Научная статья на тему 'Взаимодействие центральных банков и правительств: различия и формы проявления в условиях мирового кризиса'

Взаимодействие центральных банков и правительств: различия и формы проявления в условиях мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1205
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РЫНОК / МЕХАНИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / БАНК / СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж. Г.

В условиях современного глобального кризиса возникли проблемы, обусловившие необходимость пересмотра механизмов регулирование финансовых рынков и институтов. Это в полной мере коснулось и банковской сферы, от состояния которой зависят не только возможности кредитования реального сектора экономики, реализации инвестиционных программ, но и стабильность всей экономической системы. В этих условиях в большинстве стран удалось скоординировать политику центральных банков и правительств, а также центральных банков отдельных стран. Однако использование одних и тех же инструментов, но в разном направлении, приводили к разным результатам, в силу чего представляется целесообразным изучение подходов, реализованных в отдельных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие центральных банков и правительств: различия и формы проявления в условиях мирового кризиса»

взаимодеиствие центральных банков и правительств: различия и формы проявления в условиях мирового кризиса

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются абсолютно все страны, — решение вопроса о степени независимости (автономности) главного банка страны. С одной стороны, независимость главного банка страны является необходимым условием для достижения целей его функционирования. С другой, как добиться, чтобы такая независимость не привела к его бесконтрольной деятельности и нанесению ущерба общенациональным интересам? Сразу же возникает ряд вопросов: от кого независимость? Какой должна быть степень этой независимости? Как проверить и оценить законность и результативность действия банка? Как независимость банка влияет на функционирование банковской системы в условиях кризиса? Какие решения и в каких случаях должны согласовываться с правительственными органами? В этой связи анализ межстрановых различий в выборе инструментов денежно-кредитной политики центральных банков и их взаимодействия с правительством представляет несомненный интерес, особенно учитывая масштабы глобального экономического кризиса.

Параметры независимости центрального банка. Будучи основой финансовой системы государства, банковский сектор во многом определяет возможности ее развития. Особую роль в этом играет центральный банк, который в соответствии с законодательством практически всех стран должен обеспечивать стабильность национальной валюты, развивать и укреплять банковскую систему, поддерживать и совершенствовать платежную систему страны. Однако реализация политики по достижению этих целей и выбор соответствующих инструментов во многом зависят от степени самостоятельности в принятии управленческих решений самого центрального банка, по поводу которой существуют две противоположные позиции: усиление независимости и, наоборот, ее огра-

Ж.Г. ГОЛОДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Российский университет дружбы народов

ничение. Споры и дискуссии по этой проблеме еще в большей степени активизировались в условиях современного мирового кризиса.

В 1920 г. на Брюссельской конференции было отмечено, что центральные банки должны быть освобождены от вмешательства со стороны государства. Причем нельзя сказать, что государство совсем не участвует в деятельности центрального банка, поскольку оно создает законодательную и нормативную базу, осуществляет контроль за ее исполнением. Кроме того, государство может оказывать прямое и косвенное воздействие путем участия в капитале, в составе Совета директоров банка и т. д.

В банковской сфере принято также выделять номинальную независимость центрального банка, определяемую на основе действующих в стране законов, и реальную, отражающую независимость в выборе средств и инструментов по достижению поставленных целей. Другими словами, в качестве одного из основных критериев выступает самостоятельность центрального банка при принятии решений в области денежно-кредитной политики, а именно наличие или отсутствие требования о согласовании направлений и инструментов денежно-кредитной политики с правительственными учреждениями. В России, в соответствии с законодательством, Центральный банк РФ обязан координировать свои решения с Министерством финансов РФ.

В качестве критерия независимости центральных банков принят также такой показатель, как участие государства в капитале центрального банка. В большинстве стран центральный банк является государственным, однако в некоторых развитых странах (Италии, США, Швейцарии) государство не участвует в капитале центрального банка или участвует частично (Бельгия, Япония),

и в обычных условиях функционирования существенного влияния этот фактор не оказывает. Вместе с тем усиление государственного регулирования в период Великой депрессии и после Второй мировой войны привело к тому, что изначально создаваемые как негосударственные центральные банки отдельных стран (Великобритании, Канады, Франции и Японии) были полностью или частично национализированы, а капитал создаваемых в послевоенный период центральных банков полностью принадлежал государству.

Попытки оценить степень независимости центрального банка страны предпринимались неоднократно. Так, Центром экономических исследований МФПА в 2006 г. была проведена такая оценка на основе трех критериев: политической независимости, означающей невмешательство государства в деятельность банка, экономической независимости, характеризующаяся условиями кредитования банком дефицита государственного бюджета, и кадровой независимости, при которой правительство не может напрямую назначать руководство банка и влиять на принимаемые им решения. По результатам оценки в первую группу 20 стран с наибольшей степенью независимости центральных банков вошли практически все страны еврозоны, а также Аргентина, Дания, Исландия, Новая Зеландия, Швейцария и Швеция (отсутствует в этой группе также Федеральная резервная система США, считающаяся высокозависимой) ^

Если выделить два блока проблем, решаемых центральными банками: 1) разработка и реализация денежно-кредитной политики и 2) регулирование деятельности банковских учреждений, то государства можно условно разделить на две группы, так как в одних странах центральный банк выполняет обе эти функции, в других — регулирование банковской сферы возложено на специальный финансовый институт, а центральный банк осуществляет только денежно-кредитную политику. В частности, функции по регулированию банковской сферы в Австралии выполняет Служба по финансовому надзору, Бельгии — Комиссия по банкам, финансам и страхованию, Великобритании — Финансовая контрольная служба, Германии — Федеральная служба финансового надзора, Ирландии — Финансовая контрольная служба, Испании — Министерство экономики, Канаде — Министерство финансов, Люксембурге — Министерство бюджета и казначейства, Франции — Комитет по кредитным институтам и инвестици-

1 Банковские новости. URL: http://bankir.ru/news/ newsline/06.02.2006 (дата обращения 12.02.2008).

