Научная статья на тему 'Взаимодействие России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана'

Взаимодействие России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика России / морская политика России / региональная интеграция / Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана / АРСИО / «синяя экономика» / международное сотрудничество / Russian foreign policy / Russian maritime policy / regional integration / Indian Ocean Rim Association / IORA / “blue economy” / international cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленева Ирина Владимировна

Цель исследования: выявление особенностей международного сотрудничества России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в области морской безопасности (Indian Ocean Rim Association, IORA). Методология. Автор, основываясь на широком круге новейших отечественных и зарубежных источниках, изучает политико-правовые основы обеспечения деятельности России на Индоокеанском направлении, проводит последовательный анализ структуры и приоритетных областей деятельности АРСИО. Основную методологию работы составляют системный и компаративный подходы, которые способствовали объективному и всестороннему анализу международного сотрудничества РФ и АРСИО в регионе Индийского океана. Выводы. Показано, что Россия, опираясь на накопленный опыт работы в системе многосторонних региональных механизмов выступает за развитие сотрудничества между системой механизмов межгосударственного взаимодействия, сформировавшейся в АТР вокруг АСЕАН, и многосторонними структурами зоны Индийского океана. Выявлено, что Россия, как другие страны АРСИО, видит перспективы в развитии морского транспорта и навигации, прибрежных территорий и туризма, устойчивого рыболовства, в борьбе с морским загрязнением, совместном изучении ресурсов океана. Особое внимание уделено проектам международного сотрудничества в области «синей экономики», которые проводят Департамент многостороннего экономического сотрудничества Министерства экономического развития России, государственная корпорация Росатом и АРСИО. Международное сотрудничество России с АРСИО будет способствовать расширению стратегического присутствия и влияния России в Индийском океане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Russia and the Indian Ocean Rim Association

Purpose of the study: to identify the features of international cooperation between Russia and the Indian Ocean Rim Association (IORA) in the field of maritime security. Methodology. The author, based on a wide range of the latest domestic and foreign sources, studies the political and legal foundations for Russia’s activities in the Indian Ocean region, and conducts a step-by-step analysis of the structure and priorities of the IORA activities. The main methodology of the study consists of systematic and comparative approaches, contributing to an objective and comprehensive analysis of international cooperation between the Russian Federation and IORA in the Indian Ocean region. Conclusions. It is shown that Russia, based on its accumulated experience with the multilateral regional systems, advocates the development of cooperation between the system of interstate interaction mechanisms formed in the Asia-Pacific region around ASEAN, and multilateral structures of the Indian Ocean zone. It has been revealed that Russia, like other IORA countries, sees the advantages of further developing maritime transport and navigation, coastal areas and tourism, sustainable fishing, the fight against marine pollution, and the joint study of ocean resources. Particular attention is paid to international cooperation projects in the field of the “blue economy”, which are carried out by the Department of Multilateral Economic Cooperation of the Ministry of Economic Development of Russia, the state corporation Rosatom and IORA. Russia’s international cooperation with IORA will help expand Russia’s strategic presence and influence in the Indian Ocean.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL AND REGIONAL STUDIES

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-67-74 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25 EDN: GISNPI

Взаимодействие России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана

И.В. Зеленева ©

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: ¡[email protected]

Аннотация. Цель исследования: выявление особенностей международного сотрудничества России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в области морской безопасности (Indian Ocean Rim Association, IORA). Методология. Автор, основываясь на широком круге новейших отечественных и зарубежных источниках, изучает политико-правовые основы обеспечения деятельности России на Индоокеанском направлении, проводит последовательный анализ структуры и приоритетных областей деятельности АРСИО. Основную методологию работы составляют системный и компаративный подходы, которые способствовали объективному и всестороннему анализу международного сотрудничества РФ и АРСИО в регионе Индийского океана. Выводы. Показано, что Россия, опираясь на накопленный опыт работы в системе многосторонних региональных механизмов выступает за развитие сотрудничества между системой механизмов межгосударственного взаимодействия, сформировавшейся в АТР вокруг АСЕАН, и многосторонними структурами зоны Индийского океана. Выявлено, что Россия, как другие страны АРСИО, видит перспективы в развитии морского транспорта и навигации, прибрежных территорий и туризма, устойчивого рыболовства, в борьбе с морским загрязнением, совместном изучении ресурсов океана. Особое внимание уделено проектам международного сотрудничества в области «синей экономики», которые проводят Департамент многостороннего экономического сотрудничества Министерства экономического развития России, государственная корпорация Росатом и АРСИО. Международное сотрудничество России с АРСИО будет способствовать расширению стратегического присутствия и влияния России в Индийском океане.

