Научная статья на тему 'Theoretical and methodological aspects of the interaction of agrarian business and the state'

Theoretical and methodological aspects of the interaction of agrarian business and the state Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTION / AGRARIAN BUSINESS / STATE / INTERACTION PURPOSES / PRINCIPLES OF INTERACTION / MUNICIPAL AND PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Otinova M.E.

In article theoretical aspects of formation of interaction of agrarian business and the state are considered. With use of process and system approach in article the essence and content of interaction of agrarian business and the state are defined. It is shown that the main participants of interaction are agrarian enterprise structures of various forms of ownership and managing, and also their association and bodies executive, legislature, the public and municipal administration, control and supervising and fiscal authorities. Proceeding from the legal, social and economic functions realized by agrarian business and the state main objectives and problems of formation of system of interaction which can form a basis for improvement of motivational mechanisms of creation of partnership are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Theoretical and methodological aspects of the interaction of agrarian business and the state»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2016-11.05

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВА

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE INTERACTION OF AGRARIAN BUSINESS AND THE STATE

Отинова М.Е., кандидат экономических наук Otinova M.E., Candidate of Economic Sciences ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской

Федерации», Воронеж, Россия Scientific-Research Institute of Economics and Organization of Agroindustrial Complex of Central Black Earth Region of the Russian Federation, Voronezh, Russia E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования взаимодействия аграрного предпринимательства и государства. С использованием процессного и системного подхода в статье рассматриваются сущность и содержание взаимодействия аграрного предпринимательства и государства. Показано, что основными участниками взаимодействия являются аграрные предпринимательские структуры различных форм собственности и хозяйствования, а также их объединения, органы исполнительной, законодательной власти, государственного и муниципального управления, контрольно-надзорные и фискальные органы. Исходя из правовых, социально-экономических функций, реализуемых аграрным предпринимательством и государством, определены основные цели и задачи формирования системы взаимодействия, которые могут служить основой для совершенствования мотивационных механизмов создания партнерских отношений.

ABSTRACT

In article theoretical aspects of formation of interaction of agrarian business and the state are considered. With use of process and system approach in article the essence and content of interaction of agrarian business and the state are defined. It is shown that the main participants of interaction are agrarian enterprise structures of various forms of ownership and managing, and also their association and bodies executive, legislature, the public and municipal administration, control and supervising and fiscal authorities. Proceeding from the legal, social and economic functions realized by agrarian business and the state main objectives and problems of formation of system of interaction which can form a basis for improvement of motivational mechanisms of creation of partnership are defined.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Взаимодействие, аграрное предпринимательство, государство, цели взаимодействия, принципы взаимодействия, муниципально-частное партнерство.

KEY WORDS

Interaction, agrarian business, state, interaction purposes, principles of interaction, municipal and private partnership

Эффективное функционирование аграрных предпринимательских организаций, повышение их инновационной активности в условиях нестабильной экономической ситуации предполагает создание конструктивного взаимодействия предпринимателей-аграриев и государства. Выстраивание взаимоотношений коммерческих и властных структур направлено на объединение ресурсов для эффективного решения социально-

экономических, экологических проблем с учетом интересов различных социальных групп сельского сообщества.

Формирование эффективной системы взаимодействия способно обеспечить открытые долгосрочные взаимоотношения между аграрным предпринимательством и государством и является основой для развития социального партнерства на сельских территориях и модернизации сельской экономики.

Характер взаимоотношений государства и аграрного предпринимательства в современном рыночном обществе является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на совершенствование рыночных механизмов.

Рассмотрение теоретических аспектов необходимо начать с определения авторской позиции, уточняющей сущность и содержание категории «взаимодействие аграрного предпринимательства и государства» Категория «взаимодействие» имеет достаточно широкое значение и используется во многих гуманитарных науках. Применение процессного подхода позволяет определить взаимодействие как логическую последовательность отдельных, направленных друг на друга действий. В процессе взаимодействия всегда выражаются не объективные, а субъективные намерения участников.

Системный подход обусловил определение взаимодействия как системы взаимосвязанных элементов. Исследования ряда ученых-экономистов показывают, что главными системообразующими факторами в процессе взаимодействия государства и предпринимательства являются интересы, цели и результат [1, 3].