онным фондам, Швейцарии — Федеральная банковская комиссия, Японии — Финансовая служба и т. д. Центральный банк наряду с формированием и реализацией денежно-кредитной политики регулирует банковские учреждения в Болгарии, Греции, Италии, Литве, Нидерландах, Новой Зеландии, Португалии, Словакии, Чехии, странах СНГ.

Как следствие, есть страны, в которых а) центральный банк проводит политику, разработанную правительством, либо согласовывает ее с правительством; б) центральный банк самостоятельно выполняет эту функцию. В условиях современного мирового кризиса возникает резонный вопрос о влиянии на масштабы кризиса национальной экономики степени независимости главного банка страны.

Предпосылки либерализации регулирования банковской системы. Глобализация экономики, в результате которой происходит масштабная миграция капиталов и рабочей силы, повышенный уровень открытости национальных экономик, повышение роли ТНК, углубление специализации и усиление конкуренции, обусловили довольно новое явление— транснационализацию финансово-кредитной сферы (развитие международных банков), которая сделала возможным рост экономики в странах Юго-Восточной Азии. В начале и середине 2000-х гг. быстрыми темпами увеличивались активы финансовой системы не только в развитых, но и развивающихся странах. Одновременно увеличивается оборот мировых валютных и фондовых рынков, основная доля которого представляла собой спекулятивный доход. Так, по оценкам В. А. Мельянцева, дневной оборот мировых валютных рынков составил в 1998 г. около 2 трлн долл., а реальное обслуживание торговли ресурсами и инвестициями — всего 1 — 2 % от общего оборота валютных средств, т. е. 98 — 99 % этого оборота приходилось на спекуляции и краткосрочные инвестиции2. При этом возрастает концентрация финансовых ресурсов на национальных рынках наиболее развитых стран и возрастает роль мировых финансовых центров — Нью-Йорка, Токио, Лондона, Сеула, Сингапура и др.

В то же время повышались роль и масштабы банковской сферы. Это отражалось как в росте активов, капитала, так и прибыли банковских учреждений. Так, если в 2002 г. прибыль 1 000 крупнейших банков мира составляла 222,8 млрд долл., то в 2007 г. — 786,3 млрд долл. (рост более чем в 3,5 раза). Наблюдалось также укрупнение кредитных инсти-

2 Мельянцев В. А. Информационная революция, глобализация

и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. - М.: Изд-во ИССА МГУ, 2000. С. 28.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

23

тутов на национальном и глобальном уровнях и их перераспределение. Этот процесс активизировался в конце ХХ в. и был характерен для всех стран, как развитых, так и развивающихся. Данные процессы сопровождались либерализацией национальных финансовых рынков, в которых отменялись или снижались барьеры для перелива капитала, создавая возможности формирования глобального рынка капиталов. Это было характерно и для банковской сферы. В последние два десятилетия в условиях усиления конкуренции на рынке банковских услуг, укрупнения объемов проводимых сделок, требующих крупных капиталов, а также изменения требований Базельского комитета по величине уставного капитала, наблюдалась и некоторая либерализация регулирования в банковской сфере.

В 2000-е гг. в США было ослаблено регулирование деятельности инвестиционных банков, по отношению к которым стала применяться политика, аналогичная коммерческим банкам, а также увеличилось беззалоговое кредитование. Как следствие этих действий — рост просроченной задолженности по кредитам, в том числе и ипотечным, увеличение ставок на рынке межбанковского кредитования, отток средств вкладчиков из банков, банкротство в 2008 г. крупнейших финансовых институтов в разных странах, таких как банки Bear Stearns (США), IndyMac Bank (США) и Lehman Brothers (сШа), снижение фондовых индексов.

В результате вместо прогнозируемого замедления темпов экономического роста большинство стран столкнулось с проблемой существенного спада экономики, сокращением внутреннего и внешнего спроса, увеличением государственного долга, ростом безработицы. В этих условиях требовалось срочное принятие мер, направленных, с одной стороны, на сдерживание кризисных проявлений, с другой — на предотвращение таких угроз в будущем.

В России ситуация в финансовом секторе усугубилась из-за сокращения в 2008 г. более чем на 40 % поступлений от экспорта нефти, газа и металлов, увеличения вывоза частного капитала со стороны банковского сектора более чем в 2,6 раза и со стороны всех остальных секторов более чем в 1,6 раза, роста накоплений валюты вне банковской сферы на 24 млрд долл., роста внешней задолженности банковских учреждений более чем на 70 млрд долл. и др3. За 2008 г. в стране были отозваны лицензии почти у 20 коммерческих банков, в том

3 Обзор финансовой стабильности 2008. [Официальный сайт Центрального банка РФ]. URL:http://cbг.m/today/puЫica-йош_героГ^^^Т_2008^£ (дата обращения 15.02.2009).

