УДК 338.2
И. А. ФИЛИППОВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОССИИ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрены вопросы взаимоотношений государственных и предпринимательских структур, определены принципы, методы и механизм их функционирования в современных условиях формирования инновационной экономики.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, государство, экономический интерес, фактор, предпринимательская среда, власть, механизм взаимоотношений, регион.
В современных условиях государство регулирует экономические интересы участников хозяйственной деятельности, принуждая их выстраивать с ним определённые взаимоотношения. Результат хозяйственной деятельности и потенциал предпринимательских структур во многом зависят от содействий государственного аппарата их стимулированию и, соответственно, росту заинтересованности в бизнес-проектах. При этом итоговая цель субъектов хозяйственной деятельности заключается в максимизации прибыли и расширении сферы деятельности на определённых территориях. Одновременно основными задачами государственных органов являются увеличение объёма налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и регионов.
Определение основопологающих компонентов взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательской деятельности является необходимым условием работоспособности механизма взаимодействия, эффективность функционирования которого прямо зависит от уровня взаимной заинтересованности в готовности создать обстановку доверия на принципах взаимоуважения. В основе реализации экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства в условиях формирования инновационной экономики лежат идеи приближения государственных органов к реальным условиям функционирования организаций и формирование у руководителей субъектов предпринимательской деятельности осознания необходимости решения общественных проблем [1, с. 31].
О Филиппова И. А., 2012
Государство для реализации своих целей и интересов стремится к увеличению их объёмов за счёт привлечения дополнительных ресурсов. Государство также стремится поддержать эффективность функционирования предпринима-телььской среды через создание механизма мо-тивационного стимулирования, а также посредством нормативно-правовой регламентации средств по исполнению социальных функций, к выполнению которых предпринимательство относится индифферентно [2, с. 104].
Оптимальность взаимоотношений есть важнейший фактор взаимодействий системы «государство - предпринимательская среда» и отражает объективные потребности как органов государственной власти, так и интересы предпринимательства. Механизм взаимоотношений властных и предпринимательских структур должен быть открытым и способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям экономической ситуации. При этом результативность взаимоотношений находится в ппямой зависи-
А
мости от того, насколько властные и предпринимательские структуры интегрируют совместные действия для достижения экономического роста.
Основу взаимоотношений властных и предпринимательских структур составляют три группы принципов [2, с. 105]:
1. Принципы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности (гарантия защищённости, системность, открытость, целенаправленность, достаточность финансовой базы, постоянство связи, своевременность);
2. Принципы формирования функций государственных органов управления (адресность, эволюционность, рациональная децентрализация управления, непротиворечивость);
3. Принципы работы субъектов хозяйственной деятельности, воздействующие на функции властных структур (законопослушность, ответственность, единство, экономичность, развитие, социальная направленность).
Рассмотрим первую группу - принципы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности:
- принцип гарантии защищённости декларирует защиту от неправового воздействия;
- принцип системности представляет собой знание и учёт всех компонентов, влияющих на хозяйственную деятельность данного хозяйствующего субъекта;
- принцип открытости означает отсутствие или снижение административных и иных барьеров между участниками;
- принцип целенаправленности означает практическое применение целей и задач, которые должны сохранять сложившиеся позитивные тенденции в долгосрочной перспективе, отражать фактическую динамику процессов;
- принцип достаточности финансовой базы предусматривает не только качественное, но и количественное измерение финансовых средств;
- принцип постоянства связи предполагает регулярный обмен сведениями между органами государственной власти и предпринимательскими структурами;
- принцип постоянства связи предполагает регулярный обмен информацией между органами государственной власти и предпринимательскими структурами;
- принцип своевременности рассматривается как соразмерность принимаемых управленческих решений текущей ситуации.
В современных условиях различают следующие методы взаимоотношений органов власти с субъектами хозяйственной деятельности:
- экономические, в данном случае контрагенты взаимоотношений выступают в роли: производителей, работодателей, налогоплательщиков, катализатора научно-технического прогресса, агентов рыночных отношений;
- адаптированные, имеются в виду нормативно-правовые акты и социальные функции:
1) через различные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности многие люди реализуют свой творческий потенциал;
2) предпринимательские структуры создают рабочие места и площадки для производственного обучения и переобучения трудовых ресурсов;
3) в последнее десятилетие сверхактуальна природоохранная функция.
Взаимоотношения возникают и тогда, когда экономическая заинтересованность одной стороны реализуется без корреляции интересов другой, а также когда экономическая заинтересованность определённого хозяйствующего субъекта осуществляется в условиях нецивилизованной конкуренции. Если субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют в неравных социально-экономических и правовых условиях, то это приводит к зависимости экономического потенциала одного субъекта от другого. Подобная ситуация приводит к замедлению процесса развития экономики территории в целом.
Одной из форм взаимоотношений государства и предпринимательских структур является формирование института партнерских отношений, включающего в себя комплекс следующих компонентов:
- цели и задачи, определённые и решаемые совместно;
- различные организационно-правовые формы сотрудничества;
- сферы и области хозяйственной деятельности в рамках их взаимных интересов;
- ответственность для всех участников за соблюдение установленных правил и меры ответственности за их нарушение;
- доверие данных субъектов друг к другу.
