рода и папы) и выше денежный доход в семье - тем выше самооценка у учащихся;
- эмоциональная устойчивость тесно связана только с денежным доходом в семье: чем он ниже, тем выше эмоциональная устойчивость у школьника;
- интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников коррелирует с образованием родителей, денежным доходом в семье - чем ниже эти показатели, тем ниже интегральная оценка;
- количество детей в семье существенно не влияет на уровень тревожности, самооценки, эмоциональной устойчивости и интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости учащихся;
- для учащихся, проживающих в условиях сельских районов, снижена роль отцов, наиболее значимую роль в их психоэмоциональных характеристиках играет образование матери. В связи с чем, необходимо привлечение отцов к организации физкультурно-спортивной работы в школе и совместной деятельности вместе с учащимися, тем самым возможно влиять на самооценку учащихся, особенно в неполных семьях.
Контактная информация: [email protected] УДК 159.922; 159.922.6; 159.923 ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ПРОСМОТРОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Татьяна Витальевна Яковлева, аспирант,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Аннотация
Анализируется проблема агрессивности старших подростков как возрастная проблема. Выявляется зависимость выбора художественных фильмов со сценами агрессии и насилия от общей агрессивности подростков. Приводятся корреляционные связи агрессивности с различными индивидуально-психологическими особенностями личности.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, акцентуации характера, нейротизм, эмпатия, самооценка.
CORRELATION OF THE AGGRESSION WITH VIEWING THE ART FILMS IN
SENIOR TEENAGE AGE Tatyana Vitalevna Yakovleva, the post graduate student,
The Moskow Pedagogical State University
Annotation
The problem of senior teenagers aggression is analyzed as an age-specific problem. The dependence of the choice of art films containing scenes of aggression and violence on general aggressiveness of teenagers is brought out. Different correlation links between aggressiveness and individual psychological peculiarities of the personality are shown.
Keywords: aggression, aggressiveness, accentuation of character, neurotizm, empathy, selfappraisal.
В настоящее время в России наблюдается ряд негативных проявлений. Одной из таких тенденций является деструктивная направленность молодежи, проявляющаяся в различных вариантах, в том числе в повышении общей агрессивности подрастающего поколения. Агрессивность среди подростков проявляется в форме озлобленности против человечества, негативизма к окружающим, подростковой преступности. Различные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и, по словам А. Налчаджяна, «если мы хотим знать об истоках человеческих поступков, которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями» [2]. Именно поэтому крайне значимым является поиск объективных и субъективных причин,
влияющих на формирование девиантного поведения у подростков.
Американские и отечественные исследователи проблемы агрессивности утверждают, что в последние годы во много раз возросло число преступлений, скопированных с экрана телевизора. В отечественной науке вопросом влияния демонстрации образцов насилия на психику детей и подростков занимаются К.А. Тарасов [3], А.В. Федоров [4].
Ученые сходятся на том, что существует высокое совпадение между демонстрацией сцен насилия в развлекательной индустрии и агрессивным поведением подростков. По данным исследования С.Г. Кара-Мурзы [1], из 44 художественных фильмов, обозначенных кинокомпаниями как «содержащие сцены насилия», 35 - нацелены на детей до 17 лет. В наши дни с развитием компьютерной техники для аудитории появился новый источник трансляции видеоинформации - электронные носители. Появилась возможность скачивать любой фильм из сети Интернет. Просмотр сцен насилия на экране (по телевизору или с других аудиовизуальных источников) - фактор, исходя из которого, можно спрогнозировать жестокое или агрессивное поведение в дальнейшей жизни. Между тем, существуют определенные внутренние психологические факторы, которые обусловливают выбор материала для просмотра у зрителя-подростка. Эта проблема многосторонняя и требует дальнейшего как теоретического, так и экспериментального изучения.
В своем исследовании мы выдвинули следующие гипотезы:
1. Существует связь между уровнем агрессивности и выбором художественных фильмов в старшем подростковом возрасте. Подростки с высоким уровнем агрессивности чаще, чем подростки с нормальным уровнем ее проявлений, выбирают для просмотра фильмы агрессивного содержания.
2. Некоторые индивидуально-психологические особенности, которые влияют на агрессивность старших подростков, также оказывают влияние на выбор художественных фильмов. В свою очередь, просмотренные ими фильмы усиливают вышеуказанные индивидуальные особенности их личности и могут вызывать тенденцию к девиантным формам поведения.
Экспериментальной базой исследования послужили общеобразовательные школы г. Чебоксары Чувашской Республики и г. Москвы. В исследовании приняло участие 445 подростков в возрасте 14 - 16 лет.
На теоретическом этапе исследования проведен анализ научной литературы по проблеме влияния агрессивности на просмотр художественных фильмов и был сделан вывод, что одним из факторов, детерминирующих агрессивность в подростковом возрасте, являются СМИ (художественные фильмы, транслирующиеся по телевизору, в кинотеатрах и с электронных носителей).
