Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРТВА ...
УДК 331.21:004.021
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2016
Рочев Константин Васильевич, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией информационных систем в экономике, старший преподаватель кафедры организации
и планирования производства Коршунов Георгий Владимирович, проректор по внешним связям -
руководитель аппарата ректора (советник при ректорате) Ухтинский государственный технический университет, Ухта (Россия)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы интеграции высшей школы и бизнес-сообщества по вопросам оценки качества обучения студентов и повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями производства, предложен способ повышения качества образования за счет внедрения информационной системы мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности студентов вуза работодателями (ИРС). Описаны результаты проведения первого совещания с представителями кадровых служб предприятий и организаций Республики Коми по направлениям сотрудничества образования и производства в сфере подбора кадров с помощью ИРС, приведен перечень показателей оценки студенческой активности, сформированный при их участии. Изложены задачи по дальнейшей работе над ИРС: продолжение системной работы над ИРС в масштабе УГТУ, подключение к реализации проекта других нефтегазовых вузов, обеспечение доступа и активного взаимодействия проекта ИРС и крупнейших работодателей страны с целью оценки потенциала системы, определения путей ее развития и масштабирования до федерального уровня, обеспечение взаимосвязи функционирования ИРС и трудоустройства выпускников вузов ТЭК страны и возможность оценки влияния достижений студентов за период обучения в вузе по всем направлениям на формирование их компетенций как будущих работников ведущих компаний России, формирование рейтинга выпускников профильных вузов по критериям, обозначенным ключевыми работодателями страны.
Ключевые слова: Индексно-рейтинговая система, ИРС, Индексная система, рейтинг студентов, качество образования, интеграция производства и образования, трудоустройство, материальное стимулирование, моральное поощрение.
INTERACTION OF UNIVERSITIES, BUSINESS AND GOVERNMENT IN CREATION SYSTEMS OF STUDENTS ACHIEVEMENTS EVALUATION AND MOTIVATION
© 2016
Rochev Konstantin Vasilievich, candidate of economical sciences, head of laboratory of information systems in economics, senior lecturer of the department of organization and industrial planning Korshunov George Vladimirovich, Vice-Rector on External Affairs - Chief of Staff in the Rectors Office
Ukhta State Technical University, Ukhta (Russia)
Abstract. The article presents the questions of integration of higher school and the business community on the assessment of the quality of education and efficiency of educational process in accordance with the manufacturing requirements, a method of improving the quality of education through the introduction of information system of monitoring of results of academic and extracurricular activities of University students by the employers (IRS). The results of the first meeting with representatives of HR services of enterprises and organizations of the Komi Republic on areas of education and industry cooperation in the field of recruitment with the IRS. The list of student activity assessment indicators generated with their participation is presented. Set out the objectives for further work on IRS: continued systematic work on IRS, the connection to the project other oil and gas universities, the access to and active interaction of the project and the largest employers in the country to assess the capacity of the system, defining ways of its development and scaling up to the Federal level the relationship of the functioning of the IRS and the employment of University graduates the country's energy sector and the possibility of assessing the impact of the achievements of students during the period of study at the University in all directions on the formation of their competencies as future employees of the leading companies of Russia, the formation of the rating of the graduates of specialized universities according to the criteria indicated by the key employers in the country.
Keywords: Index-rating system, IRS, index system, students rating, quality of education, production and education integration, employment, financial incentives, moral encouragement.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Система высшего образования является одним из ключевых элементов решения стратегической задачи кадрового обеспечения отраслей экономики страны высококвалифицированными и востребованными специалистами. В этом свете особую актуальность приобретает интеграция высшей школы и бизнес-сообщества по вопросам повышения эффективности образовательного процесса. Об этой важной задаче неоднократно заявлял Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов [1].
При этом, по данным опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения [3], 41% респондентов считает, что в уровне профессиональной подготовки выпускников ситуация за последние 15 лет изменилась скорее в худшую сторону, в то время, как противоположного мнения придерживается только 24% участников респондентов. При этом, возможностями для выпускников устроиться на работу по
специальности ухудшились по мнению 70% опрошенных (и улучшились только по мнению 10%). По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в начале 2009 года найти работу выпускнику вуза было весьма тяжело. При этом опросы, проводимые в 2013 и 2015 годах, показывают дальнейшее ухудшение ситуации с возможностью трудоустройства по специальности (44 и 40% респондентов соответственно отметили ухудшение ситуации и только 10 и 18% - улучшение).
