ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159922 Т. В. СКРИПНИК
Омская гуманитарная академия
АНТИЦИПИРУЮЩИЕ СХЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ____________________________________
В статье в качестве антиципирующих схем поведения личности практического психолога рассматриваются процессы экстраполяции-интерполяции, интуитивности, целенаправленности, самодисциплины для успешной реализации планов профилактической, консультативной, диагностической и психокоррекционной работы.
Ключевые слова: антиципация, интерполяция, экстраполяция, прогноз, предвидение.
В современных условиях возрастает роль психологической службы во всех отраслях человеческой деятельности и вместе с тем становится актуальным повышение профессиональной пригодности молодого специалиста к новым условиям функционирования.
Многообразные задачи должностных обязанностей специалиста по психологическому сопровождению учащихся, сотрудников предъявляют высокие требования к личности самого психолога. Профессиональный блок личности психолога складывается из многих составляющих: знаний психодиагностических методов и методик, умений по выявлению с их помощью индивидуально-типологических особенностей личности и дифференцированному подходу к каждому обучающемуся, сотруднику, клиенту; навыков эффективного общения в любой ситуации, в том числе конфликтной и чрезвычайной; овладение умением составлять индивидуальные и групповые психокоррекционные программы и реализовывать их на практике в русле разнообразных подходов.
Как и у любого сотрудника, выполнение служебных обязанностей начинается с адаптационного периода, в котором выделяют три типа адаптации: профессиональную, межличностную и личностную.
Учитывая, что деятельность практического психолога всегда на виду у администрации, то напряженность труда у данного специалиста стабильно высока. Если объективные показатели адаптивности у практического психолога выше, чем у других сотрудников, то субъективная сторона адаптивности, включающая в себя «удовлетворенность трудом, профессиональный и личностный рост, осознание социальной значимости служебной деятельности» [Караваев А.Ф., 2002]. во многом зависит от личности самого психолога.
На наш взгляд, успешность данного процесса будет предопределена тем, насколько сотрудник умеет антиципировать (от лат.апИараИо — предвосхищение), предвидеть результаты своей деятельности. Такие личностные качества, выделенные нами в процессе научных исследований по антиципации, как способности к интерполяции — экстраполяции, пластичность мышления и поведения, творческая активность, флексибильность (по Залевскому Г., 2000), интуиция, организаторские способности и другие помогут молодому специалисту — психологу в этих личностных и профессиональных новообразованиях.
Адаптация человека в целом представляет собой сложные системы, состоящие из социально-психо-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
логических, предметно-психологических, внутри-личностных, организационных адаптем, складывающихся по различному типу взаимодействия. В том числе биопсихический и организменный уровни адаптации должны рассматриваться в общей системе регуляции. И.А. Жданов, рассматривая профессиональную адаптацию главным образом на социальном и социально-психологическом уровне, говорит: «Различая адаптацию как способность к деятельности и как устойчивость к воздействию вредных факторов, исходя при этом из системного подхода к решению профессионально-производственных вопросов, относящихся к молодежи, нельзя упускать из виду личностные факторы... Следовательно, для оценки процессов адаптации необходимо исходить из шкалы «цель-цена», где цель совпадает с общественной значимостью, а под ценой понимается сохранение, а точнее, укрепление здоровья, развития физических и духовных сил человека в процессе труда» [5]. .
Автор приводит схему зависимости эффективности профессиональной деятельности от процессов адаптации со ссылкой на введенное Г.Д.Волковым и
А.В.Филипповым (1974) понятие «адаптема». Мы согласны, что каждая адаптема символизирует довольно сложные процессы — поведенческие, информационные, энергетические, представляющие собой работу функциональных систем. Мы в своих исследованиях опираемся на многоуровневую организацию антиципирующих свойств и связываем успешную адаптацию личности с тренировкой акцептора результата действий в функциональной системе П.К.Анохина [2,9]. . Это согласовывается с мнением знаменитого российского ученого Б.Ф. Ломова, который пишет: «Разработка проблем антиципации требует дальнейшего изучения, в том числе ее нейрофизиологических механизмов. Хорошей основой для этого является теория функциональных систем П.К. Анохина» [6]. .
П.К. Анохин вскрыл психическую сущность предвидения как своеобразное свойство живых организмов, которое он назвал «опережающим отражением действительности» и как универсальный закон органического мира. На основе этой формы отражения сформировался и специализировался сам мозг как орган психической деятельности» [2]. .