Ключевые слова: внешняя политика России, морская политика России, региональная интеграция, Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана, АРСИО, «синяя экономика», международное сотрудничество

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Зеленева И.В. Взаимодействие России и ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 67-74. DOI: 10.33693/22230092-2024-14-2-67-74. EDN: в^Р!

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-67-74

Cooperation between Russia

and the Indian Ocean Rim Association

I.V. Zeleneva ©

St. Petersburg State University (SPbSU), St. Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Purpose of the study: to identify the features of international cooperation between Russia and the Indian Ocean Rim Association (IORA) in the field of maritime security. Methodology. The author, based on a wide range of the latest domestic and foreign sources, studies the political and legal foundations for Russia's activities in the Indian Ocean region, and conducts a step-by-step analysis of the structure and priorities of the IORA activities. The main methodology of the study consists of systematic and comparative approaches, contributing to an objective and comprehensive analysis of international cooperation between the Russian Federation and IORA in the Indian Ocean region. Conclusions. It is shown that Russia, based on its accumulated experience with the multilateral regional systems, advocates the development of cooperation between the system of interstate interaction mechanisms formed in the Asia-Pacific region around ASEAN, and multilateral structures of the Indian Ocean zone. It has been revealed that Russia, like other IORA countries, sees the advantages of further developing maritime transport and navigation, coastal areas and tourism, sustainable fishing, the fight against marine pollution, and the joint study of ocean resources. Particular attention is paid to international cooperation projects in the field of the "blue economy", which are carried out by the Department of Multilateral Economic Cooperation of the Ministry of Economic Development of Russia, the state corporation Rosatom and IORA. Russia's international cooperation with IORA will help expand Russia's strategic presence and influence in the Indian Ocean.

Key words: Russian foreign policy, Russian maritime policy, regional integration, Indian Ocean Rim Association, IORA, "blue economy", international cooperation

FOR CITATION: Zeleneva I.V. Cooperation between Russia and the Indian Ocean Rim Association. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 2. Pp. 67-74. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-67-74. EDN: GISNPI

ВВЕДЕНИЕ

Индийский океан был зоной взаимодействия народов на протяжении всей мировой истории. Через Индийский океан проходят главные морские пути, связывающие Европу с Восточной Азией и с Америкой. В XXI в. геополитическая значимость Индийского океана возросла как в геоэкономическом аспекте, так и в сфере безопасности. Эта зона стала новой ареной противостояния великих держав. Индийский океан остается стратегическим пространством как для США, Великобритания и Франция, так и развивающихся держав (Китай и Индия), которые имеют экономические и военные интересы в регионе. «На индотихоокеанском пространстве сконцентрирована значительная часть конфликтного потенциала планеты - военных, территориальных, этно-конфессиональных, экологических конфликтов, а также связанных с непростыми историческими проблемами» [7: 67]. Начиная с 1945 г. и до начала 1990-х гг. холодная война и рост национально-освободительных движений за независимость были доминирующими политическими силами в регионе. В начале 90-х гг. XX в. распространение региональных инициатив по всему миру повлияло на предложения о более тесном сотрудничестве между прибрежными государствами Индийского океана. В 1997 г. была образована межправительственная ор-

ганизация Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО), сегодня в ней насчитывается 23 государства-члена и 12 партнеров по диалогу [11].

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: выявление особенностей международного сотрудничества России и Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в области морской безопасности.

Источники и методы. Автор, используя широкий круг новейших отечественных и зарубежных источников, проводит последовательный анализ структуры и приоритетных областей деятельности АРСИО, изучает политико-правовые основы обеспечения деятельности России на Индоокеанском направлении. Основную методологию работы составляют системный и компаративный подходы, которые способствовали объективному и всестороннему анализу международного сотрудничества РФ и АРСИО в регионе Индийского океана. Объектом настоящего исследования является Индоокеанское направление, как оно обозначено в Морской доктрине РФ. Предметом исследования выступает международное сотрудничество России и АРСИО в данном регионе. Основную методологию

работы составляют системный и компаративный подходы, которые способствовали объективному и всестороннему анализу международного сотрудничества РФ и АРСИО в регионе Индийского океана. Системный анализ помог выявить особенности деятельности АРСИО в области в области морской безопасности, в гуманитарной сфере. Выявлению геополитических, социальных, целевых ориентаций РФ в рамках АРСИО способствовал компаративный подход.

