Научная статья на тему 'Кризисы современной России: общие и особенные тенденции в банковском секторе'

Кризисы современной России: общие и особенные тенденции в банковском секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / СЕКТОР / СТАБИЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / ИНСТРУМЕНТЫ / АКТИВЫ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / УЧЕТНАЯ СТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж. Г.

В статье подчеркивается, что из развитых и развивающихся стран только в России банковский сектор переживает в 2008 г. кризис, сопоставимый по масштабам с кризисом 1998 г. (в Японии при серьезных последствиях кризиса конца 1990-х гг., обусловивших частичную национализацию отдельных банков, глубина кризиса 2008 г. намного меньше). Это означает, что есть особенные предпосылки этих явлений в нашей стране, должны различаться используемые инструменты реализации денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризисы современной России: общие и особенные тенденции в банковском секторе»

кризисы современной россии: общие и особенные тенденции в банковском секторе

Ж. Г. ЮЛОДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Российский университет дружбы народов

В статье подчеркивается, что из развитых и развивающихся стран только в России банковский сектор переживает в 2008 г. кризис, сопоставимый по масштабам с кризисом 1998 г. (в Японии при серьезных последствиях кризиса конца 1990-хгг., обусловивших частичную национализацию отдельных банков, глубина кризиса 2008 г. намного меньше). Это означает, что есть особенные предпосылки этих явлений в нашей стране, должны различаться используемые инструменты реализации денежно-кредитной политики.

Ключевые слова: банк, сектор, стабильность, кризис, инструменты, активы, внешний долг, учетная ставка.

Кризисы, происходящие в экономике в последние десятилетия, особенно кризисы 1997—1998 и 2007—2008 гг., невольно наталкивают на мысль о проведении параллелей при оценке причин, тенденций, а также действий контролирующих органов по преодолению последствий. И даже временной разрыв между кризисами символичен — почти 11 лет. При этом многие видимые и скрытые факторы кризисов различаются, что порождает тезис о неизбежности таких кризисов в будущем. Поскольку каждый из кризисов в той или иной мере затронул финансовую и банковскую системы, это позволило назвать их соответственно «банковский» или «финансовый». Представляется необходимым провести сопоставления тенденций развития банковского сектора для того, чтобы выявить причины и уроки, способные предотвращать столь масштабные потрясения банковской сферы в будущем.

предпосылки и причины кризиса

В обоих случаях считается, что Россия оказалась втянутой в кризисную ситуацию из-за действия внешних факторов: в период 1998 г. — из-за

кризиса в развивающихся странах (финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии), в 2008 г. — из-за кризиса в развитых странах (ипотечного кризиса в США). Но, несмотря на усиление роли банков в современной экономике и вроде бы явное зарождение кризиса в финансовой сфере, полагаем, что причины столь значительных масштабов и глубины кризисов лежат более в экономической, чем в банковской или финансовой областях.

В 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии действительно имели место обвал финансовых рынков, девальвация национальных валют и банкротство кредитных организаций. Так, например, в Индонезии за период с 14 августа 1997 г. по 23 января 1998 г. курс национальной валюты по отношению к доллару снизился с 2673 до 14954 рупии (в 5,6 раза), а в Японии в результате кризиса банковской системы было даже принято решение о национализации отдельных банков. Однако считать это причиной кризиса в России нельзя даже с большой натяжкой: в стране имел место затяжной спад экономики, низкий уровень налоговых поступлений, постоянный дефицит федерального бюджета, высокие темпы инфляции, снижение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары и, как следствие неудовлетворительное состояние платежного баланса, высокий уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, недостаточность валютных резервов. Экономическая ситуация в стране в 2008 г. была намного более благоприятная, чем в 1997—1998 гг. (табл. 1). Так, среднегодовой темп роста экономики в России составлял в 2000—2008 гг. 6,9 % (достигнутый в основном за счет роста мировых цен на нефть и минеральное сырье), удалось накопить солидные золотовалютные резервы, по уровню которых страна вышла на третье место в мире. Кроме того, Россия стала нетто-кредитором на мировом рынке капита-

Таблица 1

Сравнительный анализ параметров экономики России в 1997—2008 гг.