Такая ситуация вызвана многими причинами, но одна из основных - отсутствие у большинства студентов ясного понимания того, как их образование поможет им в дальнейшем в построении карьеры. Это снижает мотивацию к обучению и прилагаемые в учебе усилия, как следствие падает результативность обучения, в итоге снижается уровень подготовки и вероятность трудоустройства выпускников, что в свою очередь негативно сказывается на мотивации следующего «поколения» студентов. Выйти из этого замкнутого круга можно с
Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович педагогические
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРТВА ... науки
помощью сотрудничества производства и образования, подготовки специалистов «под заказ», но здесь необходим постоянный контроль со стороны «заказчика», как минимум, для того, чтоб студенты знали, что их текущие результаты видят будущие работодатели и уже на этапе обучения могут подобрать себе кандидатов на интересные позиции. Для многих студентов это даст существенный стимул проявить больше усилий в учебной деятельности, чтобы быть замеченными или хотя бы показать, что они тоже что-то могут и как-то зарекомендовать себя на будущее.
Однако, чтоб подобный контроль осуществить, нужно приложить немало усилий со стороны учебного заведения и еще больше со стороны предприятия - будущего работодателя. Именно поэтому, в этой статье уделено внимание механизму взаимодействия университета и его крупнейших партнеров - стратегических предприятий и органов власти. В тоже время необходимо, чтобы данные формы взаимодействия и любые реализуемые системы были ясны и понятны партнерам образовательной организации. Современные информационные технологии позволяют существенно упростить эту задачу и сделать процесс обучения студента открытым для производства (будущих работодателей).
Важно обратить наше внимание и на то, какое внимание к вопросам совершенствования подготовки кадров и развития мотивации студентов обращает руководство нашей страны. «Талантливые дети - это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах» подчеркнул Президент России В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2014 году [4].
Университеты нефтегазового и минерально-сырьевого комплексов России давно обозначили приоритет интеграции высшей школы и бизнеса. Одним из системных решений стало создание в 2011 году Национального консорциума минерально-сырьевых вузов. Последнее заседание Совета Консорциума прошло 8 апреля 2015 г. и еще раз подчеркнуло актуальность совместной работы вузов и бизнеса по повышению качества подготовки отраслевых кадров, поиска и создания эффективных методов повышения мотивации обучающихся (как будущих молодых специалистов отраслей экономики) [2].
Ректор УГТУ, профессор, первый заместитель Председателя Национального консорциума минерально-сырьевых вузов России Н. Цхадая на протяжении многих лет последовательно поддерживает инициативы, направленные на выявление и поддержку наиболее талантливых обучающихся университетского комплекса в рамках всех возможных вузовских, министерских и партнерских программ с работодателями. С 2011 года в рамках упомянутого выше Консорциума минерально-сырьевых вузов России на базе Ухтинского государственного технического университета реализуется проект отраслевого медиа-сотрудничества вузов и компаний «UTime News» (Время университетов). Одним из ключевых направлений реализации сотрудничества вузов и компаний являлась идея создания информационной системы «Кадровая политика предприятий ТЭК», упомянутая в 2013 г. в статье [5]. В ходе детальной проработки этого направления, было принято решение о реализации отдельного проекта оценки студенческой активности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В своих работах многие авторы отмечают, что нехватка квалифицированных кадров и сложность подбора подходящих специалистов является одной из важней-100
ших проблем современной экономики [6, 7, 8, 9]. Оценка деятельности студентов по различным направлениям рассматривалась некоторыми авторами [10, 11], тем не менее, в настоящее время единый принцип построения методик оценки студентов, позволяющей осуществлять мониторинг учебного процесса будущими работодателями отсутствует, хотя определённые работы в построении рейтинговых систем студентов в вузах проводились.
Возвращаясь к теме построения эффективной индек-сно-рейтинговой системы мы отмечаем, что в Ухтинском государственном техническом университете на основе опыта разработки Индексной системы материального стимулирования III 1С [12, 13], в 2013 году была разработана информационная система, призванная отслеживать результаты учебной и внеучебной активности студентов - Индексно-рейтинговая система (ИРС) [14, 15].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является обобщение имеющегося опыта взаимодействия высшей школы, бизнеса и государства и проработка наиболее эффективного механизма реализации индексно-рейтинговой системы оценки студентов совместно с работодателями.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Особенность подхода к оценке студенческой деятельности в ИРС заключаются в сравнительной оценке результатов деятельности студентов за семестр (дифференциальный подход - расчет индексов по методике аналогичной Индексной системе III 1С. обеспечивающей автобалансировку значимости результатов [16]) и построении единого общевузовского рейтинга студентов и выпускников (интегральный подход, применим, поскольку имеется строго определённый период оценки -срок обучения).
Для количественной оценки деятельности студентов сформирован перечень, включающий ряд показателей, сгруппированных по крупным разделам и опирающихся на Постановление Правительства РФ «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения...», декомпозицию глобальной цели вуза и предложения экспертного совета кадровых служб предприятий Республики Коми.
