конфликтных и кризисных ситуаций, восстановления нарушенных взаимоотношений.
Проведенное нами исследование свидетельствует так же о том, что замещающие родители нуждаются в помощи и поддержке при решении следующих проблем: как наладить режим дня? Что делать, если у ребенка не формируются жизненно важные навыки? Что делать, если ребенок плохо засыпает, ест, не выполняет требования родителей? Как включить ребенка в различные виды деятельности? Как развивать у ребенка память, внимание, воображение; восстановить или сформировать речь; обогатить представления? Как помочь ребенку избавиться от разнообразных страхов? Как подготовить ребенка к посещению детского сада, общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, детского оздоровительного центра, специалиста (психолога, психотерапевта, логопеда и т.д.)?
Наш опыт работы с замещающими семьями убедил нас в целесообразности и необходимости социально-педагогического сопровождения данных семей.
Под социально-педагогическим сопровождением мы понимаем своевременную квалифицированную и адресную помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье.
Наш многолетний опыт работы с молодыми замещающими семьями показывает, что содержание социально-педагогического сопровождения должно включать профилактику возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и приемного ребенка, а не сводиться к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным на-
блюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям: а) психолого-педагогическое просвещение, как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов; б) гармонизация детско-родительских отношений; в) гармонизация супружеских отношений; г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей, обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.
Таким образом, можно констатировать, во-первых, то, что к принятию ребенка в замещающую семью необходимо готовить, вооружать их знаниями, умениями, навыками по вопросам установления контактов с неродными детьми, но содержанию, формам и методам их воспитания, по способам организации их жизнедеятельности на разных возрастных этапах. Во-вторых, необходима специальная служба социально-педа-гогического сопровождения аналогичных семей в последующие годы.
Библиографический список
1. Басова В.М., Захарова Ж,А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.
2. Иванова Н.П., Заводи! кин а О. В. Дети в приемной семье. — М., 1993.
3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная заметающая семья. - М., 2006.
4. Суханова О.В., Кораблева Н.В., Власенко И.И. Опекунские семьи как альтернатива сиротству: модель профилактики отказов от детей в опекунских семьях. - Ростов н/Д., 2003.
Э.И. ЧУГУНОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Социализация детей в современной россий- ний, ростом их конфликтности. Искажение се-ской семье сопровождается изменением ее мейньтх отношений порождает такое явление,
структуры, стиля детско-родительских отноше- как «социальное сиротство» - утрата детьми ро-
©Э.И. Чугунова, 2008
177
дительской помощи и заботы, семейного окружения, обеспечения безопасности при живых родителях.
Изучение международного и отечественного опыта выявляет два основных направления в организации замещающей заботы о детях-сиро-тах: помещение в сиротские учреждения и устройство в замещающую семью. Система общественного воспитания в условиях детского дома во всем мире - и в России в том числе - признана неадекватной потребностям развития ребенка, вредной для становления его личности,
В то же время, как показывает проведенный нами анализ, в странах Западной Европы, США, Канады накоплен значительный опыт семейного устройства социально обездоленных детей, позволяющий в условиях деинституционализа-ции обеспечить наиболее адекватную для ребенка ситуацию его социального развития. Особое место в этом процессе отводится замещающей семье — как форме семейного жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
Однако замещающие семьи в процессе реализации своего функционала сталкиваются с рядом проблем: с недостаточной информированностью об особенностях медицинского, психологического, педагогического статуса приемного ребенка; со слабой подготовкой к своим функциональным обязанностям; с отсутствием взаимодействия со специалистами службы сопровождения таких семей и неготовностью к обнародованию своих затруднений и принятию адекватной помощи со стороны окружающих.
Следует также отметить, что в ряде случаев и замещающие родители, и приемные дети стремятся дистанцироваться от сиротских учреждений, не обращаются за помощью в детский дом (98% опрошенных воспитанников за ста 1ами интернатного учреждения скрывают, что они живут в учреждении). В этой ситуации общеобразовательное учреждение, в котором обучается приемный ребенок, может осуществлять сопровождение приемного ребенка и его новой семьи. При этом ориентационной основой поддержки и помощи сопровождаемым становится осознанное взаимодействие взрослых и детей.