В ходе пилотажного эксперимента, проведенного посредством наблюдения, беседы, изучения личных карт учащихся, были выявлены подростки, которые проявляют стабильно высокий уровень агрессивности во всех видах деятельности. Это позволило перейти к следующей части исследования, где мы ставили задачу выявить уровень проявления агрессивных реакций среди старших подростков. По основной выборке (г. Чебоксары) было обнаружено 14% подростков с низким, 53% - с нормальным (средним) и 33% - с высоким уровнем агрессивности. На основании полученных результатов были сформированы две группы: со средними показателями агрессивности (Группа 1) и с высокими показателями агрессивности (Группа 2) по 107 испытуемых в каждой. Для изучения телевизионных предпочтений подростков была использована анкета «Мой выбор», составленная на основе анкеты А.В. Федорова «Проблема насилия на экране». Выборы, сделанные подростками в отношении художественных фильмов, были разделены на группы по жанровой принадлежности. В данном исследовании нас интересовали жанры «боевик» и «ужасы», которые, по нашему мнению, содержат больше всего сцен, связанных с жестокостью.
Таблица 1.
Выбор художественных фильмов в старшем подростковом возрасте
Жанр Группа 1 (подростки с нормальным уровнем агрессивности) (в %) Группа 2 (подростки с высоким уровнем агрессивности) (в %) Фильмы
Боевик 11,7 21,9 Бригада
Квант милосердия
Такси
Форсаж
9 рота
Драма 3,5 6,7 Сволочи
Комедия 16,3 10,5 Бриллиантовая рука
Девчата
Мелодрама 8,6 4,2 Г ордость и предубеждение
Сериал 22,4 16,7 Кадетство
Моя прекрасная няня
Счастливы вместе
Триллер 0,6 2,6 Ганнибал Лектор
Ужасы 3,3 21,7 Звонок
Комната 1408
Пила
Приключенческая фантастика 27,9 42,7 Гарри Поттер
Иллюзионист
Матрица
Пираты Карибского моря
Трансформеры
Как показано в Таблице 1, в Группе 1 фильмы с агрессивным сценарием выбрали 15 % испытуемых, в Группе 2 жанры «боевик» и «ужасы» были выбраны подростками в 43,6% случаев ^ = 4,73, при р < 0,01).
Наиболее выбираемый жанр художественных фильмов - приключенческая фантастика. В экспериментальной группе фантастику предпочитают 42,7% испытуемых. А между тем, по нашему мнению, в данной группе также имеются фильмы с агрессивным сценарием. К таковым мы отнесли фильмы «Матрица» и «Пираты Карибского моря» (31,7%).
Далее мы проанализировали отношение подростков к сценам насилия и агрессии, транслируемых в различных телепрограммах (в частности, художественных фильмах). В Группе 1 подростков, которых «привлекают сцены насилия на телевидении» 17,8%, в то же время в Группе 2 этот показатель равен 32,7% (с помощью углового преобразования Фишера был получен коэффициент различий f = 2,53, значимо при р < 0,01).
Среди подростков двух групп, которые положительно относятся к сценам насилия на экране, выявлялось, что именно их привлекает в фильмах с агрессивными сюжетами. По данному пункту получены сопоставимые результаты. В обеих группах безоговорочно на первое место ставились две функции сцен насилия - развлекательная и рекреативная (рекреационная). Эти два компонента частично перекликаются, так как характеризуют гедонистическую направленность подростка при выборе кинопродукта. Другими словами, названные функции направлены на удовлетворение потребности в получении удовольствия.
Кроме того, в Группе 2 в ответах встречались идентификационная (11,2%) и компенсаторная функции (13,1%), которые практически не были представлены в Группе 2 (2,4% и 4%). Различия значимы при р <0,01.
Идентификация возникает в результате глубокого сопереживания и эмпатийно-
го проникновения к герою картины. В отрицательных персонажах обычно привлекает их развязность, безнаказанность, легкость, с которой они совершают преступления. Идентифицируя себя с отрицательным героем, подросток примеряет к себе эту роль и со временем она начинает ему нравиться. Вероятность того, что в следующий раз он выберет аналогичный сценарий, во много раз возрастает.
Компенсаторная функция выражает стремление подростка компенсировать агрессивные потребности личности через просмотр аналогичных сюжетов на экране. Чем более преобладают в личности агрессивные порывы, тем более кровавые и жестокие сцены выбирает подросток.
Дальнейшее исследование строилось на выявлении особенностей подростков, которые способствуют повышению вероятности выбора художественных фильмов с агрессивным содержанием. В качестве инструментария были выбраны следующие методики:
1. Исследование акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека.
2. Использование опросника Г. Айзенка по определению темперамента.
3. Оценка способности к эмпатии (по В.В. Бойко).
4. Изучение самооценки старших подростков.
