Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 61-67. © С.В. Чернобровкина, 2009
УДК 159.922
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ с личностными ОСОБЕННОСТЯМИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ
С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
In the article are results of research. Author analyses psychological features of the person preschool child of crisis of seven years. In groups of parents of children experiencing and not experiencing crisis of seven years differences of upbringing has been revealed.
Возрастные кризисы рассматриваются в отечественной психологии развития как нормативные изменения, необходимые для нормального поступательного хода психического развития. По мнению Л.С. Выготского, «...в этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности» [3, с. 249].
Особенности переживания ребенком кризиса 7 лет представлены в классических работах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), а также в современных исследованиях (Е.З. Басиной, А.Л. Венгера, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, и Н.И. Ганошенко, М.Г. Елагиной, К.Н. Поливановой, Е.Е. Сапоговой и др.).
Л.С. Выготский выделил следующие новообразования кризиса 7 лет (внутренние особенности, личности, характеризующие ребенка в данный период): утрата детской непосредственности; осмысление и обобщение переживаний. Все психологические новообразования критического периода обладают общим свойством, -некоторой незавершенностью. Это выражается в том, что многие из них не выполняют регулирующей функции в самой деятельности ребенка, а проявляются у него только на вербальном уровне, прежде всего в беседе со взрослым.
Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, непосредственным, естественным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности представлением о собственных возможностях. Специфика поведения ребенка в период кризиса 7 лет представлена двумя формами: яркой (острой) и более сглаженной. Яр-
кая форма характеризуется негативными симптомами - манерничаньем и кривлянием, поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным, появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное (вертлявость, клоунада - ребенок строит из себя шута). Более сглаженная форма кризиса проявляется в том, что ребенок становится непонятным для взрослого во многих своих проявлениях
Механизмом кризиса, по Л.С. Выготскому, является дифференциация ребенком внешней и внутренней жизни, благодаря которой происходит утрата детской непосредственности и, как следствие, привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком [3].
Вслед за Л.С. Выготским симптоматику кризиса 7 лет, связанную с трудновоспитуемо-стью, описывает Л.И. Божович, выделяя: раздражительность, непослушание, конфликтность с родителями и воспитателями, капризность. Дети негативно относятся к ранее выполняемым требованиям, что проявляется в упрямстве и негативизме. Трудновоспитуемость ребенка автор объясняет фрустрацией, возникающей в ответ на депривацию его существенных потребностей.
Новообразованиями кризиса 7 лет, с точки зрения Л.И. Божович, являются: «внутренняя позиция школьника», проявляющаяся в ясно выраженном стремлении ребенка к тому, чтобы занять «взрослое» положение в жизни; осознание ребенком себя как субъекта в системе человеческих отношений; самооценка, опирающаяся на оценку окружающих; нравственные представления и чувства («внутренние этические инстанции»); относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов.
Механизм протекания кризиса автор видит в противоречии осознания своего социального Я ребенком и возникновении внутренней позиции (нового отношения к окружающему и самому себе). Появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение в обществе и осуществлять общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис [2].
Современный исследователь М.Г. Елагина, выделяя новообразования кризиса 7 лет, говорит о ребенке данного возраста как «социальном функционере», т. е. о способности ребенка действовать в рамках определенной социальной роли. Реализация социальных ролей приводит к устойчивому различению двух образов Я личности: Я-реального и Я-идеального.
Поведенческие симптомы кризиса 7 лет проявляются, по мнению данного автора, в трех планах отношений: в отношениях с другими людьми (выбор доверенного лица среди взрослых или сверстников, с которыми ребенок вступает в особые, открытые отношения, стремление участвовать во «взрослых» формах общения, например, застольных беседах), во взаимодействии с предметным миром (самостоятельное построение деятельности на основе познавательных интересов), в отношении к себе (появление секретов, тайн, переживание одиночества, осознание и переживание конечности человеческого бытия).
Механизмом кризиса 7 лет, по мнению М.Г. Елагиной, является рефлексия ребенком своих переживаний, реализующаяся как в когнитивных умозаключениях, так и в ролевой практике [1].
Другой современный исследователь К.Н. Поливанова указывает на следующие новообразования кризиса 7 лет: обобщение переживаний; дифференциацию Я-реального и Я-идеального; произвольность поведения; эмансипацию поведения от особенностей ситуации, в которых оно реализуется.
