 4 курса.
Появлению термина «эмоциональный интеллект» предшествовало постепенное изменение взглядов на соотношение эмоциональных и интеллектуальных процессов. В настоящее время ведущими теориями эмоционального интеллекта являются: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; двух-компонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. В рамках рассматриваемых теорий авторы по-разному определяют психологическую сущность феномена «эмоциональный интеллект».
Обзор представлений о понятии саморегуляции показывает, что данный феномен следует рассматривать как интегративный процесс. Процессы саморегуляции проявляются в жизнедеятельности человека на разных уровнях ее функционирования, включая эмоциональные, смысловые, когнитивные, рефлексивные, мотивационные и поведенческие сферы. Среди факторов, определяющих процессы и механизмы саморегуляции, необходимо учитывать эмоциональные аспекты и составляющие элементы эмоциональной сферы личности, которые могут оказывать существенное влияние на регуляционные харак-
теристики поведения и деятельности. Эмоциональный интеллект является важной характеристикой саморегуляции, объединяющей эмоциональные и когнитивные процессы. Компоненты эмоциональной сферы оказывают влияние на саморегуляцию поведения, деятельности, мышление.
Основанием для проведения исследования на учащихся факультета клинической психологии послужила специфика обучения студентов-психологов. Учебная программа данного факультета позволяет, помимо приобретения теоретических знаний, усовершенствовать полученные, накопленные знания на практике в рамках практических и факультативных занятий. Кроме того, отличительной особенностью выборки данного исследования является тот факт, что в настоящее время возрастает потребность в обращении людей к услугам психологов, актуальность данной профессии возрастает. Психологу, как специалисту профессий типа «человек-человек», необходимо быть чутким к своим клиентам, уметь не только понимать свои эмоции и управлять ими, контролировать свое поведение и проявлять гибкость в общении, но и иметь способность распознавать эмоции других людей, воздействовать на их эмоциональное состояние, способствовать выработке их адаптивности.
В результате проведенного исследования нами была выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения, что подтверждает положение о том, что эти феномены взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Также, было установлено, что уровень саморегуляции и уровень эмоционального интеллекта у студентов 1 курса факультета клинической психологии ниже, чем уровень саморегуляции и уровень эмоционального интеллекта у студентов 4 курса факультета клинической психологии.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вестник Бурятского государственного университета. -2013. - № 5. - С. 1-2.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78 - 86.
3. Бубенко, В. Ю. Саморегуляция: виды и содержание / В.Ю. Бубенко, В.В. Козлов//Проблемы психологии и эргономики. — 2003. — №1. — С. 5—7
4. Кацеро А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А. А. Кацеро, А. В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 10-12
5. Конопкин О.А. Психология саморегуляции произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
6. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С.128-135.
7. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков . - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29 - 36.
8. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пе-тухова. М.: Изд-воМГУ, 1981. С. 123—129.
9. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С.121-127.
10. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. журнал. - 1982. - Т.3. -№4. - С.23-35.
11. Хлевная Е.А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е.А.Хлевная, Т.С. Киселева // Вестник Государственного Университета Управления. 2012 г. №1. С. 188 -191.