числе у ОАО «Агрохимбанк», ОАО «ИНКАСБАНК, ЗАО «Банк ВЕФК-Урал»4.

Такая ситуация требовала принятия правительствами и регуляторами финансовых систем срочных программ по стимулированию экономического роста, обеспечению стабильности, в том числе финансовой.

Политика центральных банков и правительств в условиях современного мирового кризиса. Прежде всего необходимо отметить, что в условиях современного мирового кризиса во всех странах независимо от того, какой орган осуществляет регулирование банковской сферы, прослеживается согласованность действий между центральными банками и правительствами отдельных стран, а также между центральными банками разных стран в смягчении и преодолении последствий кризиса, в том числе при проведении денежно-кредитной политики.

Все действия центральных банков и правительств в зависимости от целей предлагаем условно подразделить на три группы, взаимосвязанные между собой (см. таблицу):

• меры по повышению ликвидности банковского сектора;

• меры по стимулированию кредитования реального сектора;

• меры по укреплению национальной валюты. В зависимости от периода воздействия меры

центрального банка включают в себя:

• задействованные в коротком периоде;

• рассчитанные на долгосрочный период, для усиления регулирования банковской сферы, изменения требований по раскрытию банками информации о результатах деятельности и т. д. В зависимости от инструментов воздействия

можно выделить:

• использование «классических» инструментов, традиционно применяемых при реализации денежно-кредитной политики (рефинансирование банков, сделки РЕПО и т. д.);

• неординарные инструменты, введенные в экс -тренном порядке в условиях глобального кризиса (например, национализация банков).

Взависимости от согласованности центральных банков ведущих стран:

• координированные меры, задействованные одновременно контролирующими органами разных стран;

4 В ожидании девятого вала / Интервью заместителя генерального директора АСВ А. Мельникова «Российской бизнес-газете». [Официальный сайт Государственной корпорации по страхованию вкладов]. URL: http://www.asv.org.ru/agency/ appearance/show/?id=120205 (дата обращения 02.02.2009).

классификация мер денежно-кредитной политики центральных банков в условиях кризиса

критерий классификации вид мер используемые инструменты

Цели реализации Повышение ликвидности Снижение резервных требований Депозитные сделки Операции РЕПО Кредитование Выкуп «проблемных» долгов

Стимулирование кредитования реального сектора Изменение учетных ставок «Условное» кредитование банков

Укрепление национальной валюты Ограничение объемов покупки валюты Контроль за величиной открытой валютной позиции

Период воздействия Короткий период Выкуп «проблемных» долгов Приобретение акций банков Контроль зарплат топ-менеджеров

Долгосрочный период Усиление регулирования банковской сферы

Используемые инструменты Классические Изменение учетных ставок валютная политика

Неординарные Предоставление беззалоговых кредитов Приобретений акций

Согласованность решений ценро-банков стран Координированные Снижение учетных ставок (страны ЕС, Великобритания, США) Интервенции на финансовых рынках

Индивидуальные Введение института кураторства (наблюдателей) Приобретение акций банков Передача активов проблемных банков другим финансовым институтам

Корректировка законов Требующие законодательных поправок Выкуп акций проблемных банков Предоставление беззалоговых кредитов

Осуществляемые без изменения законов Ограничение объемов покупки валюты

Источник: составлено автором.

• индивидуальные меры, принимаемые отдельными странами.

Вместе с тем каждая страна помимо совместных решений принимала и самостоятельные меры по снижению кризисных проявлений. Причем Центральный банк РФ, используя те же инструменты, что и в других странах, менял их совершенно в других направлениях. Это касалось практически всех инструментов денежно-кредитной политики при решении вопросов по управлению инфляцией и обменным курсов национальной валюты, а также по предотвращению банкротства кредитных организаций и предоставлению им необходимых ресурсов.

Учетная ставка является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Это подтвердилось и в середине 2000-х гг., в течение которых центральные банки развитых стран увеличивали учетные ставки, тогда как в течение 2007 -2009 гг. имеет место тенденция снижения учетных ставок. Так, Европейский центральный банк в июне 2007 г. повысил учетную ставку с 3,75 до 4 %, которая сохранялась до середины 2008 г. Затем в ок-

тябре — ноябре произошло снижение ставки с 4 до 3,75 и 3,25 %, в декабре 2008 г. - с 3,25 до 2,5 %5.

В Великобритании учетная ставка в 2006 — 2007 гг. увеличилась с 4,75 до 5,75 %, после чего с декабря 2007 г. до декабря 2008 г. имело место ее снижение до 2 %. В январе 2009 г. было осуществлено очередное сокращение до 1,5 %, в феврале — до 1 %. В целом Банк Англии в течение 2007 — 2008 гг. менял ставку 9 раз6.

В США учетная ставка с июня 2006 г. по июнь 2007 г. увеличилась с 5 до 5,25 %, в январе 2008 г. снизилась до 3 %, в марте — до 2,25 % и в апреле — до 2 %. В дальнейшем ФРС неоднократно сокращала ставку на 0,25 и 0,5 % и к февралю 2009 г. она достигла 0,25 %7.