Показатели 1997 г. 1998 г. 2007 г. 2008 г.

Изменение темпов роста экономики (ВВП), % 0,9 -5,3 8,1 5,6

Дефицит (профицит) федерального бюджета, в % к ВВП -3,2 -5,7 6,1 4,1

Среднемесячный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, % 0,92 7,0 0,99 1,1

Валовое накопление основного капитала, % 19,3 17,5 21,0 13,3

Изменение мировых цен на нефть и сырьевые продукты, % -6,0 -24,0 14,0 36,3

Прирост инвестиций в основной капитал, % -5,0 -12,0 21,1 9,1

Сальдо счета текущих операций, млрд долл. -0,08 2,45 77,0 102,4

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, млрд долл. 10,8 0,16 84,8 1,3

Объем золотовалютных резервов, млрд долл. * 17,7 12,2 480,2 427,1

Совокупный внешний долг органов управления, млрд долл. 160-170 млрд долл. 46,4 32,8

Доля внешнего долга органов управления в совокупном внешнем долге, % 93-94 % 10,0 6,8

Внешний долг органов управления, в % к ВВП 30,0 50,0 1,8 2,9

Внутренний долг органов управления, в % к ВВП - 26,3 3,9 3,6

* Данные представлены на конец года.

Источник: Рассчитано по данным Государственной службы статистики (www.gks.ru) и годовых отчетов Центрального банка России (www.cbr.ru).

ла. Вместе с тем, масштабы и последствия кризисов оказались сопоставимыми. Это частично объясняется тем, что в 1990-е гг. экономики большинства стран Европы и США развивались позитивно и в отличие от России в тот период времени оказались устойчивыми к азиатскому кризису, тогда как в конце 2000-х гг. в этих странах наблюдаются спад производства и рецессия, приведшие к кризису. Но все равно остается не ясным, почему столь масштабны последствия современного кризиса для России после почти десятилетнего периода роста экономики (учитывая, что страна не является активным участником рынка производных ценных бумаг), какова роль в этих процессах банковской сферы и как изменилась политика банковских регуляторов.

В качестве одной из причин ухудшения экономической ситуации в 2008 г. следует выделить изменение условий внешней среды и в первую очередь мировых цен на нефть и минеральное сырье. Несмотря на то, что в среднем за год мировые цены на нефть выросли более чем на треть, они за период с июля по декабрь 2008 г. сократились в 3,4 раза. Это еще раз позволяет подтвердить вывод о сильной зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы, и о том, что за десятилетний период правительству не удалось за счет реструктуризации экономики снизить значимость этого фактора.

Вторая причина обусловлена структурой российской экономики, сильно зависящей от импорта машин и оборудования. Причем, если в начале

1990-х гг. доля этой статьи в совокупном импорте страны составляла около 30 %, то в конце 2000-х гг. превысила 50 %. В результате сохраняются низкий уровень конкурентоспособности российской продукции и сырьевая направленность экспорта.

Отсутствие внутренних источников финансирования, обусловивших проблему неплатежей, характерно для обоих периодов. Однако в 1990-е гг. такая ситуация наблюдалась при дефиците бюджета, а в 2000-е гг. — при его профиците, а также в условиях накопления средств в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде России и роста золотовалютных резервов. Поэтому острота проблемы в современных условиях значительно меньше.

Немаловажным фактором является увеличение внешнего и внутреннего долга России. И хотя на первый взгляд создается иллюзия, что ситуация в этой области в настоящее время значительно лучше по сравнению с кризисом 1998 г., то это далеко не так. Совокупный внешний долг России, составлявший в 1997 и 1998 гг. соответственно 153,0 и 182,8 млрд долл., вырос до 465,4 млрд долл. в 2007 г. и 484,7 млрд долл. в 2008 г.. Годовой прирост внешнего долга в 2007 г. превысил 50 %, в 2008 г. составил 4 %. Можно предположить, что такое увеличение внешнего долга наряду с сокращением золотовалютных резервов почти на 40 млрд долл. в течение августа — сентября 2008 г. позволило отсрочить проявление кризиса в России. Если говорить о внешнем долге органов управления России, то его величина в течение 2000-х гг. действительно существенно сократилась — до 32,8

