Научная статья на тему 'Взаимодействие стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана в сфере обеспечения морской безопасности'

Взаимодействие стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана в сфере обеспечения морской безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индийский океан / региональная интеграция / межправительственная организация / АРСИО / АСЕАН / Индия / безопасность / «синяя экономика» / Indian Ocean / regional integration / intergovernmental organization / IORA / ASEAN / India / security / blue economy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленева Ирина Владимировна

Цель исследования. Целью написания статьи является исследование сотрудничества стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в области морской безопасности (The Indian Ocean Rim Association, IORA). Регион Индийского океана, играя роль моста между Азией и Европой, стал новым центром глобального стратегического и экономического значения. В 1997 г. была образована Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО). Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что приоритетными области деятельности АРСИО являются: безопасность, в том числе, морская безопасность; регулирование в сфере рыболовства; академическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие торговле и инвестициям; управление рисками стихийных бедствий; туризм и культурные обмены; «синяя экономика» и расширение экономических прав и возможностей женщин. АРСИО уделяет особое внимание «синей экономике», целью которой является сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Было реализовано несколько программ в области «синей экономики»: «Рыболовство и аквакультура», «Безопасность и качество продуктов», «Устойчивое управление и развитие рыбных ресурсов», «Будущее океана». Индия, которая стояла у истоков создания АРСИО, играет большую роль в сфере обеспечения морской безопасности. Подписание меморандума о взаимопонимании между АСЕАН и АРСИО в 2023 г. предоставляет широкие возможности для сотрудничества в области цифровой и «синей экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the Indian Ocean RIM Association Members in Ensuring Marine Security

The purpose of the research. This article aims to study cooperation within the Indian Ocean Rim Association (IORA) in regards to maritime security. The Indian Ocean region, playing the role of a bridge between Asia and Europe, has become a new global strategic and economic center. In 1997, the Indian Ocean Rim Association (IORA) was formed. Results. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the priority activity areas for IORA are: security, including maritime security; fisheries regulation; academic, scientific and technological cooperation; trade and investment facilitation; disaster risk management; tourism and cultural exchanges; “blue economy” and women’s economic empowerment. IORA places particular emphasis on the “blue economy,” which aims to preserve and use oceans, seas and marine resources in the framework of sustainable development. Several programs in the field of the “blue economy” were implemented: “Fisheries and aquaculture”, “Safety and quality of products”, “Sustainable management and development of fishery resources”, “Future of the ocean”. India, which was at the forefront of ARSIO’s creation, plays a large role in maritime security. The signing of the Memorandum of Understanding between ASEAN and ARSIO in 2023 provides significant opportunities for cooperation in the field of digital and “blue economy”.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана в сфере обеспечения морской безопасности»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL AND REGIONAL STUDIES

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-6-77-83 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25.43 EDN: ANUWPY

Взаимодействие стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана в сфере обеспечения морской безопасности

И.В. Зеленева ©

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. Целью написания статьи является исследование сотрудничества стран Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в области морской безопасности (The Indian Ocean Rim Association, IORA). Регион Индийского океана, играя роль моста между Азией и Европой, стал новым центром глобального стратегического и экономического значения. В 1997 г. была образована Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО). Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что приоритетными области деятельности АРСИО являются: безопасность, в том числе, морская безопасность; регулирование в сфере рыболовства; академическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие торговле и инвестициям; управление рисками стихийных бедствий; туризм и культурные обмены; «синяя экономика» и расширение экономических прав и возможностей женщин. АРСИО уделяет особое внимание «синей экономике», целью которой является сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития. Было реализовано несколько программ в области «синей экономики»: «Рыболовство и аквакультура», «Безопасность и качество продуктов», «Устойчивое управление и развитие рыбных ресурсов», «Будущее океана». Индия, которая стояла у истоков создания АРСИО, играет большую роль в сфере обеспечения морской безопасности. Подписание меморандума о взаимопонимании между АСЕАН и АРСИО в 2023 г. предоставляет широкие возможности для сотрудничества в области цифровой и «синей экономики».