Большой интерес для изучения АРСИО представляет сайт, посвященный этой организации. На этом сайте размещены не только основные документы (например, Хартия АРСИО), но экспертные оценки деятельности организации1. Большой интерес представляют работы M.Oryry,R.Ruchika, К. Soma, посвященные проблеме возникновения, структуре, перспективам АРСИО [11-13]. В последнее десятилетие растет число исследователей, обосновывающих необходимость исследования «синей экономики» [8-10; 13]. Несмотря на появление в последние годы работ, посвященных анализу АРСИО, практически отсутствуют научные работы по исследованию международной деятельности России и АРСИО.

АССОЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИБРЕЖНЫХ СТРАН ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА: ИСТОКИ, СТРУКТУРА И ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

Замедленный экономический рост, нерациональное использование ресурсов океана, приводящее к значительному ухудшению экологического состояния, угрозы и риски морским перевозкам и торговле привели прибрежные страны Индийского океана к пониманию необходимости общих усилий, появлению региональных организаций. Яркими сторонниками создания региональной организации выступили ЮАР и Индия. В 1961 г. Южно-Африканский Союз стал независимой Южно-Африканской Республикой и уже в начале 1990-х гг. ЮАР включился в интеграционные процессы Африканского континента [5]. Индия была заинтересована в новых формах сотрудничества по линии Юг-Юг для обеспечения собственной морской безопасности (пограничный конфликт с Пакистаном, транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов и др.).

В 2022 г. Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) отметила двадцатипятилетие. Идейным вдохновителем этой межправительственной организации был президент ЮАР Нельсон Мандела. Во время своего визита в Индию в 1995 г. Н. Мандела произнес: «Естественное стремление к фактам истории и географии должно расшириться и включить концепцию Индийского океана для социально-экономического сотрудничества и других мирных усилий. Недавние изменения в международной системе требуют, чтобы страны Индийского океана стали единой платформой» [5]. Предложение Н. Манделы о сотрудничестве в Индийском океане было поддержано Индией и Австралией. В марте 1995 г. состоялась первая встреча, организованная государством Маврикий, на которой были разработаны перспективы активизации сотрудничества в регионе Индийского

1 About IORA Indian Ocean Rim Association. [URL: https://www.iora. int/en/about/about-iora

океана. Участниками данной встречи были представители семи стран - Австралии, Индии, Кении, Маврикии, Омана, ЮАР и Сингапура.

Ассоциация стран Индийского океана была создана 7 марта 1997 г. со штаб-квартирой на Маврикии. АРСИО включает в себя - Австралия, Бангладеш, Коморские острова, Франция, Индия, Индонезия, Иран, Кения, Мадагаскар, Малайзия, Мальдивы, Маврикий, Мозамбик, Оман, Сейшельские острова, Сингапур, Сомали, Южная Африка, Шри-Ланка, Танзания, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен. В государствах-членах региональной организации, чьи берега омываются Индийским океаном, проживают почти 2,7 миллиарда человек [5]. Партнерами по диалогу АРСИО стали Китай, Египет, Германия, Италия, Япония, Республика Корея, Россия, Турция, Великобритания, США и Саудовская Аравия. Все государства региона являются развивающимися странами, однако они существенно различаются по уровню развития политических систем, гражданского общества, статусу безопасности, экономическому развитию, культурным ценностям и религиям. Многие страны имели колониальное прошлое.

Высшим органом АРСИО является Совет министров иностранных дел, который собирается ежегодно. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) взяли на себя роль председателя с ноября 2019 по ноябрь 2021 г., а с ноября 2021 по ноябрь 2023 г. председателем стала Народная Республика Бангладеш. Приоритетными областями деятельности межправительственной организации являются: безопасность, в том числе, морская безопасность; регулирование в сфере рыболовства; академическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие торговле и инвестициям; управление рисками стихийных бедствий; туризм и культурные обмены; «синяя экономика» и расширение экономических прав и возможностей женщин. АРСИО имеет два специализированных агентства: Региональный центр трансфера науки и технологий (Тегеране, Иран) и Группа поддержки рыболовства (Маскат, Оман) [11].

АРСИО, являясь региональной организацией, основана на принципе открытого регионализма, целью которого является содействие торговле и инвестиционным проектам2.