Автором выделяются 3 группы поведенческих симптомов кризиса 7 лет:
1. Негативные проявления: пауза (оттягивание выполнения указания взрослого), спор (в ответ на просьбу, требование ребёнок начинает возражать, оспаривать необходимость требуемого или время выполнения), непослушание
(невыполнение привычных требований, отказ от участия в привычных делах), хитрость (нарушение привычных требований в скрытой форме), упрямство (противопоставляет своё собственное занятие требованию родителей), требовательность (настаивание на своём, настойчивое напоминание об обещанном), капризы (яркие негативные эмоциональные проявления как реакция на неуспех), реакция на критику (ожидание похвалы и острая эмоциональная реакция на негативную обратную связь).
2. Нейтральные проявления: внешний вид (внимание к собственной внешности, споры об одежде), взрослое поведение (на вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, пространных рассуждениях о причинах своего нежелательного поведения, на поведенческом уровне - в карикатурной взрослости, нарочитом взрослом поведении).
3. Позитивные проявления: самостоятельность (желание делать что-то самостоятельно, в роли взрослого, выбор видов деятельности и сферы обязанностей, ранее ребенку не принадлежавших), самостоятельные занятия (стремление к продуктивным видам деятельности (конструирование, рисование, шитьё и др.), постепенно замещающим игру), общие вопросы (появление в общении ребенка и родителей новых тем, не связанных с реальными бытовыми событиями), интерес к школе (ребёнок начинает интересоваться школой, беспокоиться относительно своей успешности в ней, отрицает нормы и требования детского сада).
Механизм кризиса возрастного развития анализируется автором в контексте заданной Л.С. Выготским внутренней логики развертывания отношений реальной и идеальной форм. К концу дошкольного периода ребенок открывает для себя неполноту реальной формы, в которой он живет, и существование новой, идеальной формы. Проходя этапы кризиса (пред-критический, критический, посткритический), ребенок формирует у себя отношение меры своих реальных возможностей к желаемому положению, позиции (идеальной форме) [4].
Подводя итог рассмотренным подходам, важно отметить следующее. Возрастные новообразования кризиса 7 лет, выделяемые исследователями, реализуются, в двух сферах: в сфе-
ре самоотношения ребенка (изменение образа Я, самооценки, внутренняя позиция школьника, стремление занять новое социальное положение и др.), а также вповеденческой сфере (снижение импульсивности поведения ребенка, формирование способности действовать произвольно). Симптоматика кризиса 7 лет у детей, по мнению исследователей, особенно ярко проявляется во взаимоотношениях со взрослыми: в домашнем окружении и в условиях образовательного учреждения.
Кардинальные изменения личности ребенка являются причиной многочисленных трудностей, возникающих в процессе семейного воспитания, детско-родительских отношениях. Для родителей эти периоды оказываются сложными в связи с тем, что привычные воспитательные меры теряют свою эффективность, перестают быть действенными, не достигают цели. Действия взрослого, как правило, проходят два этапа - этап усиления, когда взрослый ужесточает старые формы взаимодействия (сказать громче, наказать при невыполнении правила), и этап поиска новых форм взаимодействия [4]. В попытках родителей восстановить равновесие во взаимодействии с ребенком в кризисный период привычным способом проявляется ригидность системы воспитания и, как следствие, оценка ребенка как трудновоспитуемого. Принятие взрослым новых форм сотрудничества создает условия для овладения ребенком новыми способностями, свойствами личности, необходимыми для перехода на следующую ступень возрастного развития. Перестройка взаимодействия с ребенком в семье вызывает трудности у родителей по многим причинам: во-первых, в связи с необходимостью отказа от понятных, привычных форм поведения, во-вторых, в связи с недостаточной рефлексией ситуации взаимодействия, в-третьих, в связи острыми эмоциональными переживаниями, порождающими сомнение родителей в своей педагогической компетентности.
Значительные изменения личности ребенка в период кризиса 7 лет требуют более гибких способов взаимодействия с ним, в сравнении с периодом дошкольного детства. Использование родителями неэффективных стратегий приводит не только к обострению отношений и затягиванию ситуации кризиса, но и к формирова-
нию и закреплению у ребенка особых черт личности, являющихся причиной проблемного поведения и конфликтов с окружающими.
Мы предположили, что особенности детско-родительских отношений взаимосвязаны с особенностями личности ребенка-дошкольни-ка, выступающими в качестве возрастных новообразований (самооценкой, произвольностью, внутренней позицией школьника и типом готовности к школе).
Исследование было направлено на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет, а также на установление взаимосвязи характеристик детско-родительских отношений с личностными особенностями дошкольников в данный период. (Результаты исследования, выполненного под нашим руководством, представлены в дипломной работе студентки факультета психологии М.В. Стуцаренко).