Ключевые слова: Индийский океан, региональная интеграция, межправительственная организация, АРСИО, АСЕАН, Индия, безопасность, «синяя экономика»

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-6-77-83

Interaction

of the Indian Ocean RIM Association Members in Ensuring Marine Security

I.V. Zeleneva ©

St. Petersburg State University (SPbSU), St. Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the research. This article aims to study cooperation within the Indian Ocean Rim Association (IORA) in regards to maritime security. The Indian Ocean region, playing the role of a bridge between Asia and Europe, has become a new global strategic and economic center. In 1997, the Indian Ocean Rim Association (IORA) was formed. Results. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the priority activity areas for IORA are: security, including maritime security; fisheries regulation; academic, scientific and technological cooperation; trade and investment facilitation; disaster risk management; tourism and cultural exchanges; "blue economy" and women's economic empowerment. IORA places particular emphasis on the "blue economy," which aims to preserve and use oceans, seas and marine resources in the framework of sustainable development. Several programs in the field of the "blue economy" were implemented: "Fisheries and aquaculture", "Safety and quality of products", "Sustainable management and development of fishery resources", "Future of the ocean". India, which was at the forefront of ARSIO's creation, plays a large role in maritime security. The signing of the Memorandum of Understanding between ASEAN and ARSIO in 2023 provides significant opportunities for cooperation in the field of digital and "blue economy".

Key words: Indian Ocean, regional integration, intergovernmental organization, IORA, ASEAN, India, security, blue economy

ВВЕДЕНИЕ

Регион Индийского океана охватывает обширную морскую зону площадью почти 68,56 млн км2. Он включает в себя страны по всему восточному побережью Африки, Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии вплоть до Австралии. Регион Индийского океана сталкивается со многими традиционными и нетрадиционными проблемами безопасности: пиратство, терроризм, торговля людьми, нелегальное перемещение людей, незаконный оборот наркотиков, торговля дикими животными, оружием, преступления в рыболовном секторе, загрязнение океана и изменение климата.

Данная статья посвящена определению потенциала и направлениям сотрудничества Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана в области морской безопасности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: дать определение морской безопасности в рамках АРСИО; изучить структуру межправительственной организации; выявить формы сотрудничества в области морской безопасности в рамках АРСИО. Методологическую основу исследования составили политологические методы исследования: метод структурно-функционального анализа позволил раскрыть институциональные особенности развития АРСИО, с помощью сравнительного метода были выявлены направления сотрудничества в сфере морской безопас-

ности, прогностический метод помог определить дальнейшие перспективы развития межправительственной организации.

МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ

Морская безопасность региона Индийского океана играет важную роль в сохранении мира, устойчивого развития региона. Безопасность в объективном смысле измеряет отсутствие угроз приобретенным ценностям, а в субъективном смысле - отсутствие опасений, что такие ценности будут атакованы. Большинство нетрадиционных угроз безопасности связаны с политическим, социально-экономическим развитием региона Индийского океана. Основными проблемами по-прежнему остаются бедность и голод, рост населения, ухудшение состояния окружающей среды, дискриминация по признаку пола, демаркация границ и делимитация морских границ, торговые споры, репатриация беженцев и массовые нарушения прав человека. Так, в регионе Индийского океана существуют многочисленные споры о суверенитете над островами, которые, в свою очередь, препятствуют делимитации морской границы в отношении морских пространств. Эти островные споры включают: разбросанные острова в Мозамбикском проливе, остров Майотта, остров Тромлен, Диего-Гарсия и архипелаг Чагос [14].

Безопасность на море охватывает различные сферы политики, информационных услуг, поиск и спасение, полицейские операции, безопасность при добыче нефти и газа на шельфе, мониторинг и защиту морской среды, а также поддержку операций военно-морского флота. Морская торговля в Индийском океане является особенно важным компонентом мировой морской торговли. Через Индийский океан проходит самый оживленный торговый маршрут в мире. Противодействие нерегулярным и транснациональным угрозам защищает государства, укрепляет глобальный мир, стабильность и обеспечивает свободу судоходства на благо всех народов.

Общим требованием морской безопасности является защита морских коммуникаций (Sea Lines of Communication, SLOC). Безопасность SLOC жизненно важна для роста мировой экономики, в этом контексте Индийский океан является самым важным энергетическим маршрутом в мире. В начале 2009 г. страны Индийского океана подписали Кодекс поведения Джибути, ставший основной укрепления международного сотрудничества в Аденском заливе и западной части Индийского океана по противодействию рискам, связанным с пиратством и вооруженным разбоем1. «Несмотря на количественное снижение случаев морского терроризма в XXI веке по сравнению со второй половиной XX столетия, анализ практики мореплавания последних десятилетий показывает высокую возможность осуществления терактов с использованием мор-скихсудов» [2: 143].