млрд долл. Но за период с 2006 по 2009 г. резко увеличился корпоративный долг: задолженность банков перед нерезидентами на начало 2009 г. превысила 166 млрд долл., нефинансовых предприятий — 285 млрд долл. Таким образом, можно сделать вывод, что кризис 1998 г. был спровоцирован долгами страны (правительства) , тогда как в 2008 г. можно говорить лишь о долгах отдельных компаний. Однако основными корпоративными заемщиками на внешних рынках являются компании со значительным участием государственного капитала — Сбербанк России, ОАО «Газпром», НК «Роснефть» и Банк ВТБ. А поскольку правительство в определенной степени отвечает по обязательствам своих компаний, то можно причислить их долги к государственным. Таким образом, совокупный национальный долг России перед нерезидентами может превысить в 2009 — 2010 гг. 110 % ВВП (что значительно превышает пороговые 60 % и угрожает финансовой стабильности страны), и на обслуживание такого долга потребуется привлечение средств под более высокие и невыгодные для заемщиков проценты. Аналогичная ситуация была в 1998 г., когда объем внутреннего и внешнего дога России в 1,2 раза превысил объем ВВП. Особенно настораживает факт участия в этой группе заемщиков двух крупнейших банков России, которые в виде государственной поддержки, депозитов Банка России и рефинансирования от Внешэкономбанка увеличили в 2008 г. и свой внутренний долг — Банк ВТБ на 28 млрд долл. 1 и Сбербанк России почти на 20 млрд долл.2

параметры развития банковского сектора

1. В преддверии кризисов у контролирующих органов была надежда на то, что кризисные явления не затронут банковскую систему страны, а потому отрицание возможностей кризиса приводило к утере такого важного фактора, как время. Так, руководство Банка России в 1997 г. отмечало, что «... кризис мировых финансовых рынков не оказал существенного влияния на системную стабильность банковского сектора России»3, а в начале 2008 г. оценка была более мягкой — «стабильному развитию банковского

1 Официальный сайт Банка ВТБ — Годовой отчет за 2008 год. URL: http://www.vtb.ru/rus/docs/news/d6781/d6787/d6845/VTB_ godovoi_otchet-2008.pdf. (дата обращения 14.06.2009).

2 Официальный сайт Сбербанка России — Годовой отчет за 2008 год. URL: http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/ pdf/yrep/yrep2008booklet. pdf. (дата обращения 16.06.2009).

3 Официальный сайт Банка России — Годовой отчет Банка России за 1997 год. - С. 109. URL: http://cbr.ru/publ/God/

Otch_5.pdf. (даты обращения 14-28.06.2009).

сектора в наиболее острые фазы кризиса на мировых финансовых рынках способствовали согласованные действия Правительства Российской Федерации и Банка России.»4 (тем самым, по сути, объявлялось, что самый сложный период завершен, и ничто не угрожает финансовой и банковской стабильности России, тогда как в реальности имело место ухудшение как количественных, так и качественных параметров банковской системы).

Для обоих предкризисных периодов было характерно сокращение количества коммерческих банков во всех федеральных округах, однако если в 1997—1998 гг. количество банков снизилось на 332 (в т. ч. и системообразующие банки), то в 2007-2008 гг. - на 28.

Тенденция роста банковского сектора отмечалась как перед кризисом 1997-1998 гг., так и в 2007-2008 гг. Однако рост активов российского банковского сектора в реальном выражении в 1996-1997 гг. происходил на фоне продолжающегося кризиса экономики, в 2007-2008 гг. - на фоне высоких темпов роста. Отношение активов банковского сектора к ВВП в 1997 г. возросло с 20,9 до 21,5 % (без учета Сбербанка России), капитала - с 4,0 до 4,3 %, а суммарный капитал российских банков на начало 1998 г. достиг 112,3 млрд руб. Рост объемов кредитования в тот период обеспечил 50 % прироста активов банков (хотя доля кредитов нефинансовому сектору экономики составляла всего около 33 %). Но такое увеличение активов банковского сектора привело к снижению уровня их рентабельности за год с 5,1 до 2,3 %. Банковская сфера в 2000-е гг. по большинству параметров также демонстрировала устойчивый рост: отношение активов к ВВП в 2008 г. превысило 67 %, капитала к ВВП - 9 %, отношение кредитов нефинансовым организациям и населению к ВВП приблизилось к 40 %.

