ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ личности
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 1. С. 25-38.
УДК 159.922
КРИЗИС ЮНОСТИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Author analyses psychological peculiarities of experience of crisis by young people. In the article are results of research. The main idea is following: different groups of young people go through age crisis and have different peculiarities of experience of it.
Переход от юности к ранней взрослости -этап возрастного развития, на котором человек принимает ряд жизненно важных решений, касающихся профессионального и личностного самоопределения, создания семьи, приобретения нового социального статуса, построения жизненных планов. Данный период связан с окончанием учебного заведения, переходом к трудовой деятельности, вступлением в брак, возможно, с рождением детей. Главная задача личностного развития в данный период - поиск своего места и закрепление в мире взрослых - переживается молодыми людьми очень остро, носит характер кризиса.
Изучение кризиса юности представляет с точки зрения психологической поддержки особый интерес, так как далеко не всегда молодые люди могут решить возникающие перед ними задачи самостоятельно.
В целом возрастной кризис рассматривается нами с позиции нормативного подхода (Л.С. Выготский, К.Н. Поливанова, Е.Л. Солдатова, Г. Шихи, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) как неизбежный переход от одной возрастной стадии к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития и преобразованиями в сфере социальных взаимосвязей личности. Суть нормативного кризиса состоит в преобразовании всей системы отношений личности, интеграции в структуру личности возрастных новообразований, латентно формировавшихся на предшествующей, ста-
© С.В. Чернобровкина, 2010
бильной стадии развития. Динамика кризиса обусловлена гетерохронностью преобразований социальной ситуации развития и формированием определенных качеств личности.
В социальной ситуации развития принято выделять объективный и субъективный аспекты. В объективном аспекте отражены социокультурные ожидания как нормативные критерии возраста, которые вырабатываются в культуре не только для детских возрастов, но и для взрослых периодов развития. Субъективная составляющая социальной ситуации развития (возрастные новообразования личности) включает систему ценностей, жизненных целей, отношение к жизни, переживания, которые обусловлены изменениями в объективной системе социальных отношений взрослого человека. Основное диалектическое противоречие развития личности взрослого человека обусловлено необходимостью изменений, связанных с социальными задачами и стремлением к сохранению личностной целостности, уникальности (Е.Л. Солдатова).
Переживание личностью возрастного кризиса включает прохождение предкритиче-ской, критической и посткритической фаз. В предкритической фазе происходит открытие человеком новой, иной реальности своего существования (идеальной формы) в виде идеального образа нового возраста, новой модели поведения и взаимоотношений. Одновременно с этим человек открывает неполноту той реальной формы, в которой он жи-
вет, что влечет за собой состояние фрустрации, разочарования настоящим и порождение идеализированного видения будущего. Важно отметить, что оценка человеком ситуации настоящего и будущего носит нерефлексивный, эмоциональный характер. На первой фазе нормативного кризиса происходит постижение и актуализация латентно сформировавшихся в стабильный период возрастных новообразований личности, произвольная апробация новых социальных отношений [3, 6, 8].
В собственно критической фазе противоречие, возникшее на предыдущем этапе, обостряется и достигает своей вершины. Проявляется внутренний конфликт между идеальным образом и реальными характеристиками (сложившимися индивидуально-личностными особенностями, социальными отношениями), что сопровождается переживаниями личности несоответствия себе, сомнениями в собственных ценностях и целях. Но кроме этого на данном этапе происходит рефлексия внутренних барьеров и ограничителей, осуществляется субъективация «идеального образа», т. е. соотнесение его с индивидуальными особенностями и потребностями; апробация возрастных новообразований личности; выстраивание системы социальных отношений, наиболее соответствующей новым задачам развития [3, 6, 8].
Внутри критической фазы исследователи выделяют три этапа. На первом этапе совершается попытка напрямую реализовать общие представления об «идеальной форме» в реальных жизненных обстоятельствах. Второй -этап конфликта, возникающий как следствие невозможности прямой реализации новых форм поведения и взаимоотношений. Он является необходимым условием нормального развития в кризисе. Конфликт позволяет человеку и окружающим его людям предъявить собственные позиции. На данном этапе человек понимает неосуществимость прямой реализации «идеальной формы» в жизнь, им открываются и эмоционально переживаются преграды к ее осуществлению. В этот момент появляется мотивация новой деятельности, формируются условия для преодоления кризиса. На заключительном этапе критической фазы происходит рефлексия личностью собственных способностей, возникают новообразования кризиса.
Завершающая фаза возрастного кризиса -посткритическая, на которой происходит
адаптация личности к новым возрастным задачам, создание новой социальной ситуации развития, разрешение исходных противоречий. Здесь совершается реализация «идеальной формы», персонализация «идеального образа» нового возрастного этапа, преобразование этого образа в жизненные цели и смыслы; присвоение возрастных новообразований; дифференциация отношения к себе; стабилизация сложившихся социальных отношений; формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.