Пиратство остается извечной проблемой в водах Индийского океана. Согласно ежемесячному обзору ключевых показателей Международной морской организации (ИМО, IMO), Малаккский пролив, Южно-Китайское море и Индийский океан являются районами, наиболее пострадавшими от пиратства. В ежемесячном обзоре ИМО констатируется, что в апреле 2022 г. во всем мире было зафиксировано 11 случаев пиратства и вооруженных грабежей на море. Число инцидентов снизилось по сравнению с 2021 г. на 1 (с 12 до 11). Однако только в апреле 2022 г. в Малаккском проливе и Южно-Китайском море зафиксировано 4 инцидента [16]. Международная морская организация полагает, что террористы, пираты, распространители оружия, торговцы наркотиками и организованные преступные группировки могут воспользоваться преимуществами высокоскоростной информационной коммуникации и других технологических достижений, что нанесет существенный вред транспортным коммуникациям Индийского океана и региональной безопасности в целом. Еще одна угроза в Индийском океане - это минирование вод, особенно узких мест, проливов, которые могут быть использованы негосударственными субъектами для ведения морской войны, чтобы нанести существенный ущерб экономическому и социальному развитию прибрежных государств. Эти проблемы подчеркивают важность поддержания морского порядка, что требует многостороннего подхода всех заинтересованных игроков Индийского океана.

1 The Djibouti Code of Conduct. URL: https://www.imo.org/en/ OurWork/Security/Pages/Content-and-Evolution-of-the-Djibouti-Code-of-Conduct.aspx

В Индийском океане до сих пор не разработана всеобъемлющая система безопасности, которая могла бы решать задачи морской безопасности. Общность и трансграничность угроз в регионе уже приводила к попыткам наращивания сотрудничества в области морской безопасности. Однако, эти попытки не увенчались успехом. Так, «формат трехстороннего механизма взаимодействия между Индией, Шри-Ланкой и Мальдивской республикой в 2011 г. просуществовал всего три года, что говорит о нежизнеспособности подобных локальных инициатив в условиях роста китайского влияния в регионе Индийского океана» [4: 76-92; 5: 80-88). Сложность вызовов и угроз, недоверие к роли ключевых региональных и внерегиональных держав; предпочтение двусторонних, а не многосторонних форм сотрудничества и конкуренция крупных держав за региональное влияние замедляют формирование новой общерегиональной организации по сотрудничеству и морской безопасности [17].

Морская безопасность - это ключевой компонент коллективной безопасности, являющийся основой экономического развития стран. Поэтому важно, чтобы государства региона Индийского океана сотрудничали с международными организациями, чтобы пресечь любые угрозы безопасности глобальной морской среды.

АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИБРЕЖНЫХ СТРАН ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

В 2022 г. Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) отметила двадцатипятилетие, «серебряный» юбилей. Ассоциация стран Индийского океана была создана 7 марта 1997 г., штаб-квартира организации разместилась на Маврикии. В АРСИО вошли страны - Австралия, Бангладеш, Коморские острова, Франция, Индия, Индонезия, Иран, Кения, Мадагаскар, Малайзия, Мальдивы, Маврикий, Мозамбик, Оман, Сейшельские острова, Сингапур, Сомали, Южная Африка, Шри-Ланка, Танзания, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен. В государствах - членах региональной организации, чьи берега омываются Индийским океаном, проживают почти 2,7 миллиарда человек [6]. Партнерами по диалогу АРСИО стали Китай, Египет, Германия, Италия, Япония, Республика Корея, Россия, Турция, Великобритания и США. Пространство, занимаемое государствами-членами, входящими в АРСИО, можно разделить на ряд субрегионов: Австралия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Западная Азия, Восточная и Южная Африка, каждый из которых имеет свои собственные региональные группы (такие как АСЕАН, СААРК, ССА-ГПЗ и САДК и др.)2 [3]. Сотрудничество стран в рамках АРСИО было инициировано необходимостью решения ряда общих проблем: обеспечение продовольственной

2 АСЕАН - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, СААРК (БААКС) - экономико-политическая организация восьми стран в Южной Азии. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)— региональная закрытая международная организация. Сообщество развития Юга Африки (САДК)— торгово-экономический союз стран Юга Африки.

безопасности, морской безопасности, финансовыми, энергетическими ресурсами.

Высшим органом АРСИО является Совет министров иностранных дел, который собирается ежегодно. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) взяли на себя роль председателя с ноября 2019 г. по ноябрь 2021 г., а с ноября 2021 г. по ноябрь 2023 г. председателем стала Народная Республика Бангладеш. Приоритетными областями деятельности межправительственной организации являются: безопасность, в том числе, морская безопасность; регулирование в сфере рыболовства; академическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие торговле и инвестициям; управление рисками стихийных бедствий; туризм и культурные обмены; «синяя экономика» и расширение экономических прав и возможностей женщин. АРСИО имеет два специализированных агентства: Региональный центр трансфера науки и технологий (Тегеране, Иран) и Группа поддержки рыболовства (Маскат, Оман) [15: 71-92]. АРСИО, являясь региональной организацией, основана на принципе открытого регионализма, целью которого является содействие торговле и инвестиционным проектам [11].