11 октября 2023 г. в Коломбо (Шри-Ланка) состоялось 23-е заседание Совета министров (СОМ) Ассоциации стран региона Индийского океана (IORA), главной темой которого стало «Укрепление региональной архитектуры: укрепление идентичности Индийского океана». На этом заседании произошла передача председательства АРСИО от Народной Республики Бангладеш к Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка3.

АРСИО уделяет особое внимание «синей» экономике, целью которой является содействие устойчивому

2 IORA Capacity Building Workshop on the 1982 United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS). 2021. URL: https:// www.iora.int/en/events-media-news/events/priorities-focus-areas/maritime-safety-and-security/2021/iora-capacity-building-workshop-on-the-1982-united-nations-convention-on-the-law-of-the-sea-unclos

3 The 23rd Council of Ministers (COM) & Committee of Senior Officials

of IORA. 2023. URL: https://www.iora.int/en/events-media-news/

events/structures-and-mechanisms/council-of-ministers/20

и инклюзивному росту и возможностям трудоустройства в пределах морской экономической деятельности. В 2014 г. на совещании министров АРСИО (Перт, Австралия) развитие «синей экономики» было признано особым направлением. С 2014 г. было реализовано несколько программ в области «синей экономики»: «рыболовство и аквакультура», «безопасность и качество продуктов», «устойчивое управление и развитие рыбных ресурсов», «прогнозирование океана» и др.4 В 2015 г. принята Декларация «синей экономики» АРСИО.

ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ В РЕГИОНЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

Исторически Россия является ведущей морской державой в мире [2]. Географическое положение предопределило ее роль в глобальных и региональных международных отношениях. Длина морской границы РФ составляет 38 ООО км (более 60% всей границы), она имеет выходы в три океана - Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны. «Срединное положение России на континенте Евразия дает возможность связать воедино геополитическое пространство в треугольнике Атлантика-Тихий океан-Индийский океан <...> Уникальное географическое положение РФ и ее возрастающая роль в транзите энергоресурсов усиливают геополитическую значимость страны, одновременно увеличивая угрозы в сфере обеспечения безопасности» [1: 43-44].

Регион Индийского океана, простирающийся от восточного побережья Африки до Тихоокеанской зоны, включающей в себя Новую Зеландию, Австралию, Новую Гвинею, Малайзию, Индонезию, Филиппины и Индокитай, всегда имел стратегическое значение для России. В советские времена Москва поддерживала постоянное, в том числе военно-морское, присутствие в Индийском океане. С завершением холодной войны российский военно-морской флот фактически ушел из Индийского океана. Вместе с тем США не только сохранили, но и усилили свое присутствие в его акватории. Однако в последние годы отмечается растущая активность Москвы в региональных делах [3; 4].

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ НА ИНДО-ОКЕАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Политика России в Индийском океане строится на фундаментальных принципах международного права (включая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву5), а также мировых и региональных многосторонних институтах, открытых для всеобщего участия (прежде всего, ООН).

В Концепции внешней политики России 2023 г. «отмечается, что в целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России в отношении российской

4 Blue Economy. URL: https://www.iora.int/en/priorities-focus-areas/ blue-economy

5 Cm.: The United Nations Convention on the Law of the Sea: A historical perspective. URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_ agreements/conventionhistoricalperspective.htm

морской деятельности РФ уделяется приоритетное внимание: обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды и закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе»6. В Концепции внешней политики РФ 2023 г. отдельно не выделяется индоокеанское направление, но говорится о приоритетных задачах: наращивании сотрудничества в сферах экономики, безопасности, гуманитарной сфере и иных сферах с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и АСЕАН; поощрении конструктивного неполитизированного диалога и межгосударственного взаимодействия в различных сферах, сохранении роли АСЕАН в сфере обеспечения безопасности и развития, развитие широкого международного сотрудничества7.

В Стратегии национальной безопасности России 2021 г. речь идет о необходимости обеспечения интересов Российской Федерации, связанных с освоением космического пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики, интеграции в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала РФ8.

К основным документам, определяющим морскую деятельность России в Мировом океане, относятся: Морская доктрина России (2022), Стратегия развития морской деятельности России до 2030 г. (2019), Федеральная целевая программа «Мировой океан» на 2016-2031 гг. (2015) (Морская доктрина РФ, 2022).

