ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378+374+005
Шипилина Людмила Андреевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления, Омский государственный педагогический университет, shipilina-l@yandex.ru, Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Аннотация. В статье на основе системного и компетентностного подходов, ключевых положений новой управленческой парадигмы изложены основные положения Концепции организации подготовки управленческих кадров для системы образования в магистратуре. Обоснована необходимость профессиональной подготовки управленческих кадров для современной системы образования; раскрыты особенности обучения в «магистратуре для взрослых». Представлен опыт Омского государственного педагогического университета по организации профессиональной подготовки управленческих кадров для системы образования на примере магистратуры по направлению подготовки 44.04.04 - Профессиональное обучение (экономика и управление), магистерские программы «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании».
Ключевые слова: парадигма управления, организация подготовки управленческих кадров, руководитель-менеджер, профессионализация управленческих кадров, магистратура для взрослых, образовательная программа, сетевое взаимодействие, проектное обучение, субъект-субъектное взаимодействие в процессе обучения.
В новом тысячелетии в период становления информационного общества и распространения глобализационных процессов образование становится одним из ведущих факторов развития государства. В настоящее время повышается роль образования как социального фактора, обеспечивающего адаптацию человека в профессиональной сфере и повседневной жизни, экономического фактора, что проявляется в увеличении экономической отдачи высококвалифицированного труда, инновационного фактора, что позволяет наращивать интеллектуальный потенциал страны и повышать уровень ее международной конкурентоспособности. Однако в отечественной системе образования накопилось много проблем, которые сдерживают ее развитие. Представим некоторые из них:
- отсутствие четких приоритетов в развитии образовательного потенциала общества в соответствии с перспективами постиндустриального развития;
- неудовлетворительный уровень кадрового обеспечения учебных заведений;
- высокий уровень унификации профессионального образования, который уменьшает
возможности формирования индивидуальных траекторий обучения и предопределяет выпуск рабочих и специалистов с низким уровнем адаптивных способностей;
- отсутствие механизмов заинтересованного участия работодателей в подготовке кадров вследствие разрыва партнерских отношений учебных заведений и предприятий;
- неэффективное управление образованием.
Сегодня можно констатировать факт отсутствия эффективных механизмов развития образовательной отрасли, инфраструктуры поддержки инновационных процессов. Учитывая это, важной задачей государственной образовательной политики является ориентация на опережающее развитие образовательного потенциала общества посредством формирования опережающей модели образования. А это, в свою очередь, невозможно без обновления управления образованием и, прежде всего, его управленческих кадров.
В XXI веке проблемы образования осложняются тем, что меняются не только стратегические ориентиры образования, но и парадигма управления в целом, а значит, и управления образованием. Сегодня можно
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 4 / 2016
63
констатировать факт сформированное™ новой управленческой парадигмы. Ее ключевыми чертами являются:
- «отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды;
- использование в управлении теории систем, имеющую свою логику и законы;
- ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории социального управления;
- признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации» [5, с. 74]. По сути, эти характеристики позволяют назвать ее «тихой управленческой революцией».
Согласно новой парадигме управления, чтобы организации стали успешными, они должны развивать лидеров на всех уровнях. Каждый должен быть лидером. Лидерство - это не должность. Это образ мышления, веры, поведения [1].
Дискуссия о том, кто же такой директор школы, колледжа, ректор вуза - старший учитель, самый опытный преподаватель или менеджер, - достаточно продолжительное время шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Еще в середине XX столетия побеждала первая позиция, но сейчас большинство ученых и практиков все больше склоняются ко второй. Управленческая деятельность независимо от сферы приложения сил является специфической, требующей специальной профессиональной подготовки. Образовательное учреждение -открытая, сложная, многофункциональная, социально-педагогическая система с многовариативным содержанием, нелинейными процессами. Проблема заключается в том, что для начала руководитель должен ее таковой увидеть, чтобы научиться ею управлять.
Современный руководитель образовательного учреждения должен ясно представлять, что стать эффективным менеджером возможно только при наличии условий, в которых знания найдут практическое применение. Руководитель должен ориентироваться в своей работе на систему менеджмента качества образования, преподавания и обучения; определять, в какой парадигме
образования реализуются управленческая и педагогическая деятельность; быть компетентным в осуществлении технологии целе-полагания; уметь прогнозировать результаты образования на перспективный период, анализировать варианты достижения целей и сравнивать их с результатами, находить альтернативные варианты поиска проблем и осуществлять выбор оптимального пути.
