УДК 331.21:004.021
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ
© 2016
Рочев Константин Васильевич, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией информационных систем в экономике, старший преподаватель кафедры организации
и планирования производства Коршунов Георгий Владимирович, проректор по внешним связям - руководитель аппарата
ректора (советник при ректорате) Ухтинский государственный технический университет, Ухта (Россия)
Аннотация. В статье обозначена важность создания систем, обеспечивающих возможность отбора и поддержки талантливой молодежи, а также отмечена возможность повышения интенсивности и качества образования за счет формирования в студенческом коллективе соревновательной (или конкурентной) среды. Представлены результаты разработки Индексно-рейтинговой системы оценки учебной и внеучебной деятельности и стимулирования студентов вуза, обеспечивающей реализацию подобных возможностей. Приведен обзор работы данной системы и вычисляемых ею индексов: индексы по показателям и разделам, индекс лидерства, индекс гармонии, итоговый индекс. По итогам функционирования Индексно-рейтинговой системы в Ухтинском университете в 2013-15 годах проведено изучение ее воздействия на студенческий коллектив и измерено изменение уровня конкуренции в нем. Расчет уровня конкуренции произведен с помощью авторской методики количественной оценки интенсивности конкуренции, позволяющей численно измерить ее в среде, где выделен топ-лист, в который стремится попасть каждый участник конкурентной борьбы. В статье приведена динамика уровня конкуренции при наличии материального стимулирования студентов по итогам индексной оценки и при его отсутствии. Отмечены дальнейшие пути развития проекта «Индексно-рейтинговая система».
Ключевые слова: Индексно-рейтинговая система, ИРС, Индексная система, рейтинг студентов, качество образования, интеграция производства и образования, трудоустройство, материальное стимулирование, моральное поощрение.
THE FORMATION OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT AMONG THE STUDENTS TO ENHANCE ACADEMIC AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY
© 2016
Rochev Konstantin Vasilievich, candidate of economical sciences, head of laboratory of information systems in economics, senior lecturer of the department of organization and industrial planning Korshunov George Vladimirovich, Vice-Rector on External Affairs - Chief of Staff in the Rectors Office
Ukhta State Technical University, Ukhta (Russia)
Abstract. The article outlines the importance of creating systems for selection and support of talented youth, it shows an opportunity to increase the intensity and the quality of education by forming the student team competition environment. Presents the results of development of Index-rating system of assessment of educational and extracurricular activities and encourage students of the University, providing such opportunities. Provides an overview of the system and computed its indexes: section indices, leadership index, harmony index, final index. The results of the Index-rating system in Ukhta University in 2013-15, the study of its impact on students and measured changes in the level of competition there. The calculation of the competition level made with the author methodology of quantitative assessment of competition intensity that allows numerical measure it in the environment where the top list selected, which aims to get each participant. The article describes the dynamics of the competition level in the presence of material incentives for students, and in its absence. Marked further development of the Index-rating system project.
Keywords: Index-rating system, IRS, index system, students rating, quality of education, production and education integration, employment, financial incentives, moral encouragement.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. «Талантливые дети - это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах» подчеркнул Президент России В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2014 году [1].