В Морской доктрине РФ (2022) утверждается: «Современный этап человечества характеризуется повышением интенсивности освоения Мирового океана, в том числе расширением научной и экономической деятельности по изучению и использованию его ресурсов...Развитие морской деятельности и морского потенциала является одним из решающих условий устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в XXI веке»9.

В Морской доктрине РФ разработаны такие понятия, как национальная морская политика, морская деятельность, национальные интересы в Мировом океане, риски и вызовы национальной безопасности для нашей страны. Как и другие государства мира, Россия как великая морская держава имеет национальные интересы в Мировом океане. Под национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане понимаются независимость, государственная и территориальная целостность страны; обеспечение

6 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации. 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811/

7 См.:Тамже.

8 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

9 См.: Морская доктрина РФ. 2022. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48215; http://static.government.ru/media/files/f97zD-

wh44IJsniyhDZuV85gaL4AkE5M4.pdf

суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации; сохранение статуса великой морской державы, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности в Мировом океане, усиление национального влияния и развитие взаимовыгодных партнерских отношений в сфере морской деятельности в условиях формирующегося полицентричного мира; свобода открытого моря, включающая в себя свободу судоходства, право прокладывать подводные кабели и трубопроводы и обеспечивать их безопасность, право на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна. Как ведущая морская держава Россия активно участвует в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана.

В Морской доктрине РФ 2022 г., так же, как и в Морской доктрине, утвержденной в 2015 г., в качестве главных региональных направлений национальной морской политики Российская Федерация выделяется Индо- океанское направление наряду с Атлантическим, Арктическим, Тихоокеанским, Каспийским и Антарктическим. В Морской доктрине 2022 г. приоритетами национальной морской политики на Индоокеанском региональном направлении являются:

1) развитие стратегического партнерства и военно-морского сотрудничества с Республикой Индией, а также расширение взаимодействия с Исламской Республикой Иран, Республикой Ирак, Королевством Саудовская Аравия и другими государствами региона;

2) проведение целенаправленного курса на превращение региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма;

3) расширение российского судоходства в регионе;

4) сохранение и поддержание военно-морского присутствия Российской Федерации в районе Персидского залива на основе пунктов материально-технического обеспечения в Красном море и в Индийском океане и использование инфраструктуры государств региона в интересах обеспечения военно-морской деятельности Российской Федерации;

5) участие в обеспечении безопасности функционирования морских транспортных коммуникаций в регионе, включая борьбу с пиратством;

6) проведение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации10.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АРСИО: ПРОЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2021 г. по итогам 21-го ежегодного заседания Совета министров иностранных дел стран - участниц ассоциации РФ присоединилась к Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) в статусе партнера по диалогу. Официальный представитель МИД РФ М. Захарова отме-

10 См.: Морская доктрина РФ. 2022. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48215

тила значимость получения Россией статуса партнера по диалогу АРСИО: «Такое решение подтверждает широкое признание конструктивной роли нашей страны в укреплении равноправного - основанного на нормах и принципах международного права - многостороннего взаимодействия, отражает высокую оценку весомого российского вклада в обеспечение устойчивой динамики развития зоны Индийского океана. Россия придает этому региону большое значение. С учетом густой сети проходящих здесь морских путей сложно переоценить его важность и для глобальной экономики. Намерены и далее, теперь уже в качестве партнера АРСИО, работать над упрочением взаимосвязанности на пространстве Индийского океана»11. Россия пытается активно интегрироваться в процессы, проходящие в зоне Индийского океана. Приоритетными направлениями являются морская безопасность, борьба с пиратством, торговля и инвестиции, рыболовство, туризм, охрана окружающей среды, наука и образование. Расширения присутствия России в регионе Индийского океана идет посредством налаживания партнерских отношений в таких секторах, как оборона, энергетика и технологии. Россия получила право разместить на территории Судана «пункт материально-технического обеспечения» для военно-морского флота. Открытие этой базы в Порт-Судане ознаменует начало регулярного военного присутствия России в западной части Индийского океана. Россия стала крупным партнером Мозамбика и Мадагаскара. Присутствие России в сфере безопасности в Индийском океане постепенно расширяется, она является активным участником антипиратских операций у берегов Сомали. Россия - один из важных участников урегулирования конфликта в Афганистане, расширяются двусторонние отношения в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионах.

