Научная статья на тему 'Стилевые особенности саморегуляции поведения в деятельности руководителя'

Стилевые особенности саморегуляции поведения в деятельности руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION / THINKING STYLE / MANAGEMENT ACTIVITY / EMOTIONAL INTELLIGENCE / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева М. А.

В статье рассматриваются современные подходы к изучению процессов психической саморегуляции, а также связь саморегуляции с эффективностью профессиональной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования стилевых особенностей саморегуляции поведения и их взаимосвязь с устойчивыми и динамическими характеристиками личности руководителей отделов администрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC DIFFERENCES IN MANAGERS SELF-REGULATION OF BEHAVIOR IN A PROFESSIONAL SETTING

The paper examines current approaches to the study of processes of psychological self-regulation and the connection between self-regulation and effectiveness of professional activity. The paper presents the results of an empirical study on stylistic differences in self-regulation of behavior and the relationship thereof with stable and dynamic personality traits of heads of municipal departments.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности саморегуляции поведения в деятельности руководителя»

Библиографический список

1. Реморенко, И.М. Модель «Российское образование - 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/press/smi/4793

2. Булаев, Н.И. Профессиональное образование в России: развитие системы // Профессиональное образование. Столица. - 2009. " № 11.

3. Продуктивный опыт работы органов исполнительной власти в кризисный период 2008-2010 годов в сфере труда и занятости населения [Э/р]. - Р/д: http://trud22.ru

4. Социология: учебный терминологический словарь для студентов всех форм обучения по специальностям «Социальная работа», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Юриспруденция» / сост. Д.В. Рахинский [и др.]. - Красноярск, 2007.

5. Олейникова, О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М., 2005.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. - М., 2000.

7. Лазаренко, И.Р. Принцип образовательного партнерства // Актуальные проблемы учебной деятельности студентов в процессе профессионального образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2005.

Bibliography

1. Remorenko, I.M. Modelj «Rossiyjskoe obrazovanie - 2020» sozdaetsya v interesakh potrebiteleyj obrazovateljnihkh uslug [Eh/r]. - R/d: http:/ /mon.gov.ru/press/smi/4793

2. Bulaev, N.I. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii: razvitie sistemih // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2009. ? № 11.

3. Produktivnihyj opiht rabotih organov ispolniteljnoyj vlasti v krizisnihyj period 2008-2010 godov v sfere truda i zanyatosti naseleniya [Eh/r]. -R/d: http://trud22.ru

4. Sociologiya: uchebnihyj terminologicheskiyj slovarj dlya studentov vsekh form obucheniya po specialjnostyam «Socialjnaya rabota», «Menedzhment organizacii», «Finansih i kredit», «Marketing», «Yurisprudenciya» / sost. D.V. Rakhinskiyj [i dr.]. - Krasnoyarsk, 2007.

5. Oleyjnikova, O.N. Socialjnoe partnerstvo v professionaljnom obrazovanii. - M., 2005.

6. Kasteljs, M. Informacionnaya ehpokha: ehkonomika, obthestvo i kuljtura: per. s angl. - M., 2000.

7. Lazarenko, I.R. Princip obrazovateljnogo partnerstva // Aktualjnihe problemih uchebnoyj deyateljnosti studentov v processe professionaljnogo obrazovaniya: mat. vseros. nauch.-prakt. konf. - Barnaul, 2005.

Статья поступила в редакцию 15.12.11

УДК 159.98:159.943-051

Andreyeva M.A. STYLISTIC DIFFERENCES IN MANAGERS SELF-REGULATION OF BEHAVIOR IN A PROFESSIONAL

SETTING. The paper examines current approaches to the study of processes of psychological self-regulation and the connection between self-regulation and effectiveness of professional activity. The paper presents the results of an empirical study on stylistic differences in self-regulation of behavior and the relationship thereof with stable and dynamic personality traits of heads of municipal departments.

Key words: psychological self-regulation, thinking style, management activity, emotional intelligence, coping behavior.

М.А. Андреева, аспирант ДВГУПС, г. Хабаровск. E-mail [email protected]

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье рассматриваются современные подходы к изучению процессов психической саморегуляции, а также связь саморегуляции с эффективностью профессиональной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования стилевых особенностей саморегуляции поведения и их взаимосвязь с устойчивыми и динамическими характеристиками личности руководителей отделов администрации.

Ключевые слова: психологическая саморегуляция, стиль мышления, управленческая деятельность, эмоциональный интеллект, совладающее поведение.

Изучение проблемы влияния психологических особенностей личности на успешность в профессиональной деятельности является одним из важнейших вопросов психологии управления. Успешность деятельности руководителя, как субъекта, включенного в систему многофункциональных взаимодействий с сотрудниками предприятия, в значительности мере связана со способностями к саморегуляции произвольной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности, в том числе и управленческой деятельности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформи-рованностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются руководителем [1].

