УДК 008 (091), 008(1-6)
Н. Н. Летина, Н. А. Ежгурова
Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре
(Выполнено по гранту Российского научного фонда № 14-18-01833-II «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс»)
В статье представлены результаты культурологического изучения современного отечественного музыкального фольклора в аспекте особенностей взаимодействия в нем традиционной и массовой культуры. На основе анализа репрезентативного эмпирического материала обоснованы культурные смыслы актуального бытования традиционной народной музыки в пространстве массовой культуры.
Ключевые слова: Массовая культура, современная российская массовая культура, традиционная культура, русский музыкальный фольклор, музыкальный опыт, Пелагея
N. N. Liotina, N. A. Ezhgurova
Interaction of Traditional and Popular Culture in Modern Russian Musical Folklore
In the article are presented results of the culturological study of modern national musical folklore in the aspect of features of interaction of traditional and popular culture in it. On the basis of the analysis of the representative empirical material cultural meanings of relevant existing of traditional folk music in space of popular culture are proved.
Keywords: popular culture, modern Russian popular culture, traditional culture, Russian musical folklore, musical experience, Pelageya.
Данная статья на конкретном эмпирическом материале современного российского музыкального фольклора развивает парадигму исследований российского дискурса массовой культуры, осуществляемого участниками научного коллектива в рамках работы по гранту Российского научного фонда № 14-18-01833-И «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс» [3-4; 6; 11-14; 16].
Для культурологического дискурса характерна интерпретация понятия и феномена «традиционной культуры» не столько в локальном значении культуры традиционного общества, как, скажем, в этнологии, сколько в широком смысле дефиниции народного творчества, народной культуры, фольклора. В силу актуальных для нас интенций современного гуманитарного знания фольклор мы понимаем в комплексе как специальных (устное поэтическое творчество, устное народное творчество), так и интегративных значений, подразумевающих прежде всего народную мудрость и народное искусство, в том числе - музыкальное. «Фольклор» в таком контексте отражает в числе прочего разнообразные грани социальной, семейной и даже личной жизни, поскольку творчество исконно было связано с обрядовой и трудовой деятельностью человека и выражало мифические,
исторические представления, импульсы будущих научных знаний, аккумулирует и транслирует этот опыт следующим поколениям, тем самым формируя ментальные и социокультурные матрицы.
Массовая культура традиционно понимается как производство культуры, специфическая разновидность «духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта» [15], который стандартизируется в целях обеспечения массового распространения. Массовая культура обращается к широкой аудитории, оперирует максимально простой, отработанной культурной традицией техникой. Массовая культура призвана ориентироваться на простую прагматику, среднюю семиотическую норму и «откликаться на ожидания» [8, с. 1].
Традиционная культура в современной ситуации торжества массовой культуры переживает кризис в силу различный культурных девиаций (в частности - стремления к излишней модернизации фольклора), приводящих к утрате органических связей между актуальными эстетическими практиками и укорененными в традиции ценностями. При этом важно учитывать и творческую природу фольклора, и определенную подвижность, динамичность традиций. Полагаем, что
© Летина Н. Н., Ежгурова Н. А., 2018
консервативный подход к фольклору, продвигающий идеи сохранения и реконструкции традиционной культуры, недостаточен в современной ситуации глобализации, более продуктивным является дополнительное поддержание фольклора в его актуальном живом существовании, его интеграция в современные культурные практики. Неверно воспринимать этот вид народного творчества исключительно как явление старины, архаичную практику, которую можно только музеефици-ровать. Такое отношение ведет к обеднению и дальнейшему вымиранию народной культуры. Проблему модернизации отношения к фольклору, в том числе - сложившегося в научной традиции, затрагивает Е. А. Каминская: «механизмам сохранения, возрождения традиционного фольклора уделяется значительное место в научных, научно-популярных работах. Однако проблемы его актуализации оказываются в меньшей степени затронуты и учеными, и практиками» [9].
Этот вопрос является достаточно актуальным, в области культурной политики - приоритетным, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», к которым относятся, в том числе, «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества» [19]. Возникает необходимость формирования национальной идентичности, важным условием развития которой является приобщение к национальной культуре.
