ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 159.922.5 Т. В. СКРИПНИК
Омская гуманитарная академия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПРАКТИКИ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье приводится апробированная модель взаимодействия специалистов: социальных педагогов, кураторов, врачей и психолога с родителями обучающихся. Заполнение «Социально-психологической карты» является мерой профилактики правонарушающего поведения и совершенствования профессионально важных качеств выпускника колледжа. Умение планировать свою деятельность, предвидеть последствия своего поведения тренируются в коммуникативных формах обучения: деловых играх, тренингах, видеотренингах и др.
Ключевые слова: превенция, девиантное, аддиктивное и делинквентное поведение несовершеннолетних, «социально-психологическая карта».
Социально-экономические процессы в обществе и реформы образования требуют переосмысления всех компонентов учебно-воспитательного процесса в свете здоровьесберегающей функции для всех его участников. Гуманизация образования — это, прежде всего, исследование и решение проблем, связанных с формированием всесторонне развитой, психически здоровой, живущей в гармонии с самой собой личности, как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе.
Становление учебных заведений нового типа (лицеев, колледжей, гимназий), а также условия вузов позволяют осуществить введение новых образовательных предметов, связанных с изучением Человека, способов его мышления, деятельности, общения с биологической, социальной и асоциальной историей его развития. В условиях учебного заведения практическому психологу приходится обеспечивать психологическое сопровождение обучающихся, имеющих отклонения в поведении.
Повышенный фактор риска формирования девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения — в лоне неблагополучных семей, поэтому следует проводить углубленное их исследование в социальнодемографическом, экономическом и морально-психологическом плане. Именно эти факторы могут провоцировать психологические защиты, агрессию и приводить к нервным срывам и даже суицидальным попыткам со стороны несовершеннолетних.
Проведенная нами дифференциация возможных форм и видов отклоняющегося поведения, освещенных в литературе как в социально-педагогическом (Беличева С. А., Клейберг Ю. А., Курбатова Т. Н., Ярославцева И. В.) и медико-социальном аспекте (Дмитриева Н. В., Курек Н. С., Лебединская К. С., Личко А. Е., Славина Л. С.), так и в плане психологопедагогического разрешения этой проблемы в условиях учебного заведения (Ковалёв В. В., Рыбакова М. М., Маркова А. К., Невский И. А. и др.), позволяет конкретизировать обязанности по взаимодействию специалистов, имеющих отношение к коррекции поведения в подростково-юношеском возрасте — психологам, врачам, социальным педагогам, инспекторам ОППН, ювенальным юристам и другим.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и психологической практики позволяет выделить следующие противоречия:
— между возрастанием числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением и недостаточной эффективностью принимаемых социально-педагогических и правовых мер по его профилактике;
— между особенностями подростково-юношеского периода как наиболее сензитивного для развития, например, антиципирующих свойств личности и недостаточностью механизмов воздействия на этот процесс в данном возрасте;
— между необходимостью формирования антиципирующих качеств (интерполяции — экстраполяции, интуиции, рефлексии и др.) как показателя социальной адаптированности молодежи и отсутствием соответствующих форм и методов превентивной работы с несовершеннолетними.
На основании изложенного выстраивается проблема: как организовать превенцию отклоняющегося поведения несовершеннолетних в процессе их обучения и воспитания, используя антиципирующие свойства личности?
Цель исследования можно обозначить как разработку теоретических и методологических основ «психолого-педагогической превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних» по определению Беличевой С. А. [1, с. 14] в условиях учебного заведения для развития способностей предвидения последствий своих поступков — антиципирующих свойств личности [2, с. 51].
Актуальность наших разработок по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся заключается в работе психолога с семьей, в предвидении особой роли пропаганды психологических знаний, позволяющих изучить закономерности физиологического, психического и духовного развития личности в образовательном процессе, осознания родителями необходимости регулирования взаимоотношений молодого человека с окружающей средой и обществом, а также внутри семьи. Включенности личности в культурно-исторический процесс развития каждой страны, каждой нации и народности.