5 [Официальный сайт Европейского центрального банка]. URL: http://www. ecb. int/home/html/index. en. html (дата обращения 02.02.2009).

6 Monetary Policy Committee Decisions. [Официальный сайт Банка Англии]. URL:http://www. bankofengland.co.uk/ monetarypolicy/decisions. htm (дата обращения 02.02.2009).

7 The discount rate. [Официальный сайт Федеральной резервной системы США]. URL:http://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/ monetarypolicy/discountrate.htm (дата обращения 06.02.2009).

Банк Японии удерживал учетную ставку на уровне 0,5 % в течение 7 лет, но в 2001 г. она сократилась до 0,1 %, в затем к февралю 2007 г. ее значение возросло до 0,75 %. После этого начался последовательный спад: в конце октября 2008 г. Банк Японии был вынужден снизить ее до 0,3 %, а с декабря 2008 г. - до 0,1 %8.

Аналогичные действия предпринимали и центральные банки некоторых стран СНГ, хотя и не столь масштабные по темпам снижения (в некоторых странах — Узбекистане, Азербайджане — ставка вообще не менялась в 2008 г.). Причем принятие ими решений совпадало во времени с аналогичными действиями контролирующих органов европейских стран. В частности Национальный банк Казахстана увеличивал учетную ставку с 9 % в 2006 г. до 11 % в декабре 2007 г. С 1 июля 2008 г. ставка была снижена до 10,5 %, с 1 января 2009 г. — до 10 %, а с 1 февраля 2009 г. — до 9,5 %9. Национальный банк Грузии в 2008 г. сначала повышал ее значение в январе — июле месяцах с 10 до 12 %, а потом снизил учетную ставку с 12 до 7 % в феврале 2009 г.10.

Однако Национальный банк Беларуси в течение 2008 г., наоборот, повысил ставку рефинансирования с 10,5 до 12 %, а с 8 января 2009 г. — до 14 %11.

В России ставка рефинансирования снижалась в течение почти десятилетия, опустившись с 1998 по 2006 г. с 80 до 12 и 10 % в начале февраля 2008 г., а затем к февралю 2009 г. возросла до 13 %12.

Анализ изменений учетных ставок позволяет сделать выводы:

1) развитые страны в целях стимулирования роста ВВП осуществляли синхронное сокращение учетных ставок;

2) контролирующие органы США, Великобритании и Японии проводили более агрессивную

8 Monetary Policy. [Официальный сайт Банка Японии]. URL: http://www. boj.or.jp/en/theme/seisaku/index.htm (дата обращения 02.02.2009).

9 Официальные ставки НБК. [Официальный сайт Национального банка Казахстана]. URL: http://www. nationalbank. kz. index. cfm?uid=C3B96E1D-802C-E8F0-E7EA8C717EABF769& docid=753 (дата обращения 15.01.2009).

10 Monetary Policy Committee Decisions. [Официальный сайт Национального банка Грузии]. URL: http://www.nbg.gov.ge/in-dex. php?m=363 (дата обращения 15.01.2009).

11 Ставка рефинансирования. [Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь]. URL: http://www.nbrb. by/statistics/sref.asp (дата обращения 15.01.2009).

12 Ставка рефинансирования ЦБ РФ. [Официальный

сайт Банка России]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.

asp?file=credit_statistics/refinancing_rates. htm. (дата обращения 09.01.2009).

политику по сравнению с ЕЦБ: учетная ставка в этих странах за сопоставимый период снизилась в 21, 6 и 7,5 раз, соответственно, тогда как в странах еврозоны — всего в 2 раза;

3) центральные банки некоторых стран СНГ придерживались аналогичной политики снижения учетных ставок — Казахстан, Грузия, правда, эти меры осуществлялись преимущественно во второй половине 2008 г.;

4) Центральный банк РФ, в отличие от большинства стран, использовал данный инструмент для сдерживания инфляционных процессов и оттока денежных средств за рубеж, постоянно увеличивая ставку рефинансирования. Кредитование центральным банком коммерческих банков и активизация рынка межбанковского кредитования. Для повышения ликвидности во всех странах в настоящее время создан преференциальный режим кредитования коммерческих банков. В частности, банк Англии принял решение о предоставлении экстренных кредитов сроком до 3 мес. под залог активов банка, перечень которых существенно расширен за счет инвестиционных облигаций. Причем в целях предотвращения оттока средств вкладчиков и продажи акций банка в течение 1 мес. информация о получении такого разового кредита будет являться банковской тайной.

Особые меры по гарантированию межбанковских кредитов, поддержанные всеми странами ЕС, были приняты правительством Франции. В частности, государство согласилось выступить в качестве гаранта по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам. Эта гарантия будет предоставлена по среднерыночным ценам по всем кредитам, полученным до 31 декабря 2009 г., сроком на 5 лет. Однако взамен этого коммерческие банки будут обязаны подписать специальную конвенцию, обязывающую их соблюдать правила банковской деятельности и учитывать рисковость операций.