Совместные проекты в области «синей экономики» могут стать основой плодотворного сотрудничества России и АРСИО в регионе Индийского океана. В Концепции «синей экономики» (Обзор международных практик устойчивого управления), разработанной Департаментом многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России, изучены потенциал и возможности, национальные подходы и международные стандарты и инициативы. Развитие концепции «синей экономики» отражает признание исключительной роли океана и морей в мировой экономике. «Синяя экономика» включает такие отрасли, как: судоходство, портовую инфраструктуру, судостроение и ремонт судов, морское строительство и дноуглубительные работы, добычу газа и нефти на шельфе, морские НИОКР и образование, рыболовство и переработку морепродуктов и др.12

Российская госкорпорация «Росатом» развивает проекты в области «синей экономики» в разных областях и регионах: совместная программа с Центром морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова пилотных

11 Россия как партнер АРСИО будет работать над развитием связей в регионе Индийского океана. 2021. URL: https://tass.ru/ekon omika/12960809?ysclid=lnhosgl0o8637931259

12 См.: Концепция «синей экономики». Обзор международных практик устойчивого управления. URL: https://www.economy.

gov.ru/material/file/4f3bdf9df55157624fl3ff2440275880/130821. pdf?ysclid=lnoll5845k616509127

исследований по экологическому мониторингу Северного морского пути; ООО «Русатом Карго» развивала проект «Евроазиатский контейнерный транзит», направленный на создание сервиса морских транзитных контейнерных грузоперевозок между Европой и Азией через Северный морской путь (СМП) [6].

В сентябре 2023 г. в Джакарте «на полях» 18-го Восточноазиатского саммита состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации C.B. Лаврова с Генеральным секретарем Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана Саль-Фариси (АРСИО). Большой интерес АРСИО проявила к российской экспертизе на приоритетных для этой организации секторальных направлениях, включая безопасность, борьбу с пиратами, туризм, рыболовство, охрану окружающей среды, наука и образование.

Положительным примером развития многостороннего экономического развития стало то, что в 2023 г. представители Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России приняли участие в заседании Рабочей группы по «синей экономике» Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО). На Заседании представители государств-членов и партнеров по диалогу были обсуждены основные положения проекта Рабочего плана на 2024-2027 гг., в рамках которого будет определен основной комплекс мер по развитию «синей экономики» в регионе АРСИО. «Особое внимание уделили важности развития научно-технического сотрудничества в области океанических возобновляемых источников энергии, в частности, стандартизации методов оценки «синего углерода» в Индийском океане, и расширения использования технологий термического опреснения воды в прибрежных районах»13. Эксперты из разных стран обсудили на заседании формы совместной работы по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируем рыбным промыслом, содействие устойчивому рыболовству и открытому доступу стран-участниц на мировые рынки торговли рыбной продукцией.

В июне 2023 г. Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России совместно с Ассоциацией регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО) провели экспертную дискуссию по региональным перспективам и современным вызовам «синей экономики». В дискуссии приняли участие представители государственных структур, бизнеса и научные эксперты из 26 стран -государств-членов и диалоговых партнеров Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана. Исполняющий обязанности Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Н. Кондратьев представил общие

13 Минэкономразвития: Россия готова делиться с региональными партнерами своими наработками в сфере голубой экономики. 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ minekonomrazvitiya_rossiya_gotova_delitsya_s_regionalnymi_ partnyorami_svoimi_narabotkami_v_sfere_goluboy_ekonomiki. html?ysclid=luv2ak91x7606649201

тенденции и причины повышения регионального интереса к проблематике «синей экономики». «Сегодня мы видим, что деградация экосистем мирового океана негативно влияет на экономический прогресс стран, зависящих от океанов и морей, несет огромные финансовые риски, сказывается на благополучии и здоровье людей в прибрежных регионах. В связи с этим сейчас можно говорить о тренде на «озеленение» традиционных морских отраслей экономики, включая транспортные перевозки, портовую инфраструктуру, добычу нефти и газа на шельфе и рыболовство»14. Эксперты из России, Индии, Малайзии, Таиланда, Танзании и ЮАР представили подходы устойчивого развития отраслей экономики, связанных с использованием ресурсов мирового океана и морей, а также обозначили ряд наиболее значимых барьеров. Основные проблемы региональной интеграции участники встречи видят в отсутствии единства в части «синих» таксономий и методологии статистических измерений, недостаточности инвестиций в «синие» сектора экономики, кадровая нехватка и недоинформирован-ность населения прибрежных территорий о возможностях экосистемного подхода к «синей экономике». Важными формами сотрудничества должны стать государственно-частное партнерство для увеличения объемов финансирования и формирования необходимой инфраструктуры. Россия, как другие страны АРСИО видят перспективы в развитии морского транспорта и навигации, устойчивого развитие прибрежных территорий и туризма, устойчивого рыболовства, борьбе с морским загрязнением, совместном изучении ресурсов океана. Отраслями будущего могут стать возобновляемая океанская энергетика, морские биотехнологии, морская аквакультура.

