ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.126
М.Ю. Касавцев
канд. техн. наук, старший преподаватель, кафедра «Организация повседневной деятельности
и боевой подготовки», ФГКВОУ ВПО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского», г. Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос совершенствования педагогического мастерства офицерского состава военного вуза, посредством методики формирования педагогического воздействия на личность младшего командира подразделения курсантов. Проведен анализ структуры педагогического воздействия на личность сержанта. Сформулированы рекомендации по формированию педагогического воздействия на личность младшего командира, с учетом его должностных обязанностей.
Ключевые слова: военный специалист, младший командир подразделения курсантов, подготовка и обучение сержантского состава, обучающее и воспитательное воздействие, педагогическое мастерство офицеров военного вуза.
M.Yu. Kasavtsev, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg
TO THE QUESTION OF IMPROVING THE TEACHING SKILLS OF OFFICERS IN MILITARY
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract. in the article the question of improving the teaching skills of the officer corps of the military institution, through the technique of formation of pedagogical influence on the personality of a younger unit commander of cadets. The analysis of the structure of pedagogical influence on the personality of the sergeant. Recommendations on the formation of pedagogical influence on the identity of a junior officer, given his official duties.
Keywords: military specialist, assistant unit commander of cadets, training NCO, training and upbringing, pedagogical skill of the officers of a military Academy.
Формирование военного специалиста тесно связано с деятельностью младшего командира подразделения курсантов (МКПК). Роль младшего командного состава в процессе воинского обучения и воспитания трудно переоценить, ибо это та категория командиров, которая находится в непосредственном контакте с подчиненными фактически постоянно. Кроме того, младший командир является организатором всех видов деятельности своего подразделения, оказывая тем самым непосредственное влияние на личность будущих военных специалистов.
Анализ исследований показал, что, несмотря на сформированную и отработанную методику отбора кандидатов на должности младших командиров [1], остается проблема «потери» сержантских кадров. Статистические данные по учёту сержантского состава показывают, что за период обучения «текучка» младших командиров в подразделениях курсантов составляет 27%. В виду того что подбор кандидатов на должности МКПК производится из курсантов подразделения одного года набора, нагрузка, которой подвержены МКПК, априори будет большей по сравнению с рядовым курсантом. Очевидно, что это будет стрессовым воздействием на личность МКПК, которое может привести к деструктивной деформации личности сержанта. Для недопущения подобной тенденции офицерам вуза необходимо не просто применять существующие приемы и способы работы с сержантским составом, но и четко представлять, как правильно сформировать педагогическое воздействие и каких конечных результатов от такого воздействия следует ожидать.
В существующих научных публикациях [2; 3; 4; 5] рассматривались вопросы подготовки
сержантского состава подразделения курсантов (ССПК), однако положения, рассмотренные авторами, излишне теоретизированы и не дают ясного представления о том, как совершенствоваться офицеру вуза, чтобы эффективно проводить подготовку младшего командира. Кроме того, методики, рассмотренные авторами работ [1; 6], имеют общий характер обучения и воспитания курсантов, т.е. не акцентированы на обучение и воспитание сержантов. Поэтому в данной статье проведём описание и детализацию составляющих педагогического воздействия на личность МКПК в процессе воинского обучения и воспитания для более эффективной подготовки, обучения и воспитания ССПК офицерским составом военно-учебного заведения.
В работе [7] С.Л. Рубинштейн рассмотрел структуру личности человека (рис. 1). Очевидно, что структура личности имеет многогранный характер, поэтому и педагогическое воздействие должно быть направлено на разные составляющие структуры личности сержанта.
Направленность
проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении
Знания, умения, навыки
приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
Индивидуально-типологические особенности
Проявляются в темпераменте, характере, способностях
Рисунок 1 - Структура личности по С.Л. Рубинштейну
Представим структуру педагогического воздействия на личность МКПК как совокупность нескольких составляющих (рис. 2): профессиональной, общевоенной, педагогической, общекультурной и составляющей физической культуры, через которые и осуществляется педагогическое воздействие на личность сержанта.
Педагогическое воздействие
учебная составляющая; профессиональная составляющая; общевоенная составляющая; педагогическая составляющая; общекультурная составляющая; составляющая физической культуры
Рисунок 2 - Структура педагогического воздействия на личность младшего командира подразделения курсантов
Рассмотрим эти составляющие подробнее.
Профессиональная составляющая. К данной категории относятся мероприятия, которые формируют МКПК как грамотного и обученного младшего командира, а именно:
- подготовить и провести индивидуальную беседу с подчиненным;
- провести общее собрание личного состава подразделения;
- провести тематический вечер, викторину с личным составом подразделения;
- провести вечер вопросов и ответов с личным составом подразделения;
- мероприятия повседневной деятельности (подъем, утренняя физическая зарядка, утренний осмотр и т.п.).
Занятия по данной составляющей лучше проводить с соблюдением следующей хронологии: доведение теоретических положений о порядке проведения мероприятий; проведение занятий, раскрывающих методические приемы проведения указанных мероприятий; самостоятельное проведение данных мероприятий.