Для поддержания фольклора в живом существовании требуется его актуализировать, как ни парадоксально, для широкого потребления, прежде всего для детей, подростков, молодежи. Механизмом актуализации и может послужить массовая культура, поскольку она позволяет сделать вполне доступными музыкальные традиции прошлого. Восприятие серьезной музыки требует погружения, особой атмосферы, ее сложно слушать на ходу - в маршрутке, в торговом центре, «а массовая культура учитывает психологические возможности обычного человека, да и не совсем обычного, но не желающего особо напрягаться в той или иной жизненной ситуации» [10]. В условиях доминирования клипового мышления массовая аудитория, особенно молодежная, способна воспринимать серьезную музыку только с усилием, с трудом. Поэтому приходится ее адаптировать под современные условия, как эстетические, технические, так и социально-психологические, важно при этом находить такие формы творческого переосмысления фольклора, при которых тради-
ционная музыка не теряет своих смыслов и ценностей.
Репрезентативным примером подобной творческой реконструкции является, на наш взгляд, музыкальная деятельность группы «Пелагея» во главе с ее солисткой и основательницей Пелагеей Сергеевной Телегиной (Хановой).
Пелагея проявила себя как незаурядная вока-листка, сочетающая превосходный слух, индивидуальный тембр, чистые интонации, сильный густой голос, широкий диапазон, тончайшее проникновение в музыкальный материал и способность легко воспроизводить различные вокальные манеры.
Пелагея получила не только качественное музыкальное образование (спецшкола при Новосибирской государственной консерватории, эстрадный факультет РАТИ), но и имела возможность слушать архивные записи аутентичных фольклорных ансамблей и исполнителей, носителей фольклорных музыкальных традиций. И, несмотря на то, что она никогда не жила традиционно-обрядовой жизнью, в высказываниях (сетевых [18], в СМИ) Пелегеи подчеркивается то обстоятельство, что ей было интересно изучать фольклорную музыку, слушать деревенских исполнителей, переснимать технику исполнения, обрабатывая ее и преобразуя в нечто иное.
В своем раннем творчестве Пелагея в основном исполняла именно русские народные песни, однако, позже в репертуаре певицы стали появляться и романсы, и авторские композиции, стилизованные под народную песню. И хотя в ее творчестве верифицируется жанровое и стилистическое разнообразие (музыкальные критики предъявляют претензии за слишком большой стилевой разброс композиций), сама Пелагея в стилистически специфических экспрессивных формулировках фиксирует особую значимость фольклора: «в народных песнях я чувствую себя как в намоленных помещениях, они несут в себе мощную энергетику, та же песня «Любо братцы жить» - я ее пою много лет и до сих пор меня му-рашит» [17].
Наиболее выгодным оформлением для фольклорной песни Пелагея считает стиль рок, а точнее, рок-баллады. Это достаточно распространенный стиль в ее творчестве. Особенно явственно он присутствует в композициях «Ой при лужку, при лужке», «Пташечка», «Снежочки», «Раным-рано». Но Пелагея не является новатором в опыте сочетания фольклора и рока. В России фолк-рок появился примерно в 60-х годах XX века, существует множество коллективов и исполнителей, использующих фольклор в своем творчестве, в том числе и рассматривающих его через призму рок-
Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре
музыки. Многие исполнители подобного рода музыки (Инна Желанная, группа «Мельница», вышедшая из группы «Мельница» солистка Хелави-са, «Калинов мост») принадлежат андеграундному течению, в отличие от которого музыка Пелагеи более доступна для восприятия массовой аудиторией.
Сочетание фольклорных элементов и рок-музыки, с одной стороны, эклектично, показательно, что сознание данного обстоятельства присутствует в саморефлексии Пелагеи: «я вообще против каких-то категоричных рамок и всегда стремилась к эклектике: в одежде, в музыке или в книгах» [5]. Но певица органично синтезирует старинные плачи, казачьи песни, духовные стихи с приемами современной музыки, используя при этом народную манеру вокального исполнения с применением традиционных народных приемов («гукание», «спады», «огласовка согласных») и диалектного пения в инструментальном обрамлении рок-музыки.
Музыкальный опыт группы «Пелагея» носит рубежный, пограничный характер: не совсем андеграунд, но и не популярная музыка. Этот парадоксальный и эстетически эффектный баланс группа последовательно сохраняет в своем творчестве, используя элементы культуры прошлого в собственных авторских композициях и стилизациях.