Исследователи отмечают важность прохождения возрастным кризисом всех своих логических этапов. Искусственное торможение кризисных процессов не приводит к скорейшему разрешению проблем, а делает кризис затяжным, растянутым во времени. При аномальном течении кризиса происходит искажение его динамики, застревание на каком-либо этапе и, как следствие, формирование неполноценного новообразования, что нарушает дальнейшее нормальное развитие личности в стабильном периоде. Управление процессом переживания кризиса связано с его стимулированием, обеспечением благоприятных условий для его проживания, контролем за тем, чтобы этот процесс не шел патологическим или социально неприемлемым путем, а вел к росту и совершенствованию личности [3,
6, 8].
Кризис юности анализируется в психологической литературе с разных точек зрения: с позиции выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения молодых людей, с точки зрения вхождения в самостоятельную жизнь в обществе, обретения нового статуса и новых социальных ролей и, наконец, в аспекте перестройки внутреннего мира личности, обретения смысла жизни, построения целостной, непротиворечивой Я-концепции.
Большинство исследователей соотносят кризис юности с началом третьего десятилетия жизни человека (20-23 года) и связывают с окончанием периода обучения в учебном заведении. В литературе можно встретить метафорическое определение данного кризиса как «встречи со взрослостью». Кризис юности рассматривается как нормативный, неизбежно возникающий на жизненном пути большинства людей и являющийся необходимым условием развития личности взрослого человека.
История изучения кризиса юности начинается с трудов зарубежных авторов: Б. Ливехуда, Г. Шихи, Э. Эриксона [4, 10, 11], - и имеет свое продолжение в исследованиях отечественных ученых: Г.С. Абрамовой, К.Н. Поливановой,
В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, Е.Л. Солдатовой, О.В. Хухлаевой и др. [1, 6, 7, 8, 9].
По мнению К. Юнга, основным содержанием кризиса ранней взрослости является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Начинается распад детской веры и чрезмерного оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает сохранять детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями (цит. по: [9]).
Согласно Э. Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности, -установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности -непрекращающийся процесс. В период кризиса юности молодые люди нередко пребывают в состоянии неустойчивой «спутанной» идентичности, потери ориентиров в самом себе. В связи с этим необходимым является структурирование своей личной, профессиональной и семейной идентичности. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к началу взрослой жизни, но большинству ее характеристик еще только предстоит оформиться. С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с верным супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Э. Эриксон считал, что развитие близости - важнейшее достижение ранней взрослости. Те, кто не способен сформировать близкие отношения в течение этого критического периода, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности [11].
Одной из важных задач кризиса юности является эмансипация, отделение от родителей. С. Хоффман выделил 4 типа независимости, формирующихся в ходе данного процесса.
Первый тип - эмоциональная независимость, с приобретением которой молодые люди становятся менее социально и психологически зависимы от своих родителей в том, что касается поддержки и любви. Второй тип - аттитюдная независимость. У молодых людей формируются установки, ценности и система убеждений, отличающиеся от тех, которые свойственны их родителям. Функциональная независимость, третий тип, имеет отношение к способности молодого взрослого содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы. И наконец, конфликтная независимость предполагает отделение от родителей, при котором молодые люди не испытывают чувства вины и не считают, что они совершают предательство (цит. по: [5]).
Согласно Г. Шихи, основным итогом кризиса юности является закрепление в мире взрослых, нахождение своего места в этом мире. Молодой человек, с позиции данного автора, решает задачи, связанные с выбором профессии, построением взаимоотношений с другими людьми, при этом также осуществляет работу по освобождению от собственных иллюзий: о собственном совершенстве, о единственной правильности своего жизненного пути, о том, что партнер может заменить родителей и дать чувство ответственности [10].
С точки зрения современного исследователя Е.Л. Солдатовой, объективная составляющая структуры социальной ситуации в период кризиса юности может быть представлена разными сочетаниями основных направлений развития: учеба, работа, семья. Основные задачи, которые решаются в период кризиса юности, - выбор профессии и создание семьи, обретение самостоятельности и финансовой независимости и пр. Общество ожидает от молодого человека полноценного овладения ролью взрослого по завершению данного возрастного периода и закрепления в мире взрослых [8].
Динамика переживания нормативного кризиса юности связана, по мнению Е.Л. Солдатовой, опирающейся на позицию Э. Эриксона, с изменением типа идентичности личности (предрешенной, диффузной, достигнутой эго-идентичностью).
