2. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. -2007. - № 1. - С. 6-7.
3. Гуськов, С.И. Состояние и тенденции развития профессионального спорта в зарубежных странах / С.И. Гуськов. - М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 69 с.
4. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации : учебное пособие / И.И. Переверзин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 224 с.
5. Шустин, Б.Н., Тенденции развития олимпийского спорта // Тенденция развития олимпийского спорта / Б.Н. Шустин // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Советский спорт, 1999. - С. 311-313.
REFERENCES
1. Andreev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of mini-football development in the Russian Federation: dis. cand. ped science, Malakxovka, Moscow Region, Russian Federation.
2. Andreev, S.N. (2007), "Evolution mini football (futsal) in the modern autonomous form of classic football", Theory and methodology of football, No. 1, pp. 6-7.
3. Guskov, S.I. (1991), Status and trends of development ofprofessional sports in foreign countries, Physical training and sports, Moscow, Russian Federation.
4. Pereverzin, 1.1. (2002), Management of the sports organization: the manual, Spor-tAkademPress, Moscow, Russian Federation.
5. Shustin, B.N. (1999), "Tendencies of development of the Olympic sports", Olympic movement and social processes: Materials of IX All-Russia scientifically practical conference, pp. 311-313.
Контактная информация: [email protected] УДК 159.922.7/.8
ВЗАИМОСВЯЗЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, АГРЕССИВНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение», Санкт-Петербург,
Алексей Михайлович Калугин, аспирант,
Румия Галимжановна Коротенкова, аспирант,
Галина Владимировна Дробышевская, аспирант, Санкт-петербургский университет управления и экономики
Аннотация
Изучена взаимосвязь кинематографических предпочтений, агрессивности и межличностных отношений у подростков. Раскрыт механизм компенсации фрустрированных потребностей посредством просмотра агрессивных фильмов и телепередач. Установлено, что фрустрация влечет за собой повышение агрессивности, что приводит к дезадаптации и возникновению кризисных состояний. Показано, что предпочтение просмотра боевиков способствует формированию повышенной агрессивности у подростков; при этом по мере нарастания подозрительности, авторитарности, эгоистичности и снижении дружелюбности, благополучия, падении уровня нравственности, уменьшении мировоззренческого кругозора также нарастает проявление агрессивности у подростков. Полученные данные могут быть полезны при составлении программ первичной и вторичной профилактики агрессивного поведения в подростков среде, а также в рамках изучения этиологии и патогенеза агрессивного варианта отклоняющегося поведения.
Ключевые слова: подростки, агрессивность, кинематографические предпочтения, межличностные отношения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p20-25
INTERRELATION OF CINEMA PREFERENCES, AGGRESSION AND INTERPERSONAL RELATIONS AMONG THE TEENAGERS
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The specialized enterprise “New Generation ", Saint Petersburg,
Alexei Mikhailovich Kalugin, the post-graduate student,
Rumija Galimzhanovna Korotenkova, the post-graduate student,
Galina Vladimirovna Drobyshevsky, the post-graduate student, Saint-Petersburg University of Management and Economics
Annotation
The interrelation of cinema preferences, aggression and interpersonal relations among the teenagers has been studied. The mechanism of compensation of non-realized requirements by means of viewing the aggressive films and telecasts has been opened. It has been established that frustration involves aggression increase that leads to infringement of adaptation and occurrence of crisis conditions. It has been shown that preference of viewing the action-thrillers promotes formation of the raised aggression among the teenagers; thus, in process of increase of suspiciousness, authoritativeness, egoism and decrease in friendliness, well-being, falling of level of morals, reduction of a world outlook the display of aggression among the teenagers also accrues. The obtained data can be useful at drawing up the programs of primary and secondary preventive support of aggressive behavior among the teenagers in environment, and within the limits of studying the etiology and formation mechanisms of aggressive variant of deviating behavior.
Keywords: teenagers, aggression, cinema preferences, interpersonal relations.
ВВЕДЕНИЕ
Повышенная агрессивность у подростков ведет к их социально-психологической дезадаптации и возникновению кризисных состояний [1-3,5,7]. В научной литературе имеется ряд теорий, объясняющих агрессивное поведение человека; среди них важнейшее место принадлежит теории социального научения (A. Bandura), в которой существенное место отводиться обучению такому типу поведения и реагирования в процессе обучения и воспитания; фактически в ней рассматриваются социальные детерминанты агрессии у человека [4,5]. При этом важнейшее влияние на формирование такого типа поведения, особенно у подрастающего поколения, оказывает кинематограф, в силу большой его аудитории и большой эмоциональной вовлеченности.