Важную роль в изучении Мирового океана, изменений климата и их последствий играют российские Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт и др. «В последние годы учеными Института океанологии были открыты фундаментальные механизмы динамики океана, в частности, синоптические вихри открытого океана, теория экваториальных противотечений, теория океанский турбулентности, межокеанская циркуляция, определяющая влияние океана на климат, течения в глубоководных каналах... Сотрудниками ИО РАН созданы глобальные климатологии штормовой и циклонической активности для всего Мирового океана...»15. Научные центры нашей страны могли бы способствовать развитию сотрудничества в сфере «синей экономики», выявлению экологических угроз и обеспечение экологической безопасности в регионе Индийского океана.

14 Минэкономразвития России углубляет сотрудничество со странами Индийского океана в области «синей экономики». 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ minekonomrazvitiya_rossii_uglublyaet_sotrudnichestvo_so_ stranami_indiyskogo_okeana_v_oblasti_siney_ekonomiki.html ?ysclid=luv23wkhx9513244378

15 См.: Концепция научной деятельности Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. 2018. URL: https://ocean.ru/phocadown-load/Concep_nauch-deyatel_27072018.pdf

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АРСИО - региональная организация, включающая 23 государства и 10 партнеров по диалогу, охватывает весь Индийский океан. Основными сферами деятельности являются: безопасность на море, содействие торговле и инвестициям, управление рыболовством, снижение риска бедствий, академическое сотрудничество и содействие развитию туризма и культурных обменов.

Начиная с 2014 г. АРСИО придает большое значение развитию «синей экономики», целью которой стало обеспечение продовольственной безопасности, сокращение бедности. Важными проектами в формировании «синей экономики» стали площадки для сотрудничества в области экотуризма; создание Комиссии по тунцу в Индийском океане, исследования и разработки морских и биоресурсов в медицинских целях; и экономические инвестиции.

Усилия по спасению Мирового океана будут эффективными при условии глобальной интеграции. Россия, опираясь на накопленный опыт работы в системе многосторонних региональных механизмов, в том числе ШОС, ЕАЭС, «АСЕАН плюс», Диалог по сотрудничеству в Азии, СВМДА, выступает за развитие

ЛИТЕРАТУРА

1. Курылев К.П., Никулин М.А., Пархитько Н.П., Станис Д.В. Военно-морская сила России на Тихоокеанском направлении // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2019. №4(45). С. 43-64.

2. Горшков С.Г. Морская мощь государства: монография. М.: Воениздат, 1978.462 с.

3. Ивашенцов Г. А. Индийский океан: в игру включаются новые игроки//Международная жизнь. 2015. № 2. С. 105-117.

4. КоряковцевА.А., Ташлыков С.Л. Противостояние ВМФ СССР и ВМС США в Индийском океане в годы «холодной вой-ны»//Военно-историческийжурнал. 2019. № 7. С. 14-18.

5. Костюнина Г. М. Интеграционные процессы в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки: монография. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2023.444 с.

6. КривичевА. И., НюдлеевД.Д., Сидоренко В.Н. «Синяя экономика» как основа устойчивого развития арктического региона России //Жизнь Земли. 2022. Т. 44. № 4. С. 415-424.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стрельцов Д. В. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отноше-ний//Международная жизнь. 2018. № 9. С. 65-74.

8. Burg S., Aguilar-Manjarrez J., Jenness /., Torrie M. Assessment of the geographical potential for co-use of marine space, based on operational boundaries for Blue Growth sectors // Marine Policy. 2019. Vol. 100 (3). Pp. 43-57.

9. Guy E., Lasserre F. Commercial shipping in the Arctic: New perspectives, challenges, and regulations//Polar Record. 2016. Vol. 52. Iss. 3. Pp. 294-304.

10. Keen M, Schwarz A.-M., Wini-Simeon L. Towards defining the Blue Economy: Practical lessons from Pacific Ocean governance //Marine Policy. 2017. No. 88. Pp. 333-341.