Вместе с тем в 1998 и 2008 гг. происходило сокращение темпов прироста пассивов банков. При этом средства физических лиц не являлись наиболее значимым источником ресурсной базы коммерческих банков, что характерно для банковских систем развитых стран: в 1998 г. их доля в совокупных банковских пассивах составляла 19,2 %, в 2008 г. - 21,1 %. Одновременно менялось отношение вкладов населения к ВВП: в 1998 г. этот показатель вырос на 0,5 % и достиг 7,5 %, в 2008 г. сократился на 1,4 % и составил 14,2 %.

4 Рекомендации XVII Международного банковского конгресса «Банки в системе финансового посредничества: состояние и перспективы. URL: http://www.cbr.ru/archive/root_get_blob. asp?doc_id=8482. (дата обращения 24.07.2009).

Для обоих периодов была характерна сильная зависимость банков от внешних источников финансирования. Обязательства банков перед нерезидентами достигли к началу 1998 г. 9,7 % совокупных банковских пассивов. Внешний долг коммерческих банков составил на 1 января 1998 г. 18,2 млрд долл., на 1 января 1999 г. - 10 млрд долл. (без участия в капитале). К началу 2007 г. он увеличился до 163,7 млрд долл., к 2009 г. - до 166,3 млрд долл.

Если же сравнивать состояние разных групп банков: контролируемых государством, с участием иностранного капитала, крупных частных и региональных, то можно сделать вывод о том, что основные проблемы в банковской сфере России в условиях кризисов 1998 и 2008 годов были обусловлены политикой крупнейших банков, имеющих общефедеральное значение. Именно эти банки в 1997-1998 гг. осуществляли значительные вложения в ГКО - ОФЗ, привлекали средства на зарубежных рынках, совершали срочные сделки на валютном рынке, а в 2007-2008 гг. являлись основными заемщиками на внешних рынках. Стремясь увеличить размер прибыли, эти банки зачастую совершали операции при несоизмеримом уровне риска.

В то же время отдельные тенденции развития банковского сектора были разнонаправленными. В частности, усиление концентрации банковского сектора характерно для современного кризиса: за 2008 г. количество действующих кредитных организаций, на долю которых приходится более 80 % активов банковского сектора, сократилось с 66 до 48, тогда как в 1998 г. имела место обратная тенденция, когда количество таких банков увеличилось с 54 до 61. Совокупные резервы банковских учреждений сократились в 2008 г. на 21,9 %, тогда как в 2007 г. имел место рост данного показателя на 2,1 %.

Валютный рынок

Снижение курса национальной валюты характерно для обоих кризисов: в 1998 - 1999 гг. более чем в 4 раза, в 2008-2009 годах - в 1,56 раз.

Правда, в 2008 г. была объявлена политика «мягкой» девальвации, что привело к менее существенному обесценению российского рубля (см. табл. 2). Оба периода характеризовались:

• уменьшением оборота купли-продажи валюты на межбанковском рынке: почти на 50 % в 1998 г. и на 35 % в 2008 г.;

• переводом части рублевых вкладов физических лиц и организаций в долларовые: доля валютных депозитов в общем объеме привлеченных банками депозитов возросла за 1998 г. с 29,33 до 50,9 %, в 2008 г. - с 24,1 до 36,1 %;

• вывозом частного капитала со стороны банковского сектора, размеры которого составили в 1998 г. 6,1 млрд долл., в 2008 г. - 56,9 млрд долл.;

• увеличением накоплений в иностранной валюте вне банковской системы, которые за 1998 г. увеличились примерно на 12 млрд долл., за 2008 г. - почти на 25 млрд долл.;

• ростом иностранных обязательств экономики, которые увеличились в 1998 г. на 20,5 млрд долл. (в 2007 г. - на 43,8 млрд долл.), т. е. приток сократился почти в 2 раза. Этот показатель увеличился и в 2008 г. на 132,3 млрд долл., но его темп прироста сократился по сравнению с 2007 г. на 11 %.