Современному развивающемуся образовательному учреждению необходим руководитель-менеджер с конструктивной логикой мышления, с развитой методологической культурой управления. Во-первых, он должен мыслить системно, решать нестандартные управленческие задачи, использовать экономические, юридические знания, умело управлять в новых условиях. Во-вторых, руководителю надо измениться внутренне, осознав в полной мере систему своих убеждений и верований. Именно через самопознание руководитель может научиться подходить к педагогу и обучающемуся не с позиции силы, а с позиции участников общей деятельности, социальных партнеров. В-третьих, современному руководителю образовательного учреждения необходимо постоянно учиться; ему нужны знания о современном управлении как особом типе профессиональной деятельности [3]. Деятельность управленца не может быть эффективной как без понимания всех процессов, протекающих в образовательном учреждении, так и без постоянного совершенствования и приобретения новых знаний.
Мы солидарны с Ю. Н. Дулиным, что «менеджер не осуществляет управление "вообще" (абстрактно, по шаблону, по собственной прихоти и т. п.). Для успешной работы организации менеджер выстраивает определенным образом отношения "сотрудник - коллектив - общество" в определенных социально-политических и правовых условиях» [2, с. 164]. «В течение последних трех десятилетий доминирующая практика менеджмента изменилась, и от фокусирования на эффективности перешла к сфокусированности на качестве, гибкости и, в конечном счете, - на инновации» [2, с. 165].
Еще 20-25 лет назад речь не шла о специальной профессиональной подготовке управленческих кадров для системы образования, сейчас - это настоятельная потреб-
ность, ставшая реальностью. И не факт, что конкурентоспособный, эффективный менеджер образования - это опытный руководитель, так же как не факт и то, что обучать менеджменту можно со школьной скамьи. Это вопрос остается дискуссионным не только для практики, но и для науки.
Решение проблемы профессионализации руководителей образовательных организации нам видится в форме «магистратуры для взрослых». В Омском государственном педагогическом университете открыты магистерские программы «Менеджмент в образовании» и «Управление человеческими ресурсами в образовании» (направление подготовки 44.04.04 - «Профессиональное обучение» (экономика и управление)); выпускающая кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления имеет уже более чем 10-летний опыт работы по подготовке менеджеров образования.
Почему магистратура? Магистерское образование - это процесс и результат подготовки по образовательной программе, направленной на развитие профессиональной компетентности в соответствующей профессиональной сфере деятельности на исследовательской основе. Магистерское образование позволяет решать инновационные задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности; оно характеризуется адаптивностью профессиональной подготовки, которая проявляется в гибком и быстром реагировании на запросы потребителей и работодателей.
Почему магистратура для взрослых? Взрослый обучающийся человек, по словам В. В. Горшковой, «стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению; обладает всесторонним опытом, который используется как источник обучения; обучается, чтобы решить важную жизненную проблему, для достижения конкретной цели; стремится к безотлагательному применению полученных знаний, умений, навыков, а также компетентных способов будущей профессиональной деятельности. Образовательная деятельность взрослого обучающегося детерминируется разными факторами (временными, пространственными, социальными, бытовыми, профессиональными), которые могут как ограничивать, так и способствовать процессу образования»
[Цит. по: 3, с. 37].
Цель организации магистерской подготовки руководителей образовательных учреждений: создание педагогической системы, владеющей сложноорганизованным целенаправленным процессом подготовки профессиональных конкурентоспособных менеджеров, опережающих существующую практику управления образованием и способных к созданию условий, обеспечивающих инновационное развитие образовательных организаций.
При разработке образовательной программы магистерской подготовки управленческих кадров для системы образования мы исходили из концепции, которая основывается на ведущих положениях парадигмы управления XXI в. и особенностях объектов управления, каковыми являются образовательные организации и учреждения и, соответственно, компетентностного подхода, в логике которого разработаны действующие ныне ФГОС ВО. В ходе подготовки у магистров формируется комплекс компетенций, позволяющих высококвалифицированно выполнять различные функции, а именно, менеджера-координатора, аналитика, стратега, эксперта и т. п. В зависимости от особенностей содержания магистерской подготовки обучение ориентирует студентов на определенную функциональную позицию: специалиста по управлению развитием образовательного учреждения, управлению человеческими ресурсами, менеджера проектов и т. д.
Требования потребителей (руководителей ОУ) к качеству выпускника магистратуры -основной источник влияния на проектирование и реализацию образовательной программы. Поэтому концепция процессного подхода была избрана нами в качестве ведущей при организации образовательного процесса в магистратуре. Магистратура обеспечивает выработку у выпускников универсального подхода к профессиональной управленческой деятельности. В магистратуре в процессе подготовки акцент делается на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени ориентированы на потребности работодателей.
