Л. X. Нематов
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ВАЖНЕЙШИМИ СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: экономическое воспитание, национальное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и профориентация
На современном этапе развития экономики, совершенствования общественных и экономических отношений и формирования нового человека стали особенно актуальными задачи экономического воспитания подрастающего поколения. В условиях рыночной экономики необходимость экономического воспитания определяется экономическими законами развития общества и экономической политикой государства, направленными на повышение эффективности производства и качества работы, а также растущим значением субъективного фактора в развитии экономики. Экономическое воспитание, готовя подрастающее поколение к деятельности в сферах производства, распределения, обмена и потребления, во многом способствует тому, чтобы наша экономика была экономной. Вместе с тем экономическое воспитание при условии комплексного подхода к процессу формирования новой личности усиливает связь сторон единого воспитательного процесса с экономическим базисом, экономической политикой нашего общества и государства.
Само понятие «экономическое воспитание» в научно-педагогической литературе дается в различных трактовках. Так, В.К.Розов, Б.П.Шемякин и П.А.Шемякин в книге "Методика экономического воспитания школьников" дают такое определение: "Экономическое воспитание как составная часть процесса воспитания подчиняется его закономерностям, которые в наибольшей мере определяют
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ^ ~ 151 -
социальную жизнь человека. Они являются главными источниками формирования общественно ценных качеств личности''(5,18). "Экономическое воспитание, являясь важной составной частью воспитания молодежи, формирует у нее экономическое сознание, умение анализировать результаты своего труда и изыскивать резервы повышения его производительности. Оно способствует широкому вовлечению юношей и девушек, начинающих свою трудовую деятельность, в управление общественным производством, в творческую общественную работу''(3,11). Это определение приведено в монографической работе Л. Л. Куракова "Экономическое образование и воспитание школьников". И.А.Сасова, А.Ф.Аменд определяли экономическое воспитание в следующей трактовке: "Экономическое воспитание - важнейшая составная часть воспитания. Оно предполагает формирование у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам хозяйствования. В процессе экономического воспитания должны вырабатываться такие качества личности, как бережливость, дисциплинированность, деловитость, организованность, ответственность, предприимчивость и др" (6,34).
Экономическое воспитание, являясь важным средством формирования всесторонне и гармонически развитой личности, находится в диалектической взаимосвязи и единстве с другими направлениями воспитательного процесса. Каждое из них, способствуя непосредственно развитию одних качеств личности, косвенно влияет на формирование других. Так, и идейное и нравственное воспитание в определенной степени формируют качества, которые составляют цель экономического воспитания. Попытаемся охарактеризовать эти взаимосвязи.
Экономическое воспитание взаимосвязано с идейным воспитанием. Эта связь исходит из диалектического единства экономики и политики. Экономическое воспитание, так же как и идейное, предусматривает овладение экономической теорией и формирование убеждений. В процессе идейного и экономического воспитания используются и идеологические и экономические средства воздействия на личность. В отличие от идейно-политического экономи-
ческое воспитание предполагает овладение знаниями основ конкретной экономики и научной организации труда. Оно создает предпосылки (знания, умения, навыки, качества личности) для реализации идейных убеждений в практической жизни. «Экономическое воспитание учащихся, как и воспитательный процесс в целом, направлено на формирование у них научного мировоззрения, осознанного отношения к труду» (1,17). В процессе формирования конкретных экономических знаний о содержании и принципах организации экономической жизни общества, об экономической политики государства у школьников складывается и расширяется система экономических взглядов, понятий, оценок, выводов, на основе которых вырабатываются определенные идейные убеждения. Осуществляя экономическую подготовку, учитель готовит учащихся к активной трудовой, экономической и общественно-политической деятельности, показывает необходимость добросовестной и качественной работы, участия в укреплении, развитии и управлении народным хозяйством.
Рассматривая единство трудового воспитания и профориентации экономическом воспитании, мы видим, что в основе мотивов и потребностей трудового воспитания лежат экономические стимулы. Труд превращается в первую жизненную необходимость человека, все более удовлетворяет его разносторонние потребности. Воспитание же, готовя человека к труду, формирует эти потребности, приводя их в соответствие с экономическими возможностями, этическими нормами, идейно-политическими установками.
Трудовое и экономическое воспитание решает общие задачи формирования осознанного отношения к труду, навыков общей трудовой культуры, научной организации труда. В трудовом и экономическом воспитании широко используются разделение и кооперация, планирование, нормирование труда, учет, контроль, материальное и моральное стимулирование и другие средства, являющиеся экономическими категориями.
«Экономическое воспитание неотделимо от трудового воспитания: именно в труде практически проверяются экономические знания, формируются организованность, ответственность, дисциплинированность и другие качества личности, свойственные современному деловому человеку. Внедрение экономического воспитания в трудовой
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ_153 ~
процесс школьников позволяет придать их деятельности творческий характер, развить исследовательскую, опытническую работу» (4,85).
Отличительные особенности экономического воспитания в подготовке подрастающего поколения к труду определяются тем, что трудовое воспитание связано прежде всего с процессом труда, т.е. оно готовит человека к взаимодействию с природой с целью получения продукта труда для удовлетворения своих потребностей, а экономическое воспитание готовит человека к эффективной организации этого процесса взаимодействия с целью экономии времени, т.е. оно связано с созданием условий, обеспечивающих его высокую эффективность, рациональную организацию распределения и потребления материальных благ. Экономическое воспитание вооружает учащихся знаниями экономической теории, вырабатывает экономические умения и навыки, необходимые для участия в производстве, экономически осознанное отношение к труду.