В рамках данной статьи удастся рассмотреть некоторые аспекты взаимодействия специалистов, работающих с несовершеннолетними и их родителями. Значимой становится роль практического психолога в координации данной деятельности в рамках разработанной и внедренной нами модели «Психологопедагогической превенции отклоняющегося поведе-
ния несовершеннолетних» в условиях учебного заведения (имеется пять актов внедрения и подтверждения результативности модели).
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить две основные задачи:
— разработать модель психолого-педагогической превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних в связи с координирующей ролью психолога во взаимодействии педагогов, кураторов и специалистов с родителями учащихся;
— апробировать психодиагностический комплекс для выявления уровня развитости способностей к антиципации личности на фоне психофизиологических новообразований в подростково-юношеском возрасте.
Особенно значимым в этом смысле является период профессионального самоопределения подрастающего поколения, приходящийся на момент множественных психофизиологических и социально-психологических новообразований подростково-юношеского возраста. Именно поэтому возникает необходимость изучения латентных механизмов личностного и социального развития обучающихся и студентов на основе диагностирования индивидуальных особенностей в комплексе с психологической коррекцией [2, с. 36].
Необходимым условием совершенствования личности обучающегося, его антиципирующих свойств является осуществление комплексного подхода (Ананьев Б. Г., 1977) в психологическом сопровождении его личности для организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, как в учебных, факультативных, так и досуговых формах взаимодействия.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что:
— впервые развитие антиципирующих свойств личности рассматривается как механизм превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, что проявляется в их взаимосвязи с факторами социальной адаптированности обучающейся молодежи;
— выявлена связь свойств личности с возможностью коррекции отклоняющегося поведения обучающихся на всех уровнях антиципирующего процесса: субсенсорном, сенсомоторном, перцептивном, уровне представлений и словесно-логическом уровне (речемыслительном).
Нами впервые дана дефиниция процесса антиципации как процесса формирования:
— способностей прогнозирования развития возрастных форм и видов отклоняющегося поведения психологами, преподавателями и родителями;
— предвидения последствий своих поступков несовершеннолетними — антиципирующих свойств личности [3, с. 76].
В нашем исследовании впервые разработана комплексная система совершенствования антиципирующих способностей у несовершеннолетних в условиях профессионального обучения с глубоким изучением психофизиологического развития во взаимосвязи с социально-психологическим развитием в сен-зитивном периоде, что по-прежнему недооценивается педагогами и психологами. Данная информация заносится в «Социально-психологическую карту обучающегося» [3, с. 173].
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена детерминированность антиципирующих способностей и уровней саморегуляции личности для формирования социально адаптированного поведения. Введенное понятие «антиципиру-
ющая коррекция отклоняющегося поведения» как комплекс превентивных мер и предвидение возрастных отклонений поведения определено для сопровождения психологом личности обучающегося в условиях учебного заведения. Подтверждена необходимость преемственности во взаимодействии специалистов по профилактике отклоняющегося поведения с учащимися и их родителями в образовательновоспитательном процессе, начиная со школы, затем в ссузе и вузе на первых курсах обучения.
Приходя в профессиональную школу, учащийся вступает в стадию, когда свой накопленный опыт желает «экстериоризировать», привнести его в опыт своих сверстников и в то же время хочет интегрироваться в группе, где могут быть свои «правила». Тогда и намечаются противоречия, которые могут стать причинами отклонений в поведении в условиях учебного заведения: уклонение от занятий, общественно полезной деятельности, употребление спиртных напитков, наркотических средств и т.д. [4, с. 11].
В подростково-юношеском возрасте (15—18 лет) возникают программы, у которых не было подкреплений, поэтому «активизировать или, наоборот, прекратить процесс развертывания потребностного цикла лучше всего на стадии образа» или, по нашему мнению, на уровне представлений — одном из уровней антиципации [3, с. 109].