В декабре 2008 г. Федеральная резервная система также объявила о намерении предоставить на основе аукциона кредиты в размере 150 млрд долл. сроком на 83 дня (максимальная сумма, выданная одному банку, не должна превышать 15 млрд долл). Немецкое правительство приняло решение о предоставлении экстренного кредита в размере 35 млрд евро банку Нуро Real Estate.

Центральный банк РФ стал предоставлять коммерческим банкам кредиты сроком до 365 дней под залог векселей и прав требований по кредитным договорам, внесены также поправки в Федеральный закон «О Центральном банке РФ», предусматри-

вающие возможность кредитования коммерческих банков без наличия обеспечения на срок до 6 мес. (при этом коммерческие банки должны иметь рейтинг уровня не ниже В — и В3, присваиваемые международными агентствами Standard and Poors и Moody's, соответственно). При предоставлении кредита на срок до 5 недель допускается наличие рейтингов российских агентств. В целом за 2008 г. по сравнению с 2007 г. объем внутридневных кредитов вырос в стране на 28 %, кредитов овернайт — на 72 %, а ломбардных кредитов — почти в 9 раз13. Используется также практика кредитования банков под залог ценных бумаг определенных компаний, что позволяет Центральному банку РФ одновременно решать проблему регулирования денежной массы и создавать особые преференции конкретным предприятиям.

С октября 2008 г. Центральный банк РФ начал предоставлять средства коммерческим банкам на основе депозитных аукционов. Лимит размещения денежных средств в банке установлен в пределах до 100 % величины его капитала.

Таким образом, центральные банки во всех странах проводят схожую политику — либерали-зируют условия предоставления кредитов коммерческим банкам.

Стимулирование кредитования реального сектора экономики и предоставление правительством денежных средств коммерческим банкам. В зависимости от выделенных приоритетов правительства пытаются активизировать кредитование отдельных секторов и сфер. Правительство США выступило инициатором предоставления финансовых ресурсов проблемным банкам при соблюдении ими определенных условий14:

• размещении полной информации о финансовой помощи банкам на сайте Казначейства;

• ограничении выплаты квартальных дивидендов по своим акциям в размере не более 0,01 долл.;

• введении ограничений по выкупу собственных акций и приобретению других частных акций и активов;

• отказе от выплат вознаграждения руководству;

• расширении кредитных операций, в том числе ипотечных и др.

13 Обзор финансовой стабильности 2008. [Официальный сайт Центрального банка РФ]. URL:http://cbr. ru/today/publica-tions_reports/F-ST_2008.pdf (дата обращения 15.02.09).

14 Monetary Policy Report to the Congress. [Официальный сайт Федеральной резервной системы США]. URL:http://www. federalreserve.gov//monetarypolicy/files/20090224_mprfullreport. pdf. (дата обращения 20.02.2009).

При этом в США путем выкупа акций банков стимулируется ипотечное кредитование, в европейских странах - продажа автомобилей.

В соответствии с решением Правительства РФ ОАО «Внешэкономбанк» предоставлено 50 млрд долл., с помощью которых крупнейшие банки и корпорации смогут выплатить полученные ими кредиты на зарубежных рынках. Учитывая, что выделенных денежных средств не хватит на всех желающих получить их, были определены критерии, в соответствии с которыми средства в размере от 100 млн до 2,5 млрд долл. будут предоставлены компаниям, которые: 1) осуществляют свою основную деятельность на территории РФ в реальном секторе экономики; 2) являются значимыми для экономики страны в целом, отдельного региона, или отрасли; 3) получили зарубежные кредиты для финансирования инвестиционных проектов или приобретения активов в России в период до 25 сентября 2008 г. Окончательное решение о выделении средств ОАО «Внешэкономбанк» будет принимать после анализа заявки компаний15. Всего на рекапитализацию банковского сектора правительство планирует выделить около 40 млрд долл. Среди финансовых организаций, получивших средства от ОАО «Внешэкономбанк», такие компании, как ОАО «Альфа-банка», «Номос-банк» и «Ханты-Мансийский банк».

Кроме того, правительство также приняло решение субсидировать банкам пониженную ставку при выдаче ими кредитов на приобретение автомобилей стоимостью не более 350 тыс. руб. по установленному перечню. Правительство России также готово предоставить гарантии по кредитам на проекты в рамках гособоронзаказа и государственных целевых программ (в том числе правительство готово взять на себя до 70 % рисков по кредитам, предоставленным банками предприятиям оборонно-промышленного комплекса). Причем на выдачу государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики планируется потратить около 300 млрд руб.16. Дополнительно принимаются решения, стимулирующие спрос на рынке: об увеличении более чем в 3 раза (с 9 до 30 млрд руб.) объемов кредитования компаний малого бизнеса и т. д.

15 Госдума одобрила план поддержки экономики. /Издание Rambler Media Group. URL: http://lenta.ru/news/2008/10/03/ agree/ (дата обращения 09.01.2009).

16 Правительство России составит список системообразую-

щих компаний / Издание Rambler Media Group. URL:http:// lenta.ru/news/2008/12/08/putin/index.htm (дата обращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

09.01.2009).

Таким образом, в развитых странах действия правительств по стимулированию развития отдельных отраслей и сфер происходят в условиях снижения учетных ставок, что дает общий эффект увеличения объемов кредитования, тогда как в России увеличить объемы кредитования при росте ставки рефинансирования не представляется возможным, несмотря на предоставление государственных гарантий по кредитам на проекты в рамках гособоронза-каза и государственных целевых программ.