Однако тенденция изменения объема ввозимой наличной иностранной валюты была противоположной. Сальдо ввоза/вывоза наличной иностранной валюты в страну в 1997 г. составило 37,1 млрд долл., в 1998 г. - 15,8 млрд долл., снизившись за период более чем в два раза (одновременно существенно сокращалась емкость рынка наличной иностранной валюты: если в январе - сентябре 1998 г. этот показатель составлял в среднем около 6 млрд долл., то в октябре - ноябре - 2,5-2,7 млрд долл.). В 2008 г. наблюдалась другая ситуация: ввоз валюты увеличился за год на 31,2 млрд долл., и он в 3,7 раза был выше вывоза. Кроме того, в течение 1998 г. спрос на наличную валюту со стороны физических лиц в силу резкого снижения их платежеспособности сократился почти в 3 раза, тогда как в 2008 г. он увеличился почти в 2 раза.

Таблица 2

Параметры валютного рынка России в 1997—2008 гг.

Показатели 1997 г. 1998 г. 2007 г. 2008 г.

Глубина девальвации курса национальной валюты по отношению к доллару 1,07 4,24 0,92 1,2

Чистый ввоз/вывоз капитала, млрд долл. -18,2 -21,7 83,1 0,6

Ввоз валюты, млрд долл. 37,5 16,2 12,8 44,0

Вывоз валюты, млрд долл. 0,4 0,4 20,6 11,8

Источник: Составлено по данным Бюллетеня банковской статистики http://www. сЬг. ги/риЫ/тат. asp?Prtid=BBS Официальный сайт Банка России.

Доля доходов физических лиц, направляемых на приобретение наличной валюты, в совокупном объеме доходов составила в 1998 г. 12,6 %, снизившись по сравнению с 1997 г. более чем на 8 %. Однако за 2008 г. этот показатель вырос с 5,7 до 8,8 %.

Денежное обращение

Искусственное сокращение денежной массы в конце 1997 г. и первой половине 1998 г. со 141,6 до 119,1 млрд руб. привело к еще большему спаду экономики, росту неплатежей и возврату к бартеру, потере доверия к банковскому сектору. Однако в период 2007-2008 гг. этот фактор не проявлялся. В структуре денежной массы в конце 1990-х гг. имела место динамика опережающего роста наличной составляющей, в конце 2000-х гг. - опережающего роста доли безналичных денег. Тенденции, проявляющиеся в сфере наличного денежного обращения, также различались (см. табл. 3). На 1 января 1999 г. в кассах банков находилось всего 5,6 % от общего количества наличных денег, находящихся в обращении, а на 1 января 2009 г. - 4,2 %.

Что касается политики контролирующих органов, то они решали разные задачи: в 1998 г. -сдерживание инфляции, управление валютным курсом, восстановление банковского сектора в целом. В 2008 г. были вынуждены одновременно решать две основные задачи - снижать инфляционные проявления и поддерживать ликвидность банковского сектора на уровне, необходимом для развития экономики.

Для обеспечения стабильности финансовой системы из двух возможных вариантов - девальвации национальной валюты или повышения процентных ставок денежного рынка - Банк России всегда выбирал в качестве основного инструмента воздействия повышение ставки рефинансирования. За период с ноября 1997 г. по июнь 1998 г. она была увеличена с 28 до 150 %, затем к декабрю 1998 г. снижена до 60 %. Тогда как рост за период с июня 2008 г. по апрель 2009 г. составил с 11 до 13 %, в отличие от практики развитых стран, в экстренном

порядке принимающих решения о существенном снижении ее величины (до 0-1 %). Свои решения Банк России объяснил стремлением государства сдерживать отток капитала из страны и депозитов физических лиц из банковских учреждений. В результате таких действий возросли средние кредитные ставки: по кредитам нефинансовым организациям - с 10,0 до 12,2 %, а кредитам населению - с 18,6 до 22,5 %. Последнее обстоятельство наряду с невозможностью получить необходимые кредитные ресурсы усугубляло проявление кризиса еще в большей степени. И только с апреля 2009 г. было принято решение о снижении ставки рефинансирования к июлю 2009 г. до 11 %.