Авторское понимание этой категории заключается в представлении взаимодействия аграрного предпринимательства как совокупности организационно-правовых, финансово-экономических и социальных отношений аграрного предпринимательства и государства с целью сбалансированного достижения целей по обеспечению устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики и сельских территорий на принципах добровольности, ответственности и эффективности (Рисунок 1).

Рассмотрим более подробно сущностные характеристики участников взаимодействия, а также основные цели, причинно-следственные связи, обуславливающие возникновение взаимоотношений между ними.

Аграрное предпринимательство - это система экономических отношений, при которой главным субъектом хозяйствования является предприниматель, как организатор производства и обращения, осуществляющий процесс воспроизводства преимущественно на инновационной основе с целью получения предпринимательского дохода.

В аграрном производстве России одновременно функционируют различные предпринимательские структуры: малые, крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), муниципальные унитарные предприятия, средние и крупные сельскохозяйственные предприятия, их ассоциации и союзы, а также крупнейшие корпорации - агрофирмы, агрохолдинги, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы.

Предпринимательство базируется на следующих принципах: экономическая свобода и самостоятельность, творческий, инновационный поиск, экономическая заинтересованность и ответственность.

Предпринимательство в сельском хозяйстве призвано выполнять не только экономические, но, что немало важно, и социальные функции [10].

Государство, в свою очередь, через определение условий функционирования аграрного предпринимательства, создание преференций для его отдельных структур или же сужения конкурентных преимуществ для других, способствует активизации развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. В функции государства входит создание равных условий для функционирования всех форм предпринимательских структур. Приоритетной задачей социально-экономической политики государства в области развития аграрного предпринимательства является создание правовой базы функционирования предпринимательских структур и разработка эффективных механизмов взаимодействия их с органами власти на

федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях. Одной из важных социальных функций государства является перераспределение доходов для устранения резкой дифференциации в уровне жизни сельского и городского населения. В условиях рынка государство может выступать в качестве субъекта производственных отношений, обеспечивающего устойчивость воспроизводственной структуры аграрного предпринимательства через использование экономико-институциональных мер.

Современные рыночные реалии усиливают значение партнерских, взаимовыгодных отношений между государством и аграрными предпринимательскими структурами. Взаимодействие аграрного предпринимательства и государства способствует повышению эффективности хозяйственных и социальных процессов, при этом степень административного давления на предпринимателей должно снижаться.

В настоящее время, взаимодействие государства и аграрного предпринимательства становится основой для стабильного, инновационного и социально ориентированного развития сельской экономики. Раскрывая сущность взаимодействия аграрного предпринимательства и государства следует отметить протекающее как следствие структурирование экономики, перестройку отраслевой структуры. Это связано с определением со стороны государства приоритетных направлений использования ресурсов. В сельском хозяйстве устанавливаются ориентиры, реализация которых стимулируется конкретными преференциями.

Большое значение для совершенствования механизмов формирования системы взаимодействия аграрного предпринимательства и государства имеет определение причин и целей, предмета взаимоотношений.

В принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в качестве основной цели взаимодействия государства, частного бизнеса и общества указаны успешная модернизация экономики и социальной сферы. [5] Основная цель государства вытекает из многообразия функций и задач, стоящих перед ним. К главным задачам относятся:

- формирование благоприятных экономико-правовых условий осуществления предпринимательской деятельности;

- соблюдение баланса интересов в обществе и содействие социально-справедливому распределению доходов.

Таким образом, начальным этапом формирования взаимодействия государства и аграрного предпринимательства являются систематизация и сбалансирование целей всех участников взаимодействия с учетом уровня и масштаба государственной поддержки аграрного сектора экономики и развития социальной ответственности агробизнеса.

С точки зрения общественности именно предпринимательство способно генерировать новые инновационные идеи и затем реализовать их на практике. В рамках долгосрочных ориентиров инновационного развития Российской Федерации предпринимательство должно принимать активное участие в определении и финансировании приоритетов научно-технического развития, в том числе, путем формирования технологических платформ [8].

Достижение совместных целей возможно при четком соблюдении определенных принципов, отражающих нормы и правила эффективного формирования и развития взаимоотношений.