Регулирование валютных курсов. Девальвация национальных валют по отношению к доллару составила за период с января 2008 по январь 2009 г.: в странах Еврозоны — 13 %, Великобритании — 38, Канаде — 26, Бразилии — 31, России — 44, Украине — 53, Норвегии — 28, Беларуси — 28, Казахстане — 1 %17. Это обусловило необходимость изменения политики центральных банков на валютном рынке. В частности, для поддержания долларовой ликвидности Федеральная резервная система, Банк Англии, Банк Японии, Европейский центральный банк и Национальный банк Швейцарии в конце декабря 2008 г. подписали соглашение о проведении операций по обмену валют доллар/евро сроком на 7, 28 и 84 дней.

Центральный банк РФ на фоне быстрого роста курсов доллара и евро (при декларированной политике проведения «мягкой девальвации»), повлекшего за собой увеличение объемов покупки валюты коммерческими банками, в конце 2008 г. предписал коммерческим банкам поддерживать в I кв. 2009 г. величину среднего остатка иностранных активов на уровне аналогичного показателя в период с 1 августа по 25 октября 2009 г.; сохранять среднюю величину чистой валютной балансовой позиции на уровне параметров периода с 25 октября по 25 ноября 2008 г.; не формировать длинную валютную позицию, если ее не было у банка в течение с 25 октября по 25 ноября 2008 г. Для того чтобы коммерческие банки выполняли это распоряжение, Центральный банк РФ принял решение увязать возможность получения кредитов без обеспечения с соблюдением перечисленных выше условий18.

Проблема регулирования валютного курса коснулась всех стран, которые по-разному решали проблему увеличения долларовой ликвидности —

17 Рассчитано на основе кросс-курсов по данным: Динамика официального курса заданной валюты. [Официальный сайт Центрального банка РФ]. URL: http://cbr.ru/currency_base/ dynamics. aspx (дата обращения 05.02.2009).

18 Об оперативном мониторинге иностранных активов кредитных организаций / Письмо Центрального банка РФ от 25.02.2008 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=84458 (дата обращения 22.01.2009).

развитые страны при помощи Федеральной резервной системы США, тогда как Банк России был вынужден ввести ограничительные меры, направленные на сокращение объемов приобретаемой банками валюты и ее оттока за рубеж.

Резервные требования. Использование данного инструмента не является значимым для банковских учреждений многих развитых стран и в условиях кризиса никаких изменений данного параметра не наблюдалось. В некоторых странах вообще отсутствуют минимальные требования по обязательным резервам банковских учреждений — в Австралии, Канаде и Швеции. В Японии нормативы обязательных резервов последний раз пересматривались в 1991 г., когда они были снижены в среднем на 40 % по сравнению с 1986 г. По срочным депозитам в зависимости от величины привлекаемых средств они установлены в интервале от 0,05 до 1,2 %, по всем остальным депозитам — от 0,1 до 1,3 %, по отношению к обязательствам перед нерезидентами нормы резервов составляют 0,15 %19. В США норматив обязательных резервов за период с 1998 г. сократился с 10,3 до 0 % при сумме чистых обязательств 10,3 млн долл., 3 % — при сумме обязательств от 10,3 до 44,4 млн долл. и 10 % при сумме обязательств свыше 44,4 млн долл20. В некоторых развивающихся экономиках нормативы обязательных резервов сохраняются на высоком уровне, хотя в течение 2007 — 2008 гг. также имело место их снижение: в Китае в 2008 г. данный показатель сократился с 17,5 до 15,5 %21.

В странах СНГ применяется схожая политика в области минимальных резервов: их нормативы увеличивались до середины 2007 г., а затем для повышения уровня ликвидности постепенно снижались. Так, в Казахстане нормативы обязательных резервов по внутренним обязательствам в июле 2008 г. составляли 6 %, по внешним (а также по всем долговым ценным бумагам) — 8 %, в июле 2008 г. — 5 и 7 %, соответственно, в феврале 2009 г. — всего 1,5 и 2,5 %22. В Беларуси норматив резервирования по

19 Reserve Requirement Ratios. [Официальный сайт Банка Японии]. URL: http://www.boj.or.jp/en/ en/type/stat/boj_stat/junbi. htm (дата обращения16.02.2009).

20 Reserve Requirements. [Официальный сайт Федеральной резервной системы США]. URL: http://www. federalreserve. gov/ monetarypolicy/reservereq. htm (дата обращения 15.01.2009).

21 News. [Официальный сайт Народного Банка Китая]. URL: http://www. pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1172&k eyword=reserverequirementratio (дата обращения 20.01.2009).

22 Постановление правления Национального банка Республики Казахстан [Официальный сайт Национального банка Казахстана]. URL:http://www.nationalbank.kz//index. cfm?uid=C7C75405-802C-E8F0-E80F4A0B109D6797&docid=7 79 (дата обращения 12.02.2009).

обязательствам перед физическими лицами за период с апреля 2007 г. по февраль 2009 г. сократился с 4,5 до 1 %, а по всем остальным обязательствам — с 8 до 6 %23. В Азербайджане этот показатель снизился за аналогичный период с 12 до 9 %, а по обязательствам перед нерезидентами вообще отменен24.