Управление в широком смысле представляет собой систему мер, направленных на определение целей, стоящих перед данным производственным звеном, разработку и осуществление действий, на организацию коллектива для достижения этих целей, на планомерное сочетание труда, на повышение культурно-технического уровня кадров и их социально-культурного обслуживания. Многомерность и многоплановость управленческой деятельности требует сложнейшей регуляции, включения целого комплекса процессов и свойств [2].

Согласно проведенному теоретическому исследованию мы предполагаем, что высокое должностное положение связано с высокой степенью развития общей способности к саморегуляции. Кроме того, важным представляется изучение взаимосвязи конкретного стиля саморегуляции с устойчивыми (стиль мышления, индивидуально-типологические особенности) и динамическими (эмоциональный интеллект, стиль управленческой деятельности, стратегии совладания) личностными характеристиками. В нашем исследовании мы делаем акцент на изучении взаимосвязи стиля саморегуляции поведения с новым конструктом общей психологии - эмоциональным интеллектом (Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо Д. Гоулмен, Д.В. Люсин и др.). Концепция эмоционального интеллекта разрабатывается с 90-х годов прошлого века и популярность ее в значительной мере связана с проблемой понимания эмоций и управления эмоциями, а также интересом к этой проблеме в психологии управления в контексте эволюции организационного менеджмента и смены управленческих парадигм [3].

Методологическими основаниями нашего исследования являются субъектный подход к исследованию психики человека (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинс-кий, А.В. Петровский и др.) и представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин), а также концепция индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова) [4].

2б2

Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей характера взаимосвязи стилевых особенностей саморегуляции поведения с устойчивыми и динамическими личностными характеристиками. В эмпирическом исследовании приняли участие начальники отделов администрации Октябрьского района Еврейской автономной области. Выборку составили 40 человек. Средний возраст респондентов - 41 год.

Для исследования стилевых особенностей саморегуляции мы используем принципиальную модель системы осознанного саморегулирования, разработанную О.А. Конопкиным. Саморегуляция произвольной активности человека понимается нами, вслед за О.А. Конопкиным и В.И. Моросановой, как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей [5].

При исследовании эмоционального интеллекта мы опирались на концепцию отечественного ученого Д.В. Люсина, который трактует эмоциональный интеллект как способность к пониманию эмоций и управлению ими. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции (внутриличностный ЭИ), так и на эмоции других людей (межличностный ЭИ) [6].

В исследовании были использованы следующие методики: опросник "Стилевые особенности саморегуляции поведения -сСп-опросник «ССП-98» В.И. Моросановой, методика «Индивидуальный стиль мышления» А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, методика «Диагностика стилей управленческой деятельности» А.С. Петровской [7], «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае-П. Коста, ЭмИн-опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, методика Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта, копинг-тест Р. Лазаруса.

На первом этапе были получены и проанализированы данные о стиле саморегуляции поведения, индивидуальных стилях мышления, выборе стиля управленческой деятельности и совла-дающего поведения, а также степени развития способностей, включенных в структуру эмоционального интеллекта у муниципальных служащих - начальников отделов администрации района.

В результате анализа эмпирических данных были выявлены следующие характерологические особенности респондентов: общий уровень развития стилевой саморегуляции у большинства испытуемых выявлен на среднем уровне. Респонденты способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для объекта успешности. Респонденты демонстрируют пластичность всех регу-ляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.

Муниципальные служащие проявляют усилия по регулированию своих чувств и действий, склонны проявлять усилия по поиску информационной, действенной и социальной поддержки, произвольно фокусировать свои усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме, а также решать проблемы с фокусированием на росте собственной личности. Для начальников отделов администрации характерен социальный самоконтроль, они имеют социальный эталон, которому предпочитают следовать в своей деятельности. Большинство респондентов отдают предпочтение партисипативному стилю управленческой деятельности, то есть системе, основанной на групповом участии работников в принятии решений.

Стиль мышления респондентов характеризуется следующими особенностями: стремлением создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции; ориентированностью на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Прежде чем принять решение, разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории.

У большинства респондентов эмоциональный интеллект находится на среднем и высоком уровне развития, что проявляется в выраженной способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможна склонность к манипулированию людьми. Респонденты способны контролировать внешние проявления своих эмоций, а также понимать эмоции других людей и управлять ими. Следует подчеркнуть высокую степень развития способности к пониманию и управлению собственными эмоциями. На среднем уровне развития находятся такие способности, как эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность); самомотивация (как произвольное управление своими эмоциями), эмпатия; распознавание эмоций других людей (как умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

На втором этапе был проведен анализ взаимосвязи стилевых особенностей саморегуляции с различными устойчивыми и динамическими личностными характеристиками. Для выявления корреляционных связей использован пакет прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Office Excel, 2007.