Выделяют общие, частные и конкретные принципы взаимодействия аграрного предпринимательства и государства (рис. 2)

Общими принципами формирования партнерских отношений являются принципы: системности, взаимовыгодности, добровольности, ответственности, взаимовлияния, информационной открытости.

Взаимодействие аграрного п редприн имател ьства и государства

совокупность организационно-правовых, финансово-экономических и социальных отношений аграрного предпринимательства и государства с целью сбалансированного достижения целей по обеспечения устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики и сельских территорий на принципах добровольности, ответственности и эффективности

¿ж

| УЧАСТНИКИ 1 v J 1 ^-—■—■— > Предпринимательские структуры, Союзы предпринимателей, Предпринимательские сети Ассоциации, синдикаты, ФГП Органы исполнительной и законодательной власти Органы государственного и муниципального управления Контрольно-надзорные и фискальные органы Общественные и политические организации

1 г г

! ПРИЧИНЫ I ИНТЕРЕСЫ ! . ^^---,-„-) - стабильный доход; - максимальная прибыль; - преференции от государства (льготы, компенсации); - повышение репутации на рынке; - развитие сельского хозяйства; - повышение уровня и качества жизни сельского населения; - развитие сельских территорий; - рациональное управление государственной собственностью

J

г

\ ИЗМЕНЕНИЯ 1 В РЕЗУЛЬТАТЕ ■ ВОЗДЕЙСТВИЯ ! ЧА^...............) ь - повышение конкурентоспособности и эффективности; - расширение деятельности; - внедрение инноваций и модернизация бизнес-процессов; - предоставление долгосрочного заемного финансирования - развитая социальная инфраструктура села; ^ - благоприятные условия жизнедеятельности сельского населения; - продовольственная безопасность и независимость; - эффективная реализация инфраструктурных проектов, социальных программ

Рисунок 1 - Сущность и содержание системы взаимодействия аграрного предпринимательства и государства

К частным принципам построения отношений между предпринимательскими структурами и государственными органами власти относятся:

1. Принципы взаимодействия органов власти с субъектами предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве: гарантия защищенности, открытость, достаточность финансовой базы, системность, гибкость, постоянство связи, своевременность, целенаправленность.

2. Принципы деятельности предпринимательских структур, воздействующие на работу властных структур (законопослушность, единство, социальная направленность, экономичность, ответственность, развитие).

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВА

ОБЩИЕ

Частные

Со стороны предпринимательства: Со стороны государства:

законопослушность; гарантия защищенности;

социальная направленность; достаточность финансовой базы;

экономичность создание экономико-правовых условий

> Конкретные

-----

Принципы процесса:

- гибкость и ситуативность механизмов взаимодействия;

- учет воздействия факторов окружающей среды (региональных, муниципальных, отраслевых);

- легитимность, согласованные механизмы принятия решения;

- четкое разграничение функций, обязанностей между участниками;

- распределение ответственности и рисков в равной мере между участниками;

- непрерывное совершенствование форм и механизмов взаимодействия на основе комплексной оценки результатов

Принципы системы:

- правовая обеспеченность;

- структурированность и многовариантность;

- индивидуальный подход с учетом многоукладности аграрной экономики;

- институционализация форм и субъектов взаимодействия;

- выбор наиболее эффективной формы и технологий взаимодействия;

- обеспечение соответствия форм, технологий направлениям взаимодействия

- документационно-правовое оформление

Рисунок 2 - Система принципов взаимодействия аграрного предпринимательства и государства

[на основе 6,7]

Конкретные принципы взаимодействия государства с субъектами аграрного предпринимательства можно разделить на две группы: системные и процессные.

Принципы формирования системы взаимодействия определяют порядок организации взаимодействия как системы, устанавливают четкие рамки, оформляют

отношения в правовом порядке, на основе данных принципов происходит выбор наиболее оптимальной формы и структуры взаимодействия.

Вторая группа конкретных принципов определяет принципы управления взаимодействием как процессом, т.е. направлены на создание экономико-правовых условий для формирования взаимодействия в аграрной сфере, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества в аграрном секторе экономики; четкое разграничение функций, обязанностей, распределение ответственности и рисков в равной мере между участниками взаимодействия и др.