Однако этих мер оказалось недостаточно, поскольку имела место существенная девальвация национальной валюты. В результате Банк России принимал меры по ее стабилизации. Однако решения контролирующих органов по стабилизации валютного рынка в 2000-е гг. были менее жесткие:

— 1998г.: проведение единовременной девальвации; увеличение норматива обязательной продажи экспортной выручки до 75 %, введение режима двух валютных сессий на ММВБ, прямые ограничения по переводу денежных средств нерезидентов;

— 2008г.: проведение «мягкой» (постепенной и управляемой) девальвации; введение ограничений по величине открытой валютной позиции банков.

Проблема ликвидности в 1998 г. решалась с помощью созданного Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое разрабатывало и реализовывало стабилизационные программы для «проблемных» банков, занималось ликвидацией обанкротившихся банков. Благодаря наличию достаточных ресурсов в 2008 г. пополнение ресурсов банков происходило за счет средств Банка России, бюджетных депозитов и депозитов государственных корпораций. В частности, доля депозитов Банка России в совокупных банковских депозитах возросла за 2008 г. с 3,4 до 34,0 млрд руб. (с 0,2 до 12 %).

Таблица 3

Параметры денежного рынка России в 1997—2008 гг.

Показатели 1997 г. 1998 г. 2007 г. 2008 г.

Прирост агрегата М0, % 25,6 43,9 32,9 2,5

Прирост объема денежной массы по агрегату М2, % 29,8 21,0 47,5 1,7

Доля наличных денег в денежной массе агрегата М2, % 34,9 41,5 27,9 28,1

Прирост выпуска наличных денег из резервного фонда, млрд руб. 15,1 34,5 - -

Источник: Составлено по данным Бюллетеня банковской статистики http://www.cbг.гu/publ/main.asp?Pгtid=BBS Официальный сайт Банка России.

Таблица 4

Основные инструменты преодоления кризиса в россии в 1998 и 2008 гг.

меры по преодолению кризиса кризис 1998 г. кризис 2008 г.

Снижение нормативов обязательного резер- + +

вирования

Проведение межбанковских клирингов + —

Валютные интервенции + +

Изменение ставки рефинансирования + +

Поддержание валютного курса Отказ от удержания курса рубля и переход к плавающему курсу Плавная девальвация

Кредитование коммерческих банков + +

Создание новых форм обеспечения кредитов Эмиссия облигаций Банка Предоставление беззалоговых и

России субординированных кредитов

Специальные меры и ограничения Субсидирование процентных ставок по кредитам предприятий приоритетных отраслей и сфер экономики. Предоставление гарантий государства по кредитам банков

Воздействие на денежную массу производилось также путем снижения нормативов обязательного резервирования в 1997—1998 гг. с 16 до 10 % (по привлеченным средствам от банков нерезидентов он вообще был отменен, а по средствам физических лиц, размещенным в Сбербанке России, был снижен до 5 %). При этом до сентября 2008 г. имело место его увеличение с 3 до 5,5—6,0 % (по обязательствам перед юридическими лицами и по обязательствам в иностранной валюте) и 8 % (по обязательствам перед нерезидентами), затем с октября 2008 г. по апрель 2009 г. был установлен единый норматив в размере 0,5 %, повышенный к августу 2009 г. до 2,5 %.

Центральный банк всегда задействовал такой инструмент как ставки по своим депозитным операциям: в 1997 г. ее величина по депозиту выросла с 15 до 30 %, в 2008 г. - с 4,13 до 7,98 % (рост ставок происходил до мая 2009 г., затем началось их постепенное снижение).

Валютные интервенции Банка России в период кризисов были направлены на удержание курса национальной валюты, но это приводило к сокращению золотовалютных резервов, которые за 1998 г. снизились почти на 31 %, а за 2008 г. — на 11 %.

Накопление государством финансовых ресурсов позволило ему реализовать ряд дополнительных мер (см. табл. 4), направленных на повышение ликвидности банковских учреждений и доверия к банковскому сектору: только за 2008 г. на эти цели было направлено около 2 трлн руб. В частности, были предоставлены кредиты в иностранной валюте, с помощью которых сами банки и нефинансовые организации смогли выполнить часть обязательств пере нерезидентами.