Перечень показателей ИРС (см. Таблица 1) формировался при участии крупнейших предприятий и органов муниципальной власти региона, среди которых дочерние предприятия «Газпрома», «Транснефти», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» и многие другие партнеры проекта:
1. ООО «Газпром трансгаз Ухта»;
2. ООО «Газпром ВНИИГАЗ»;
3. Филиал ОАО «Газпромбанк» в г. Ухте;
4. ООО «РН-Северная нефть»;
5. ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»;
6. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»;
7. ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»;
8. ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг»;
9. ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»,
10. МОГО «Ухта»;
11. МОГО «Инта»;
12. МР «Вуктыл»;
13. МОГО «Воркута».
После определения состава участников совета, было принято решение о проведении первого совещания с представителями кадровых служб предприятий и организаций Республики Коми по направлениям сотрудничества образования и производства в сфере подбора кадров с помощью ИРС, на котором был детально обсужден и скорректирован перечень показателей оценки студенческой деятельности.
По итогам заседания были приняты следующие основные решения:
1. Принципиально согласиться с тем, что система оценки результатов деятельности выпускников вуза за всё время их обучения - новый путь подбора перспективных кадров.
Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРТВА ...
2. Одобрить приведенную информацию об ИРС, утвердить формат сертификата о результатах деятельности студента и выпускника и учесть предложения работодателей по набору показателей ИРС. Кроме того, было еще раз проведено обсуждение целей и задач ИРС, обговорены существующие показатели оценки деятельности студента.
3. Участники совещания ознакомились с результатами функционирования ИРС на кафедре информационных систем и технологий и одобрили идею подготовки образцов сертификатов о результатах деятельности на примере выпускников кафедры ИСТ по итогам экспериментального функционирования ИРС за 2012-13 учебный год.
4. Стороны обсудили перспективы сотрудничества образования и производства на основе развития Индексно-рейтинговой системы и принципиально одобрили идею внедрения ИРС на других кафедрах вуза (что и было сделано в последствии), а также поддержали предложение о дальнейшем применении ИРС в других вузах Консорциума минерально-сырьевых вузов России.
Таблица 1 - Перечень показателей Индексно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов, подготовленный после серии рабочих совещаний с представителями предприятий и органов муниципальной власти региона:
_Показатель_
1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
Результаты интернет-тестирования_
Результат экзаменов и курсовых_
2. ТРУДОВАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Работа (указывать должность, ставку)_
Положительный отзыв работодателя_
Оценка за практику (указывать кто куратор)_
Получение сертификата о дополнительном профессиональном обучении_
Учебная работа (проект), внедрённая на производстве_
3. НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
Участие в выполнении НИР, договоров оказания услуг_
Доклад или победа на конференции / семинаре_
Участие или победа в конкурсе/ выставке/ олимпиаде_
Статья научного характера_
Премия/ стипендия/ грант, полученные от фондов/ предприятий за
успехи в науке_
Индекс цитирования_
Положительная оценка научной деятельности проректором по НР
и ИД_
Регистрация промышленной собственности_
Монография_
4. КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
Участие или призовое место, занятое в культурно-массовых конкурсах и смотрах
Публикация художественной литературы (стихи, проза)_
Выставка собственных достижений (художественных, архитектурных, литературных и т.д.)
5. СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в сборной_
Высокий результат, показанный в спортивном соревновании_
Присуждение спортивной квалификации_
6. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_
Волонтёрская деятельность_
Статья (выступление и другие публикации) в СМИ_
Шефство над неуспевающими студентами_
Положительная оценка работы в профкоме председателем профсоюза_
Участие в профориентационном мероприятии_
Положительная оценка работы старосты общежития (крыла)_
Положительная оценка работы старосты группы заместителем декана по УВР
Положительная оценка общественной работы проректором по УВР и СВ_
7. ДРУГИЕ ДОСТИЖЕНИЯ_
Любая активность для указания в портфолио и предложения в набор показателей_
Положительная оценка заведующим кафедрой_
Все показатели (по разделам) учитываются и обрабатываются в уникальной математической модели для формирования итогового индекса [17, 18]. Итоговый индекс показывает совокупный результат выбранного
студента (или выпускника) относительно среднего студента вуза. Кроме того, в ИРС представлены: индекс лидерства, показывающий насколько далеко студент продвинулся по наиболее успешному для него направлению по сравнению с его коллегами и индекс гармонии, показывающий насколько гармоничной и сбалансированной была деятельность рассматриваемого студента [19].