Первой (предкритической) фазе кризиса соответствует «предрешенная эго-идентичность». Для юношей в этот период характерны идеализация будущего и отказ от прошлого,
при этом выражено стремление к неясному будущему при излишней уверенности в себе и в своих ресурсах. Происходит отрицание прежних ценностей и потребностей, стремление к новым целям. В результате столкновения с запросами реальной «взрослой» жизни происходит формирование иного отношения к жизни. Для юношей такое столкновение становится достаточно сложным. Нередки попытки как можно дольше оставаться на «детской позиции», дожидаясь того, что все придет само в соответствии с желаниями.
Второй собственно критической фазе кризиса соответствует «диффузная эгоидентичность». На этой фазе более негативно воспринимается настоящее, характерно состояние тревожности и озабоченности будущим (Е.Л. Солдатова). Представления юношей о себе неустойчивы и размыты, отсутствует вера в себя, возникают сомнения в собственных целях и ценностях. Молодому человеку кажется невозможным разобраться в своих желаниях и возможностях, на фоне чего может развиваться некоторое разочарование в себе (кто вообще я на самом деле? могу ли я что-нибудь?), неуверенность относительно выбранной профессии. Порой отмечается повышение тревожности, сопровождающейся ощущением собственной незащищенности. Появляются специфические страхи: потерять себя, стать посредственностью или вообще «никем не стать».
Появляется устойчивая симптоматика кризиса: болезненные и мучительные переживания и конфликты в результате рассогласования желаемого (представляемого) и реального, отсутствие удовлетворенности жизнью. Появляются депрессивные реакции, апатия, состояние опустошенности, ощущение пустоты внутри, нежелание что-либо делать, в том числе учиться (такие состояния могут наступать и скачкообразно). Наблюдается частая смена настроения, раздражительность, недовольство собой, а иногда и своими близкими, утрата интереса, отсутствие видимых целей. Молодой человек не может понять, что с ним происходит, вдруг почему-то жизнь начинает казаться неинтересной. Исследователи обобщают данные симптомы в единую тенденцию - молодой человек переживает «страх не достичь новой взрослой идентичности» [8, 9].
Неуверенность в своей идентичности как неполное разрешение кризиса «встречи со
взрослостью» может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого молодой человек «изолирует» себя или же выстраивает только формальные отношения с окружающими.
Третья, посткритическая фаза кризиса, которой соответствует «достигнутая эгоидентичность», характеризуется принятием собственных изменений, обретением целостности и автономии, принятием прошлого, настоящего и будущего, осознанным выбором целей. Для молодых людей характерны восприятие жизни в целом как более насыщенной и продуктивной, не идеализированной, а реалистичной, оптимистичный настрой в отношении будущего.
Таким образом, в позитивном варианте кризис юности завершается принятием ответственности за свою жизнь, выбором собственного жизненного пути (личностного, профессионального, социального). Субъективно окончание кризиса юности переживается как удовлетворенность собой и окружением, происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, ощущение тождественности себе и представлениям о себе со стороны окружающих. Возрастает интерес к жизни, молодой человек начинает получать от нее удовольствие. Приходит осознание своих стремлений и надежд. Меняется отношение к одиночеству, которое перестает тяготить, начинает цениться, рассматривается как необходимое. Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов, теперь это общение на равных (взрослого со взрослым).
В процессе выхода из кризиса вырабатывается новая система ценностей, благодаря переосмыслению молодым человеком своей жизни, переоценке ее сторон и своего места в ней. Происходит перестройка отношений с другими людьми и с миром в целом.
Динамика изменений личности в кризисе юности может быть рассмотрена, по нашему мнению, также с точки зрения процессов социально-психологической адаптации - дезадаптации.
Изменение социальной ситуации развития и преобразования в сфере социальных отношений в период кризиса юности вызы-
вают необходимость реконструкции сложившегося типа адаптивного поведения, что может сопровождаться снижением характеристик социально-психологической адаптации у молодых людей.
Социально-психологическая адаптация -процесс усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности в определенный возрастной период [2]. Характеристики социально-психологической адаптации, согласно подходу К. Роджерса и Р. Даймонда, могут проявляться в следующих показателях: адаптивность / дезадаптивность, приятие / неприятие себя и других людей, эмоциональный комфорт / дискомфорт, преобладание в жизни человека внутреннего или внешнего контроля, доминирование / ведомость и др.
Наше эмпирическое исследование было проведено в марте-апреле 2009 г. и направлено на определение взаимосвязи переживания кризиса юности с характеристиками социально-психологической адаптации у молодых людей. (В статье использованы результаты эмпирического исследования, представленного в дипломной работе студентки факультета психологии ОмГУ Е. Сорокиной и выполненного под нашим руководством). Проблема нашего исследования состояла в выявлении характеристик социально-психологической адаптации у молодых людей, переживающих кризис юности, что позволило ответить на вопрос о дополнительных индикаторах переживания кризиса и возможных направлениях оказания психологической помощи молодым людям.