11 октября 2023 г. в Коломбо (Шри-Ланка) состоялось 23-е заседание Совета министров Ассоциации стран региона Индийского океана, главной темой которого стало «Укрепление региональной архитектуры: укрепление идентичности Индийского океана». На этом заседании прошла передача председательства АРСИО от Народной Республики Бангладеш к Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка [21].

МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРСИО

Значимость Индийского океана как важного транзитного региона постоянно возрастает: через его воды ежегодно проходят половина мировых контейнеровозов, одна треть мирового грузопотока и две трети мировых поставок нефти. В регионе Индийского океана насчитывается достаточно много субрегиональных межправительственных организаций, однако, эффективность их незначительна. Как отмечает старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) Рахул Рой-Чодху-ри: «Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), состоящая из восьми членов, и Совет сотрудничества стран Персидского залива (СС-СПЗ), состоящий из семи членов, в настоящее время бездействуют из-за острых политических разногласий между их членами; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), состоящая из 10 членов, активна, но имеет серьезные политические разногласия; Инициатива по многосекторальному техническому и экономическому сотрудничеству (BIMSTEC), состоящая из 7 членов, и Сообщество по развитию юга Африки (SADC), состоящее из 15 членов, имеют узкие экономические мандаты; Комиссия по Индийскому океану (МОК), состоящая из пяти членов, имеет ограниченную региональную юрисдикцию. По сути, только АРСИО и Военно-морской симпозиум стран Индийского океана (Indian Ocean Naval Symposium, IONS) можно рас-

сматривать как близкие общерегиональные структуры в Индийском океане» [5; 17].

Морская безопасность является одним из шести приоритетных направлений АРСИО, признавая, что безопасный и надежный Индийский океан важен для социально-экономического развития прибрежных стран. Это приоритетное направление было добавлено по просьбе Индии на 11-м заседании Совета министров организации в Бангалоре (Индия) в ноябре 2011 г. Укрепление международного сотрудничества в области морской постоянно находится в поле зрения АРСИО. Так, в марте 2017 г. на саммите лидеров этой организации, который состоялся в Джакарте (Индонезия), была подчеркнута приоритетность проблем безопасности повесткой дня «Укрепление морского сотрудничества для мирного, стабильного и процветающего Индийского океана»3. Лидеры пришли к выводу о необходимости расширения сотрудничества в предотвращении и ликвидации аварий и инцидентов на море, а также эффективной координации между авиационными и морскими поисково-спасательными службами государств-членов АРСИО. И уже в ноябре 2017 г. в Нью-Де-ли (Индия) на второй встрече экспертов АРСИО в области морской безопасности обсуждались различные предложения по управлению, наблюдению и превентивным мерам по обеспечению безопасности на море. Все предложения были объединены в «План морской безопасности и охраны АРСИО» [19].

АРСИО уделяет особое внимание «синей экономике», целью которой является содействие устойчивому и инклюзивному росту, возможностям трудоустройства в пределах морской экономической деятельности. Сегодня страны Индийского океана больше уделяют внимания экономическим вопросам и нетрадиционной безопасности: торговле людьми, оружием и наркотиками, борьбе с пиратством, незаконному и нерегулируемому промыслу морских ресурсов, изменению климата, утечке нефти с судов, угрозе экосистем из-за туристической деятельности и др. [8:43-57].

Для развития «синей экономики» необходимо устранить угрозы морской безопасности в регионе. Индийский аналитический центр по морской безопасности, Национальный морской фонд определяют отсутствие четкой структуры трансграничной морской безопасности как ключевую проблему в обеспечении необходимой защиты экономических активов [14]. Для успешной борьбы с традиционными и новыми угрозами морской безопасности недостаточно усилий отдельных стран, необходимо применять различные подходы [12]. Предпринимаются усилия по борьбе с морским терроризмом как на государственном, так и на региональном уровнях. В условиях возросшей угрозы терроризма была разработана платформа обмена информацией «Меркурий», которая позволила обмениваться данными в режиме реального времени между военно-морскими и гражданскими специалистами.