В настоящее время приоритетными задачами на ближайшие два года являются: продолжение системной работы над ИРС в масштабе УГТУ, подключение к реализации проекта других нефтегазовых вузов, обеспечение доступа и активного взаимодействия проекта ИРС и крупнейших работодателей страны с целью оценки потенциала системы, определения путей ее развития и масштабирования до федерального уровня, получение статуса ресурсного центра или экспериментальной площадки под эгидой Минобрнауки РФ.
Кроме того, важнейшими элементами реализации проекта должны стать взаимосвязь функционирования ИРС и трудоустройства выпускников вузов ТЭК страны и возможность оценки влияния достижений студентов за период обучения в вузе по всем направлениям на формирование их компетенций как будущих работников ведущих компаний России, а также формирование рейтинга выпускников профильных вузов по критериям, обозначенным ключевыми работодателями страны.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, сформированная система оценки достижений обучающихся (индексно-рейтинговая система студентов) позволяет говорить о возможности правильной мотивации студента и выявления молодых талантов (как будущих специалистов промышленности и экономики) не только Ухтинского университета, но и других профильных вузов страны в случае масштабирования данного проекта. Авторы отмечают, что взаимодействие университета, крупнейших работодателей и органов власти делает проект реализации ИРС актуальным и востребованным в будущем. Активное участие кадровых подразделений ведущих компаний страны позволяет говорить об актуализации показателей ИРС в интересах отбора талантливой молодежи и ее устойчивого профессионального, личного и творческого развития. Именно интеграционные механизмы высшей школы и бизнеса при создании, развитии и масштабировании системы позволяют реализовывать проект в требуемом русле и в интересах кадрового обеспечения отраслей экономики России и государства в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вокруг всех крупных российских вузов формируются инновационные кластеры - Ливанов [эл. ресурс] // Интерфакс [сайт]. URL: http://edu.interfax.rU/articles/184/.
2. Заседание Совета Консорциума вузов [эл. ресурс] // UTime News [сайт]. URL: http://utimenews.org/ru/ page/184091.
3. База социологических данных ВЦИОМ [эл. ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [сайт]. URL: http://wciom.ru/database/.
4. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/47173
5. Коршунов Г.В., Юрьев Д.О. Новые медиа в ТЭКе как один из путей развития образовательного и научно-инновационного сотрудничества // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 6. С. 43-45.
6. Пропп О.В. Основные проблемы развития рынка труда специалистов омской области. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 4 (25). С. 103-106.
7. Фидарова М.Т. Национальные особенности подбора кадров. Вестник Института цивилизации. 2001. № 4. С. 174-182.
Рочев Константин Васильевич, Коршунов Георгий Владимирович ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, БИЗНЕСА И ГОСУДАРТВА .
8. Яшкова Н.А. Критерии оценки эффективности подбора кадров / Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. Под ред. Т.Г. Тумаровой, Н.М. Фомичевой, И.И. Добросердовой. Санкт-Петербург, 2015. С. 249252.
9. Кузеванова А.Л. Кадровый менеджмент как фактор конкурентоспособности предприятия. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2009. № 10. С. 145-150.
10. Климович Л.А., Митющенко Е.В. Формирование интегральной рейтинговой оценки деятельности студента образовательного учреждения // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6. С. 32-37.
11. Дороганов В. С. Автоматизированная система оценки НИРС // Студент и научно-технический прогресс: материалы XLIX Международной научной студенческой конференции. / Новосибирский государственный университет: Новосибирск, 2011.
12. Данилов Г.В., Рочев К.В., Цхадая Н.Д., Маракасов Ф.В., Эмексузян А.Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете. Publishing House Science and Innovation Center, Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. 356 c. ISBN 9780-615-67128-4.
13. Рочев К.В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68-83. Режим доступа: http://resteo.ru/rochev-1/.
14. Рочев К.В., Моданов А.В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза Эл. ресурс Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 01. URL: http://uecs.ru/ru/economika-truda/ item/1931-2013-01-14-05-49-21.
15. Рочев К.В., Цхадая Н.Д., Данилов Г.В., Эмексузян А.Р., Маракасов Ф.В. Система индексно-рейтинговой оценки и материального стимулирования студентов вуза. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. М. : ВНТИЦ, 29.03.2013. № 2013611180.
16. Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной Индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60-70.
17. Рочев К.В. Информационная система индексно-рейтинговой оценки деятельности студентов вуза и результаты её внедрения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 126-134.
18. Рочев К.В. Система индексно-рейтинговой оценки и материального стимулирования студентов вуза. Отчет по проекту № 14.132.21.1031 федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Ухта, 2013. 90 с.
19. Danilov G.V. Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System // Openjournal of education. N 8. 2013. P. 213-216.