УДК 371.48
Прапорщикова Вероника Леонидовна
аспирантка кафедры социальной педагогики и психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск) veronika_pra@mail.ru
НОВЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА «ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ» В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются проблемы эффективности семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья в силу специфических особенностей и функционирования имеет ряд преимуществ над интернированием детей-сирот. Сложившийся в России опыт воспитания приемных детей свидетельствует о необходимости специализированной подготовки профессиональных замещающих родителей. Кандидаты в приемные родители должны проходить специализированную подготовку, приобретать навыки социальнопедагогического и психологического сопровождения де-тей-сирот.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, институциональное воспитание, профессиональная замещающая семья.
Praporschikova Veronika Leonidovna
Postgraduate Student of the Department of Social Pedagogy and Psychology of East Siberian State Academy of Education (Irkutsk) veronika_pra@mail.ru
NEW FORMATION STAGE OF THE INSTITUTION OF THE «SUBSTITUTE FAMILY» IN RUSSIA: SOCIAL PEDAGOGICAL ASPECT
In the article the problems of efficient family placement of children without parental care are considered. The foster family due to the specific features and functioning possesses a number of advantages over the internment of orphans. Foster care experience formed in Russia demonstrates the necessity of specialized training for professional substitute parents. Candidates to become adoptive parents should undergo specialized training and acquire the skills of social pedagogical and psychological support of orphans.
Key words: children without parental care, institutional training, professional substitute family.
Формирование института «замещающей семьи» в России имеет свою непростую историю. Помещение сироты на воспитание в семью практиковалось еще в ХVШ-ХIХ вв. Этот опыт имел место и в ХХ в., но был утрачен волевым решением руководства страны. В начале нового тысячелетия проблема сиротства заявила о себе особенно остро.
Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. В начале 1990-х гг. демографическая ситуация, сложившаяся в России, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период. К концу перестройки, по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, число детей, оставшихся без попечения родителей, стало расти. Созданная за годы советской власти система социальной защиты детей-сирот не могла справиться в новых условиях с нарастающей волной детского сиротства.
Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Пострадавшими оказались наиболее слабые - дети и престарелые. Половина российских детей проживала в малообеспеченных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получая характеристику «лишних». В российской действительности появилось такое явление как «социальное сиротство». Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских домах, приютах, интернатах.
По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр. Каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство в семейных условиях. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей в семье или создания в интернатных учреждениях условий жизни и воспитания, близких к семейным.
Первое научно обоснованное исследование влияния условий жизни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. [3]. Результаты исследования стали достоянием общественности и привели к тому, что с середины XX в. западное общественное мнение стало высказываться за отказ от си-
ротских учреждений. Развитые страны повсеместно закрывали сиротские учреждения и переходили на семейные формы устройства детей, как более адекватные для психического развития ребенка и экономичные для государства.
Что касается советской педагогики и психологии, то в силу изолированного положения науки в СССР и из-за принципиально иных идеологических установок эти данные не получили никакого резонанса; более того, именно в этот период была ликвидирована альтернативная форма решения проблемы сиротства - профессиональная замещающая семья. Имеет место факт, что в 1960е гг. Н.С. Хрущев объявляет школы-интернаты лучшей формой воспитания и обучения детей, и институт профессиональной замещающей семьи прекращает свое существование практически до начала 1990-х гг. В 1970-е гг. жизнь воспитанников становилась все более регламентированной планом воспитательной работы. Такая «заорганизованность» воспитанников по существу нивелировала развитие их личности, появлялись различные непедагогические меры воздействия на детей. Система воспитания становилась все более формальной, догматичной, авторитарной.
К началу 1980-х гг. в детских домах почти в три раза увеличился контингент детей. Изменился и социальный состав воспитанников. Большой размах получило «социальное сиротство», увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Все это значительно осложняло воспитательную работу в детских домах, а их «закрытость» только усугубила положение.
Реанимация семейной формы воспитания сирот в 1988 г. была, несомненно, связана с падением «железного занавеса». Стыдно признать, но первое, чем ужаснулись зарубежные коллеги - это качество содержания воспитанников в наших детских домах. Западные миссионеры стали бороться за изменение этой ситуации. Может быть, поэтому реанимация данной модели была воспринята общественностью как основанная на чуждом зарубежном опыте, противоречащем российской ментальности.
В 1980-1990-х гг. в России был проведен целый ряд исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания [8], [9]. Экспериментальным путем было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие.
Тем не менее, воспитание ребенка в детском доме до сих пор имеет своих сторонников среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Причины этого не только в ведомственной и экономической заинтересованности тех людей, которые связаны с воспитательными учреждениями и благодаря этому имеют работу и зарплату, но и в укоренившемся стереотипе веры в преимущества коллективного воспитания. Сторонники институционального воспитания считают возможным устранить вышеперечисленные недостатки путем совершенствования модели детского дома.
Между тем, дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам [5, с. 80].
Для детей подросткового возраста, согласно А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, характерным является особое психологическое новообразование - детдомовское «мы». Дети, лишенные родителей, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских домов, становится основой личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дом [4, с. 101-105].
В условиях сиротского учреждения у ребенка происходит интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях и, можно сказать, заменяющих личность. Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности - системы представлений о себе, о мире и о «себе в мире» [2, с. 101]. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося значимого человека и безусловного принятия им ребенка, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни. У детей вследствие этого не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, что делает их легкой добычей криминала.
Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья, если она не
является крайне дисфункциональной. В конце 1970-х гг. А. Кадушин [7], проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, пришел к заключению о практически полной согласованности выводов ученых с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях.
В нашей стране крайне медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности. По нашему мнению, компетентность замещающего профессионального родителя включает в себя: умение оценивать ситуацию в семье, понимать изменяющиеся потребности ее членов, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, поддерживать их. Не менее важным является умение замещающих родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность к родительствованию. Задачей профессиональных родителей становится и поддержка идентичности ребенка с его кровной семьей и т.д.
Однако и интеграция ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях деструктивной семьи и сиротского учреждения моделью поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Третья составляющая - негативное отношение общества к детям-сиротам как представителям социальных систем со сниженной способностью к адаптации. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы.
Не менее важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах интеграции ребенка. В настоящее время в России не созданы законодательная база и управленческие структуры, которые бы занимались ее осуществлением. Не во всех детских домах, где внедрена модель патронатного воспитания, открываются службы сопровождения. Проблемой является и отсутствие специалистов. При этом профессиональная помощь замещающей семье требует обширных знаний, серьезной практики.
Но подчас, границы семьи нередко закрыты даже для специалистов. Семьи не проходят никакой подготовки к усыновлению, попечению детей. Нередко родительская компетентность довольно низка, а ожидания от ребенка не имеют отношения к его реальным возможностям. Недостаточная готовность к принятию ребенка зачастую начинает проявляться уже после принятия ребенка в семью. Нередко случается, что ребенок был нужен для решения собственных проблем.
При вхождении ребенка в семью все ее члены переживают аффект. Приемный ребенок переносит на патронатных родителей чувство гнева, испытываемое по отношению к кровным родителям. Патронатные родители ощущают вину, т.к. их чувства к приемному ребенку отличаются от чувств к собственным детям. Основные трудности семья переживает в первые два года, однако и в последующие два года необходима постадаптационная поддержка: многие проблемы семья начинает осознавать именно по прошествии двух лет.
Ребенок, попадая в профессиональную замещающую семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в организации социальной и психологической помощи замещающей семье является выдвижение на первый план одного из родителей (как правило, матери). Семейная система имеет сложную структуру, для которой характерна собственная модель взаимодействия и идеология. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы в целом. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. По истечению времени, ребенок или становится частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение о его адаптации, или остается внешним элементом и, как результат, - дезадаптируется. Замещающая семья -это семейная система, возникшая в результате включения в нее ребенка-сироты. Она создает новую ситуацию развития для приемного ребенка.
В.В. Барабанова [1] отмечает, что адаптация детей в профессиональной замещающей семье затрудняется множеством психологических проблем: эмоционально-личностное благополучие и развитие кровных детей в условиях приемной семьи; психологическая совместимость приемного ребенка и всех членов семьи; комплекс вины, возникающего у родителей вследствие неудовле-
творенности результатами своей воспитательной деятельности; вхождения приемных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходима перестройка взаимоотношений и смена социально-психологических ролей.
К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей; слишком солидный возраст приемных родителей; длительное отсутствие собственных детей; недостаточная информированность приемных родителей о дефектах ребенка-сироты; неадекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся.
H.П. Иванова и О.В. Заводилкина [6] обращают внимание на то, что необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Они подчеркивают влияние опыта жизни ребенка на процесс идентификации с семьей. Формирование идентичности является необходимым условием эффективности адаптации приемного ребенка в любой замещающей семье. Задачи включают в себя: помощь в решении психологических проблем семьи; подготовку к новому этапу жизни семьи; актуализацию ресурсов семьи; обучение новым знаниям и умениям, повышение уровня коммуникативной, воспитательной компетентности семьи; формирование навыков взаимодействия в семейной системе на новом этапе функционирования.
Стихийно созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в этих семьях приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Но на всех этапах формирования семьи с приемным ребенком актуализируется потребность в помощи специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Чтобы успешно осуществлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые они получили во время подготовки.
Не менее важно умение приемных родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность проявлять родительскую заботу. Приемные родители не должны подрывать идентичность ребенка с кровной семьей. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности семейной системы, обучение способам принятия общих решений, снижение уровня эмоционального напряжения у всех членов семьи.
Таким образом, несмотря на многочисленные трудности, развитие института профессиональной замещающей семьи в настоящее время является для России наиболее приемлемым решением проблемы интеграции детей-сирот в общество. Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться; научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. Воспитание ребенка, лишенного родительской заботы и получившего негативный жизненный опыт, является профессионально значимым трудом, который необходимо всемерно поддерживать, в том числе и экономически. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
I. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М., 1995.
2. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Кострома, 2003.
3. Bowlby J. Some Pathological Processes Set in Train by Early Mother-Child Séparation // J. ment. Sci. 1953. № 99 . Bowlby J. The Nature of the Child's Tie to His Mother // Int. J. Psycho-Anal. 1958. № 39.
4. Захарова Ж. Детский дом: быть или не быть. // Социальная педагогика. 2008. № 1.
5. Иванова Н.П. Замещающая семья как социокультурное явление: выступление по секции Неблагополучная семья и социальное сиротство XVI Международных Рождественских образовательных чтений // Социальная педагогика. 2008. № 1.
6. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. Советы начинающим родителям. М., 1993.
7. Kadushin A. Children in foster families and institutions // Maas H. (ed.). Social service research: Review of studies. Washington, 1978.
8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
9. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.