В 2014 г. на совещании министров АРСИО (Перт, Австралия) развитие «синей экономики» было признано особым направлением. Секретариат АРСИО определил

3 Second Issue of the JIORS. IORA News. October 25, 2018. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/news-updates-folder/ second-issue-of-the-jiors-now-available

шесть приоритетных направлений «синей экономики»: рыболовство и аквакультура; возобновляемая энергия океана; морские порты и судоходство; морские углеводороды и минералы морского дна; морская биотехнология и туризм. Рыболовство составляет основу «синей экономики» и играет ключевую роль в продовольственной безопасности прибрежных государств. Индийский океан обладает большим потенциалом в области возобновляемой энергии. Источниками возобновляемой энергии в регионе могут служить ветер, волны, приливы, биомасса и др. Защита местных морских ресурсов является одной из наиболее насущных потребностей в развитии устойчивого туризма. Устойчивый прибрежный туризм поможет сохранить общины, которые занимаются рыболовством, защитить окружающую среду и внести положительный вклад в устойчивое экономическое развитие региона.

С 2014 г. было успешно реализовано несколько программ в области «синей экономики»: «рыболовство и аквакультура», «безопасность и качество продуктов», «устойчивое управление и развитие рыбных ресурсов», «прогнозирование океана» и др. [7]. «Синяя экономика» привлекает внимание все государства АРСИО, так как главным приоритетом «синей экономики» является создание рабочих мест, продовольственная безопасность, борьба с бедностью и обеспечение устойчивости бизнес- и экономических моделей в Индийском океане. На первой конференции министров АРСИО по «синей экономике» (сентябрь 2015 г.) была принята декларация «синей экономики». В декларации указывается, что целью совместных усилий стран АРСИО в области «синей экономики» является экономический рост, который приведет к обеспечению устойчивого развития и защите окружающей среды региона Индийского океана [7]. Через два года, в 2017 г., на второй конференции министров стран АРСИО в Джакарте (Индонезия) была принята Джакартская декларация «синей экономики», в которой, в частности, говорилось о необходимости расширения поддержки и финансирования, обмене технологиями, наращивании потенциала и навыков местных предпринимателей в сфере рыболовства. Для координации усилий и улучшения сотрудничества подтверждалось обязательство создания рабочей группы АРСИО по «синей экономике» в регионе, которое было определено в «Плане действий АСРИО на 2017-2021 годы»4.

В 2019 г. в Дакке (Бангладеш) на третьей министерской конференции по «синей экономике» АРСИО было объявлено о создании Центра синего углерода Индийского океана5. Он расположен в Центре морских исследований Индийского океана в Перте (Австралия). Основной целью Центра синего углерода Индийского океана АРСИО является накопление знаний, необходимых для защиты и восстановления экосистем «синего углерода» (речь идет, прежде всего, о мангровых зарослях), что поможет повысить уровень жизни, снизить риски стихийных бедствий [9].

4 Jakarta Declaration on Blue Economy. URL: https://research.csiro. au/iora-blue-carbon-hub/wp-content/uploads/sites/321/2019/08/ Jakarta-declaration-on-blue-economy-.pdf

5 The IORA Indian Ocean Blue Carbon Hub. URL: https://research.

csiro.au/iora-blue-carbon-hub/

В августе 2019 г. на первом заседание рабочей группы АРСИО по морской безопасности и охране, который проходил в Шри-Ланке, был принят региональный план работы, составленный на двухлетний период (2019-2021). На этой встрече присутствовали эксперты в области морской безопасности из 16 государств - членов АРСИО: Австралии, Бангладеш, Индии, Индонезии, Ирана, Кении, Мадагаскара, Малайзии, Мальдив, Маврикия, Омана, Сейшельских островов, Сомали, Южной Африки, Шри-Ланки и Танзании [13]. Ассоциация учитывает уже существующие национальные, многосторонние меры по поддержке эффективного использования ресурсов, трансграничного сотрудничества, обмена знаниями для обеспечения безопасности Индийского океана [18: 56-97; 20: 363-370].

Большую роль в деятельности АРСИО всегда играла Индия, которая стояла у истоков этой организации. Индия рассматривает Индийский океан в качестве собственной сферы влияния. Опасения у индийского правительства вызывает экономическое и стратегическое распространение влияния Китая в регионе. Индия принимает активное участие в интеграционных процессах, проходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе в таких форматах, как «АСЕАН + 1», «АСЕАН + 3», СА-АРК (South Asian Association for Regional Cooperation, SAARC). По инициативе АРСИО, в 2019 г. правительство Индии провело 6-й Индо-океанский диалог (Делийский консенсус). Участники диалога обсудили ряд проблем: оказание помощи при стихийных бедствиях, защита судоходства от асимметричных угроз, борьба с пиратством, терроризмом и т.д. На встрече была «подчеркнута важность продолжения сотрудничества и смягчения последствий вызовов в Индийском океане, основанных на общепризнанных принципах международного права включая те, которые предусмотрены уставом и конвенцией Организации Объединенных Наций 1982 г. по морскому праву (ЮНКЛОС). ЮНКЛОС 1982 г., которую называют «Конституцией» для океанов, устанавливает всеобъемлющий режим для поддержания закона и порядка в мире океанов и морей путем установления правил, регулирующих все виды использования океанов и их ресурсов»6.