В России норматив обязательных резервов увеличивался вплоть до середины сентября 2008 г., составив 5,5 % по обязательствам перед физическими лицами в российской валюте, 8,5 % — по обязательствам перед банками-нерезидентами и 6 % — по всем остальным обязательствам. В октябре 2008 г. по всем обязательствам был введен единый норматив — 0,5 %, который планируется сохранить до мая 2009 г. 25.

Анализ последних изменений позволяет сделать вывод, что во всех странах имело место снижение нормативов обязательных резервов, однако в России его сокращение было осуществлено значительно позже других стран.

Расширение страхового покрытия по депозитам. В 2008 г. развитые страны в качестве антикризисных мер и повышения стабильности финансовой системы и предотвращения изменения финансовых потоков договорились координировать свои действия, решив единовременно повысить предельный уровень страхового возмещения: в большинстве стран Европы с 20 до 50 тыс. евро, или с 27 до 68 тыс. долл., а в Австрии, Испании и Литве, например, до 100 тыс. евро, Франции — до 70 тыс. евро, США — до 250 тыс. долл., Великобритании — до 50 тыс. ф. ст. (около 80 тыс. долл.) 26. Более того, правительство Ирландии приняло решение о введении в течение 2 лет 100 % страхования депозитов, облигаций и долгов в 6 крупнейших банках и строительных кооперативах страны (затем такое же решение приняло и правительство Германии, направив на эти цели около 1 трлн евро), что поставило финансовые учреждения этих стран в более привилегированное положение.

23 Нормативы обязательных резервов. [Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь]. URL: http://www.nbrb.by/mp/ReserveRequirements/ (дата обращения 04.02.2009).

24 Required reserves norms of the NBA. [Официальный сайт Национального банка Казахстана]. URL: http://www.nba. az/download/statistika/mecburi_ehtiyyat.pdf (дата обращения 04.02.2009).

25 Нормативы обязательных резервов кредитных организаций. [Официальный сайт Центрального банка РФ]. URL: http://www. cbr. ru/statistics/print. aspx?file=/statistics/credit_sta-tistics/require_res.htm (дата обращения 09.01.2009).

26 Overview of the Japanese Deposit Insurance System. [Офици-

альный сайт Корпорации по страхованию депозитов Японии].

URL: http://www.dic.go.jp/english/e_seido/e_system.pdf (дата обращения 12.01.2009).

В странах СНГ максимальные размеры страховых выплат также были увеличены — в России с 400 до 700 тыс. руб. (примерно 20 тыс. долл.), однако они несопоставимы с аналогичными параметрами развитых стран. Кроме того, в отличие от развитых стран в большинстве стран СНГ (в том числе и в России) счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не вовлечены в систему депозитного страхования, выплата возмещения каждому вкладчику производится только по одному вкладу в данном банке, что существенно сдерживает вовлечение средств домашних хозяйств в банковскую сферу.

Полная или частичная национализация коммерческих банков. В условиях усиления кризиса правительствами некоторых государств было принято решение о национализации отдельных коммерческих банков. В феврале 2008 г. Банк Англии национализировал ипотечный банк Northern Rock, в октябре 2008 г. принял аналогичное решение в отношении банков Bradford Bingley, RBS и HBOS27. Правительство Исландии сначала национализировало третий по величине капитала банк в стране — Glitnir, а затем второй по величине банк — Landsbanki. В других государствах правительство приобретает пакеты акций крупных банков: правительство Швейцарии выкупило 10 % акций ведущего банка страны UB. О приобретении акций 9 коммерческих банков, т. е. о частичной национализации, объявило и правительство США (сумма приобретаемых пакетов колеблется от 2 — 3 до 25 млрд долл.), правда, с оговоркой, что после разрешения всех проблем данные банки сумеют обратно выкупить свои акции.

Участие государства сопровождается введением определенных требований по отношению к банкам. В частности, в указанных американских банках правительство будет контролировать заработную плату руководителей банков, банкам также предписано расширить объем кредитования.

Финансирование финансовых рынков. После банкротства американского банка Lehman Brothers и резкого снижения из-за этого фондовых индексов в сентябре 2008 г. Европейский центральный банк, Банк Англии и Банк Японии направили почти 120 млрд евро для поддержания стабильности.

Кризис ликвидности банковской системы побудил Правительство РФ принять решение о выделении средств банковской сфере и финансовому сектору в целом. В 2008 г. будет выделено около

27 European banks benefit from government intervention. URL: http: //www. euronews. net/en/article/14/10/2008/european-banks-benefit-from-government-intervention (дата обращения 20.10.2008).

2 трлн руб. (основной поток средств будет направлен в банки с участием капитала государства), а в 2009 г. на поддержание финансового рынка, в том числе на выкуп акций российских компаний, будет направлено 175 млрд руб.28.

Таким образом, в условиях кризиса поддержка финансовым рынкам была оказана правительствами большинства стран.

Совершенствование банковского законодательства. В развитых странах внесены (в некоторых готовятся к внесению) поправки, предусматривающие расширение полномочий центрального банка по отношению к проблемным банкам. Так, в Великобритании предусмотрена возможность введения специального режима управления банками, в соответствии с которым Банк Англии может передать проблемный банк во временное руководство бридж-банку, продать частному инвестору, передать во временную государственную собственность.