В нравственном и моральном воспитании мотивация поведения непосредственно и опосредовано связана с экономической целесообразностью, ибо моральные и идейно-политические установки исходят из общественно-экономических отношений. И экономическое, и нравственное, и моральное воспитание решает общие задачи формирования осознанного отношения к труду и собственности, вырабатывает у учащихся бережливость, экономическую расчетливость, хозяйственность, деловитость. Формирование этих качеств личности непосредственно основано на экономических знаниях, умениях, навыках и связано с экономическими интересами и потребностями общества.
Они дополняют друг друга, взаимно обогащают и в процессе трудового и профессионального обучения и воспитания получают дальнейшее качественное совершенствование. Нравственное воспитание способствует развитию таких экономически важных качеств, как сознательное отношению к результатам деятельности человека, материальным ценностям, к окружающей среде, приучает соизмерять потребности с возможностями их удовлетворения.
В нравственном и моральном воспитании используются преимущественно моральные стимулы. Экономическое воспитание предполагает сочетание материального и морального стимулирования.
Связь экономического и правового воспитания исходит из того, что правосознание, включающее правовые требования и нормы нашего общества, находящие свое выражение в юридических законах, обусловлено экономической системой, экономическими закономерностями развития общества.
Формирование правосознания, высокой правовой культуры и правомерного поведения молодого поколения осуществляется в единстве с подготовкой молодежи к экономической жизни, так как эффективность правового воспитания нередко определяется показателями экономической деятельности во всех ее сферах: производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.
Формирование эстетических понятий и вкусов не может не согласовываться с экономической целесообразностью, экономическими возможностями личности и общества. В этом прежде всего заключается взаимосвязь эстетического и экономического воспитания. Кроме того, она проявляется в области эстетики труда и производства, которая является средством гуманизации труда, повышения его эффективности и качества. В то же время рационализация труда, реализация мер по повышению его эффективности и качества способствуют эстетическому развитию личности. Целесообразно также ставить вопрос об эстетике потребления.
Физическое воспитание создает благоприятные условия для повышения производительности труда. В этом его общественное экономическое значение. Вместе с тем физкультура и спорт не обходятся без материальной базы, на основе которой можно формировать бережное отношение к материальным ценностям. Занятия спортом способствуют также формированию навыков экономии времени, рациональной организации его бюджета. Исключительно велико значение физического воспитания для формирования разумных потребностей, стремления к бережному отношению к своему здоровью, к активной борьбе с вредными привычками (курением, потреблением алкогольных напитков и наркотических веществ).
Новым и недостаточно разработанным является вопрос единства и взаимосвязи экономического и экологического воспитания. Он исходит из необходимости охраны окружающей среды, взаимодействия и взаимообусловленности процессов природы и
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ _155 ~
технологии. Любая производственная деятельность требует предварительного социально-экономического и экологического обоснования; лишь на основе эколого-экономического единства возможно избежание таких ситуаций, при которых с экономической точки зрения можно ожидать больших прибылей, а с экологической
- лишь убытки.
Рассматривать отдельно направления воспитательного процесса удобно лишь в научных и методических целях, ибо научный подход предполагает анализ, в ходе которого можно вскрыть внутренние механизмы, факторы, условия того или иного процесса. На практике же, где мы имеем дело с комплексным педагогическим воздействием, каждая сторона воспитательного процесса выступает в тесной связи с другими.
Таким образом, исходя из этого соображения, можно выделить важнейшие элементы комплексного подхода в процессе экономического воспитания:
- взаимосвязь и единство формирования экономически осознанного отношения к труду, результатам труда и природной среде, времени;
- единство и целостность подготовки выпускников средней школы к экономической деятельности в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1983.
2.«Консепсияи миллиитарбия дар Ч,умхурии Точикистон» Карори Хукумати Ч,умх,урии Точикистон №94 ш. Душанбе 3.03.2006.
3.Мазманян A.A. Воспитание коммунистического отношения к общественной собственности.-Авторефератдисс. ... кан.пед.наук.
- Ереван:1956.
4.Михайлов A.JI. Экономическое образование и воспитание молодежи в условиях развитого социализма. -М.: Мол.гв., 1978.
5.Сатторов А.Х. Экономическое воспитание подростков в процессе общественно-полезного труда. - Автореферат дисс. ... кан.пед.наук.
- Ташкент: 1989,
6.Спижанкова Т. И. и др. Беречь всё, что создано рабочими руками:
— 156-< НОМАИ донишгох__
Книга для учителя. -М. : Просвещение, 1988
Взаимосвязь экономического воспитания с важнейшими составными частями национального воспитания
JI.X. Нематов
Ключевые слова: экономическое воспитание, национальное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и профориентация
Экономическое воспитание является составного частью единого педагогического процесса. Оно есть систематическое, целенаправленное воздегютвие на личность в целях формирования у нее экономических знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а также
- образа мышления и деятельности, соответствующих природе способа производства, принципам и нормам рыночного хозяйствования, высшего морали. В статье рассматриваются вопросы экономического воспитания и его взаимосвязь с важнейшими составными частями национального воспитания.
Interconnection of Economic Upbringing with the mostly Important Constituent Parts of National Education I. Kh. Nematov Key words: economic upbringing, national education, aesthetic upbringing, labour upbringing and vocational orientation
Economic upbringing is a constituent part of the unified pedagogical process. It is a systematic targeted affect exerted upon an individual being aimed at a formation of economy knowledge, habits and abilities, needs and interests and other social-psychological qualities as well; modus of thinking and activities responding to the nature of production mode, principles and norms of market holding running, high morals inclusive. The author touches upon the issues of economic upbringing and the latter's interconnection with the mostly important constituent parts of national education.