Однако, несмотря на многочисленные программы в области морской безопасности и успешность их реализации, АРСИО не обладает таким ресурсным потенциалом, к примеру инвестиционным, какой есть у региональной организации АСЕАН. Как справедливо утверждают А.Ф. Завгородний и Г.П. Эсауленко: «Усиление инвестиционного климата, своих позиций в мире и увеличение темпов экономического роста положительно отражаются на инвестиционной привлекательности АСЕАН, что дает возможности для дальнейшего сотрудничества с другими странами и привлечения денежных средств в регион» [1: 77]. В сентябре 2023 г. в Джакарте между АСЕАН и АРСИО был подписан меморандум о взаимопонимании и расширении

6 Concept Note and Programme IORA Capacity Building Workshop on the 1982 UNCLOS Date: January 29, 2021. Venue: Virtual Workshop Digital Platform: Cisco Webex. URL: https://www.iora.int/en/ events-media-news/events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/2021/iora-capacity-building-workshop-on-the-1982-united-nations-convention-on-the-law-of-the-sea-unclos. (data ofaccesses: 30.10.2023).

сотрудничества. Приоритетными областями сотрудничества АСЕАН и АРСИО должны стать: «синяя экономика», цифровая и «зеленая экономика». «Страны Индийского и Тихого океанов являются неотъемлемой частью Индо-Тихоокеанского региона. Мы живем в одном регионе. То, что происходит в регионе, скорее всего, затронет всех нас» - сказала министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди. АСЕАН и страны Индийского океана планируют активизировать сотрудничество в различных областях, представляющих взаимный интерес, таких как экономика, морская безопасность и изменение климата.

В целом есть все основания полагать, что накопленный АРСИО многогранный опыт взаимодействия в различных форматах в регионе позволит ей решить многочисленные проблемы в области морской безопасности. Дальнейшее развитие концепции «синей экономики» может оказаться ключевым фактором роста экономики региона Индийского океана.

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

• регион Индийского океана, играя роль моста между Азией и Европой, становится новым центром глобального стратегического и экономического значения;

• лидеры стран АРСИО признают необходимость расширения, прежде всего экономического, сотрудничества в предотвращении и ликвидации аварий и инцидентов на море;

• морская безопасность является одним из шести приоритетных направлений АРСИО, признавая, что безопасный и надежный Индийский океан важен для социально-экономического развития прибрежных стран;

• приоритетными областями деятельности межправительственной организации являются: безопасность, в том числе, морская безопасность; регулирование в сфере рыболовства; академическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие торговле и инвестициям; управление рисками стихийных бед-

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗавгороднийА.Ф. АСЕАН: инвестиции и проекты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 9 (91). С. 74-77.

2. Золотухин И.Н. Морское пиратство в Юго-Восточной Азии: региональное измерение проблемы // Ойкумена. Регионо-ведческие исследования. 2016. № 4 (39). С. 140-157.

3. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М., 2023.444 с.

4. Куприянов А.В. Индия-Мальдивы-Шри-Ланка: неудавшаяся попытка создать систему локальной безопасности в Индийском океане // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2018. № 2. С. 76-92.

5. Куприянов А.В. Военно-морской симпозиум Индийского океана // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 2. С. 80-88.

6. AboutlORA, Indian OcéanRimAssociation.URL:https://www. iora.int/en/about/about-iora (data of accesses: 14.10.2023).

7. Blue Economy. URL: https://www.iora.int/en/priorities-focus-areas/blue-economy (data of accesses: 07.10.2023).

8. Burg S., Aguilar-Manjarrez /., Jenness /., Torrie M. Assessment of the geographical potential for co-use of marine space, based

ствий; туризм и культурные обмены; «синяя экономика» и расширение экономических прав и возможностей женщин;

• АРСИО уделяет особое внимание «синей экономике», целью которой является содействие устойчивому и инклюзивному росту и возможностям трудоустройства в пределах морской экономической деятельности, в 2014 г. развитие «синей экономики» было признано особым направлением этой организации;

• с 2014 г. было успешно реализовано несколько программ в области «синей экономики»: «рыболовство и аквакультура», «безопасность и качество продуктов», «устойчивое управление и развитие рыбных ресурсов», «прогнозирование океана» и др.