В широком смысле «взаимодействие» используется для указания на непосредственную взаимосвязь каким-либо образом воздействующих друг на друга индивидов, а в более узком значении - д ля обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой гребует разделения и кооперации функций, а, следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие:
- активному включению всех участников взаимодействия в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
- объективации поведения, что предполагает полу чение постоянной обратной связи;
партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.
Цель, задачи и содержание такого взаимодействия определяются наличием общего и специфического содержания воспитательной деятельности систем входящих в него, особенностей учреждения, конкретной семьи, социального заказа (запроса семьи, потребностей, интересов ребенка, возможности их удовлетворения). Взаимодействие при этом выступает как интегрирующий фактор деятельности субъектов: замещающей семьи, приемного ребенка, образовательного учреждения, учреждения интернатного типа, на базе которого создается служба сопровождения, - в равной степени заинтересованные в результате своего сотрудничества.
Однако, несмотря на наличие многочисленных научно-методических публикаций по теории и методике семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи, менее других в педагогической теории и практике разработаны и реализуются идеи поддержки семьи педагогами посредством целенаправленного развития у родителей и детей навыков взаимодействия, способностей общаться и сотрудничать в совместной деятельности.
В процессе моделирования условий сотрудничества замещающих семей и образовательных учреждений мы исходили из того, что взаимодействие предполагает организацию, налаживание, укрепление, расширение, гармонизацию
178
Вестник КГУ им. II.А. Некрасова ♦ 2008, том (4
связей, контактов, ведущих к обогащению результатов воспитательной деятельности, и отношений, общения людей (детей, родителей, педагогов), в основе которых лежат принципы добровольности, общности интересов, равенства, взаимного уважения и сотрудничества.
В задачи взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей в таком случае входило:
1. Создание педагогической среды воспитания оптимальной для развития ребенка и замещающей семьи как системы и устранения нарушений взаимоотношений как внутри семьи, так и с внешним миром (социальным окружением семьи).
2. Расширение поля позитивного общения замещающих семей с направленными воздействиями и эмоциональными контактами.
3. Повышение в педагогическом сообществе значимости деятельности замещающих родителей как профессиональной на основе положительного опыта воспитания приемных детей.
4. Создание условий для успешной адаптации и интеграция взрослых и детей в новой для них роли с социумом и предоставление возможности повышения педагогической компетентности.
В разработанной нами модели служба сопровождения замещающих семей детского дома осуществляет социально-педагогический патронаж, который понимается как «квалифицированная и адресная помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в замещающей семье» (Ж.А. Захарова). Кроме того, в задачи службы входит подбор и подготовка воспитанников детского дома к передаче в семью, в дальнейшем - отслеживание соблюдения прав и интересов ребенка, а также расширение представлений педагогов об особенностях данной категории учащихся, обучение формам и методам взаимодействия и с приемными детьми, и с их замещающими родителями.
В свою очередь общеобразовательное учреждение осуществляет социально-психолого-педа-гогическое сопровождение приемного ребенка, обучающегося в данном учреждении также в тесном сотрудничестве с семьей.
Профессиональная замещающая семья осуществляет а бшштаци о нну го, коррекционно-развивающую и реабилитационную функции в условиях семейного проживания на основе выра-
ботанных рекомендаций и совместно спланированных с педагогами общеобразовательного учреждения и службы сопровождения детского дома программ абилитации и развития приемного ребенка, минимизируя депривационные последствия ребенка-сироты, формируя отсутствующие или утраченные навыки и функции, развивая способности ребенка, создавая условия для его успешной адаптации и интеграции в обществе.
В целях регламентации, согласования и объединения усилий субъектов взаимодействия предусмотрено заключение договоров о сотрудничестве и взаимодействии субъектов; организация мониторинга результативности предпринимаемых мер; обязательная рефлексия всех участников взаимодействия.
Кроме того, деятельность субъектов взаимодействия строится на принципе коллегиальности и предусматривает единство целей, задач, методов и приемов педагогического воздействия как в воспитательной системе общеобразовательного учреждения, так и в замещающей семье. Такими коллегиальными органами являются школьный психолого-медико-педагогический консилиум междисциплинарной команды специалистов образовательных учреждений (ПМ11к) и созданные при образовательном учреждении общественные советы, ассоциации замещающих родителей, участие их представителей в попечительских советах образовательных учреждений. В состав советов входят, в первую очередь, наиболее активные или опытные родители, которые могут представительствовать в различных инстанциях и отстаивать права и интересы родителей и детей. Такое сотрудничество расширяет иоле профессионального общения, мотивацию субъектов взаимодействия и определяет переживание участниками в процессе взаимодействия положительных эмоций.