Цели, будущие результаты своего возможного необходимого поведения человек предвосхищает в системе социально выраженных понятий. В частности в работе практического психолога значимое место занимает планирование своей деятельности, выдвижение гипотез, их проверка и принятие решений при разработке психокоррекционных программ. Вспомним, что говорит Г.С. Абрамова о психодиагностических навыках практического психолога: «Эффективность работы психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки [1]. . Умение определять цели, предвидеть результаты своей работы, можно сказать, превалируют у практического психолога, формируют антиципирующие схемы его поведения, а вслед за ним и клиента.
Развитию иерархии системных функций, непрерывно формируемых в антиципирующей схеме разного уровня и качества, большое внимание уделяли П.К. Анохин, В.А. Иванников, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков и др.
Разные авторы дают определения антиципации как способности, как установки и как состояния, а также одни связывают реализацию этого явления с осознанием, другие с подсознательным уровнем психики, третьи относят ее только к неосознаваемым
психическим явлениям. Проблематика антиципации, таким образом, изучается в психологии с различных позиций и требует дополнительного рассмотрения.
Понятие антиципации в контексте психологического знания принято определять как «способность высших живых существ (человека и животных) предвидеть появление результатов действий, предметов, явлений еще до того, как они будут реально осуществлены или восприняты» или «...подготовительная мысленная установка, с помощью которой субъект готовится к восприятию стимула» [7].
С позиции анализа мышления сущности антиципации касались представители вюрцбургской школы О. Кюльпе, А. Майер. Они утверждали, что механизм мышления начинается с осознания цели. При разрешении проблемы у человека формируется представление цели. Как отмечает О.К. Тихомиров, уже сама по себе констатация этого факта представляет определенный интерес изучения механизмов целеполагания и целеосуществления.
Согласно взглядам Н. Аха, «детерминирующая тенденция» мышления как процесса должна связывать воедино образ цели и образ ожидаемого результата. О. Зельц считал, что функция антиципации состоит в поддержании «тонуса» интеллектуальной активности. Иными словами — интеллектуальные операции актуализируются, а затем приводятся в движение антиципирующей схемой. Такой вывод О. Зельца о значимости антиципирующих схем поведения личности в дальнейшем был верифицирован в более полном и разностороннем анализе феноменов антиципации в сфере генетической психологии Ж. Пиаже, А. Валлона, Т. Бауэра и других исследователей.
В. Вундт предложил рассматривать понятие антиципации как «психического синтеза», охватывающего пространственно-временные рамки замысла, плана действия и детерминирующей тенденции психического акта. С именем К. Халла связано понимание антиципации как ожидания, без которого решительно невозможно представить себе активную умственную деятельность.
Б.Ф. Ломов говорит, что «особый интерес представляет изучение процессов антиципации в условиях общения людей и выполнении ими совместной деятельности, так как все предыдущие материалы по антиципации получены по результатам индивидуальной деятельности. В условиях общения и совместной деятельности антиципирующие процессы почти не изучались» [6]. .
Наши исследования антиципирующих свойств личности, например, в превенции отклоняющегося поведения личности основаны на применении таких психодиагностических методик как «Методика эффективности вероятностного прогнозирования» Л.И.Переслени, методика предвосхищения (автор Науменко Е.А.), прогрессивные матрицы Равена и других. Антиципация как предвидение результатов действия является универсальной функцией мозга, предупреждающей всякого рода ошибки, то есть совершение действий, не соответствующих поставленной цели.
Мнения российских и зарубежных ученых дополняют друг друга. Значимы исследования успешности преднастройки к движениям В.А. Иванникова и И.М. Фейгенберга: «Хранимый памятью вероятностно организованный прошлый опыт дает субъекту возможность предвидеть вероятные изменения среды и готовиться к реакциям в соответствии со значением прогнозируемых изменений среды. Подготовка к предстоящим действиям заключается в мобилизации энергетических ресурсов, в повышении функционального состояния сенсорных и моторных систем, в изменении
направленности психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Объективными показателями преднастройки могут служить изменения электрической активности мозга (ЭЭГ), изменение тонуса мышц, изменение сердечной деятельности, изменение уровня сахара в крови, электрического потенциала кожи (КГР) и т. д. Организм развивает реакцию «широкой мобилизации» в ситуации неопределенного прогноза...» [4].
А.А. Крылов, разрабатывая проблему принятия решения, касается вопросов антиципации, показывая, что очень важным, интегральным механизмом использования резервов в экстремальных условиях деятельности является механизм самоконтроля.. Антиципирующие схемы поведения «повышают надежность выполняемой деятельности, упрощают принципы управления системой, снижая степень включения психофизиологических ресурсов человека» [Крылов А.А., 1990].
