СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT
УДК / uDC 378.1 Л. А. Шипилина
L. Shipilina
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАцИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
THE INTERACTION Of THE DEPARTMENT WITH EMPLOYERS WHILE PREPARING MASTERS : The EXPERIENCE OF REALIZATION OF PRACTICE-ORIENTED MODEL OF TEACHING
В статье поднимается проблема взаимодействия сотрудников кафедры вуза с работодателями при подготовке магистров в условиях реализации практико-ориентированной модели обучения на примере подготовки профессионально-педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, а также анализируется опыт взаимодействия с работодателями в регионе сотрудников кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета.
The article considers the problem of interaction between the university’s department and employers in the process of preparing Master’s degree holders in the context of applying a practice-oriented model of teaching by an example of preparing professional-pedagogical personnel for the system of secondary vocational education. Moreover, the experience of interaction between Department of Professional Pedagogy, Psychology and Management of Omsk State Pedagogical University and region’s employers regarding the organization of this interaction is analyzed.
Ключевые слова: подготовка магистров, профессионально-педагогические кадры, профессиональное обучение, практико-ориенти-рованное обучение, социальное партнерство, работодатели.
Keywords: preparation of Master’s degree holders, professional-pedagogical personnel, professional education, practice-oriented teaching, social partnership, employers.
Развитие инновационной экономики России предъявляет свои требования к системе профессионального образования. Реформа профессионального образования в РФ поставила в ряд актуальных задач организацию взаимодействия высшей школы и потенциальных работодателей в связи с переходом на многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных кадров на основе компетентностного подхода в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Проблема заключается не только в необходимости разработки компетентност-ного содержания и процесса профессиональной подготовки в вузах, но и в перестройке отношения работодателей к выпускникам. В настоящее время работодателю приходится определять, чем отличается по своему образованию пришедший на работу бакалавр или магистр от привычного «специалиста с высшим образованием».
Сегодня трудность особого порядка возникает при подготовке профессионально-педагогических кадров для системы среднего
профессионального образования. Основная функция педагогов профессионального обучения состоит в перспективной подготовке высококвалифицированных рабочих для современного производства. До недавнего времени профессиональная школа (НПО и СПО) была нацелена на массовую подготовку рабочих и специалистов широкого поля профессиональной деятельности. Как показывает практика, в производственной сфере все больше разделяются функции собственно производственной и профессиональной деятельности по программно-информационной, ремонтной и сервисной поддержке производства и др. Поэтому «требуется массовое производство кадров, способных работать в условиях внедрения и эксплуатации нового сложного оборудования, а также «штучное» производство узких специалистов по конкретным видам деятельности» [9]. Существует противоречие: рынок труда выдвигает все более сложные кадровые задачи развития профессионально-педагогической компетентности, управленческой культуры преподавателей профессиональной школы и их умения работать в жестких условиях конкуренции и самостоятельности. Ошибочно представлять, что выпускник, освоивший профессионально-педагогическую специальность, имеющий комплекс самых разных компетенций (рабочую, психолого-педагогическую, инженерно-технологическую, информационно-аналитическую, проектно-методическую и др.), способен подготовить высококвалифицированного специалиста.
В подготовке рабочих для высокотехнологичных производств более значимую роль играет комплекс образовательных технологий. Образовательные технологии способны обеспечить планируемый результат профессиональной подготовки выпускника.