Основная задача, согласно высказываниям певицы, - стремление Пелагеи сделать фольклорную музыку модной [1], донести ее до массовой аудитории, в первую очередь, актуализировать для молодежной ее составляющей. Отметим, что аранжировки большинства ее композиций действительно гармоничные, корректные по отношению к музыкальному строю народных мелодий, и задача актуализации музыкального фольклора, безусловно, решается на достойном эстетическом уровне. При этом для Пелегаи характерны и лишенные просветительского импульса обращения к популярным песням народного репертуара или популярным подражаниям музыкальному фольклору («Валенки» или «Ой, то не вечер»). Этот момент свидетельствует о вписанности творчества Пелагеи как в парадигму массовой культуры, так и в контекст традиционной культуры. Апелляция к наиболее знакомым для массового слушателя образцам народной культуры является и намеренным приемом для привлечения внимания аудитории, и проявлением известного принципа обращения к традиции, характерного для модели «эстетики тождеств».
В силу сложного, пограничного характера музыкального опыта, Пелагея не вписывается в современный формат популярного эстрадного твор-
чества. Песни из репертуара певицы полны глубинного смысла, как на уровне поэтики, так и на музыкальном, эмоциональном уровнях.
Благодаря участию в телепроектах (в первую очередь в вокальном шоу «Голос», где она является наставником на протяжении 4-х сезонов), Пела-гея приобрела необычайную популярность. Участие Пелагеи в «Голосе», на наш взгляд, стратегически верный шаг, так как массмедиа становятся важным средством распространения и адаптации традиционной культуры в условиях высокого темпа развития информационно-коммуникационных технологий и проникновения их во все сферы. Под влиянием массмедиа формируется информационное пространство современной культуры, которое формирует в массовом сознании матрицы поведения, ценности, нормы, образцы мышления: «массмедиа выступают как один из важнейших социокультурных механизмов влияния на культуру в целом. Они являются не только ее (культуры) распространителем, но и инструментом формирования сознания людей, в том числе в смысле внедрения различных культурных тенденций, образов, стилей поведения и мышления, культурных тем и т. п.» [10]. В ситуации с Пелагеей обращение к данному каналу продвижения является эффективным и для роста популярности персоны, и для позиционирования и распространения традиционной культуры.
Таким образом, можно говорить об альтернативной по отношению к традиционным формам жизни традиционной народной музыки в пространстве современной массовой российской культуры, трансформирующемуся бытованию в неаутентичных условиях, иной среде и с новыми функциями. Фольклорные музыкальные традиции интегрируются в современную российскую массовую культуру, традиционная и массовая формы культуры активно взаимодействуют. «Массовая культура, в отличие от народной, заполняет весьма значительную часть культурного пространства современного общества и, по мнению ряда исследователей, ассимилирует самые разные области этого пространства, включая элитарную, повседневную, народную, связанную с различными этническими традициями» [2]. Уровень и качество подобного опыта в музыкальной сфере различен у разных исполнителей (хор им. Пятницкого, ансамбль «Русская песня» во главе с Н. Бабкиной, фольклорный ансамбль «Карагод» Е. Зосимовой, фольклорный ансамбль с. Дорожево Брянской обл.), опыт певицы и группы «Пелагея» определен нами как репрезентативный, эстетический корректный и культуросообразный.
Библиографический список
1. Баканов, К. «Я хочу делать модную русскую музыку» [Электронный ресурс] / К. Баканов. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/culture/2006-03-06/41803-pevica-pelagej a. html
2. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен [Текст] / под. ред. Н. Г. Михайловой. - М. : ООО «НБ-Медиа», 2011. -180 с.
3. Ерохина, Т. И. Национальные стереотипы в современной массовой культуре: pro et contra [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2016/dokladi/E rokhinaTI_sec2_rus_izd.pdf.
4. Ерохина, Т. И., Летина, Н. Н., Злотникова, Т. С. Сферы и уровни массовой культуры: российский дискурс. Сферы и уровни массовой культуры: российский дискурс [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 255-264.
5. Замятина, Е. Пелагея о своей взрослой жизни [Электронный ресурс] / Е. Замятина. - Режим доступа: https://www.cosmo.ru/stars/interview/pelageya-o-svoey-vzrosloy-zhizni/#part0.
6. Злотникова, Т. С., Киященко, Л. П., Летина, Н. Н., Ерохина, Т. И. Российская массовая культура в провинциальном дискурсе (опыт экспертного опроса) [Текст] // Социологические исследования. - 2016. -№ 5. - С. 110-114.
7. Злотникова, Т. С., Киященко, Л. П. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России [Текст] // Ярославский педагогический вестник - 2015. - № 3. - С. 211-219.
8. Злотникова, Т. С. Гендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры [Текст] // Ярославский педагогический вестник. -2002. - № 4 (33). - С. 1-10.