Общевоенная составляющая. В этом подразделе проводятся занятия с ССПК по общевоенным дисциплинам (Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевая подготовка, Радиационная химическая и биологическая защита и т.п.) с целью формирования младшего командира - примера для подчиненных.
Основным видом занятий по общевоенной составляющей педагогического воздействия на личность МКПК будет практическое занятие. За счет этого произойдет формирование устойчивых навыков выполнения требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, строевых приемов, нормативов по применению средств индивидуальной защиты и меткой стрельбе.
Педагогическая составляющая. Сержант является первичным воспитателем и педагогом для подчиненных. Поэтому для формирования первичных педагогических навыков при проведении занятий с МКПК их необходимо обучить:
- основным педагогическим приемам (убеждение, поощрение, упражнение и т.п.);
- методике проведения занятий по общевоенным дисциплинам в качестве помощников руководителей занятий;
- самостоятельному проведению занятий по общевоенным дисциплинам в роли руководителя занятия с коллегами-сержантами (стажировка), затем с подчиненными (при необходимости в повседневной деятельности).
При формировании педагогической составляющей на занятиях и в повседневной деятельности офицерам нужно обучать сержантов дополнительным знаниям по военной педагогике и формировать первичные педагогические навыки путем практической работы ССПК.
Общекультурная составляющая. В рамках этой составляющей командиру (преподавателю) необходимо знать приемы формирования культуры общения, культуры поведения, информационной культуры и т.п. Данная составляющая формируется в процессе культпоходов в театры, музеи, на выставки, концерты, творческие вечера и т.п.; лекториев по этике и культуре поведения; лекториев и факультативных занятиях по формированию информационной культуры у сержантов.
Составляющая физической культуры. Актуальность данной составляющей очевидна, особенно для защитника Отечества. Для МКПК хороший уровень физической культуры не только позволит успешно решать служебные и учебные задачи, стойко переносить трудности военной службы, но и укрепить свой авторитет среди подчиненных.
В этом разделе целесообразно применить метод личного примера офицера и принцип состязательности, которые оказывают формирование устойчивой мотивации для совершенствования своих физических качеств ССПК. Также это создает благоприятную почву для самостоятельных занятий физической культурой.
Учебная составляющая. В данном разделе сержанты обучаются способам и приемам организации самостоятельной работы в учебной группе, работы со слабоуспевающими курсантами по учебным дисциплинам, правилам конспектирования и штабной культуре.
Формируя учебную составляющую педагогического воздействия на личность младшего командира, кроме обучения приемам и способам организации учебной работы в группе, необходимо использовать такой прием, как контроль деятельности сержанта по организации учебной работы в группе (отделении).
С учетом рассмотренной структуры формируется педагогическое воздействие на личность МКПК командирами подразделений курсантов не только при проведении еженедельных занятий, которые проводятся на курсах и являются основной работой по воинскому обучению и воспитанию МКПК, а также на «Дне сержанта» в масштабах факультета и вуза и при выполнении мероприятий повседневной деятельности. Ещё нужно отметить, что на все виды занятий в соответствии с тематикой необходимо приглашать преподавательский состав вуза.
Рекомендации по формированию педагогического воздействия на личность МКПК, разработанные в данной статье, применялись при проведении исследования в течение осеннего семестра 2015 года и весеннего семестра 2016 года при обучении и воспитании сержантов одного из факультетов вуза. По результатам опроса данной группы ССПК (57 военнослужащих): 87% младших командиров не испытывают никаких трудностей при выполнении должностных обязанностей (до исследования - 68%); 11% испытывают незначительные трудности, которые в данный момент уже успешно разрешаются (до исследования - 18%); 2% испытывают трудности, разрешение которых наступит в ближайшей перспективе (до исследования - 11%). Также следует отметить: 0% респондентов ответили, что они «затрудняются выполнять должностные обязанности» (до исследования - 3%).
Таким образом, при формировании педагогического воздействия на личность МКПК с учетом рассмотренной структуры достигается более эффективная подготовка, обучение и воспитание ССПК офицерским составом военно-учебного заведения. Это позволяет, во-первых, повысить качество воинского обучения и воспитания сержантов, а во-вторых, совершенствовать педагогическое мастерство офицеров военного вуза.
Список литературы:
1. Устинов И.Ю. Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины: учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВВВАИУ, 2007. - 190 с.
2. Сизов Д.С. Актуальность внедрения междисциплинарного организационного модуля развития умений и навыков сержантов в образовательный процесс военного вуза // Новая наука: опыт, традиции, инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: РИЦ АМИ. - 2015. - С. 42-48.
3. Сизов Д.С. Проблема профессиональной подготовки сержантов военных вузов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - № 3. - 2014. -С.152-160.
4. Сизов Д.С. Закономерности развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании курсантов // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: АЭТЕРНА, 2015. - С. 159-164.
5. Марков А.В. Место лидерских качеств в структуре личности и деятельности сержанта курсантского подразделения высшего учебного заведения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2. - С. 52-56.
6. Касавцев М.Ю. Методика воспитания военных специалистов на личном примере офицера // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 63-65.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 24 с.