• укрепление сотрудничества и координации между АРСИО и Военно-морским симпозиумом Индийского океана будет способствовать обеспечению морской безопасности в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регион Индийского океана сталкивается с многочисленными проблемами, которые необходимо решать коллективно. Формирование механизма взаимодействия в области морской безопасности было вызвано объективными причинами, прежде всего общностью вызовов и угроз. Одной из приоритетных областей АРСИО является защита морских интересов в регионе Индийского океана. АРСИО может обеспечить совместные усилия по борьбе с пандемией, экономическим спадом и потенциальными климатическими катастрофами. С повышением роли морской безопасности в регионе будет происходить увеличение инвестиций и рост таких отраслей, как судостроение, строительство портов. АРСИО предоставляет возможности для сотрудничества в области морской безопасности, учитывая уже существующие национальные, многосторонние меры по поддержке эффективного использования ресурсов, трансграничного сотрудничества, обмена знаниями. Перспективным направлением является развитие «синей экономики», которая может стать основой увеличения экономической кооперации со странами АРСИО.

REFERENCES

1. ZavgorodniyA.F. ASEAN: Investments and projects. Economics and Business: Theory and Practice. 2022. No. 9 (91). Pp. 74-77. (In Rus.)

2. Zolotukhin I.N. Maritime piracy in Southeast Asia: Regional dimension of the problem. Oikumena. Regional Studies. 2016. No. 4(39). Pp. 140-157. (In Rus.)

3. Kostyunina G.M. Integration processes in developing countries of Asia, Africa and Latin America. Moscow, 2023.444 p. (In Rus.)

4. Kupriyanov A.V. India-Maldives-Sri Lanka: A failed attempt to create a local security system in the Indian Ocean. Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Science. 2018. No. 2. Pp. 76-92. (In Rus.)

5. Kupriyanov A.V. Naval Symposium of the Indian Ocean. World Economy and International Relations. 2020. Vol. 64. No. 2. Pp. 80-88. (In Rus.)

6. AboutlORA, Indian Ocean Rim Association. URL: https://www. iora.int/en/about/about-iora (data of accesses: 14.10.2023).

7. Blue Economy. URL: https://www.iora.int/en/priorities-focus-areas/blue-economy (data of accesses: 07.10.2023).

8. Burg S., Aguilar-Manjarrez /., Jenness /., Torrie M. Assessment of the geographical potential for co-use of marine space, based

on operational boundaries for Blue Growth sectors // Marine Policy. 2019. Vol. 100. Pp. 43-57.

9. First Meeting of the IORA Maritime Safety and Security Working Group. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/ events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/ 2019/first-meeting-of-the-iora-maritime-safety-and-security-working-group (data of accesses: 10.10.2023).

10. IORA Blue Carbon Hub. URL: https://research.csiro.au/iora-blue-carbon-hub/ (data of accesses: 15.10.2023).

11. IORA Capacity Building Workshop on the 1982 United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS). URL: https:// www.iora.int/en/events-media-news/events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/2021/iora-capacity-building-workshop-on-the-1982-united-nations-convention-on-the-law-of-the-sea-unclos (data of accesses: 28.10.2023).

12. Keen M., Schwarz A.-M., Wini-Simeon L. Towards defining the Blue Economy: Practical lessons from Pacific Ocean governance //Marine Policy. 2018. No. 88. Pp. 333-341.

13. Maritime Safety & Security. URL: https://www.iora.int/en/ priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security (data ofaccesses: 28.10.2023).

14. Voyer M., Schofield C., Azmi K. et al. Maritime security and the Blue Economy: Intersections and interdependencies in the Indian Ocean// Journal of the Indian Ocean Region. URL: https://www.academia.edu/35924312/Journal_of_the_Indian_ Ocean_Region_Maritime_security_and_the_Blue_Economy_ intersections_and_interdependencies_in_the_Indian_0 cean (data ofaccesses: 28.10.2023).

15. Ogutu M.O. The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model I I South African Journal oflnternational Affairs. 2021. No. 28 (1). Pp. 71-92.

16. Piracy and armed robbery against ships. Monthly brief on key figures (April 2022). URL: https://view.officeapps.live.com/ op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwwwcdn.imo.org%2Flo calresources%2Fen%2FOurWork%2FSecurity%2FDocuments %2FMonthly%2S20Piracy%2S20brief%2S202022%2S20April. docx&wdOrigin=BROWSELINK (data ofaccesses: 28.10.2023).

17. Roy-Chaudhury R. Strengthening maritime cooperation and security in the Indian Ocean. URL: https://www.iiss. org/online-analysis/online-analysis/2018/09/maritime-cooperation-indian-ocean. (data of accesses: 31.10.2023).