Необходимость учета потребностей по-
требителей и работодателей при организации подготовки управленческих кадров в магистратуре и поиск формы организации взаимодействия с работодателями привели выпускающую кафедру к идее создания регионального научно-образовательного центра «Интеграция» (в рамках некоммерческого партнерства), который и был создан в октябре 2013 г. при ОмГПУ В его состав вошли 22 образовательных учреждения ВО и СПО. Деятельность центра направлена на расширение перспектив развития сектора образования Омской области через расширение горизонтальной и вертикальной кооперации между учебными заведениями и их сотрудничества с организациями по вопросам профессиональной ориентации; участие работодателей в формировании основных и дополнительных образовательных программ; использование потенциала социального партнерства в образовании; развитие сетевых форм взаимодействия между организациями, реализующими образовательные программы различного уровня, вида и направленности. Потребность в такого рода форме организации взаимодействия с работодателями при подготовке управленческих кадров в магистратуре возникла еще и по причине отсутствия на настоящий момент профессионального стандарта руководителя образовательной организации; поскольку к квалификационным характеристикам менеджера образования работодатели предъявляют самые разнообразные требования, насколько им хватает знаний и фантазии.
Соответственно цели и задачам центра «Интеграция» были выработаны принципы его деятельности: демократизации, открытости, регионализации, непрерывности, интеграции. Благодаря механизму сетевого взаимодействия, который поддерживается региональным Министерством образования и, в частности, Управлением профессионального образования и науки Министерства образования Омской области, нами решена проблема набора целевых абитуриентов на обучение в магистратуру из числа действующих руководителей-практиков, специалистов, состоящих в резерве управленческих кадров.
Среди основных направлений управления
реализацией образовательной программы по подготовке в магистратуре управленческих кадров для образования мы выделяем в логике нашей концепции следующие:
- формирование требований к качеству процессов и результатов обучения, а также к качеству ресурсов вуза с учетом мнения учредителей вуза, студентов, преподавателей, работодателей, общества;
- участие социальных партнеров вуза в оценке качества знаний и уровня компетенций выпускников, как результата воспитательной и научно-образовательной деятельности;
- организация испытаний технологии подготовки специалистов на основе непрерывного контроля качества образования и воспитания;
- обеспечение подготовки менеджеров для системы образования высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами.
Магистратура имеет немаловажное преимущество перед другими формами обучения - учет индивидуальных потребностей обучающихся. Магистранты (в нашем случае руководители ОУ) имеют право не только выбирать отдельные курсы, но, что очень важно, могут определять индивидуальную траекторию обучения. Она определяется самим магистрантом совместно с его руководителем. Инструментом индивидуальной траектории обучения является индивидуальный план магистранта. Особенностью содержания обучения при подготовке управленческих кадров в магистратуре является наличие веера элективных курсов. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие углубленного знания разработки образовательных бизнес-проектов; для других важен человекоцентристский подход к управлению; третьи заинтересованы в управлении карьерой и т. д. Индивидуальный подход в магистерских программах также реализуется, благодаря проектному методу обучения, который в логике образовательной программы может осуществляться как индивидуально, так и в специально организуемых проектных группах. С одной стороны, каждый магистрант имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его про-
фессиональной деятельности или для учреждения, где он работает. Для этого случая отработан следующий механизм: магистерские диссертации выполняются по заявке образовательных учреждений с актуальной для них проблематикой. С другой стороны, организация проектного обучения на конкретных учебных дисциплинах позволяет разрабатывать групповые проекты по актуальной для науки и практики проблематике и апробировать их в последующем на научно-практических конференциях различного уровня и профессионально-образовательных форумах.
Адаптивность, мобильность, наличие критического мышления и исследовательского подхода к профессиональной управленче-ско-педагогической деятельности у выпускников магистратуры обеспечивается также особой формой организации их научно-исследовательской работы, каковой является научно-исследовательский семинар. Научно-исследовательский семинар очень хорошо зарекомендовал себя с позиций формирования и развития исследовательской компетентности обучающихся за счет актуализации такого механизма, как рефлексия. Традиционно содержанием деятельности магистрантов на семинаре являются обсуждение проблем управления образованием и результатов выполнения курсовых работ, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогическо-проектировочной практик, обсуждение хода и промежуточных результатов выполнения магистерских диссертаций.
Еще одна особенность организации процесса обучения в магистратуре для взрослых - это принципиально иное взаимодействие субъектов обучения «преподаватель - обучающийся». По магистерской программе работают преподаватели, которые сами имеют не только управленческое образование, но и управленческий опыт, среди них действующие специалисты и руководители образовательных учреждений. Организуя взаимодействие с взрослыми магистрантами, они выполняют роли консультанта, коуча, тьютора, наставника, супервизора.
