Научная статья на тему 'Взаимодействие властных и предпринимательских структур в России'

Взаимодействие властных и предпринимательских структур в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Рустам Рубинович

Большое значение для экономического развития страны имеет развитие предпринимательских структур, а именно создание малых и средних предприятий. В этой связи государство должно осуществлять поддержку предпринимательства. Оцениваются факторы, определяющие рост малых и средних предприятий, концептуальные направления поддержки и развития предпринимательства, а также основные меры и средства по достижению стратегических целей взаимодействия властных и предпринимательских структур в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабанов Рустам Рубинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business structures development, i. e. the creation of small and average enterprises has great importance for economic development of the country. Thereupon the state should support private enterprises. Factors, defining small and average enterprises growing, conceptual directions of support and private enterprise development, and also main measures and facilities to achieve strategic goals of interaction of powerful and business structures in Russia are estimated in the paper.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие властных и предпринимательских структур в России»

ББК 65.290.31

Р. Р. Шабанов Астраханский государственный технический университет

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

В РОССИИ

Существующая государственная система поддержки предпринимательства, на наш взгляд, является недостаточно эффективной, что выражается в несовершенстве нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность предпринимательства, и сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений, в несовершенстве системы налогообложения. Характерными чертами системы являются также нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Немаловажную роль в неэффективности поддержки предпринимательства играет нескоординированность деятельности объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недостаточные объемы и качество оказываемых ими услуг. Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их решение возможно посредством реализации комплекса мер нормативного, организационного, административного и экономического характера.

Существует ряд факторов, которые в целом определяют рост количества малых и средних предприятий (МСП) в современных условиях.

Во-первых, это создание благоприятного предпринимательского климата, прежде всего существенное упрощение регистрации, сокращение числа проверок и контролирующих органов, значительное уменьшение числа лицензируемых видов деятельности.

Во-вторых - уменьшение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности, освобождение от налоговых проверок на первые два-три года работы вновь созданных субъектов малого предпринимательства в сфере производства и инноваций, а также социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т. п.

В-третьих, это повышение конкурентоспособности за счет концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников, на приоритетных направлениях.

Необходимо также отметить роль налаживания межведомственной координации и контроля в сфере малого и среднего предпринимательства на уровне федеральных министерств и активизации покупательского спроса за счет роста реальных денежных доходов населения.

Перечисленные факторы лежат в основе концептуальных направлений поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России, из которых мы выделим следующие.

1. Оптимизация нормативно-правового регулирования и создание хозяйственного механизма управления МСП, адекватного рыночным условиям.

2. Формирование эффективной управленческой структуры по поддержке малого и среднего предпринимательства.

3. Финансово-кредитная поддержка МСП, развитие микрофинансирования малых предприятий. Пока в них практически отсутствует постановка проблемы кредитных перспектив малого предпринимательства. Формирование первоначального капитала для малого бизнеса является особой проблемой. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала. Актуальным является создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной и относительно низкой процентной основе. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита, кредитные союзы.

4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для нужд развития МСП.

5. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса из сферы деловых услуг и неправительственных предпринимательских организаций, способных встать на защиту интересов предпринимательства (профсоюзы частных предпринимателей).

6. Усиление роли производственного предпринимательства, которое должно стать основой хозяйственного механизма в стране. Государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами должно обеспечить условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом сферы материального производства. В этом случае малый и средний бизнес сможет реализоваться в полной мере и не будет развиваться однобоко (преимущественно в форме торгово-посреднической деятельности).

7. Совершенствование информационной поддержки МСП.

8. Развитие системы кадровой поддержка МСП.

9. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к МСП.

Признавая развитие предпринимательства как основополагающего элемента социальной рыночной экономики и устанавливая приоритеты в его поддержке и развитии, необходимо определиться в самом главном - методах и средствах реализации государственной политики.

Наиважнейшей проблемой адаптации методов и средств государственного регулирования предпринимательской деятельности к условиям российской экономики является резкая дифференциация уровня развития малого и среднего предпринимательства по регионам Российской Федерации, что во многом определяется их социально-экономическим положением.

Несмотря на рост объемов продукции в секторе малого бизнеса, количество малых предприятий не растет, а во многих регионах даже уменьшается. Отсутствие существенной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных препятствий, которые мешают реализации потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. К числу объективных препятствий следует отнести:

- многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен, навязывание невыгодных условий договоров);

- большую налоговую нагрузку на малый бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей, являющихся одним из основных факторов ухода предпринимателей в «теневой» сектор экономики;

- ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;

- сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и сложившейся структуры инвестиций, не стимулирующей развитие производства;

- высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства, наличие «теневого» сектора экономики;

- нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров со стороны контролирующих органов, сдерживающих развитие предпринимательства;

- отсутствие достаточной информационной поддержки предпринимательства.