Для воссоздания яркого положительного самочувствия взрослых в общеобразовательном учреждении могут быть использованы такие формы сотрудничества как информационно-обу-чающие (открытые классные родительские собрания, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, родительский день, лекционнопрактические занятия, педагогические консультации, супервизии, родительский клуб, тренинговая работа с родителями и другие), а также досуговые, предполагающие творческий харак-
Педаюгика. Психология. Социальная работа. Ювекология. Социокинетика, № 4, 2008
179
тер (организация совместных дел в познавательной, трудовой, досуговой деятельности приемных детей, совместные праздники, когда родители привлекаются и как помощники и соавторы с детьми, и как эксперты, члены жюри), и, наконец, общественные (участие в общественном управлении образовательного учреждения: родительский комитет, попечительский совет, совет школы, профилактический совет и тому подобное).
Все это повышает самооценку родителей, позволяет реализовать их неиспользованный профессиональный потенциал, демонстрирует признание опыта и результатов воспитаиия в замещающих семьях. Кроме того, возрастает доверие со стороны педагогов к людям, взявшим на воспитание приемных детей, и как следствие
- открытость замещающих семей, их готовность к сотрудничеству; улучшение школьной успеваемости и повышение активности приемных детей, в том числе в школьной жизни.
При функционировании разработанной модели дискретность (оказание различных видов помощи по конкретным вопросам и проблемам) в период жизнедеятельности замещающей семьи, адресность и действенность сотрудничества родителей со школой существенно возросли, о чем свидетельствует увеличение на 15,7 % количества посещенных общешкольных мероприятий для родителей, обращений к специалистам школы и классному руководителю, ориентированность большинства родителей на самообразование, компетентность.
В результате реализации разработанных программ взаимодействия возрос уровень профессионализма замещающих родителей (на 7,52 %), произошло снижение конфликтности, тревожности родителей (на 11,28 %). Изменился и характер обращений к специалистам: увеличилось, в частности, количество запросов на программнометодическое обеспечение коррекционной работы с детьми в такой семье.
Положительная динамика отмечается и в возрастании способности педагогов к эмпатии на 40,92 % и снижении уровня агрессивности на 9%.
Исследование результатов показало и положительную динамику в адаптации детей к условиям проживания в замещающей семье и к школе, принятию себя и других, к снижению уровня тревожности. Наблюдалось повышение познава-
тельных интересов и успеваемости приемных детей, развитие творческих способностей и навыков социально приемлемого поведения, расширение ролевого репертуара, социальной поддерживающей сети ребенка. Отмечен стабильный и высокий уровень эмоционального комфорта, позитивного отношения к образовательному учреждению.
И для сиротского учреждения сотрудничество с замещающими семьями является мощным рычагом стимуляции воспитанников к самосовершенствованию, повышению учебной мотивации, регулирования поведения и дисциплины детей. Так, например, при организации семейного центра при детском доме № 1 г. Костромы стало очевидно стремление детей перейти в более комфортные, приближенные к домашним условия проживания, но для этого необходимо было принять правила, по которым была организована жизнь в центе. Одним из пунктов таких правил был отказ от курения. Воспитанник детского дома Игорь Т. до этого времени курил, пропускал занятия в школе, но ради возможности перейти жить в другие условия дал слово директору, что бросит курить, не будет прогуливать занятия, если его переведут в центр. Мальчик сдержал свое слово и был принят в семейный центр.
Сотрудничество образовательных учреждений и замещающих семей, как видно из вышесказанного, выгодно всем участникам. Оно позволяет вносить своевременные коррективы в работу, повышает эффективность воспитательного воздействия на ребенка, способствует созданию реабилитационною пространства.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и ссмьи. - Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003. - 224 с.
2. Басова В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. - М., 1989. - 120 с.
3. Брюхова В. М. Партнерство семьи и школы. - М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
4. Воспитание = семья + школа. Книга для педагогов и родителей / авт.-сост. С,П. Акутина.
- Вып. 1. - Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2002. - 88 с.
5 .Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14