Объект исследования - личность в период кризиса юности. Предмет - социально-психологическая адаптация как фактор переживания кризиса юности молодыми людьми.
Цель исследования - выявить взаимосвязь переживания кризиса юности с характеристиками социально-психологической адаптации у молодых людей.
Задачи исследования:
1. Выявить группы молодых людей, переживающих кризис юности. Определить основные тенденции кризиса.
2. Изучить отношение к различным жизненным сферам у испытуемых, переживающих и не переживающих кризис юности.
3. Изучить характеристики социальнопсихологической адаптации у молодых лю-
дей, переживающих и не переживающих кризис юности.
4. Выявить взаимосвязь переживания кризиса юности с характеристиками социальнопсихологической адаптации у молодых людей.
Теоретическая гипотеза: переживание
кризиса юности сопровождается снижением характеристик социально-психологической
адаптации у молодых людей.
Эмпирические гипотезы:
1. Молодые люди, переживающие и не переживающие кризис юности, различаются по показателям: уровень духовного кризиса и степень напряженности экзистенциального вакуума, - а также имеют разные тенденции кризиса.
2. Отношение к различным жизненным сферам у испытуемых, переживающих и не переживающих кризис юности, значимо различается. Испытуемые, переживающие кризис юности, не удовлетворены основными сферами своей жизни: отношениями в родительской семье, профессией, межличностными отношениями, собой, испытывают тревогу по поводу будущего.
3. Молодые люди, переживающие и не переживающие кризис юности, имеют значимые различия по интегральным показателям и частным характеристикам социально-психологической адаптации.
4. Проявления кризиса юности у молодых
людей взаимосвязаны с характеристиками социально-психологической дезадаптации
(дезадаптивностью, неприятием себя, неприятием других, эмоциональным дискомфортом, ориентацией на внешний контроль, доминированием, ведомостью, эскапизмом).
Всего в исследовании приняли участие 48 человек, из них 28 девушек и 20 юношей. Выборка была уровнена по социально-демографическим характеристикам: семейному
положению (все незамужние и холостые), уровню образования и роду занятий (все -студенты очного, заочного или вечернего отделений вузов, не включенные в трудовую деятельность).
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: 1) методика определения уровня духовного кризиса (Л.В. Шутова, А.В. Лящук), позволяющая изучить уровень духовного кризиса, напряженность экзистенциального вакуума и тенденцию духовного кризиса посредством выявления уровня напряженности в жизни
личности следующих экзистенциальных беспокойств: неудовлетворенности жизнью, одиночества, страдания (несоответствия внутренних ожиданий человека реальности), страха смерти, ответственности, свободы, бессмысленности, греха (осознания неправильности течения своей жизни); 2) авторская анкета, позволяющая изучить отношение личности к пяти жизненным сферам (профессии, родительской в семье, собственной семье, отношение к себе и к будущему); 3) методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) для выявления сте-
пени социально-психологическои адаптиро-ванности-дезадаптированности личности.
Согласно полученным данным, 69 % испытуемых (33 человека) переживают кризис юности и имеют среднюю степень выраженности вероятности кризиса (М = 40,3) и среднюю степень напряженности экзистенциального вакуума (М = 43). 31 % молодых людей (15 человек) не может быть отнесен к группе, переживающей кризис юности, так как имеет низкую вероятность духовного кризиса (М = 21,6) и низкий уровень напряженности экзистенциального вакуума (М = 24,5) (рис. 1).
Ф
I-
(0
О
(О
о
Показатели кризиса
й Переживающие кризис ЕЗ Не преживающие кризис
Рис. 1. Выраженность показателей кризиса у молодых людей, переживающих и не переживающих кризис юности Примечание. Шкала оценки уровня духовного кризиса и напряженности экзистенциального вакуума: низкий уровень - до 25 баллов, средний уровень - 26-44 балла, высокий уровень - 45 баллов и более.
С помощью критерия и Манна-Уитни, были получены значимые различия по таким показателям, как уровень духовного кризиса (И = 87,5 при р < 0,01) и напряженность экзистенциального вакуума (И = 83,5 при р < 0,01). Полученные данные свидетельствует о том, что молодые люди, переживающие кризис юности, ощущают более высокий уровень неудовлетворенности жизнью, страдания, одиночества, бессмысленности в сравнении с группой испытуемых, не переживающих кризис.
Также нами была произведена дифференциация группы испытуемых с точки зрения преобладающей тенденции кризиса, что позволило установить локализацию наибольшей степени негативных переживаний молодых людей в настоящем (пиковая тенденция), планируемом будущем (прогрессивная тенденция), прошлом (регрессивная тенденция) или отсутствие и отрицание негативных пе-
реживаний в любом из трех измерений (стагнационная и низинная тенденция).