Цели, задачи и интересы государства и аграрного предпринимательства будут совпадать при соблюдении следующих параметров:

1. Со стороны государства необходимо формирование определенных (рамок) законодательного и исполнительного порядка, экономических условий для эффективного и стабильного осуществления предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

2. Со стороны аграрного предпринимательства должна быть ориентация не только на развитие внутренней среды, но и на повышение социальной ответственности и активное участие в развитии территории на которой оно функционирует.

Баланс интересов между государством и аграрным предпринимательством в вопросах ответственности за благосостояние сельского населения, развитие сельских территорий и аграрной отрасли пока не стабилен.

Зачастую участие предпринимательства в программах социального развития воспринимается государственными органами как обязательное, а не добровольное участие. Вместе с тем, предприниматели не могут полностью взять на себя выполнение социальных и экологических функций государства и компенсировать своими действиями низкую активность государства в решении социально-экономических проблем села.

Социальная ответственность аграрных предпринимателей может проявляться в минимизации отрицательного влияния производства на среду обитания и экологию; в проявлении законопослушности, в том числе своевременной и полной уплаты налогов. Со стороны муниципальных органов власти необходимо обеспечить сельскохозяйственные предприятия информацией о потребностях территории в определенной продукции и услугах. При главах муниципальных образований возможно создание постоянно действующих консультативных советов из представителей аграрного и финансового секторов, задачей которых станет принятие решений по различным вопросам, оформление взаимных обязательства власти и агробизнеса. [2]

Решение проблем социально-экономического развития муниципального района может осуществляться совместно муниципальной властью и аграрным предпринимательством путем создания муниципально-частного партнерства за счет строительства сельскохозяйственными предприятиями жилья для своих работников, приобретения для муниципалитета общественного транспорта, содержания домов и дворцов культуры, поддерживания спортивных коллективов района.

Положительным примером активного развития муниципально-частного партнерства (МЧП) может служить Белгородская область. В настоящее время в регионе реализуются социально-экономические проекты на основе МЧП: строительство туристического сельскохозяйственного комплекса «Парижская коммуна» в селе Безымено Грайворонского района», «Создание агротехнопарка по производству оборудования для УЗВ, аквакультур с их переработкой и овощных культур в с. Луговка» (Грайворонский район), «Создание рекреационной зоны пруда «Крутой» село Глуховка» (Алексеевский район), «Создание солнечной электростанции СЭС «Айдар» в Ровеньском районе» (Ровеньский район) и т.д. [9]

В регионах ЦЧР создаются специализированные институты взаимодействия государства и предпринимательства. В Липецкой области в 2010 учреждено Некоммерческое Партнерство «Региональный Центр развития государственно-частного партнерства Липецкой области», в задачи которого входит определение

приоритетных проектов, координация и контроль за действиями всех участников ГЧП-проектов. В 2017 году в Воронеже планируется создание территориального центра развития государственно-частного партнерства.

Становлению эффективного взаимодействия аграрного предпринимательства и государства в современных условиях способствуют следующие факторы:

1) законодательно закрепленные конкретные правовые нормы и принципы взаимодействия аграрного предпринимательства и государственных органов власти. Эти принципы в последнее время стремятся к равноправному, открытому, целенаправленному и социально-значимому диалогу органов власти и предпринимательских структур сельского хозяйства;

2) сложившиеся организационно-экономические формы и направления взаимодействия, объективно вытекающие из условий развития регионов;

3) желание и ориентация органов местного самоуправления, а также органов муниципального и регионального управления применять современный инструментарий стратегического планирования социально-экономического инновационного развития региона, сельских территорий, включающего методы и мотивационные механизмы построения взаимовыгодных, партнерских отношений с аграрным предпринимательством.

Таким образом, в настоящее время характер и направления взаимоотношений между государством и аграрным предпринимательством в целом определяет вектор развития российского общества. Основная цель предпринимательства - это получение максимального дохода, увеличение потребляемых благ, что можно достичь повышением эффективности осуществляемой деятельности. Ориентация государственной власти направлена на обеспечение сбалансированности интересов населения и предпринимательства ради достижения успеха всего общества в целом. Можно также выделить такие цели как обеспечение социальной стабильности и экономической безопасности, повышение бюджетной эффективности и темпов экономического роста. При этом необходимо учитывать, что действие применяемых инструментов может проявиться через определенное время, поэтому оценка эффекта системы взаимодействия должна проводиться с использованием коэффициента дисконтирования.