Устранение выделенных нами объективных препятствий должно опираться на достаточно

широкие права и возможности субъектов РФ в сфере регулирования деятельности предпринимательства и его государственной поддержки в рамках концептуальных направлений.

В этом контексте достижению тактических и стратегических целей с учетом неравномерного развития регионов РФ, на наш взгляд, могут служить следующие меры и средства.

1. Разработка региональных программ поддержки предпринимательства, взаимоувязанных со стратегией социально-экономического развития региона и подкрепленных финансами (в большинстве регионов трудности реализации программ связаны с недостаточностью выделяемых ресурсов).

2. Правовое обеспечение и создание стимулов для развития малого предпринимательства в приоритетных для данного региона отраслях с учетом национальных особенностей территорий, уровнем развития местной промышленности, отрасли народных промыслов. От декларативного набора случайных мероприятий необходимо перейти к продуманной системе мер с учетом возможностей и потребностей рынка, предпринимательского сообщества.

3. Специальные меры государственной поддержки МСП в регионах РФ. Ключевым моментом при разработке нормативных и законодательных актов является вовлечение предпринимательского сообщества в разработку проектов и их обсуждение, что позволяет до принятия документов определить наиболее приемлемый баланс интересов между государством и предпринимателями.

4. Организация «обратной связи» между органами исполнительной власти и предпринимательским сообществом с целью снижения административных барьеров за счет ясности и открытости процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности. Например, создание совместных комиссий по устранению административных барьеров из представителей всех ведомств федерального и областного подчинения, в ведение которых входит регулирование предпринимательской деятельности, согласование и разрешительные процедуры, надзор и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. В большинстве регионов уже созданы советы по предпринимательской деятельности при главах администрации субъекта Федерации, действуют советы по предпринимательской деятельности при полномочных представителях Президента России в федеральных округах. Цель деятельности советов - организация диалога между властью и предпринимательским сообществом в целях поиска баланса интересов и выработки решений, стимулирующих развитие МСП.

5. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В настоящее время значительная часть инфраструктуры поддержки малого бизнеса (учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, социально-деловые центры, инновационнотехнологические центры, технопарки) создана с участием ресурсов международных программ и организаций (ТАСК, Фонд Евразия, Фонд Сороса и ряд других), при поддержке федеральных ведомств с участием региональных и муниципальных администраций.

Поскольку организации инфраструктуры не являются прибыльными и неспособны привлечь частный капитал, перед регионами стоит задача создания базовых объектов инфраструктуры, способных оказывать комплексные и доступные услуги малому предпринимательству.

6. Информационное обеспечение малого предпринимательства за счет как федеральных, так и региональных ресурсов. В этой связи основное внимание на региональном уровне целесообразно уделять актуализации информации и баз данных по местным рынкам, региональной нормативной и правовой базе, а также созданию условий для доступности этой информации посредством развития соответствующих подразделений в действующей инфраструктуре поддержки малого бизнеса либо созданию специализированных информационных центров.

7. Совершенствование технологий кредитования. По сложившейся практике, основным инструментом финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства являются региональные фонды. Фонды, созданные региональными администрациями (во многих случаях - совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства), являются заказчиками и инструментами финансирования региональных программ поддержки малого бизнеса. Кроме того, фонды кредитуют конкретные предпринимательские проекты, как правило, по льготным ставкам, на основе критериев, разработанных по согласованию с региональной администрацией.

Так, в целях стимулирования банков в ряде регионов действуют программы компенсации процентных ставок на кредиты, выданные субъектам малого предпринимательства. Кроме того, внедряются механизмы гарантирования кредитования. Однако схемы гарантийного обеспечения кредитов, позволяющие увеличить срок предоставления кредита и снизить процентную ставку, практически не реализуются по причине отсутствия средств.

Все больше внимания должно уделяться технологиям микрокредитования как за счет действующих фондов, так и за счет создания специализированных микрофинансовых организаций, которые действуют в виде касс взаимопомощи, кредитных союзов и кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования.

В регионах России активно создаются специализированные лизинговые компании. Однако развитие лизинговых компаний сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством действующего законодательства.

8. Пресечение недобросовестной конкуренции по отношения к МСП и активная антимонопольная политика. Необходимо не допускать использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции; обеспечить невмешательство исполнительной власти

в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических субъектов; ужесточить контроль за злоупотреблением доминирующим положением на рынке; усилить разъяснительную работу по применению антимонопольного законодательства; оказывать содействие в интеграции малого, среднего и крупного бизнеса.

Статья поступила в редакцию 1.12.2006

IINTERACTION OF POWERFUL AND BUSINESS STRUCTURES IN RUSSIA

R. R. Shabanov

Business structures development, i. e. the creation of small and average enterprises has great importance for economic development of the country. Thereupon the state should support private enterprises. Factors, defining small and average enterprises growing, conceptual directions of support and private enterprise development, and also main measures and facilities to achieve strategic goals of interaction of powerful and business structures in Russia are estimated in the paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.