Задачи исследования:
1. Выявить детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет.
2. Провести сравнительный анализ личностных особенностей дошкольников, переживающих и не переживающих кризис 7 лет (самооценки, уровня тревожности, уровня произвольности, внутренней позиции школьника, типа готовности к школе).
3. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет.
4. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений с личностными особенностями дошкольников в период кризиса 7 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: авторская анкета для родителей, направленная на изучение проявлений кризиса 7 лет у детей, построенная на основании классификации симптомов кризиса К.Н. Поливановой (негативные, нейтральные и позитивные симптомы); методика изучения самооценки ребенка «Какой я?»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова); методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин); методика «Раскраска» (А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова); опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (И.М. Марковская).
В исследовании приняли участие 54 человека: 27 детей в возрасте 6-7 лет - воспитанников подготовительной группы ДОУ № 124 г. Омска и 27 родителей (матерей).
Было выявлено, что большинство детей (74 %), принявших участие в исследовании, переживают кризис 7 лет. Дети 6-7 лет, переживающие и не переживающие кризис 7 лет,
существенно различаются по всем негативным проявлениям кризиса, таким как пауза, спор, непослушание, хитрость, упрямство, требовательность, капризы и реакция на критику (различия значимы при р < 0,05). Различий не было выявлено по таким параметрам, как взрослое поведение и внешний вид.
Симтомы кризиса 7 лет
□ Дети, переживающие кризис 7 лет НДети, не переживающие кризис 7 лет
Рис. 1. Выраженность симптомов кризиса у дошкольников, переживающих и не переживающих кризис 7 лет Примечание. Симптомы кризиса 7 лет: 1 - спор, 2 - непослушание, 3 - пауза, 4 - требовательность, 5 - упрямство, 6 - хитрость, 7 - реакция на критику, 8 - капризность, 9 - интерес к внешнему виду, 10 - взрослое поведение, 11 - самостоятельность, 12 - самостоятельные занятия, 13 - общие вопросы, 14 - интерес к школе. 1-8 - негативные симптомы; 9-10 - нейтральные симптомы; 11-14 - позитивные симптомы кризиса 7 лет.
Исследование личностных особенностей дошкольников (самооценки, уровня тревожности, внутренней позиции школьника, уровня произвольности, типа готовности к школе) показало, что дети, переживающие кризис 7 лет, отличаются от детей, не переживающих кризис, только по параметру самооценки (и = 31,5, при р < 0,05). Дети, переживающие кризис 7 лет, обладают более низким уровнем самооценки (см. табл. 1). Различия по другим личностным особенностям не значимы. Отсутствие различий связано, по нашему мнению, с близостью личностных особенностей детей, находящихся на разных фазах возрастного кризиса. Мы предполагаем, что дети, обозначенные нами в исследовании как «не переживающие кризис», находятся на предкризисной фазе в связи с тем, что родители данных детей фиксируют значимо
более низкие показатели проявления кризиса. Дети, «переживающие кризис», находятся в кульминационной, конфликтной фазе кризиса.
При изучении детско-родительских отношений были получены следующие результаты. В семьях детей, переживающих кризис, наиболее выраженными являются такие характеристики детско-родительских отношений, как «контроль» и «строгость». Минимальные значения были зафиксированы по шкале «удовлетворенность отношениями с ребенком». В семьях детей, не переживающих кризис 7 лет, преобладают такие характеристики детско-родительских отношений, как «принятие ребенка», «удовлетворенность отношениями с ребенком». Минимальные значения выявлены по параметру «воспитательная конфронтация в семье» (см. табл. 2).