Анализ полученных данных показывает неоднородность тенденций возрастного кризиса в группе испытуемых, переживающих кризис юности. Так, 30 % испытуемых имеет пиковую тенденцию кризиса, т. е. наибольшие переживания они испытывают в настоящем, 18 % испытуемых, наряду с высокими показателями кризиса в настоящем, планируют усиление своих переживаний в будущем и 52 % испытуемых имеют регрессивную тенденцию кризиса, т. е. для них характерно постепенное снижение негативных переживаний во времени (см. рис. 2).
В группе испытуемых, не переживающих кризиса юности наблюдается проявление низинной тенденции кризиса (87 % испытуемых данной группы) и стагнационной тенденции (13 % испытуемых) (см. рис. 3).
Прошлое Настоящее
А Группа испытуемых с пиковой тенденцией кризиса —•— Группа испытуемых с регрессивной тенденцией кризиса —■— Г руппа испытуемых с прогрессивной тенденцией кризиса
Будущее
Рис. 2. Тенденции кризиса у молодых людей, переживающих кризис юности
•Низинная тенденция кризиса
-Стагнационная тенденция кризиса
Рис. 3. Тенденции кризиса у молодых людей, не переживающих кризис юности
Испытуемые данной группы не склонны расценивать свое состояние как кризисное ни в один из трех периодов жизни (прошлое, настоящее и будущее), что может свидетельствовать, по нашему мнению, о специфическом отношении к жизни данной группы молодых людей, невнимании их к собственным переживаниям, низком уровне рефлексивных способностей.
Выявленные тенденции кризиса позволяют сделать вывод о разных стадиях кризиса, переживаемых молодыми людьми. Прогрессивная тенденция кризиса соответствует предкритической стадии, пиковая тенденция
- критической стадии, регрессиваня тенденция - посткритической стадии.
Так как по результатам исследования были выявлены не многочисленные по количе-
ству человек группы испытуемых с разными тенденциями кризиса, группы с прогрессивной и пиковой тенденциями нами были объединены в одну - «переживающие кризис в настоящем». Возможность такого объединения была обусловлена также отсутствием значимых различий испытуемых по показателям: вероятность духовного кризиса и напряженность экзистенциального вакуума. Таким образом, дальнейшее исследование было построено на сравнении трех групп испытуемых: «переживающих кризис в настоящем», «переживших кризис в прошлом», «не переживающих кризис».
Следующим этапом нашего исследования было выявление удовлетворенности, отношения испытуемых к различными жизненными сферами. Результаты, полученные с помощью
разработанной нами анкеты, позволили вы- к профессии, к будущему, к самому себе. Ре-
явить выраженность негативных пережива- зультаты представлены на рис. 4.
ний в отношениях с родителями, в отношении
родителями отношения
Жизненные сферы личности
• Переживающие кризис в настоящее время А Пережившие кризис в прошлом И Не переживающие кризиса
Рис. 4. Соотношение выраженности негативных переживаний в основных жизненных сферах у разных групп испытуемых Примечание. Шкала оценки выраженности негативных переживаний: низкий уровень - до 9 баллов, средний уровень - 9-11 баллов, высокий уровень - выше 11 баллов.
Исходя из рисунка, можно заключить, что самый высокий уровень негативных переживаний по отношению ко всем жизненным сферам наблюдается у группы испытуемых, переживающей кризис юности в настоящем. Данная группа испытуемых не удовлетворена своей жизнью, что проявляется в конфликтах с родителями, сомнениях в правильности профессионального выбора, неудовлетворенности отношениями в личной жизни, переживаниях по поводу будущего и негативном отношении к себе. Молодых людей, переживших кризис юности в прошлом, характеризуют менее выраженные негативные переживания. Но в отношении собственного будущего они также демонстрируют высокий уровень негативных переживаний.
Значимость различий отношения испытуемых к основным жизненным сферам представлена в табл. 1.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что молодые люди, переживающие кризис юности в настоящем, имеют значимые различия по всем показателям отношения к основным жизненным сферам в сравнении с испытуемыми, не переживающими кризис, что свидетельствует об их неудовлетворенности данными сферами. Так, в отношениях с родителями их тяготит чувство зависимости и проявляется желание быстрее покинуть родительский дом. Молодые люди не хотят быть похожими на своих родителей и считают, что отношения в их собственной семье будут иными, нежели у родителей. В отношении к
профессии молодых людей беспокоят сомнения по поводу правильности профессионального выбора, отсутствия условий для построения карьеры и обретения значимого положения в обществе. Молодые люди желают найти работу в крупных компаниях, но при этом видят себя в оценках окружающих как неопытных, недостаточно взрослых, не умеющих принимать собственные решения. Кроме того юношей беспокоит отсутствие в их жизни стабильных любовных отношений либо наличие рядом партнера со специфическими личностными особенностями, что порождает
стремление его «переделать». В отношении собственного будущего молодые люди часто испытывают страх, их беспокоит возможная ответственность за свое будущее и за благополучие близкого человека. В отношении к себе юноши переживают чувство собственной ненужности, отмечают, что им трудно разобраться в самих себе, своих возможностях и желаниях. Кроме того, говорят о том, что чаще стали задумываться о смысле собственной жизни и о необходимости нести ответственность за свою жизнь.