11. Ogutu M. O. The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model I I South African Journal of International Affairs. 2021. No. 28 (1). Pp. 71-92.

12. RuchikaR., Indian Ocean Rim Association (IORA). Perspectives on Maritime Safety and Security I I Journal of Indian Ocean Rim Studies. 2018. No. 1 (2). Pp. 56-97.

13. Soma K. et al. Social innovation: A future pathway for blue growth? Ц Marine Policy. 2018. No. 87. Pp. 363-370.

кооперации между системой механизмов межгосударственного взаимодействия, сформировавшейся в АТР вокруг АСЕАН, и многосторонними структурами зоны Индийского океана. Особенным интересом будут пользоваться у стран Индийского океана российские проекты в области «синей экономике». Россия готова делиться лучшими российскими наработками и мерами поддержки, реализуемыми на национальном уровне в рамках принятой в 2022 г. Морской доктрины Российской Федерации.

Ярким примером формирования общей политики в сфере «синей экономики» стали совместные действия Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России и АРСИО. Большой интерес АРСИО проявила к российской экспертизе на приоритетных для этой площадки секторальных направлениях, включая сотрудничество на море, туризм, рыболовство, охрану окружающей среды. Накопленный опыт корпорации Росатом в сфере государственного экологического мониторинга поможет выработке рекомендаций для принятия решений по экологически безопасному использованию морских акваторий Индийского океана.

REFERENCES

1. Kurylev K.R, Nikulin M.A., Parkhitko N.P., Stanis D.V. Russian naval power in the Pacific direction. Southeast Asia: Current Problems of Development. 2019. No. 4 (45). Pp. 43-64. (In Rus.).

2. Gorshkov S.G. Sea power of the state: Monograph. Moscow: Voenizdat, 1978.462 p.

3. Ivashentsov G. A. Indian Ocean: New players are joining the game. International Life. 2015. No. 2. Pp. 105-117. (In Rus.)

4. KoryakovtsevA.A., Tashlykov S.L. Confrontation between the USSR Navy and the US Navy in the Indian Ocean during the Cold War. Military History Journal. 2019. No. 7. Pp. 14-18. (In Rus.)

5. Kostyunina G. M. Integration processes in developing countries of Asia, Africa and Latin America: Monograph. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2023.444 р.

6. Krivichev A.I., Nyudleev D.D., Sidorenko V.N. "Blue Economy" as the basis for sustainable development of the Arctic region of Russia. Life of the Earth. 2022. Vol. 44. No. 4. Pp. 415-424. (In Rus.)

7. Streltsov D.V. The Indo-Pacific region as a new reality of the global system of international relations. International Life. 2018. No. 9. Pp. 65-74. (In Rus.)

8. Burg S., Aguilar-Manjarrez J., Jenness /., Torrie M. Assessment of the geographical potential for co-use of marine space, based on operational boundaries for Blue Growth sectors. Marine Policy. 2019. Vol. 100 (3). Pp. 43-57.

9. Guy E., Lasserre F. Commercial shipping in the Arctic: New perspectives, challenges, and regulations. Polar Record. 2016. Vol. 52. Iss. 3. Pp. 294-304.

10. Keen M, Schwarz A.-M., Wini-Simeon L. Towards defining the Blue Economy: Practical lessons from Pacific Ocean governance. Marine Policy. 2017. No. 88. Pp. 333-341.

11. Ogutu M. O. The Indian Ocean Rim Association: Lessons from this regional cooperation model. South African Journal of International Affairs. 2021. No. 28 (1). Pp. 71-92.

12. RuchikaR., Indian Ocean Rim Association (IORA). Perspectives on Maritime Safety and Security. Journal of Indian Ocean Rim Studies. 2018. No. 1 (2). Pp. 56-97.

13. Soma K. et al. Social innovation: A future pathway for blue growth? Marine Policy. 2018. No. 87. Pp. 363-370.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 86,92%

Статья поступила в редакцию 30.03.2024, принята к публикации 22.04.2024 The article was received on 30.03.2024, accepted for publication 22.04.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зеленева Ирина Владимировна, доктор исторических наук, профессор; профессор, кафедра мировой политики; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-5314-5568; Autor ID: 56584557800; SPIN-код: 2422-5200; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Irina V. Zeleneva, Dr. Sei. (Hist.), Professor; professor, Department of World Politics; St. Petersburg State University (SPbSU); Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-5314-5568; Autor ID: 56584557800; SPIN-code: 2422-5200; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.