В зависимости от степени реализации партнёрские отношения подразделяются на следующие типы [2, с. 106]:
1. Соглашения между органами власти и субъектами хозяйственной деятельности, которые выступают как единство мер морального убеждения и экономического поощрения со стороны государства;
2. Двусторонние соглашения между участниками, в которых государство берёт на себя роль инициатора, посредника;
3. Трёхсторонние соглашения, где государство становится полноправным партнером;
4. Многосторонние соглашения, в которых государство становится равноправным партнёром и направляет и регулирует экономические интересы на решение обусловленных задач.
Механизм взаимоотношений властных и предпринимательских структур должен быть направлен на решение следующих целей и задач:
- соблюдение баланса частного и общественного интересов при единстве целей;
- инициативность органов государственной власти в обеспечении доступности инфраструктурных услуг, создание благоприятного делового климата на территории;
- хозяйственная активность предпринимательских структур, включая коммерческую, производственную, инвестиционную активность.
При формировании механизма взаимоотношений властных и предпринимательских структур для каждого конкретного субъекта Федерации необходимо учитывать следующие условия:
— природно-демографические - размер территории, климат, демографическую ситуацию, географическое положение, наличие природных запасов;
— социально-психологические условия -ментальность населения, национальный фактор, сложившиеся традиции, уровень и степень религиозности.
В механизме взаимодействия органы власти рассматриваются как совокупность законодательных, исполнительных и судебных институтов государственной власти. Данный механизм предполагает заинтересованность государства в повышении эффективности управления, привлекает предпринимательские структуры к решению проблем обслуживания потребностей общества на основе партнерства. При формировании механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур важным является выделение функций предпринимательства, которые необходимо учитывать органам власти в процессе согласования экономических интересов.
Ряд исследователей механизм взаимоотношений рассматривают на базе институциональной модели, в которой посредником между государством и предпринимательскими структурами выступают объекты инфраструктуры [2; 3; 4; 5; 6]. Основным преимуществом институциональной модели принято считать упорядоченность и системность взаимоотношений, а главным минусом - бюрократизацию.
В современном обществе информация стала одним из важнейших ресурсов предпринимательства, особенно в инвестиционной и инновационной сферах деятельности. Искусственное ограничение органами власти равного доступа к информации в виде интеллектуальной собственности, авторского права, коммерческой тайны становится инструментом в конкурентной борьбе предпринимательских структур. Создание
системы информационной поддержки предпринимательских структур, установление правовых режимов использования информации является прерогативой федеральных, региональных органов власти и муниципальных образований.
Малому бизнесу не по силам компенсировать все расходы на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, поэтому государство возложило на себя большую часть расходов в виде бюджетного финансирования образования, науки, культуры и искусства [3, с. 177]. Активность предпринимательских структур определяется стадией делового цикла предприятия и характеризуется инновационной, инвестиционной активностью и уровнем развития производства на данной территории. Основной задачей органов власти становится стимулирование и поощрение роста деловой активности предпринимательских структур.
Модель взаимоотношений властных и предпринимательских структур выражает собой совокупность организационной конструкции органов власти и конкретных форм и методов ведения предпринимательской деятельности в рамках согласованных интересов, которая, в конечном счёте, создаёт факторы эффективного развития территории присутствия бизнеса.
Важным компонентом этой модели несомненно должно стать инфраструктурное обеспечение. Формирование модели взаимоотношений органов власти и предпринимательских структур должно реализовываться по следующим направ-
лениям:
▼ ▼Л ^ % »л т» »г п т у А гл гч г^ гч
пирМа 1 мигш-!
ГП1 г-« /\ гл т тт г<ч
^хприхэапгю
развития предпринимательской деятельности органами власти;
- фискальное регулирование, которое является основным направлением государственного воздействия на предпринимательство.
Развитие фискальной системы необходимо реализовывать посредством максимально возможного сочетания двух целей: снижения налоговой нагрузки на предпринимательские структуры и сохранности уровня достаточной доходности бюджетной системы. Важным направлением совершенствования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является защита интересов хозяйствующих субъектов при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Следует обратить внимание на то, что молодёжная политика в Ульяновской области способствует привлечению молодых кадров в предпринимательскую деятельность. Таким образом, при грамотном взаимодействии органов власти и предпринимательских структур можно рассчитывать на то, что развитие народного хозяйства и в целом благосостояние людей нашего региона будут повышаться. Этому способствует и новая уникальная Программа «Доступные деньги малому бизнесу», разработанная в Ульяновской области и уже вызвавшая интерес в Министерст-ве экономического развития РФ, позволяющая предпринимателям брать большие и длинные кредиты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Курбатова, М. В. Деформализация правил в современной российской экономике (на примере взаимодействия власти и бизнеса) / М. В. Курбатова, С. Н. Левин // TERRA ECONO-MICUS. - 2010. - №1. - С. 27-50.
2. Филиппова, И. А. Государство, регион и предпринимательские структуры в условиях инновационной экономики / И. А. Филиппова // Вестник СамГУ.-2011.-№10(91).-С. 104-110.
Филиппова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» экономико-математического факультета, автор более 100 научных работ, монографий статей по темам «Инвестиционная деятельность».