При этом, по данным опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения [2], отмечается снижение уровня подготовки специалистов и шансов их трудоустройства, что вызвано, в основном, отсутствием достаточного уровня мотивации у многих современных студентов. Один из путей решения этой проблемы является создание прозрачной системы стимулирования и формирование конкурентной среды среди обучающихся, ведь, как известно, «Конкуренция - это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы. Кроме того, необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы» [1]. Кроме того, подобная система, реали-
зуемая в виде информационного комплекса, позволит обеспечить удобный механизм для отбора талантливых студентов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Авторы считают, что для отбора талантливой молодежи на производство и для создания реальной конкурентной среды, повышающей интенсивность и качество образовательной деятельности целесообразным является разработка открытой информационной системы оценки деятельности и стимулирования студентов, которая позволит им четко определять необходимый путь профессионального и личного развития, опираясь на свои возможности и, что самое главное, требования и критерии трудоустройства от кадровых подразделений ведущих транснациональных компаний нашей страны.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Ухтинском государственном техническом университете на основе опыта разработки Индексной системы материального стимулирования ППС [3], в 2013 году была разработана информационная система, призванная отслеживать результаты учебной и внеучебной активности студентов - Индексно-рейтинговая система (ИРС) [4]. Для количественной оценки деятельности студентов сформирован перечень, включающий ряд показателей,
сгруппированных по крупным разделам и опирающихся на Постановление Правительства РФ «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения...», декомпозицию глобальной цели вуза и предложения экспертного совета кадровых служб предприятий Республики Коми. В ходе работ над системой перечень показателей и разделов претерпел существенные изменения и на данный момент охватывает следующие ключевые направления [5]:
1. Учебная деятельность;
2. Профессиональная деятельность;
3. Научно-исследовательская деятельность;
4. Культурно-творческая деятельность;
5. Спортивная деятельность;
6. Общественная деятельность.
Кроме того, в системе предусмотрен дополнительный раздел «7. Прочая деятельность», позволяющий студентам указывать любые достижения, которые не вошли в основной набор показателей, но при этом могут быть интересны работодателю.
Каждый семестр по всем студентам вуза собираются и вносятся данные. Возможно заполнение системы в ответственных отделах или непосредственно студентами, в последнем случае, внесённые данные подтверждаются отсканированными документами и проверяются ответственными отделами вуза, заведующими кафедрами и специальным лицом - Супервайзером [6]. По собранным данным в системе выстраиваются рейтинговые списки за каждый семестр и за всё время обучения по каждому разделу и в целом. В феврале и августе по результатам расчётов в ИРС за семестр студентам устанавливаются поощрительные выплаты.
Особенность подхода к оценке студенческой деятельности в ИРС заключаются в открытой сравнительной оценке результатов деятельности студентов за семестр (дифференциальный подход) и построении единого общевузовского рейтинга студентов и выпускников (интегральный подход, применим, поскольку имеется строго определённый период оценки - срок обучения, за который, в конечном итоге, строится формализованное портфолио студента [7]). Расчет индексов производится по методике аналогичной Индексной системе для ППС, обеспечивающей автобалансировку значимости результатов [8].
Для каждого студента по каждому показателю вычисляется, так называемый, частный индекс - объем показателя с учетом градаций и их весов (например, для статей учитывается уровень публикации и количество страниц) деленный на результат среднего участника системы. Индекс по каждому разделу вычисляется как сумма частных индексов по всем показателям этого раздела с учетом их весов. Итоговый индекс - как взвешенная сумма результатов по разделам [9].
Итоговый индекс показывает совокупный результат выбранного студента (или выпускника) относительно среднего студента вуза. Кроме того, в ИРС представлены: индекс лидерства, показывающий насколько далеко студент продвинулся по наиболее успешному для него направлению по сравнению с его коллегами и индекс гармонии, показывающий насколько гармоничной и сбалансированной была деятельность рассматриваемого студента [10]. В таблице 1 приведен пример индекс-листа для топ-10 студентов весенний семестр 2015 года.
Алгоритм ИРС предусматривает возможность любой корректировки и модификации набора разделов, показателей и их весов, которые могут потребоваться, также возможен расчет индексов по отдельным показателям и настраиваемому набору показателей.
По итогам функционирования ИРС в Ухтинском университете в 2013-15 годах проведено измерение воздействия системы на студенческий коллектив и повышение уровня конкуренции в нем. Оценка уровня стимулирующего воздействия ИРС на студенческий коллектив произведена с помощью методики количественной
оценки уровня интенсивности конкуренции в среде, где выделен топ-лист, в который стремятся попасть каждый участник конкурентной борьбы, в полной мере раскрытой в статьях [11].