Для усиления механизма регулирования в России были расширены полномочия Центрального банка РФ, которому предоставлено право осуществления надзора не только за банками, но и за банковскими группами, право запрета на осуществление реорганизации кредитной организации; введены требования по контролю за операциями с денежными средствами и иным имуществом иностранных публичных должностных лиц; развита система лицензирования банков: расширен перечень документов, представляемых кредитной организацией для государственной регистрации и получения лицензии, в соответствии с которым необходимо подтверждение в письменном виде о раскрытии неограниченному кругу лиц сведений о лицах, оказывающих существенное влияние (прямое или косвенное) на решения, принимаемые органами управления банком; введено требование о получении согласия контролирующего органа на приобретение более 20 % акций или долей кредитной организации и уведомления о приобретении более 1 % акций или долей кредитной организации; установлено требование об оценке финансового положения физических лиц — учредителей коммерческих банков (в том числе и при приобретении акций или долей кредитной организации), направленного на предотвращение проникновения капитала, полученного преступным путем и т. д.

В марте 2008 г. Правительство РФ своим постановлением от 29.03.2008 № 227 определило новый

28 Ипотечный супермаркет. URL: http://www.ipoteka.perm. ru/mdex.php?option=com_content&view=artide&id =259 %3A-175-&Itemid=54 (дата обращения 30.10.2008).

порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в кредитных организациях. В качестве критериев отбора таких банков были выбраны: наличие генеральной лицензии, соблюдение норматива по достаточности капитала, наличие определенного уровня долгосрочного рейтинга, отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, участие в системе обязательного страхования вкладов. Такое решение можно считать, с одной стороны, позитивным, поскольку государственные средства доверяются наиболее устойчивым банкам29.

Все перечисленные меры, направленные на достижение определенных результатов, среди которых можно выделить повышение ликвидности банковского сектора, достижение стабильности в финансовом секторе, стимулирование развития реального сектора экономики, рост объемов кредитования, повышение доверия к банковским учреждениям, прогнозирование рисков и др., в большинстве своем только декларированы. Они, с точки зрения автора, позволят лишь частично решить назревшие проблемы в российском банковском секторе. Основной задачей, которую пытается решить Центральный банк РФ, по-прежнему остается снижение темпов инфляции. Что касается преимущественного использования инструментов денежно-кредитной политики, то им в России в условиях нестабильности финансового рынка является регулирование ставок и обменного курса.

Следует отметить, что при этом отсутствуют комплексность и последовательность мер, характерные для развитых стран: например, не решен вопрос о снижении ставки рефинансирования (более того, кредитные ставки банков за кризисный период существенно возросли, объемы кредитования физических лиц сократились), что сдерживает рост предпринимательской активности. Не со всеми решениями правительства можно согласиться. В частности, вызывает вопросы предложение о приобретении за счет средств государства готового жилья, позволяющее поддерживать на завышенном уровне цены на жилье. Спорным является также решение о выделении корпорациям средств, по сути представляющее собой поддержку отдельных банков и компаний сырьевого сектора, которые преимущественно и осуществляли заимствования на зарубежных рынках. Полученные ими деньги

29 О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты. [Гарант: законодательство с комментариями]. URL:http://www.gaгant.гu/hotlaw/doc/113775.htm (дата обращения 14.05.2008).

и монопольно устанавливаемые высокие цены на внутреннем рынке позволяли выплачивать колоссальные доходы сотрудникам этих компаний: разрыв между уровнем среднемесячной заработной платы в финансовом секторе превышал в 2007 г. аналогичный показатель в целом по всем видам деятельности в 2,6 раза, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых — в 2,5 раза30. Теперь же за счет средств налогоплательщиков государство вынуждено поддерживать эти компании. В этой связи представляется целесообразным принятие программы антикризисных мер, учитывающих интересы всех субъектов экономической деятельности.

Для недопущения аналогичных кризисов в будущем необходимо стимулировать повышение капитализации банковской сферы, усилить контроль за крупнейшими финансовыми институтами, предусмотреть расширенный перечень раскрытия банками информации о своей деятельности и операциях, упростить процедуру и ускорить выплаты страхового возмещения по вкладам при

30 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b08_11/Iss-WWW. exe/Stg/d01/07-07.htm (дата обращения 12.01.2009).

наступлении страхового случая (как это имеет место в Великобритании, где через семь дней после возникновения страхового случая можно получить возмещение), увязать финансовую помощь банкам с объемом предоставляемых ими кредитов (как это делается в США), установить дифференцированные нормативы страховых взносов банков в зависимости от рисковости проводимой ими политики, увеличить максимальный размер страхового возмещения по вкладам и распространить этот механизм на средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

список литературы

1. Вешкин Ю. Г., Авагян Г. Л. Банковские системы зарубежных стран. Курс лекций. М.: Экономиста. - 2006. - 400 с.

2. Красавина Л. Н. Международные валютно-кре-дитные и финансовые отношения. Учебник. М.: Финансы и статистика. — 2007. — 576 с.

3. Мельянцев В. А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. — М.: Изд-во ИСАА МГУ, 2000. — С. 28.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.