Новым инструментом стало беззалоговое кредитование кредитных организаций, а также предоставление субординированных кредитов на долгосрочной основе. В отдельные банки (ВТБ, Внешэкономбанк и др.) направлено около 550 млрд руб. для целевого финансирования реального сектора экономики. Значительно расширен Ломбардный список Банка России, в который добавлены субфедеральные и корпоративные ценные бумаги. Для активизации рынка межбанковского кредитования Банк России принял решение о частичной компенсации убытков банков по кредитам, предоставленным банкам, у которых отозвана лицензия. Государство также приняло решение о предоставлении гарантий в размере до 10 млрд руб. по каждой гарантии по кредитам, направляемым стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса. В результате оценка действий правительства и контролирующего банковского органа в условиях кризиса многими экспертами оценивается позитивно. Так, директор Института экономики переходного периода Е. Т. Гайдар полагает, что «...пока Минфин и ЦБ достаточно адекватно реагирует на остроту кризиса»5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве еще одного позитивного момента в 2008 г. следует отметить политику самих коммерческих банков, активно наращивающих резервы на возможные потери по ссудам. Отношение размера этих резервов к объему кредитов нефинансовым организациям увеличился с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. с 3,4 % до 5,7 %, а к объему кредитов физическим лицам — с 5,5 до 6,5 %.

Однако пока в отличие от развитых стран

5 Интервью Е. Т. Гайдара «РИА Новости» 14.10.2008. URL: http://www.gaidar.org/ (дата обращения 25.07.09).

российскому правительству не удалось простимулировать кредитные операции, расширить объемы кредитования реального сектора и населения, а также увеличить объемы инвестирования. Именно эти операции позволили нескольким американским банкам, акции которых были выкуплены правительством, не только добиться улучшения финансовых результатов, но и рассчитаться с правительством по полученным ресурсам, повысить финансовые результаты во многих европейских банках. А потому российскому правительству необходимо усилить контроль за использованием предоставленных банкам ресурсов, а также оказывать банкам дифференцированную поддержку, напрямую зависящую от объемов их кредитования. Но это лишь меры по восстановлению ликвидности и платежеспособности банковского сектора, тогда как решить предстоит более сложную задачу - повышение капитализации и устойчивости кредитных организаций при минимизации возникающих рисков. Для этого потребуются пересмотр политики по размещению временно свободных ресурсов фондов и бюджетов,

стимулирование процессов слияний и поглощений банков, внедрение требований Базеля II

по предупреждению и управлению рисками.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России //Деньги и кредит, 2008. № 12. С. 3-10.

2. Бюллетени Банка России. Официальный сайт Банка России http://www. сЬг. ги.

3. Вестник Банка России. 2008. 10 декабря № 72 (1088). 54 с.

4. Годовые отчеты Банка России. Официальный сайт Банка России http://www. сЬг. ги.

5. Мау В. А. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису //Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4-23.

6. УлюкаевА В. Меры противодействия мировому финансовому кризису //Деньги и кредит. 2008. № 10. С. 3-5.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

V Всероссийский налоговый Форум

1 декабря 2009 г. в Конгресс-центре ТПП РФ (г. Москва, ул. Ильинка, д. 6) Торгово-промышленная палата Российской Федерации проводит V Всероссийский налоговый Форум.

Информационный партнёр - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

Направления дискуссий:

• О состоянии налогового законодательства и практики в 2009 году. Пути реформирования в условиях финансового кризиса;

• Замена ЕСН страховыми взносами. Последствия для бизнеса. Как можно снизить финансовую нагрузку?

• О совершенствовании механизмов возмещения НДС;

• О международной конкуренция за налоговую базу в условиях кризиса.

• Вывод капитала в оффшоры.

К участию в Форуме приглашены представители органов законодательной и исполнительной власти, ведущие налоговые юристы, представители бизнеса. В ходе Форума будет представлен доклад ТПП России «О состоянии налогового законодательства и практики в 2009 году. Пути реформирования в условиях финансового кризиса».

По вопросам участия обращаться: тел. (495) 620-02-91, 620-03-71, факс: (495) 620-03-67 E-Mail: [email protected], [email protected]. Участие в Форуме бесплатное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.