Научная статья на тему 'Взаимоотношения между хурритами и луллубеями во II тыс. До нашей эры'

Взаимоотношения между хурритами и луллубеями во II тыс. До нашей эры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУРРИТЫ / ЛУЛЛУБЕИ / АРХИВ НУЗИ / ПИСЬМА ТЕЛЛЬ ШЕМШАРА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедова Севиль Беюккиши Гызы

В статье автором рассмотрены взаимоотношения между хурритами и луллубеями во II тыс. до н.э. Особое внимание обращено на источники, на основе которых автор приходит к выводу о наличие экономических отношений и военных столкновений между хурритами и луллубеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения между хурритами и луллубеями во II тыс. До нашей эры»

УДК 94(4/9)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ХУРРИТАМИ И ЛУЛЛУБЕЯМИ

ВО II ТЫС. ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Мамедова Севиль Беюккиши гызы*

В статье автором рассмотрены взаимоотношения между хур-ритами и луллубеями во II тыс. до н.э. Особое внимание обращено на источники, на основе которых автор приходит к выводу о наличие экономических отношений и военных столкновений между хурритами и луллубеями.

Ключевые слова: хурриты; луллубеи; архив Нузи; письма Телль Шемшара; взаимоотношения.

MUTUAL RELATIONS BETWEEN HURRIANS AND LULUBI IN THE SECOND

MILLENIUM B.C.

Mamedova Sevil

In the article an author is consider mutual relations between Hurrians and Lulubi in II thousand B.C. The special attention is turned on sources on the basis of which an author comes to the conclusion at the presence of economic relations and soldiery collisions between Hurrians and Lulubi.

Keywords: Hurrians; Lulubi; Archive Nuzi; letters of Tell Shemshara; mutual relations.

Во II тысячелетии до н.э. хурриты проживали на обширной территории, которая простиралась от Северной Месопотамии и южного Кавказа до нагорного Загроса. По соседству с ними на территориях прилегающих к Загросским горам проживали луллубеи, с которыми хурриты имели тесные контакты.

О различных сторонах взаимоотношений хур-ритов с луллубеями становится известно из Ну-зийского архива, найденного на холме Иорган-те-пе вблизи современного города Керкук в Ираке, а также писем из Телль Шемшара, древнего города Шушарра, расположенного на правом берегу Нижнего Заба, в Ираке.

Большинство писем из Телль Шемшара написаны правителю с хурритским именем Кувари [5, с.29] из города Шушарра, который по-видимому в XVIII вв. до н.э. был административным и военным центром большей части равнины Рание [5,

с. 31-32]. Среди областей, включенных в царство Шушарра, были и районы к югу от Сулеймании [6, с.21]. Исследователи полагают, что область проживания луллубеев была расположена вокруг Сулеймании [1, с. 82; 10, с. 88].

Среди писем, отправленных правителю Шушарра, имеются письма от неких Талпу-Шарри, Тендури и Шепрату. Имена Талпу-Шарри и Тен-дури согласно Ж. Лассое являются хурритскими [6, с. 36], и хотя все письма написаны на аккадском языке, хурритские имена отправителей писем, найденных в Телль Шемшаре, и хурритские имена, имеющиеся в больших количествах в этих текстах, позволяют говорить о том, что здесь было и хуррито-язычное население.

Правитель Кувари неоднократно получал от своих союзников письма с предложением заключить дружбу с правителями луллубеев. Так, в письме Шепрату к Кувари дважды говорится о

* Мамедова Севиль Беюккиши гызы, аспирант Института истории им. A.A. Бакиханова Академии наук Азербайджанской Республики. E-mail: mamedova_sevil@yahoo.com

луллубях. В первом случая Шепрату писал: «Теперь если многочисленные цари Луллума, которые стали твоими врагами, предложат мир, ты дай им клятву, воспользовавшись их благосклонностью и прими мир! Ты сам знаешь, что запасы зерна пусты и нет зерна для армии, которая придет. Установив мир на хороших условиях с Луллумом, ты приведешь в порядок (поставку) зерна и муки....» [5, с. 81-82].

Во втором случае Шепрату предлагает удержать в городе Шушарра надежных луллубеев, до тех пор пока Кувари не прибудет к нему [5, с. 82]. В Телль Шемшаре также сохранился фрагмент записи об уплате серебра и золота людям Луллубума [5, с. 68].

В интенсивных отношениях с луллубеями были и хурриты Нузи. В одном из документов говорится о том, что некий житель Нузи повез ячмень в страну луллубеев. Этот ячмень был дан ему как доля при вступлении в товарищество с другим нузийцем, однако ячмень был у него отнят луллубеями [3, с. 132].

О том, что между луллубеями и хурритами были враждебные отношения, говорит, факт присутствия в Нузийских документах упоминаний луллубеев в качестве рабов и рабынь [7, с. 325], была даже установлена цена в размере 30 су серебра на ввозимых из страны Nullu рабов [9, с. 167]. В свою очередь луллубеи также захватывали хурритов в рабство [2, с. 146]. Еще одним свидетельством враждебных отношений между хурритами и луллубеями служит дошедшее от хурритов Нузи понятие lulu как «варварский» и «чужой» [1, с. 17-18; 3, с. 133-134].