Небольшая информация об особенностях контингента, обучающегося на наших магистерских программах, позволяет пред-
ставить коллективный портрет «взрослых» магистрантов. Это руководители образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования: проректоры вузов, директора и заместители директоров общеобразовательных школ и колледжей, заведующие отделениями, руководители методических служб и предметно-цикловых комиссий в колледжах. Возраст: 25-60 лет; средний возраст - 35-40 лет. Женщины -62 %, мужчины - 38 %. Базовое образование: высшее техническое - 57 %; высшее гуманитарное - 40 %; высшее военное, медицинское и др. - 3 %. Практически ежегодно в магистратуру поступают лица, имеющие ученую степень кандидата наук. География постоянного места жительства и работы: 65 % - г. Омск и Омская область; 10 % - Казахстан; 5 % -Крайний Север; 20 % - Новосибирск, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Кемерово и др.
Многие выпускники нашей «взрослой» магистратуры сделали успешную карьеру и сегодня работают специалистами в Министерстве образования Омской области, возглавляют структурные подразделения органов управления образованием, руководят образовательными учреждениями, занимая должности проректора и заведующих кафедрами, директоров и заместителей директоров колледжей и общеобразовательных школ, являются руководителями методических служб в образовательных учреждениях и организациях. Главное, что дает магистратура взрослому обучающемуся, - это конкурентные преимущества на рынке труда и возможность самореализации и развития себя и других в профессиональной деятельности на благо нашего образования.
Перспективы магистерской подготовки управленческих кадров для системы образования мы связываем с проектированием образовательной программы подготовки на основе соотношения требований Профессионального стандарта руководителя образовательной организации и ФГОС ВО, сочетанием принципов фундаментализма, практикоориентированности и интеграции, совершенствованием сетевой организации подготовки, развитием академической мобильности обучающихся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Библиографический список
1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.
2. Дулин Ю. Н. Методологический подход к исследованию профессионального образования менеджеров [Электронный ресурс]. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-podhod-k-issledovaniyu-professionalnogo-obrazovaniya-menedzherov (дата обращения: 04.04. 2016).
3. Лебедева Л. И. Особенности магистерского образования в отечественной высшей школе [Элек-
тронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole#ixzz44fNTRADP (дата обращения: 02.04.2016).
4. Погребняк Л. П. Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 43 с.
5. Симагина О. В., Матюнин В. М. Теория управления: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. -135 с.
Поступила в редакцию 15.04.2016
Shipilina Ludmila Andreevna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Head of Department of Professional Pedagogy, Psychology and Management of Omsk State Pedagogical University, shipilina-l@yandex.ru, Omsk
ORGANIZATION OF PREPARATION OF MANAGERIAL STAFF FOR THE EDUCATIONAL SYSTEM AT MASTER'S COURSE
Abstract. In the article on the basis of system and competence approaches, key positions of a new managerial paradigm the main positions of the Concept of the organization of preparation of managerial staff for the educational system at Master's course are stated. The necessity of professional preparation of managerial staff for the contemporary educational system is substantiated; the peculiarities of studying "a Master's degree for adults" are revealed. The author presents the experience of Omsk state pedagogical university in organizing the professional preparation of managerial staff for the educational system giving as an example the Master' s course in the direction of preparation 44.04.04 - Vocational training (economics and management), Master's programmes "Management in Education", "Human Resource Management in Education".
Keywords: management paradigm, organization of preparation of managerial staff, leader-manager, professionalization of managerial staff, Master's course for adults, educational program, network interaction, project-based learning, subject-subject interaction in the process of education.
References
1. Druker, Piter, F., 2004. Zadachi menedzhmen-ta v XXI veke [Management Challenges for the 21st Century]. Moscow: Vilyams Publ., 272 p. (in Russ.).
2. Dulin, Yu. N. Metodologicheskij podxod k issledovaniyu professional'nogo obrazovaniya menedzherov [Methodological approach to the research on managers' professional education] [online]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskiy-podhod-k-issledovaniyu-profes-sionalnogo-obrazovaniya-menedzherov (Accessed 4 April 2016) (in Russ.).
3. Lebedeva, L. I. Osobennosti magisterskogo obrazovaniya v otechestvennoj vysshej shkole [The
peculiarities of Magister education in the native higher school] [online]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovani-ya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole#ixzz44fN-TRADP (Accessed 2 April 2016) (in Russ.).
4. Pogrebnyak, L. P., 2004. Organizacionno-ped-agogicheskie i pravovye faktory v upravlenii obshhe-obrazovatel'noj shkoloj [Organizational and pedagogical and legal factors in managing a comprehensive school]. Dr. Sci. (Pedag.). Stavropol, 43 p. (in Russ.).
5. Simagina, O. V., Matyunin, V. M., 2014. Teori-ya upravleniya [The theory of administration]. Novosibirsk: SibAPA Publ., 135 p. (in Russ.).
Submitted 15.04.2016
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 I 2016
68