18. Rishi R. Indian Ocean Rim Association (IORA). Perspectives on Maritime Safety and Security I I Journal of Indian Ocean Rim Studies. 2018. No. 1 (2). Pp. 56-97.

19. SECOND I.O.R.A. meeting of experts for maritime safety and security (November 7-8, 2017, New Delhi, India). URL: https:// www.iora.int/media/23641/second-mssconcept-note.pdf (data ofaccesses: 28.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Soma K. Social innovation - a future pathway for blue growth? // Marine Policy. 2018. No. 87. Pp. 363-370.

21. The 23rd Council of Ministers (COM) & Committee of Senior Officials of IORA. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/events/structures-and-mechanisms/council-of-ministers/2023/the-23rd-council-of-ministers-com-committee-of-senior-officials-cso-of-iora (data of accesses: 28.10.2023).

on operational boundaries for Blue Growth sectors. Marine Policy. 2019. Vol. 100. Pp. 43-57.

9. First Meeting of the IORA Maritime Safety and Security Working Group. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/2019/first-meeting- of-the-iora-maritime-safety-and-security-working-group (data of accesses: 10.10.2023).

10. IORA Blue Carbon Hub. URL: https://research.csiro.au/iora-blue-carbon-hub/ (data of accesses: 15.10.2023).

11. IORA Capacity Building Workshop on the 1982 United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS). URL: https:// www.iora.int/en/events-media-news/events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/2021/iora-capacity-building-workshop-on-the-1982-united-nations-convention-on-the-law-of-the-sea-unclos (data of accesses: 28.10.2023).

12. Keen M., Schwarz A.-M., Wini-Simeon L. Towards defining the Blue Economy: Practical lessons from Pacific Ocean governance. Marine Policy. 2018. No. 88. Pp. 333-341.

13. Maritime Safety & Security. URL: https://www.iora.int/en/ priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security (data ofaccesses: 28.10.2023).

14. Voyer M., Schofield C., Azmi K. et al. Maritime security and the Blue Economy: Intersections and interdependencies in the Indian Ocean. Journal of the Indian Ocean Region. URL: https://www.academia.edu/35924312/Journal_of_the_Indian_ Ocean_Region_Maritime_security_and_the_Blue_Economy_ intersections_and_interdependencies_in_the_Indian_Ocean (data ofaccesses: 28.10.2023).

15. Ogutu M.O. The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model. South African Journal oflnternational Affairs. 2021. No. 28 (1). Pp. 71-92.

16. Piracy and armed robbery against ships. Monthly brief on key figures (April 2022). URL: https://view.officeapps.live.com/ op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwwwcdn.imo.org%2Flo calresources%2Fen%2FOurWork%2FSecurity%2FDocuments %2FMonthly%2S20Piracy%2S20brief%2S202022%2S20April. docx&wdOrigin=BROWSELINK (data ofaccesses: 28.10.2023).

17. Roy-Chaudhury R. Strengthening maritime cooperation and security in the Indian Ocean. URL: https://www.iiss. org/online-analysis/online-analysis/2018/09/maritime-cooperation-indian-ocean. (data of accesses: 31.10.2023).

18. Rishi R. Indian Ocean Rim Association (IORA). Perspectives on Maritime Safety and Security. Journal of Indian Ocean Rim Studies. 2018. No. 1 (2). Pp. 56-97.

19. SECOND I.O.R.A. meeting of experts for maritime safety and security (November 7-8, 2017, New Delhi, India). URL: https:// www.iora.int/media/23641/second-mssconcept-note.pdf (data ofaccesses: 28.10.2023).

20. Soma K. Social innovation - a future pathway for blue growth? Marine Policy. 2018. No. 87. Pp. 363-370.

21. The 23rd Council of Ministers (COM) & Committee of Senior Officials of IORA. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/events/structures-and-mechanisms/council-of-ministers/2023/the-23rd-council-of-ministers-com-committee-of-senior-officials-cso-of-iora (data of accesses: 28.10.2023).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 90,1% Рецензент: Михайленко В.И., доктор исторических наук, профессор

Статья поступила в редакцию 07.11.2023, принята к публикации 01.12.2023 The article was received on 07.11.2023, accepted for publication 01.12.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРE

Зеленева Ирина Владимировна, доктор исторических наук, профессор; профессор, кафедра мировой политики; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-5314-5658; Author ID: 56584557800; SPIN: 2422-5200; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Irina V. Zeleneva, Dr. Sei. (Hist.), Professor; Professor, Department of World Politics; St. Petersburg State University (SPbSU); Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-5314-5658; Author ID: 56584557800; SPIN: 2422-5200; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.