На наш взгляд, обретение способности «управлять своим умом», контролировать движение образов, привлекая мотивированное воображение, что соответствует тренировке акцептора результата действия в функциональной системе, означает формирование в этом возрасте волевых компонент характера, антиципирующих свойств личности. Академик П. К. Анохин (1989) писал: «С точки зрения теории функциональных систем, биологические, а для человека, в первую очередь, социальные потребности являются ведущими факторами целенаправленного поведения. Именно они направляют индивидуум на поиск специфически удовлетворяющих эти потребности факторов внешнего мира и определяют постоянную оценку достигнутого жизненно важного результата» [5, с. 13].
В онтогенетическом развитии человека выделяемые три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд не представляют, на наш взгляд, недостаточно развернуто представляют такую важнейшую форму жизнедеятельности человека, как деятельность по включению его в систему социальных связей — социализацию. По нашему мнению, это означает формирование социально адаптированного поведения и душевную работу личности по самосовершенствованию. Мы ориентировались на работы таких российских ученых, как А. Г. Асмолов, А. К. Маркова, А. И. Невский и некоторых зарубежных авторов (Л. Кольберг, А. Бандура и др.).
Адаптоспособность — социальная и профессиональная — на психофизиологическом уровне определяется лабильностью нервной системы, особенностями гуморального регулирования активности, саморегуляцией. В успешности всех видов деятельности основную роль играет предвосхищение, концептуальная модель будущего результата деятельности, что называется антиципацией. Исследования А. А. Крылова подтверждают тот факт, что лица с высокоразвитыми антиципирующими свойствами эффективнее действуют в экстремальных ситуациях, по нашим данным — реже болеют, успешны в учебе, быстрее адаптируются к социальной и профессиональной среде [3, с. 160].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
В основу разработанной нами модели «Психо-лого-педагогической превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних» положено методическое обеспечение взаимодействия специалистов по профилактике подростково-юношеской дезадаптации в условиях учебного заведения. Заложены нами для краткости пять потенциалов личности: творческо-познавательный, психофизиологический и интеллектуальный, включение в систему социальных ролей (социализация), уровень удовлетворения эстетических потребностей и профессиональная пригодность, которые были оформлены в виде «Карты развития личностных качеств учащихся» [3, с. 173] в актах внедрения, на сегодня — более актуальное название «Социально-психологическая карта обучающегося». Эти данные несут многофункциональную нагрузку, в том числе предвидение тенденций и проявлений отклоняющегося поведения.
Практическим выходом «Карты...» можно считать оценку профессиональной пригодности обучающегося (студента) по совокупности и сочетанию в его личности тех или иных качеств, желательно применение адаптированного варианта личностного опросника Р. Кеттелла.
В модели предусмотрено отслеживание тех изменений, которые происходят под влиянием преподавателей, психолога, социального педагога, кураторов в результате совместной деятельности в течение трех (четырех) лет обучения профессии (рис. 1).
Таким образом, личность не только целеустремленная, но самоорганизующаяся система, и если психика структурирует деятельность в особом временном контексте, то личность структурирует свое существование в связи с возрастным развитием и увеличением возможностей личности по мере психофизиологических новообразований [2, с. 116]. Отсюда самое пристальное внимание со стороны психологов и педагогов к индивидуальным психофизиологическим особенностям старшеклассника, студента колледжа, первокурсника вуза.
Эту деятельность по формированию тех или иных профессионально важных (и просто общечеловеческих качеств), развитию антиципирующих свойств у обучающихся мы и подразделили на пять разделов (блоков), которые заполняются специалистами по ходу тестирования, наблюдения, эксперимента.
Первый раздел включает в себя следующие данные: целевую установку обучающегося, профессиональную направленность (ДДО), карту интересов (анкету интересов), участие в кружках технического творчества, конкурсах, олимпиадах; оценки за полугодие по спецдисциплинам (профмобильность) и производственному обучению (профсамостоятель-ность), а также шкалу уровня достижений и уровень притязаний.
В школьном варианте в «Профориентационной карте учащегося» — это будут оценки (средний балл за полугодие) по общественно-гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам.