Планирование положительно коррелирует с общительнос-т ью (r=0,89; рd< 0,01), проявлением чувства вины (r=0,77; pd<0,05), экстраверсией (r=0,79; рd< 0,05), артистичностью (r=0,74; рd< 0,05), сенситивностью (r=0,81; рd< 0,05), экспрессивностью (r=0,94; рd< 0,01), копинг-стратегией дистанцирование (r=0,84; рd< 0,01). Отрицательно коррелирует с партисипа-т ивным стилем управленческой деятельности.

Моделирование положительно коррелирует ^d< 0,05) с пониманием своих эмоций (r=0,74), внутриличностным эмоциональным инт еллект ом (r=0,72), самомотивацией (r=0,77), управлением своими эмоциями (r=0,81), распознаванием эмоций других людей (r=0,78), интегративной шкалой (ЭИ) (r=0,87; рd< 0,01). Отрицательно коррелирует ^d< 0,01), с напряженностью (r=-0,87), депрессивностью (r=-0,84), эмоциональной неустойчивостью (r=-0,87), эмоциональной лабильностью (r=-0,81 ; рd< 0,05).

Вьявлена положительная взаимосвязь между шкалой гиб-кост ь и способностью к пониманию своих эмоций (r=0,79; рd"0,05), контролем экспрессии (r=0,88; рd< 0,01), межличностным (r=0,72; рd< 0,05) и внутриличностным (r=0,94; рd< 0,01 ) эмоциональным интеллектом, пониманием и управлением эмоциями (r=0,85 и r=0,89 соответственно, рd< 0,01). Отрицательная взаимосвязь с депрессивностью (r=-0,77; рd< 0,05), эмоциональной лабильностью (r=-0,84; рd< 0,01), копинг-стратегией бегство-избегание (r=-0,74; рd< 0,05).

Обнаружена значимая положительная корреляционная взаимосвязь между стилем самостоятельность и конфронта-ционным копингом (r=0,88; рd< 0,01), авторитарным стилем управленческой деятельности (r=0,72; рd< 0,05), а также отрицательная взаимосвязь с пониманием (r=-0,86; рd< 0,05).

Стиль саморегуляции программирование положительно коррелирует ^"0,05) с управлением своими эмоциями (r=0,80), интегративной шкалой (ЭИ) (r=0,74), попустительским стилем управленческой деятельности (r=0,74), копинг-спрапегией планирование решения проблем (r=0,72); отрицательно коррелирует с синтетическим стилем мышления (r=-0,71; рd< 0,05).

Вьявлена попожипельная взаимосвязь между оценкой результатов и копинг-стратегиями самоконтроль (r=0,77) и планирование решения проблем (r=0,80); отрицательная взаимосвязь с тревожностью (r=-0,77), напряженностью (r=-0,77), эмоциональной неуст ойчивост ью (r=-0,74) ^d< 0,05).

Общий уровень саморегуляции положительно коррелиру-ет^< 0,05) с управлением своими эмоциями (r=0,80), интегративной шкалой (ЭИ) (r=0,74), самоконтролем (r=0,74) и планированием решения проблем (r=0,87; рd< 0,01). Обнаружена отрицательная взаимосвязь ^d< 0,05) с синтетическим стилем мышления (r=-0,74) и сотрудничеством (r=-0,75); депрессивностью (r=-0,79); тревожностью (r=-0,83), напряженностью (r=-0,87), эмоциональной неустойчивостью (r=-0,88) ^d< 0,01).

Таким образом, высокий общий уровень сформированности осознанной саморегуляции характеризует людей самостоятельных, способных гибко и адекватно реагировать на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет ком-

пенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Наше исследование показало, что чем выше развит общий уровень саморегуляции, тем более высоко развит общий эмоциональный интеллект, способность управлять своими эмоциями. Соответственно, при решении проблем руководитель способен регулировать свои чувства и действия и фокусироваться на проявлении усилий по решению ситуации. Такие люди не склонны проявлять напряженность, депрессивность, они эмоционально устойчивы, чувствуют внутренний эмоциональный комфорт. Однако способность компенсировать собственные личностные характерологические особенности может приводить их к ситуации соперничества, если это необходимо для достижения цели. Таким образом, чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем чаще руководитель склонен проявлять некоторую обособленность в отношениях с подчиненными. Кроме того, способность овладевать новыми видами активности и гибкость реагирования на изменение условий деятельности все же не предполагают создание чего-то нового. Это может быть связано с высокой степенью осознанности своих действий, и тенденцией регулировать свою поведенческую активность с более рациональных, нежели отвлеченных, теоретизированных позиций.

