УДК 159.922.8; 159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
А.А. Замятина
Аннотация. В статье обсуждается проблема адаптационного потенциала личности и психологического благополучия. Высказывается предположение о том, что адаптационный потенциал личности может быть представлен посредством изучения ряда показателей, фиксирующих развитие четырех компонентов (биопластического, биографического, психического, личностно-регуляторного). Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте. Выявлены достоверные различия.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, личность, психологическое благополучие, структура психологического благополучия, уровни психологического благополучия, юношеский возраст.
THE RELATIONSHIP ADAPTIVE POTENTIAL PERSONALITY AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN ADOLESCENCE
А. Zamyatina
Abstract. The problem of adaptive potential of personality and psychological well-being are describes in this article. It is suggested that the adaptive capacity of the individual can be described by examining a number of indicators, the development of fixing the four components (bioplastic, biographical, psychological, personality-regulator). The results of empirical research of psychological features of the relationship adaptive potential of the individual and psychological well-being in adolescence. Significant differences.
Keywords: adaptive potential, personality, psychological well-being, structure of psychological well-being, levels of psychological well-being, adolescence.
Исследование проблемы адаптационного потенциала личности продолжает
актуализироваться в современном, быстро меняющемся мире. На сегодняшний день наблюдается очевидное изменение социально-экономической ситуации в обществе, что само по себе требует от человека высокого развития адаптационного потенциала, для того чтобы быть успешным в своем личностном и профессиональном становлении. Как известно, наиболее сенситивным периодом для личностно-профессионального развития является период обучения в высшем учебном заведении. С поступлением в вуз связано появление новой социальной ситуации развития взрослеющего человека. Студенты входят в новую социальную систему вуза, которая отличается по своим целям, требованиям и методикам обучения от школьной системы. При смене жизненной ситуации многие из студентов испытывают значительные сложности в прохождении адаптации, трудности в обучении, студенты не могут определить свои личностные интересы, цели в жизни, негативно оценивают себя, не могут регулировать свое поведение, и в силу этого испытывают внутренний дискомфорт, напряжение, истощение внутренних резервов, что в конечном итоге приводит к психологическому неблагополучию. Именно поэтому, на наш взгляд, один из важных аспектов изучения адаптационного потенциала
личности является психологическое
благополучие.
Предметом обсуждения в данной работе является соотношение и взаимосвязь понятий «адаптационный потенциал личности» и «психологическое благополучие».
Ряд авторов (А.Г. Маклаков [2], С.Т. Посохова [3], А.М. Богомолов [1] и др.) рассматривают адаптационный потенциал личности, прежде всего как интегральное образование. Так, С.Т. Посохова определяет адаптационный потенциал личности как интегральное образование, систематизирующее социально-психологические, психические,
биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [3].
В процессе изучения адаптационного потенциала личности перед исследователями неизбежно встает вопрос о критериях, показателях его определения. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет сделать вывод о существовании большого количества разнообразных показателей, что свидетельствует о сложности данного понятия, а также его неоднозначной взаимосвязи с различными личностными характеристиками, в частности с успешностью [4], агрессивностью личности [5] и др. Учитывая невозможность выделения универсальных
показателей рассматриваемого понятия, исследователи делают попытку объединения показателей в компоненты. Так, С.Т. Посохова гипотетически определяет, что адаптационный потенциал состоит из четырех компонентов: биопластический, биографический,
психический, личностно-регуляторный [3].
Понятие «психологическое благополучие» рассматривается в рамках изучения позитивного функционирования личности. Мы разделяем позицию Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко и считаем, что психологическое благополучие -это интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного
функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью [6].
Нами было проведено исследование, целью которого явилось изучение взаимосвязи
адаптационного потенциала личности и психологического благополучия в юношеском возрасте. В рамках нашего исследования мы предположили, что существует взаимосвязь между адаптационным потенциалом личности и психологическим благополучием, при этом повышение адаптационного потенциала личности способствует повышению уровня психологического благополучия.
В эмпирическом исследовании участвовали лица юношеского возраста от 17 до 23 лет в количестве 161 человек. Основываясь на гипотетическом предположении С.Т. Посоховой о выделении четырех компонентов адаптационного потенциала, мы предприняли попытку достоверно изучить данную структуру. С учетом выделенных нами показателей адаптационного потенциала (входящих в модель С.Т. Посоховой) и психологического благополучия (за основу мы взяли модель К. Рифф, адаптированную Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) комплекс психодиагностического инструментария был структурирован по представленной ниже схеме, см. рис. 1.