Можно выделить четыре основных направления взаимодействия государства и предпринимательских структур: правовое, экономическое, социальное и экологическое. Эти направления достаточно важны для стратегического управления социально-экономическим развитием аграрного сектора экономики на федеральном и региональном уровнях. Правовое взаимодействие касается продвижения интересов аграрных предпринимателей на законодательном и исполнительном уровнях. Экономическое взаимодействие направлено на развитие инновационных процессов как в отрасли сельского хозяйства, так и в отдельных сельскохозяйственных организациях. Необходимость социального и экологического взаимодействия обусловлена нерешенными проблемами сельских территорий: депопуляцией сельского населения, снижением уровня жизни селян, ухудшением экологической обстановки.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бестужев-Лада, И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1987. - 214 с.

2. Закшевский, В. Взаимодействие местных органов власти и агробизнеса / В. Закшевский, И. Меренкова, А. Перелетов // АПК: экономика, управление. - 2009. -№7. - С. 18 - 21.

3. Карташев, В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. / В.А. Карташев. - М.: Прогресс-академия, 1995. - 416 с., с. 64-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коваленко, Б.Б. К вопросу о взаимодействии государства и бизнеса

(Институциональный аспект) / Б.Б. Коваленко // Проблемы современной экономики, №1/2, 2005 [Электронный ресурс] - http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=678.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/66de63a6b203fb694af47261c 2129a4a94599b22.

6. Костусенко, А.И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде / А.И. Костусенко // Проблемы современной экономики. -№ 2 (30). - 2000.

7. Никитаева, А.Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса: региональный аспект. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 282 с.

8. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы».

9. Реестр проектов, реализуемых и/или планируемых к реализации с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства на территории Белгородской области на 01.01.2016. - [Электронный ресурс]. -http://www.derbo.ru/assets/files/otd-uluchsh-invest-klimat/reestr-proekrov-gchp_01-01-2016.pdf.

10. Стратегические направления развития предпринимательских структур в сельском хозяйстве ЦЧР / М.Е. Отинова, К.С. Терновых, Е.В. Аксютина, Д.И. Попов. -Воронеж: ГНУ НИИЭО АПК ЦЧР России, 2011. - 85 с.

11. Брянцева Л.В., Оробинская И.В., Маслова И.Н. Сущность налогового мониторинга как нового вида налогового администрирования // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 189-198.

12. Волкова А.Г. Формирование кластеров в воронежской области для преодоления кризисности территорий / А.Г.Волкова, Т.В.Сабетова // Проблемы инновационного развития российской экономики: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 24-31.

13. Сабетова Т.В. Проблемы анализа эффективности поддержки агропромышленного комплекса / Т.В.Сабетова, И.Ю.Федулова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-1. С. 27-33.

14. Шевцова Н.М. Экономическая оценка конкурентоспособности областей ЦЧР / Н.М.Шевцова, И.Ю.Федулова // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования кафедры экономической теории и мировой экономики. 2014. С. 73-77.

15. Пухов Е.В. Технология занесения карты населенных пунктов и автодорог исследуемого региона в имитационные модели при решении задач сбора и транспортировки грузов / Е.В.Пухов // Мир транспорта и технологических машин. 2013. № 1 (40). С. 93-98.

16. Сафронов В.В. Отраслевая стратегия бизнеса и государства в трансформационной региональной экономике / Сафронов В.В., Терехов В.П. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №9. С. 8-12.

17. Соловьева Т.Н. Совершенствование отраслевой политики бизнеса и государства как условие формирования продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2. С. 2-5.

18. Своински Э. Деятельность государства в области снижения рисков в сельском хозяйстве // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №5. С. 70-71.

19. Ковынев Л.Б. Государственное регулирование воспроизводственных процессов земельных ресурсов / Ковынев Л.Б., Солошенко В.М. // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №4. С. 13-16.

20. Polukhin A.A. Approaches for justification strategy technical modernization of agriculture given the characteristics of agricultural development and resource provision subjects of the federation // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2013. Т. 24. №12. С. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.