Антиципирующая деятельность рассматривалась как сложный интегративный процесс. Б.Ф. Ломов пишет: «В каждом конкретном случае в нем избирательно объединяется комплекс гностических, исполнительных, настроечных, «следящих» аппаратов, соматических и вегетативных компонентов» [6].
Об этом стоит помнить психологам в своей деятельности, когда, например, проводится тестирование кандидата на должность. Успешность тестирования во многом зависит от настроя клиента (соискателя) на общение с психологом, на предстоящую работу с ним. Необходимо уделить внимание периоду преднастройки к совместной деятельности, будь то профессиональный отбор или адаптация в коллективе, или выявление психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Здесь может помочь цветовой тест Люшера и музыкальное сопровождение тестирования. Мы в этой связи процесс индивидуальной психокоррекции рекомендуем начинать не с диагностического блока, как это рекомендует А.А.Осипова [8], а с установочного блока.
Н.А. Бернштейн уделял большое внимание проблеме антиципации, а именно рассматривал вопрос о роли программирующего аппарата мозга. «Благодаря этому аппарату строится модель не только того, что происходит в данный момент, но и того, что должно произойти». Эту своеобразную деятельность мозга он называл «заглядыванием вперед». «Очевидно, — пишет Н.А. Бернштейн, — что жизненно полезное или значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал для этого направляющей предпосылки в виде модели потребного будущего. Часть этого и есть вероятностное прогнозирование по воспринимаемой текущей ситуации» [3].
Тесно связана с антиципацией и концепция Н.А. Бернштейна о кольцевой регуляции движения и мысль о том, что идеомоторный акт (греч. idea — «образ, идея»; лат. motor — «приводящий в движение» и actus — «движение, действие») — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения происходит как бессознательно, так и осознаваемо. Выработка чувствительности к малозаметным для стороннего наблюдателя микродвижениям мышц клиента при идеомоторном акте позволяет угадывать по непроизвольным движениям человека его мысли и предугадывать их значение для себя и окружающих. На наш взгляд, одно из профессионально важных качеств в работе следователя, педагога, практического психолога.
Творческая компетентность практического психолога проявляется, как мы уже говорили, в умении планировать свою работу, правильно прогнозировать
конечные ее цели и результаты, в повседневной организации своего рабочего времени, выработке способностей к саморегуляции и самодисциплине.
Наши исследования подтверждают тот факт, что лица с высокоразвитыми механизмами интеллектуального уровня антиципации успешно действуют в проблемной и экстремальной ситуациях. Поэтому мы в своих научных наработках уделяем внимание антиципирующим свойствам личности в совместной деятельности психолога — студента, преподавателя — студента для повышения профессиональной отдачи психологов учебных заведений. В своей монографии «Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи» мы говорим о том, что в психологии профессионального мышления антиципация означает общее схематизированное представление об ответе на проблему до ее детального исследования.
Для реализации таких профессионально важных качеств, как целенаправленность, объективность психологу просто необходимы эмоциональная устойчивость в фрустрирующих ситуациях и ситуациях неопределенности, богатое воображение для «проигрывания» ситуаций в уме, интуиция и позитивное самоотношение, как правило, ярко проявляющиеся в тренинговых формах работы.
Таким образом, многоаспектная и успешная деятельность практического психолога, где бы он ни работал: в школе, в вузе, в управленческом аппарате, в органах УВД, пенитенциарной системе — представляет собой прогнозирование индивидуальных особенностей клиента в виде антиципирующих свойств личности, которые необходимо и в себе вырабатывать психологу— профессионалу (Скрипник Т.В., 2000).
Библиографический список
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М., 1994.- С. 70.
2. Анохин, П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения / П.К. Анохин. — М. : Наука, 1972. — С. 12, 16.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. — М. : Наука, 1990. — С. 45.
4. Иванников, В.А., Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. — М., 1978. — С. 57,93.
5. Жданов, И.А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности / И.А. Жданов. — М. : ВНМЦ, 1988. — С. 38, 98 — 99.
6. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М. : Наука, 1980. — С. 25.
7. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. — М., 2000. — С. 28.
8. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990. — С. 32.
9. Скрипник, Т.В. Психологическое сопровождение групп риска и антиципирующая коррекция отклоняющегося поведения в среде молодежи / Т.В. Скрипник. — Омск, 2005. — С. 44 — 48.
СКРИПНИК Татьяна Владимировна, профессор по кафедре психологии Омской гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент ВАК, докторант Иркутского госпедуниверситета.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.11.2008 г.
© Скрипник Т.В.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