В соответствии с этим абсолютизация формирующей (обучающей) деятельности педагога профессионального обучения является неверной. На результаты обучения сегодня в большей мере оказывает влияние проектно-методическая деятельность педагога. Помимо основной функции — обучение профессии — у педагогов профессиональной школы появляются специфические виды деятельности, такие как создание моделей специалистов, разработка программ развития образовательного учреждения, поиск и разработка технологий профессиональной подготовки будущих специалистов. В этих условиях дея-
тельность педагога профессионального обучения не сводится к деятельности предметника или мастера производственного обучения, и ведущей становится деятельность организатора, технолога образовательного процесса. Поэтому необходима подготовка и выпуск профессионалов, способных быстро адаптироваться к реальным условиям подготовки высококвалифицированных кадров в системе СПО. Обеспечить подготовку педагога профессионального обучения, соответствующую современным требованиям, призвана магистратура с такими ее возможностями, как вариативность содержания и исследовательская направленность подготовки, инновационность технологий и индивидуализация обучения. В настоящее время заказчики профессионально-педагогических кадров (региональные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений СПО) все активнее идут на установление связей с вузами в поисках нужных им работников. Это означает, что заказ на подготовку кадров стал поступать в учебные заведения непосредственно от заказчика, и только совместная деятельность работодателей и специалистов вуза может дать желаемый результат.
Возникает следующая проблема: как организовать взаимодействие вуза с работодателями? Актуальными становятся вопросы: на каком уровне управления профессиональной подготовкой в вузе и при помощи каких механизмов управления взаимодействие с работодателями принесет желаемые результаты? А именно: соединение интересов организаций в поиске молодых специалистов и выпускников вуза, ищущих работу; конкурентоспособные выпускники трудоустроены в соответствии с полученной квалификацией; организации получили специалистов, готовых работать в новых условиях.
Как показывает анализ практического опыта и исследований по данной проблеме, взаимодействие с работодателями по подготовке кадров наиболее содержательно и результативно осуществляется на уровне выпускающей кафедры в рамках социального партнерства [1; 4; 6; 7; 8].
Выпускающая кафедра — основная структурная единица вуза, которая, в первую очередь, ответственна за получение результатов профессиональной подготовки. Ее назначение заключается в разработке модели выпускника как системы сформулированнных требований к выпускникам под конкретные рабочие
места и проекты; в разработке содержания и форм подготовки; в организации практикоориентированного обучения; в создании условий для формирования первичной оценки подготовки со стороны профессионального сообщества; в позиционировании кафедры как центра ответственности за качество преподавательского состава, организацию образовательного процесса, ведение научных работ. В настоящее время оно определяется переходом на многоуровневую систему подготовки, необходимостью интенсификации образовательного процесса вуза, основанной на технологии организации самостоятельной работы студентов, и складывающейся системой общественно-профессиональной аккредитации высшего образования. Деятельность выпускающей кафедры осуществляется в двух так называемых пространствах: в образовательном пространстве вуза, в котором организуется образовательный процесс, и в социально-практическом пространстве города (региона), профессионального сообщества, в которых обсуждаются требования к выпускникам и работе преподавателя, к учебным дисциплинам; нормы первичной оценки образовательных программ; формы ресурсного обеспечения образовательного процесса путем консолидации совместных усилий преподавателей вуза, заказчиков образовательных услуг и работодателей, а также выстраивается система практик и стажировок студентов и сотрудников, совместных проектов и исследований.
Социальное партнерство в сфере подготовки кадров становится одной из важных и современных форм образовательного менеджмента, поскольку направлено на повышение результативности профессионального образования, когда «происходит согласование интересов сторон на основе соблюдения равноправия сторон, заинтересованности, добровольности, учета интересов партнеров, приоритета примирительных методов и процедур, соблюдения образовательных стандартов, обязательности исполнения договоренностей и др.» [2, с. 17].
По определению М. В. Никитина, «социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого
процесса» [5, а 60]. Среди форм реализации социального партнерства, которые выделяют Г В. Мухаметзянова и Т. П. Пупенкова, на уровне кафедры возможны следующие:
— целевая подготовка специалистов для отдельных предприятий, организаций;
— независимая оценка качества подготовки выпускника, предполагающая участие представителей отдельных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций в работе итоговых государственных комиссий;
— практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
— проведение индивидуальных занятий представителями работодателей;
— стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
— повышение квалификации работников (представителей работодателя) в образовательном учреждении;
— трудоустройство выпускников [6; 7].