Исследование показало, что высокий уровень сформирован-ности потребности в осознанном планировании деятельности, способности к целеполаганию и достижению цели определяет степень общительности, позитивной направленности личности на внешний мир. У этих руководителей проявляются такие личностные особенности как артистизм, чувствительность, способность проявлять свои эмоции. Следует также подчеркнуть, что чем выше у руководителя проявляется потребность в планировании своей деятельности, тем меньше он проявляет склонность к сотрудничеству с подчиненными, к принятию коллегиальных решений, тем больше он склонен дистанцироваться от незапланированных проблем, которые случаются в процессе деятельности, и уменьшать их значимость.

Важным аспектом результатов исследования является выявленное соответствие между адекватностью программы и плана деятельности, получаемых результатов принятым целям, способности гибко изменять модель значимых условий и программу действий с одной стороны, и уровнем развития способностей понимать и управлять как собственными эмоциями, так и эмоциональным состоянием окружающих, с другой стороны. Кроме того, такие руководители характеризуются эмоциональной устойчивостью и стабильностью.

Высокий уровень сформированности регуляторной гибкости, т. е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий характеризует людей с развитым внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом. Это проявляется в способности понимать и управлять эмоциями, контролировать внешнее проявление своих эмоций, эмоциональной комфортностью и стабильностью. Такие руководители меньше склонны преодолевать препятствия путем мысленных стремлений и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы.

Анализ полученных данных показал, что чем выше у руководителя проявляется автономность в организации активности,

Библиографический список

способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, тем более проявляется склонность ориентироваться на собственное мнение и оценки. Для такого руководителя характерно стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большой дистанцией с подчиненными, нежеланием признавать свои ошибки, возможно непонимание во взаимоотношениях. Кроме того, такие руководители склонны преодолевать трудности с помощью агрессивных усилий по изменению ситуации, что предполагает определенную степень готовности к риску.

Высокий уровень потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, дета-лизированность и развернутость разрабатываемых программ, способность гибко изменять программы в новых обстоятельствах и сохранять устойчивость в ситуации помех свидетельствует о высоком уровне развития эмоционального интеллекта в целом, и способности к управлению своими эмоциями в частности. Такие руководители склонны решать возникающие проблемы с помощью произвольных, проблемно-фокусированных усилий по изменению ситуации, включающих аналитический подход к проблеме. Кроме того, чем выше у руководителя проявляется потребность к программированию своих действий, тем менее он склонен создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные идеи, осуществлять мысленные эксперименты. Такие руководители не склонны делать выводы на основе абстрактных теорий и находить принципиально новые решения, для них более характерна четкая программа действий для достижения намеченных целей. Они проявляют снисходительность к работникам, менее требовательны к дисциплине и контролю. Определенный либерализм в отношениях с подчиненным связан с тем, что они не нуждаются в участии сотрудников в разработке программ, но в случае неблагоприятного развития ситуации вполне могут перекладывать ответственность за невыполнение программы на подчиненных.

Высокая степень развитости и адекватности оценки руководителем себя и результатов своей деятельности и поведения, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки успешности достижения результатов, способность адекватно оценивать как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий, взаимосвязаны со способностью решать проблемы с помощью регулирования своих чувств и действий, проявлять усилия по изменению ситуации. Для таких респондентов характерны отсутствие тревожности и напряженности, внутренний эмоциональный комфорт, эмоциональная устойчивость.

Таким образом, исходя из полученных результатов эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что стилевые особенности саморегуляции поведения определенным образом взаимосвязаны с различными личностными характеристиками. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния саморегуляции произвольной активности на оптимизацию профессиональной деятельности руководителя.

1. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. - 2002. -№ 6. - Т. 23.

2. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - М., 2000.

3. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. - 2004. - № 4 (1).

4. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

5. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. -1989. - № 5.

6. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. -№ 4.

7. Петровская, А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., - 2007.

Bibliography

1. Morosanova, V.I. Lichnostnihe aspektih samoregulyacii proizvoljnoyj aktivnosti cheloveka // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2002. - № 6. -T. 23.

2. Karpov, A.V. Psikhologiya menedzhmenta. - M., 2000.

3. Roberts, R.D. Ehmocionaljnihyj intellekt: problemih teorii, izmereniya i primeneniya na praktike / R.D. Roberts, Dzh. Mehttjyus, M. Zayjdner, D.V. Lyusin // Psikhologiya: Zhurnal Vihssheyj Shkolih Ehkonomiki. - 2004. - № 4 (1).

4. Morosanova, V.I. Stilevihe osobennosti samoregulyacii lichnosti // Voprosih psikhologii. - 1991. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.