9. Каминская, Е. А. Актуализация традиционного фольклора в современной социокультурной среде на основе его имманентных характеристик [Текст] // Вестник славянских культур. - 2016. - Т. 39. - № 1. -С. 53-64.
10. Каминская, Е. А. Масс-медиа в деле актуализации традиционного фольклора [Текст] // Культурное наследие России. - 2016. - № 1.- С. 4-8.
11. Коды массовой культуры: российский дискурс [Текст] / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. -240 с.
12. Летина, Н. Н. «Русский» дискурс в актуализации классики современной массовой культурой [Текст] // Ярославский педагогический вестник. -2017. - № 5. - С. 288-293.
13. Летина, Н. Н. Версии «русского» дискурса современной массовой культуры [Текст] // Вестник гуманитарного образования. - 2017. - № 4. - С. 78-82.
14. Летина, Н. Н. Русский Internet дискурс современной массовой культуры [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 360-365.
15. Массовая культура [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь. - Минск : Книжный
Дом. А. А. Грицанов. 1999. - Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/731/
МАССОВАЯ.
16. Массовая культура: российский дискурс (методология изучения, актуальные практики) [Текст] / руков. проекта и науч.ред. Т. С. Злотниковой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - 623 с.
17. Муравьева, О. «Я слушаю бабушек - поют они круто!» [Электронный ресурс] / О. Муравьева. -Режим доступа: https://archive.is/Bw8tB.
18. Пелагея. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.pelagea. ru/biography.
19. Российская Федерация. Президент. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
Bibliograficheskij spisok
1. Bakanov, K. «Ja hochu delat' modnuju russkuju muzyku» [Jelektronnyj resurs] / K. Bakanov. - Rezhim dostupa: http://www.newizv.ru/culture/2006-03-06/41803-pevica-pelageja.html
2. Vtoraja zhizn' tradicionnoj narodnoj kul'tury v Rossii jepohi peremen [Tekst] / pod. red. N. G Mihajlovoj. - M. :
000 «NB-Media», 2011. - 180 s.
3. Erohina, T. I. Nacional'nye stereotipy v so-vremennoj massovoj kul'ture: pro et contra [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2016/dokladi/E rokhinaTI_sec2_rus_izd.pdf.
4. Erohina, T. I., Letina, N. N., Zlotnikova, T. S. Sfery
1 urovni massovoj kul'tury: rossijskij diskurs. Sfery i urovni massovoj kul'tury: rossijskij diskurs [Tekst] // Ja-roslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 5. -S. 255-264.
5. Zamjatina, E. Pelageja o svoej vzrosloj zhizni [Jelektronnyj resurs] / E. Zamjatina. - Rezhim dostupa: https ://www. cosmo. ru/stars/interview/pelageya-o-svoey-vzro sloy -zhizni/#part0.
6. Zlotnikova, T. S., Kijashhenko, L. P., Letina, N. N., Erohina, T. I. Rossijskaja massovaja kul'tura v provin-cial'nom diskurse (opyt jekspertnogo oprosa) [Tekst] // Sociologicheskie issledovanija. - 2016. - № 5. - S. 110114.
7. Zlotnikova, T. S., Kijashhenko, L. P. Dialog o metodologii sociokul'turnogo issledovanija massovoj kul'tury v Rossii [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik - 2015. - № 3. - S. 211-219.
8. Zlotnikova, T. S. Gendernyj i vozrastnoj aspekty arhetipa sovremennoj massovoj kul'tury [Tekst] // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2002. - № 4 (33). -S. 1-10.
9. Kaminskaja, E. A. Aktualizacija tradicionnogo fol'klora v sovremennoj sociokul'turnoj srede na osnove ego immanentnyh harakteristik [Tekst] // Vestnik slavjan-skih kul'tur. - 2016. - T. 39. - № 1. - S. 53-64.
Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре
10. Kaminskaja, E. A. Mass-media v dele aktualizacii tradicionnogo fol'klora [Tekst] // Kul'turnoe nasledie Rossii. - 2016. - № 1.- S. 4-8.
11. Kody massovoj kul'tury: rossijskij diskurs [Tekst] / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoj, T. I. Erohinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 240 s.
12. Letina, N. N. «Russkij» diskurs v aktualizacii klassiki sovremennoj massovoj kul'turoj [Tekst] // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 5. -S. 288-293.
13. Letina, N. N. Versii «russkogo» diskursa so-vremennoj massovoj kul'tury [Tekst] // Vestnik gumani-tarnogo obrazovanija. - 2017. - № 4. - S. 78-82.