Таблица 1
Количественное соотношение групп дошкольников, переживающих и не переживающих кризис 7 лет, с разным уровнем самооценки
Уровень самооценки Дошкольники
Переживающие кризис Не переживающие кризис
Кол-во человек Процент Средн. значения Кол-во человек Процент Средн. значения
Низкий 0 0 0 0 0 0
Средний 14 70 6,5 2 28,5 7,25
Высокий 6 30 8,8 5 71,5 8,4
Таблица 2
Выраженность отдельных характеристик детско-родительских отношений в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет
Характеристики детско-родительских отношений Показатели в семьях детей, переживающих кризис Показатели в семьях детей, не переживающих кризис
Нетребовательность- требовательность 51 54,3
Мягкость-строгость 69,5 61,4
Автономность-контроль 79,3 66,4
Эмоциональная дистанция -близость 54,8 76,4
Отвержение-принятие 65 92,1
Отсутствие сотрудничества-сотрудничество 52,8 61,4
Тревожность за ребенка 60,5 45
Непоследовательность- последовательность 59,5 65,7
Воспитательная конфронтация в семье 62,3 45
Удовлетворенность отношениями с ребенком 50,8 80
Значимые различия в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет, существуют по показателям таких характеристик детско-родительских отношений, как «эмоциональная дистанция - близость» (И = 34, при р < 0,05), «отвержение-принятие» (И = 23,4, при р < 0,05) и «удовлетворенность отношениями с ребенком» (И = 20, при р < 0,01). В период возрастного кризиса ребенка у родителей возникает отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений, снижается удовлетворенность отношениями с ним, возникает эмоциональная дистанция во взаимоотношениях с ребенком.
Изучение взаимосвязи характеристик детско-родительских отношений с личностными особенностями ребенка в период кризиса 7 лет показало их различие в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис. У детей,
находящихся в кризисе, обнаружены единичные взаимосвязи, тогда как корреляционная пледа, отражающая взаимосвязи личностных особенностей детей, не переживающих кризис, и характеристик детско-родительских отношений, имеет гармоничный вид и множественные взаимосвязи, что еще раз подтверждает специфичность детско-родительских отношений в период возрастного кризиса (см. рис 2, 3).
Положительные корреляционные связи в группе детей, переживающих кризис 7 лет, обнаружены между самооценкой ребенка и такой характеристикой детско-родительских отношений, как «сотрудничество», учебным типом готовности к школе и «контролем». Чем больше в семье развито сотрудничество с ребенком, тем более высока у него самооценка. Сотрудничество предполагает полноценную включенность ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств, партнерство в отношениях родителей и детей. При этом контроль в отношениях с ребенком выполняет регулирующую роль и осуществляется в построении границ поведения ребенка. Понимание ребенком границ собственных действий во взаимоотношениях с родителями является залогом его успешности в построении учебного, делового взаимодействия в будущем с учителем и одноклассниками.
Отрицательные взаимосвязи были выявлены между проявлением внутренней позиции школьника и такими характеристиками, как «воспитательная конфронтация в семье» и «мягкость». Чем более выражены указанные характеристики детско-родительских отношений, тем в меньшей степени проявляется у ребенка внутренняя позиция школьника, связанная с ориентацией на содержание, а не на внешние атрибуты учебной деятельности.
У детей, не переживающих кризис 7 лет, центральным компонентом корреляционной
плеяды является предучебный тип готовности к школе (что свидетельствует о докризисном этапе), который положительно взаимосвязан с такими характеристиками детско-родительских отношений, как «строгость», «контроль», «эмоциональная близость», «принятие», «последо-
вательность», «удовлетворенность отношениями с ребенком», и отрицательно взаимосвязан с «нетребовательностью» и «воспитательной конфронтацией в семье».
Рис. 2. Взаимосвязь личностных особенностей дошкольников, переживающих кризис 7 лет, с различными характеристиками детско-родительских отношений
Примечание:
------------------- положительная взаимосвязь при р < 0,05,
^— положительная взаимосвязь при р < 0,01,
------------------- отрицательная взаимосвязь при р < 0,05,
— — — — — — — отрицательная взаимосвязь при р < 0,01.
Рис. 3. Взаимосвязь личностных особенностей дошкольников, не переживающих кризис 7 лет, с различными характеристиками детско-родительских отношений
Примечание:
------------------- положительная взаимосвязь при р < 0,05,
положительная взаимосвязь при р < 0,01,
------------------- отрицательная взаимосвязь при р < 0,05,
— — — — — — — отрицательная взаимосвязь при р < 0,01.
Таким образом, проведенное исследование показало наличие значимых различий в детско-родительских отношениях в семьях детей, переживающих и не переживающих кризис 7 лет. Преобладание таких характеристик, как «строгость», «контроль», в сочетании с «неудовлетворенностью отношениями с ребенком» приводит к напряжению во взаимодействии и оказывает влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на формирование и закрепление у него определенных личностных черт. Осведомление родителей о специфике переживания ребенком кризиса 7 лет, коррекция родительского отклика в ответ на вызывающее поведение ребенка будут способствовать оптимизации детско-родительских отношений, которые являются
важнейшим условием решения ребенком задач возрастного развития.
1. Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2003. - 96 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
3. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. - Т. 4. - М. : Педагогика, 1984. - 368 с.
4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. -184 с.