Основным результатом взаимодействия
преподавателей кафедры с работодателями является: формирование взаимных требований к новым знаниям (проектам, материалам и т. д.), актуальных для города (региона), системы профессионального образования; формирование взаимных требований к специалистам (к качеству, содержанию и формам их подготовки); формирование требований к структуре, содержанию подготовки (формирование новых направлений обучения); профессиональный рост представителей кафедры за счет постоянной актуализации своей предметности в обсуждении ее проблем, задач, возможностей и ограничений с представителями практического профессионального сообщества [8].
В Омском государственном педагогическом университете на протяжении уже 7 лет действует система взаимодействия преподавателей кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, выпускающей специалистов по направлениям подготовки 540500 — Технологическое образование и 051000 — Профессиональное обучение (экономика и управление), с социальными партнерами, каковыми являются совет директоров образовательных учреждений Омской области и образовательные учреждения СПО, по подготовке магистров для данной системы.
Анализ кадрового потенциала системы профессионального образования Омской
области (по материалам совещания в Министерстве образования Омской области, март 2013 г.) позволил установить, что в 29 образовательных учреждениях СПО Омской области работает 1806 педагогов, из них с высшим образованием — 88 %, базовое профессионально-педагогическое образование имеют менее 15 %. С учетом возрастающих требований к педагогическим работникам СПО существует огромная потребность образовательных учреждений в высококвалифицированных профессионально-педагогических кадрах. Магистерские программы «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании», которые согласно отрасли направления подготовки реализуются при кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления, призваны содействовать разрешению
проблемы обеспечения системы СПО региона современными высококвалифицированными педагогами профессионального обучения, способными быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка образовательных услуг, готовыми успешно осуществлять проектную, исследовательскую деятельность.
Социальное партнерство (потенциальные работодатели) реализуется на нескольких организационных уровнях (табл.). С учетом уровней и направлений взаимодействия на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ разработана Программа взаимодействия выпускающей кафедры с работодателями. С ОУ СПО заключаются долгосрочные договоры о сотрудничестве, регламентирующие порядок реализации основных направлений совместной деятельности.
Таблица
Уровни и направления взаимодействия персонала кафедры с работодателями при подготовке магистров
Уровни взаимодействия Направления взаимодействия
Министерство образования Омской области (Управление профессионального образования) — Выявление потребностей в профессионально-педагогических кадрах высокой квалификации; — формирование целевого заказа на подготовку магистров для ОУ СПО; — ведение мониторинга карьеры выпускников магистратуры на основании сведений работодателей
Областная общественная организация: совет директоров учреждений среднего профессионального образования Омской области — Разработка требований к выпускникам магистратуры в виде модели выпускника направления подготовки Профессиональное обучение (экономика и управление); — разработка профессиональных стандартов (ПС); сопряжение ПС и федеральных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО; — организация и участие в научно-практических конференциях
Образовательные учреждения СПО г. Омска и Омской области — Выявление проблемных областей деятельности ОУ и формирование тематики магистерских диссертаций в соответствии с выявленными проблемами; — организация научно-исследовательской, научно-педагогической и организационно-управленческой практик магистрантов на базе ОУ СПО; — трудоустройство выпускников в ОУ партнеров; — формирование ГАК с привлечением работодателей
Профессиональные сообщества педагогических работников ВПО и СПО — Участие руководителей и высококвалифицированных специалистов ОУ СПО в преподавании вариативных дисциплин учебных планов подготовки магистров; — руководство магистерскими диссертациями руководителями и высококвалифицированными специалистами ОУ СПО; — реализация совместных инновационных проектов; — открытая защита отчетов по практикам магистрантов; — организация и проведение совместных проблемных и обучающих семинаров, круглых столов; — организация стажировок преподавателей кафедры на базе ОУ СПО; — подготовка совместных пособий, рекомендаций; — обучение руководящего состава и педагогических работников ОУ СПО в аспирантуре по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования; защита кандидатских диссертаций
Анализируя опыт работы кафедры по организации взаимодействия с работодателями, необходимо отметить роль и участие работодателей в разработке основных образовательных программ (ООП ВПО) направления 051000.68 — Профессиональное обучение (экономика и управление). Кафедрой были организованы и проведены с участием представителей Совета директоров ОУ СПО, руководителей ОУ СПО, цикловых предметных комиссий ОУ СПО конференции, круглые столы по выявлению запросов работодателей на подготовку профессионально-педагогических кадров для СПО. По их результатам сформулированы вариативные профессиональные компетенции в модели выпускника магистратуры, составлены карты компетенций, разработаны матрицы соответствия компетенций и учебных дисциплин. Так, в учебные планы магистерских образовательных программ включены вариативные дисциплины: «Организация социального партнерства в профессиональном образовании», «Организация методической работы в колледже», «Организационная диагностика», «Организационная культура», «Законодательство о труде и охране труда», «Организация корпоративного обучения», «Управление знаниями», «Образовательный маркетинг» и др.