14. Letina, N. N. Russkij Internet diskurs sovremen-noj massovoj kul'tury [Tekst] // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2017. - № 6. - S. 360-365.
15. Massovaja kul'tura [Jelektronnyj resurs] // Novejshij filosofskij slovar'. - Minsk: Knizhnyj Dom. A. A. Gricanov. 1999. - Rezhim dostupa: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/731/ MASSOVAJa.
16. Massovaja kul'tura: rossijskij diskurs (metodologija izuchenija, aktual'nye praktiki) [Tekst] / rukov. proekta i nauch.red. T. S. Zlotnikovoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - 623 s.
17. Murav'eva, O. «Ja slushaju babushek - pojut oni kruto!» [Jelektronnyj resurs] / O. Murav'eva. - Rezhim dostupa: https://archive.is/Bw8tB.
18. Pelageja. Oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.pelagea.ru/biography.
19. Rossijskaja Federacija. Prezident. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2015/12Z31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
Reference List
1. Bakanov K. «I want to do fashionable Russian music» [An electronic resource] / K. Bakanov. - Access mode: http://www.newizv.ru/culture/2006-03-06/41803-pevica-pelagej a. html
2. The second life of traditional national culture in Russia eras of changes / under edition of N. G. Mikhaylova. - M. : OOO «NB-Media», 2011. - 180 pages.
3. Erokhina T. I. National stereotypes in modern popular culture: pro et contra [An electronic resource]. - Access mode: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2016/dokladi/E rokhinaTI_sec2_rus_izd.pdf.
4. Erokhina T. I., Liotina N. N., Zlotnikova T. S. Spheres and levels of popular culture: Russian discourse. Spheres and levels of popular culture: Russian discourse // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2016. - No. 5. - Page 255-264.
5. Zamyatina E. Pelageya about the adulthood [An electronic resource] / E. Zamyatina. - Access mode: https://www.cosmo.ru/stars/interview/pelageya-o-svoey-vzro sloy -zhizni/#part0.
6. Zlotnikova T. S., Kiyashchenko L. P., Liotina N. N., Erokhina T. I. The Russian popular culture in provincial discourse (experience of expert poll)//Sociological researches. - 2016. - No. 5. - Page 110-114.
7. Zlotnikova T. S., Kiyashchenko L. P. Dialogue about methodology of a sociocultural research of popular culture in Russia // Yaroslavl pedagogical bulletin -2015. - No. 3. - Page 211-219.
8. Zlotnikova T. S. Gender and age aspects of an archetype of modern popular culture // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2002. - No. 4 (33). - Page 1-10.
9. Kamenskaya E. A. Updating of traditional folklore in the modern sociocultural environment on the basis of its immanent characteristics // Bulletin of Slavic cultures. - 2016. - V. 39. - No. 1. - Page 53-64.
10. Kamenskaya E. A. Mass media in updating of traditional folklore // Cultural heritage of Russia. - 2016. -No. 1. - Page 4-8.
11. Codes of popular culture: the Russian discourse / under scientific editorship of T. S. Zlotnikova, T. I. Erokhina. - Yaroslavl : RIO YSPU, 2015. - 240 pages.
12. Liotina, N. N. the «Russian» discourse in updating of classics modern popular culture // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2017. - No. 5. - Page 288-293.
13. Liotina N. N. Versions of the «Russian» discourse of modern popular culture//Messenger of Arts Education. - 2017. - No. 4. - Page 78-82.
14. Liotina N. N. Russian Internet discourse of modern popular culture//Yaroslavl pedagogical bulletin. -2017. - No. 6. - Page 360-365.
15. Popular culture [An electronic resource]// Latest Philosophical Dictionary. - Minsk : Book House. A. A. Gritsanov. 1999. - Access mode: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/731/ MASSOVAYA.
16. Popular culture: Russian discourse (studying methodology, relevant practicians) / project superviser and scientific editor T. S. Zlotnikova. - Yaroslavl: RIO YSPU, 2016. - 623 pages.
17. Muravieva O. «I listen to grandmothers - they song, it's cool!» [Sing an electronic resource] / O. Muravyeva. - Access mode: https://archive.is/Bw8tB.
18. Pelageya. Official site [An electronic resource]. -Access mode: http://www.pelagea.ru/biography.
19. Russian Federation. President. About the Strategy of national security of the Russian Federation: Decree date from December 31, 2015 No. 683 [An electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Дата поступления статьи в редакцию: 11.02.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018