и т с о н
и ц
н е т о п
й ы н н о
и циа
пта
а
д
<
Биографический компонент
- Самооценка уровня онтогенетической рефлексии (Фетискин Н.П. и др.)
- Перспектива моей жизни (Миско Е.А. Тарабрина Н.В.)
Психический компонент
- Активациометр АЦ-9К
- МЛО «Адаптивность» (Маклаков А.Г.)
Личностно-регуляторный компонент
-Стиль саморегуляции поведения
(Моросанова В.И.)
-МЛО «Адаптивность» (Маклаков А.Г.)
е и
ч
у
л о п о
оаг
л б е о к с е
г о л о х и с сП
^->
Шкала психологического
благополучия (К.Рифф, адаптация Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П.)
Рисунок 1. -Психодиагностический комплекс исследования
В связи с тем, что биопластический компонент адаптационного потенциала аккумулирует в себе соматические, физиологические, психофизиологические
особенности человеческой организации, мы проводили диагностику активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга, адаптационных возможностей организма, уровня регуляции физиологических функций, баланса расхода и восстановления энергии в организме, уровня стресса. Было выявлено, что у большинства студентов
превалирует активация правого полушария головного мозга; у 70% обследуемых адаптационные возможности организма находятся в состоянии дисбаланса, что обуславливает необходимость их
восстановления; отмечается дисбаланс уровня регуляции физиологических функций; в организме студентов преобладают процессы истощения энергетического потенциала, состояние выраженного стресса выявлено у 8% обследуемых. В свою очередь, все это говорит о
значительном напряжении адаптационных ресурсов студентов.
Анализ биографического компонента адаптационного потенциала, отражающего индивидуальную историю жизни человека, показал, что у большинства студентов преобладает рефлексия с отрицательным значением; при анализе своего опыта жизни, своих прошлых ошибок студенты испытывают страх перед совершением новых; у них отсутствует умение позитивно оценивать свои неудачи и рассматривать их как показатель прогрессивного изменения себя в настоящем. С другой стороны, оптимистическая тенденция оценивания своей жизненной перспективы в юношеском возрасте превалирует над пессимистической тенденцией.
По результатам обследования психического компонента адаптационного потенциала было отмечено, что только у 24% студентов уровень психоэмоционального состояния соответствует оптимальному значению, а у оставшейся группы студентов выявлено отклонение от нормативных значений, либо в сторону чрезмерного бодрствования, либо в сторону дремотного состояния. Испытуемые имеют невысокую эмоциональную устойчивость, склонность к проявлению нервно-психических срывов, конфликтов.
На основании полученных данных по личностно-регуляторному компоненту
адаптационного потенциала, можно сказать, что у большинства студентов выявлены средние значения уровня сформированности
индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности. Низкие показатели по данной шкале определены у 12% студентов; потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения у них не сформирована; они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Около 70% из общего числа студентов имеют низкие показатели поведенческой регуляции и коммуникативного потенциала, средние показатели моральной нормативности.
В целом, рассматривая состояние адаптационного потенциала лиц юношеского возраста, можно сказать, что оно характеризуется как нестабильное; процесс адаптации в данный период времени протекает достаточно трудно, сопровождаясь снижением функционального состояния организма.
После обработки результатов методики «Шкала психологического благополучия» был проведен корреляционный анализ связи между компонентами психологического благополучия. При помощи параметрического критерия г-
Пирсона были получили данные, которые позволяют представить шестифакторную структуру психологического благополучия юношеского возраста в иерархическом виде: 1) управление окружением; 2) самопринятие; 3) цели в жизни; 4) позитивные отношения; 5) личностный рост; 6) автономия. Можно предположить, что характер психологического благополучия/не благополучия достигается, главным образом, за счет выраженности данных компонентов.
Для выделения уровней психологического благополучия были сформированы три группы испытуемых. Применение однофакторного дисперсионного анализа позволило подтвердить, что разность между данными группами статистически достоверна ^ = 180,683, при р = 0,000).