Цель исследования. Изучение взаимосвязи кинематографических предпочтений, агрессивности и межличностных отношений у подростков.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследовано 250 подростков, средний возраст 15,9±1,8 года, из них 150 подростков, предпочитающих просмотр мелодрам, и 100 подростков, предпочитающих просмотр боевиков. Были использованы следующие методы: беседа и анкетирование для выявления кинематографических предпочтений; методика для оценки агрессивности человека (А.Басса-А.Дарки); вербальный фрустрационный тест (Л.Н.Собчик); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири) [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При оценке готовности подростков с различными кинематографическими предпо-
чтениями использовать различные варианты агрессивного поведения (Методика А.Басса-А.Дарки) в межличностном отношении нами были полученные следующие данные (табл.1).
Таблица 1
Агрессивность у подростков с различными кинематографическими
предпочтениями х ± т
Показатель Подростки Уровень значимости различий (р)
Предпочитающие боевики (п=150) Предпочитающие мелодрамні (п=100)
Вербальная агрессия (ВА) 5,1±0,3 3,9±0,2 <0,05
Физическая агрессия (ФА) 5,4±0,8 2,7±0,6 <0,05
Предметная агрессия (ПА) 3,5±0,2 2,4±0,3 <0,05
Эмоциональная агрессия (ЭА) 5,9±0,8 3,5±0,4 <0,05
Самоагрессия (СА) 2,3+0,2 1,8±0,2 >0,05
При этом оказалось, что подростки, предпочитающие просмотр боевиков (далее -1 группа подростков), по сравнению с подростками, просматривающими мелодрамы (далее - 2 группа подростков), имеют достоверно более высокие показатели вербальной, физической, предметной и эмоциональной агрессии (табл.1).
Более выраженное проявление агрессии в поведении у подростков из первой группы, предпочитающих просмотр боевиков, может быть связано с их социальным обучением и проекцией агрессии с экрана в окружающую действительность.
Также оказалось, что в группе подростков, предпочитающих просмотр мелодрам, по сравнению с подростками, просматривающими боевики, отмечаются более низкие показатели фрустрации по шкалам методики Л.Н.Собчик (рис.1).
5
4----■------■------■------■------■---- — — ■ —
О -И—т—1—т—1—т—1—®Д | —И | —и_,
А В С Б Е Р в
П Предпочтение мелодрам П Предпочтение Боевиков
Примечание: внешний вид (А); здоровье (В); характер (С); благополучие (Б); социальный статус (Е); кругозор (Б); нравственность (О).
Рис.1. Фрустрированные ценности у подростков с различными кинематографическими
предпочтениями
У подростков с низким уровнем агрессии и предпочитающими просмотр мелодрам, по сравнению с подростками с высоким уровнем агрессии и предпочитающими просмотр боевиков, менее фрустрированны все ценности, за исключением кругозора. То есть подростки, предпочитающие просмотр боевиков, имеют в основном больше проблем в реализации своих потребностей, что, в том числе, способствует повышению у них агрессии и она проявляется в просмотре телепрограмм, в которых демонстрируется насилие.
При оценке межличностных отношений у подростков с различным уровнем агрессии и кинематографическими предпочтениями выяснилось, что подростки, предпочита-
ющие просмотр мелодрам имеют достоверно более высокие показатели по дружелюбию и альтруизму (р<0.05), а также достоверно более низкий показатель подозрительности и агрессивности (рис. 2).
10
У
8
7
б
5
4
3
2
1
0
□ Предпочитающие мелодрамы □ Предпочитающие боевики
Рис.2. Особенности межличностных отношений у подростков с различными кинематографическими предпочтениями
То есть подростки с меньшим уровнем агрессивности и предпочитающие просмотр мелодрам более уверенны в себе. Они упорны и настойчивы, склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем. В конфликтных ситуациях они стремятся быть в согласии с мнением окружающих, следуют правилам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативны, стремятся помогать, общительные, проявляют теплоту в отношениях, добры, проявляют эмоциональное отношение к людям в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих.
Для подростков с высоким уровнем агрессии, предпочитающими просмотр боевиков, свойственны отчужденность, трудности во внутригрупповых контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутость, скептичность, разочарованность в людях и скрытность. У них же имеется тенденция к эгоизму, ориентация на себя, склонность к соперничеству, излишняя прямолинейность в общении, повышенная раздражительность, излишняя конформность и беспомощность. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке 3.