Математическая обработка была проведена с помощью корреляционного ранжирования Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. В результате изучения агрессивности было выявлено, что одна треть (33 %) старших подростков имеют высокий уровень агрессивности. При сравнении выборок г. Чебоксарсары и Москвы были выявлены количественные различия по уровням агрессивности. У московских школьников уровень агрессивности выше: в выборке чебоксарских школьников высокий уровень агрессивности имели 33% испытуемых, в московской - 49,2% (значимо при р<0,01). Этот факт мы связываем с национальным характером подростков из Чебоксар. Кроме того, в отношении московских школьников, факт высокой агрессивности, скорее всего, свидетельствует о большей доступности в социальной среде столицы образцов насильственного и агрессивного поведения.
2. В ходе изучения телевизионных предпочтений у старших подростков, было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы, имеющие высокий уровень агрессивности, проявляли тенденцию к выбору телевизионных передач и художественных фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Испытуемые, показавшие высокие результаты по агрессивности (Группа 2), чаще выбирали жанры «боевик» и «ужасы», по сравнению с испытуемыми Группы 1.
Подростки с высоким уровнем агрессивных реакций (32,7%) в два раза чаще выбирали сцены насилия на экране как привлекательные для просмотра, в сравнении с подростками со средним уровнем агрессивных реакций (17,8%).
3. Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе изучения акцентуаций характера старших подростков с высокой агрессивностью показал, что они акцентуированы по гипертимическому (76,6%), возбудимому (42,9%) и демонстративному (35,5%) типам. Обнаружены значимые корреляционные связи вышеуказанных акцентуаций с физической, косвенной и вербальной агрессией. Анализ предпочтений в отношении художественных фильмов подтвердил наличие связей между интересом к просмотру сцен насилия на экране и вышеперечисленными акцентуациями. Так, жанры «боевик» чаще выбирали возбудимые (73,9%) и гипертимические (52,4%) акценту-анты; передачам с «негативной моралью» отдавали предпочтение подростки возбудимого (63%), гипертимического (53,7%) и демонстративного (31,5%) типов.
4. Среди подростков экспериментальной и контрольной группы выявлено практически одинаковое количество испытуемых, имеющих тенденцию к экстравер-тированным формам поведения. Существенными являются различия по уровню ней-ротизма: в экспериментальной группе (34,6%) чаще, чем в контрольной (16,8%) встре-
чались экстраверты-нейротики (различия значимы при р<0,01 ^ = 3,02). Следовательно, уровень агрессивности и нейротизма в данной группе находятся в прямой зависимости и подтверждается корреляционным анализом (ге=0,337).
Экстраверты-нейротики имели вышеуказанные акцентуации характера и тенденцию к просмотру фильмов с агрессивным содержанием. Среди экстравертов-нейротиков больше всего встречались возбудимые и циклотимические акцентуанты (вероятно, с выраженным гипертимным полюсом). Экстравертированные нейротики, проявляющие агрессивные тенденции, в большинстве своем (75%) считали сцены насилия на экране привлекательными.
5. Выявлена обратная корреляционная связь показателей агрессивности и эмпатии у старших подростков: чем выше индекс агрессивных реакций, тем ниже эмпа-тические тенденции (ге=0,182). Низкоэмпатийных подростков в экспериментальной группе чаще, чем в контрольной, привлекали в сценах насилия рекреационная и развлекательная функции. Анализ эмоциональной стороны кинопросмотра показал, что у низкоэмпатийных подростков (72,5%) демонстрация сцен насилия вызывала безразличие, что, по нашему мнению, может свидетельствовать о тенденции к латентным формам агрессивности, которая при неблагоприятных условиях может проявиться в девиантных формах поведения.
6. В ходе математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были получены значимые связи между самооценкой и уровнем негативизма (ге=0,222), а также косвенной (ге=0,157) и вербальной агрессией (ге=0,291, при р<0,01).
Итогом исследования стала разработка психолого-педагогических рекомендаций, которые могут быть полезны в работе школьных психологов, учителей общеобразовательных школ, социальных педагогов, так как указывают направление, в котором может идти коррекция подростков с асоциальными формами поведения. Разработанные рекомендации могут использоваться в работе психологов профессиональнотехнических училищ для работы с подростками, у которых нарушены механизмы социальной адаптации. Кроме того, информация, полученная в ходе исследования, может быть использована работниками средств массовой информации для планирования телепередач и художественных фильмов в масс-медиа.
Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, могут быть успешно применены в практике психологического консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Эксмо, 2009. - 526 с.
2. Налчаджян, А. Агрессивность человека / А Налчаджян. - СПб. : Питер, 2007. - 736 с.
3. Тарасов, К.А. Глобальное кино как школа насилия // Кино в мире и мир кино. - М. : Материк, 2003. - С. 116 - 133.
4. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А.В. Федоров. - Таганрог : Изд-во «Кучма», 2004. - 414 с.
Контактная информация: [email protected]