Группа 1 (низкий уровень психологического благополучия - 13% испытуемых). Испытуемые этой группы имеют заниженную самооценку, испытывают неудовлетворенность собой, периодически чувствуют себя хуже других, ощущают собственное бессилие,
некомпетентность. Вследствие чего, подобные представления о себе лишают их конструктивной активности в преодолении трудностей.
Группа 2 (средний уровень психологического благополучия - 69% испытуемых). Испытуемые, отнесенные ко второй группе, обладают, в целом, высокими и средними значениями по показателям психологического благополучия, но отмечается и наличие низких значений в показателях. Они отличаются адекватной самооценкой, доброжелательно относятся и к себе, и к окружающим, стремятся быть гибкими во взаимодействии с окружающими и достигать компромисса в спорных ситуациях.
Группа 3 (высокий уровень психологического благополучия - 18% испытуемых). Юноши и девушки из этой группы отличаются положительной самооценкой, достаточно открыты для общения, способны выстраивать доверительные отношения с другими людьми, контролировать свою деятельность и поведение, эффективно использовать представляющиеся возможности, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей. Они открыты к самопознанию, саморазвитию и
самосовершенствованию.
Для выявления взаимосвязей между адаптационным потенциалом и
психологическим благополучием был проведен корреляционный анализ с помощью г-Спирмена. Было выявлено, что в группе 1 наибольшее число взаимосвязей имеет такая составляющая
адаптационного потенциала личности как «уровень саморегуляции» (г = -0,566, при р = 0,009). Также выявлены взаимосвязи с показателями «поведенческая регуляция» (г = -0,371, при р = 0,039), «коммуникативный потенциал» (г = -0,487, при р = 0,042), «адаптационные возможности» (г = -0,470, при р = 0,040), «уровень онтогенетической рефлексии» (г = 0,481, при р = 0,032), «депрессия» (г = 0,499, при р = 0,025), «шизоидность» (г = 0,495, при р = 0,027).
При низком уровне психологического благополучия юноши и девушки имеют показатели сниженного адаптационного потенциала; они обладают признаками явных акцентуаций характера; процесс адаптации протекает довольно тяжело; возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Психологически неблагополучные студенты имеют низкий уровень поведенческой регуляции, склонность к нервно-психическим срывам, у них отсутствует адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности; низкий уровень коммуникативных способностей, они испытывают затруднение в построении контактов с окружающими, у них отмечается проявление агрессивности, повышенная конфликтность; низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения; низкий уровень онтогенетической рефлексии, отсутствие анализа прошлых жизненных ошибок или рефлексия со знаком «-», когда итогом прошлых ошибок становится страх перед
совершением новых; низкие показатели общего уровня саморегуляции поведения, у данной категории лиц не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
В группе 3 наибольшее число взаимосвязей имеет такая составляющая адаптационного потенциала, как «социальная интроверсия» (г = -0,556, при р = 0,002). Психологически благополучные студенты имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие
действительности (г = 0,346, при р = 0,000); высокий уровень коммуникативных
способностей, быстрое выстраивание контактов с окружающими, не проявляют конфликтность (г = 0,186, при р = 0,018); высокий уровень онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности (г = 0,351, при р = 0,000); высокие показатели общего уровня саморегуляции поведения,
самостоятельность, гибкость и адекватность реагирования на изменение условий (г = 0,537, при р = 0,000).
обобщая представленные говорить о том, что потенциал личности
с психологическим
благополучием; при высоком уровне психологического благополучия в юношеском возрасте происходит повышение
адаптационного потенциала.
Таким образом, результаты, можно адаптационный взаимосвязан
Литература:
1. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. -2008. - № 1. - С. 67-73.
2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальный условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - № 1. - С. 16-24.
3. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Посохова Светлана Тимофеевна. - СПб., 2001.
4. Рахманина И.Н. Некоторые психологические детерминанты успешной адаптации личности / И.Н.
Сведения об авторе:
Замятина Антонина Александровна (г. Астрахань, Россия), аспирант кафедры общей и когнитивной психологии, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
А. Zamyatina (Astrakhan, Russia) pоstgraduate student of the department of general and cognitive psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State University», e-mail: [email protected]
Рахманина // Общественные науки. - 2011. - № 8. - С. 4145.
5. Рахманина И.Н., Мельникова М.В. Некоторые детерминанты и особенности проявления агрессивности работников основных энергетических профессий / И.Н. Рахманина, М.В. Мельникова // Российский научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 179-186.
6. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.