Таблица 1 - Индекс-лист студентов УГТУ за весенний семестр 2015 года
Я Группа Итоговый индекс | £ X 3 Я г* 8 = "1" з Я 1 *> Л 4 Культурним 5 Спортивная 6 Обществ сил 3 11 = и 1 II - индекс
1 УФ-НГД-12 1000 1000 140 537 333 23 1000 1000 1000 1000
2 ТГР-2-12 960 1000 1000 423 0 116 455 667 1000 960
3 ЗнК-126 721 611 545 274 1000 0 545 0 1000 721
4 Э-1-12 690 1000 0 1000 0 0 0 0 1000 690
5 НГД6-1-12Р 680 1000 761 358 333 0 0 0 1000 680
б НГД-2-116П 662 1000 0 932 0 0 0 0 1000 662
7 ТГР-2-11 649 889 964 0 0 0 0 1000 1000 649
8 СМ-126 639 1000 192 483 467 0 0 333 1000 639
9 Ш -2-12 573 1000 0 496 333 0 0 333 1000 573
10 АРХ-10 569 600 0 530 1000 0 0 333 1000 569
2656 ТЛП-136 1 4 » ° ° 0 0 4 276
Расчет производится на основании сравнения ранжированных списков «конкурентов», выстроенных по мере убывания их результатов. Для расчета используются ранжированные списки за 2 периода. Интенсивность перемешивания элементов оценивается на основании расстояния Манхеттена (1), в расчете принимают участие элементы, присутствующие в обоих списках (за текущий и предыдущий периоды).
Расстояние Манхеттена между двумя списками - исходным и модифицированным равно:
Л'
(1)
к
где: N - длина списка (количество элементов в нем), х, у - элементы исходного и модифицированного списков соответственно.
Сначала устанавливается наличие статистически значимого уровня конкуренции с помощью сравнения с результатами случайного перемешивания. При достаточном уровне рассчитываются компоненты конкуренции [12]:
1) степень перемешивания элементов в пределах «головы» и «хвоста» списка;
2) (ИВК);
3) (ИГК);
4)
интенсивность вертикальной конкуренции
интенсивность горизонтальной конкуренции интенсивность конкурентной борьбы (ИКБ);
ИКБ=100-
"й_
М+т
%
(2)
где: d - расстояние Манхеттена между рейтинговыми списками в отчетном и предыдущем периодах;
- степень подъема элементов списка из «хвоста» в «голову»;
- степень спуска элементов из «головы» в
«хвост» списка;
М - максимальное расстояние Манхеттена для всего списка;
т - максимальное расстояние Манхеттена для головы списка.
Таким образом, многогранный процесс конкуренции «раскладывается по полочкам», что позволяет анализировать разные аспекты соревнования и сравнивать его в различных коллективах и в разные периоды. Вследствие чего решается задача количественной оценки уровня конкуренции в любом коллективе, группе, сообществе, в котором есть общепринятая система оценки результатов.
По результатам индексной оценки студенческого коллектива были собраны и проанализированы данные об уровне активности студентов (по итоговому индексу,
см. табл. 1).
Во время первого экспериментального внедрения на кафедре ИСТ было осуществлено материальное и моральное стимулирование студентов в соответствии с занятыми ими местами в ИРС [13]. Как видно в таблицах 2-3, после внедрения ИРС произошло существенное увеличение интенсивности конкуренции на экспериментальной кафедре (как при топ-листе п = 10, так и при п = 30).
Таблица 2 - Расчет уровня конкуренции по данным ИРС по кафедре ИСТ - топ-лист - 10 человек (около
10% всех студентов)
Период N п к ИКБ ИВК(Ь) ИГК(Ь) двк ДГК
2012-2-2013-1 84 10 2 31,86% 5.74% 40.21% 7.60% 92.40%
2013-1-2013-2 79 10 9 66,15% 54.86% 61.39% 39.57% 60.43%
Таблица 3 - Расчет уровня конкуренции по данным ИРС по кафедре ИСТ - топ-лист - 30 человек
Период N п к ИКБ ИВК(Ь) ИГК(Ь) двк ДГК
2012-2-2013-1 84 30 10 27,37% 16.27% 46.54% 47.87% 52.13%
2013-1-2013-2 79 30 21 59,20% 54.63% 55.72% 77.14% 22.86%
Однако при внедрении ИРС во всем вузе повышения уровня конкуренции между студентами за высокие результаты в итоговом индекс-листе не наблюдается (см. Таблица 4). Это вызвано тем, что при экспериментальном внедрении в рамках вуза не было обеспечено соответствующее материальное обеспечение системы - привязка стипендий к результатам студенческой деятельности по ряду обстоятельств отложена до 2016 года, также, как и привлечение наблюдателей от производства.