Таблица 1
Значимость различий отношения к основным жизненным сферам молодых людей (критерий и Манна-Уитни)
Гоуппы испытуемых Жизненные сферы личности
Отношения с родителями Профессия Межличностные отношения Будущее Отношение к себе
Переживающие кризис в настоящем - не переживающие кризис 38 ** 23,5** 54,5 * 24,5** 54,5 *
Пережившие кризис в прошлом -не переживающие кризис 96,5 73,5 * 79,5 22,5** 101
Переживающие кризис в настоящем -пережившие кризис в прошлом 91 75 * 105 124 84,5
Примечание.
различия значимы, при р < 0,01, * - различия значимы, при р < 0,05.
Группа испытуемых, переживших кризис юности в прошлом, имеет значимые различия с группой испытуемых, не переживающих кризис, по таким жизненным сферам, как отношение к профессии и будущему, т. е. их продолжают беспокоить сомнения по поводу профессии, карьеры. Однако значимые различия в отношении к профессии в сравнении с испытуемыми, переживающими кризис в настоящем, могут свидетельствовать о том, что они имеют более четкие ориентиры в приобретаемой ими профессии и более уверены в правильности своего выбора. Также молодых людей, переживших кризис в прошлом, еще продолжают беспокоить переживания, касающиеся их будущего; период кризиса юности для них еще не закончился - они продол-
жают поиск своего места в жизни, ищут способы реализации своих жизненных планов.
Изучение характеристик социально-психологической адаптации позволило заключить, что наиболее адаптированными можно считать молодых людей, не переживающих кризис. Такие интегральные показатели социально-психологической адаптации, как адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, повышаются при переходе от группы молодых людей, переживающих кризис юности в настоящем, к группе молодых людей, переживших кризис в прошлом и, далее, к группе испытуемых, не переживающих кризис (см. табл. 2).
Таблица 2
Средние значения интегральных показателей социально-психологической адаптации у разных групп испытуемых
**
Гоуппы испытуемых Интегральные показатели социально-психологической адаптации
Адаптация Само- приятие Приятие других Эмоциональная комфортность Интер- нальность Стремление к доминированию
Переживающие кризис в настоящем 65,6 78,9 64,8 57,2 70,7 56,1
Пережившие кризис в прошлом 69,6 83,7 69,8 67,5 73,3 59,2
Не переживающие кризис 81,2 93 77,6 86,0 84,8 59,2
Анализ частных характеристик социально-психологической адаптации (адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль) и дезадаптации (дезадаптивность, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, доминирование, ведомость, эскапизм) у испытуемых также
150 145 140 135 130 125 120 115 110 105 100 _ 95
£ 90
5 85
® 80 к 75 х 70
<“ сс
у 65
X 60
п 55 50 45 40 35 30 25 20 15
10
5 0
подтвердил выделенную тенденцию. Наиболее высокие показатели адаптации и наиболее низкие показатели дезадаптации имеют молодые люди, не переживающие кризис юности. Тогда как у переживающих кризис зафиксированы наименьшие показатели адаптации и наивысшие показатели дезадаптации среди испытуемых (рис. 5).
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Характеристики социально-психологической адаптации
0 Переживающие кризис в настоящем ЕЗ Пережившие кризис в прошлом ЕЗ Не преживающие кризис
Рис. 5. Средние значения характеристик социально-психологической адаптации / дезадаптации
у разных групп испытуемых: характеристики адаптации: 1 - адаптивность, 3 - приятие себя, 5 - приятие других, 7 - эмоциональный комфорт, 9 - внутренний контроль;
характеристики дезадаптации: 2 - дезадаптивность, 4 - неприятие себя,
6 - неприятие других, 8 - эмоциональный дискомфорт, 10 - внешний контроль,
11 - доминирование, 12 - ведомость, 13 - эскапизм
Исключением стала такая характеристика социально-психологической адаптации, как «внутренний контроль». У молодых людей, переживающих кризис, были зафиксированы более высокие показатели (М = 54,2) в сравнении с испытуемыми других групп (пережившие кризис в прошлом - 48,9; не переживающие кризис - 53). По нашему мнению, объясняется это стремлением молодых людей организовать ситуацию своей жизни, актуализируя прежде всего внутренние ресурсы, осуществляя регуляцию своего эмоциональ-
ного состояния, мотивационно-потребност-ной и поведенческой сфер.