Сложилась практика обучения на магистерских программах по направлению подготовки Профессиональное обучение (экономика и управление)руководителей и педагогических работников ОУ. За 2007-2013 гг. получили степень магистра технологического образования и магистра профессионального обучения более 80 человек из 18 ОУ СПО г. Омска и Омской области.
Особого внимания заслуживает организация работы по выполнению магистерской диссертации в рамках договора о сотрудничестве с работодателями. В первом семестре все магистранты определяются с темой магистерской диссертации. В рамках социального партнерства тематика магистерских диссертаций, утверждаемая кафедрой, учитывает запросы работодателей, и большинство магистерских диссертаций выполняется по заявке ОУ с последующим предоставлением справок о внедрении. Темы магистерских диссертаций учитывают актуальную для ОУ СПО проблематику. Это проблемы разработки профессиональных образовательных программ СПО, критериев оценки качества профессиональной подготовки на основе компетентностного
подхода, проектирования фонда оценочных средств в ОУ, организации мониторинга качества профессионального образования, формирования организационной культуры в ОУ, управления инновационными процессами в ОУ и т. п. На различных этапах выполнения магистерской диссертации представители работодателей принимают участие в обсуждении ее материалов: на заседаниях научно-исследовательского семинара при кафедре, при обсуждении отчетов по практикам, на уровне экспертов при рецензировании магистерской диссертации и как члены ГАК. По результатам защиты проводится конкурс магистерских диссертаций, где членами ГАК и представителями работодателей лучшие предлагаются для участия во всероссийских конкурсах студенческих работ. Немалая часть актуальных для разработки тем магистерских диссертаций «перерастает» по окончании магистратуры в темы кандидатских диссертаций. За анализируемый период нашими выпускниками подготовлено и защищено 4 таких работы.
Программы практик, разработанные также с участием работодателей, нацелены на отработку умений, овладение компетенциями, сбор и обработку информации, проведение опытно-экспериментальной работы по теме диссертационного исследования. Все магистранты проходят практики в базовых учреждениях СПО. Договоры о практиках кафедра заключает с ведущими ОУ СПО г. Омска, Омской области, среди них такие, как БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, сервиса и туризма», «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта», «Омский автотранспортный колледж», «Омский техникум высоких технологий машиностроения», «Омский авиационный колледж им. Н. Е. Жуковского», «Омский колледж управления и профессиональных технологий», «Медицинский колледж». Это сотрудничество взаимовыгодно. Организуя практики на основе взаимодействия с работодателями как практическую подготовку, кафедра добивается того, что магистранты еще в период учебы в вузе занимаются реальной образовательной и организационно-управленческой деятельностью в конкретных учреждениях СПО, получают необходимый им практический опыт и гарантию трудоустройства после окончания магистерских программ.