Второй раздел «Психофизиологический и интеллектуальный потенциалы» состоит из данных по уровню развития интеллектуальных функций (внимания, памяти и др.), по типу темперамента и восьми показателям структуры темперамента (ОСТ В. М. Ру-салова) — как прогноз активности личности обучающегося [6, с. 84]. Здесь также преподавателем физкультуры проставляется оценка физической выносливости и участие в спортивных секциях, соревнованиях. Медицинским работником по утвержденной форме проставляются данные о хронических заболе-
ваниях, намечаются меры по оздоровлению обучающихся. В школьном варианте проставляется оценка по физкультуре, участие в спортивных секциях и данные медицинской карты.
В третьем разделе «Социализация личности» находят отражение такие показатели, как коммуникативно-организаторские способности (КОС); экстра-версия/интроверсия и нейротизм по Айзенку; самооценка; уровень нравственного поведения в учебном коллективе, со старшими и преподавателями, в кругу семьи. Данные социометрии, референтометрии, тип выхода из конфликтной ситуации по методике Томаса позволяют сделать вывод о том, проявляется ли способность к рефлексии, умению намечать себе «зону ближайшего развития» по Л. С. Выготскому. Если работает самоуправление в группе, классе, отмечается участие в органах самоуправления.
Четвертый раздел «Художественно-эстетические потребности» включает в себя сведения, посещает ли (посещал ли) учащийся музыкальную или художественную школы, участвует ли в культпоходах группы, класса; в кружках художественной самодеятельности, клубах по интересам, занимается ли прикладным искусством, сочиняет ли стихи, музыку. Данный раздел позволяет вновь поступившим реализовывать свои творческие способности в разнообразных кружках досугового центра, а не примыкать к дворовым компаниям.
Пятый раздел «Профпригодность» рассматривает 16 биполярных качеств личности, где кураторы, воспитатели, классные руководители, даже не проводя тестирование, могут отмечать наличие тех или иных качеств методом наблюдения: «проявляются, слабо проявляются, не проявляются».
В шестой раздел «Практический выход» психологом заносятся выводы о профессиональной пригодности выпускника к той или иной специальности. Например, в целях повышения эффективности обучения операторов нефтеперерабатывающих установок и обеспечения надежности их последующей работы возникает необходимость в профотборе. Учет уровня развития профессионально важных качеств личности при наборе в учебные группы по данной специальности, тренировке их в процессе обучения [3, ^ 172].
Таким образом, для операторов, например, составлен перечень профессионально важных качеств личности: наблюдательность, способность к антиципации (добавлено нами. — Т. С.); объем и помехоустойчивость оперативной памяти; распределение и переключаемость внимания; способность к решению технологических задач (оперативное мышление); эмоциональная устойчивость (выдержка и самообладание); чувство долга (моральная нормативность), ответственность; дисциплинированность, склонность к сотрудничеству; физическая выносливость, устойчивость к монотонии, гиподинамии. Программа заложена в компьютер, компьютерное тестирование студентов на выпуске из колледжа весьма эффективно для последующего трудоустройства.