Значимые различия групп испытуемых «переживающие кризис в настоящем» и «не переживающие кризис», а также «переживающие кризис в прошлом» и «не переживающие кризис» были получены по таким интегральным показателям социально-психологической адаптации, как «адаптация» и «эмоциональный комфорт» (см. табл. 3).
То есть молодые люди, переживающие кризис юности в настоящем и пережившие
его в прошлом, значимо менее комфортно цию, проявляющуюся в успешности решения
чувствуют себя в эмоциональном плане и де- жизненных задач.
монстрируют значимо более низкую адапта-
Таблица 3
Значимость различий интегральных показателей социально-психологической адаптации у разных групп испытуемых
(критерий и Манна-Уитни)
Гоуппы испытуемых Интегральные показатели сои/иально-психологической адаптации
Адаптация Само- приятие Приятие других Эмоциональная комфортность Интер- нальность Стремление к доминированию
Переживающие кризис в настоящем - не переживающие кризис 24* 87,5 72,5 59,5* 78 101,5
Переживающие кризис в настоящем - пережившие кризис в прошлом 107,5 131 113 122 130,5 105
Пережившие кризис в прошлом - не переживающие кризис 44* 100 85 65,5* 86,5 125
Примечание. * - различия значимы при р < 0,05.
Анализ значимости различий частных характеристик социально-психологической дезадаптации показал, что группы испытуемых, переживающих кризис в настоящем и не переживающих кризис, значимо различаются по всем показателям (см. табл. 6).
Это свидетельствует о том, что переживание молодым человеком критической стадии возрастного кризиса юности проявляется в существенном снижении его адаптирован-ности, что проявляется в непринятии себя и других, ощущении эмоционального диском-
форта, выраженном стремлении к доминированию и одновременно проявлении ведомости, эскапизме.
Кроме того, были выявлены значимые различия таких частных характеристик социально-психологической адаптации, как «приятие себя» и «эмоциональный комфорт». Эти характеристики имеют более низкую выраженность у испытуемых, переживающих кризис в настоящем, в сравнении с не переживающими кризис.
Таблица 6
Значимость различий характеристик социально-психологической адаптации у разных групп испытуемых (критерий и Манна-Уитни)
Гоуппы испытуемых Характеристики социально-психологической адаптации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Гр. 1 - гр. 2 119,5 96 127 96,5 120 101,5 121,5 113 74,5* 106 126,5 66,5* 114
Гр. 1 - гр. 3 88,5 21* 69,5* 25,5* 94 54,5* 61,5* 34* 96,5 40* 90,5 41,5* 69*
Гр. 2 - гр. 3 92,5 40,5* 92 63,5* 115,5 85,5 74,5* 48* 89 65,5* 104 96,5 85
Примечание. * - различия значимы при р < 0,05.
Гр. 1 - испытуемые, переживающие кризис юности в настоящем; гр. 2 - испытуемые, пережившие кризис в прошлом; гр. 3 - испытуемые, не переживающие кризис.
Характеристики адаптации: 1 - адаптивность, 3 - приятие себя, 5 - приятие других, 7 - эмоциональный комфорт, 9 - внутренний контроль; характеристики дезадаптации: 2 - дезадаптивность, 4 - неприятие себя, 6 - неприятие других, 8 - эмоциональный дискомфорт, 10 - внешний контроль, 11 - доминирование, 12 - ведомость, 13 - эскапизм.
Согласно полученным данным, переживание кризиса юности сопровождается в жизни молодых людей такими проявлениями, как: высокий уровень духовного кризиса, который может иметь наибольшую выраженность во временном измерении «прошлое», «настоящее» или «будущее»; а также степень напря-
женности экзистенциального вакуума. Кроме этого, в период прохождения кризиса юности
- перехода к ранней взрослости для молодых людей характерно усиление негативных переживаний по отношению к основным жизненным сферам личности, таким как родительская семья, профессия, межличностные отношения,
будущее и отношение к себе. Поэтому следующим этапом нашего исследовании стало выявление взаимосвязи показателей пережи-
вания кризиса юности с характеристиками социально-психологической адаптации. Полученные результаты представлены на рис. 6, 7.
адаптации у молодых людей, переживающих кризис юности
-------------- Положительная взаимосвязь при р < 0,05
Положительная взаимосвязь при р < 0,01
-------------- Отрицательная взаимосвязь при р < 0,05
_ _ _ _ ' Отрицательная взаимосвязь при р < 0,01
Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь уровня духовного кризиса со всеми характеристиками социально-психологической дезадаптации, т. е. чем больше человек ощущает напряженность в своей жизни таких экзистенциальных беспокойств, как неудовлетворенность, одиночество, страдание, страх смерти, страх свободы и ответственности, бессмысленность, грех, тем выше характеристики социально-психологической дезадаптации (дезадаптивность, неприятия себя и других, эмоциональный дискомфорт, ориентации на внешний контроль, доминирование и ведомость). Также выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь уровня духовного кризиса с такими интегральными показателями социально-психологической
адаптации, как адаптация и эмоциональная комфортность. С повышением уровня духовного кризиса снижаются адаптация и эмоциональная комфортность личности.