В результате продолжительных враждебных отношений луллубеев не только с хурритами, но и с родственными им урартскими племенами, в надписях урартских правителей выражение KUR. Lulu (ini/a) стало употребляться в значении «страна врага» [4, с. 21].

В письме некого Акипташенни, правителя Азу-хинни [8, с. 162], имеются следующие сведения: «Так (говорит) Акипташенни, правитель, сын Эн-намати: Царь шлет следующее послание: «Когда они захотят послать Хашимару (тогда) Акипташенни пусть даст им в их (руки) три человека и они приведут (его) в страну Нуллу; они будут охранять (его) и вернут его. Когда они приведут (его), эти три человека останутся в Азухинни, а

три (других) человека Акипташенни отправит с Хашимари. Но если они убьют Хашимари (или) он исчезнет в стране Кушшухе (или) в стране Нуллу, он (царь) не будет иметь другого пути, чем послать Акипташенни на испытание рекой (т.е. утопить) или убить его» пишет Акипташенни сын Эннамати». Согласна мнению X. Леви Хашимару, по-видимому, был посланником, который поехал в страну Луллу через Азухинни [8, с. 162].

В другом письме, написанном уже Акипташенни неким Шехаммушни, имеется сведение о продаже в страну луллубеев людей из семьи Шехалте-шупа, который, по-видимому, был должностным лицом и имел большие владения не только в Нузи, но и в соседних областях [ 11, с. 60].

В письме сообщается: «К Акипташенни говорю: «Так (говорит) Шехаммушни: «Люди из семьи Шехалтешупа были украдены и проданы в страну Луллу. Теперь возьми его и позволь ему увидеть их. Ты захвати каких-нибудь людей из города Нузи, идущих в Луллу, но не передавайте табличку и печать, а принесите их мне....» [11, с. 60].

В нузийских текстах также имеются упоминания луллубеев в связи с понятием НаЫги [7, с. 321-334]. Термин НаЫги, который встречается в письменных источниках III и II тысячелетия до н.э., обозначал людей принадлежавших к различным по происхождению народам, которые бежали или были изгнаны из своей страны. Они образовывали особую социальную группу населения в странах Ближнего Востока. В некоторых случаях они держались самостоятельно, образовывая свои поселения, или как в Палестине и Сирии образовывали военные отряды, которые боролись против господства Египта или на стороне отдельных местных правителей, в других случаях образовывали основное ядро наемного войска местных правителей.

Из писем Телль Шемшара так же становится известно и о том, что между луллубеями и городом Шушарра имелись торговые отношения. Возможно, луллубеи получили серебро и золото в обмен на зерно, поставка которого, как видно из писем Шепрату, была приостановлена в связи с конфликтом, который имел место между Кувари и его союзниками с луллубеями. Из тех же писем мы узнаем о неблагоприятной внешнеполитической ситуации, повлекшей за собой экономи-

ческие трудности, что в свою очередь привело к недостатку продовольственных ресурсов в армии, которые можно было решить, заключив мирное соглашение с правителями Луллубума.

С хурритами Нузи и прилегающей территорией луллубеи также имели торговые отношения, так жители Нузи, как видно из вышеизложенных документов, часто бывали в стране Луллубе-ев, иногда везли ячмень. Однако, как и в первом случае хурриты Нузи враждовали с луллубеями. Они сталкивались, друг с другом во время грабительских походов, откуда и наличие рабов. Из

этих документов также видно то, что и те и другие занимались как куплей, так и продажей людей, и не только захваченных в результате военных столкновений.

Таким образом, проведенный анализ вышеизложенных источников позволяет говорить о том, что хурриты и луллубеи во II тысячелетии до н.э. составляли часть населения нагорного Загроса, между которыми с одной стороны имелись тесные торговые отношения, с другой стороны они сталкивались в результате постоянных грабительских войн.

Литература

1. Алиев И. История Мидии. - Баку: Академия Наук Азербайджанской ССР, 1960. - 353 с.

2. Дьяконов И.М. История Мидии. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. - 572 с.

3. Меликишвили Г.А. Наири-Урарту. - Тбилиси: Академия Наук Грузинской ССР, 1954. -442 с.

4. Меликишвили Г.А. К вопросу о древнем очаге урартских племен // Вестник Древней Истории. - 1947,-№4. -С. 21-29.

5. Laessoe J. Shemshära Tablets. - Kapenhagen, 1959. - 103 p.

6. Laessoe J. People of Ancient Assyria: Translated from the Danish by F.S. Leigh-Browne. - New York, 1963,- 169 p.

7. Landsberg В. Habiru und Lulahhu. Kleinasiatische Forschungen I, 2. - 1929. - S. 321-324.

8. Lewy H. A contribution to the historical geography on the Nuzi text. Journal of American Oriental Society - 1968,- Vol. 88.-№ l.-PP 150-162.

9. Orientalisches Recht. Handbuch der Orientalistik. Erste abteilung der Nahe und der Mittlere Osten: Von. B. Spuler. - Leiden/Köln, 1964. - 486 s.

10. Speiser E. A. Mesopotamian Origins. - London: Oxford University, 1930. - 198 p.

11. Studies on the Civilization and Culture of Nuzi and the Hurrians. Vol. 4. The Eastern Archives of Nuzi by Martha A. Morrison. - Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1993. - 426 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.