Одним из значимых результатов взаимодействия сотрудников кафедры с работодателями является трудоустройство выпускников
магистратуры в учреждения СПО по профилю полученной квалификации, среди них директора колледжей — 3, заместителей директора по учебной работе — 18, заместителей директора по научно-методической работе — 10, председателей цикловых методических комиссий — 15, начальников отделов кадров — 3. Процент трудоустройства с каждым годом увеличивается и приближается к 100 %.
Взаимодействие с партнерами становится устойчивой и постоянной поддержкой контактов с работодателями, переходит в функциональные обязанности персонала кафедры, отсюда появляется понимание необходимости формирования его организационной структуры, объединяющей всех участников этого процесса, регулирующей отношения между ними. Такой структурой является, на наш взгляд, координационный совет, который включает в себя представителей учебных заведений, профессиональных ассоциаций, производства, органов управления образованием, органов труда и занятости населения. Координационный совет должен быть постоянно действующим.
Еще одно перспективное направление сотрудничества кафедры с работодателями видится в организации добровольной сертификации профессиональных квалификаций выпускников магистратуры как механизма внешней независимой оценки качества профессионального образования. Система сертификации профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов является действенным инструментом объективного оценивания и контроля качества подготовки профессионалов. Проблема заключается в том, что профессиональный стандарт педагога профессионального обучения (магистра, бакалавра) еще находится в стадии разработки. Представитель кафедры (он же представитель от ОмГПУ в Учебно-методическом объединении по профессионально-педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ) непосредственно принимает участие в его разработке. Пока же мы ограничиваемся в вопросе оценки и контроля качества подготовки магистров экспертной оценкой учебно-программной документации кафедры и независимой экспертизой результатов подготовки со стороны наших потенциальных работодателей.
Проблема дня в организации взаимодействия кафедры с работодателями — это ре-сурсообеспеченность. Дело в том, что нашими
работодателями, в первую очередь, являются представители СПО, которые сами нуждаются в дополнительных источниках обеспечения ресурсами не меньше, чем представители ВПО. Пока мы выстраиваем наши отношения не столько на экономической, сколько на коммуникативной и личностной основах. Поэтому соглашаемся с тем, что «государство должно сделать так, чтобы налаживать это взаимодействие стало хотя бы престижным» [3].
Таким образом, анализ опыта взаимодействия персонала выпускающей кафедры с работодателями при реализации практикоориентированной модели обучения магистров для системы среднего профессионального образования еще раз убеждает в необходимости консолидации усилий государства, производства и образовательных организаций, которая дает возможность повысить качество подготовки современных профессиональнопедагогических кадров. Это, в свою очередь, открывает перспективы решения важной социально-экономической задачи подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, необходимых для инновационного развития экономики России.
1. Взаимодействие с работодателями и трудоустройство выпускников [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.pguas.ru/cafs/men/tnud.
2. Дюжева М. Б., Метелев С. Е. Социальное партнерство — современная форма образовательного менед-жмента//Закон и право. — 2005. — № 7. — С. 17-18.
3. Дымарская О. Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www. socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_ neseanch/document185.shtml.
4. Иванцивская Н. Г., Буров В. Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре//Университет-ское управление. — 2004. — № 1 (29). — С. 69-76.
5. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. — М.: Издательский центр АПО, 2001. — 168 с.
6. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. — Казань: Магариф, 2005. — 319 с.
7. Пупенкова Т. П. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс]//Гуманитарные научные исследования. -2013. — № 5. — иЯЬ: http://human.snauka.ru/ 2013/05/3049 (дата обращения 30.05.2013).
8. Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе/под ред. А. В. Князевой. — Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2007. — 375 с.
9. Эрганова Н. Ю. Теория и практика подготовки педагога профессионального обучения в системе профессионального образования: сообщение для обсуждения на заседании Бюро Отделения профессионального образования РАО 28 января 2009 г. [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.naop.nu/index.php?id=675.