Сходные результаты были получены при выявлении взаимосвязи напряженности экзистенциального вакуума и характеристик социально-психологической адаптации (см. рис. 7).
Чем выше напряженность экзистенциального вакуума, тем более выражены харак-36
теристики социально-психологическои дезадаптации. Молодой человек в состоянии экзистенциального вакуума ощущает эмоциональный дискомфорт, не принимает себя и других, ожидает внешнего контроля, демонстрирует противоречивые тенденции, связанные с одновременной ориентацией на доминирование и склонностью к ведомости.
При выявлении взаимосвязей отношения молодых людей к различным жизненным сферам с характеристиками социально-психологической адаптации (см. рис. 8) было обнаружено следующее. Центральным компонентом корреляционной плеяды является компонент «отношение к будущему». Чем более выражена у юношей тревога по поводу будущего, тем в большей степени они демонстрируют дезадаптивность, не принимают себя, ориентируются на внешний контроль, испытывают эмоциональный дискомфорт и тем в меньшей степени адаптированы и принимают других. То есть именно отношение молодого человека к будущему (определенность жизненных планов, возможность их реализации, оптимизм) выступает основным коррелятом характеристик социально-психологической
адаптации в период кризиса юности.
Рис. 7. Взаимосвязь напряженности экзистенциального вакуума с характеристиками социально-психологической адаптации у молодых людей, переживающих кризис юности
------------- Положительная взаимосвязь при р < 0,05
Положительная взаимосвязь при р < 0,01
------------- Отрицательная взаимосвязь при р < 0,05
_ _ _ _ ' Отрицательная взаимосвязь при р < 0,01
Рис. 8. Взаимосвязи отношения к основным жизненным сферам с характеристиками социально-психологической адаптации у молодых людей, переживающих кризис юности
------------- Положительная взаимосвязь при р < 0,05
Положительная взаимосвязь при р < 0,01
------------- Отрицательная взаимосвязь при р < 0,05
_ _ _ _ ' Отрицательная взаимосвязь при р < 0,01
Таким образом, мы находим подтверждение в нашем исследовании идеи Л.И. Божович о том, что обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив становятся аффективным центром жизни юноши [2].
Выявленные обратные взаимосвязи внутреннего контроля с неудовлетворенностью профессией и межличностными отношениями отражают, по нашему мнению, тенденцию молодого человека к самоизменению. Именно в ситуации неудовлетворенности происходит поиск внутренних ресурсов для ее изменения. Неудовлетворенность профессией также сопряжена с низким уровнем эмоционального комфорта.
Эвристичной, с нашей точки зрения, является взаимосвязь неудовлетворенности отношениями с родителями с характеристикой «принятие / непринятие других». Чем в большей степени молодые люди неудовлетворенны отношениями с родителями, тем выше неприятие и тем ниже принятие других людей. Непринятие юношей своих родителей как авторитетных лиц, способных оказать значимую помощь в решении смысложизненных и практических вопросов, приводит к их дезориентации в плане образцов и норм при построении собственной жизни, в том числе при выстраивании отношений с окружающими. Понимание и принятие позиции родителей является, на наш взгляд, важным шагом взросления личности.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующее. Полученные результаты позволяют расширить представление об индикаторах переживания возрастного кризиса в целом и кризиса юности в частности. Представляется эффективным использование характеристик социально-психологической адаптации в качестве критериев диагностики кризиса юности у молодых людей.
Кроме того, полученная в исследовании система взаимосвязей изучаемых параметров, открывает возможности для формирования путей и способов психологической помощи. Так, перспективной, с нашей точки зрения, является работа с конфликтом «доминирова-
ние-ведомость» и с ориентацией юношей на внешний контроль. Несомненно, важными являются работа по коррекции планов молодых людей на будущее, придание им большей реалистичности и поиск внутренних ресурсов для их реализации, одним из которых, как показывают результаты исследования, является внутренний контроль. Еще одним направлением коррекционной работы в период кризиса юности является работа по изменению отношения юноши к своим родителям, пониманию и принятию их системы ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.
: Академический Проект, 2001. - 704 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. -209 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.
- Т. 4 : Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. -432 с.
4. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.
- Калуга : Духовное познание, 1994. -224 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. -М. : Эксмо, 2005. - 416 с.
6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000. - 184 с.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов. - М. : Школьная Пресса, 2000. -416 с.
8. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.
9. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М. : Академия, 2006. - 368 с.
10. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб. : Ювента, 1999. -435 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
- М. : Прогресс, 1996. - 208 с.