Данные личностные качества удается формировать на протяжении всех лет обучения посредством активных форм взаимодействия обучающихся с преподавателями, кураторами, психологом. Если бы выпускники школ приходили в средние специальные и высшие учебные заведения с «Профориентационными картами учащихся», где было бы проставлено, проявляются данные качества или не проявляются, слабо проявляются или ярко проявляются, — это во многом облегчило бы профотбор в группы для
169
С
КУРАТОРЫ И ЦЕНТР ДОСУГА
>
Карты развития личностных качеств
Работа с «группой риска» по форме Б Планы индивидуальной работы сучащимися «группы риска», в том числе участие в центре досуга
<
Нравственное поведение {через самоуправление)
Социометрия и референтометрия
Адаптация в группе и производственных коллективах на практике Тематические мероприятия центра досуга
РОДИТЕЛИ учащихся «группы риска»
Клуб отцов «Круглые столы» Викторины правовых знаний
Родительские собрания
ПСИХОЛОГ
Принятие возрастных особенностей Рефлексия собственного поведения
с
СОТРУДНИКИ оппн
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
С
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: карточки с индивидуальными заданиями сборники тренировочных упражнений УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ: разноуровневые задания СОЦИОНИКА:
коллективные формы обучения
Устойчивость внимания
Смысловая память
Ассоциативность мышления
Гибкость ммышления
Аудиторные 1
\
занятия
Факультатив
Психотренинг
Индивидуальные
консультации
Телефон доверия 1
УЧАЩИЙСЯ
Тетради совершенствования
МЕДИКИ
)
МЕТОДИКИ:
Русалова
Айзенка (Маталиной) Равена
Беннета - Захарова
Люшера
Кеттелла
Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями Отслеживание «дворовых компаний»
Участие в «круглых столах»
Жюри правовых викторин, дней юридических знаний Помощь в разобщении группировок по месту жительства
Профилактические беседы Видеолекторий о СПИДе, наркомании, алкоголизме Лечение
Ремиссия (наблюдение)
С учащимися
С родителями (первичная диагностика употребления дурманящих средств)
С преподавателями
Рис. 1. Модель психолого-педагогической превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних
ИХЛУН ЗИ>10ЭЬИ.10.1УУэи И ЭИХОЭЬИ-ЮУОХИОи єюг (9ІЛ) гоМ хинюэа иіяньлун иихоїліо V
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
обучения той или иной актуальной на рынке труда специальности.
Предложенная батарея методик по комплексному изучению личности обучающегося, представленных в «Карте...», не претендует на исчерпывающий ответ на все волнующие педагогов, психологов и родителей вопросы о трудностях старшего школьного и юношеского возрастов. Однако сведение их в единую форму документации позволит специалистам выходить на родителей с рекомендациями, отражающими психофизиологические данные их детей. Самим выпускникам средней школы совместно с психологом и родителями позволит наметить профессиональные планы, чтобы обрести успех в профессии.
Библиографический список
1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М., 1993. — 198 с.
2. Скрипник, Т. В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведе-
ния в среде молодежи : моногр. / Т. В. Скрипник. — Омск, 2005. - 288 с.
3. Скрипник, Т. В. Антиципирующие свойства личности в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Т. В. Скрипник. — Омск, 2007. — 279 с.
4. Невский, И. А. Методика изучения причин отклонений в развитии личности и поведении учащихся / И. А. Невский. — М. : Просвещение, 1994. — 123 с.
5. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1987. — 207 с.
6. Русалов, В. М. Сравнение компьютерного и бланкового вариантов опросника структуры темперамента / В. М. Руса-лов // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 6. — С. 80 — 84.
СКРИПНИК Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2012 г.
© Т. В. Скрипник
УДК 1771 Г. Д. БАБУШКИН
А. Ю. ТЕЛЬПИС
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ_______________________
В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования духовно-нравственной культуры в современном обществе, приводятся результаты проведенных исследований по определению уровня духовной зрелости студентов и выявлению их ценностных предпочтений.
Ключевые слова: духовная культура, нравственная культура, воспитание, диагностика, ценностные ориентации.
Актуальность. В последнее время очень часто говорится о духовности, духовно-нравственном развитии и воспитании личности, общества. Примером тому могут служить принятые федеральные и ведомственные нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», указывающая на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (далее — Программа, являющаяся продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 —2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» и др.) [1, 2]; проводи-
мые конференции, семинары, «круглые столы» разных уровней (всероссийского, регионального, местного), посвященные проблемам формирования духовно-нравственной культуры обучающихся [3], выступления министра образования РФ, Президента РФ, в Посланиях Президента РФ [4], в которых звучит призыв взглянуть по-новому на эту проблему.
Проблема духовно-нравственного развития личности активно обсуждалась в работах философов [5, 6, 7 и др.], педагогов [8, 9 и др.], психологов [10, 11 и др.]. Значительных результатов в исследовании духовной культуры достигла культурология [12, 13 и др.]. Духовная культура стала объектом внимания социологов[14, 15 и др.].
Анализ имеющейся литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности, как научной категории, свидетельствует о том, что в настоящее время накоплен довольно богатый