Таблица 4 - Расчет уровня конкуренции по данным ИРС по вузу в целом - топ-лист - 30 человек (около 10% всех студентов)
Период N п к ИКБ ИВК(Ь) ИГК(Ь) ДВК ДГК
2013-2-2014-1 2350 200 103 36,34% 13.06% 43.00% 11.38% 88.62%
2014-1-2014-2 1929 200 98 34,13% 11.65% 42.47% 12.90% 87.10%
2014-2-2015-1 2298 200 112 34,58% 12.79% 42.61% 12.02% 87.98%
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как уже отмечали в статье авторы, важнейшими элементами реализации проекта должны стать создание конкурентной среды обучающихся в университете (и профильных вузах страны в целом, например, в рамках медиа-содружества нефтегазовых вузов [14]) через взаимосвязь функционирования ИРС и трудоустройства выпускников вузов ТЭК страны. Студенты в своей повседневной учебной, научной, производственной и иной деятельности в соревновательной среде могут четко оценивать влияние своих достижений за период обучения в вузе по всем направлениям на формирование их компетенций как будущих работников ведущих компаний России, а также на формирование рейтинга выпускников профильных вузов по критериям, обозначенным ключевыми работодателями страны. Все это в комплексе позволяет говорить об эффективности использования создаваемой конкурентной среды среди студентов в интересах подготовки квалифицированных кадров, обладающих требуемыми для работодателей компетенциям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/47173
2. База социологических данных ВЦИОМ [эл. ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [сайт]. URL: http://wciom.ru/database/.
3. Данилов Г.В., Рочев К.В., Цхадая Н.Д., Маракасов Ф.В., Эмексузян А.Р. Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава в Ухтинском государственном техническом университете. Publishing House Science and Innovation Center, Saint-Louis, Missouri, USA, 2014. 356 c. ISBN 9780-615-67128-4._
4. Рочев К.В., Моданов А.В. Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза Эл. ресурс Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 01. URL: http://uecs.ru/ru/economika-truda/ item/1931-2013-01-14-05-49-21.
5. Рочев К.В. Обзор основных результатов формирования эффективной системы материального стимулирования коллектива вуза // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2015. № 1. С. 68-83. Режим доступа: http://resteo.ru/rochev-1/.
6. Рочев К.В. Моделирование процесса сбора и оценки результатов деятельности студента для построения информационной системы материального стимулирования // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 3. С. 246-252.
7. Рочев К.В. Подсистема автоматизированного формирования «портфолио в цифрах» на базе индексно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 3. С. 94100.
8. Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в вузе на базе системного подхода с помощью информационной Индексной системы // Вопросы управления. 2014. № 12. С. 60-70.
9. Рочев К.В. Информационная система индексно-рейтинговой оценки деятельности студентов вуза и результаты её внедрения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 126-134.
10. Danilov G.V. Application of Generalized Characteristics of University Staff Activity When Forming an Incentive System // Open journal of education. N 8. 2013. P. 213-216.
11. Данилов Г.В., Рочев К.В. Методика динамической оценки интенсивности конкурентной борьбы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 03. URL: http://uecs.ru/ instrumentalnii-metody-ekonomiki/item/2004-2013-03-01-05-36-48.
12. Данилов Г.В., Рочев К.В. Количественная оценка динамики конкурентной борьбы // Concept. 2013. №1. С. 119-138.
13. Рочев К. В. Индексно-рейтинговая система (монография). Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2013. 120 c.
14. Коршунов Г.В., Юрьев Д.О. Новые медиа в ТЭКе как один из путей развития образовательного и научно-инновационного сотрудничества // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 6. С. 43-45.