Рис.3. Взаимосвязь уровня агрессии с психологическими показателями у подростков с различными кинематографическими предпочтениями (на рис. указаны только достоверные связи р<0.05)
Результаты корреляционно анализа показали, что предпочтение просмотра боевиков способствует формированию повышенной агрессивности у подростков; при этом по мере нарастания подозрительности, авторитарности, эгоистичности и снижении дружелюбности, благополучия, падении нравственности, уменьшении кругозора также нарастает проявление агрессивности у подростков.
ВЫВОДЫ
Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи психологических характеристик, фрустрированных потребностей и кинематографических предпочтений у подростков с различным уровнем агрессивности, что следует учитывать при планировании и организации профилактических и коррекционных мероприятий с обследуемым контингентом подростков. В связи с этим для профилактики и коррекции агрессивности у подростков важно использовать комплексный подход, сочетающий в себе педагогические, психологические, социальные и медицинские мероприятия.
В целях оптимизации поведения подростков, профилактики нервных срывов важно шире популяризировать знания об агрессивности человека, проводить тренинги, позволяющие уменьшить неадекватную агрессивность подростков и увеличить их адаптационный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, В.А. Психология личности : учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 191 с.
2. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 11-17.
3. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.В. Федоренко, М.В. Проскурнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 26-32.
4. Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением / В. Г. Белов, И. Н. Димура, Е. С. Панасюк, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 14-20.
5. Качанова, О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения / О.Б. Качанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 89-92.
6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.
7. Соловьева, Т. А. Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах / Т. А. Соловьева, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 12-16.
REFERENCES
1. Averin, A.S. (2001), Psychology of personality: a tutorial, Publishing house of Mikxailov, St-Petersburg, Russian Federation.
2. Belov, V.G. (2010), "Concept of the psychological-acmeologic support of the adolescents with delinquent behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67 No. 9, pp. 11-17
3. Belov, V.G., Parfyonov, Y.A., Fedorenko, V.V. and Proskurnina, M.V. (2010), "Leisure activities as manifestation of social activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60 No. 2, pp. 26-32.
4. Belov, V.G., Dimura, I.N., Panasjuk, E.S. and Parfyonov, Y.A. (2011), "Scientific
and methodological conditions for psychological support of socialization of adolescents with delinquent behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72 No. 2, pp. 1420.
5. Kachanova, O.B. (2010), "Role of family and personal peculiarities of adolescents in the genesis of deviant behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63 No.
5, pp. 89-92.
6. Raigorodsky, D.J (2010), Practical Psychology diagnostics. Methods and tests: a tutorial, Letopis, Samara, Russian Federation.
7. Soloveva, T.A. Belov, V.G. and Parfyonov, Y.A. (2010), "Peculiarities of the structure of socio-psychological climate in adolescent labor groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69 No. 11, pp. 12-16.
Контактная информация: [email protected]
УДК:371.4
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Валентина Борисовна Белянцева, старший преподаватель, Технологический институт - филиал ФГОУВПО «Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия» (ТИ - ф УГСХА) г. Димитровград
Аннотация
В статье предложена модель учебно-исследовательской деятельности студентов на основе мониторинга физической подготовленности с последующей обработкой личных результатов на персональном компьютере. Введение студента в самостоятельное научно-педагогическое исследование развивает умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность. Предложенная нами модель учебно-исследовательской деятельности студентов по формированию контрольно-оценочных действий способствует более высокому уровню активизации познавательной деятельности за счет: 1) более тесной связи теории и практики, 2) актуализации самостоятельной работы. Именно эта направленность на исследовательский характер всей системы вузовского образования отражает современный этап его реформирования, позволяет реализовать образовательную часть физической культуры, расширяет и углубляет систему специальных знаний. Принципиально важным в процессе реализации модели является стимулирование исследовательской деятельности обучающихся, которое мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне как источник движения к более высокому личностному достижению. Анализ полученных результатов по формированию контрольных и оценочных действий позволяет утверждать, что за четыре года все фиксируемые показатели физической подготовленности студентов, обучающихся по экспериментальной программе, улучшились. Причем повышение результатов педагогического тестирования наблюдалось после каждого года обучения, вплоть до окончания педагогического эксперимента.
Ключевые слова: мониторинг, компьютер, исследование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p25-30
FORMATION OF CONTROL AND ESTIMATION ACTIONS OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING
Valentina Borisovna Beljantseva, the senior teacher,
Technology Institute branch of Ulyanovsk State Agricultural Academy,
Dimitrovgrad
Annotation
The article proposes the model of scholastic-research activity of students based on monitoring of physical preparedness with the subsequent processing of personal results on the personal computer. Intro-